Всероссийская программа по повышению уровня финансовой грамотности. Медведев утвердил стратегию повышения финансовой грамотности россиян

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

Создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.

Задачи проекта:

Организация мероприятий для обучающихся общеобразовательных учреждений;
- ликвидация финансовой безграмотности населения города;
- привлечение специалистов в области банковского дела, бухгалтерии, финансов и экономики к сотрудничеству;
- создание площадки для развития бизнес-идей студенческой молодежи;
- организация тематических недель.

Достигнутые результаты за последний год:

Доступность информации от компетентных специалистов в области финансов, банковского дела. экономики и предпринимательства;
- предупреждение финансовых ошибок и разъяснение современной ситуации на рынке;
- внедрение навыков бережливости в условиях экономии ресурсов;
- обучение и вовлечение в процесс ликвидации финансовой безграмотности преподавателей образовательных учреждений и старших школьников;
- предоставление новых возможностей для повышения знаний широким слоям населения, а также заинтересованным профильным структурным подразделениям организаций;
- помощь в продвижении и реализации молодежных предпринимательских инициатив.

Социальная значимость проекта:

В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения
стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.
Во многих странах мира осознание необходимости повышения финансовой грамотности населения привело к формированию национальных стратегий или программ финансового образования.
Основными факторами их формирования являются:
экономический кризис, в период которого повышается актуальность
рационального использования финансовых средств при явном снижении
стоимости сбережений;
усложнение предлагаемых на рынке финансовых услуг;
несоответствие финансовых знаний населения динамично меняющемуся финансовому рынку.
Кроме того, в период нестабильности и малой предсказуемости развития финансовых рынков еще более повышается значимость получения населением доступа к достоверной и надежной информации о
финансовых услугах и защите своих прав в качестве потребителей финансовых услуг.
Примерно 60 стран уже разрабатывают или реализуют национальные стратегии повышения финансовой грамотности. Каждое государство ставит конкретную цель и определяет ожидаемые конечные результаты
при формировании такой стратегии.
Во многих странах национальные стратегии повышения финансовой грамотности направлены на всех потребителей финансовых услуг и стремятся охватить самые широкие слои населения. Вместе с тем
выделяются приоритетные целевые группы. Как свидетельствует анализ международного опыта, наиболее часто предпочтение отдается обучающимся общеобразовательных организаций и образовательных
организаций высшего образования, работающему населению, гражданам предпенсионного и пенсионного возраста.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Викторина для школьников "Финансовая грамотность" - сентябрь 2016 года, сентябрь 2017 года (до 70 участников за 2 года)
- Мастер-класс "Финансовый ликбез или что мы должны знать о деньгах в 21 веке" - декабрь 2016 года (60 участников)
- Открытый лекторий "Нобелевские лауреаты" - март 2017 года (65 участников)
- День финансиста в филиале "Котельники" - сентябрь 2017 года (150 участников)
- Лекторий "Основные принципы международного коучинга" совместно с профессором, доктором экономических наук, израильским ученым Гольдман Натальей Дмитриевной - октябрь 2017 года (70 участников)
- Открытый семинар "Уроки бережливости". приуроченный к завершению года экологии в России - ноябрь 2017 года (40 участников)
- Семинар "Информационные ресурсы для обеспечения деятельности финансовых структур организации" совместно с медиакомпанией "Актион-МЦФЭР" и информационным порталом "Главбух" с последующим тестированием и вручением сертификатов участникам - декабрь 2017 года (30 участников)
- заключение договора между филиалом "Котельники" и медиакомпанией "Актион-МЦФЭР" о создании на базе образовательного учреждения центра повышения квалификации бухгалтеров и специалистов в области финансов - март 2018 года
- организация и проведение совместно с отделом экономики, поддержки малого и среднего предпринимательства конкурса бизнес-проектов "Мой start up" - апрель-май 2018 года (более 100 участников)

Охват проекта:

Обучающиеся старших классов общеобразовательных учреждений, студенты среднего профессионального и высшего образования, жители г.о. Котельники и близлежащих районов.

Затраченные ресурсы:

1,5 года (проект продолжает свою работу)

Дата старта проекта:

Пугановская Тамара Ивановна автор Шаренков Сергей Алексеевич Абдукаримов Нурилло Хайруллаевич Алешина Анна Александровна Афанасьева Татьяна Анатольевна Голикова Татьяна Юрьевна Платонова Алла Михайловна Орлов Николай Николаевич Павликова Татьяна Александровна

Гришакина Ольга Петровна,

руководитель Чеховского отделения НС «Интеграция»,

учитель экономики МБОУ гимназии №7 г. Чехова,

руководитель РМО учителей экономики

Чеховского района Московской области

Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком, при поддержке Министерства образования и науки РФ, ведущих банков России. Его идеи возникли в 2011 году, проект рассчитан вначале до VI 2016 года, продлен до 2018 года.

Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

  • Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между субъектами хозяйствования, между населением и государством в результате использования денег.
  • Под финансовой грамотностью понимают совокупность знаний и практических умений человека разбираться в ситуациях, связанных с денежными вопросами, бюджетом, финансовыми рынками, их инструментами (депозиты, платежные и кредитные карты и т.д.), продуктами и услугами, работой банков, налоговой системой; навыки принятия финансовых решений и ответственности за них, заботу о своем экономическом благополучии.



Основные задачи Проекта:
1. На основе оценки уровня финансовой грамотности населения и эффектов пилотируемых программ разработать и начать реализацию среднесрочной национальной Стратегии повышения финансовой грамотности населения;
2. Создать устойчивые институциональные механизмы реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях с участием органов исполнительной власти, учебных заведений, неправительственных организаций, финансового сектора;
3. Создать кадровый потенциал в области реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях;
4. Разработать, протестировать и распространить образовательные программы и инструменты повышения финансовой грамотности, используя институты и каналы как формального, так и неформального образования учащихся школьного возраста, студентов и взрослых;
5. Создать систему эффективных и доступных информационных ресурсов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, провести масштабную информационную кампанию; разработать, протестировать и распространить широкий спектр информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг;
6. Поддержать на конкурсной основе широкий круг инициатив «снизу», направленных на повышение финансовой грамотности, развитие финансового образования и повышение защиты прав потребителей финансовых услуг;
7. Обеспечить укрепление потенциала органов государственного управления и негосударственного сектора в сфере защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, включая повышение квалификации кадров, улучшение состояния дел с раскрытием и доступным представлением информации участниками финансовых рынков и взаимодействие с организациями частного сектора;
8. Провести комплексную масштабную оценку и организовать мониторинг уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения.

Основные компоненты проекта

1. Разработка стратегии повышения финансовой грамотности, мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей.
2. Создание потенциала в области повышения финансовой грамотности, в том числе:

  • Обучение и организация семинаров и открытых обсуждений для национальных групп экспертов, а также для учителей и педагогов разных уровней системы образования и неформального образования, расширение кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности;
  • Создание информационно-образовательного портала по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей;
  • Осуществление региональной программы развития финансовой грамотности в Пилотных и других регионах, которая предусматривает: создание Региональных центров финансовой грамотности; разработку и апробацию образовательных программ и материалов по вопросам финансовой грамотности; осуществление указанных учебных программ, мониторинг и оценку вышеперечисленных мероприятий; проведение информационных кампаний;
  • Оказание поддержки в подготовке последующих мероприятий в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей.

3. Разработка и реализация образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности, в том числе:

  • Разработка и реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности.
  • Разработка и реализация информационных кампаний по повышению финансовой грамотности: определение концепции кампании, разработка материалов и инструментов кампании, реализация программ обучения журналистов.
  • Реализация Подпроектов, направленных на повышение финансовой грамотности, в том числе, оказание поддержки ряда инициатив в области финансовой грамотности, осуществляемых представителями частного и государственного секторов, неправительственными и некоммерческими организациями и профессиональными ассоциациями

4. Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе:

  • Разработка и реализация плана укрепления потенциала Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
  • Осуществление Подпроектов, направленных на повышение финансовой грамотности, за счет поддержки ряда инициатив по защите прав потребителей финансовых услуг, включая инициативы по предоставлению потребителям юридических консультаций и информации представителями частного и государственного секторов, неправительственных и некоммерческих организаций и профессиональных ассоциаций
  • Оказание содействия в создании института финансового омбудсмена, а также в совершенствовании системы независимого мониторинга в области защиты прав потребителей. Проект рассчитан вначале на 5 лет до июня 2016 года, имеет национальный масштаб. Объем финансирования - 113 млн.$. Действие продлено до 2018 года.

Общее руководство Проектом.

Исполнителем и главным распорядителем бюджетных средств по Проекту является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). Проект реализуется во взаимодействии с Роспотребнадзором, Банком России, Минобрнауки и Минэкономразвития России и другими ведомствами и организациями. Экспертную поддержку Проекта обеспечивает Экспертный совет. Функции по координации текущих работ по подготовке и реализации Проекта выполняются Рабочей группой Минфина России. Председатель Рабочей группы одновременно является Директором Проекта.

Существует несколько вариантов участия в Проекте:

  • вы можете ознакомиться с перечнем запланированных к реализации в ближайшем будущем контрактов Проекта, в отношении которых на сайте ФРП размещены приглашения к выражению заинтересованности (объявления о закупках) http://fer.ru/fefl/procnotices.htm;
  • если среди них есть интересные для вашей компании или для вас лично как индивидуального консультанта – подать выражения заинтересованности с описанием вашего опыта и возможностей реализации данного контракта (все контактные данные и существенная информация о конкретных контрактах содержатся в соответствующих приглашениях)

с полным перечнем всех контрактов Проекта – как уже реализованных, текущих, так и запланированных на будущее – можно также ознакомиться на сайте ФРП, изучив План закупок Проекта: http://fer.ru/fefl/procplan.htm;

  • если же вы занимаетесь деятельностью в области финансовой грамотности или защитой прав потребителей финансовых услуг, но среди контрактов Проекта не нашлось такого, который отвечал бы вашим интересам и особенностям ведущейся вами работы, – вы можете подать заявку на финансирование такой работы в рамках Фонда хороших идей Проекта – специального механизма конкурсного отбора и поддержки местных инициатив по тематике Проекта: www.goodideasfund.ru.

Контакты проекта:

  • Ильина Е.С. – главный специалист-эксперт Отдела содействия международному развитию Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов Российской Федерации.Тел. 8-495-913-47-01 Факс 8-495-913-43-15 E-mail:
  • Зеленцова А.В. – Руководитель Группы проектных консультантов.Тел. 8-915-480-02-80 E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • http://goodideasfund.ru/konkurs/ Фонд Хороших идей – конкурсный отбор инициатив по финансовой грамотности. Aинансирование инициатив до 200 000 $для юридических лиц и до 50 000 $для физических лиц и ИП http://goodideasfund.ru/kontakty/ контакты к конкурсу

В условиях рыночной экономики, учитывая ее взлеты и кризисы, для каждого человека важное значение имеет обеспечение личной денежной безопасности. Общество понимает эти реалии, поэтому государство должно создать программы, повышающие уровень финансовой грамотности россиян.

Зачем повышать?

В основном будущее российской экономики определяет молодежь. Именно поэтому особое значение приобретает повышение их образованности в сфере управления деньгами. Решение этой проблемы возможно только при тесном сотрудничестве государства с коммерческими и финансовыми институтами, учреждениями в сфере образования и общественными организациями, которые способны повлиять на развитие этого процесса в своей сфере.

Более трети жителей страны вообще не брали кредиты в банках за последние несколько лет, опасаясь резкого перепада инфляции денег.

Исходя из вышеперечисленного, получается, что большая часть россиян распоряжается своими средствами без правильного подхода и совета специалиста. Все денежные вопросы решаются в домашних условиях за чашкой чая с друзьями. Которые, так же как и хозяева не особо разбираются в хитросплетениях решений.

Рыночная экономика страны, тем не менее, не стоит на месте, а наоборот движется вперед быстрыми темпами. Познания же людей остаются на старом уровне и не добавляются, что становиться критичны для самой страны и ее экономики в целом.

Непонимание этих проблем обществом, толкает руководство страны на крайние меры. Всеми возможными способами добиться повышения образованности людей.

Что для этого делается?

Ведется пропаганда, обращенная на умное расходование средств населения. На обучение умениям правильно обходится с .

Проходят обучающие семинары, направленные на получение знаний в области банковских услуг. На умение разбираться в ценных бумагах и их доходности.

Работа программы повышения финансовой грамотности

Специальные центры обучают людей тому, как не поддаваться на ухищрения мошенников, как обезопасить свои вклады в банковские структуры, как получать прибыль с пенсионных выплат и многому другому.

Она рассчитана на все возрастные категории населения и преподается даже в школах, где насчитываются специальные факультативные предметы для обучения детей. Естественно в школе на подаются лишь основы всего того, что предстоит узнать детям в более старшем возрасте.

В вузах также отводится немало лекционных занятий на достижение должного уровня познаний в данной сфере. При этом экономический вуз наиболее детально прорабатывает со своими подопечными тонкости банковского дела и денежных решений. Это делается для повышения .

На пути реализации программы созданы также и мониторинговые группы, отслеживающие перемены в познаниях финансовой сферы людьми. И хотя результаты пока еще плачевны, работа ведется по всем возможным направлениям.

Подключены все средства массовой информации. Телевидение занимается показом социальных роликов побуждающих людей прислушаться и объясняющих всю нужность таких знаний. Газеты и раздаточные материалы во всю излагают позицию валютных рынков. Издательства занимаются печатной продукцией, в которой описаны все основные пункты познаний этой науки.

Кроме того подключены все региональные органы управления. В них проводятся мастер-классы для предпринимателей и начинающих свой бизнес людей. Рассматриваются и способы их избегания. На такие встречи приезжают опытные люди в вопросах финансов.

Пенсионеры получают доходчивую информацию в пенсионных фондах. Одним словом идет всесторонняя информативная нагрузка на население. Чтобы как можно быстрее достучаться до их разума и привлечь к обучению навыкам денежных вопросов.

Взрослое население в рамках программы обучают умению в различные структуры и разными способами, что они приносили прибыль.

Когда программа принесет желаемый эффект?

И хотя программа начала свою работу еще в 2009 году, до сих пор люди отказываются доверять системе, считая, что их опять обманывают. За рубежом такие свособы используют достаточно давно, наверное, поэтому их население намного образованнее в денежных вопросах. Мы же пока отстаем и показываем в этом слабину.

Однако хочется надеяться, что все-таки в скором времени программа даст положительные результаты и Россия как страна станет более образованной с точки зрения экономики населения. На сегодня такая программа вводится и в Украине, но наверняка ее ожидают те же трудности с принятием ее населением, как и в нашей стране.

В основном программы направлены на повышения образованности подрастающего поколения. Если делать ставку исключительно на молодежь, программа эффективно заработает только через 15-20 лет. Тогда это уже взрослое поколение самостоятельно будет обучать своих детей финансовой грамотности, причем имея в этой области хорошие знания.

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В ситуации глобального финансового кризиса даже западные экономисты и общественные деятели поднимают вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности населения и улучшения финансовой подготовки в школе. Для нашей страны этот вопрос является гораздо более актуальным в связи с тем, что у российских граждан практически отсутствует опыт жизни в условиях рыночной экономики. Как следствие, многие семьи не умеют рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках, часто становятся жертвами финансовых мошенников.

Поэтому был разработан специальный учебно-методический комплекс (УМК), включающий в себя следующие элементы:

  • учебная программа,
  • материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения,
  • методические рекомендации для преподавателя,
  • контрольные измерительные материалы (КИМы),
  • материалы для родителей.

Курс «Финансовая грамотность» для этого образовательного уровня построен на методике обучения в процессе действия (learning-by-doing). Это позволяет дать обучающимся не только базовые знания финансового характера, но и навыки грамотного финансового поведения.

Финансовая грамотность: учебная программа. Профессиональное обучение

Учебная программа ориентирована на компетентностный подход в обучении и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Программа предусматривает получение не только базовых знаний в финансовой сфере (предметные результаты), но также определённого набора умений, компетенций, личных характеристик и установок (метапредметные и личностные результаты) в соответствии с ФГОС.

Учебная программа (PDF, 297 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Профессиональное обучение

В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.

Материалы для учащихся (PDF, 112.63 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Профессиональное обучение

Главное достоинство и отличительная особенность методических рекомендаций по этому курсу состоит в том, что они базируются на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. Пособие поможет преподавателю в формировании у обучающихся необходимых умений, компетенций в финансовой сфере, личных характеристик и установок. В нём подробно описываются тренажёры – задачи, упражнения, практические задания с родителями, эссе, кейсы. Даются рекомендации по проведению оценочных процедур, командных игр, дискуссий, викторин и др.

Методические рекомендации для учителя (PDF, 2.34 Мб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. Профессиональное обучение


Пособие содержит материалы просветительского характера, в которых рассказано о том, как рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках и не стать жертвой финансовых мошенников. Один из наиболее важных видов работы в рамках курса - совместные задания для обучающихся и родителей, которые позволят родителям стать активными участниками процесса по финансовому обучению детей.

(PDF, 1.24 Мб)

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Профессиональное обучение

Контрольные измерительные материалы представляют собой сборник заданий ко всем темам курса. Материалы содержат задачи, открытые вопросы, тесты, где нужно выбрать один правильный ответ из нескольких предлагаемых, и задания с множеством правильных ответов. Преподаватель может использовать эти задания при составлении контрольной и зачётной работ. Все задания в КИМах сгруппированы парами - по два теста или по две задачи, посвящённые одной и той же проблеме.