Ванга о гражданской войне в россии. Когда мы будем жить хорошо

Сегодня состоялось выступление Путина в Госдуме. Если кратко, то это выступление ни о чем. Нет у меня даже желания комментировать то, на что многие возмущенно говорят: "Он нас что?! Совсем за идиотов держит?!". Замечу только, что выступление в Думе должно было носить формат отчета, то есть доклад фактов с обзором, анализом ситуации и предложением правительством реальных путей решения проблем. Премьер же, как всегда, увлекся совсем другим. Есть такой жанр политической прозы именно в России - сказание о том, как мы прекрасно жить будем через надцать лет. Этот жанр в России привился, наверное, потому, что в других странах нет возможности рассказывать надцать лет байки, там такого времени политикам не отпущено и потому там нет сказочников. И заметьте - мало кто в СМИ его речь называет докладом. Все называют его мягко - выступлением. Как у артиста.

Вместо комментариев к выступлению Путина, я очень и очень кратко упомяну о том, что именно обязан был говорить премьер, вместо мечтательного будущего, которое не суждено увидеть ни нам и ни ему.

Если развитие мировой экономики страдает от роста цен на нефть, то Россия, наоборот, считает, что идет в "прекрасное далеко". Но значит ли это, что все хорошо? Вовсе нет. Признаков слабости становится все больше. Прежде всего, развитие российской экономики страдает от чрезмерной зависимости от импорта. Кроме того, рост цен, вызванный повышением цен на нефть и энергоресурсы, хоть и увеличивает поступления в бюджет, в то же время подрывает покупательную способность домохозяйств и ослабляет предприятия, так как издержки производства растут быстрее производительности. Наконец, зависимость бюджета от нефти начинает серьезно беспокоить российские власти, так как движение цен им неподконтрольно и завтра цена может стать такой, что из проблем будет выбираться уже другое правительство. А вот народ будет все тот же.

По данным Natixis, Россия сможет сбалансировать свой бюджет на этот год при цене нефти 115 долларов за баррель, тогда как в 2007 году ей было достаточно цены в 26 долларов за баррель (задайтесь вопросом - где разница от этих цен?). Это означает, что государство должно любой ценой сокращать свои расходы, а также осуществлять либерализацию и модернизацию страны для увеличения ее потенциала.

Однако 2011 год - год выборов, поэтому чудес ожидать не следует и будет происходить дальнейший надрыв на грани чудовищного фола.

И это очень много, даже если не касаться разваленного образования, медицины, исчезновения квалифицированных кадров и рабочих как класса вообще. Даже если сейчас, вдруг, чудом запустить застывшее по всей стране производство, то...у станков стоять некому. Развалена практически вся страна и находится у черты окончательного физического развала, но премьер нас уверяет....что мы вышли из кризиса и рисует нам 2020 год. Но этот год не в его власти.

Он с кем там разговаривал? Или сам с собою бормотал?...

Говорят в народе:

Раз в четыре года я в лотерею играю. И ведь правильно же угадываю, уже два раза – «Путин»! А так ничего и не выиграла… Видно опять на лохотронщиков нарвалась...

Путин прибывает в очередной регион с рабочей поездкой. Едет из аэропорта и думает:
-Чего это люди так жалуются на плохие дороги и пробки? Вот я уже за восемь лет всю Россию объехал. И дороги везде замечательные, и в пробке ни разу не стоял…

Скажите, а почему у вас дома до сих пор нет портрета Путина?
- Если мы хотим на него посмотреть, мы просто включаем телевизор...

А ты заметил, что Путин носит часы на правой руке?
- Конечно! И считаю, что он может этим заслуженно гордиться!
- Почему?!
- Ну как же! Во-первых, он этого не скрывает. Во-вторых, он готов лично отвечать за возможные последствия. В-третьих, от этого никому не стало хуже. Ты можешь припомнить еще хотя бы один такой случай за все время его президентства?

Сколько единороссов нужно чтобы закрутить лампочку?
- 101. Причем, 101-ый обязательно должен быть Шойгу. 100 сидят и слушают выступление Путина об исключительной важности вкручивания лампочек для всего российского народа и России в целом, а Шойгу ликвидирует последствия того, что лампочка так и не была вкручена.

Путин очередному Премьеру:
- Какая самая большая статья расходов в бюджете на 2008 год?
- Как всегда, Владимир Владимирович… На разворовывание… Ну, не считая ваших выборов, конечно…

Ходят упорные слухи, что В.В. Путин не будет избираться на третий срок. Вместо этого он станет во главе нового холдинга - «РосНефтеГазоСтальАтомУгольЛесАэроЭнергоПром».

Российский президент Владимир Путин был назван журналом Time «новым представителем развивающегося мира». Интересно, «развивающийся» и «недоразвитый» - слова синонимы?

Ленин хотел доказать, что страной может управлять весь народ.
Сталин доказал, что страной может управлять один человек.
Хрущев доказал, что страной может управлять дурак.
Брежнев доказал, что страной можно вообще не управлять.
Черненко доказал, что страной могут управлять полтора человека: вечно живой Ленин и полуживой Черненко.
Горбачев доказал, что не всякий дурак может управлять страной.
Ельцин доказал, что страной можно управлять всей семьей.
Путин доказал, что чекисты - тоже семья.

Обращаясь к Федеральному Собранию В.В.Путин сказал:
- Думаю, что в этой аудитории, как и в прошлые годы, нет необходимости говорить о полученных в последнее время результатах.
И правда, голодающих шахтеров, учителей и инженеров в зале не было...

Президент Путин поставил задачу резко сократить число бедняков в России. Правительство немедленно откликнулось с очевидным решением: немедленно ликвидировать остатки бесплатной медицинской помощи.

Путин:
- Я ставлю задачу по удвоению ВВП за десять лет.
Кудрин:
- Пожалуй, всю нефть и весь газ за десять лет продать и не успеем...

Владимир Владимирович! Вы будете выдвигаться на третий срок?
- Нет!
- А на четвертый?

На экзамене по теории государства и права.
- А скажите, молодой человек, какая сейчас в России форма правления: конституционная монархия, буржуазно-демократическая республика или авторитарный тоталитаризм?
- ПереПутье, профессор…

Когда мы Россияне будем жить, а не выживать?

    Наше государство начнет нормально жить, а не выживать, только тогда, когда верхушка власти начнет думать не только о себе и своих хочу, а и о народе тоже. Например депутаты которые сидят целыми днями, ковыряют в носу и решают курить или не курить, запретить кружевное белье или нет, получают четверть миллиона, а врачи, которые жизни людей спасают, учителя, которые образование дают детям, простые рабочие на заводе которые делают все обиходные вещи, получают копейки. Так что, как говорится, рыба гниет с головы. Пока наше государство не начнет головой думать не только о своих прихотях, а так же и о том чего не хватает народу, то все бы изменилось в лучшую сторону.

    Когда будет выгодно деньги и товары ввозить в страну, на не вывозить капиталы из страны, даже если они ворованные, если будет закон для всех одинаков.

    Когда хозяевами в стране будут коренные жители, а не воры в законе из Грузии. Когда государственная служба, полиция, армия, - будут служить Русские и только Русские, когда иностранец не сможет открыть фирму на территории России без РУССКОГО В СОСТАВЕ ОСНОВНЫХ УЧРЕДИТЕЛЕЙ.

    Когда Русские почувствуют отдачу от государства, а не только поборы. Когда полиция, гос служащие будут служить народу, а не руководить народом.

    Когда прибыль от продажи природных богатств будет прозрачна! Тогда произойдет сплочение народа, тогда будет единодушие, как в вопросе Крыма.

    Русские никогда не станут жить богато. Таков, к сожалению, у русских менталитет. Для России очень сильно подошел бы коммунизм. Только в условиях коммунизма русские смогли бы чувствовать себя счастливыми. Но, данная форма государственного строя является утопией. Опять не повезло.

    Даже если объявить результаты приватизации недействительными, найдется тот, кто разделит тот самый нефтяной государственный рубль на сто частей, пока он доберется до больниц, садов, заводов и пароходов. Думать о том, что в России никто не сворует из государственного кармана так же утопично, как пытаться построить коммунизм. Я говорю о коммунизме в чистом его виде.

    Только тебе решать жить или выживать в своей стране.

    Отличный пример уровня жизнь в Арабских Эмиратах. Все просто! Есть природные богатства - есть счастливые граждане, которые знают что родившись в своей стране человек будет обеспечен всем до смерти!

    Ответ простой: когда нефть будет принадлежать стране! Ввиду того, что большая часть природных ресурсов(мест их добычи) была превотизирована (незаконно, естественно). Теперь гозказна имеет лишь копейки, получаемые за пользование ресурса. Посмотрим на ОАЭ: богатейшая страна мира! Когда в ее земле была найдена нефть, государство очень грамотно распорядилось ее судьбой, и результат на лицо.

    Если бы наша действующая власть признала ту привотизацию незаконной (а она это может делать,но не рискует), тогда бы и рубль взлетел и уровень жизни,соответственно двигался бы в плюс, а не в бездну, как сейчас.

    вот тогда мы и получим больницы нормальные, оборудованные, хорошее образование, дороги и многое другое,что требует государственного финансирования!

    Почитаешь подобные вопросы и ответы на них и сразу возникает одна мысль, вернее встречный вопрос. А когда россияне перестанут стонать по поводу своей тяжелой жизни? Сколько живу на свете, только и слышно эту фразу - в наше тяжелое время, в наши не простые времена...

    Люди, очнитесь! У наших бабушек и прабабушек было тяжелое время! И у дедов с прадедами. А мы живем практически в шоколаде!

    Любим власть ругать. А чем дольше показывают, что творится в Украине, тем сильнее можно убедится, что и власть у нас не плохая.

    Что с человеком не происходит, виноват в этом только он. И любой народ достоин своих правителей.

    Хочешь жить лучше? Начни с себя!

    Если бы вы сейчас пожили где-нибудь в Узбекистане, в Таджикистане или даже на Украине, то Вы бы не стали задавать такой вопрос. Здесь люди действительно живут - свободных вакансий валом и на любой вкус, зарплату платят вовремя, у всех есть жиль (сво или съмное, но есть). В том же Узбекистане, часто единственной едой на каждый день - это черствая лепшка и чай и так питаются 40% населения. Хорошо живут только те семьи, муж которой уехал на заработки в Россию и присылает в месяц 5-6 тыс. рублей. В таких семьях могут позволить себе плов 1 раз в день. Да в той же богатой Америке - посмотрите сколько бездомных.

    Мне даже смешным показался ваш вопрос. Правду говорят Сколько человеку не дай - ему всегда мало будет

    Я не пойму в какой вы стране живте, вроде россияне? Просто, судя по ценам и по зарплатам уровень жизни повыше чем в СССР стал, а тогда жили и всем всего хватало. Путаница только из-за цифр. Да переведите просто рубли в копейки и посчитайте сами. В европе с их большими зарплатами и большими ценами и платежами, живут то похуже.

    А вы что, выживаете? Может вс таки живете? У вас проблемы с жильем, едой, работой, свободой, самореализацией и в этом виновато государство? Думаю вс-таки нет. По моему большинство жалующихся на то, что в России вс плохо либо с промытыми мозгами, либо, извините, тупые, либо просто не хотят что-то делать для собственного благополучия, ну да ведь жаловаться то проще. Да оглянитесь вокруг! Работа есть, деньги есть, земля есть, обстановка спокойная, войн нет. В чем проблема то? Привыкли за 70 лет что вам кто-то сверху что-то должен выдать и для этого ничего не надо делать. А кто там наверху? Да теже люди что и мы с вами, те же Россияне. Почему вы всегда ищете виноватого? Кто работает, для того есть вс чтобы в наей стране Жить.

О том, как живут простые люди в России, писать трудно. Потому что больно душе… Многие не живут, а выживают. Особенно те, кто не привык изворачиваться, обманывать других, наживаться на чужом несчастье.

Средний заработок россиянина по официальным данным

Так как живут простые люди в России? По-разному. зависит от доходов. И вот тут человека, который ставит перед собой задачу узнать, как живут простые люди в России, накроет волна недоумения.

Статистика Федеральной службы выдаёт вполне приемлемую цифру - 32 600 рублей. Действительно, на такие деньги можно жить вполне достойно. Но это который получается, если разделить все доходы людей и простых, и богатых на общее число. То есть кто-то жирует, получая сто тысяч в месяц, а кто-то, и их большинство, Отсюда сам собой напрашивается вывод, что нарисовать для себя реальную картину того, как живут простые люди в России, исходя из этих данных, нельзя.

Реальные официальные зарплаты жителей России

Однако существуют и другие данные, по которым можно представить себе, сколько же получают простые люди за свой труд.

Например, если произвести расчёт зарплаты, опираясь на предложения работодателей, беря во внимание указанные в рекламных целях цифры, то в среднем это будет 27 521 рубль. К слову сказать, этим данным также нельзя доверять. Ведь здесь налицо «заманивание» людей, преувеличение Во многих местах довольно высокий средний заработок получается благодаря тому, что большинство работников трудятся с превышением нормы рабочего времени, не на одну ставку.

Независимый социологический опрос показывает иную цифру, которая колеблется между 6000 рублями и 18000. И, как это ни странно людям с нормальным достатком, такие маленькие заработные платы, ниже прожиточного минимума, в России далеко не редкость. В провинции, например, нянечка детского сада - помощник воспитателя - может получать 5000 рублей. Уборщице в школе предлагают за полный рабочий день… аж 7000 рублей! Дворник может устроиться на работу с заработком от 3000 до 9000 рублей, опять же, если верить работодателям, подающим объявления о приёме на службу.

Вот и делайте вывод о том, как живет простой человек в России, выкручивается, получая за работу сумму, которая меньше прожиточного минимума.

Примерные ежемесячные расходы за жильё

Львиную долю заработанных денег россиянин отдаёт в оплату коммунальных услуг. Чтобы проживать в однокомнатной квартире, гражданин России должен выплачивать от 1500 рублей и более ежемесячно.

Отдельным пунктом идёт электричество, телевизионная антенна, интернет. А это ещё около 1000 рублей.

Кстати, многие квартиросъёмщики получают квитки о дополнительной оплате капитального ремонта дома, в котором они проживают. Хотя в интернете публикуется масса материалов о том, что это делается незаконно. Там утверждается, что графа «ремонт» уже входит в общую сумму платы за жильё. Тем более что во многих домах состояние оставляет желать лучшего. Фотографии домов в кварталах людей не столь обеспеченных, чтобы покупать элитное жильё, ярко демонстрирует, как живет простой человек в России.

Транспортные расходы

Постоянно повышающаяся стоимость проезда в городском транспорте также не радует. Есть, конечно, определённые льготы, установленные для пенсионеров, школьников, студентов, ветеранов войны. Но так как живет простой человек в России, то зачастую вынужден пользоваться не муниципальным транспортом, дождаться которого очень трудно, особенно в час пик, а частным. А там все эти льготы являются фикцией.

В результате на проезд ежедневно, например, в Самаре с 1 июня 2015 года у мамы, отвозящей ребёнка в школу, а потом спешащей на работу, уйдёт (23*2)*2 (дорога до детского учреждения и обратно) +23*2 (путь на работу) =168 рублей. При шестидневной рабочей неделе это выльется в кругленькую сумму 4032 рубля. А если малыш ещё посещает какие-то секции или кружки, музыкальную или танцевальную школу, которые находятся далеко от дома, то транспортные расходы оказываются ещё выше.

Детство - беззаботная пора?

Попасть в муниципальный детский сад может далеко не каждый ребёнок. Многие детские учреждения из ещё сохранившихся после советского режима требуют (негласно) вступительный взнос, который колеблется от 5 до 50 тысяч рублей. Хотя, если мамочка заботливо встала на очередь ещё будучи беременной, то вероятность попасть четырёхлетнему малышу в детский организованный коллектив возрастает.

Школьникам также приходится постоянно платить то за ремонт, то за охрану. Кое-где поборы учиняются даже на зарплату уборщиц. Несмотря на указы, где говорится, что не следует идти на поводу руководства школ и платить им, родители выбирают из двух зол наименьшее, то есть платят, так как на детей «злостных уклонителей» падает нелюбовь педагогов. Их попросту терроризируют постоянными унижениями и придирками.

Как живут пожилые люди в России

Грустно сознавать, что после 45 устроиться на хорошо оплачиваемую работу очень трудно. Особенно сложно в этом плане приходится женщинам. В поисках служащих работодатели часто указывают возрастные рамки.

За границей этот факт был бы признан дискриминацией и мог фигурировать в судебном разбирательстве. Для россиян же это давно стало нормой. Поэтому множество образованных, квалифицированных работников, относящихся к данной категории (женщины старше 45 лет), вынуждены применять свои навыки и знания с половой тряпкой в руках либо за прилавком частника.

Наше правительство, к сожалению, часто закрывает глаза на тот факт, как живут в России. Обсуждение этих вопросов не то чтобы находится под запретом, но практически не выносится на всенародную арену.

Пришла пенсия - беда! Отворяй ей ворота…

Ещё хуже становится тогда, когда наступает пенсионный возраст. Средства массовой информации взахлёб восторженно славят правительство России за его заботу о пожилых: то прибавляют пенсии, то кредитные карточки старикам выдают. И всё якобы в ажуре.

Однако кредитные карточки дают пенсионерам возможность «перебиться» в случае недостатка средств от пенсии до пенсии, на них можно лишь отовариться в магазинах. Естественно, зачастую уже не воспользоваться этой возможностью. А при снятии денег сразу же взимается такой громадный процент, да и на всю истраченную сумму идёт начисление 25% годовых. Хорошая помощь старичкам, нечего сказать. Создаётся такое мнение, что никто наверху даже не догадывается о том, как живут или выживают в России простые люди, а считают, что всем у нас сытно, тепло и радостно.

Но если бы пенсионерам так жилось хорошо, не стали бы они по собственной инициативе сидеть в любую погоду около магазинов и транспортных остановок, предлагая прохожим какие-то старые вещички, предметы, сделанные собственными руками, выращенные на своём участке овощи, цветы. Не стоит думать, что пожилые люди не умеют отдыхать. Вряд ли кто-то из них отказался бы от бесплатной путёвки в дом отдыха или санаторий, от поездки за границу или турне на теплоходе по Волге. Только вот не предлагают, увы. А собрать на такой отдых самостоятельно не у всех получается.

Деревня моя, умирающая…

Не затронуть проблем сельской глубинки нельзя, освещая вопрос о том, как живут люди в России. там трудна до такой степени, что большинство горожан даже не могут этого себе представить. Работы практически нет, транспорт отменён, магазины и медпункты закрыты. Интернет часто отсутствует, а телевизор может транслировать лишь одну-две программы. Люди просто отрезаны от цивилизации. За хлебом и солью приходится в любую погоду добираться в более крупное село за пять-шесть километров пешком.

Конечно, так обстоят дела не во всех деревнях. Однако в большинстве мелких сельских поселений всё именно так. Говоря о том, как живут простые люди на границе России и Белоруссии, можно сказать то же самое: большинство сёл заброшено, а народу приходится выживать так, как получится.

Организация досуга детей и взрослых

Россияне уже давно привыкли заботиться о себе сами. Им надоело ждать, когда кто-то за их же деньги отремонтирует здание, в котором они живут, позаботится о красоте территории вокруг домов. Поэтому зачастую радуют глаз расписанные собственноручно местными умельцами стены подъездов. А старушки, скрипя суставами, с трудом высаживают перед домами цветы, поливают всходы. А некоторые даже умудряются оборудовать детские площадки удивительными лебедями из шин, скульптурами из пластиковых бутылок, домиками из пустой стеклотары.

Говоря о том, как живут люди в России, нельзя замалчивать вопрос об их свободном времени. Если сравнивать нынешнее положение дел с организацией досуга в советский период, то выигрыш будет не за современностью. Практически не функционируют сегодня бесплатные кружки, в которых людям разных возрастов можно собираться вместе, заниматься творчеством и просто общаться.

Поэтому особо следует отметить те редкие организации, где ещё сохранились альтруисты, прикладывающие усилия и тратящие безвозмездно своё время на работу с людьми. Таковыми являются, например, литературные объединения, где опытные писатели и поэты проводят занятия с начинающими, делятся своими наработками, помогают продвигать творчество непризнанных дарований.

Огромной любовью и признательностью людей самых различных социальных уровней пользуются фестивали авторской песни и поэзии, которые проводятся силами общественности. Приехать туда может практически любой человек и совершенно бесплатно принять участие как в образе зрителя, так и в качестве исполнителя собственных произведений.

Пророчества Ванги

«Хоть сейчас ваша страна и называется Советский Союз, но придет время, и старая Россия снова обретет свое истинное название. И тогда все признают се духовное превосходство. Но прежде ваша страна пройдет через череду великих катаклизмов.

В то время будут жить ваши дети и внуки. Новые времена отмечены многими знамениями, которые начнут проявляться к 1990 году. В жизни людей наступят большие перемены. Люди изменятся до неузнаваемости.

Природные катаклизмы будут сотрясать землю, несчастья будут происходить повсюду и затронут все народы. Мясо домашней скотины станет непригодно для еды. Плохие люди одержат верх, а воров, доносчиков и блудниц будет не счесть. Чувства полностью обесценятся, и только притворство, тщеславие и эгоизм будут побуждать большинство людей к отношениям. Повсюду будет процветать ростовщичество. Нравы станут настолько извращенные, что люди будут совокупляться прямо на улице, никого не стесняясь.

Знамением начала апокалипсиса станет приход к власти черного царя на западе и двух царей в вашей стране. И хотя этот союз поначалу будет казаться крепким, он будет разрушен. В Северной Америке случится великая катастрофа на воде, устроенная человеком. Вода во всем океане станет черной, и ее нельзя будет пить. Остановятся подводные течения, и ветры принесут на всю землю сначала страшную жару и пожары, а потом сильные холода.

С востока придет третья мировая война. Сначала это будет небольшая война, но потом она захватит весь мир и тогда будет использовано ядерное оружие. Американские материки надолго станут непригодными для жизни. Но и в России будет гражданская война и начнут ее простые люди, обворованные своими правителями. Люди будут ходить без одежды и обуви, жить без еды, топлива и света. Вода станет дороже золота. Исчезнут разные растения и животные. Все религии потеряют силу.

Затем начнется эпидемия неизвестной болезни. Люди будут падать замертво прямо на улице, даже если раньше ничем не болели. Чувства у людей настолько обострятся, что злые люди, которые считают себя умными, погибнут. Очень много людей погибнет. Другие потеряют разум и будут нападать друг на друга и поедать друг друга заживо, как дикие звери. Людей на земле станет мало.

Потом на земле установится мир. Россия будет властителем всей земли. Появится новая религия. Окончательный мир установится к 2040 году».

Эти пророчества болгарская провидица сделала в 1960 -е года. Сейчас мы можем видеть, что уже значительная часть этих пророчеств уже сбылись.
Великие перемены, действительно, настали в 1990 году, с распадом Советского Союза.
В мире периодически происходят катастрофы природного характера, достаточно редкие в недалеком прошлом.

Знамениями того, что мир стоит на пороге Апокалипсиса, по мнению Ванги является появление «черного царя» на Западе и «двух царей» на Востоке. «Черный царь», это, без сомнения, президент США Барак Обама. «Два царя» на Востоке, это, очевидно, Путин и Медведев. В период президентства Медведева с 2008-го по 2012-го годы в России был де-факто думвириат, и эта ситуация, в общем-то сохраняется сейчас.

Еще одно поразительное предвидение Ванги - о катастрофе в Мексиканском заливе, выбросе нефти из скважин в океан. - «В Северной Америке случится великая катастрофа на воде, устроенная человеком. Вода во всем океане станет черной, и ее нельзя будет пить» .

Следующее предсказание - о начале Третьей мировой войны, которая «начнется на Востоке». Начало этой войны мы можем наблюдать сегодня на Ближнем Востоке, так сказать,- в прямом эфире. И хотя, инициатором этой войны, во многом, является Израиль, он согласно некотором пророчествам, несмотря на героическое сопротивление, в итоге прекратит свое существование.

Теперь о России. И здесь Ванга удивительно точна. «В России будет гражданская война и начнут ее простые люди, обворованные своими правителями». Народ уже обворован. Один пункт пророчества уже исполнился. Следовательно нет никаких сомнений, что исполнится и второй пункт - в России начнется гражданская война. Впрочем, есть основание считать, что власть сама готовит почву для этой войны.

Далее, «Все религии потеряют силу». Тот «религиозный подъем» который мы наблюдаем во всем мире - в наши дни инспирируется исключительно спецслужбами. Но если Запад с «исламизмом» работает тонко, и все это сходит за чистую монету, то «православный возрождение» под эгидой ФСБ ничего кроме иронии не вызывает.

Еще одно мрачное пророчество Ванги - «Очень много людей погибнет. Другие потеряют разум и будут нападать друг на друга и поедать друг друга заживо, как дикие звери.» Все это похоже на одержимость зомби, массовое помешательство значительной части людей. О будущем «нашествии зомби» в США сегодня говорят открыто и к нему готовятся . Чем будет вызвано это нашествие - это отдельный разговор.

И в мире, и в России, действительно приближаются непростые и веселые времена.

25.05.2017

История любой современной нации подобна шкуре зебры — тёмные полосы чередуются со светлыми, почти у всех тёмного в сумме набирается больше. Темная полоса для «начальства» не всегда такова же для народа и наоборот, хотя зачастую они нераздельны. Тёмная полоса в истории одного народа может хронологически совпадать со светлой в истории соседнего. Выжившие нации - итог достаточно безжалостного дарвиновского отбора.

Николай Рерих. Город строят

Почти любой курс истории есть «история начальства» - фараонов, султанов, королей, императоров, полководцев, дворянства, их походов, битв и иных увлекательных треволнений. О них написаны романы, ими (не имеющими ничего общего с прототипами) мы любуемся на экранах. Исследований «истории народа», простых людей, много меньше, хотя, конечно, есть и таковые.

Многое зависело от того, где тот или иной народ обрёл свою территорию. Некоторым повезло больше - они оказались под защитой труднопреодолимых природных рубежей (в идеале - моря), тогда как другим вместо таких рубежей достались могущественные соседи под боком. Взглянем на карту расселения народов в былые века и задумаемся: куда делись мидяне, кушаны, хетты, умбры, фракийцы, фригийцы, финикийцы, карфагеняне, тохары, пеласги, этруски, пикты, пруссы, хазары, орхоны, ольмеки, майя? Этот список огромен. А ведь у большинства из них были свои государств, порой мощные и обширные. Но они исчезли, их население растворилось в других этносах, а в каких-то случаях было просто истреблено - геноцид в древности был рядовым явлением. Некоторые государства сгубило изменение природных условий. Выжившие нации - итог достаточно безжалостного дарвиновского отбора. Сладкая доля не выпала никому.

Государства рождались во времена, когда не существовало «общепризнанных международных норм», никто не слышал о «правах человека», о «правах меньшинств». Рождение почти всех известных наций сопровождалось злодеяниями, ныне забытыми или героизированными. Бросается в глаза, что чем ограниченнее была территория, за которую шла борьба, тем ужаснее прошлое таких мест. Особенно блещет этим древняя история пространств, прилегающих к Восточному Средиземноморью - почитайте Ветхий Завет. Там случалось, что один народ съедал другой - отнюдь не в переносном смысле (Числа, XIV, 7-9).

Недалеко ушла и Западная Европа, чья история - цепь гекатомб, о которых европейцы стараются не вспоминать. Поражает спокойствие средневековых и более поздних источников, повествующих о поголовном истреблении жителей городов и целых областей, захваченных в ходе бесчисленных войн, изумляет хладнокровие, с каким художники-современники изображали всякого рода изуверства. Вспомним Дюрера и Кранаха, вспомним гравюры Жака Калло с гирляндами и гроздьями повешенных на деревьях людей.

Не слаще был и удел Азии - достаточно вспомнить «войны царств», не раз сокращавшие население Китая в разы. Такие ужасы, как гора из двадцати тысяч отсечённых турецких голов перед шатром персидского шаха Аббаса в 1603 году или корзины вырванных человеческих глаз в качестве свидетельства одержанной победы, достаточно типичны для бесчисленных азиатских взаимоистреблений. Скрытые причины у них были те же, что мучили Европу: переизбыток населения и ограниченная территория. Изучив сотни войн, знаменитый русско-американский социолог Питирим Сорокин в своей книге «Голод как фактор» показал, что «какие бы ярлыки ни наклеивались на мотивы войны» , в конечном счете, они ведутся за выживание, за пищевые ресурсы. Участники и даже зачинщики этих войн далеко не всегда это осознают. Исключения в виде сугубо династических войн, на этом фоне редки.

Разные миры

Насколько Россия разделяла суровую участь европейцев и азиатов? Ответ будет для кого-то удивителен: в сравнительно малой степени. Мы с детства усвоили, что наши предки «вели непрерывные оборонительные войны, отстаивая свою независимость». Вели, конечно. Однако непрерывными их можно назвать лишь при учёте всех приграничных стычек. Страна без чётких природных рубежей не могла не подвергаться нападениям, но Русская земля как совокупность княжеств мало где и мало когда находилась в тесном соседстве с землями могущественных и агрессивных соседей. Попросту говоря, захватчикам ещё надо было до неё добраться. Именно поэтому Русь-Россия знала достаточно долгие, по мировым меркам, периоды спокойствия и стабильности. От междоусобиц (тех самых династических войн) погибало, судя по летописям, больше людей, чем от «наездов» (очень старое слово) внешнего врага - до появления Орды, конечно. Всё познается в сравнении. Нас миновала чаша, доставшаяся большинству наций.

Малочисленный юный народ, поселившийся на лесистых и ничем не стиснутых просторах дальней оконечности тогдашней ойкумены, - хоть и в благодатном краю, но вдали от морей и от существовавших уже не одну тысячу лет очагов цивилизаций, - избежал множества бед и опасностей. Правда, и шансов возвыситься у него не было никаких. То, что это произошло, - аванс истории. Возможно, ещё не вполне отработанный нами. В судьбе нашей страны были и очень тяжкие отрезки, но как совсем без них? Зато Русь-Россия не только возвысилась, она знала достаточно долгие, по мировым меркам, периоды спокойствия и устойчивости (вроде «Тишины великой» в правление четырёх князей подряд - Ивана Калиты, Симеона Гордого, Ивана Красного и первых лет Дмитрия Донского).

Край был выбран поразительно удачный. Вдобавок как минимум первые два века русской письменной истории и несколько веков истории дописьменной были тёплыми. До конца X века не случалось суровых зим и сильных засух, неурожаи отмечались редко (К. С. Лосев. Климат: вчера, сегодня... и завтра? - Л., 1985). Сочетание сравнительно редкого населения и биологического богатства природы сильно разнообразило пропитание. Рыба, грибы и ягоды на протяжении почти всей нашей истории были неправдоподобно, с точки зрения иностранцев, дёшевы. Бескрайние леса кишели зверем и птицей. Как подчеркивает Николай Костомаров в книге «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа», охота в России, в отличие от западноевропейских стран, не была привилегией высших классов, ей предавались и самые простые люди.

Относительно повезло нам и с соседями. Попытки натиска на Русь с запада не имели в Средние века серьёзных последствий, поскольку были отражены. Северные пришельцы, варяги (даже если принять «норманнскую теорию»), быстро растворились в славянской среде: уже внук Рюрика носит имя Святослав. Для сравнения: норманны покорили Британию в XI веке, но вплоть до XV века двор и знать говорили по-французски не только в своей среде, но даже с народом - французским языком «ордонансов» (указов).

Не было смертельной вражды и с Волжско-Камской Булгарией на востоке, хотя взаимные походы имели место. Но заключались и союзы. По-настоящему опасен был юг. Но народы «южного подбрюшья» Руси (обры, половцы, печенеги, хазары, торки, берендеи и прочие) не развивали натиск настолько мощный, чтобы угрожать самому её существованию. Мало того: они постоянно становились союзниками русских князей. Решив окончательно снять проблему угрозы степняков, утративший интерес к Киеву Андрей Боголюбский в 1157 году сделал фактической столицей Руси город Владимир. Великому князю едва ли пришло бы тогда в голову, что через 80 лет из глубин Азии нагрянет злая Орда, против которой Русь не устоит. Первое Великое Бедствие пришло в наше отечество, таким образом, целых четыре века спустя после начала нашей письменной истории.

Эти начальные века, конечно, нельзя назвать благостными. Случались мор и глад, не стихали междоусобицы, но по свирепости им было далеко до европейских войн. Ибо там за тот же период произошло несколько завоеваний Италии, Фридрих Барбаросса разрушил Милан, арабы завоевали Испанию, а испанцы начали Реконкисту, венгры почти век опустошали Центральную Европу, крестоносцы разорили и разграбили Константинополь и значительную часть Византии, герцогства и княжества в кровопролитных битвах переходили из рук в руки, возникла инквизиция. В 1209 году сожжением города Безье (из семи тысяч жителей не уцелел ни один) начались длившиеся полвека Альбигойские войны, в ходе которых была вырезана половина населения Южной Франции. И чтобы общая обстановка была понятнее, такая деталь: в начале XIII века в Европе было 19 тысяч(!) лепрозориев. В них не лечили, туда запирали. Свирепство болезней не должно удивлять: в тогдашней Европе не было бань.

Значит ли это, что предки современных народов Европы были, по сравнению с нашими, слишком драчливы, жестоки, нечистоплотны? Конечно, нет. Просто количество людей в Европе (скромное, по нынешним меркам) постоянно превышало возможности их прокорма. В любой данный момент голодала часть населения, доходило до поедания выкопанных из могил мертвецов, повсюду бродили бездомные, а рыцари жили разбоем. Войне, восстанию, смуте обязательно предшествовал неурожай. Сотни тысяч верующих не устремились бы в первый же Крестовый поход, если бы не семь подряд голодных лет перед ним. Почему католическая церковь запрещала бани? Объявлялось, что для пресечения разврата, а на самом деле, потому что повсеместным явлением, особенно в городах, была нехватка воды.

А теперь представим себе тогдашнюю Русь и её окраины (в те времена говорили «украины»), особенно Северо-Восточной Руси. Её окружали густые леса. В них можно было углубляться дальше и дальше, селиться вдоль бесчисленных рек. В новом месте за неделю ставилось деревянное жилище. При таком обилии леса кто бы стал тратить силы и время на каменное, чтобы оно потом держало на месте как якорь? У европейцев простор для внутренней колонизации был ограничен, а к XVIII веку иссяк. Однако они не только истребляли друг друга, но и придумывали, как повысить урожаи, проявляли деловую изворотливость, закладывая основы интенсивного хозяйствования. Лес был не очень доступен, строили из камня, а значит – на века. Изъяны оборачивались движущими силами.

Нашествие Батыя (1237–1241) и длительное Ордынское иго стало для Руси первым по-настоящему тяжким ударом. Многие города, чьи названия известны из летописей, исчезли, и об их былом местонахождении спорят археологи. О масштабах регресса говорит хотя бы то, что надолго исчезают сложные ремесла, на многие десятилетия прекращается каменное строительство. Русь платила завоевателям дань («выход»). Они не держали на Руси гарнизонов, но предпринимали карательные походы против строптивых князей. Вместе с тем Орда надолго прекратила княжеские междоусобицы, да и возобновившись, они уже не достигали прежнего размаха. Как показал Л. Н. Гумилёв, Русь хоть и была данницей, не утрачивала независимость, вступая в сношения с соседями по своему усмотрению, а дань в Орду была одновременно платой за защиту. Под этой защитой начался процесс консолидации русских земель. Этому способствовала и церковь, освобождённая от дани.

С усилением Московского княжества ордынский гнет слабеет. Князь (1325–40) Иван Калита добился права собирать «выход» со всех русских княжеств, чем сильно обогатил Москву. Распоряжения ханов Золотой Орды, не подкреплённые военной силой, русскими князьями уже не выполнялись. Московский князь (1359–89) Дмитрий Донской не признал ханские ярлыки, выданные его соперникам, и силой присоединил Великое княжество Владимирское. В 1378 г. он разгромил карательное войско Орды на реке Воже, а два года спустя одержал победу на Куликовом поле над ханом Мамаем, которого поддерживали Генуя, Литва и Рязанское княжество.

В 1382 г. Русь вновь ненадолго была вынуждена признать власть Орды, но сын Дмитрия Донского Василий вступил в 1389 г. в «великое княжение» без ханского ярлыка. При нём зависимость от Орды стала носить номинальный характер, хотя символическая дань выплачивалась. Впрочем, эта дань, как показал С. А. Нефедов, и с самого начала была невелика, знаменитая «десятина» раскладывалась на 7–8 лет. Новый натиск хана Едигея (1408) обошёлся Руси дорого, но Москву он не взял. В ходе десятка последующих походов ордынцы разоряли окраины Руси, но восстановить прежние порядки не смогли. А там и сама Орда распалась на несколько ханств.

В какую сторону бежали люди?

С «ордынским периодом» нашей истории многое неясно. Родословные книги пестрят записями вроде: «Челищевы - от Вильгельма (правнука курфюрста Люнебургского), прибывшего на Русь в 1237 году»; «Огарёвы - дворянский род, от мурзы Кутлу-Мамета, выехавшего в 1241 году из Орды к Александру Невскому»; «Хвостовы - от маркграфа Бассавола из Пруссии, выехавшего в 1267 г. к великому князю московскому Даниилу»; «Елагины - от Вицентия, "из цесарского шляхетства", прибывшего в 1340 году из Рима в Москву, к князю Симеону Гордому»; «Мячковы - от Олбуга, "сродника Тевризского царя", выехавшего к Дмитрию Донскому в 1369 году» и так далее. То есть во времена «ига» (Л. Н. Гумилёв брал это слово в кавычки) иностранцы идут на службу к князьям покорённой, казалось бы, Руси! И каждый шестой - из Орды.

Слово историку Александру Янову: «Москва вышла из-под ига страной во многих смыслах более продвинутой, чем её западные соседи. Эта "наследница Золотой Орды" первой в Европе поставила на повестку дня главный вопрос позднего Средневековья, – церковную реформацию… Московский великий князь, как и монархи Дании, Швеции и Англии, опекал еретиков-реформаторов: всем им нужно было отнять земли у монастырей. Но в отличие от монархов Запада, Иван III не преследовал противящихся этому! В его царстве цвела терпимость».

Будь в Москве «свирепое гарнизонное государство» (можно прочесть и такое), стремились ли бы в неё люди извне? Великое княжество Литовское конца XV в. пребывало в расцвете сил, но из неё бежали, рискуя жизнью, в Москву. Кто требовал выдачи «отъездчиков», кто называл их изменниками («зрадцами»)? Литовские князья. А кто защищал право человека выбирать страну проживания? Москвичи. «Москва твердо стояла за гражданские права! - пишет Янов. - Раз беглец не учинил "шкоды", не сбежал от уголовного суда или от долгов, он для неё – политический эмигрант. Принципиально и даже с либеральным пафосом настаивала она на праве личного выбора» .

Демографические регуляторы

Периоды благополучия, упомянутые выше, нарушались «поветриями» и неурожаями, но реже, чем в Западной Европе, где из-за постоянной перенаселённости и ужасной гигиены случались подлинные демографические катастрофы - такие, как «чёрная смерть» XIV века. Из-за неё Англии и Франции пришлось даже прервать свою Столетнюю войну (которую они с бульдожьим упорством вели между собой даже не сто, а 116 лет). Франция потеряла от чумы треть населения, Англия и Италия - до половины, примерно столь же тяжкими были потери других стран. Историки констатируют, что великая чума, явившись из Китая и Индии и обойдя всю Западную и Центральную Европу до самых отдалённых мест, остановилась «где-то в Польше». Не «где-то», а на границе Великого княжества Литовского (чьё население состояло на 90 % из русских, в связи с чем его называют еще Литовской Русью), т. е. на границе распространения бани.

Уже утихшая было «чёрная смерть» прорвалась в 1357 году и на Русь, но размах бедствия был несопоставим с тем, что пережили западные соседи. Да и позже даже самые тяжкие чумные моры нашей истории, особенно в 1603, 1655 и 1770 годов, не стали причиной тяжкого демографического урона для страны. Шведский дипломат Петрей Эрлезунда отмечал в своем труде о «Московском государстве», что «моровая язва» чаще появляется на его границах, чем во внутренних областях. По словам английского врача Сэмюэля Коллинса, прожившего в России девять лет, когда в 1655 году в Смоленске появилась «моровая язва», «все были изумлены, тем более что никто не помнил ничего подобного» . Проказа на Руси была редкостью.

Москва (как и другие города России) была большой деревней, но это значит, напоминает Ключевский, что, как и положено в русской деревне, «при каждом доме был обширный двор (с баней. - А. Г.) и сад» и её жители не знали недостатка в воде, ибо во дворах имелись колодцы. Много ли мог употреблять воды простой люд в городах Европы, где общественные колодцы до появления в XIX веке водопровода были лишь на некоторых площадях (вдобавок, из этих колодцев вечно вылавливали трупы кошек и крыс)?

Некоторые гекатомбы европейской истории кажутся необъяснимыми. Вершина Возрождения - это войны Чезаре Борджиа. Всего один эпизод: по его приказу 7 тысяч жителей города Капуи было перебито прямо на улицах. За время Тридцатилетней войны Германия практически обезлюдела, кромвелевская расправа над Ирландией стоила жизни большинству ирландцев. Не менее ужасными были зверства испанцев в Нидерландах, шведов в Польше. В Вандее храбрые революционеры уничтожили от 400 тысяч до миллиона человек. И так далее.

Разгадка в том, что и в Средние века, и в Новое время путь к выживанию для большинства стран мира часто лежал в простом сокращении числа едоков. Происходило это, конечно, в рамках борьбы с врагами - внешними и внутренними, реальными и придуманными. Когда английская «королева-девственница» Елизавета I (рядом с которой Иван Грозный - кроткое дитя) казнила 89 тысяч своих подданных - это был, среди прочего, её способ борьбы с перенаселением. Может быть, даже не вполне осознанный.

Звучит кощунственно, но в очередной раз избавившись – благодаря войне или эпидемии – от какой-то части своих жителей, Европа совершала хозяйственный, технологический и культурный рывок. Рабочая сила дорожала, это поощряло новшества и изобретения, потребление на душу населения росло. Бедствовали только ростовщики и арендодатели. Но даже развивая производительные силы и торговлю, Европа прибавляла «в весе» крайне медленно - видимо, постоянно пребывая на пределе своей вместимости. Со времён римского императора Августа, когда в нынешней Западной Европе жило примерно 26 млн человек, и до конца XV столетия, т. е. за 1500 лет, её население едва удвоилось, достигнув цифры 50 млн (примерно). По расчетам демографа В. И. Покровского, в конце XV века во всей России того времени (тогда же появилось и слово «Россия» в форме «Русия») жило чуть больше двух миллионов человек, вшестеро меньше, чем во Франции.

В следующий раз население Европы удвоилось уже всего за двести лет, к концу XVII века. Зато в России за те же два века население выросло в шесть или семь раз, достигнув 13–14 миллионов. Правда, не только за счет естественного прироста. По оценке историка М. Г. Худякова (возможно, завышенной), присоединение обширного – гораздо больше, чем современный Татарстан, – Казанского ханства увеличило число жителей зарождающейся империи на два с лишним миллиона человек. Завоевание малолюдных Астраханского и Сибирского ханств на картину почти не повлияло, чего нельзя сказать о тех примерно 700 тысячах человек во главе с Богданом Хмельницким, которые стали подданными России в 1654 году. Эта цифра надёжна, т. к. присяга русскому царю была принесена «всем русским народом Малой Руси» , а точнее – поголовно всеми главами семейств, казаками и неказаками; всего присягнуло 127 тысяч мужчин. По оценке историков, это даёт вместе с домочадцами 700 тысяч душ. Если же говорить о населении России в границах конца XV века (т. е. ещё без Казани и Малороссии), оно выросло за эти два века минимум вчетверо, примерно до 9 миллионов.

«Многие доживают до глубокой старости, не испытав никогда и никакой болезни»

Речь, напомню, идёт о временах, когда во всех без исключения странах подавляющее большинство населения составляли крестьяне, женщины рожали столько детей, сколько Бог пошлёт, а ограничителями роста были (помимо голода, эпидемий и войн) младенческая смертность, непосильный труд, болезни, пьянство, неразвитая гигиена, стрессы, общая тяжесть жизни. Если сегодня быстрый рост населения отличает самые неблагополучные страны, тогда всё обстояло наоборот. Замечательно высокий, на фоне остальной Европы, российский показатель говорит о сравнительном благополучии народа.

Хорват Юрий Крижанич, проживший в России во времена царя Алексея Михайловича 17 лет и увидевший значительную часть Московского государства от его западных границ до Тобольска, осуждал - что бы вы думали? - расточительность русского простолюдина: «Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы.., а что можно выдумать нелепее того, что даже чёрные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом?». Крижанич требовал «запретить простым людям употреблять шёлк, золотую пряжу и дорогие алые ткани, чтобы боярское сословие отличалось от простых людей. Ибо никуда не гоже, чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным боярином… Такого безобразия нет нигде в Европе» .

В Европе, где дрова продавались на вес, а меха были доступны немногим, простые люди гораздо больше страдали от холода зимой, чем в России, где зимы суровее, зато были легкодоступны меха и дрова. При всех возможных (и законных) оговорках, качество жизни простого народа Руси-России, по крайней мере, до Промышленной революции, было выше, чем в странах Запада. Для людей бойких и бедовых было больше возможностей вырваться, пусть и с опасностью для себя, из тисков социального контроля. Наличие такого рода отдушин обусловило постепенное заселение «украинных» земель вокруг ядра Русского государства. А вот, например, для англичан - жителей острова, доведённых до крайности «огораживаниями» и «кровавыми законами», – подобная возможность впервые открылась лишь в XVII веке, с началом заселения колоний.

И ещё о «качестве жизни». Приведу три цитаты из записок иностранцев, относящихся к царствованиям Федора Иоанновича, Бориса Годунова и Алексея Михайловича, о русских: «Они ходят два или три раза в неделю в баню, которая служит им вместо всяких лекарств» (Джильс Флетчер); «Многие из Русских доживают до 80, 100, 120 лет и только в старости знакомы с болезнями» (Якоб Маржерет); «Многие [русские] доживают до глубокой старости, не испытав никогда и никакой болезни. Там можно видеть сохранивших всю силу семидесятилетних стариков с такой крепостью в мускулистых руках, что выносят работу вовсе не под силу нашим молодым людям» (Августин Мейерберг).

Возможен и такой интегральный способ оценки прошлого - не знаю, приходил ли кому-то в голову раньше. Тот факт, что китайская кухня признала съедобным практически всё, вплоть до личинок насекомых, говорит очень ясно: в этой стране голодали много и подолгу. То же относится и к кухне французской. Только солидный опыт голодных лет мог заставить найти что-то привлекательное в лягушках, улитках, в протухших яйцах, подгнившем мясе, сырной плесени. В русской кухне нет ничего похожего. В голод едали, как и везде, всякое, но не настолько долго (самый суровый и долгий в нашей истории голод был в 1601–1603 годах), чтобы свыкнуться. Икру осетров - чёрную икру! - русские поморы не считали за съедобное. Они её веками скармливали свиньям, пока какие-то европейские гости, зашедшие в XVI в. в Белое море (по другой версии – дьяки, переведённые по службе из Астрахани), не открыли нашим северянам глаза. Да и после этого они ещё лет двести только заготавливали икру на продажу иностранным купцам, но сами есть брезговали.

Права женщин и счастливое детство

Многое из того, что считалось у нас бесспорным, не выдерживает первой же проверки. Таковы мифы о «потёмкинских деревнях», о построенном «на костях» Петербурге. Ещё один замечательный миф звучит так: до Петра Великого женщина на Руси была «заточена в тереме» . Историк Н. Л. Пушкарёва изучила объём прав женщин X–XV вв. на владение и распоряжение имуществом, на приобретение и реализацию земельной собственности, на возможность отстоять свои интересы в суде. Оказалось, что жена могла быть опекуншей - вещь немыслимая в те времена в Европе. Она причислялась к первому ряду наследников, причём переживший свою жену супруг оказывался в худшем положении, чем она: он мог только управлять её имуществом, но не владеть им. Жена сама, в отличие от мужа, выбирала, кому передать своё наследство. Даже незаконная жена могла претендовать на наследство. Исследовав законы о земельной собственности, Пушкарёва показала, что уже в Древней Руси женщина могла осуществлять практически любые сделки даже без участия мужа. За ущерб женщине законы обязывали наказать виновного более сурово, чем за аналогичные преступления в отношении мужчины. Цитата: «говорить о теремных затворницах нет оснований… мнение о приниженности женщины по сравнению с социальным статусом мужчины - не более чем миф, появившийся в эпоху становления капитализма» .

В русской литературе воспоминания о детстве - почти сплошь счастливые, и мы находим это естественным: как же иначе? Но, к примеру, одна из главных тем английской литературы - тема несчастного детства. Этот феномен отмечали многие, он бросается в глаза, он что-то отражает. Дедовщина и прочие кошмары дортуарной жизни в английских книгах о воспитанниках закрытых школ, тягостное детство Байрона, тягостное детство Черчилля, «Оливер Твист» Диккенса, «Бремя страстей человеческих» Моэма. Не говоря уже об Ивлине Во. Когда не видно исключений, достаточно и дюжины-другой примеров. Общее для романов, биографий и воспоминаний - отсутствие душевного тепла в семье. В книжке «Эти странные англичане» говорится: «Для английских детей детство - это такой период, который нужно миновать как можно скорее» . Если литература - зеркало жизни, мы вправе сделать вывод, что в русской семье исторически выработалась более удачная модель отношений.

Василий Суриков. Взятие снежного городка

Важной приметой русской жизни издавна было обилие праздников, церковных и народных. Конечно, праздновали память далеко не всех святых и событий Нового Завета, иначе не осталось бы ни одного рабочего дня. Крестьянам и иному простому люду (кроме фабричного) немало досуга добавляли народные праздники вроде Ивана Купалы, Семика, Красной горки, Русальной недели, Веснянки. Власти и церковь стремились сократить количество официально праздничных, «неприсутственных» дней, но крестьян это никак не касалось.

Любовь к досугу и увеселениям на Руси четко выражена на протяжении всей её письменной истории. Приводимое Н. И. Костомаровым писание того, как развлекались жители Пскова более пятисот лет назад, в 1505 году, кажется до странности знакомым: «Весь город поднимался; мужчины, женщины, молодые и старые, наряжались и собирались на игрище… начиналось, по выражению современника, ногам скакание, хребтам вихляние… происходило много соблазнительного по поводу сближения молодых людей обоих полов».

Народные игры (помните некрасовское: «в игре её конный не словит» ?) и развлечения часто отличала замысловатость, приготовления к ним требовали времени. В Костромской губернии, «в больших вотчинах в Сыропустное воскресенье сбирается съезд из нескольких сот (! - А.Г.) лошадей» со всадниками, ряжеными в соломенные кафтаны и колпаки. Весьма сложной (наездник прорывался к снежной крепости через препятствия), требовавшей долгой подготовки была изображенная Суриковым забава «взятие снежного городка».

На качество жизни сильно влияет то, как люди проводят досуг, как общаются. Вклад России в мировую «технологию досуга» значителен: именно у нас около трёхсот лет назад родился такой социально-культурный феномен, как дачная жизнь. Дача - это русское изобретение, которое теперь перенимает (или изобретает для себя заново) остальной мир.

«Большинство русских подданных живёт лучше, чем подавляющая часть населения во Франции, Германии, Швеции»

Нельзя не коснуться одного ошибочного утверждения, подхваченного сотнями публицистов. Исследователь аграрной истории России Л. В. Милов в своём труде «Великорусский пахарь» (1998) сделал попытку определить трудозатраты русского крестьянина XVIII–XIX веков. Получив, в силу какой-то методической ошибки, совершенно невероятные (см.: Б. Н. Миронов. Социальная история России, 3-е изд. Т. 2 - СПб, 2003. С. 364) цифры - вдвое-вчетверо более высокие по сравнению с данными земских статистиков, он сделал на их основе множество выводов, далеко выходящих за пределы темы своей книги. Милов утверждает, среди прочего, что в течение нескольких столетий питание подавляющего большинства русского народа было на 30–50 % ниже физиологической нормы. Будь это так, русский народ «просто вымер бы, а не колонизовал или завоевал 21 млн км² территории». Говоря о примитивном сельском хозяйстве, ничтожном объёме совокупного прибавочного продукта, жизни 90 процентов населения на грани выживания и прочих следствиях якобы никуда не годной природы России, Л. В. Милов не объясняет, как на подобной базе могло возникнуть могучее государство.

Без сомнения, оно возникло и существовало на совершенно иной базе. Василий Иванович Семевский (1848–1916), историк народнического направления, автор капитальных трудов «Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX века» и «Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II», – вне подозрений в лакировке прошлого, так что нет оснований ставить под сомнение его вывод о том, что благосостояние российских крестьян второй половины XVIII века (Милов также исследует, в основном, тот же период) было выше, чем немецких и польских и вряд ли уступало французским.

«Большинство русских подданных живёт лучше, чем подавляющая часть населения во Франции, Германии, Швеции и некоторых других странах. Это можно сказать о всех классах», – таков вывод англичанина Уильяма Тука (William Tooke, 1744–1820), автора вышедшего в 1799 г. в Лондоне двухтомного исследования о тогдашней России.

Оноре де Бальзак, основываясь на личных наблюдениях, писал в 1847 г.: «Русский крестьянин в сотню раз счастливее, чем те двадцать миллионов, что составляют французский народ». Но не надо забывать, что счастливые крестьяне, которых наблюдал Бальзак, работали ради удовлетворения основных потребностей семьи – и не далее. Как подчеркивает Б. Н. Миронов, крестьянин видел цель жизни «в спасении души, в простом следовании традиции, в воспроизводстве сложившихся форм жизни. Он редко предпринимал попытки наращивания хозяйства, как это обычно делает буржуа, стремясь к максимальной прибыли».

«Заработки российских рабочих были одними из самых высоких в мире»

Эта «субсистенциальная» этика («всё, что сверх необходимого – лишнее») издревле преодолевалась самим ходом вещей, но крайне медленно. Вероятно, она была идеальна для людей Золотого века, смутные воспоминания о котором хранит историческое сознание всех народов. Стиснутые своей географией страны Западной Европы отошли от этой этики уже давно, чем ускорили процессы своего развития. Неизбежный отход от неё в России ускорили «великие реформы» Александра II и Промышленная революция XIX века. Норма, когда большинство жителей страны довольствуются минимально приемлемым уровнем и не стремятся к большему, когда потребности следуют за доходами, а не опережают их, когда трудолюбие хоть и входит в список добродетелей, но, скорее, замыкает его, постепенно переставала быть единственно возможной. Преодоление этой нормы, порождая завышенные ожидания, снижает, увы, число счастливых людей.

Механизмы уравнительности, исторически присущие крестьянской среде, сохраняли свою инерцию в городской. Совсем не апологет дореволюционной России, советский академик С. Г. Струмилин (Очерки экономической истории России. - М., 1960, стр. 122-123) не смог уйти от вывода, что с учётом более низких цен (почти втрое по сравнению с американскими) на продукты питания, товары первой необходимости и на аренду жилья, «заработки российских рабочих были одними из самых высоких в мире, занимая второе место после заработков американских рабочих» . Российские рабочие отставали по этому показателю всего на 15 процентов. «Реальный [по покупательной способности] уровень оплаты труда в промышленности России опережал уровень оплаты труда в Англии, Германии, Франции». Хотя если считать по банковскому курсу, русский рабочий получал за час своего труда в 2–4 раза меньше, чем его собрат в Англии или США.

Русский рабочий располагал «бóльшим, чем в других странах, числом выходных и праздничных дней… Перед самой революцией продолжительность рабочего года в России составляла в промышленности в среднем около 250 дней. В Европе эти цифры были совсем иными - около 300 рабочих дней в год, а в Англии - даже 310 дней» . Добавим: а в Австро-Венгрии и вовсе 312. Продолжительность рабочей недели в России в 1913 г. была ниже, чем во Франции: 57,6 и 60 часов соответственно.

Почти троекратно более низкий уровень российских цен по сравнению с американскими был связан не только с более низким уровнем покупательной способности, как это часто трактуют, но и с почти всеобщей русской умеренностью, порождаемой субсистенциальной этикой. Прежде всего, с более низкими нормами прибыли. В условиях капиталистического развития это не могло длиться слишком долго. Но насколько долго, мы уже никогда не узнаем.

К 1917 году отход от субсистенциальной модели в сознании российского населения не завершился, видимо, даже наполовину. Иначе трудно объяснить, каким образом большевикам ещё несколько десятилетий удавалось навязывать населению СССР систему принудительного имущественного квазиравенства. При этом всякое развитие директивно направлялось сверху (порой необратимо искажаясь в процессе), а саморазвитию вставлялись палки в колеса. Ныне всё это бесповоротно изжито, и наивная ностальгия по этому поводу в Сети хоть и небезобидна, но совершенно бесплодна.

При всей противоречивости картины, нельзя не признать: бóльшую часть своей истории Россия была куда более приспособленным для счастья простого человека местом, чем Западная Европа, но кто-то нас, русских, назначил несчастными, притом на все века нашей истории, и многие из нас в это почти поверили. Несчастными наши предки были в сумме не так долго, на нашей «зебре» истории неизмеримо больше белого. Может быть, из-за этого нам, по какому-то закону компенсации, так крепко - как, может быть, никому больше - досталось в ХХ веке? Но не будем здесь обсуждать ХХ век. Как его оценивать, каждый давно решил для себя сам.

Главное в другом. Мы этот век прожили и выжили. Нам помог ген счастья, заложенный в нас за века. Мы в своей прекрасной стране, впереди много увлекательной работы.