Учет финансовых вложений. Учет финансовых вложений С изменениями и дополнениями от

Бухгалтерский учет финансовых вложений ведется на счете 58. Рассмотрим, что и в каком порядке отражается в составе таких вложений.

Бухгалтерский учет финансовых вложений

Бухгалтерскому учету в составе рассматриваемого показателя подлежат:

  • ценные бумаги с установленными сроками и стоимостью погашения;
  • вклады в капиталы иных предприятий и организаций;
  • выданные займы (за исключением беспроцентных) и депозиты;
  • приобретенная дебиторская задолженность и др.

Инвестиции и активы подлежат учету в составе финансовых вложений, если они:

  • документально подтверждены;
  • по ним предполагается несение финансовых рисков;
  • направлены на извлечение прибыли.

Так, об учете финансовых вложений гласит ПБУ 19/02 .

Не относятся к этому показателю:

  • выкупленные для аннулирования или последующей продажи собственные акции предприятия;
  • выданные в правоотношениях купли-продажи и оказания услуг векселя;
  • инвестиции в имущество, переданное в аренду за определенную плату;
  • драгоценности, картины и т.п., если их приобретение не имеет отношения к обычной деятельности предприятия;
  • основные средства, МПЗ и НМА.

Текущий учет финансовых вложений и ценных бумаг ведется на счете 58 "Финансовые вложения". Одновременно депозитные вклады подлежат учету на субсчете 55-3 "Депозитные счета".

В аналитическом учете по ценным бумагам должны быть отражены сведения о:

  • наименовании эмитента;
  • названии и реквизитах ценной бумаги;
  • стоимости;
  • общем количестве;
  • дате приобретения и выбытия;
  • месте хранения.

Стоимость финансовых активов

Российскими организациями финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

В составе затрат учитываются:

  • уплаченные суммы по контрактам;
  • стоимость различных услуг, связанных соответствующими инвестиционными вложениями;
  • вознаграждения для посредников;
  • иные затраты на финансовые вложения.

Чтобы правильно установить стоимость финансовых вложений для целей бухучета, применяются все доступные источники.

Один вид активов обращается на рынке. Такие инвестиционные вложения подлежат учету и отчетности по завершении соответствующего года по текущей рыночной стоимости. Она определяется путем корректировки стоимости, определенной на предыдущую отчетную дату. Такая корректировка производится на выбор организации:

  • либо раз в месяц;
  • либо раз в квартал.

Другие активы на РЦБ не обращаются. Они учитываются на отчетную дату согласно первоначальной стоимости. По ним предусмотрена необходимость:

  • вести контроль обесценивания;
  • вводить резерв под обесценение.

При обесценении финансовых вложений следует провести анализ причин, послуживших основанием для соответствующего результата. С этой целью нужен контроль над всеми финансовыми инвестициями, по которым не учитывается текущая рыночная стоимость, если по ним есть признаки обесценения.

К счету 59 создается аналитический учет. Стоимость вложений, в отношении которых создан такой резерв, соответствует балансовой за минусом соответствующих резервов.

Согласно разд. IV ПБУ 19/02 учет выбытия финансовых вложений осуществляется при:

  • погашении;
  • продаже;
  • безвозмездной передаче и т.п.

Выбытие соответствующего актива, по которому не определяется текущая рыночная стоимость, учитывается:

  • либо по первоначальной стоимости;
  • либо по средней первоначальной стоимости;
  • либо способом ФИФО.

При выбытии финансовых вложений в учете делаются проводки: Дт 76 — Кт 91 (учтен доход от реализации), Дт 91 — Кт 58 (списана первоначальная стоимость), Дт 51 — Кт 76 (поступление денежных средств).

Существенность в аудите и аудиторский риск.

Инф-я считается существенной, если ее пропуск или искажение может существенно повлиять на достоверность отч-ти и эк решения пользователей, принятые на основе этой отч-ти. Аудитор оценивает то, что явл существенным, по своему проф суждению. При разработке плана аудита он устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных искажений. На существенность могут оказывать влияние норм правовые акты РФ, а также факторы, имеющие отн-е к отдельным счетам Б/У фин (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязям между ними. Если аудитор приходит к выводу о том, что выявленные искажения могут оказаться существенными, ему необходимо снизить аудиторский риск посредством проведения доп аудиторских процедур или потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в отчетность. Аудиторский риск - риск выразить ошибочное мнение о достоверности отчетности. Включает три составные части: - неотъемлемый риск (Состоит из человеческого фактора и специфики деят-ти орг-и.) - риск средств контроля (свк – сов-ть организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения фин-хоз деят-ти, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной отчетности.) - риск необнаружения. (Обусловлен выборочным характером проверки.) Методы минимизации рисков: 1. Исп-е системного подхода (стандартизация всех существенных моментов контроля, тестирования, учета и представления информации); 2. Страхование ответственности аудиторов (договор страхования будет выступать формой финансового обеспечения ответственности аудитора). 3. Разработка и внедрение внутренней системы контроля качества аудиторских услуг. (внутренние стандарты качества аудита, четкая регламентация обязанностей сотрудников аудиторских фирм и др). 4. Своевременная идентификация рисков. 5. Минимизация последствий, связанных с наступлением риска (разработка комплекса мероприятий) Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость.

Билет 3

Аттестация аудиторов и условия осуществления аудиторской деятельности.

Аудитор – это физ лицо, получившее в установленном порядке аттестат аудитора и состоящий членом одной из СРО аудиторов, аккредитованный при Минфине РФ. К аттестации допускаются лица, имеющие высшее образование и стаж работы не менее 3 лет, из кот 2 последних в должности помощника аудитора. Претендент обязан пройти подготовку по 240ч программе в одном из учебно-методич центре, аккредитованном при СРО. 5 разделов: н/о, правовое регул-е, фин менеджмент, б/у и отчетность, аудит.



Назначается комиссия: председатель и 5 членов. Аттестация проводится в 3 этапа в теч 3 дней. 1 этап – тестирование (50 тестов в теч 3 академ часов. Прав ответ = 2 балла. Ко 2этапу допускаются набравшие не менее 86 баллов, т.е не более 7 ошибок) 2 этап – письменный по первым трем разделам программы. 3 этап – письменный по 4 и 5 разделу + практич зад. (Каждый ответ оценивается: отлично=10б, хорошо=8б, удовл=6б. Задача=0б, 25б, 50б. Прошедшим аттестацию признается претендент, набравший не менее 67 баллов, из кот за письм ответы получено не менее 42баллов). Аттестат выдается без ограничения срока действия, но начиная с года, следующего за годом получения. Аудитор обязан ежегодно повышать квалификацию в одном из УМЦ по одной из утвержденных программ в объеме не менее 20ч в год и 120 за 3 года. Квалификационный аттестат также аннулируется в случаях, если: - установлен факт получения аттестата с использованием подложных документов; - вступил в силу приговор суда, запрещающий заниматься аудиторской деят-ю; - установлен факт несоблюдения требований конфиденциальности и независимости;-нарушения аудитором требований закона и стандартов аудита; - аудитор выдал заведомо ложное заключение;

В теч 2 календарных лет подряд аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность; - аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное федеральным законом.

Билет 4

Билет 6

Билет 9

Билет 10

Билет 11

Билет 13

Билет 15

15. Финансовый анализ и планирование на предприятии



Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформациии использования информации финансового характера с целью оценки финансовых результатов, финансового состояния прошлой деятельности, эффективности инвестиционных и финансовых вложений, оценки будущего потенциала организации. По временному аспекту финансовый анализ делится на ретроспективный, оперативный и перспективный. По кругу изучаемых вопросов он может быть комплексным и тематическим.

Финансовый анализ проводится поэтапно: 1. Определение целей и задач анализа. 2. Мероприятия по подготовке имеющейся информации, необходимой для проведения анализа. 3. Выбор методов финансового анализа, применяемого инструментария, моделей и осуществляются процедуры проведения анализа. 4.Обобщение полученных результатов. Основная цель финансового анализа заключается в получении определенного числа ключевых показателей и их количественных значений, дающих объективную картину финансовых результатов и финансового состояния организации. Основными задачами проведения финансового анализа служит оценка: 1. Имущественного и финансового состояния, а также результатов финансовой деятельности на базе методов ретроспективного анализа. 2. Эффективности формирования и использования финансовых ресурсов и определения потенциальных возможностей стабильного развития организации. 3. Результатов планирования и прогнозирования хозяйственно-финансовой деятельности на базе ретроспективного и перспективного анализа. Анализ имущественного положения организации включает анализ состава и структуры бухгалтерского баланса в динамике структуры и динамики основных средств. Для оценки имущественного положения организации в части основных средств служит ряд показателей: 1. Доля активной части основных средств в моментных и средних оценках. К активной части аналитики могут отнести все основные средства, за исключением зданий и сооружений, или только машины, оборудование и транспортные средства. 2. Коэф-ент износа характеризует долю стоимости основных средств, списанную на затраты в предшествующих периодах, в первоначальной (восстановительной) стоимости. 3. Дополнением этого показателя до 100% (или единицы) является коэффициент годности. Интерпретация показателей связана с понятием амортизации. 4. Коэф-ент обновления показывает, какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных средств составляют новые основные средства. 5. Коэф-ент выбытия определяет, какая часть основных средств, с которыми предприятие начало деятельность в отчетном периоде, выбыла из-за ветхости и по другим причинам. Анализ финансового состояния предполагает обобщенную оценку состояния организации с позиции ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности на определенный период времени. Наиболее важными среди показателей с точки зрения финансового менеджмента являются следующие: 1. Коэф-ент общей (текущей) ликвидности

2. Коэффициент срочной ликвидности 3. Коэффициент абсолютной ликвидности 4. Сумма чистого оборотного капитала, величина которого находится как разность между оборотными активами фирмы и ее краткосрочными обязательствами.

Цель анализа финансовых результатов заключается в оценке величины чистой прибыли и формирующих ее элементов, а также их изменений, в выявлении и количественной оценке влияния факторов, оказывающих преимущественное влияние на объемы доходов расходов и различных видов прибыли. Анализ рыночной активности относится к внешнему анализу, поскольку главным потребителем этой оценки являются инвесторы, как имеющие отношение к конкретному предприятию, так и потенциальные. При оценке рыночной активности используют показатели: 1. Прибыль на акцию позволяет оценить, сколько чистой прибыли получено компанией на одну акцию. 2. Показатель ценности акции позволяет определить, как рынок оценивает полученную компанией отдачу на одну акцию. 3. Дивидендная доходность акции 4. Дивидендный выход характеризует долю чистой прибыли, выплаченной в виде дивидендов. Финансовое планирование является основной функцией управления финансами предприятия и позволяет собственнику и руководству компании представлять будущее финансовое состояние как предприятия в целом, так и его отдельных бизнес-единиц, своевременно оценивать потребность в финансовых ресурсах для дальнейшего развития предприятия.Финансовый план – это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы. Важным инструментом оперативного финансового управления, включающим анализ, планирование, контроль исполнения плановых показателей, является бюджетирование. Бюджетирование трактуют: -как процесс разработки и исполнения бюджетов; -как управленческую технологию, направленную на реализацию стратегических целей посредством организации процедур планирования, контроля и анализа исполнения бюджетов предприятия.

Задачи бюджетирования: -сформировать единую информационную базу для принятия управленческих решений, в частности для разработки систем стимулирования сотрудников; -получать реальные прогнозы финансово-хозяйственной деятельности предприятия; -повысить согласованность действий различных подразделений компании; -усилить направленность деятельности подразделений на выполнение стратегических задач; -получить возможность своевременно реагировать на информацию об ухудшении финансовых показателей и предпринимать меры по недопущению развития кризисных явлений; -усилить контроль за эффективным использованием ресурсов и денежных средств структурными подразделениями компании. Бюджетный процесс реализуется с помощью механизма управления, включающего в себя три основных блока инструментов: 1.Методологический блок (предполагает разработку методик, определяющих постановку целей развития предприятия и расчет показателей оценки эффективности его деятельности) 2.Организационный блок (четкое представление об участниках процесса бюджетирования, их правах и обязанностях при осуществлении процедур бюджетирования) 3.Программно-технический блок.

Сводный бюджет составляется на основе данных функциональных бюджетов и состоит из доходной и расходной частей. При формировании бюджета определяются приоритетные направления расходов, среди которых можно назвать: заработную плату; затраты на покупку материалов, комплектующих и т. п., необходимых для выполнения производственной программы; платежи в государственные целевые фонды, налоги. Составление сводного бюджета предприятия, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов позволяют определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия. Основой в рамках бюджетного процесса выступает текущий контроль, поскольку управленческое воздействие по результатам контрольных мероприятий следует производить своевременно и регулярно. Итоговый анализ и контроль важны для корректировок стратегических показателей и для внесения изменений в методическую базу бюджетного процесса. Контроль: предоставление оперативных, текущих и сводных отчетов. После разработки форм отчетности составляется перечень показателей для проведения финансово-экономического анализа, описывается методика расчета и анализа показателей и отчетов. Анализ отклонений включает два направления: -изучение проблем методического характера, т. е. обнаружение некорректных формул расчета показателей эффективности, использование недостижимых норм, несовершенство форм плановых и отчетных документов, ошибки в планировании сроков выполнения заданий и т. д.; -контроль расходования ресурсов в соответствии с операционными бюджетами и контроль за расходованием денежных средств в пределах лимитов, утвержденных в бюджете движения денежных средств.

Билет 17

Билет 18

Билет 20

Билет 25

Билет 2

Билет 5

Аудиторская выборка.

К аудиторской выборке применяются два основных требования: 1) Выборка должна быть репрезентативной (представительной). Это требование предполагает, что каждый элемент изучаемой совокупности должен иметь равную вероятность быть отобранным в выборку. Для обеспечения репрезентативности аудиторы должны использовать след методы:

Случайный отбор - систематический отбор (элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится либо на опр числе, элементов сов-ти, либо на стоимостной их оценке) - комбинированный отбор (комбинация случайного и систематического) Аудитор может прибегать к нерепрезентативной выборке только тогда, когда его проф суждение не должно касаться всей совокупности в целом. 2) Достаточность объема выборки для получения аудиторских доказательств, необходимых для обоснования аудиторского мнения по результатам проверки с разумной степенью уверенности. Объем аудиторской выборки по каждому объекту учета определяется аудитором субъективно. Несмотря на то, что проверка проводится на выборочной основе, общие выводы, формулируемые аудитором по результатам ее осуществления, касаются всей совокупности бух документов. В связи с этим аудитор вынужден на основе изучения найденных в выборке данных сделать субъективные предложения о наличии и степени существенности искажений, содержащихся в непроверенных показателях. Последнее условие определяет риск аудиторской выборки, заключающейся в вероятности пропуска существенных данных и в том числе искажений при формировании выборки. Минимизировать этот риск можно увеличением объема выборки.

Билет 7

Билет 8

Билет 12

Аудиторские доказательства.

Аудиторские доказательства – инф-я, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которой основывается мнение аудитора. Документы: ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства», Стандарт 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях» Аудиторские док-ва могут быть внутренними, внешними и смешанными. Внутренние включают в себя инф-ю, полученную от эк субъекта в письменном или устном виде. Внешние инф-ю, полученную от третьей стороны в письменном виде. Смешанные инф-ю, полученную от эк субъекта в письменном или устном виде и подтвержденные третьей стороной в письменном виде. Аудиторские доказательства получают в результате проведения: 1)комплекса тестов средств внутреннего контроля 2)необходимых процедур проверки по существу. Тесты средств внутреннего означают действия, проводимые в целях получения аудиторских док-в в отн-и надлежащей орг-и и эффективности функционирования систем б/у и внутреннего контроля. Процедуры проверки по существу проводятся в целях получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой бух отчетности. Аудиторские доказательства должны отвечать двум обязательным требованиям: 1)быть достаточными 2)носить надлежащий характер Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер является качественной стороной аудиторских доказательств, определяющей их совпадение с конкретной предпосылкой подготовки финансовой отчетности и ее достоверность. На суждение аудитора о том, что является достаточным надлежащим аудиторским доказательством, влияют следующие факторы: 1)аудиторская оценка характера и величины аудиторского риска (на уровне фин отчетности и на уровне остатка средств на счетах б/у или однотипных хоз операций; 2)характер систем б/у и внутр контроля, а также оценка риска средств внутреннего контроля; 3)существенность проверяемой статьи финансовой отчетности; 4)опыт, приобретенный во время проведения предшествующих аудиторских процедур; 5)результаты аудиторских процедур, включая возможное обнаружение недобросовестных действий или ошибок; 6)источник и достоверность информации. Надежность аудиторских доказательств зависит от: 1)их источника (внутреннего или внешнего) 2)формы их предоставления (визуальной, документальной или устной).

При оценке надежности аудиторских доказательств, зависящей от конкретной ситуации, исходят из следующего: 1)аудиторские доказательства, полученные из внешних источников, более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников; 2)аудиторские доказательства, полученные из внутренних источников, более надежны, если существующие системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются эффективными; 3)аудиторские доказательства, собранные непосредственно аудитором, более надежны, чем доказательства, полученные от аудируемого лица; 4)аудиторские доказательства в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем заявления, представленные в устной форме. Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу. Аудитор получает аудиторские доказательства, выполняя следующие процедуры: инспектирование, наблюдение запрос, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры. Инспектирование - проверка записей, документов или материальных активов. Наблюдение-отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами. Запрос-поиск инф-и у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Подтверждение- ответ на запрос об инф-и, содержащейся в бух записях. Пересчет- проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бух записях либо выполнение аудитором сам расчетов. Аналитические процедуры - анализ и оценка полученной аудитором инф-и, исследование важнейших фин и экон показателей проверяемого аудируемого лица в целях выявления необычных или неправильно отраженных в б/у хозопераций, выявление причин таких ошибок.

Билет 24

Билет 23

Планирование аудита.

Стандарт 3 «Планирование аудита». Аудиторская организация д. начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с эк-ким субъектом. Во всех случаях, когда по рез-там аудита предполагается выдача аудиторского заключения, аудитор д. получив приглашение на проведение аудита написать письмо о согласии на проведение аудита во избежание неправильного понимания рук-вом эк-го субъекта условий предстоящего договора. Письмо должно содержать: 1) указания по условиям проверки: об объекте и цели проверки; о нормативных документах регламентирующих аудит; о проверке отчетности дочерних и зависимых п/п в случае их наличия; 2) по обязательствам аудитора: о предоставлении инф-ции по выявленным недостаткам; об ответственности аудитора; о наличии риска необнаружения существенных ошибок вследствие выборочного характера проверки и несовершенства систем б/у и внутреннего контроля; 3) по обязательствам эк-го субъекта: о создании условий для проведения проверки; о предоставлении аудитору документации в полном объеме для проведения проверки и расписки о том, что документация не содержит искажений; о направлении писем 3им лицам с просьбой подтвердить задолженность; о неоказании на аудиторов давления с целью изменить их мнение Планирование является начальным этапом проведения аудита и состоит в разработке общего плана аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур. Этапы: предварительное планирование; составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита. Предварительное планирование. На этом этапе аудитор д. ознакомится с ФХД эк-го субъекта, а так же с: 1) организационно-управленческой структурой; 2) видами производственной дея-ти и номенклатурой выпускаемой продукции; 3) структурой капитала и курсом акций; 4) техническими особенностями производства продукции; 5) уровнем R-ти; 6) основными покупателями и заказчиками; 7) порядок распред-ия прибыли; 8) сущ-ния дочерних и зависимых п/п; 9) принципами формир-я оплаты труда. На данном этапе аудитор д. принять решение заключать договор или нет, в случае «+» решения переходит к составлению общего плана аудита.

На этапе составления общего плана аудита планируется состав специалистов входящих в аудиторскую группу. Нужно учитывать:1) бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита; 2) предполагаемые сроки работы группы; 3) колич-ный состав членов группы; 4) должностной уровень членов группы; 5) преемственность персонала группы; 6) квалификационный уровень членов группы. На этом этапе аудитор д. рассч-ть ожидаемый аудиторский риск и ур-нь существ-ти. Составление программы аудита является развитием общего плана аудита и представляет детальный перечень аудиторских процедур необходимых для практической реализации планов аудита. Аудит программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу. Программа тестов ср-в контроля п.с. перечень действий предназначенных для сбора информации по функционированию системы контроля

Билет 14

Билет 16

Билет 19

Билет 21

Билет 22

Бухгалтерский учет финансовых вложений. ПБУ 19/02.

Для принятия к б/у активов в качестве ФВ необходимо единовременное выполнение условий: -наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих права п/п на ФВ и на получение ДС или др. А, вытекающее из этого права; -переход к п/п фин рисков, связанных с ФВ (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности); -способность приносить орг-и эк выгоды (доход) в будущем в форме %, дивидендов либо прироста их ст-ти. Инвестиции: -в собств деят-ть (капитальные вложения) 08; -в др п/пи (ФВ) 58. К ФВ п/п относятся: гос и муниципальные ЦБ, ЦБ др п/п; вклады в УК др п/п; предоставленные др п/п займы, депозитные вклады в кредитных орг-ях, ДЗ, приобретенная на основании уступки права требова-ния. Оценка финансовых вложений. ФВ принимаются к б/у по Sперв (∑ фактических затрат на их приоб-ретение). Sперв ФВ, внесенных в счет вклада в УК, признается их денежная оценка, согласованная учреди-телями. Sперв ФВ, полученных орг-ей безвозмездно, таких как ЦБ, признается: - их Sтек рын на дату принятия к б/у; - ∑ ДС, кот м.б. получена в рез-те продажи полученных ЦБ на дату их принятия к б/у; - для ЦБ, по которым организатором торговли на рынке ЦБ не рассчитывается рыночная цена. Sперв ФВ, приобретенных по договорам, предусматривающим исп-е обязательств (оплату) неденеж-ными средствами, признается ст-ть А, переданных или подлежащих передаче п/п. Учет ФВ, текущая рыночная стоимость которых определяется. ФВ, по кот можно определить в установленном порядке Sтек рын, отражаются в бух отчетности по Sрын.

Изменение Sтек рын отражается путем прямой корректировки непосредственно по Д или К счета 58. Если Sтек рын , то прирост ст-ти отражается Д58 К91; если ↓, то Д91 К58. Данная корректировка производится обязательно на конец года. Учетная политика п/п м. предусматривать проведение переоценки ФВ1 чаще, чем 1 раз в год, а именно на даты промежуточной отчетности.

При выбытие ФВ1 их списание производится по ст-ти последней оценки (Д90,91 К58). Учет ФВ, Sтек рын которых не определяется. ФВ, по кот не определяется Sтек рын, подлежат отражению в б/у и в бух отчетности на отчетную дату по Sперв.

Исключения: 1-связано с учетом долговых ЦБ, 2-с обесценением ФВ. При выбытии ФВ, по кот не определяется Sтек рын, его ст-ть определяется исходя из оценки, опреде-ляемой одним из следующих способов: -по Sперв каждой единицы б/у ФВ; -по средней Sперв; - ФИФО. Первый способ рекоменд применять для всех видов ФВ, кроме ЦБ. Для них ПБУ 19/02 рекомендует применять 2 и 3 способ. Особенности учета долговых ЦБ. По долговым ЦБ, по которым не определяется Sтек рын, орг-и разрешается разницу м/у Sперв и Sно-мин равномерно списывать в теч срока их обращения по мере начисления Дх. А) Sп>Sн => разница –прочий Рх; Б) Sп разница –прочий Дх. Учетная политика п/п м. предусматривать один из 2 вариантов списания разницы м/у Sперв и Sномин долговой ЦБ: 1)Указанная разница списывается единовременно при погашении долговой ЦБ. А) Sп>Sн => Д91 К58; Б) Sп Д58 К91. 2) разница списывается в теч срока обращения долговой ЦБ равномерно по мере начисления Дх по ней. Т.о к моменту погашения ее оценка по Д58 доводится до номинала. Назначение, порядок формирования и учет резервов под обесценение ФВ. Под обесценением ФВ понимается устойчивое существенное ↓ ст-ти ФВ, по кот не определяется их Sтек рын, ниже величины эк выгод, кот п/п рассчитывает получить от данных ФВ в обычных условиях ее деят-ти. В случае, если проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное ↓ стоимости ФВ, орг-я образует резерв под обесценение ФВ на величину разницы м/у учетной ст-тью и расчетной ст-тью таких ФВ. Резерв =Sп – Sрасч Для учета данного вида резерва предназначен сч.59 «резерв под обесценение ФВ» Проверка на обесценение ФВ производится не реже 1 раза в год по состоянию на 31 дек отчетного го-да при наличии признаков обесценения. П/п имеет право производить указанную проверку на отчетные даты промежуточной бухгалтерской отчетности. Д91 К59 - создание резервов В послед отчет периодах ∑ резерва может корректироваться от изменений в расчетной ст-ти. Если по рез-там послед проверки выявлено дальнейшее ↓ расчетной ст-ти, то резерв корректируется в сторону его увеличения. Д91 К59 – резерва. Если по рез-там послед проверки выявлено расчетной ст-ти, то резерв на соотв-ю ∑ ↓. Д59 К91 – ↓ резерва. Если на основе имеющейся инф-ции п/п делает вывод о том, что ФВ больше не удовлетворяет крите-риям обесценения, то резерв д.б. аннулирован, а ФР восстановлен. Т.е на всю ∑ ранее созданного резерва производится запись Д59 К91.

Мы продолжаем анализ новых документов по методологии бухгалтерского учета, выпущенных недавно Минфином России. В этой статье В.В. Патров, д.э.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, и М.В. Семенова, к.э.н., аттестованный аудитор комментируют Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений", утвержденное приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, который перед самым Новым годом (27 декабря 2002 года) был зарегистрирован Минюстом России.

Общие положения

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283, Минфин России приказом от 10.12.2002 № 126н утвердил Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых положений" (ПБУ 19/02). Вышеуказанный приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 27.12.2002, регистрационный номер 4085. Одновременно признан утратившим силу приказ Минфина России от 15.01.1997 № 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами".

ПБУ 19/02 вводится в действие, начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год, и распространяется на все организации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), в том числе на профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Понятие финансовых вложений

К сожалению, до сих пор ни в одном нормативном документе не было определения термина "финансовые вложения", что свидетельствовало об отсутствии единой концепции отнесения объектов к финансовым вложениям. Поэтому неслучайно перечни объектов, учитываемых в составе финансовых вложений, до появления ПБУ 19/02 и в данном ПБУ существенно различаются.

В п. 3 ПБУ 19/02 к финансовым вложениям отнесены:

1) ценные бумаги (государственные, муниципальные, корпоративные);
2) вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в т.ч. дочерних и зависимых обществ);
3) предоставленные другим организациям займы;
4) депозитные вклады в кредитных организациях;
5) дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования;
6) вклады организации-товарища по договору простого товарищества и пр.

По сравнению со старым порядком учета дополнительно к финансовым вложениям отнесены объекты под номерами 4, 5 и 6. Кроме того, если раньше перечень финансовых вложений был закрытым, то в ПБУ 17/02 он является открытым, т.е., по мнению авторов, могут быть и другие объекты финансовых вложений.

ПБУ 19/02 относит к финансовым вложениям только займы, предоставленные другим организациям, тогда как инструкция по применению плана счетов предписывает учитывать на счете 58 "Финансовые вложения" субсчет 3 "Предоставленные займы" и займы, предоставленные физическим лицам (кроме работников организации). Поскольку статус ПБУ выше, чем указанная Инструкция, в данном случае следует руководствоваться ПБУ 19/02.

В п. 2 ПБУ 19/02 перечислены три условия, которым должны отвечать активы для учета их в качестве финансовых вложений.

В п. 5 ПБУ 19/02 говорится, что организация самостоятельно выбирает единицу бухгалтерского учета финансовых вложений.

В зависимости от их характера, порядка приобретения и использования ею может быть серия, партия и т.п. При этом главным признаком совокупности, характеризующих единицу учета финансовых вложений, является их однородность.

В п. 6 ПБУ 19/02 указан основной принцип аналитического учета финансовых вложений - по организациям (эмитентам приобретенных ценных бумаг, заемщикам, в уставные (складочные) капиталы которых осуществлены финансовые вложения, держателей депозитных вкладов, простым товариществам и т.п.).

Кроме этого по некоторым финансовым вложениям следует иметь дополнительную информацию. По вкладам в уставные (складочные) капиталы и в простые товарищества - по видам финансовых вложений и т.д. Например, по ценным бумагам - название, номер, серию, количество, номинал, цену и дату покупки, цену и дату продажи и т.п.

То есть, ПБУ19/02 не содержит обязательного перечня реквизитов ценных бумаг, которые должны фиксироваться в аналитических регистрах бухгалтерского учета.

Более того, в ПБУ19/02 не предусмотрены требования к составлению специальных регистров, в которых отражается движение ценных бумаг, хранящихся в организации (ранее, согласно пункту 6 Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, утвержденного приказом Минфина России от 15.01.1997 № 2, предусматривалось ведение Книги учета ценных бумаг).

В п.7 ПБУ 19/02 сказано, что особенности оценки и дополнительные правила раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях в зависимые хозяйственные общества устанавливаются отдельным нормативным актом по бухгалтерскому учету. Такого нормативного акта в настоящее время еще нет.

Первоначальная оценка финансовых вложений

Согласно п. 8 ПБУ19/02 финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Определение первоначальной стоимости финансовых вложений, приобретенных за плату, дано в п. 9.

В п. 10 ПБУ 19/02 говорится, что если оплата финансовых вложений производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), то суммовые разницы возникающие до принятия финансовых вложений к бухгалтерскому учету, могут (подчеркнуто авторами) включаться в их первоначальную стоимость.

Если по материально-производственным запасам (п. 6 ПБУ 5/01) и основным средствам (п. 8 ПБУ 6/01) аналогичные суммовые разницы однозначно должны включаться в фактические затраты по приобретению вышеуказанных активов, то по некоторым финансовым вложениям они могут и не включаться. Дело в том, что в п. 11 ПБУ 19/02 сказано, что в случае несущественности величины затрат (в том числе и суммовых разниц) на приобретение ценных бумаг (по сравнению с суммой, уплачиваемой в соответствии с договором продавцу), они могут признаваться прочими операционными расходами (т.е. списываться на дебет счета 91.2 "Прочие расходы") в том отчетном периоде, в котором были приняты к бухгалтерскому учету указанные ценные бумаги.

Проблем не возникнет, если оплата расходов и принятие к учету ценных бумаг будут иметь место в одном отчетном периоде. Если затраты возникнут раньше, то они могут быть отражены на каком-то промежуточном счете (например, счете 97 "Расходы будущих периодов"), с которого будут списаны на счет 91 "Прочие доходы и расходы" в периоде принятия к учету ценных бумаг.

Поскольку НК РФ рассматривает суммовые разницы как внереализационные доходы и расходы, увеличивающие (уменьшающие) налоговую базу в периоде их возникновения, то, по нашему мнению, целесообразно для сближения бухгалтерского и налогового учета не включать их в первоначальную стоимость финансовых вложений, а отражать их сразу на счетах учета финансовых результатов.

Следует отметить, что в пункте 11 ПБУ 19/02 говорится только об отрицательных разницах и ничего не сказано о случаях возникновения положительных разниц. По нашему мнению, их лучше списывать на операционные доходы.

В п. 13 ПБУ19/02 говорится о том, что первоначальной стоимостью полученных безвозмездно ценных бумаг признаётся их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Последняя определяется в зависимости от того, котируются или нет эти активы на рынке ценных бумаг.

В первом случае (если бумага обращается на организованном рынке ценных бумаг) это будет рыночная цена. Представляется, что в учетной политике организации, осуществляющей на регулярной основе сделки с ценными бумагами, должен быть установлен порядок определения их рыночных цен. Во втором случае - это сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи полученных ценных бумаг.

По договору простого товарищества организации-товарищи обязуются соединить свои вклады, которые могут быть в виде денег, имущества и т.п. Если об оценке вкладов в виде материально-производственных запасов и основных средств в ПБУ 5/01 и ПБУ 6/01 ничего не сказано, то в п. 15 ПБУ 19/02 говорится, что первоначальной стоимостью финансовых вложений, внесенных в счет вклада по договору простого товарищества, признается их денежная оценка, согласованная товарищами.

Если финансовые вложения приобретены за иностранную валюту, то их первоначальная стоимость определяется путем пересчета иностранной валюты в рубли по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия финансовых вложений к бухгалтерскому учету (п. 16 ПБУ 19/02).

В п. 17 ПБУ19/02 говорится об учетной стоимости ценных бумаг, не принадлежащих организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, но находящихся в ее пользовании или распоряжении. Они должны приниматься к бухгалтерскому учету в оценке, предусмотренной в договоре. Скорее всего, в этом пункте речь идет об организациях, осуществляющих брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг. Бумаги, приобретенные за счет клиентов, не являются собственностью брокерской компании, последняя совершает сделки купли-продажи таких бумаг (распоряжается бумагами) по поручению клиента.

Последующая оценка финансовых вложений

Согласно п. 18 ПБУ 19/02 первоначальная стоимость финансовых вложений, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством и ПБУ 19/02.

Для целей изменения первоначальной стоимости финансовые вложения подразделяются на две группы: по которым можно и по которым нельзя определить их текущую рыночную стоимость.

Финансовые вложения первой группы отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату (п. 20 ПБУ 19/02).

Разницу между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и их оценкой на предыдущую отчетную дату предписано относить коммерческими организациями на операционные доходы или расходы (т.е. на дебет или кредит счета 91 " Прочие доходы или расходы"), а некоммерческими организациями - на увеличение доходов или расходов в корреспонденции со счетом 58 "Финансовые вложения".

Ранее такая корректировка финансовых вложений предусматривалась п. 45 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н только по акциям, и на разницу предписывалось образовывать резерв под обесценение вложений в ценные бумаги (в случае, если рыночная стоимость меньше, чем стоимость, по которой бумаги приняты к бухгалтерскому учету). Переоценка иных ценных бумаг, приобретаемых с целью получения дохода от их реализации, по мере изменения котировки на фондовой бирже допускалась только у профессиональных участников (см. п. 44 вышеуказанного Положения).

Финансовые вложения второй группы подлежат отражению и в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности по первоначальной стоимости.

По долговым ценным бумагам (например, облигациям), по которым не определяется текущая рыночная стоимость, как и раньше разрешается разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно (по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода) относить коммерческими организациями на операционные доходы или расходы, а некоммерческими организациями - на уменьшение или увеличение расходов.

Особо следует отметить, что в состав финансовых вложений (см. п. 3) включаются, в частности, краткосрочные ценные бумаги, предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, а также дебиторская задолженность, приобретённая на основании уступки права требования.

Если эти активы выражены в иностранной валюте, то в соответствии с требованиями п. 7 ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н, их величина подлежит пересчету по курсу Центрального банка РФ на дату составления бухгалтерской отчетности. В результате данного пересчёта образуются, как правило, курсовые разницы (положительные или отрицательные), на величину которых увеличивается или уменьшается стоимость финансовых вложений.

Выбытие финансовых вложений

В п. 25 ПБУ 19/02 перечислены основные направления выбытия финансовых вложений и сказано, что это выбытие признается в бухгалтерском учете на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету, приведенных в п. 2 ПБУ 19/02.

Порядок оценки выбывающих финансовых вложений зависит от их вида: ценные бумаги и все остальные финансовые вложения.Стоимость выбывающих ценных бумаг рассчитывается в зависимости от того, определяется по ним текущая рыночная стоимость или не определяется. Если она не определяется, то стоимость выбывающих ценных бумаг рассчитывается одним из трех способов:

1) по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета ценных бумаг;
2) по средней первоначальной стоимости;
3) способом ФИФО, т.е. по первоначальной стоимости первых по времени приобретения ценных бумаг.

Как видим, из четырех известных в российском бухгалтерском учете методов оценки активов в данном случае не применяется метод ЛИФО.

Для целей налогообложения в соответствии с п. 9 ст. 280 НК РФ выбывающие ценные бумаги могут оцениваться также тремя способами, но среди них нет средней первоначальной стоимости, и в то же время предусмотрен метод ЛИФО.

По каждой группе (виду) ценных бумаг в течение отчетного года должен применяться только один способ оценки (п. 31). В приложении к ПБУ 19/02 приведены цифровые примеры использования различных способов оценки при выбытии финансовых вложений. Если по ценным бумагам определяется текущая рыночная стоимость, то стоимость их при выбытии рассчитывается исходя из последней оценки. Все остальные выбывающие финансовые вложения (кроме ценных бумаг) оцениваются по первоначальной стоимости каждой выбывающей единицы.

Доходы и расходы по финансовым вложениям

Доходы по финансовым вложениям могут признаваться организацией самостоятельно или доходами от обычных видов деятельности, или прочими поступлениями (п. 34 ПБУ19/02). Это право предоставлено также п. 4 ПБУ 9/99. Однако исходя из п.п. 5 и 7 ПБУ 9/99, такая классификация доходов возможна только по доходам от участия в уставных (складочных) капиталах других организаций. Следовательно, доходы по остальным финансовым вложениям должны относиться к прочим поступлениям, в частности к операционным доходам. Отсюда логичным является отнесение к операционным расходам расходов, поименованных в п.п. 35 и 36. Если доходы по финансовым вложениям признаются организацией как доходы от обычных видов деятельности, то и расходы, связанные с обслуживанием этих финансовых вложений, должны классифицироваться как расходы по обычным видам деятельности. Об этом следовало сказать в разделе V ПБУ 19/02.

Обесценение финансовых вложений

В процессе хозяйственной деятельности организации её финансовые вложения, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, могут обесцениваться. Примерные причины этого перечислены в п. 37 ПБУ19/02. Из содержания этого пункта можно сделать вывод, что обесцениваться могут теоретически все виды финансовых вложений, однако на практике чаще всего обесцениваются ценные бумаги.

Порядок расчета суммы снижения стоимости (СС) ценных бумаг второй группы изложен в п. 37 ПБУ 19/02. По нашему мнению, СС можно рассчитать по формуле:

СС = ЭВП - ЭВФ (1)

ЭВП - экономические выгоды (доходы), которые организация планировала получать;
ЭВФ - экономические выгоды (доходы) получаемые организацией.

После исчисления СС определяется расчетная стоимость ценных бумаг - (РС) по формуле:

РС = УС - СС (2)

УС - учетная стоимость ценных бумаг (стоимость по которой ценные бумаги отражены в бухгалтерском учете).

Снижение стоимости ценных бумаг может быть устойчивым и неустойчивым.

В п. 37 ПБУ19/02 перечислены три условия, при наличии которых вышеуказанное снижение стоимости признается устойчивым. Проверка наличия условий устойчивого снижения стоимости должна проводиться по всем ценным бумагам, по которым наблюдаются признаки их обесценивания.

В случае устойчивого снижения стоимости ценных бумаг образуется резерв под обесценение финансовых вложений (Р): коммерческими организациями - за счет финансовых результатов (в составе операционных расходов), а некоммерческими организациями - за счет увеличения расходов. Сумма отчислений в резерв рассчитывается по формуле:

Р = УС - ЗС (3)

В бухгалтерской отчетности ценные бумаги показываются по учетной стоимости за минусом суммы образованного резерва под их обесценение.

Вышеуказанная проверка на обесценение финансовых вложений может проводиться организацией не только на конец года, но и на отчётные даты промежуточной бухгалтерской отчетности, т.е. на конец каждого квартала. При этом должно быть обеспечено подтверждение результатов указанной проверки. Как это сделать в ПБУ 19/02 не говорится, по нашему мнению необходимо составить соответствующий расчет с обоснованием соответствующих показателей (СС, ЭВП, ЭВФ и др.).

В дальнейшем расчетная стоимость финансовых вложений может или снижаться, или повышаться. В связи с этим необходимо корректировать сумму созданного резерва под обесценение финансовых вложений. При снижении расчетной стоимости резерв увеличивается, а при повышении - уменьшается. Сумма увеличения или уменьшения резерва относится у коммерческих организаций на финансовые результаты (в составе соответственно операционных расходов или доходов), у некоммерческих организаций - на увеличение или уменьшение расходов.

Из текста ПБУ 19/02 не вытекает необходимость списания неиспользованного резерва на конец отчётного года, т.е. остаток резерва является переходящим из года в год.

Списание резерва может быть в двух случаях:

1) если финансовое вложение более не удовлетворяет критериям устойчивого существенного снижения стоимости;
2) при выбытии финансовых вложений, расчетная стоимость которых вошла в расчет резерва под обесценение финансовых вложений.

Списание резерва во втором случае должно быть отражено в конце отчетного периода, когда произошло выбытие финансовых вложений. Момент списания резерва в первом случае из текста ПБУ 19/02 не совсем ясен. Мы считаем, что это лучше делать в конце года.

На сумму списанного резерва у коммерческих организаций увеличиваются операционные доходы, а у некоммерческих организаций - уменьшаются расходы.

Раскрытие информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности

В п. 41 ПБУ19/02 сказано, что финансовые вложения должны отражаться в бухгалтерской отчетности с подразделением на краткосрочные и долгосрочные. В соответствии с п. 23 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 25.06.2000 г. № 60н, финансовые вложения являются краткосрочными, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты.

Остальные финансовые вложения являются долгосрочными.

В п. 42 ПБУ19/02 перечислен минимальный набор показателей по финансовым вложениям, которые подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности (с учетом требований существенности).

ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"

Понятие финансовых вложений

В п. 3 ПБУ 19/02 к финансовым вложениям отнесены:

1) ценные бумаги (государственные, муниципальные, корпоративные);

2) вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в т.ч. дочерних и зависимых обществ);

3) предоставленные другим организациям займы;

4) депозитные вклады в кредитных организациях;

5) дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования;

6) вклады организации-товарища по договору простого товарищества и пр.

ПБУ 19/02 относит к финансовым вложениям только займы, предоставленные другим организациям, тогда как инструкция по применению плана счетов предписывает учитывать на счете 58 "Финансовые вложения" субсчет 3 "Предоставленные займы" и займы, предоставленные физическим лицам (кроме работников организации). Поскольку статус ПБУ выше, чем указанная Инструкция, в данном случае следует руководствоваться ПБУ 19/02.

В п. 2 ПБУ 19/02 перечислены три условия, которым должны отвечать активы для учета их в качестве финансовых вложений. В п. 5 ПБУ 19/02 говорится, что организация самостоятельно выбирает единицу бухгалтерского учета финансовых вложений. В п. 6 ПБУ 19/02 указан основной принцип аналитического учета финансовых вложений - по организациям (эмитентам приобретенных ценных бумаг, заемщикам, в уставные (складочные) капиталы которых осуществлены финансовые вложения, держателей депозитных вкладов, простым товариществам и т.п.).

ПБУ19/02 не содержит обязательного перечня реквизитов ценных бумаг, которые должны фиксироваться в аналитических регистрах бухгалтерского учета.

Более того, в ПБУ19/02 не предусмотрены требования к составлению специальных регистров, в которых отражается движение ценных бумаг, хранящихся в организации (ранее, согласно пункту 6 Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, утвержденного приказом Минфина России от 15.01.1997 № 2, предусматривалось ведение Книги учета ценных бумаг).

В п.7 ПБУ 19/02 сказано, что особенности оценки и дополнительные правила раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях в зависимые хозяйственные общества устанавливаются отдельным нормативным актом по бухгалтерскому учету. Такого нормативного акта в настоящее время еще нет.

Согласно п. 18 ПБУ 19/02 первоначальная стоимость финансовых вложений, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством и ПБУ 19/02.

Для целей изменения первоначальной стоимости финансовые вложения подразделяются на две группы: по которым можно и по которым нельзя определить их текущую рыночную стоимость.

Финансовые вложения первой группы отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату (п. 20 ПБУ 19/02).

Разницу между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и их оценкой на предыдущую отчетную дату предписано относить коммерческими организациями на операционные доходы или расходы (т.е. на дебет или кредит счета 91 " Прочие доходы или расходы"), а некоммерческими организациями - на увеличение доходов или расходов в корреспонденции со счетом 58 "Финансовые вложения".

Финансовые вложения второй группы подлежат отражению и в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности по первоначальной стоимости. По долговым ценным бумагам (например, облигациям), по которым не определяется текущая рыночная стоимость, как и раньше разрешается разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно (по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода) относить коммерческими организациями на операционные доходы или расходы, а некоммерческими организациями - на уменьшение или увеличение расходов.

Особо следует отметить, что в состав финансовых вложений (см. п. 3) включаются, в частности, краткосрочные ценные бумаги, предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, а также дебиторская задолженность, приобретённая на основании уступки права требования.

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ ПРИ ВЫБЫТИИ

цена за ед., тыс. руб.

сумма, млн. руб.

цена за ед., тыс. руб.

сумма, млн. руб.

цена за ед., тыс. руб.

сумма, млн. руб.

Остаток на 1-е число

цена за ед., тыс. руб.

сумма, млн. руб.

цена за ед., тыс. руб.

сумма, млн. руб.

цена за ед., тыс. руб.

сумма, млн. руб.

Остаток на 1-е число

Судебная практика и законодательство - Приказ Минфина России от 10.12.2002 N 126н (ред. от 06.04.2015) Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02

Приказ ФНС России от 03.04.2017 N ММВ-7-2/278@ (ред. от 31.07.2019) "Об утверждении перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора)"