Возвращение закона Гласса - Стиголла? Закон Гласса–Стигола (ЗГС) - как Средство Продления Агонии Доллара! Закон как барьер.

Закон Гласса - Стиголла (банковский закон 1933 года)
англ. Banking Act of 1933, Glass - Steagall Act, закон о банках, который установил принудительное организационное разделение инвестиционных и коммерческих банков.

---
Стоит помнить, что законов Гласса-Стигалла было два. Первый был проведен в феврале 1932 года, расширял круг банковских активов, подлежащих переучету федрезервом и позволял ФРС эмитировать деньги, которые не разменивались на золото. Но обычно, когда вспоминают закон Гласса-Стигалла, имеют ввиду закон от 1933 года, который касался банковской деятельности.

Федеральный закон США был подписан президентом 16 июня 1933 года.
Закон Гласса - Стиголла запретил коммерческим банкам заниматься инвестиционной деятельностью, ограничив право банков на операции с ценными бумагами и введя обязательное страхование банковских вкладов.

Действующие лица
Уинтроп Олдрич - главный идеолог
Франклин Рузвельт - президент США
сенатор Гласс

В законе содержались три основных положения:

  • орг. разделение операций коммерческих и инвестиционных банков
  • федеральное страхование банковских вкладов
  • запрещение коммерческим банкам начислять проценты по вкладам до востребования
В 1999 году закон Гласса-Стиголла был отменен по требованию Citicorp, которая объединив Citigroup c Travelers Group нарушала требования этого закона.

Подробные положения закона Гласса - Стиголла :

  • банкам запрещается совершать операции с ценными бумагами
  • банкам нельзя создавать филиалы, которые этим занимаются
  • компании на рынке ценных бумаг не могут заниматься банковскими операциями (например, принимать депозиты)
  • должностные лица в инвест. компаниях не могут занимать соотв. должности в коммерч. банках
  • создание федеральной корпорации по страхованию вкладов (FDIC)
  • обязательное страхование депозитов до $5000
  • включение новых групп банков в состав ФРС
По сути, банки были разделены а 2 вида:
  • коммерческие банки - принимают вклады.
  • инвестиционные банки - не принимают вклады, занимаются инвестиционной деятельностью.
Риск коммерческих банков был сильно ограничен. За это им предоставлялось:
  • возможность получить кредит от ФРС через т.н. дисконтное окно
  • вклады гарантированы деньгами налогоплательщиков

Деятельность инвестиционных банков регулировалась намного меньше, так как считалось, что если они не ведут депозитарные операции, то банк не подвержен риску «набега» вкладчиков.

Закон Гласса-Стигалла ударил по крупнейшим банкам: Chase Securities Corporation, National Citi Company, JP Morgan and company. JP Morgan тогда был разделен на собственно JP Morgan и Morgan, Stanley and company.

Источники:
Википедия
Пол Кругман, «Возвращение Великой Депрессии»
История денежного обращения и банковского дела США. М.Ротбард

(Federal Deposit Insurance Corporation) от 16 июня 1933. По этому закону депозитные и инвестиционные функции банков были разделены, чем ставился барьер спекулятивным операциям. Гарантировалось страхование банковских депозитов в сумме до 5000 долларов. Расширялся состав Федеральной резервной системы за счёт включения новых групп банков.

Ограничения, установленные законом, были отменены в 1999 году Законом Грэмма-Лича-Блайли.

Источники

Англо-русский экономический словарь по экономике и финансам. / Под редакцией проф., д-ра экон. наук А. В. Аникина. - Санкт-Петербург, Экономическая школа, 1993.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Закон Гласса-Стиголла" в других словарях:

    ЗАКОН ГЛАССА-СТИГОЛЛА 1932 г. - GLASS STEAGALL ACT OF 1932Закон, принятый 27 февраля 1932 г., в форме внесения временной поправки в Раздел 16 Закона о ФРС снизил требования к обеспечению переучитываемых коммерческих бумаг и разрешил временно использовать гос. ценные бумаги США… …

    Закон Гласса Стигалла (англ. Glass Steagall Act) Закон о создании Федеральной корпорации по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation) от 16 июня 1933. По этому закону депозитные и инвестиционные функции банков были разделены,… … Википедия

    Закон Гласса-Стиголда 1933 г. - Закон, принятый Конгрессом и разрешающий страхование вкладов, а также запрещающий коммерческим банкам владеть брокерскими фирмами. Согласно Закону Гласса Стиголла этим банкам было запрещено участвовать в инвестиционной банковской деятельности,… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

    Банковский закон 1933 года (англ. Banking Act of 1933), называемый также по фамилиям его инициаторов Законом Гласса Стигалла (англ. Glass Steagall Act) федеральный законодательный акт, подписанный Президентом США 16 июня 1933 года … Википедия

    ЗАКОН О РЕФОРМЕ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И О ВОССТАНОВЛЕНИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1989 г. - FINANCIAL INSTITUTIONS REFORM, RECOVERY, AND ENFORCEMENT ACT OF 1989 FIRREAФедеральное законодательство, принятое под воздействием кризиса депозитных учреждений в конце 80 х гг., изменило структуру депозитно страховой системы, создало Фонд… … Энциклопедия банковского дела и финансов

    ЗАКОН О РАВНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ 1987 г. - COMPETITIVE EQUALITY BANKING ACT OF 1987 CEBA10 августа 1987 г. президент США утвердил данный закон. Этот закон содержит несколько положений, имеющих большое значение для Федеральной корпорации страхования депозитов (ФКСД), а также для банков… … Энциклопедия банковского дела и финансов

    БАНКОВСКИЙ ЗАКОН 1933 г. - BANKING ACT OF 1933Принятый 16 июня 1933 г. (48 Stat. 164), явился первым из основных банковских законов, введенных администрацией Рузвельта (вторым был ЗАКОН О БАНКАХ 1935 г.) и внес важные изменения в банковское законодательство. Он был… … Энциклопедия банковского дела и финансов

    ИСТОРИЯ БАНКОВСКОГО ДЕЛА - BANKING HISTORYИстория деятельности коммерческих банков США может быть условно разделена на отдельные периоды: колониальный период, во время к рого фин. институты и рынки были немногочисленны и выполняли элементарные функции; банковское дело до… … Энциклопедия банковского дела и финансов

    Ипотечный кризис в США (англ. subprime mortgage crisis) финансово экономический кризис, характерными проявлениями которого стали увеличение количества невыплат по ипотечным кредитам с высоким уровнем риска, учащение случаев отчуждения… … Википедия

    История США 1918 1945 гг. покрывает периоды ревущих двадцатых, Великой депрессии и Второй мировой войны. После Первой мировой войны США отвергли Версальский договор и отказались присоединиться к Лиге Наций. К 1920 г. Восемнадцатой… … Википедия


Уже никого не удивляет, что в Европе и США самые известные законы принимаются во время экономических потрясений. Закон Гласа-Стиголла не стал исключением – в 1933 году на фоне начавшегося 4 года назад обвала фондового рынка, в период общенационального провала коммерческих банков и Великой депрессии, два члена конгресса поставили свои подписи на том, что сегодня известно как GSA (закон Гласа-Стигалла). Именно этот акт разделил инвестиционную и коммерческую банковскую деятельность.

В то время ненадлежащую банковскую деятельность – все то, что ею считали – излишнее усердие коммерческих банков в участии инвестиционного рынка, было признано главным виновником финансового краха. Согласно этой логике коммерческие банки взвалили на себя слишком большие риски по деньгам вкладчиков. Впрочем, несмотря на сроки, многие аналитики до сих пор высказывают свои мнения по поводу создания GSA и его отмены в 1999 году.

Причина

Причиной создания такого закона стало обвинение коммерческих банков в излишней спекулятивности. И не только потому, что в свои спекуляции они вкладывали свои активы. Для перепродажи он приобретали и совершенно новые активы. Неудивительно, что жадность банков стала слишком заметна, ведь они взваливали на себя слишком большие риски в надежде на то, что получат еще большее вознаграждение. В итоге банковская деятельность стала небрежной, да и их цели стали слишком размытыми.

Закон как барьер

К тому моменту истекли полномочия сенатора Картера – именно он был основателем американской ФРС. Закон согласился поддержать Генри Баском, член Палаты представителей и председатель Валютного комитета. Впрочем, согласие на поддержку закона было получено только после того, как после поправки было добавлено решение о страховании вкладов. Как коллективная реакция на один из худших финансовых кризисов того времени GSA нормативно создал буфер между коммерческой и инвестиционной деятельностью банков. Причем новый закон должен был эти стороны обуздать и контролировать. Банкам был предоставлен год на то, чтоб они обдумали и решили на чем будут специализироваться. В итоге было решено, что только 10% от общего дохода коммерческих банков может происходить из ценных бумаг – разве что в виде исключения коммерческим банкам было позволено реализовывать выпущенные правительством облигации.

"26823"

Недавно в СМИ промелькнуло сообщение о том, что сенатор-демократ от штата Айова Томас Харкин внес в Сенат США законопроект № 985 о восстановлении закона Гласса - Стиголла. Это произошло 16 мая, в день 80-й годовщины принятия данного закона. И его принятие, и затем отмена оказали в своё время громадное влияние на развитие финансовой и банковской системы США и всего мира…

История принятия закона Гласса - Стиголла

История закона Гласа - Стиголла (далее для краткости - ЗГС) восходит к «ревущим двадцатым» прошлого века, когда Америку обуяла лихорадка спекуляций, в раздувании которых банки играли ключевую роль. Банкиры-ростовщики забыли о традиционных кредитных операциях и погрузились в рискованные операции на фондовом рынке. Они сами выступали в качестве инвесторов-спекулянтов, а также с помощью своих кредитов снабжали деньгами небанковских спекулянтов, деля с последними беспрецедентно высокие прибыли, получаемые от операций с бумагами. Кончилось все это плачевно - фондовым крахом 1929 года, развитием экономической рецессии (которая в 30-е годы переросла в затяжную депрессию), банковским кризисом. Тогда на дно пошел каждый пятый американский банк вместе с депозитами вкладчиков. Это была крупнейшая в истории конфискация депозитов, на фоне которой нынешняя конфискация депозитов в банках Кипра кажется умеренной. По следам этих событий даже в конгрессе США стали все чаще звучать призывы провести национализацию банков.

Вскоре после прихода к власти президента Франклина Рузвельта, в 1933 году, в американском конгрессе был принят закон, проект которого инициировали два демократа - Картер Гласс и Генри Стиголл. ЗГС предусматривал следующие важнейшие меры:

1. Отделение кредитных операций банков от инвестиционных (в силу того, что последние являются гораздо более рискованными); разделение банков на коммерческие (имеющие право принимать депозиты и заниматься кредитованием) и инвестиционные (имеющие право заниматься лишь операциями с ценными бумагами на фондовом рынке);

2. Создание специальной организации по страхованию банковских депозитов населения - Федеральная корпорация страхования депозитов (FDIC);

3. Усиление надзорных, регулирующих и контрольных функций Федеральной резервной системы США в отношении коммерческих банков; инвестиционные банки из сферы контроля ФРС США выводятся, и их риски не страхуются ни государством, ни ФРС;

4. Закрепление за ФРС права регулировать предельные процентные ставки по сберегательным депозитам банков, а также устанавливать нормативы обязательного резервирования для банков, входящих в .

Принятие ЗГС сыграло важную роль в стабилизации финансово-банковской системы США. На протяжении нескольких десятилетий Америка жила без банковских кризисов.

Борьба за отмену закона Гласса - Стиголла

ЗГС сдерживал алчность банкиров, которые хотели совмещать свой статус депозитных институтов со спекулятивными операциями на фондовых рынках. Они всячески пытались ослабить путы ЗГС. Первая попытка изменить закон Гласса — Стиголла была предпринята еще в 1956 году в связи с принятием закона о банковских холдинговых компаниях. Тогда предлагалось снять запрет на совмещение кредитной и инвестиционной деятельности для дочерних структур банковских холдингов во всех штатах. Однако попытка не удалась. Депозитно-кредитным организациям по-прежнему запрещалось вести инвестиционную деятельность, а также поглощать компании из других секторов финансовых услуг (страхового, управления активами) и создавать с ними партнерства.

Первые послабления в законе Гласса — Стиголла появились на рубеже 1960-70-х годов. Они касались разрешения на выход банков в качестве андеррайтеров (инвестиционных брокеров) на рынок муниципальных облигаций. Одновременно инвестиционные компании через своих лоббистов добились права открывать счета клиентов до востребования на денежном рынке (money market accounts), являющиеся аналогами краткосрочных депозитов. Примечательно, что такие счета оказывались за пределами системы страхования FDIC. В конце 1986 - начале 1987 гг. произошло еще одно знаменательное событие: ФРС разрешила некоторым особо надёжным коммерческим банкам до 5% валового дохода получать от операций с ценными бумагами (правда, пока еще не за счет средств клиентов, а за счет собственного капитала). Чуть позднее наиболее надежным банкам планку подняли до 10%. Это произошло при председателе ФРС Поле Волкере.

Финальная фаза демонтажа ЗГС связывается с именем А. Гринспена . Сменив в августе 1987 года кресло директора банка J. P. Morgan на кресло председателя совета управляющих ФРС, Гринспен сразу же заявил: необходима «максимальная дерегуляция банковской системы для повышения конкурентоспособности американских банков в борьбе с крупными зарубежными банками». А «дерегуляция» в понимании Гринспена - это прежде всего отмена ЗГС. Естественно, первым банком, получившим в 1990 году от ФРС право на инвестиционную деятельность в объеме до 10% валового дохода, стал J. P. Morgan. Этот подарок Гринспена позволил банку резко укрепить свои позиции за счет других банков Уолл-стрит. J.P. Morgan через инвестиционные операции с большим аппетитом стал проглатывать своих конкурентов: Chemical Bank (в 1991 году), Chase Manhattan (1995), First Chicago (1995), Great Western Bank (1997), Bank One (2004) и др.

К декабрю 1996 года планка разрешенной собственной инвестиционной деятельности для банков была по инициативе Гринспена поднята до 25%. Уже в августе 1997-го первая банковская структура Bankers Trust поглотила брокерскую компанию Alex, Brown & Co. Позже она сама была поглощена Deutsche Bank. Разрушение стены между различными видами финансовых услуг на Уолл-стрит пошло полным ходом. Некоторое время сохранялся лишь запрет на вхождение банков в страховую деятельность. Однако после поглощения в 1997 году страховой компанией Travelers инвестиционного банка Solomon Brothers и последовавшего поглощения за 70 млрд. долларов самого Travelers компанией Сiticorp (материнская компания Citibank) закон Гласса — Стиголла, хоть как-то сдерживавший аппетиты финансовых конгломератов, де-факто прекратил существование. Теперь оставалось устранить этот закон де-юре. 4 ноября 1999 года, в преддверии взрыва очередного пузыря на рынке акций, после 25 лет борьбы за отмену закона Гласса - Стиголла лоббисты и их спонсоры праздновали победу. Президент-демократ Клинтон подписал закон о финансовой модернизации (Financial Modernization Act). Его еще называют по фамилиям его авторов законом Грамма - Лича - Блайли (Gramm - Leach - Bliley Act, или сокращенно GLB Act). Закон Гласса - Стиголла, прожив на белом свете 66 лет, скончался. А вернее, был убит алчными . В многочисленных речах, сопровождавших принятие GLB Act, банкстеры рисовали радужную перспективу для американцев, которые-де теперь будут экономить время и деньги, получая все финансовые услуги «из одного окна». О катастрофических рисках такого совмещения умалчивалось.

Последствия отмены закона Гласса - Стиголла

4 ноября 1999 года была заложена мина под финансовую систему США. И эта мина взорвалась менее чем через десятилетие. Речь идет о финансовом кризисе, который начался в 2008 году. Американская Комиссия по расследованию финансового кризиса под председательством Фила Ангелидеса опубликовала результаты изучения причин финансового краха 2008 года. В докладе Ангелидеса сделан вывод, что основная причина кризиса коренится в стремлении на протяжении последних трех десятилетий избавиться от мер по защите граждан, созданных Франклином Рузвельтом в середине ХХ века, включая закон Гласса - Стиголла. Названо имя главного инициатора разрушения механизмов регулирования - это бывший председатель ФРС Алан Гринспен. Комиссия выделила две инициативы Уолл-стрита, способствовавших финансовому краху. Одна из них - принятие в 2000 году Закона о модернизации товарных фьючерсов (CFMA), легализовавшего внебиржевую торговлю деривативами (номинальная стоимость которых сразу же выросла до триллионов долларов). Другая - ликвидация в ноябре 1999 г. остатков ЗГС. Отмена ЗГС привела к безудержным спекуляциям банков Уолл-стрит, надуванию «пузырей» на финансовых рынках и рынке недвижимости. Первые признаки схлопывания «пузырей» обозначились уже в 2007 году. А в 2008 году кризис перешел в острую фазу, последовали банкротства многих банковских и финансовых гигантов. Самый крупный из них - «Леман Бразерс». Доклад Ангелидеса критикует ведущих деятелей Уолл-стрита, включая председателя ФРС Бена Бернанке, бывшего председателя Федерального резервного банка Нью-Йорка и позднее министра финансов при Обаме Тимоти Гейтнера , министра финансов при Буше Хэнка Полсона за меры по «спасению» инвестиционных банков, которые и привели к кризису в результате спекулятивных игр. Первая финансовая помощь была оказана 16 марта 2008 банку Bear Stearns. Известный американский нонконформист Линдон Ларуш квалифицировал её как нарушение Чрезвычайного закона о банках 1933 года, ограничивавшего помощь правительства коммерческим банкам и исключавшего инвестиционные учреждения. 24 июля 2008 года Полсон оказал помощь ипотечным агентствам Fannie Mae и Freddie Mac. Выходящий под эгидой Линдона Ларуша журнал EIR писал тогда, что с помощью этой уловки банкам, накопившим ценные бумаги, обеспеченные закладными, направлялось ещё больше средств.

25 сентября 2008 года Полсон продавил через конгресс Программу выкупа проблемных активов (TARP). Тогда Ларуш предупреждал: «Не было случая в истории, чтобы какое-то правительство выкупало пустые бумажки иностранных инвесторов. Полсон заставляет американских налогоплательщиков спасать его английских и европейских друзей. Это преступно и неконституционно». Палата представителей проголосовала против этой помощи 29 сентября 2008 года, но Обама, тогда кандидат в президенты, ее поддержал. 3 октября 2008 года палата представителей, уступая давлению, одобрила эту программу. Конгрессменам было заявлено, что если Программу не принять, произойдет катастрофа и придется вводить военное положение. Выступая по LPAC-TV 26 января 2011 года, Ларуш заявил: «Доклад комиссии по 2008 году воспринимается многими политиками и экспертами как альтернатива Обаме. Комиссия сделала вывод, что в помощи не было нужды. Не было такой нужды при Буше, не было ее и при Обаме. Мы разрушили возможность поддерживать население Земного шара. Планета на грани геноцида, но спасти её ещё можно. И сделать это без США невозможно. Если восстановить закон Гласса - Стиголла, можно очистить систему от 17 триллионов мусорных бумаг. И можно подтолкнуть этот процесс в Европе и других регионах».

Борьба за восстановление закона Гласса - Стиголла

Финансовый кризис в США и в мире резко усилил критику в адрес банков. В рядах критиков находится сегодня и президент Б. Обама. СМИ полагают, что принятый после финансового кризиса 2008-2009 гг. о финансовой реформе не был бы принят без поддержки Б. Обамы. Некоторые из тех, кто в свое время добивались демонтажа ЗГС, сегодня неожиданно оказались в стане сторонников его восстановления. Среди них, например, бывший министр финансов в кабинете Буша-младшего Х. Саммерс. Во главе сторонников возрождения «стены» между коммерческими и инвестиционными банками стоит бывший председатель ФРС Пол Волкер. Из более молодых бывших руководителей ФРС можно упомянуть Томаса Хёнига; в свое время он был председателем Федерального резервного банка Канзас-Сити, а в настоящее время занимает пост заместителя Федеральной корпорации страхования банковских вкладов. В интервью 10 мая 2013 г. английскому Central Banking Journal он вновь подтвердил свою позицию в отношении восстановления закона Гласса - Стиголла и завил, что полное разделение банковской и инвестиционной деятельности «должно быть оформлено юридически».

Конечно, в критике банков Обамой и рядом других видных государственных деятелей много риторики и даже лукавства. Так, упомянутый закон Франка - Додда (полное его название: «О реформе Уолл-стрита и защите потребителей») так и не решил ключевой проблемы - отделения депозитно-кредитной деятельности от инвестиционной и страховой деятельности американских банков. Л. Ларуш назвал закон Франка - Додда «бесполезной, половинчатой мерой». При всей справедливости подобных оценок следует признать: в США создается благоприятная атмосфера для тех, кто действительно желает восстановления закона Гласса - Стиголла. Было уже несколько попыток принятия в конгрессе США законов, наводящих порядок в банковской системе страны в духе ЗГС, и вот наиболее важные из них.

В начале 2010 года сенаторы Мария Кантуэлл (демократ от штата Вашингтон) и Джон Маккейн (республиканец от Аризоны) предложили поправку к закону Франка - Додда, восстанавливающую основные положения ЗГС. Поправка не получила необходимой поддержки.

В апреле 2011 года член палаты представителей США Марси Каптур (демократ от штата Огайо) повторно внесла на рассмотрение законопроект по восстановлению закона Гласса - Стиголла под названием H.R. 1489 - предложение «отозвать некоторые положения закона Грэма - Лича - Блайли и восстановить разделение между коммерческой банковской деятельностью и операциями с ценными бумагами, как это было предусмотрено Законом о банках 1933 года, получившим название закона Гласса -Стиголла, а также в других целях». Соавторы законопроекта - Уолтер Джонс-младший (республиканец от Северной Каролины) и Джеймс Моран (демократ от Виргинии). К моменту истечения полномочий 112-го конгресса авторам законопроекта удалось получить поддержку от 84 членов нижней палаты. С началом работы 113-го конгресса М. Каптур и У. Джонс вновь внесли законопроект (H.R. 129) о восстановлении ЗГС. На сегодня (май 2013 года) поддержку законопроекту оказывают 62 конгрессмена.

Понимание необходимости разделения банковских операций в духе ЗГС растёт и в сенате. А ведь влияние банкстеров на верхнюю палату является гораздо более сильным. Как уже сказано, сенатор Том Харкин (демократ, Айова) внес 16 мая 2013 года в сенат США законопроект № 985 (SB 985) о восстановлении закона Гласса - Стиголла. Законопроект Т. Харкина был зарегистрирован одновременно с внесением в законодательных собраниях двух штатов (Делавер и Иллинойс) проектов резолюций, призывающих представителей этих штатов в конгрессе поддержать восстановление закона ЗГС. Перед этим аналогичные резолюции были уже внесены в законодательных собраниях 18 штатов. Линдон Ларуш поздравил Харкина с внесением законопроекта SB 985 вопреки массированному давлению со стороны Белого дома и руководства сената. Ларуш заявил: «Это очень важный шаг. Очевидно, он будет иметь серьезные последствия. Удалось преодолеть сопротивление этой инициативе. Дело приобретает другой оборот. Меняется повестка дня. Несмотря на все усилия не допустить внесения этого законопроекта на рассмотрение, сенатору Харкину удалось настоять на своем. Это еще не победа, но знак того, что ситуация не так безнадежна…»

Смешение (совмещение) депозитно-кредитной и инвестиционной деятельности характерно не только для банков США. Сегодня оно присуще и европейской банковской системе. В Европе пока этот вопрос не обсуждается столь горячо. Лишь немногие политики в Европе понимают, насколько мощной является эта мина, способная взорвать Европейский союз. Пока что последняя по времени инициатива в Европе в пользу разделения банковской деятельности принадлежит региональному совету Тосканы, принявшему резолюцию под названием «Банковская и правовая реформа в духе закона Гласса - Стиголла».

На уровне саммитов G-7, G-8, G-20 и других мировых форумов, где постоянно обсуждаются вопросы повышения финансовой устойчивости и реформирования мировой финансовой системы, проблема разделения депозитно-кредитной и инвестиционной деятельности банков затрагивается очень осторожно. И напрасно. Специалисты понимают, что без решения этой кардинальной проблемы все разговоры о финансовой устойчивости превращаются в пустую болтовню.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Очевидно, что восстановление ЗГС не является сугубо внутренним делом США. Оно отразилось бы благоприятно на глобальной финансовой и экономической ситуации. Во–первых, потому, что снизилась бы вероятность возникновения в США новых кризисов, которые в условиях нынешней глобализации из американского эпицентра немедленно распространяются по всему миру. Во–вторых, потому, что принятие в США закона о разделении коммерческих и инвестиционных банков могло бы подвигнуть и другие страны на принятие аналогичных законов.


Следует сказать, что смешение (совмещение) депозитно–кредитной и инвестиционной деятельности характерно не только для банков США. Когда–то для Европы эта тема не была актуальной в силу гораздо меньшей степени развития фондовых рынков и, соответственно, меньшей вовлеченности европейских банков в высоко рисковый инвестиционный бизнес. Европа никогда не имела аналогов закона Гласса–Стиголла. Сегодня совмещение депозитно–кредитных и инвестиционных операций стало также присуще европейской банковской системе. Процесс универсализации банков сегодня сильно продвинулся в Европе. Лишь немногие политики и экономисты Европы понимают, насколько мощной является эта «мина», которая может взорвать Европейский союз. В Европе последняя инициатива в пользу разделения банковской деятельности была выдвинута региональным советом Тосканы, принявшим резолюцию под названием «Банковская и правовая реформа в духе закона Гласса–Стиголла». А такие институты, как Еврокомиссия, Европарламент и Европейский центральный банк поглощены борьбой с долговым кризисом, практически не обсуждая риски создания банковских конгломератов.


Что касается России, то у нас сегодня проблема отделения депозитно–кредитных операций от инвестиционной и иной деятельности практически никем не обсуждается. Мы еще на эти «грабли» не наступали и не понимаем, насколько большую шишку можем набить. В целом, у меня создается впечатление, что наши власти даже поощряют смешение «в одном флаконе», называемом «банк» депозитных операций и чисто спекулятивных финансовых операций. Делается это под флагом создания «универсальных» банков, финансовых «супермаркетов», повышения качества обслуживания клиентов (получение всех финансовых услуг «из одного окна»). В течение последних месяцев регулярно обсуждался вопрос о том, что нам в России нужен финансовый мегарегулятор. Как известно, таковым был определен Центральный банк. Интересно, что при этом в качестве главного аргумента в пользу создания мегарегулятора и назначения таковым ЦБ был следующий. Главным финансовым институтом в России сегодня стал коммерческий банк. При этом коммерческие банки постепенно превращаются в многопрофильные банковские холдинги, совмещающие такие виды операций, как депозитные, кредитные, инвестиционные, лизинговые, страховые и даже пенсионные. Понятно, что осуществлять контроль за деятельностью такой многоголовой финансовой гидры разным организациям сложно. Поэтому, мол, и необходим единый мегарегулятор. Удивительно, но почти никто даже из оппонентов идеи финансового мегарегулятора не поставил под сомнение соединение разных видов операций в рамках одной организации, которая по традиции называется «банком».


На уровне саммитов G–7, G–8, G–20 и других глобальных форумов, где постоянно обсуждаются вопросы повышения финансовой устойчивости и реформирования мировой финансовой системы, проблема разделения депозитно–кредитной и инвестиционной деятельности банков затрагивается очень осторожно и дозировано. Вместе с тем специалисты понимают, что без решения этой кардинальной проблемы все разговоры о финансовой устойчивости в мире превращаются в пустую болтовню.