Специальный счет. Что такое спецсчет для госзакупок: как им пользоваться? Кому то открыли спецсчет для торгов

Ваш заказчик предложил открыть специальный счет в банке или лицевой счет в Федеральном казначействе? Предложил поработать по схеме: поставка продукции из имеющихся запасов без аванса, затем возмещение ранее понесенных расходов со специального счета на расчетный счет.
Почему-то в этом случае все задают один единственный вопрос: как открыть специальный счет? Как в анекдоте про студентов, которые на вопрос: - Сколько Вам нужно времени, чтобы выучить китайский язык? отвечают: - А когда сдавать?
На самом деле вопрос надо ставить иначе. И даже не: - Как дальше работать со специальным счетом?, а: - Как работать с государственным оборонным заказом (далее - ГОЗ)?

Если вы стали исполнителем государственного оборонного заказа, вы обязаны работать в рамках закона 275 ФЗ от 29.12.12 г. «О государственном оборонном заказе». А это значит, что надо информировать своих поставщиков о том, что договоры заключаются в целях выполнения ГОЗ (обязательно наличие ИГК, особые требования к содержанию договора), следить за целевым расходованием денежных средств, не завышать цену, вести раздельный учет и т.д. Раздельный учет ГОЗ существенно отличается от бухгалтерского и налогового учетов (другие требования к составу затрат, учетной политике, первичным документам и т.д.).

С 29 апреля 2019 вступает в силу Приказ Минпромторга от 08.02.2019г. N 334 "Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках ГОЗ". Приказ от 23.08.2006 г. N 200 больше не применяется.

Организации, выполняющие ГОЗ, предоставляют ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА (Приказ МО РФ от 8 октября 2018 года № 554). Скачать форму отчета .

Ниже приведен список основных нормативных документов ГОЗ с комментариями.

О чем надо знать до подписания контракта ГОЗ, чтобы снизить риск привлечения к ответственности руководителей?
НТЦ АПБ info@сайт,  +7 911 006 72 37 .
ГОСОБОРОНЗАКАЗ по всем правилам: ответы на сложные вопросы, схемы, документы, формы, шаблоны, учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Если заказчиком является Министерство обороны, исполнители ГОЗ (независимо от уровня кооперации) обязаны для осуществления расчетов открывать отдельные счета в уполномоченном банке. Остальные контракты в сфере ГОЗ сопровождает Федеральное казначейство (ТОФК). Сначала мы рассмотрим, как работать с уполномоченным банком, затем с ТОФК.

Банковское сопровождение ГОЗ.

Прежде всего, уполномоченный банк контролирует назначение платежа, перечень разрешенных, запрещенных операций, наличие ИГК. Банк может приостановить операции в случае списания денежных средств в счет перечисления прибыли, заработной платы, уплаты налогов и сборов в размере, превышающим нормативы.

Для уполномоченного банка важно, чтобы в контракте были прописаны абсолютные величины: цена контракта, сумма прибыли по контракту, которая должна иметь четкую фиксированную величину, а не процентное соотношение или сумму, зависящую от каких-то условий, сумма фактического задела.

Каждый исполнитель имеет право на лимит в три миллиона рублей в месяц (головной исполнитель пять миллионов рублей в месяц), возобновляемый с первого числа каждого календарного месяца, предусматривающий списание денежных средств со спецсчета (отдельного счета, ОБС) на иные банковские счета на цели, не запрещенные режимом использования ОБС, в том числе и за поставляемый товар. Например, оплата гостиниц, авиабилетов, лицензий, комиссии за выдачу банковской гарантии и т.д.

В принципе, если сумма договора не велика, вы можете стать поставщиком ГОЗ и без открытия специального счета. Иногда можете даже и не догадываться об этом. НО! Даже если в контракте нет обязательных указаний на то, что он выполняется в рамках гособоронзаказа, поставщика могут признать участником правоотношений в сфере ГОЗ и наказать за отсутствие раздельного учета, нецелевые расходы и т.д. ФАС исходит из того, для каких целей выполняется договор.

Вернемся к вопросу о поставке продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов.

Во-первых . До подписания контракта вы резервируете счет в банке (на основании письма заказчика), сообщаете реквизиты вашему заказчику.

Во-вторых. В контракте обязательно должна быть прописана возможность перечисления денежных средств в целях возмещения понесенных за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, согласно п. е1, статьи 8.3 закона 275 ФЗ от 29.12.12 г. «О государственном оборонном заказе». Контракт должен содержать условие о размере возмещения в абсолютной величине (конкретная сумма, НДС выделен ). Дополнительное соглашение банк не примет.

В-третьих. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный счет вы сможете только после полного выполнения контракта. Для этого необходимо предоставить в банк:
- контракт со всеми приложениями и дополнениями (выписку из контракта, содержащего государственную тайну), который содержит условие о возмещении;
- акт приема-передачи товара;
- платежные поручения, подтверждающие фактические расходы исполнителя за счет собственных средств;
- иные документы (товарно-транспортные накладные, выписки по счету, акты сверки расчетов и т.п.).Перечень зависит от банка.
ВАЖНО! Возмещаемые затраты должны быть произведены до заключения контракта.

В-четвертых. В платежном поручении на списание средств с ОБС надо указать обязательные реквизиты:
- ИГК;
- ОБС получателя, за исключением разрешенных операций на иные счета получателей;
- иную информацию: код операции, назначение платежа, наименование товара, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов;
- в случае перевода денежных средств на иной банковский счет лучше указывать тип (или пункт Закона) соответствующей разрешенной операции;
- если сумма платежного поручения меньше суммы обосновывающего документа, то в назначении платежа необходимо указывать «Частичная оплата …»

Деньги на свой счет можно вернуть, разрешены операции:
а) возврат зачисленных на отдельный счет денежных средств в связи с ошибкой плательщика либо кредитной организации;
б) возврат собственных средств исполнителя на банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили, в сумме, не превышающей ранее зачисленную.

Казначейское сопровождение ГОЗ.

Основные документы, регулирующие казначейское сопровождение гособоронзаказа в 2019 году - это Федеральный закон от 29.11.18 № 459 ФЗ, Постановление от 28.12.2018 N 1702, Приказ Минфина РФ от 10.01.2019 № 4н. Эти документы определяют, какие контракты попадают под казначейское сопровождение, какие обязательные условия должны быть прописаны в договоре, перечень разрешенных и запрещенных операций, порядок санкционирования расходов, раздельный учет (отличается от раздельного учета ГОЗ при банковском сопровождении) и т.д. В отличии от банка, казначейство имеет право не только мониторить, но и проводить самостоятельные проверки правильности расходования средств ГОЗ.

Казначейское сопровождение может выступать в виде казначейского обеспечения обязательств. Разница между обычным сопровождением и обеспечением обязательств такая же, как между платежным поручением и аккредитивом. Казначейское обеспечение только подтверждает обязанность госзаказчика оплатить поставленные ему работы, товары, услуги.

Казначейское сопровождение не включает в себя такую опцию, как право на лимит в три миллиона рублей в месяц, предусматривающий списание денежных средств иные банковские счета. С лицевого счета можно перечислить на обычный расчетный счет поставщику по договору, заключенного на сумму 100 тыс. рублей и менее.

Поставка продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов.

Во-первых. Открытие лицевого счета. Счет в ТОФК можно зарезервировать, но только при условии представления письменных обращений как Исполнителем, так и Государственным заказчиком (заказчиком). Можно согласовать контракт с заказчиком до открытия лицевого счета в ТОФК, а после его открытия, подписать дополнительное соглашение об изменении реквизитов. Открытие лицевого счета может быть приостановлено. Об этом факте будет уведомлена Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Во-вторых. В контракте обязательно должна быть прописана возможность возмещения произведенных расходов (части расходов), при условии представления копий платежных поручений, реестров платежных поручений, подтверждающих оплату расходов, а также документов-оснований или реестра документов-оснований с приложением указанных в нем документов-оснований.

В-третьих. Для санкционирования текущих платежей в ТОФК предоставляются:
- Контракт или выписка из контракта (гостайна);
- Сведения об операциях с целевыми средствами на 20__ год и на плановый период 20__ и 20__ годов (код формы по ОКУД 0501213, Приказ Минфина России от 11.12.2018 № 259н). Утверждает сведения заказчик-исполнитель предыдущего уровня.;
- Справка о распределении накладных расходов (форма в учетной политике);
- Выписка из регистров аналитического учета (Приложение N1 к Приказу № 4н от 10.01.19г.);
- Копии первичных (сводных) учетных документов (подтверждающие документы).

В-четвертых. Для проведения окончательного расчета в ТОФК предоставляется расходная декларация (Приложение N 2 к Приказу № 4н от 10.01.19 г.), заполненная на основании данных раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (по правилам раздельного учета ГОЗ при казначейском сопровождении) .

В-пятых. Операции по лицевому счету могут быть приостановлены. А в отдельных случаях кроме подтверждающих документов ТОФК проверит:
- сроки и объем выполненных работ, услуг, поставки товара;
- данные раздельного учета затрат;
- информацию о структуре цены контракта;
- наличие документов-оснований в ЕИС;
- фактический объем поставленных товаров (работ и услуг). Во время осмотра специалисты вправе применить фото-, видео- и аудиотехнику, измерительные приборы.

Понятно, что в такой специфической сфере как ГОЗ приходится быть осторожным, как сапер на минном поле. Особенно важно знать тонкости работы с ГОЗ на этапе заключения контракта.
Во-первых , есть ключевые фразы, которые надо вписать в договор с заказчиком.
Во-вторых , есть нюансы, которые следует обсудить с поставщиками до оформления документов. В-третьих , есть алгоритм работы с ГОЗ, включающий калькулирование цены, прибыли, ведения раздельного учета, оформления первичной и отчетной документации и т.д. Это большой объем работы. И лучше сразу знать, куда именно и как прикладывать ваши усилия, чтобы не переделывать в дальнейшем.

Проще поймать редкого покемона, чем собрать вместе все нормативные документы, необходимые для выполнения ГОЗ. Еще сложнее понять детали. Пообщайтесь с живым человеком и выясните все непонятные вопросы. Сэкономьте свое время, нервы и деньги.

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@сайт
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37 , или Контакты

P.S. При получении запроса на предоставление информации о соблюдении требований законодательства о гособоронзаказе исполнители ГОЗ начинают хвататься за все подряд. В результате - не делают самого главного. Как правило, есть неделя на то, чтобы подготовить документы как следует. Выход один - четкий план действий.

Нарушение Санкции
Действие (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ. Штраф на от 300 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией). Штраф в двукратном размере затрат, необоснованно включенных в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Нецелевое использование бюджетных средств. Штраф от 5 до 25 % суммы средств, использованных не по целевому назначению (ст. 15.14 КоАП РФ).
Грубое нарушение требования о ведении раздельного учета (искажение сумм расходов не менее чем на 10 %) Штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 15.37.2 КоАП РФ).
Злоупотребление полномочиями при выполнении ГОЗ, повлекшее тяжкие последствия. Лишение свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201.1 УК РФ).

В 2019 году сложиласть совсем нетривиальная ситуация с раздельным учетом.
Во-первых , раздельный учет в гособорнзаказе (ГОЗ) отличается от учета госзаказа (не ГОЗ).
Во-вторых , есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.
В-третьих , раздельный учет в госзаказе и гособоронзаказе существенно отличается от бухгалтерского и налогового (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат).

Затраты на продукцию ГОЗ должны быть оправданы.

Предприниматели, участвующие в ГОЗ, сначала пытаются, ни смотря ни на что, получить крупный заказ, а затем начинают думать, как достичь совершенства и прийти к безошибочному, отказоустойчивому и шкуросберегающему результату. Как заработать не вписываясь в рискованные отношения с государством?
Сегодня быстро развивается и, скорее всего, в самом ближайшем будущем рванет новая «кризисная возможность», которая убьет многие бизнесы, другим срежет прибыль, но откроет колоссальные возможности для немногих готовых на ней подняться бизнесов. Для этого надо полностью ломать матрицу управления, которая сейчас «заточена» под растущие рынки. Как создать «давление» на сотрудников, которые даже на реальной работе умудряются показывать виртуальный результат, и таким образом повысить доход компании. Как контролировать и распределять деньги, чтобы защитить интересы владельца, активно развиваться и расширяться, не впутываясь в необоснованные долги и кредиты, .

Основные документы, определяющие порядок работы с ГОЗ.

Нормативный документ Фрагмент текста документа Комментарий

6) определяет в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем;
7) использует для расчетов по контрактам только отдельные счета , открытые в уполномоченном банке другим исполнителям, с которыми у исполнителя заключены контракты, при наличии у исполнителей договоров о банковском сопровождении, заключенных с уполномоченным банком;
8) предоставляет по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, головного исполнителя, другого исполнителя, банка…… в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
11) предоставляет головному исполнителю информацию о каждом случае заключения в рамках кооперации контракта с другими исполнителями;
Исполнитель:
1. Сам ведет расчеты с использованием специального счета.
2. Обязывает своих контрагентов вести расчеты со специального счета;
3. Сообщает по запросу номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию о своих поставщиках.
4. Вписывает в договоры со своими поставщиками условие, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа.
С275 ФЗ от 29.12.12г. «Федеральный закон о государствен-ном оборонном заказе» Статья 8.2. Основные обязанности исполнителя:
16) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту;
17) предоставляет по запросу головного исполнителя информацию о затратах по исполненным контрактам;
Исполнителям ГОЗ необходимо прежде всего подтвердить сам факт наличия раздельного учета.
275 ФЗ от 29.12.12г. «Федеральный закон о государствен-ном оборонном заказе» п.3.1 ст.7.1 исполнитель вправе:
включать по согласованию с головным исполнителем, исполнителем в контракт условие о возмещении (компенсации) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
Необходимо вести раздельный учет и правильно составлять документы, обосновывающие наличие запаса.
Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
9. Цена на продукцию, указанную в пункте 6 настоящего Положения, определяется с применением одного из следующих методов:
метод анализа рыночных индикаторов;
метод сравнимой цены;
затратный метод.
В случае если метод анализа рыночных индикаторов и метод сравнимой цены не применимы для определения цены на продукцию и ранее не была сформирована ее базовая цена, цена на продукцию определяется затратным методом.
В случае если базовая цена на продукцию ранее была сформирована, цена на продукцию на очередной год и плановый период определяется с использованием:
метода индексации базовой цены;
метода индексации по статьям затрат.
Устанавливает:
1. Цели и принципы государственного регулирования цен на продукцию ГОЗ;
2. Методы определения цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ;
3. Порядок и условия применения видов цен на продукцию ГОЗ;
4. Порядок определения рентабельности (прибыли) продукции, поставляемой по ГОЗ.
Приказ ФАС России от 31.01.2018 №116/18 Об утверждении форм документов, предусмотренных положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.. Новые формы прогнозной цены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465
Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 г. № 334 Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа. Перечень принимаемых в ГОЗ затрат, порядок распределения накладных расходов.
Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 31.08.2015 г.№ 501 Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк перечня иностранных исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки. Порядок работы с иностранными поставщиками в рамках ГОЗ.
Постановление Правительства РФ от 14.01.2017 №9 1.Установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют. Изменен порядок запретов и ограничений применения товаров импортного производства.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 г.
№ 1275
12.В государственном контракте устанавливаются его цена, вид цены, а также условия и порядок ее формирования (расчета), авансирования работ и осуществления взаиморасчетов.
Цена государственного контракта, заключенного по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя либо с единственным головным исполнителем, формируется в соответствии с федеральными законами "О государственном оборонном заказе" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Документ определяет примерные условия государственного контракта по государственному оборонному заказу.
Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 г.
№ 1482
1. Требования, в случае установления которых государственный заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта , являются:
наличие на праве собственности или на ином законном основании производственных мощностей и технологического оборудования для исполнения государственного контракта;
финансовая устойчивость и платежеспособность ;
наличие специалистов, имеющих профессиональное образование, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям, заключивших с участником размещения государственного оборонного заказа трудовые договоры, необходимых в соответствии с документацией о закупке.
Документ определяет требования к участникам размещения государственного оборонного заказа и наличия у них соответствующих мощностей, технологического оборудования, кадров и финансовых ресурсов.
Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2018 г. N 276 Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности..... на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу Как применять индексы цен.
Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 47 Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Правила ведения раздельного учета.
Постановление Правительства РФ от 19.12.2017 г.
№ 1585
Об утверждении Правил формирования и ведения реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта, для которых заключение такого контракта обязательно в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе". ФАС составляет список юридических лиц, которые нарушили обязательства по ГОЗ.
Указ Президента РФ от 30.11.1995 г.
№ 1203
Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне
Приказ Минпромторга от 13.02. 2017 г.
№ 401
Об утверждении Порядка подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием запаса, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения ГОЗ. Установлена форма сводного расчета суммы запаса.
Постановление Правительства РФ от 01.02.2018 № 93 2. Установить периодичность проведения Федеральной антимонопольной службой плановых проверок головных исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, если иное не установлено федеральными законами:
не чаще чем 1 раз в 3 года для головных исполнителей, деятельность которых отнесена к средней категории риска;
не чаще чем 1 раз в 5 лет для головных исполнителей, деятельность которых отнесена к умеренной категории риска;
не чаще чем 1 раз в 10 лет для головных исполнителей, исполнителей, деятельность которых отнесена к низкой категории риска.
Критерии – закрытая информация, которая не подлежит публикации в открытых источниках.

Основные нормативные документы при казначейском сопровождении ГОЗ.

Нормативный документ Фрагмент текста документа Комментарий
Постановление от 28.12.2018 г.
№ 1702
Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Правила казначейского сопровождения ГОЗ в 2019 году.
Постановление от 30.12.2018 г.
№ 1765
Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Правила сопровождения госзаказа (не ГОЗ)
Федеральный закон от 29.11.2018 г.
№ 459-ФЗ
О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Статья 5. Особенности использования средств, предоставляемых отдельным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Обязательные условия, которые должны быть указаны в контракте ГОЗ.
Приказ Минфина России от 11.12.2018 г.
№ 259н
Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов В том числе порядок заполнения сведений (код формы по ОКУД 0501213).
Приказ Минфина РФ от 27.12.2018 № 290н Об утверждении критериев приостановления операций по лицевым счетам, открытым в территориальных органах Федерального казначейства при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа Критерии приостановления операций:уплата налогов и сборов более 50%, оплата труда более 50%, прибыль более 20% суммы ГК, подлежащей уплате в текущем финансовом году.
Приказ Казначейства России от 09.01.2019 № 1н Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении приостановления открытия (отказа в открытии) лицевых счетов, приостановления (отмены приостановления) операций по лицевым счетам и отказе в проведении приостановленной операции территориальными органами Федерального казначейства при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа Формы уведомлений.
Приказ Казначейства России от 09.01.2019 № 2н Об утверждении Порядка предоставления информации об операциях на лицевых счетах, открытых головному исполнителю (исполнителю) в территориальных органах Федерального казначейства для осуществления расчетов по государственным контрактам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа, а также по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов Порядок предоставления информации об операциях на лицевых счетах.
Приказ Минфина РФ от 10.01.2019 № 4н О порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности Правила раздельного учета при казначейском сопровождении средств.
Приказ Минфина РФ от 16.01.2019 № 8н Об утверждении Порядка представления головным исполнителем (исполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства выписки из государственного контракта......, и выписки из документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства головного исполнителя (исполнителя), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, а также форм данных выписок. Выписка из контракта, одержащего гос.тайну.
Приказ Федерального казначейства от 17.12.2018 № 40н Об утверждении критериев приостановления открытия (отказа в открытии) лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства при казначейском сопровождении средств, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу Приостановление открытия (отказ в открытии) лицевых счетов
Приказ Минфином РФ от 14.12.2018 № 264н Об утверждении Порядка осуществления казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении целевых средств Казначейский аккредитив

Ответственность исполнителя ГОЗ.

Нормативный документ Фрагмент текста документа
Статья 14.49. Нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) ……влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей .
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 14.55. Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа
2.1.Нарушение должностным лицом головного исполнителя срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3.Грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенное лицом, указанным в части 1, 2 или 2.1 настоящей статьи, - влечет дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 14.55.2. Действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу
1.Совершение головным исполнителем, исполнителем действий (бездействия), запрещенных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта …. -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей .
2.Включение головным исполнителем, исполнителем в себестоимость производства (реализации) продукции по государственному оборонному заказу затрат, не связанных с ее производством (реализацией…… - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в двукратном размере суммы затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу и не относящихся к производству такой продукции.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете…. на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 15.37. Нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
1.Неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2.Грубое нарушение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Примечание. Под грубым нарушением правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности понимается искажение совокупных сумм понесенных расходов не менее чем на 10 процентов .
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 19.4.2. Воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, или должностных лиц его территориальных органов
...влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль …. - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 19.7.2. Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля …-влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 7.29.1. Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа...влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 7.29.2. Отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов , единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), ... от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу... - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 7.29.3. Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании
2.Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Статья 7.32. Нарушение порядка заключения, изменения контракта
9.Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 7.32.1. Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу
Нарушение должностным лицом государственного заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Уголовный Кодекс РФ Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, .... совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным размером признается сумма, превышающая 1 500 000 рублей , а особо крупным размером - 7 500 000 тысяч рублей .
Уголовный Кодекс РФ Статья 201.1. Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа
1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа, -

2. То же деяние:

Уголовный Кодекс РФ Статья 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа
1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа, -
наказывается штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) повлекшее тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Предпринимателям, которые занимаются электронной коммерцией, в силу специфики этого бизнеса, помимо обычного счета, в некоторых ситуациях необходимо открыть еще и специальный счет №40821. Подобный порядок стал нормой после принятия в 2009 году Федерального Закона № 103, регламентирующего работу платежных агентов. Для непрофессионалов стоит пояснить, что 40821 – это на самом деле лишь первые пять цифр в счете из двадцати, которые четко свидетельствуют о его предназначении.

Когда нужно открывать счет №40821: конкретные примеры

Прежде всего необходимо разобраться, что понимается под специальным счетом. Специальный счет в банке – это счет, имеющий определенное целевое назначение. Его использование регламентируется законом и является обязательным. Если говорить конкретно про спецсчет № 40821, он необходим для взаимодействия с юрлицами, заключившими с поставщиком (интернет-магазином) договор об осуществлении деятельности по приему наличных денег.

В каких случаях нужно открывать счет, а в каких нет, лучше разобрать на конкретных примерах. Если онлайн-магазин имеет курьеров в своем штате, то он действует как обыкновенный хозяйствующий субъект без посредников. А значит, в счете № 40821 нет необходимости.

Возможен и другой вариант. Товар, приобретенный в онлайн-магазине, доставляется сторонним сервисом доставки. Эта служба забирает у покупателя какую-то сумму, а потом передает ее в магазин. А значит, эту службу можно считать посредником. И вот как раз для того, чтобы рассчитываться с подобным посредником (платежным агентом), интернет-магазину и нужен спецсчет № 40821. Какими-то альтернативными способами взаимодействовать с такой курьерской службой нельзя.

Роль платежных агентов могут играть и системы электронных кошельков (например, PayPal и Webmoney). Для взаиморасчетов с ними тоже нужен специальный счет.

И, наконец, сами интернет-магазины порой выполняют роль посредников, принимающих денежные средства от покупателей. Это происходит тогда, когда товары принадлежат не данному интернет-магазину, а кому-то третьему. Здесь интернет-магазину тоже нужен спецсчет для взаиморасчетов с разными сторонами (причем магазин должен оформиться именно как платежный агент).

Важные сведения о счете №40821

Тем, кто собирается открывать специальный банковский счет №40821, стоит знать такую информацию: в соответствии со статьей 86 Налогового Кодекса России банк должен уведомлять налоговую об открытии, смене реквизитов и закрытии спецсчетов налогоплательщиков.

Ст. 86 Налогового Кодекса РФ

На счета, начинающиеся с 40821, безусловно, распространяются эти требования – это ясно из пункта 2 статьи 11 Налогового Кодекса РФ. Кстати, налоговая инспекция вправе получать всю необходимую информацию по ним непосредственно в банке, не направляя обращений и уведомлений в сам онлайн-магазин.

Кстати, бухгалтерский учет денежных средств на специальных счетах в банках тоже ведется особым образом - для этого в плане бухучета есть специальный счет 55.

И еще один интересный и значимый факт. В отношении спецсчета платежного агента банк может проводить только следующие расходные операции:

  • перевод полученных от конечных потребителей денег в адрес поставщика, продающего товары (проводящего работы, оказывающего услуги);
  • плата за «коммуналку» и аренду помещения;
  • перечисление на обыкновенный расчетный счет платежного агента суммы вознаграждения в соответствии с договором между агентом и поставщиком (интернет-магазином).

То есть список возможных операций жестко регламентирован. Впрочем, есть и хорошие новости: принудительное взыскание к спецсчетам не применяется.

Особенности процедуры открытия такого счета

В общих чертах открытие спецсчета №40821 происходит примерно так же, как и открытие обыкновенного счета. Надо написать установленное по форме заявления и приложить к нему определенный список документов. В их числе:

  • ксерокопия договора на прием платежей физлиц или другой документ, который подтверждает статус платежного агента;
  • ксерокопия свидетельства о госрегистрации юрлица;
  • ксерокопия документа, свидетельствующего о постановке на учет в отделении ФНС (налоговой службы);
  • ксерокопия выписки из ЕГРЮЛ;
  • договор специального банковского счета (подготавливать его должен банк);
  • ксерокопия решения о создании юрлица (она должна быть заверена директорской подписью и официальной печатью);
  • анкета банковского клиента и других физлиц, которые вправе распоряжаться открываемым спецсчетом (в частности, с использованием онлайн-банкинга);
  • к анкетам нужно обязательно приложить заверенные правильно ксерокопии паспортов;
  • приказ о ведении бухучета непосредственно руководителем и предоставлении в банк платежной документации за одной подписью (это необходимо, когда в штате организации отсутствует должность главбуха) и т. д.

Конкретное содержание необходимого пакета документов стоит уточнить у банковского сотрудника или у иных профильных специалистов. Здесь многое зависит от того, в каком формате существует компания (ООО или ИП), является ли она резидентом или нерезидентом. И, наконец, надо понимать, что спецсчет может открыть и платежный агент, и субагент, и поставщик - и в каждом случае будет нужен свой пакет документов.

Можно ли обойтись без открытия счета №40821

На нынешний момент существуют схемы расчетов с платежными агентами, где применение счета №40821 не требуется. Одна из схем – это заключение особых соглашений между организацией-поставщиком, банковской структурой и платежным агентом. В таких договорах просто прописывается, что расчеты между банком и агентом проводятся без какого-либо привлечения поставщика.

В нынешнем законодательстве указывается, что поставщик товара обязан иметь отдельный счет для работы с юрлицами, которые принимают наличные деньги как посредники. И, соответственно, если данный договор подписывается между банковской структурой и компанией, получающей деньги от покупателей товаров интернет-магазина, ничего дополнительно открывать не нужно.

1. Зачем нужны специальные счета?

В соответствии с ч.10 ст.44 Закона 44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - спецсчет).


Следовательно, специальные счета необходимы только для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок. Спецсчета не используются для внесения средств для обеспечения исполнения Контрактов, не используются для неэлектронных (бумажных) процедур.

Если в извещении о проведении закупки не установлено требование о наличии обеспечения заявки, то спецсчет открывать нет необходимости, однако следует помнить, что Законом 44-ФЗ установлено право устанавливать требование обеспечения заявок даже в случае, если НМЦК не превышает 1 млн.руб, поэтому позаботиться о наличии спецсчета рекомендуем заблаговременно.

2. Где можно открыть спецсчета?

Правительство Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р утвердило перечень банков, в которых участники госзакупок откроют спецсчета для обеспечения заявок. В итоговый документ попали 18 кредитных организаций:

1. ПАО «Сбербанк России»;

2. ПАО «Банк ВТБ»;

3. АО «Газпромбанк»;

4. АО «Российский Сельскохозяйственный банк»;

5. АО «Альфа-банк»;

6. ПАО «Московский кредитный банк»;

7. ПАО «Банк «Финансовая Корпорация Открытие»;

8. АО «Райффайзенбанк»;

9. ПАО «Росбанк»;

10. АО «Всероссийский банк развития регионов»;

11. ПАО «Промсвязьбанк»;

12. АО «Акционерный Банк «Россия»;

13. ПАО «Банк «Санкт-Петербург»;

14. ПАО «Совкомбанк»;

15. ПАО «Российский национальный коммерческий банк»;

16. АО «Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк»;

17. АО «ОТП Банк»;

18. АО «ЮниКредит Банк».

Если банка нет в списке, открыть в нем спецсчет для участия в госзакупках нельзя!

Каждый банк на данный момент подписал соглашения и взаимодействует со всеми операторами электронных площадок, утверждёнными распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. №1447-р:

    Акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (www.zakazrf.ru )

    Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" (www.roseltorg.ru )

    Акционерное общество "Российский аукционный дом"(http://lot-online.ru )

    Акционерное общество "ТЭК-Торг" (www.tektorg.ru )

    Акционерное общество "Электронные торговые системы" (www.etp-ets.ru )

    Закрытое акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (www.sberbank-ast.ru )

    Общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (www.rts-tender.ru )

    Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ" (https://etpgpb.ru/ )

    Общество с ограниченной ответственностью "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа" (http://astqoz.ru/ )

3. Можно ли перевести свой расчётный счёт в специальный, чтобы использовать его для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Да, можно. Если нужный вам банк попал в перечень уполномоченных банков по внесению обеспечений заявок, открытый в нем расчетный счет можно использовать как спецсчёт. В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 30.05.2018 N 626 "О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе". В случае наличия у участника закупки банковского счета в банке участник закупки и банк в праве заключить дополнительное соглашение об использовании в соответствии с пунктом 3 данных требований имеющегося банковского счета в качестве специального счета.

Однако поскольку в 44-ФЗ и 223-ФЗ готовятся изменения в части режима и функционала использования специальных счетов, многие банки предпочитают открывать своим клиентам новые счета, чтобы в дальнейшем не делать этого еще раз.

4. Какой пакет документов необходим для открытия специального счёта с нуля?

Приведем примерный перечень необходимых документов для открытия специального счёта, при этом в каждом банке могут быть дополнительные требования к документам, например копии лицензий и патентов, на основании которых организация вправе осуществлять свой вид деятельности, поэтому рекомендуем уточнять полный перечень непосредственно в выбранном банке. Также в банке необходимо будет подписать Договор об открытии счета и написать Заявление по форме банке о присоединении к договору банковского счета.

Если счет в уполномоченном банке уже есть, то заключается дополнительное соглашение к уже имеющемуся договору, пишется заявление.

Однако (!) на данный момент (10.10.2018) не реализована возможность открытия спецсчета физическому лицу для участия в госзакупках. Надеемся, что в ближайшее время данная проблема решится.

Рекомендуем физическим лицам направлять официальные запросы в уполномоченные банки и уполномоченные органы с вопросами об участии в госзакупках с установленным обеспечением заявок в документациях, и сроках решения указанного «пробела» законодательства.

Примерный перечень необходимых документов*:


5. Какое количество времени необходимо для открытия спецсчёта?

Открытие специального счёта не занимает много времени, продолжительность необходимого времени соразмерна со временем, требуемым на открытие обычного расчётного счёта. В момент открытия спецсчета банк автоматически направит его реквизиты на все электронные площадки, работающие по 44-ФЗ, 223-ФЗ.

6. Сколько стоит открытие спецсчёта*?

Банки могут самостоятельно устанавливать плату за открытие и ведение спецсчета. Проанализировав информацию на официальных сайтах уполномоченных банков можно сделать вывод, что большинство будет открывать и вести спецсчет бесплатно, однако надо иметь в виду, что остальные операции будут осуществляться в соответствии с тарифами банка. Например, в ПАО «Сбербанк России» открытие и ведение счёта - бесплатно, остальные операции - согласно стандартным тарифам банка. При этом на остатки по счёту банк начисляет 0,01% годовых, в том числе на сумму заблокированных денежных средств, а за обработку запросов на блокировку средств на счёте клиента для участия в закупке будет взиматься комиссия 50 рублей за каждый запрос площадки, кроме запросов для бюджетных организаций, для них стоимость будет нулевой (www.sberbank.ru ). В Банке ВТБ – также бесплатное открытие счёта, остальные опции согласно тарифу.7. Необходимо ли иметь аккредитацию на электронной площадке для открытия специального счёта?

Да, нужно. Для открытия специального счёта необходимо быть аккредитованным на любой из электронных площадок, которые выбраны для работы по 44-ФЗ и 223-ФЗ. При открытии специального счёта банк сам автоматически проверяет у клиентов наличие действующей аккредитации, предоставлять ничего не нужно, а начиная с 01.01.2019 - в Единой информационной системе госзакупок (ЕИС).

8. Сколько специальных счетов можно открыть?

Можно открывать неограниченное количество специальных счетов или использовать один счёт для участия в торгах на любой из электронных площадок. Однако следует помнить, что контролировать поступление денежных средств, а также их баланс на дату окончания подачи заявок, необходимо будет заблаговременно. Так как после блокировки необходимой суммы после «часа Икс» (окончания времени подачи заявок), нельзя будет переподать заявку, а также при нехватке денежной суммы даже в размере одного рубля – отклонение такой заявки будет автоматическим, но исправить уже что-либо не будет возможности.

9. Все ли уполномоченные банки прошли интеграцию с электронными площадками?

Министерство Финансов РФ в Письме от 02.10.2018 № 24-06-08/70718 указало, что не все банки, обеспечили интеграцию с торговыми площадками. Для уверенности участника закупки в том, что при передаче данных между банком и ЭТП, при подаче заявок, не будет сбоев и ошибок, на официальных сайтах торговых площадок можно увидеть актуальную информацию по интеграции с банками.

Приведем для примера актуальную информацию по нескольким торговым площадкам на 10.10.2018*:

Надеемся, что в ближайшее время все уполномоченные банки пройдут интеграцию с электронными площадками.

10. Во сколько обойдется «переход на новые спецсчета»?

Задача, которую ставит Правительство РФ, внедряя использование счецсчетов, это повышение эффективности и прозрачности государственных закупок. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 564 от 10.05.2018 «О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении её предельных размеров»:

    Предельная плата, которая взимается с победителя электронной процедуры составляет 1% от НМЦК, но не более чем 5000 рублей, без учёта НДС;

    Предельная плата, которая взимается с победителя электронной процедуры, если закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) составляет 1% от НМЦК, но не более чем 2000 рублей, без учёта НДС;

    в случае уклонения победителя от заключения контракта, возможно заключение контракта со "вторым" местом, плата с которого не взимается.

На данный момент все электронные площадки опубликовали на официальных сайтах свои Тарифы на проведение электронных процедур, а также сроки начала взимания платы. Например, ЗАО «Сбербанк-АСТ» - с 01 октября 2018 года, АО «ЕЭТП» - с 05 октября 2018 года.

11. Как будет происходить взимание платы с победителя?

Победитель будет платить двумя способами:

    путем перечисления денежных средств на банковский счет оператора электронной площадки (В соответствии с п.8 «Правил взимания операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры» в случае отсутствия у участника закупки специального счета, оператор электронной площадки не позднее одного рабочего дня со дня осуществления заказчиком действий, предусмотренных ч. 7 и 13 ст. 83.2 44-ФЗ (в части размещения протокола о признании победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта), направляют такому участнику закупки посредством аппаратно-программного комплекса электронной площадки требование о перечислении денежных средств на банковский счет соответствующих оператора электронной площадки.)

    путем списания денежных средств в размере платы со спецсчета победителя закупки. (В соответствии с п.7 «Правил взимания операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры» в случае наличия у участника закупки специального счета оператор электронной площадки не позднее одного рабочего дня со дня осуществления заказчиком действий, предусмотренных ч. 7 и 13 ст.83.2 44-ФЗ (в части размещения протокола о признании победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта), направляют в банк требование для списания денежных средств в размере платы в соответствии с договором между банком и участником закупки.).

*Анализ проведен на основании данных, представленных на официальных сайтах банков, электронных площадок по состоянию на 10.10.2018 (возможно, фактические условия будут отличаться от приведенных)

Тема государственных закупок уже много лет не остается без внимания высших чиновников страны. В самом конце 2017 года в ФЗ-44 были внесены очередные изменения (ФЗ-504), вступающие в законную силу с 01.07.2018 года.

В частности, речь идет об открытии спецсчетов, без которых участие в госзакупках станет невозможным. В данной статье мы рассмотрим, что такое спецсчет, для кого он обязателен, и что на него будет зачисляться.

Для чего нужен спецсчет?

На текущий момент времени исполнитель, желающий участвовать в торгах, должен предоставить заказчику определенное обеспечение в подтверждение серьезности своих намерений.

Если речь идет об открытом или закрытом аукционе, обеспечение может иметь форму или определенной суммы денег, зачисляемой на счет, принадлежащий заказчику. При этом участник вправе самостоятельно решить, как он будет вносить обеспечение.

Если торги проходят в формате , к рассмотрению не принимаются. Исполнитель обязан перечислить нужную сумму денег, но на счет, не заказчика, а ЭТП, ответственной за проведение данного конкретного аукциона.

В то же время предполагается скорейший отказ от торгов в бумажном виде. Предполагается, что купить что-либо по ФЗ-44 можно будет только на . Уже с 01.07.2018 года в электронный формат переводятся «бумажные» конкуры типа запроса котировок или предложений. А, начиная с 01.01.2019 года, подобные торги станут только электронными.

Вносятся изменения и в вопросы, касающиеся обеспечения подаваемых на торги заявок. Уже с 01.08.2018 года, исполнитель (поставщик), желающий принять участие в электронных торгах (открытых, двухэтапных, с ограниченным участием), обязан перечислять деньги не на счет покупателя или ЭТП, а на спецсчет, открытый им самостоятельно. При этом можно прийти для открытия счета не в любой банк, а только в тот, что рекомендован Правительством РФ.

Основное требование к подобным банковским структурам - соответствие тем же критериям, что предъявляются к финансистам, размещающим на своих депозитах средства, поступающие из федерального бюджета.

При этом Минфин 27.04.2018 года издал особое разъяснение, согласно которому открытый спецсчет нельзя использовать для проведения платежей по заключенным контрактам. При этом владелец счета так же не сможет использовать средства, зачисленные на него, для того, чтобы обеспечить заявку, поданную другим участником. Один счет - один участник.


Где можно открыть спецсчет?

В мае месяце этого года Правительство еще не определилось с конкретным списком банковских структур. Есть основания предполагать, что он не будет сильно отличаться от того перечня банков, в которых уже на данный момент времени операторы открывают счета и держат деньги, перечисляемые участниками, желающими принять участие в торгах. Ознакомиться с текущим списком банков можно на ЕИС, перейдя в раздел «Документы».

В марте 2018 года в данном списке числилось 62 банка, в том числе, практически все наиболее крупные, имеющие развитую филиальную сеть.

В то же время Правительство РФ прорабатывает постановление, согласно которому участники торгов смогут использовать в качестве специальных свои обычные счета при наличии соответствующего соглашения с банком. Ознакомиться с проектом Постановления можно на сайте regulation.gov.ru., публикующем проекты готовящихся к вводу в действие нормативных документов. Чтобы текущий счет был использован в качестве специального, необходимо соблюсти ряд дополнительных требований:

  • Банку даются полномочия блокировать нужную сумму денег для обеспечения заявки.
  • Деньги могут быть списаны в случае необходимости в инкассовом порядке. Собственник счета в известность об этом не ставится.

Перечень банков для открытия спецсчета.

В сентябре 2018 года был опубликован список банков для открытия спецсчета, на который вносятся предназначенные для обеспечения заявок деньги участников закупок по № 44-ФЗ и по № 223-ФЗ:
1. ПАО «Сбербанк России»
2. ПАО «Банк ВТБ»
3. АО «Газпромбанк»
4. АО «Российский Сельскохозяйственный банк»
5. АО «Альфа-Банк»
6. ПАО «Московский Кредитный банк»
7. ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие»
8. АО «Райффайзенбанк»
9. ПАО «Росбанк»
10. АО «Всероссийский банк развития регионов»
11. ПАО «Промсвязьбанк»
12. АО «Акционерный Банк «Россия»»
13. ПАО «Банк «Санкт-Петербург»
14. ПАО «Совкомбанк»
15. ПАО «Российский национальный коммерческий банк»
16. АО «Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк»»
17. АО «ОТП Банк»
18. АО «ЮниКредит Банк».


Как будет строиться взаимодействие между участниками торгов, банками и ЭТП?

В соответствии с новым распоряжением каждой (речь идет пока только о федеральном уровне) надлежит заключить соответствующие договора со всеми банками, входящими в перечень, рекомендованный Правительством. Только после этого банк получит право и возможность открывать специальные счета участникам аукционов. Все документы, передаваемые между банками и , должны иметь вид электронного документа.

Если организация или предприятие выражает желание принять участие в электронных торгах, оно должно заранее внести на счет сумму, достаточную для покрытия обеспечения. Как только срок подачи заявок по данному аукциону истекает, банк блокирует нужную сумму.

Важно: на текущий момент времени деньги блокируются сразу после подачи заявки. В этом плане участников ждут небольшие изменения.

Как только прием заявок заканчивается, оператору ЭТП дается не более одного часа на то, чтобы уведомить банки о том, кто участвует в торгах, и какие суммы подлежат блокировке. Банку, в свою очередь, так же дается один час с момента получения уведомления на то, чтобы провести блокировку указанной суммы.

Важно: если на дату и час окончания приема заявок на спецсчете участника не будет нужной суммы, заявка будет возвращена ее подателю.

Если торги прошли, деньги подлежат разблокировке, банк обязан это сделать в течение одного дня после получения документа от оператора ЭТП.

Схема, на первый взгляд, выглядит громоздкой и не самой удобной. В то же время предполагается, что банки на деньги, размещенные на спецсчете будут начислять проценты по ставке, определяемой соглашением между банковской структурой и владельцем счета.

Как появилась идея перейти на использование спецсчетов?

До недавнего времени операторы ЭТП держали на своих счетах значительные суммы денег, поступающие от участников в качестве обеспечения. При этом операторы имели право размещать эти деньги на банковских депозитах и получать за это проценты, исчисляемые миллиардами в год.

С участниками торгов никто прибылью не делился, но при этом плату за участие в торгах так же не начисляли и не взымали. Правительство решило сделать систему более прозрачной и исключить операторов ЭТП из схемы прохождения денег между участниками. При этом операторы потеряют возможность зарабатывать на финансах, им не принадлежащих.


Что получают участники торгов от введения спецсчетов?

Новая схема оплаты гарантии дает потенциальным поставщикам и плюсы, и минусы. К первым относится то, что на свои деньги теперь можно получать определенный процент, как за размещение на банковском депозите. Если сумма блокируется приличная, то и проценты можно получать достаточно не плохие. Плюс ко всему, деньги «не уходят» со счета, сокращается время на переводы их туда-обратно.

К минусам можно отнести возможное введение платы за участие в аукционах. Правительство уже готовит соответствующее постановление. Планируется установить предельный размер платы за участие в любых аукционах, проводимых в электронном формате.

При этом предполагается, что заплатить обязан будет только тот участник, который объявлен победителем. С него возьмут сумму, равную 1% от НМЦК. Не планируется вводить плату за участие в размере, превышающем 5000 рублей. Если же участниками торгов будут субъекты малого предпринимательства или некоммерческие организации, то плата за участие не превысит 2000 рублей.

Специальный банковский счет: основные виды

Спецсчета банком могут открываться юрлицам и гражданам (в т. ч. являющимся хозяйствующими субъектами) для осуществления ими определенных видов операций.

К разновидностям банковских спецсчетов по целевому назначению относятся в т. ч. счета (п. 2.8 инструкции Банка России «Об открытии и закрытии банковских счетов» от 30.05.2014 № 153-И):

  • платежного агента (в т. ч. банковского) или субагента;
  • гарантийного фонда платежной системы;
  • номинальный;
  • эскроу;
  • залоговый;
  • должника и др.

Данный перечень не является закрытым и может быть дополнен специальными нормами законодательства. Например, в ст. 201.8-2 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ говорится о банковском спецсчете для финансирования строительства объекта незавершенного строительства, а в ч. 10 ст. 44 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ о спецсчете, открываемом, в целях обеспечения заявок, подаваемых для участия в электронных конкурентных процедурах.

В зависимости от режимов размещения и возможности расходования денежных сумм спецсчета можно классифицировать (согласно приказу Минсельхоза РФ от 13.06.2001 № 654):

  • на аккредитивы;
  • чековые книжки;
  • депозитные счета;
  • прочие счета (например, спецсчет для финансирования капитальных вложений и т. д.).

Спецсчет должника

Спецсчет платежного агента и спецсчет поставщика

Спецсчет платежного агента предназначен для кумуляции денежной массы, получаемой в форме наличности от плательщиков платежным агентом, и для произведения им необходимых расчетных операций (пп. 14, 15 ст. 4 закона «О деятельности по приему платежей…» от 03.06.2009 № 103-ФЗ).

Незачисление средств платежным агентом на такой спецсчет квалифицируется как административное правонарушение (п. 2 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Спецсчет же поставщика открывается для размещения на нем финансов, полученных поставщиком через платежного агента, принимающего платежи от физлиц. Поставщик правомочен принимать упомянутые денежные средства только на такой спецсчет, с которого впоследствии сможет перевести их на иные свои счета (п. 18 ст. 4 закона № 103).

Итак, отдельный счет, предназначенный для обособления определенной денежной суммы от иных финансов держателя счета, — это специальный счет в банке. При этом основания такой дифференциации могут быть выделены в зависимости:

  • от целей последующего использования размещенных на таком спецсчете сумм;
  • прав владельца спецсчета на размещенные денежные средства.