Здание двенадцати коллегий. Двенадцать коллегий

Здание двенадцати коллегий является одним из самых ранних сооружений на Васильевском острове, сохранившихся до наших дней. Здание состоит из двенадцати корпусов.

В 1711 году по указу Петра I был создан высший законодательный орган государства – Сенат. В 1718 году были созданы коллегии, подчинявшиеся Сенату. Коллегии (коллегия – это центральный орган управления) отвечали за различные задачи: одни – за ведение дел в армии и на флоте, другие – за торговлю, третьи – за отношения с другими странами и т.д. Коллегии сменили существующие до них приказы – органы управления Московской Руси в XVI – XVII веках.

Сначала коллегий было девять, но затем их число увеличили до двенадцати. Президентами коллегий были такие известные деятели Петровской эпохи, как А.Д. Меншиков, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин, Я.Ф. Долгорукий и другие. Важные государственные дела теперь решались коллегиально – вместе, на совещаниях с участием не только бояр, но и людей других сословий. Первоначально Сенат и коллегии размещались в мазанковом здании (мазанки – дома из дерева и глины), построенного по проекту архитектора Д. Трезини. Затем Петр I поручил Трезини построить здание для органов управления на Васильевском острове.

В 1724 году состоялся первый в России конкурс на разработку проекта здания Двенадцати коллегий, который, однако, не дал результатов – ни один из представленных проектов так и не был утвержден. В результате - нижний этаж возводился по замыслу Д. Трезини, верхние – по проекту архитектора Т. Швертфегера. Строительные работы по возведению здания велись с 1722 по 1742 года под руководством сначала Д. Трезини. а затем М.Г. Земцова. Длина здания составила четыреста метров. Здание состоит из двенадцати одинаковых, вплотную примкнувших друг к другу секций-корпусов. Боковой фасад обращен к Неве. Грандиозное трехэтажное здание имеет единую крышу и огромный четырехсот метровый коридор. Корпуса-секции были украшены фигурными наличниками и аттиком с лепкой.

В 1802 году коллегии были заменены на министерства, а часть здания была передана Главному педагогическому университету. который в 1819 году был преобразован в Петербургский университет.

Административный центр в Петербурге переместился на левый берег Невы, а на васильевском острове образовался центр высшего образования и научной жизни. Здание Двенадцати коллегий было полностью передано во владение Петербургскому университету.

Позже в здании был произведен ряд перестроек. В частности, открытая арка главного фасада была застеклена, появилась парадная лестница и белоколонный актовый зал. Первоначальная внутренняя отделка сохранилась только в Петровском зале: скульптура, плафон и живописные вставки в верхней части стен, два угловых камина со скульптурной отделкой. Сегодня в здании Двенадцати коллегий по-прежнему размещается Санкт-Петербургский государственный университет, с именем которого связаны имена таких ученых, как Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, А.С. Попов, И.М. Сеченов и другие.

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий

Среди многочисленных и уникальных зданий на Университетской набережной Васильевского острова это красно-белое здание невольно заставляет обратить на себя внимание. И сначала даже не очень понятно чем. И только сделав пару шагов влево или вправо, понимаешь: здание обращено к набережной торцом. А двенадцать совершенно одинаковых зданий под отдельными высокими крышами, соединённые только торцевыми стенами, почти на полкилометра уходят вглубь.

Кстати, это единственное здание, которое обращено к Университетской набережной торцом и вытянуто вдоль Менделеевской линии. Существует легенда, что изначально его планировалось построить вдоль набережной, как и большинство других зданий того времени. Но вышло так, что руководить строительством было поручено Александру Меншикову. Пётр I же неосторожно пообещал своему ближайшему сподвижнику, что на участке земли, который останется между готовым зданием и 1-й линией, тот сможет построить свой собственный особняк. Тогда-то Меншиков и распорядился, чтобы здание Двенадцати коллегий выходило на набережную своей самой узкой стеной, чтобы между ним и 1-й линией осталось как можно больше места. Когда строительство было завершено, Пётр I приехал на Васильевский остров принимать работу своего фаворита. Возмущению его не было предела. Меншиков оправдывался, уверяя Петра, что он «неправильно понял» его распоряжения, но от праведного царского гнева это его не спасло. Говорят, что Пётр I прогнал любимчика по всем коридорам и лестницам здания, ударяя его по спине своей тростью. Правда, построить на Васильевском острове дворец он Меншикову все-таки разрешил, но места для этого выделил гораздо меньше, чем тот пытался заполучить.

Университет. XIX в.

На самом деле здание Двенадцати коллегий начало строиться по проекту архитектора Доменико Трезини в 1722 году. Доменико Трезини был приглашён на работу в Петербург почти с первых дней основания города. Он строил форт Кроншлот, Петропавловскую крепость. Трезини был не просто архитектором при Канцелярии городовых дел, а фактически правой рукой царя по всем строительным делам в Петербурге. Поэтому Пётр I и поручал ему самые ответственные работы.

Коллегии – это, по сути, новые российские министерства, которые должны были, по замыслу Петра I, заменить существовавшие до того приказы. Кроме 10 петровских коллегий-министерств, здесь размещались Сенат и Синод. По своей сути, Сенат был призван заменить уничтоженную Петром Боярскую думу. Первоначально рассматривался как временный орган.

Место на Васильевском острове было выбрано не случайно. Задумывая строительство новой российской столицы – регулярного морского города европейского типа, – Пётр I предполагал именно на Васильевском острове создать административный, культурный и торговый центр будущего мегаполиса.

Разрабатывая проект планировки Васильевского острова, утвержденный в 1716 году, Доменико Трезини использовал трассу большой просеки (ныне Большого проспекта) как главную планировочную ось прямоугольной сети улиц-каналов и пересекающих их проспектов. Проект «идеального города» на манер Венеции не получил реального воплощения, но оказал большое влияние на дальнейшее развитие как острова, так и некоторых районов Петербурга. В петровские времена в восточной части Васильевского острова планировалось прорыть несколько каналов, как в Венеции. Этот проект так и остался нереализованным, но улицы в этом месте до сих пор носят названия «линии», напоминая, что когда-то они были набережными каналов.

Дом Двенадцати коллегий должен был, по замыслу архитектора, нести и смысловую нагрузку. Ведь высшие учреждения страны призваны действовать согласованно, в нерушимом единстве. И это нерушимое единство должны быть зримо. Потому-то дома их должны стоять, плотно прижавшись друг к другу, как братья-близнецы, плечом к плечу.

У каждого здания свой парадный вход. Своя крыша. Высокая, четырёхскатная с переломом. Типичная для первой четверти XVIII столетия.

Первый этаж здания – галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны – широкие прямоугольные столбы. Крайние – чуть шире остальных, и в них – ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие. Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены. Они выполняют роль строгой рамы зрительных границ архитектурного произведения.

Каждое здание на одиннадцать осей – протяжённостью в одиннадцать окон. Центральная часть в три окна чуть выступает вперед. Это ризалит. Кажется, что неведомая сила, стремясь подчеркнуть парадность входа, выталкивает его. Это «выталкивание», «движение» стены вперёд, а порой и назад от главной линии фасада – один из определяющих признаков стиля барокко. В первой половине XVIII века архитекторы, работавшие в России, очень часто использовали этот приём.

Вход в каждую коллегию в центре здания. Над ним нависает балкон второго этажа с изящной кованой решеткой. А на крыше, над ризалитом, – нарядный фронтон. У фронтона криволинейные очертания, как требовал стиль барокко. Середину фронтона украшает лепное изображение эмблемы коллегии. А на скатах возлегают высеченные из белого камня мифологические фигуры.

Невиданная до тех пор длина постройки, завораживающий ритм ризалитов и фронтонов, пилястр и пилонов, насыщенное отношение красного цвета с белым – всё придавало Двенадцати коллегиям внушительный, торжественный вид. И, конечно, такое здание изумляло современников. Внутри все двенадцать зданий связаны единым сквозным коридором со стороны двора (самый длинный коридор в городе – свыше 400 метров).

Строительство здания растянулось на долгие годы, с 1722 по 1742 год. В 1734 году зодчий скончался.

С 1819 года в помещении четырех из двенадцати коллегий расположился Университет. С 1835 года императорский С.-Петербургский университет занял весь комплекс зданий. Тогда же здание было частично перестроено по проекту архитектора А.Ф. Щедрина. Застеклена открытая аркада, в результате чего появился знаменитый университетский коридор, вдоль главного фасада разбит сад, в центральной части здания сооружены парадная лестница и белоколонный актовый зал.

Ныне дом Двенадцати коллегий – это главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета. В здании расположен музей истории университета. От XVIII века до наших дней в здании сохранился только Сенатский (Петровский) зал с живописным плафоном и семью панно.

Рядом с домом Двенадцати коллегий, на Университетской набережной, находится дворец Петра II. Ныне в нём расположены филологический и восточный факультеты университета. Это здание входило в ансамбль застройки набережной. Дворец был заложен в 1727 году на территории Меншиковской усадьбы. Со смертью Петра II строительство дворца прекратилось, и он был закончен лишь в 1759–1761 годах. Протяженный фасад сооружения скромно декорирован в характере раннего барокко. Три дворовых корпуса, образующих вместе с дворцом замкнутое каре, ограничивают обширный внутренний двор. В конце XIX века в этом здании был историко-филологический институт.

Из книги Ленин - Сталин. Технология невозможного автора Прудникова Елена Анатольевна

Приложение 8 ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ КОЛЛЕГИЙ ЦАРИЦЫНСКОЙ ЧК 1. Протокол заседания Коллегии Отдела по борьбе с контрреволюцией Царицынской Губернской Чрезвычайной Комиссии1 ноября 1918 годаПрисутствовали:Заведующий Отделом по борьбе с контрреволюцией т. И. Локатош.Член

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Одна из двенадцати Впервые ее имя встречается в трудах древнегреческого философа Гераклита. После него об одной из самых знаменитых прорицательниц, Сивилле, писали римляне Плутарх и Овидий, Цицерон и Вергилий. Даже спустя много веков ее изображения появлялись в

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Законы двенадцати таблиц Со временем и патриции, и плебеи устали от непрестанной вражды. Поняв, что закон Терентилия никогда не будет одобрен сенатом, народные трибуны повели дело мягче: они предложили избрать законодателей из числа как патрициев, так и плебеев, с тем

автора Белов Александр Иванович

Конь о двенадцати головах Похожий сюжет мы часто встречаем и в русских сказках. Так, небесный конь привозит Ивана-царевича в солнцево царство и спускает его в преисподнюю. При этом конь мыслится как дарователь всяческих благ, счастья, здоровья, богатства, удачи. Конь как

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Огненный змей о двенадцати головах В русских сказках имеется персонаж – великан Усыня. Он стоит наравне с такими персонажами-великанами, как Горыня, Дубыня. Предполагается, что Горыня связан с горами, Дубыня – с дубами, а Усыня – то ли с длинными усами, то ли с водами реки,

автора

Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов Огромное трёхэтажное здание замкнуло с северной стороны ансамбль Соборной площади. Это Патриаршие палаты. Редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века.В отличие от дворцовых

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

МГУ, старое здание на Моховой Так получилось, что при словах Московский университет или МГУ большинство людей вспоминают знаменитую высотку на Воробьёвых горах. Хотя старое и не менее знаменитое здание университета до сих пор стоит на Моховой улице и в нём до сих пор

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Здание Опекунского совета на Солянке Это здание в стиле ампир с момента окончания строительства называли украшением улицы Солянки, а затем и всего этого исторического района города. Улица Солянка расположена на месте древней дороги из Кремля во Владимир, Суздаль,

Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль

СПИСОК ДВЕНАДЦАТИ Но что же за двенадцать городов? Насколько согласованно и часто письменные источники твердят об их количестве, настолько же молчаливы они при названии самих этих городов: и при подсчетах можно догадаться, что претендентов в этот список больше, чем

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ В РОССИИ Слова «первый» и «новый» постоянно мелькают практически в любом рассказе о царствовании Петра I. По окончании Северной войны (1721) Петр первым из правителей России принял титул императора. При нем стала выходить первая русская газета

Из книги Петербургские женщины XVIII века автора

Здание Автором проекта перестройки дома являлся друг Державина, Николай Александрович Львов, выдающийся архитектор XVIII–XIX веков. Дом был двухэтажным, вытянутым вдоль набережной Фонтанки. Львов значительно расширил главный корпус, распланировал симметричные «кухонный»

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Здание типографии и издательства газеты «Правда» Современный адрес - Исполкомскаяул., 12/Херсонская ул. 12.Здание построено в 1933–1934 годах по проекту архитектора Д.П. Бурышкина на пересечении Исполкомской и Херсонской улиц.«Правда» как одна из важнейших советских газет

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 38. Описание полукружия, двенадцати колонн и урн Напротив этих ворот стоит главный предмет всего полукруга (алтарь), восходящий до самой высоты базилики. Он, по числу двенадцати Апостолов Спасителя, увенчан двенадцатью колоннами, которых вершины украшены огромными,

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Учение двенадцати апостолов («Дидахе») «I1 Есть два пути: один – жизни и один – смерти, но между обоими путями большое различие (Втор. 30:15; Иер. 21:8). 2 Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя (Втор. 6:5; Сир. 7:32), во-вторых, – ближнего своего, как себя

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Здание Двенадцати Коллегий невольно привлекает взгляд тех, кто прогуливается по Университетской набережной, своим ярким терракотовым цветом и необычным расположением относительно Невы. В отличие от других построек, оно стоит не параллельно набережной, а перпендикулярно, и уходит вглубь Васильевского острова на расстояние почти в полкилометра. Интересно здание Двенадцати коллегий и своими интерьерами, историей, а также необычным окружением - в университетских двориках вы найдете удивительные скульптуры и памятники.

Предлагаем ознакомиться с интересным маршрутом вокруг Двенадцати Коллегий и заглянуть в университетские дворики.


Историческая справка

Двенадцать Коллегий начали строить в 1722 году. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Синод и Коллегии - объединения, представляющие собой переходную форму от московских приказов к министерствам. Строительство продолжалось десять лет - первое заседание коллегий состоялось здесь в 1732 году. Сначала архитекторами были назначены Доменико Трезини и Теодор Швертфегер, но завершали проект уже Джузеппе Трезини и Михаил Земцов.

Здание принадлежит к стилю «петровское барокко». Оно состоит из двенадцати идентичных трехэтажных секций и считается крупнейшим памятником, построенном в этом стиле.

В 1835 году здание было переоборудовано под нужды Санкт-Петербургского университета, так как именно в его ведение оно было передано.

Сегодня в Двенадцати коллегиях расположена научная библиотека, некоторые факультеты СПбГУ, а также административные службы.


Источник фото - www.tourprom.ru

Что посмотреть

В первую очередь, конечно, Петровский зал. Именно здесь сохранилась оригинальная внутренняя отделка 18 века. Обратите внимание на плафон и живописные вставки в верхней части стен, а также на скульптуры и два угловых камина.


Источник фото - www.wikiwand.com

Обязательно стоит ознакомиться с 400-метровой галереей, которая соединяет все секции здания. Раньше они были разделены глухими стенами - галерея появилась после того, как было принято решение о размещении здесь университета. Вот как описывал ее журнал «Современник»: «Более всего замечательна в университете галерея. Ее большие венецианские окна, блестящий паркет, чистота и вкус мебели, бесконечная протяженность представляют из нее что-то единственное в своем роде. Еще не было ни в одном публичном заведении Европы такого украшения храма наук». И действительно, невозможно не проникнуться духом познания и стремлением к свершения открытий, прогуливаясь вдоль бесконечной вереницы окон, через которые льется свет, отчего и кажется, что шаги идущего устремлены в вечность…


Источник фото - spbu.ru

Также в здании Двенадцати коллегий расположился Музей истории Санкт-Петербургского государственного университета. Общая площадь музея составляет 780 кв. м, а непосредственно сама экспозиция занимает 4 зала площадью 410 кв. м. C 1997 г. музей представляет собой самостоятельную структурную единицу со своим штатом сотрудников. Уникальная коллекция музея может рассказать о всех этапах развития главного университета Петербурга. Здесь проводят и экскурсии, но строго по предварительной записи и только в будние дни.

Не пройдите мимо памятника, посвященного образу студента СПбГУ, который установлен перед главным входом в здание. Идея создания «Крылатого гения» принадлежит Культурному фонду «Знаменитые универсанты СПбГУ». Летящий Гений держит в руках факел и опирается на классическую колонну, которая символизирует твердыню знаний, являющихся фундаментом и основой любых достижений.


Автор фото - Елена Павлова, источник - fotokto.ru

Знаменитые университетские дворики

Они действительно стоят того, чтобы их посетить! Уверяем вас, что образцы современной скульптуры, которые тут представлены, заслуживают пристального внимания даже самых искушенных любителей искусства.

Конечно же, самый известный из университетских двориков - это двор Филологического факультета. Но всему свое время. Давайте сначала посмотрим на неприметный двор, что ему предшествует. Здесь расположился удивительный Лабиринт, созданный по классической схеме, известной уже более 40 веков. Камни привезены из различных крупных университетов мира, что символизирует единение и партнерство в научной среде. Авторами композиции выступили Сергей де Рокамболь и Анна Николаева. Открыли Лабиринт в год 300-летия Петербурга, именно поэтому он состоит из 300 гранитных камней.


Источник фото - turbina.ru

Рядом с Лабиринтом расположилось еще несколько интересных объектов - Вавилонская башня техногенной эпохи, нос майора Ковалева, подпоручик Киже, Единорог и даже памятник императору Александру II. Необычное соседство, не правда ли?


Авто фото - Елена Плющ, источник - lookmytrips.com


Источник фото - saintpetersburg.zagranitsa.com

Осмотрев все эти скульптурные композиции, мы окажемся в том самом дворике филфака, который знаменит далеко за пределами Петербурга. Что же в нем особенного? На первый взгляд, это просто уютный двор для студентов, где под сенью деревьев можно отдохнуть в перерывах между парами. Но по всему его периметру установлены уникальные образцы современной скульптуры. Некоторые из них еще и спрятаны от глаз неосведомленного человека так, что без совета знатока их и найти очень сложно. Интересно то, что они не объединены одной темой. Здесь представлены одновременно и пронзительный памятник Бродскому, и забавная бегемотиха Тоня, которая по легенде помогает девушкам удачно выйти замуж. Можно сказать, что это арт-пространство, гармонично соединяющее в себе совершенно разные культурные слои, которые апеллируют к тому же к диаметрально противоположным чувствам человека.


История создания этого пространства началась со скульптуры Арсена Аветисяна «Размышление о Маленьком принце», которая была установлена 21 октября 2002 года. Арлекин с увлечением читает старинную книгу, где мы видим текст из книги Антуана де Сент-Экзюпери. Сидит он на пьедестале из толстых философских книг. Справедливо удивление зрителей - но где же Маленький принц? Его придется поискать. Но вы обязательно найдете этого вечно юного героя, если присмотритесь к деталям.


Источник фото - mir.afisha.ru/cities/sankt-peterburg/backyards

Вот примеры некоторых скульптур, расположенных во дворе филологического университета: памятник А. Блоку (скульптор Е. Ротанов, 2002), памятник Т. Г. Масарику (скульптор Й. Вайце, 2003), памятник А. Ахматовой (скульптор В. Трояновский, 2004), Антиоху Кантемиру (скульптор И. Здерчук, 2004), скульптурные композиции «Чаша Страдания» (скульптор А.А. Аветисян, 2004) и «Скошенные» (скульптор Г. Постников, 2004).

Широко известен памятник Иосифу Бродскому, обыгрывающий строки из стихотворения «Ни страны, ни погоста...»:

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
Между выцветших линий
на асфальт упаду.

Но все мы знаем, что умер Бродский вдали от родины. Создатель памятника - Константин Симун. Среди его работ - знаменитое «Разорванное кольцо». Памятник представляет собой чемодан, на котором стоит каменная плита с головой Иосифа Бродского. И это, конечно, не случайно. Чемодан здесь выступает в качестве символического изображения судьбы поэта, который провел многие годы в вынужденном изгнании. Это первый памятник в Санкт-Петербурге, посвященный Бродскому.


Источник фото - www.citywalls.ru

Другие скульптуры дворика филологического факультета не менее интересны, и стоит отметить, что каждая обладает своей историей и глубоким философским смыслом.


Источник фото - www.citywalls.ru

Однако есть одна трудность, с которой столкнется любой человек, который захочет полюбоваться этим великолепием современного искусства. Попасть сюда самостоятельно практически невозможно. Так как дворик находится в ведении университета, то и пускают на его территорию исключительно преподавателей и студентов. Остальным пройти внутрь будет достаточно проблематично. Впрочем, отчаиваться не стоит. Посетить дворик филфака можно в составе экскурсии , где вы не только увидите своими глазами все эти объекты, но и услышите истории и легенды, с ними связанные.

Надеемся, что статья подарила вам что-то новое и была полезной. Петербург - это город, который далеко не сразу открывает свои тайные адреса. Чтобы узнать его полностью, потребуются годы. Но это ни в коем случае не должно останавливать. Открывайте для себя знакомый и неизвестный Петербург каждый день, а мы будем стараться давать вам новые поводы для изучений, открытий и, конечно же, прогулок.

Последнее изменение Среда, 07 марта 2018 11:41

» Здание Двенадцати коллегий

Одна из самых ранних построек на Васильевском острове - здание Двенадцати коллегий, возведенное в 1722-1742 годах. Оно предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий - высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году. В начале 19 века коллегии были заменены министерствами. Проект здания был разработан Доменико Трезини; строительство велось под руководством Трезини и Т. Швертфегера, а завершили работы М. Г. Земцов и Джузеппе Трезини.

Здание представляет собой двенадцатьодинаковых по размерам и архитектуре трехэтажных корпусов, соединенных между собой. В 18 веке каждый корпус имел свой отдельный вход. Архитектура здания глубоко символична: она отражает самостоятельность каждой коллегии и вместе с тем подчеркивает их взаимосвязь при решении государственных задач.

Первоначально здание выполняло две функции - административную и торговую. Помимо того, что в нем размещались высшие органы государственного управления, на первом этаже со стороны центральной площади, под аркадой "гостиного двора", располагались торговые ряды и лавки.

В то время еще не было построено постоянных мостов через Неву, что создавало определенные трудности для правительственных учреждений, располагавшихся на Васильевском острове. Частенько из-за капризов переменчивой северной погоды и своенравной Невы они оказывались отрезанными от основных районов города. Это была одна из причин, по которым часть высших государственных учреждений была в последствии перевезена на левый берег Невы.

В 1804 году часть помещений здания Двенадцати коллегий было передано Педагогическому институту, на основе которого в 1819 году был учрежден Университет. До 1859 года в здании располагалось два высших учебных заведения, которые, по сути, являлись одним. К тому же в 1859 году Педагогический институт был упразднен.

В середине 1830 годов история здания сливается с историей университета, центральная приемная комиссия, геологический и природо-почвенный факультеты которого и по сей день располагаются в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове.

Как добраться

Выйти на станции метро "Невский проспект", перейти по подземному переходу на противоположную сторону и сесть на автобус 7 или троллейбусы 1, 10, 7 и доехать до остановки "Стрелка Васильевского острова".

Историческая справка

1722-1742 гг. - строительство здания Двенадцати коллегий по проекту архитектора Трезини.
1732 г. - первое заседание коллегий.
1804 г. - здание частично передается Главному Педагогическому институту.
1819 г. - создание Санкт-петербургского Государственного университета.
8 февраля 1819 г. - торжественное открытие занятий в здании Двенадцати коллегий.
1835 г. - здание Двенадцати коллегий полностью передано Санкт-Петербургскому Государственному университету.
1834-1838 гг. - здание частично перестроено (арх. А. Ф. Щедрин).

Легенды и мифы

Ближайший друг и соратник Петра I, А. Д. Меншиков славился своей изобретательностью и изворотливостью. Операции, которые он проворачивал с государственными деньгами, часть которых неизменно оседала в его карманах, обрастали легендами. Часто молва приписывала ему и "подвиги", который он не совершал. Например, рассказывали такую историю, что Петр I, уезжая, велел Меншикову заняться строительством здания Двенадцати коллегий на Васильевском острове. Причем на оставшейся после застройки территории Меншикову разрешалось построить свой дворец. Меншиков подумал-подумал и приказал строителям возводить здание Двенадцати коллегий не вдоль Невы, а перпендикулярно ей. Таким образом, светлейший князь выкроил довольно большую территорию для своего дворца. Когда Петр вернулся и увидел, что придумал его сподвижник, избил того своей знаменитой дубинкой до полусмерти, но менять ничего не стал, и здание и так осталось стоять узким торцом к Неве.

Эта легенда не имеет под собой никаких оснований. Во-первых, по хронологическим причинам, а во-вторых, потому, что здание Двенадцати коллегий было специально обращено своим главным фасадом к центральной площади Васильевского острова, который должен был стать по замыслу Петра I центром молодой столицы. Впоследствии эта территория была застроена.

Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге – один из важнейших архитектурных памятников 18 века, построенных в стиле петровского барокко. План огромного комплекса разработал Д. Трезини.

Согласно проекту, комплекс должен был состоять из двенадцати зданий, соединенных флигелями и переходами. В домах предполагалось разместить высшие госучреждения.

Строительство началось в 1722 году, но работы часто прерывались из-за наводнений. Основной корпус был сооружен в 1732 году. Это был огромный трехэтажный дом из дорогостоящего камня длиной в 392 м., высотой – в 15 м. Комплекс был окрашен в красно-белые тона.

Для украшения здания Двенадцати коллегий Трезини использовал пилоны, статуи, балконы с резными решетками. Все корпуса архитектор оснастил отдельными входами.

До нашего времени в почти неизменном виде дошел Петровский зал. Он богато украшен барельефами, статуями, фресками и картинами. В этом зале, вплоть до переезда в роскошное здание на Галерной улице, заседал Сенат.

К 1829 году большинство министерств были переведены в другие здания. Царь Николай I распорядился передать комплекс Петербургскому университету. На переоборудование здания Двенадцати коллегий под нужны образовательного учреждения власти выделили 0,6 млн. рублей. К 1835 году архитектор А. Щедрин завершил основные работы.

Особый восторг у современников вызвала созданная Щедриным галерея, тянущаяся по всей протяженности второго этажа. Огромный зал с венецианскими окнами, классическим паркетом и изящной меблировкой до сих пор поражает своей красотой. В 1836 году рядом со зданием был разбит великолепный сад, в котором студенты могли отдыхать после занятий. Со стороны улицы сад обнесли массивной решеткой.

В наше время здание Двенадцати коллегий – учебный комплекс СПбГУ с одной из крупнейших в России научно-технических библиотек. Дом входит в перечень особо охраняемых культурных объектов России.