Виды кризисов и их причины. Основные понятия кризиса, виды кризисов

Причины кризиса могут подразделяться на объективные, связанные с циклическими потребностями реструктуризации, модернизации, и субъективные, обусловленные ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.) Причины кризиса могут подразделяться на внешние и внутренние. Первые связаны с действием макро- или внешнеэкономических факторов, вторые - с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом.

Если согласиться с тем, что кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних и внутренних факторов, можно сделать вывод, что опасность кризиса существует постоянно, его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Они могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.

Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее же зависит от профессионализма, системы мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии.

Если есть классификация и знание типа кризиса, есть возможности снижения его воздействия, обеспечения безболезненности его протекания. Согласно классификации, возникают общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные - одну или несколько подсистем.

По проблематике кризиса следует указать макро- и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс развития, так как все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. По структуре отношений в народнохозяйственной системе, по различной проблематике развития установлены следующие виды экономических, психологических, организационных, социальных, технологических кризисов. Экономические кризисы вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся кризисы производства и реализации товара, отношений экономических агентов, кризисы неплатежей, конкурентных пре-имуществ, банкротства и пр. Среди экономических кризисов существуют финансовые кризисы в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей. Социальные кризисы возникают при развитии противоречий различных социальных групп. Часто социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических, но иногда возникают и отдельно.

В совокупности социальных кризисов следует указать политический кризис - противоречия в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис противоречий в интересах различных социальных групп, классов, в управлении обществом.

Организационные кризисы возникают вследствие противоречий в процессах обособления и интеграции, распределения функций, проектирования организационной структуры, как отделение административных единиц. Организационный кризис проявляется обострением противоречий в процессе организации производства и управления, например в виде излишней бюрократизации.

Психологические кризисы - это кризисы психологического состояния человека, например стресс, чувство неуверенности, неудовлетворенности работой, страха, правовой защищенности. Технологический кризис - это кризис новых технологических идей в условиях наличия потребности в новых технологиях. По причинам возникновения кризисы разделяются на природные, экологические, общественные. Первые вызваны воздействием человека на окружающую среду, землетрясениями, ураганами, пожарами, климатическими изменениями, наводнениями. В настоящее время стало особенно актуально прогнозирование, а также распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой - экологических, возникающих при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека; истощении ресурсов, загрязнении окружающей среды, возникновении опасных технологий, пренебрежении требованиями законов природного равновесия.

Рис. 1.

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными).

Предсказуемые кризисы могут предсказываться и возникают под воздействием объективных факторов развития - необходимости модернизации производства, бизнеспроцессов под воздействием макроэкономических факторов.

Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социальноэкономических процессов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, возникающий периодически и имеющий известные фазы своего наступления и протекания, существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые - скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны. Также кризисы подразделяются на легкие и глубокие.

Глубокие кризисы могут дестабилизировать части или всю социально-экономическую систему. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Совокупность возможных кризисов также делится на кратковременные и затяжные.

Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации, чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.

В условиях разразившегося мирового финансового кризиса в сентябре 2008 года вновь наблюдается рост интереса к проблемам цикличности, неравномерности общественного развития, его переходным формам, возможностям прогнозирования и регулирования экономического развития муниципальных образований.

Естественно предположить, что органы местного самоуправления, обладая значительными материальными, финансовыми, организационными, информационными и другими ресурсами, оказывают существенное влияние на способы реализации государственной антикризисной политики на их территории. Одной из специфических особенностей системы муниципального управления в условиях рыночной экономики является двойственная роль органов местного самоуправления в хозяйственных процессах. С одной стороны, они являются крупными собственниками и активными участниками хозяйственных отношений, с другой стороны, обладая властными полномочиями, имеют возможность непосредственно регулировать эти отношения путем издания соответствующих нормативных правовых актов. Такое положение требует обоснования научных подходов к пониманию сущности и природы кризисных явлений, к определению места и роли антикризисного управления в системе управления территорией.

Целью данной работы является изучения кризисов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Дать определение понятию кризиса;

Определить стадии развития кризиса;

Определить причины возникновения кризиса;

Определить основные типы кризисов и методы их преодоления.

1 кризис: понятие, причины, стадии

1.1 Понятие кризиса

Экономический кризис (др.-греч. Krisis – поворотный пункт) – серьезные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Возможность и необходимость возникновения экономических кризисов определяются противоречиями между производством и потреблением товаров. По мере развития рыночной экономики, товарного и денежного обращения увеличивается вероятность обострения этого противоречия, так как исчезают прямые экономические связи. В них вклиниваются интересы посредников. Возникает региональная и отраслевая структура экономики, и это происходит в условиях общей интеграции экономической жизни.

Разделение труда, развитие специализации и кооперации обостряют противоречие между производством и потреблением. Это противоречие проявляется также в разрыве производства и потребления как во времени, так и в пространстве. Обострение противоречия становится не только заметным, но и регулярным и протекает как периодически наступающие экономические кризисы.

В докапиталистических способах производства экономический кризис проявлялся в виде недопроизводства материальных благ. При капитализме он наиболее остро проявляется в перепроизводстве.

Проявление этого противоречия в разные исторические периоды и в различных странах имеет свою специфику. Однако кризис как любое явление общественного развития имеет определенные особенности. Сущность экономического кризиса проявляется в значительном рассогласовании производства и потребления. Это нарушает нормальное функционирование всей экономической системы и проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, нарушении процесса условий воспроизводства общественного капитала, массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях .

1.2 Причины возникновения экономических кризисов

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Противоречие между производством и потреблением – главная, но не единственная причина экономических кризисов. Истоками экономических кризисов являются комплексы противоречий, которые накапливаются и обостряются в разнообразных процессах экономического развития. Многие противоречия и их обострение можно предвидеть, но не всегда можно полностью их устранить. Изменение потребностей и интересов человека, а следовательно, и спроса на те или иные виды продукции, естественно и закономерно. Производство до определенной степени является инертным и может лишь периодически перестраиваться. Научно-технический прогресс, который определяет возникновение новых технологий, также имеет импульсивный характер: накопление потенциала новых открытий и – реализация его в технологических решениях; он же, по мнению многих специалистов, определяет и продолжительность циклов.

Но непосредственными причинами экономических кризисов могут быть разнообразные события не только экономического, но и социально-политического характера. В этом обнаруживается связь экономики и социально-политической жизни общества.

Точки зрения о причинах экономических кризисов весьма противоречивы. Воздействие одних и тех же факторов на цикличность экономического развития в разные периоды и на разных этапах различно, и проявление их в отдельных государствах имеет отличительные особенности. Потребность в обновлении основного капитала является стимулом экономического оживления. Исходным толчком служит замена оборудования и технологии, поэтому обновление основного капитала является материально-технической основой экономического цикла и причиной возникновения кризиса. Сокращение периодов цикла (с 10-11 лет в ХIХ в. до 7–8 лет в предвоенные и 4–5 лет в послевоенные годы ХХ в.) характеризует ускорение развития НТП в современном мире.

Причины кризиса могут быть объективными, связанными с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации; субъективными, отражающими ошибки и волюнтаризм в управлении; природными, обусловленными особенностями климата, землетрясениями и др.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Например, для фирмы внешние причины кризиса могут быть связаны с тенденциями и стратегиями макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политическими ситуациями в стране, а внутренние причины – с рискованными стратегиями маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, то можно констатировать, что опасность кризиса существует всегда, что его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Рис. 1 Причины кризисов

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и последствия – возможно, обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса, может быть, даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция .

1.3 Стадии кризисного процесса в экономике

Необходимо разделение кризисного процесса на различные стадии связана в первую очередь с тем, чтобы определить точку и время применения мероприятий по оказанию влияния на кризис, недопущению и преодолению кризиса.

Кристек характеризует стадии кризисного процесса с точки зрения возможностей, потенциала преодоления кризиса и раннего оповещения о нем.

Отдельные стадии кризисного процесса по Кристеку можно описать следующим образом:

1. Стадия: потенциальный кризис

Кризис предприятия как процесс находит свое начало в фазе потенциального, т.е. только возможного но еще не реального кризиса предприятия. И из-за отсутствия достоверных симптомов кризиса данное состояние предприятия характеризуется как квазинормальное, т.е. практически как состояние в котором постоянно находится предприятие, и оно дает время/точку отсчета возникновения кризиса на предприятии.

2. Стадия: латентный/скрытый кризис

Эта фаза кризисного процесса характеризуется скрытым уже имеющимся или с большой вероятностью скоро начинающимся кризисом, воздействия которого не определяемы имеющимся в наличии у предприятия стандартным инструментарием. Но применение специальных методик раннего распознавания позволяет на этой стадии оказать активное воздействие на латентный кризис с помощью предупреждающих мероприятий.

В общем на данной стадии имеющийся в наличии у предприятия потенциал преодоления кризиса как правило не используется в полном объеме. Основной упор здесь лежит в применении систем раннего оповещения/распознавания.

3. Стадия: острый преодолимый кризис

На этом этапе начинается непосредственное ощущение предприятием исходящего от кризиса негативного воздействия. Вместе с этим усиливается интенсивность реальных, против предприятия направленных деструктивных воздействий, что вызывает резкую нехватку, давление времени, срочность/неотложность принятия решений. При дальнейшем уменьшении альтернативных вариантов действий из-за исчерпывания имеющегося в наличии времени повышаются требования по нахождению действенных путей решений проблем (факторов преодоления кризиса). На этом этапе для преодоления кризиса требуется мобилизация все больших сил предприятия и исчерпываются полностью имеющиеся в наличие резервы по преодолению кризиса. На данной стадии еще есть возможность преодоления (обуздание) острого кризиса, т.к. имеющийся в наличии потенциал преодоления кризиса достаточен для того чтобы справиться с кризисом. Повышаются до предела требования к преодолению кризиса, и мероприятия по преодолению кризиса должны проявить свое действие на улучшение ситуации за очень незначительный промежуток времени, имеющийся в распоряжении.

4. Стадия: острый не преодолимый кризис

Если не удается обуздать острый кризис, то предприятие вступает в последнюю стадию развития кризисного процесса, которая заканчивается ликвидацией предприятия. На этом этапе требования для преодоления кризиса значительно превышают имеющийся потенциал. Преодоление кризисного процесса не возможно, в особенности из-за отсутствия или неудачных мероприятий, действий, из-за экстремально сильного давления времени и из-за усиливающейся интенсивности направленных против предприятия деструктивных воздействий .

2 Классификация кризисов

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Можно сделать разветвленную классификацию кризисов, которая необходима и предназначена для дифференциации средств и способов управления ими. Если есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможность снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания (рис. 2).

Рисунок 2 – Типология кризисов

В целях диагностики и разработки адекватной антикризисной стратегии можно применить следующую классификацию кризисов.

1. По причинам возникновения.

1.1. Стратегический кризис – затрагивает все сферы местной экономики, возникает при потере администрацией стратегического видения проблем развития территории, при желании сохранить преимущественно административный механизм управления и отказе переходить на рыночные методы хозяйствования. Особенно характерен для территорий с относительно высокой долей государственного и муниципального сектора.

1.2. Кризис «успеха» – возникновение неплатежеспособности в связи с недостатками менеджмента, когда наблюдается необоснованный рост расходов бюджета, что в будущем может привести к необходимости расширенного использования заемных средств. Выражается в снизившейся доле собственных доходов бюджета.

1.3. Кризис неплатежеспособности – внешнее проявление нарушений в функционировании территориальной системы, когда муниципальное образование не способно погасить свои долги. Причиной такого кризиса чаще всего является несвоевременное поступление средств в местный бюджет от других уровней бюджетной системы, разовые незапланированные расходы бюджета, необходимость формировать резервные фонды. Кредиторы отказываются ждать оплату за поставленные товары и оказанные услуги, а также выполнять работы или услуги по муниципальному заказу без предоплаты, банки отказывают в дальнейшей выдаче кредитов. Кризис неплатежеспособности может быть устранен за короткое время, но при частом возникновении фактов неплатежеспособности с некоторого момента платежи резко прекращаются.

2. По длительности.

2.1. Долгосрочный – для стратегического кризиса.

2.2. Среднесрочный – для кризиса «успеха».

2.3. Краткосрочный – для кризиса неплатежеспособности.

3. По стадиям.

3.1. Обратимые кризисы – администрация муниципального образования самостоятельно или с участием заинтересованных сторон производит преобразования в экономической, финансовой, социальной и политической сферах, в результате которых восстанавливает платежеспособность.

3.2. Необратимые кризисы – администрация муниципального образования не в состоянии самостоятельно разрешить кризисную ситуацию, требуется федеральное вмешательство.

4. По сфере возникновения.

4.1. Эндогенные кризисы – возникают внутри муниципального образования, как правило, в результате ошибочного управления. Для его выявления необходимы дополнительные исследования в области маркетинга и менеджмента на основе внутреннего анализа.

4.2. Экзогенные кризисы возникают по причинам, не зависящим от муниципального образования – высокий уровень инфляции, высокие проценты по кредитам, нестабильность налоговой системы и межбюджетных отношений, социальная напряженность, несовершенство системы государственного регулирования цен и тарифов, особенно на услуги субъектов естественных монополий и др. Для диагностики необходимы дополнительные исследования региональных и местных рынков ссудного капитала, рабочей силы и др.

5. По природе.

5.1. Экономические . В основе экономических кризисов нерациональное использование ресурсов (трудовых, природных, земельных, производственных) или их недостаток в силу невыгодного географического положения или истощения месторождений природных ископаемых, физического и морального износа основных фондов, низкой квалификации рабочих и управленческих кадров, неэффективного использования муниципальной собственности, низкой инвестиционной привлекательности территории.

5.2. Бюджетно-финансовые кризисы возникают в связи с несбалансированной бюджетной политикой, низкой налоговой базой местного самоуправления, несвоевременным или неполным поступлением налогов и других обязательных платежей, высоким уровнем заимствований, низкой платежной дисциплиной, недостаточным правовым и методическим обеспечением системы управления муниципальным долгом, прямыми нарушениями финансовой дисциплины, выполнением муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий без соответствующей финансовой или имущественной поддержки.

5.3. Общественно-политические кризисы объективно присущи территориальным системам и могут возникать как результат неадекватной политики местных властей, внутренней борьбы между политическими партиями и течениями, утраты контроля над ситуацией со стороны главы администрации, личных амбиций отдельных политических лидеров.

5.4. Социальные кризисы связаны с национальными, этническими, религиозными конфликтами, а также с высоким уровнем безработицы, резкой дифференциацией доходов населения и невозможностью получить весь необходимый пакет социальных услуг по минимальным социальным стандартам.

5.5. Экологические кризисы и чрезвычайные ситуации возникают вследствие стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф, неадекватного воздействия человека на окружающую среду, животный и растительный мир и непринятия своевременных мер по их защите. Характерно ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, возникновение эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

6. По масштабу.

6.1. Национальные – охватывают территорию всей страны.

6.2. Региональные – охватывают территорию отдельного субъекта федерации или территорию нескольких муниципальных образований, расположенных в разных субъектах федерации, но имеющих общие границы.

6.3. Местные – охватывают территорию отдельного муниципального образования или локальные кризисные территории внутри крупных муниципальных образований.

7. По глубине.

7.1. Локальные – затрагивают отдельные подсистемы территориальной системы управления, выделенные по предметному, функциональному или другому признаку.

7.2. Системные – затрагивают все подсистемы территориальной системы управления.

8. По периодичности.

8.1. Циклические кризисы связаны с циклическими колебаниями экономики.

8.2. Нециклические кризисы не связаны с циклическими колебаниями экономики, а вызваны причинами объективного или субъективного характера .

3 преодоление кризисов

3.1 Методы преодоления кризисов на муниципальном уровне

Изучение проблем антикризисного управления в муниципальных образованиях можно вести в четырех направлениях:

1) участие органов местного самоуправления в финансовом оздоровлении предприятий-должников;

2) участие органов местного самоуправления в процедурах антикризисного управления (банкротства) муниципальных предприятий и муниципальными организациями;

3) антикризисное управление муниципальным образованием как единым хозяйственно-территориальным комплексом.

В настоящее время, по мере становления и развития новых форм территориального управления, становится очевидным, что муниципальные образования и регионы являются сложными социально-экономическими системами, подверженными кризисам так же, как и системы производственные. В связи с этим в общей системе антикризисного управления целесообразно выделить антикризисное управление территориальными системами(рисунок 3).



Рисунок 3 – Структура понятия «антикризисное управление»

Если рассматривать кризис территории как период, характеризуемый наибольшей вероятностью возникновения ситуаций, при которых условия ее устойчивого развития оказываются невыполнимыми, то в самом общем виде антикризисное управление муниципальным образованием можно определить как один из важнейших постоянно реализуемых видов деятельности органов местного самоуправления, обеспечивающий сохранение определенной структуры местной экономики, ее устойчивое развитие и сглаживание негативных последствий кризисов различной природы.

В современной литературе принято давать узкую и широкую трактовку понятия «антикризисное управление», а также разделять понятия «антикризисное управление» и «антикризисное регулирование».

Антикризисное управление муниципальным образованием в узком смысле слова можно рассматривать как комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности муниципального образования и удовлетворению требований кредиторов .

Платежеспособность – способность муниципального образования своевременно и полностью выполнять свои обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера.

Неплатежеспособность – финансовое положение муниципального образования, при котором оно не может своевременно погашать свои финансовые обязательства.

Муниципальное образование признается неплатежеспособным , т.е. не способным обеспечить обслуживание и погашение своих обязательств, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

Отказ органов местного самоуправления от исполнения обязанности по погашению и (или) обслуживанию своих обязательств, а также непредставление ответа на предъявленные требования кредиторов в установленные законодательством или договором сроки;

Отсутствие на счете местного бюджета средств, необходимых для исполнения решения суда о взыскании денежных средств для погашения и (или) обслуживания обязательств муниципального образования;

Недостаточность объема предусмотренных местным бюджетом ассигнований на погашение и обслуживание муниципального долга для финансирования указанных расходов исходя из сроков исполнения долговых обязательств.

Причинами неплатежеспособности муниципального образования могут быть:

Нарушение процедуры подготовки и рассмотрения проекта бюджета; ошибки в самой логике разработки и рассмотрения проекта бюджета; отсутствие системы казначейского исполнения бюджета;

Отказ администраций субъектов РФ принимать в расчет фактические долги муниципальных образований при рассмотрении объема трансфертов; неясность процедуры выяснения отношений между органами государственной власти, местного самоуправления и кредитором;

Несоблюдение принципа единства кассы. Переход на казначейское исполнение бюджетов в муниципальных образованиях осуществлен частично. Несмотря на то что казначейское исполнение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе РФ, в муниципалитетах нарушаются основные принципы казначейства, в частности – единство кассы: по факту доходы бюджетов зачисляются на разные счета;

Отсутствие сводной информации о полном внутреннем долге, поскольку кредиторская задолженность не входит в состав внутреннего долга; в долг бюджета переоформляется лишь незначительная часть просроченной кредиторской задолженности муниципальных предприятий и организаций, в то время как большинство предприятий ЖКХ и муниципального городского пассажирского транспорта фактически являются банкротами;

Отсутствие системы консолидированного учета кредиторской задолженности муниципальных предприятий и учреждений. Формат ведения долговой книги не позволяет адекватно отслеживать ситуацию с задолженностью перед предприятиями-поставщиками топливно-энергетических ресурсов и принимать соответствующие управленческие решения;

Отсутствие системы муниципального заказа и контроля цен товаров, работ, услуг, приобретаемых за счет средств бюджета.

Антикризисное управление муниципальным образованием в широком смысле – это применение антикризисных процедур по отношению к конкретной территории с целью недопущения кризиса или сглаживания его негативных последствий.

Антикризисные процедуры в этом понимании включают:

1) анализ внешней среды и внутреннего потенциала территории (имущественного, финансового, налогового, природного, географического и др.), а также ее конкурентных преимуществ на основе SWOT-анализа;

2) бюджетный анализ на основе сопоставления собственных и регулирующих доходов муниципального образования, прогноз доходов и расходов бюджета;

3) диагностику возникновения кризисных ситуаций с целью принятия адекватных причине появления кризиса мер;

4) разработку антикризисной стратегии;

5) разработку антикризисной программы развития территории, в т.ч. краткосрочных мероприятий по реструктуризации задолженности, увеличению доходов и снижению расходов бюджета и долгосрочных мер по реструктуризации основных отраслей, градообразующих предприятий, оздоровлению местных финансов;

6) создание структур для организации управления программой и последующий контроль за ходом ее реализации .

3.2 Принципы антикризисного управления территорией

1. Принцип единства целей управления на разных уровнях иерархии (федерация, субъект федерации и муниципальное образование).

2. Принцип адекватности. Методы разработки и принятия решений в кризисной ситуации должны быть адекватны реальной ситуации. Антикризисные управляющие должны обладать более высоким уровнем квалификации по сравнению с управляющими в обычных условиях с тем, чтобы быстро и адекватно реагировать на изменение внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие территории.

3. Принцип системного подхода к решению поставленных задач. Система антикризисного управления развитием территории рассматривается как сложная социально-экономическая система и построена как совокупность функциональных, обеспечивающих и предметных подсистем (подсистемы антикризисного управления собственностью, жилищно-коммунальным хозяйством, градообразующими предприятиями, социальной сферой и др.), поэтому необходимо постоянно анализировать политические, социальные, экономические, финансовые, экологические, правовые, техногенные и другие факторы, которые влияют на каждую из этих подсистем и в совокупности обеспечивают устойчивое развитие территории.

4. Принцип целенаправленности. Антикризисное управление может быть эффективно только при наличии глубоко проработанного плана финансового оздоровления территории, который базируется на миссии территории – обеспечении устойчивого социально-экономического развития муниципального образования. Такая стратегия антикризисного управления полностью соответствует следующим локальным целям в период кризиса: (1) обеспечение текущих платежей – текущая деятельность администрации муниципального образования должна быть организована таким образом, чтобы при ее осуществлении как минимум рассчитаться с кредиторами, в т.ч. с бюджетами других уровней бюджетной системы; (2) накопленных финансовых средств должно быть достаточно для того, чтобы по окончании особых процедур антикризисного управления рассчитаться с ранее возникшей и «замороженной» на момент введения особого режима кредиторской задолженности; (3) недопущение возникновения задолженности в будущем.

5. Принцип ведущего звена. В силу многоаспектности и разноплановости процесса анти­кризисного управления муниципальным образованием необходимо выбирать и реализовывать реально достижимые цели. Как правило, при наличии двух равновеликих целей приоритет принадлежит ближайшей из них – обеспечению текущих платежей.

6. Принцип оптимальности. В процессе разработки и принятия управленческих решений необходимо определить некоторые критерии оптимальности. Каждое решение принимается таким образом, чтобы выбранный критерий оптимальности имел экстремальное значение при некоторых ограничительных условиях. Различные ограничения и их комбинации обусловливают различные варианты управленческих решений. Очевидно, что одним из критериев должен стать бюджетный эффект – разница между доходами, полученными по результатам антикризисной программы, и расходами на ее разработку и реализацию.

Каждое из описанных выше направлений формирования современной системы антикризисного управления территорией, безусловно, требует более детальной проработки и уточнения, однако единый концептуальный подход к построению муниципальной системы антикризисного управления на основе единой методологии позволит обеспечить эффективное управление кризисными территориями и создать предпосылки для их устойчивого развития в будущем.

Заключение

Экономическая теория исходит из предпосылки, что циклические колебания и кризисы являются необходимыми составляющими экономического развития, поэтому многие современные исследования посвящены проблемам создания и организации функционирования системы стабилизационных мер, сглаживающих негативные моменты цикличности (в т.ч. на местном уровне).

Стабильное или нестабильное финансовое состояние предприятий напрямую влияет на местные бюджеты, которые, в свою очередь, являются индикаторами экономического состояния территории. Именно в таком контексте, как правило, рассматривается система антикризисного управления территорией. Однако защитные механизмы риск-менеджмента, применяемые в настоящее время на микроуровне (на уровне отдельных предприятий), которые способствуют раннему обнаружению, предупреждению и ограничению даже слабых сигналов кризиса, в той или иной степени могут быть адаптированы и к территориальным системам в целом.

1. Балдин К. В. Антикризисное управление. М.: «Дашков и К», 2005. 316 с.

2. Брылёв Н.И. Кризис. Общее понятие, определение, признаки. URL: http://www.nbrilev.ru/krizis.htm (дата обращения 20.01.2011).

3. Коротков Э.М. Антикризисное управление. М.: Инфра-М, 2003. 432 с.

4. Лебедев И.Н. Понятие и сущность кризисов, фазы экономического кризиса. URL: http://eumtp.ru/?p=933 (дата обращения 20.01.2011).

5. Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису / Вопросы экономики. 2009. № 2. С. 4-24.

6. Основы функциональной реструктуризации организации в условиях кризиса. Программно-методический комплекс КИС:Бюджетирование 2.2. URL: http://www.smartcat.ru/Management/sunkcostsM.shtml (дата обращения 20.01.2011).

7. Ряховская А.Н. Антикризисное управление в муниципальных образованиях. Попытка оценки перспектив. URL: http://www.anticrisis.ru/01_910_02.htm (дата обращения 20.01.2011).

8. Хубиев К. Особенности российского экономического цикла / Экономист. 2009. № 3. С. 38-45.

1. Понятие кризиса. Классификация кризисов

2. Отраслевые кризисы

3. Кризис предприятия

4. Причины и признаки кризиса

1. При анализе различных литературных источников можно увидеть, что общепризнанного понятия о кризисах нет. Некоторые авторы считают, что кризисы – лишь часть макроэкономических процессов развития, а на уровне организации или предприятия существуют только более или менее острые проблемы.

Такая позиция узка и односторонняя, здесь не учтены все факторы и принятие этой позиции может иметь негативные последствия.

С понятием «кризиса» тесно переплетается и другое понятие – «риск», которое в определенной степени оказывает влияние на методологию разработки управления. Если исключить из него ожидание кризиса, то исчезнет острота восприятия риска, а кризисные ситуации и вполне обычные ошибки могут стать очень тяжелыми.

Любая социально-экономическая система имеет два основных направления своего существования – функционирование и развития.

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранения функций фирмы, определяющих ее качественную определенность и важнейшие характеристики.

Развитие – это приобретение нового качества, дающего определенные выгоды и укрепляющего позиции фирмы.

Эти два направления тесным образом связаны между собой, причем эта связь имеет диалектический характер, что и иллюстрирует возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и одновременно является его основополагающей средой; развитие, в свою очередь, разрушает некоторые процессы функционирования, но создает условия для упрочнения его осуществления.

Следствием является возникновение циклической тенденции развития, в которой можно увидеть периодическое проявление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, они имеют разный уровень остроты, но они могут также оказывать и положительное воздействие при малых масштабах. Это, например, пробелы в управлении, в стратегии и т.д.

Таким образом, кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии, организации), являющееся угрозой для ее существования, нормального функционирования и конкурентоспособности; опасность банкротства и переломный момент в различных процессах.

Вообще каждый кризис имеет индивидуальный характер в зависимости от условий и факторов возникновения. Но несмотря на это, классификация кризисов необходима, так как с ее помощью можно будет определять тот или иной вид кризиса, а это в свою очередь облегчает установление причин.

При описании типологии кризисов приходится сталкиваться с разветвленной структурой. Это связано с тем, что кризисы разнообразны по своей сути, причинам возникновения и последствиям, а также по подходам к их классификации.

Классификации, основанные на выявлении характера протекания кризисов.

1. По масштабам проблематики:

Микроэкономические – охватывают определенную группу вопросов или проблем;

Макроэкономические – охватывают отдельные отрасли или сферы в целом.

Особенностью кризиса является, то что будучи локальным или микроэкономическим, он может распространиться или принять большой масштаб. Но это является следствием неумелой политики по борьбе с кризисом.

2. По регулярности появления:

Периодические кризисы – повторяются регулярно и, как правили, характеризуются схожестью протекания; они предсказуемы и потому к ним можно подготовиться;

Промежуточные кризисы – являются менее острыми и продолжительными, часто прерываются на каком-либо этапе.

3. По степени предсказуемости:

Предсказуемые – часто наступают как этап развития, прогнозируемы и вызываются объективными причинами; накоплением факторов, таких как необходимость в изменении структуры, изменения направления;

Непредсказуемые (неожиданные, случайные) – результат просчетов в управлении, ошибки в прогнозировании, кризиса в определенной государственной сфере, природных (катастрофических) явлений.

4. По степени открытости протекания:

Явные – легко обнаруживаются и заметно протекают; «подводные камни» маловероятны;

Латентные (скрытые) – наиболее опасные, так как в своих начальных стадиях практически незаметны, проявляются уже при выявлении больших противоречий.

5. По глубине процессов:

Легкие – такие кризисы протекают достаточно мягко; непродолжительны, легко прогнозируемы и управляемы;

Глубокие – имеют затяжной характер, протекают сложно; часто вызывают разрушение различных структур социально-экономической системы, могут привести к более масштабным и опасным формам кризиса.

Классификации, основанные на структурных характеристиках кризисов.

По масштабам проявления:

Общие – охватывают всю социально-экономическую систему;

Локальные – охватывают определенную часть или сферу системы.

Это деление носит условный характер, так как. Анализируя конкретную кризисную ситуацию, нужно учитывать границы системы, ее среду и структуру.

Кроме того бывают:

Денежно-кредитный кризис – в первую очередь страдают банки, поскольку происходит резкое сокращение выдачи коммерческого и банковского кредитов, массовое изъятие вкладов населением и перевод их в наличные средства. Также падают курсы акций и облигаций.

Финансовый кризис – глубокие трудности государственных финансов. Это проявляется в дефицитах бюджетов.

Валютный кризис – проявляется в обесценивании валюты на мировом рынке, падении валютных курсов. Истощении валютных резервов в банках.

Биржевой кризис – выражается в резком снижении курсов ценных бумаг и сокращения их эмиссии.

2. Экономический кризис отражает острое напряжение в социально-экономической системе. Для этого вида кризисов характерен циклический тип развития, который состоит из четырех основных фаз:

1. спад - происходит сокращение объемов производства и деловой активности;

2. депрессия – эта фаза длится в среднем от полугода до четырех лет, отличается неуверенностью и попытками приспособления к новым условиям;

3. оживление – фаза восстановления, характеризуется подъемом цен, производства, капиталовложений;

4. подъем – активно возникают новые предприятия и товары.

Существуют несколько видов циклов, предложенных различными учеными:

1) «длинные волны» Кондратьева. Их продолжительность в среднем 50 лет. Причиной являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка;

2) циклы Кузнеца. Продолжительность примерно 20 лет. Отличаются сдвигами в воспроизводственной структуре производства, поэтому циклы часто еще называют воспроизводственными или строительными;

3) циклы Джаглера. Продолжительность 7-11 лет. В основе лежат разнообразные взаимодействия денежно-кредитных факторов;

4) циклы Китчина. Продолжительность 3-5 лет. Возникают из-за динамики относительной величины запасов различных товарно-материальных ценностей на предприятиях.

В группу экономических кризисов входит несколько разновидностей: финансовые, структурные, кризисы производства, кризисы потери конкурентных преимуществ.

Структурный кризис – порождается глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей. Это как правило, длительный, затяжной кризис, который по сути своей не носит циклического характера.

Кризис перепроизводства товаров – выпуск излишних единиц продукции и, как следствие, снижение, а иногда и вовсе исчезновение спроса на нее.

Кризис недопроизводства товаров – острая нехватка товаров в условиях большого спроса на них.

Кризис потери конкурентных преимуществ – переключение спроса потребителя на другой вид продукции. Приходится ограничивать темпы производства или вводить новые технологии и инновационные структуры.

Аграрный кризис – это резкое падение цен на сельскохозяйственную продукцию, общее ухудшение состояния экономики. Может сопровождаться резким оттоком населения из села в город.

Промышленный кризис – острые затруднения в сфере промышленности, связанные прежде всего с отсутствием спроса на отечественную продукцию и изношенность технических ресурсов. Отечественным предприятиям приходится выживать в условиях жесточайшей конкуренции со стороны зарубежных фирм. Это происходит по нескольким причинам:

Техническое оснащение предприятия может стать причиной серьезного кризиса, поскольку, как правило, замена оборудования требует больших материальных затрат;

Устаревшее оборудование не позволяет в некоторых случаях производить продукцию, соответствующую общепризнанным стандартам, что также снижает спрос на нее:

Чисто психологический фактор – население не доверяет отечественному производителю, несмотря на то, что во многих случаях продукция ничем не отличается.

Классификации, основанные на структуре отношений в социально-экономической системе.

1. Социальный кризис – нарастание социальной напряженности вследствие обострения противоречий между различными социальными группами. Часто социальные кризисы называют последствием экономических, хотя нельзя сказать, что это прямое следствие.

2. Политические кризисы – это кризисы в политической системе страны, кризисы власти. При возникновении такого вида кризисов все внимание, как правило, направлено на решение возникшей задачи, поэтому страдают другие сферы. Практически всегда политические кризисы переходят в кризисы экономические, т.е. кризисная ситуация в стране длится довольно продолжительное время, что в конечном счете негативно для общества.

Существенными признаками политических кризисов являются:

1 - резкое обострение социальных и экономических конфликтов, перерастающих в кризисы;

2 – беспомощность власти при росте конфликтов и кризисных ситуаций;

3 - разделение властей, разрыв взаимодействующих связей, нарастание напряженности общества.

Системный политический кризис – его возникновение означает, что противоречия в основных сферах общества пришли в такое состояние. Что эта дестабилизация не может быть преодолена без изменения существующего политического строя. Признаки:

Продолжительное по времени бездействие властей, полная потеря государственными органами управляющего потенциала и стратегической концепции;

Отрицательная активность общественных масс, переход к активным действиям недовольных лиц;

Резкое падение уровня жизни, отсутствие доходов у большей части населения.

Организационные кризисы – в организационной структуре любой системы могут обостряться социально-экономические отношения (деловые конфликты, проблемы в управлении из-за сложной инфраструктуры и т.д.) Кризисы в управлении могут привести к реорганизации предприятия или полной его ликвидации. Это характерно для таких организационно-правовых форм, как партнерство, акционерное общество.

Кризис репутации – падение репутации компании или фирмы в обществе из-за ряда причин. Довольно опасный кризис, так как может вызвать полнейший спад деятельности. Причины: выпуск некачественной продукции, обнаружение махинаций, действия подставного характера со стороны конкурентов, нарушения условий сделок.

Психологический кризис –это кризисы психического состояния человека. Проявляются в виде стрессовых состояний, чувства неудовлетворенности или нереализованности, недовольства социальным и правовым положением. Возникают из-за критических состояний в обществе, государстве, других кризисов.

Классификация, основанная на непосредственных причинах.

Природные кризисы – характеризуются состоянием окружающей природной среды. Возникают из-за серьезных природных явлений – ураганов, наводнений, землетрясений, природных пожаров. Такие кризисы сильно отражаются на экономике и социальных процессах.

Экологические кризисы – кризисы, вызванные глубокими изменениями природно-климатических условий вследствие деятельности человека (истощение ресурсов, загрязнении атмосферы и водных ресурсов, изменение климата (глобальное потепление)). Это очень актуальная проблема, потому что через несколько лет экологические кризисы могут стать причиной глубоких промышленных и экономических кризисов.

3. Предприятие – это обособленное учреждение, которое выполняет одну или несколько различных функций по реализации товаров или услуг. Кризисы являются показателем развития отдельного предприятия, которое может не соответствовать развитию других предприятий или отрасли в целом.

Предприятие зависит от внешних факторов, характеризующих состояние экономики в которой осуществляет свою деятельность предприятие. Изменения в экономике приводят к изменениям и на предприятии. Если экономика находится в состоянии кризиса, то это находит отражение и на предприятии. Однако здесь немаловажную роль играют характер деятельности, масштабы, потенциал предприятия. Оно может вполне успешно противостоять внешним кризисным ситуациям или, чутко реагировать на них.

Для каждого отдельного предприятия существует свое соотношение внутренних и внешних факторов кризиса. Похожие по структуре и организации предприятия в кризисной ситуации могут повести себя совершенно по-разному. Одни будут продолжительное время сопротивляться, другие – находиться грани банкротства, а третьи – извлекать выгоду. Причины – возможный потенциал, стратегия, высокий уровень управления, простое стечение обстоятельств. Все это отражает внутренние факторы, которые являются основным оружием в борьбе с внешними.

Но может быть и другая ситуация, когда предприятие входит в кризис при вполне благоприятных внешних факторах. Здесь причинами являются уже внутренние затруднения, такие как деловые конфликты, организационные проблемы, низкий профессиональный уровень сотрудников, ошибки в принятии решений, некачественный маркетинг и многие другие.

Симптомы – это начальные признаки, самые первые «звонки». Симптомы это первоначальное проявление кризисной ситуации, причины же кроются гораздо глубже, они могут складываться продолжительное время и зависят от многих факторов. Признак кризиса – это объективное состояние или событие, которое говорит о наступлении кризиса.

Причины кризиса – это события или явления, в результате которых данный кризис наступил. К примеру, инфляция является фактором кризиса, причиной же будет увеличение массы денег. Симптомы – повышение цен, неожиданный рост заработной платы и т.д.

На предприятии признаком кризиса могут быть, к примеру, снижение качества продукции, большая задолженность по кредитам, причиной – финансово-экономические затруднения, ухудшение общего состояния экономики, недостаточный уровень профессионализма сотрудников. Симптомы – первые показатели отрицательной динамики, рост финансовых вопросов и т.д.

Финансовый кризис на предприятии один из самых опасных кризисов, от исхода которого зависит дальнейшая судьба предприятия. Он является первой ступенью для других кризисов: технических, психологических, кризиса репутации и т.д.

Финансовый кризис выражается в острой нехватке денежных ресурсов, увеличении задолженности по кредитам, сокращении производства, недовольстве сотрудников и многих других факторах. Финансовый кризис может привести к закрытию предприятия, а может быть преодолен путем принятия различных мер – например, реорганизации.

Поскольку кризисы неотступно следуют за каждым этапом развития предприятия и всей его деятельности в целом, то любое управление должно быть антикризисным, т.е. должно учитывать опасности и возможности наступления кризиса. Наиболее предпочтительно создание на предприятиях антикризисных отделов.

4. Для того чтобы хорошо разбираться в кризисах, необходимо знать типологию, потому что классификации основаны на выделении каких-либо признаков, что само по себе является подсказкой.

Преодоление кризисов является управляемым процессом. Успех управления во многом зависит от своевременного распознавания кризиса, его возможных последствий. Признаки кризиса в первую очередь различаются по классификационной принадлежности.

1. Масштабы. Имеют большое значение, преодолеть локальный кризис гораздо легче, нежели кризис охвативший все предприятие или отрасль.

2. Направление. Очень важно изначально определить направление кризиса, его проблематику для концентрирования внимания на нужных моментах.

3. Острота. Один и тот же кризис может протекать по-разному в зависимости от различных факторов: общей обстановки, наличия других видов кризисов, этапа развития предприятия или отрасли.

4. Причины. Для преодоления кризиса необходимо устранить его причины, выявление которых – результат антикризисного исследования.

5. Фазы проявления и их протекание.

6. Последствия.

Причины кризиса зависят от его факторов, поэтому они также подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние причины – это угроза извне, а так как социально-экономическая система находится во взаимодействии со множеством различных субъектов, то и структура внешних причин также имеет довольно усложненный вид.

    Социально-экономические факторы общего развития страны:

Рост инфляции; нестабильность налоговой системы – изменение налоговой ставки или принятие новых налогов особенно сильно сказывается на предприятиях в начальный период своего развития;

Нестабильность правительственной системы – глубокие разногласия в государственных органах, из-за чего все другие трудности остаются в тени;

Разделение властей на оппозиции, что влечет за собой беспорядочное принятие решений;

Снижение уровня доходов населения – это является основанием для роста социальной напряженности и, как следствие, появления социального кризиса;

Рост безработицы – результат экономических и промышленных кризисов и причина социальных кризисов.

2. Рыночные факторы:

Нестабильность валютного рынка;

Усиление монополизма;

Сокращение сферы рынка.

Прочие внешние факторы:

Политическая нестабильность;

Рост криминальных структур;

Природно-климатические причины;

Стихийные бедствия.

Внутренние причины возникновения кризиса.

1. Управленческие причины:

Разногласия между участниками управленческой структуры;

Отсутствие динамики в управлении – с течением времени предприятие или отрасль развиваются и приобретают все большие масштабы и формы, для чего требуется более разветвленная и дифференцированная сеть управления. Отсутствие гибкости приводит к «неуспеваемости» хода управления за развитием;

Высокий уровень коммерческого риска – если предприятие или бизнес создавались в рискованных условиях, то управление может некоторое время сдерживать темпы развития, боясь потерь. Это может привести к потере шанса занять место на рынке или постепенному «затуханию» дела;

Недостаточное знание конъюнктуры рынка;

Сложности с учетными системами – для своевременного обнаружения кризиса необходимо проводить анализ деятельности. Во многом это осуществляется через различные отчетные документы, отражающие прибыль, расходы, издержки, баланс и т.д;

Затруднения маркетинговых служб.

2. Производственные причины:

Устаревшая техническая база;

Низкая производительность труда;

Высокие энергозатраты.

3. Рыночные причины:

Низкая конкурентоспособность товара;

Зависимость от постоянного ограниченного количества поставщиков и клиентов.

Для выживания в условиях кризисных ситуаций требуется сплоченность всех структур – экономических, финансовых и управленческих.

Контрольные вопросы:

    Основная сущность кризисов. Охарактеризуйте виды кризисов.

    Сущность кризисов по отраслевому признаку.

    В чем причины возникновения кризисов.

Лекция 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И БАНКРОТСТВА

Литература

1. Альгин А.П. Риск в предпринимательстве. – СПб, 1992.

2. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. – М., Мысль, 1989.

3. Альгин А.П. Рискология и синергетика в системе управления. – Петрозаводск, СЗАГС, 2004.

4. Ансофф И. Стратегическое управление. – М., Экономика, 1989.

5. Бадалова А.Г. Управление рисками производственных систем: теория, методология, механизм реализации. – М., Станкин, Янус – К, 2006.

6. Балабанов И.Т. Риск – менеджмент. – М., Финансы и статистика, 1996.

7. Бачкаи Т., Мессена Д. Хозяйственный риск и методы его измерения. – М., Экономика, 1979.

8. Вяткин В.Н., Гамза В.А., Екатеринославский Ю.Ю, Иванушко П.Н. Управление рисками фирмы: программы интерактивного риск – менеджмента. – М., Финансы и статистика, 2006.

9. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения.- М.: «Дело и сервис», 2002. (основной источник)

10. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. – М.: «Экономика», 1997.

11. Ляпина С.Ю. Методология управления рисками. – М., Паруса, 2003.

12. Ляпина С.Ю. Управление рисками промышленных организаций. Монография // Маркетинг. Спец. Вып. № 20. – М.:, Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2003.

13. Миэринь Л.А. Основы рискологии. Учебное пособие. – СПб, Изд – во СПбГУЭФ, 1998

14. Савин А.В. Управление рисковыми ситуациями в процессе функционирования производственного комплекса для повышения эффективности его деятельности: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. – М., 2007.

15. Савинская Н.А., Багиева М.Н. Риски и устойчивость предприятия. – СПб, изд – во СПбГУЭФ, 1999.

16. Тэпман Л.Н. Риски в экономике. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

17. Хохлов Н.В. Управление риском. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 1999

18. Човушян Э.О., Сидоров М.А. Управление риском и устойчивое развитие. – М., Изд – во РЭА им. Плеханова, 1999.

19. Юдицкий С.А. Сценарный подход к моделированию поведения бизнес – систем. – М., СИНТГ, 2001.

20. Юрченко Т.И., Петрова О.В. Управленческие решения. Часть1. Обеспечение эффективного функционирования организации в условиях рисков: Учебное пособие/ ГУУ. – М., 2003. (зоны риска)

1. Понятие, причины возникновения кризисов и их виды.

2. Понятия несостоятельности и банкротства.

3. Виды и стадии банкротства.

В самом общем виде кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Сущность кризиса в терминах конкретной экономики можно определить следующим образом:


кризис - это рассогласование в деятельности отдельных систем организации (экономической, финансовой, социальной и др.);

кризис - это неплатежеспособность, это нарастающая опасность банкротства и ликвидации организации.

Представление о кризисе теснейшим образом связано с сущностью и деятельностью организации. Так, в современной литературе по менеджменту понятие «организация» рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей; как обособленная общественная ячейка в общей системе общественного разделения труда. В качестве организаций могут рассматриваться: отдельная фирма, банк, компания, предприятие, учреждение образования и т.

Для понимания сущности кризиса и его природы рассмотрим две тенденции существования организации: функционирование и развитие.

Функционирование - это поддержание жизнедеятельности организации, сохранение ее целостности, качественной определенности, сущностных характеристик. Развитие - это приобретение организацией нового качества, укрепляющего ее жизнестойкость в условиях изменяющейся внешней среды.

Функционирование и развитие взаимосвязаны между собой, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы. Функционирование организации предполагает обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. Функционирование организации возможно лишь при определенном соответствии этих факторов производства, а результат должен отвечать интересам и потребностям человека.

Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является повышение производительности труда, возникновение новой технологии, повышение эффективности производства.

Связь функционирования и развития имеет диалектический характер. Функционирование сдерживает развитие. Развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для более устойчивого функционирования организации в перспективе. То есть возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов.

Таким образом, наступление кризисов вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой организации.

Кризисы могут также возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования.

Понятие кризиса тесным образом связано с понятием социально-экономической системы, которая может проявлять способность своего существования в двух направлениях. Это функционирование (сохранение своих особенных функций для поддержания целостности) и развитие (приобретение новых качеств и функций в условиях изменяющейся внешней среды). Взаимосвязь этих двух тенденций носит диалектический характер: управление достигнутым функционированием имеет стабилизирующий и одновременно сдерживающий характер, а управление развитием организации носит инновационный характер, разрушающий процесс достигнутого уровня функционирования.

Обострение противоречий через преобладание деструктивных сил порождает опасность возникновения и развития кризиса, угрожает жизнестойкости социально-экономической системы, оказавшейся под давлением негативных внешних и внутренних факторов.

Причины кризиса могут быть:

объективными - связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации;

субъективными - порожденные ошибками и недостатками в управлении.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Внешние причины кризисов связаны с несовершенством управления на макро- и микроэкономических уровнях, с инновациями (новые научные знания, развитие научно-технического прогресса), с природными изменениями (например, ухудшение экологической ситуации), наконец, с обстоятельствами непреодолимой силы. Внешние причины для возникновения и развития кризиса существуют всегда, поэтому так важно предвидеть его возможные проявления. Внутренни е причины кризиса связаны с неэффективным менеджментом на предприятии из-за непрофессионализма персонала, усложнения деятельности вследствие роста масштабов бизнеса и консерватизма личности.

Для уяснения понятия кризиса важно предвидеть всевозможные последствия кризисов, будет ли это финансовое оздоровление или ликвидация предприятия.

Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Возможен переход в состояние нового кризиса, может быть, еще более глубокого и продолжительного.

Последствия кризиса могут сопровождаться резкими изменениями или мягким длительным и поступательным выходом из состояния кризиса.

Посткризисные изменения в развитии предприятия могут носить долгосрочный или краткосрочный, а также обратимый или необратимый характер, отличаться качественными или количественными характеристиками.

Следует отметить, что кризис экономики советского периода относится к категории существенных по количеству и качеству, длительности периода, разрушительным последствиям. Тем важнее учесть допущенные ошибки и не допустить повторного обострения этого кризиса, подобного пережитому дефолту, сконцентрировать все позитивные усилия по скорейшему выздоровлению экономики и общества в целом.

В процессе учета и анализа банкротств важно определить вид экономического кризиса и его особенности. Идентификация кризиса позволит более четко высветить те параметры, по которым можно будет разрабатывать планы финансового оздоровления, способные реализовываться и выводить предприятие из кризиса.

Кризисы различаются по своей сути, причинам проявления и последствиям. Классификацию кризисов обычно связывают с выбором средств и способов управления ими.

Причины кризиса могут носить объективный и субъективный характер. Из-за изменений в окружающей среде их можно назвать внешними, а, к примеру, неэффективный менеджмент или тихий саботаж персонала можно отнести к внутренним причинам. Причины кризиса могут носить случайный характер и проявляться в результате ошибок и просчетов менеджмента

Закономерность причин может быть связана с жизненным циклом предприятия, отрасли и общества в целом. Также причины могут появляться естественным путем (землетрясения, ураганы, наводнения) и привноситься искусственно (террористические акты).

Характер протекания кризиса может различаться по нескольким признакам. Кризис может быть глубоким, с разрушением тех или иных модулей социально-экономической системы. И наоборот протекать последовательно и безболезненно, в смягченных условиях.

Затяжные кризисы длятся долго, что говорит о неумении управлять ситуацией. Кратковременный кризис охватывает короткий период времени. Глобальный кризис касается всей социально-экономической системы, локальный затрагивает ее часть. Явный характер кризиса сразу заметен, легко обнаруживается. В свою очередь, скрытый кризис протекает незаметно и поэтому наиболее опасен.

Последствия кризисов могут привести к обновлению или разрушению, оздоровлению или возникновению нового кризиса, ослаблению или его обострению, плавному выходу или резкому усугублению кризиса. По причина» возникновения

В анализе конкретных кризисных ситуаций необходимо отслеживать пограничные линии охвата социально-экономической системы, структуру этой
системы и среду функционирования.

По степени управляемости кризис классифицируют как неуправляемый и управляемый.

Причины возникновения кризиса могут носить природный (условия жизнедеятельности человека с изменениями климата и катаклизмами), экологический (истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных для человека технологий и др.)» социальный характер (столкновение интересов и обострение противоречий социальных групп: работников и работодателей и т.д.), политический (политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики и прочих проявлениях регулирующей функции государства) экономический (острые противоречия в экономическом состоянии организации. Это могут быть кризисы перепроизводства и сбыта товаров; взаимоотношения между партнерами; неплатежи; потери конкурентных преимуществ. В этой группе особое место занимают финансовые кризисы, которые характеризуют противоречия между доходами и расходами организации. Финансовый кризис проявляется в форме задержек выплат заработной платы, неплатежей).

Психологические кризисы проявляются в виде стрессов, приобретающих массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, страха за будущее;

Технологический - это кризис новых технологических идей, который проявляется в виде обострения противоречий между тенденциями научно-технического прогресса и возможностями организации.

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и т.д.

Первопричиной кризисов является разрыв между производством и потреблением товаров.

В рамках натурального хозяйства между производством и потреблением существовала прямая связь и поэтому не было условий для экономических кризисов. Возможность для них появилась и расширилась по мере развития товарного производства и обращения. После того как товарное производство стало господствующей формой организации производства, а рынок - стихийным его регулятором, разрыв между производством и потреблением как во времени, так и в пространстве резко увеличился. В условиях стихии и анархии производства экономические кризисы стали объективной закономерностью.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране; вторые -- с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Также причины можно подразделять на следующие группы:

  • а) экономические - кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров, монополизация рынка. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства;
  • б) социальные - рост безработицы; сокращение зарплат бюджетникам, выплат пенсионерам, военнослужащим; увеличение дифференциации доходов населения; кадровый кризис; сокращение минимального уровня заработной платы; кризис политики социального и медицинского страхования; интеллектуальный кризис; рост социальных конфликтов и нравственная деградация общества. Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.;
  • в) политические - политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства;
  • г) демографические - численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения;
  • д) усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.

Рисунок 1- Классификация причин кризиса.

Кризисы могут оказывать различное влияние на развитие социально-экономических систем. Возможно разрушение или обновление организации, ее оздоровление или возникновение нового, более разрушительного кризиса.

Кризис переживает несколько стадий в своей динамике:

  • - латентный, скрытый период, когда его предпосылки назревают, но еще не прорываются наружу;
  • - период обвала, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения всех показателей динамики. В этот период набирают силу, открыто проявляются и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее;
  • - период смягчения кризиса, создания предпосылок для его преодоления, перехода к фазе депрессии, обеспечивающей временное равновесие между потерявшей свою былую силу системой и утвердившейся, показавшую свою силу новой.

Кризисы, обусловленные цикличной динамикой социально-экономического развития, поддаются прогнозированию. Менеджмент с помощью разнообразных управленческих воздействий может смягчать кризисные проявления, уменьшать и минимизировать потери. Всякий кризис, если он не явно летального характера, включает и антикризис, т. е. момент выздоровления

Кризисы прогрессивны, при всей их болезненности. Кризис выполняет в динамике движения систем три важнейшие функции:

  • - резкое ослабление и устранение устаревших элементов господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы;
  • - расчистка дороги для утверждения первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла;
  • - испытание на прочность и передача в наследство тех элементов системы, которые аккумулируются и переходят в будущее.

Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Они могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.

Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее же зависит от профессионализма, системы мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии.

Таблица 1 - Виды кризисов