Роль конкурентоспособности в экономической безопасности предприятия. Конкурентоспособность как фактор экономической безопасности Конкурентоспособность как фактор экономической безопасности предприятия

В результате изучения данной главы обучающиеся должны:

знать

  • - сущность конкурентоспособности национальной экономики;
  • - понятие и формы недобросовестной конкуренции;
  • - опасности и угрозы, возникающие при недобросовестной конкуренции;
  • - современное состояние развития системы антимонопольного законодательства;

уметь

  • - системно подходить к решению задач, связанных с оценкой конкурентоспособности экономики;
  • - пользоваться методологией оценки конкурентоспособности при обеспечении экономической безопасности;
  • - определять отдельные формы недобросовестной конкуренции;

владеть

  • - совокупностью знаний в сфере противодействия недобросовестной конкуренции;
  • - методами оценки уровня недобросовестной конкуренции;
  • - способами контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Ключевые слова: конкурентоспособность, добросовестная конкуренция, криминальная конкуренция, недружественные поглощения, противодействие недобросовестной конкуренции.

Конкурентоспособность национальной экономики как механизм обеспечения экономической безопасности

Конкурентоспособность национальной экономики и экономическая безопасность находятся в постоянном взаимодействии. И экономическая безопасность, и конкурентоспособность являются неотъемлемыми характеристиками национальной экономики. Однако если конкурентоспособность является целью и определяет уровень развития национальной экономики, то экономическая безопасность обеспечивает условия существования и развития. Можно предположить, что необходимый уровень экономической безопасности является необходимым условием и его достижение определяется использованием экономических и неэкономических методов.

Конкурентоспособность национальной экономики предопределена достаточными условиями , к которым можно отнести: высокие темпы экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе; уровень производительности факторов производства; способность субъектов экономики участвовать в международной конкуренции.

Повышение конкурентоспособности национальной экономики лежит в основе ускорения экономического роста и в соответствии с этим повышения общего уровня благосостояния.

В ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дано определение конкуренции как «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Конкуренция в условиях свободного рынка есть самовозникающее, самоподдерживающееся и саморегулируемое явление, объективно присущее рыночным связям и отношениям. Если подходить к проблеме конкуренции с этой точки зрения, то правомернее рассматривать ее со стороны воздействия на процессы конкуренции, именуемого управлением конкуренцией, так и в равной, а то и в большей мере с позиций развития возможностей субъектов хозяйственной деятельности участвовать в конкуренции, усиливать свое конкурентное положение на рынках.

При такой постановке в центре внимания должна находиться конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, агентов экономической деятельности, а объектом изучения теории и практики управления становится управление конкурентоспособностью участников конкурентных рыночных отношений х.

В научной литературе можно встретить разные определения понятия «конкурентоспособность», хотя по смыслу этой категории ясно, что речь во всех случаях идет о способности участника экономической деятельности конкурировать со своими соперниками па рынках.

Понятие конкурентоспособности до сих пор до конца не сформулировано, несмотря на всеобщее признание его значимости. Чтобы понять, что такое конкурентоспособность, необходимо сначала понять основы благосостояния нации. Главной экономической целью нации является повышение стабильного уровня жизни населения страны. Уровень жизни должен оцениваться для населения в целом, а не по отдельным гражданам, а повышение уровня жизни должно быть доступно всем группам населения.

В отличие от конкурентных отношений (конкуренции), представляющих собой определенные отношения между ее субъектами, понятие «конкурентоспособность» представляет собой потенциальное или фактическое свойство какого-либо явления (лица или предмета), непосредственно связанного с конкуренцией. В наиболее общем случае оно определяет потенциал или уровень возможности субъекта конкурентных рыночных отношений к соперничеству со своими контрагентами.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности 2015-2016 гг. (The Global Competitiveness Index 2015-2016) (табл. 11.1), опубликованном аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия занимает 45-е место.

Исследование Всемирного экономического форума использует два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности и Индекс конкурентоспособности бизнеса. Обобщенную оценку дает Индекс глобальной конкурентоспособности (GGT).

Индекс глобальной конкурентоспособности включает 12 элементов конкурентоспособности, которые характеризуют конкурентоспособность мировых экономик, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

В 2013 г. Россия занимала 64-е место, в 2014 г. - 54-е место.

На первом месте рейтинга 2015-2016 гг. находится Швейцария, которая занимает это место уже седьмой год подряд. Второе место - Сингапур, 3-е - США (мировой лидер производства инновационных продуктов). К преимуществам американской экономической системы относят: чрезвычайную конкурентоспособность, инновационность, поддержку университетской системы, гибкий рынок труда и значительный размер внутреннего рынка. Среди недостатков отмечают низкий уровень доверия политикам (48-е место), неэффективное расходование государственных средств (73-е место), низкий уровень макроэкономической стабильности (113-е место).

1 World Economic Forum, 2014. The Global Competitiveness Report 2014-2015.

По мнению М. И. Гельвановского, «применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью в самом общем виде можно понимать обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования (конкурентной борьбы)» .

Выделение конкурентоспособностей на разных уровнях управления экономикой подчеркивает также специфику методов управления конкурентоспособностью на каждом из уровней, своеобразие макроэкономического и микроэкономического управления, способность к конкуренции страны, отраслей, регионов, компаний, производителей отдельных товаров и услуг.

В соответствии с уровнями понятия конкурентоспособности носителей конкурентных преимуществ можно условно разделить на три основные группы, каждая из которых характеризует иерархический уровень формирования категории конкурентоспособности:

  • - микроуровень - товары (конкретные виды продукции и услуг);
  • - мезоуровень - отдельные предприятия, фирмы, их корпоративные объединения, отрасли, отраслевые комплексы;
  • - макроуровень - национальные хозяйства отдельных стран.

Согласно концепции М. И. Гельвановского на каждом из указанных

уровней формируется различное содержание самого процесса конкуренции и круг факторов, формирующих микро-, мезо- и макроконкурентоспособ- ностъ. Каждое из перечисленных понятий конкурентоспособности описывается своим набором показателей и соответственно процесс ее повышения требует специфического для каждого уровня подхода.

В соответствии с предложенной структурой понятия конкурентоспособности на каждом из уровней формулируются различные ее понятия:

  • - микроконкурентоспособность - совокупность факторов, обеспечивающих товарам преимущества в их обмене на деньги на внутреннем и внешнем рынках;
  • - мезоконкурентоспособность - совокупность факторов, обеспечивающих устойчивое производство и сбыт конкурентоспособных товаров на внутреннем и внешнем рынках;
  • - макроконкурентоспособность - совокупность факторов укрепления и развитие национальной воспроизводственной базы, обеспечивающей долгосрочные преимущества страны в мировой экономике по сравнению с другими странами.

Всю совокупность конкурентных преимуществ условно можно разделить на три группы:

  • - ресурсные (обладание ресурсами особого качества или количества (природными или приобретенными));
  • - операционные (характеристика степени или эффективности использования имеющихся ресурсов);
  • - программно-стратегические (наличие определенной стратегии развития субъекта-носителя конкурентного преимущества, качество этой стратегии).

По мере развития конкурентных рыночных отношений виды преимуществ усложняются от ресурсных к стратегическим и последние (стратегические) становятся все более важными.

Конкурентоспособность национальной экономики (КНЭ) - показатель того, насколько эффективно страна, по сравнению с другими странами, использует свои экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности для производства товаров и услуг, успешно противостоящих конкурирующим с ними зарубежным товарам и услугам как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Задача государства состоит в том, чтобы закладывать долговременные основы для повышения конкурентных преимуществ страны и подталкивать национальных производителей к увеличению своей конкурентоспособности. В условиях рыночной экономики государство не наделено функцией управления конкурентоспособностью даже по отношению к отраслям и предприятиям государственного сектора, где эта функция носит усеченный характер.

Государственное управление конкурентоспособностью представляет организационно-распорядительное, экономическое, морально-психологическое воздействие государственных органов на процессы разработки, изготовления, рыночного обращения, потребления товаров и услуг и участников этих процессов, осуществляемое с целью укрепления позиций на рынках, максимизации объема продаж, выручки от продаж, дохода, прибыли посредством использования конкурентных преимуществ. В число последних входят более высокие в сравнении с конкурентами технический уровень и качество товаров и услуг, более низкие цены, издержки производства и обращения, включая трансакционные.

Государственное управление конкурентоспособностью на макро- и микроэкономическом уровнях, направленное на ее повышение, включает соответственно:

  • - финансирование научных исследований, проектных, конструкторских, технологических разработок, опытного производства, испытаний в рамках государственных целевых программ научно-технического и технико-технологического развития;
  • - участие государства в профессиональной подготовке, повышении уровня образования работников;
  • - государственное участие в поиске, распространении, передаче мирового опыта ведения производства и организации рыночных продаж;
  • - государственное содействие освоению и применению ресурсосберегающих технологий производства и обращения продукции;
  • - управление качеством товаров и услуг посредством разработки и утверждения государственных стандартов качества и сертификации продукции;
  • - государственное способствование продвижению товаров и услуг отечественных производителей на рынки сбыта, удержанию и расширению секторов рынка, защите от давления отечественных и иностранных монополий.

Государство не управляет конкурентоспособностью, а воздействует на нее с помощью различных мер и средств регулирования - законодательных, подзаконных актов, правительственных постановлений, экономических рычагов. Реальное же управление конкурентоспособностью осуществляется на уровне непосредственных производителей. Именно от фирм-производителей, их умения работать на рынке, целенаправленности в делах зависит, в какой степени они могут использовать не только свой внутренний потенциал, но и создаваемые государством общенациональные возможности для поддержания конкурентоспособности.

Связь конкурентоспособности и безопасности на теоретическом уровне практически не рассматривается, хотя это крайне важный методологический аспект, который должен непременно учитываться при разработке конкурентной стратегии страны. Обусловлена эта связь двумя основными чертами конкурентной борьбы.

Первая - предельная жесткость, о которой, как правило, стараются не говорить теоретики, но о которой хорошо знают практики. Прежде всего, все же не следует забывать о том, что конкуренция - это такое соревнование, в котором до финиша доходят только победители.

Вторая, которая вытекает из первой - двойственный характер конкурентной борьбы с позиций общепринятой морали, которая часто скрывает реальные пути достижения конкурентных позиций. Из этого свойства вытекает относительный характер показателей конкурентоспособности.

Другими словами, реальная конкурентоспособность всегда является не абсолютной характеристикой ресурсного потенциала, а относительной, по отношению к какому-либо другому конкурирующему субъекту-носителю конкурентных преимуществ (товару, фирме или стране). Это в свою очередь означает, что конкурентоспособным может быть и малоэффективный рыночный субъект, если ему удастся добиться того, что другие конкурирующие субъекты окажутся еще менее эффективны, т.е. если конкуренция ведется нечестным образом, с нарушением общепринятых правил.

Нужно отметить, что в нашей литературе создан образ некоей идеализированной конкуренции, а сами предприниматели представляются в образе неких «рыцарей рынка без страха и упрека», и на этой основе строятся серьезные социальные и хозяйственные конструкции. Хотя все без исключения понимают, что это не так. Хорошо известен афоризм английского мыслителя Томаса Фуллера, жившего еще в XVII-XVIII вв.: «Тот, кто вознамерился вести дела только с честными людьми, должен забыть о коммерции».

Из этого следует, что конкурентоспособность может достигаться не только путем улучшения рыночными субъектами своих собственных характеристик, но и путем воздействия на конкурентов по блокированию их развития или использованию в отношении них каких-либо деструктивных мер. Например, путем подрыва их конкурентного потенциала или срыва планов и программ повышения конкурентоспособности своих рыночных противников. И эго, к сожалению, не исключение, а как верно заметил Т. Фуллер, скорее норма.

При этом подрыв рыночных позиций конкурентов нередко оказывается дешевле, чем разработка и реализация собственных дорогостоящих программ совершенствования технологии, обучения персонала, поиска новых путей удовлетворения покупательского спроса и пр. Кроме того, деструктивные меры нередко могут оказаться и более эффективными с позиций «очистки» конкурентного поля и на какой-то срок обеспечить устойчивые лидирующие позиции практикующей такие меры фирме или стране.

Хотя такая деструктивная политика признается как «недобросовестная конкуренция» и иногда чревата наказанием в законодательном порядке, тем не менее, соблазн использования наряду с конструктивными методами конкурентной борьбы методов деструктивного характера нередко побеждает.

Как отдельные компании, так и отдельные страны вынуждены считаться с этим обстоятельством в своей практике ведения конкурентной борьбы. Степень выстраиваемой ими защиты от подобных мер также в значительной мере определяет уровень их конкурентоспособности, которая в такой постановке проблемы становится деятельностью по обеспечению экономической безопасности (фирмы или страны).

Таким образом, конкурентоспособность практически включает в себя понятие экономической безопасности, без обеспечения которой ни отдельная фирма, ни страна не могут в условиях современного мирового рынка достаточно длительное время сохранять свои рыночные позиции. Если высокоэффективное производство, торговля, финансовое или страховое дело не обеспечены необходимым уровнем безопасности от конкурентов, они не могут считаться конкурентоспособными.

Если не выстроена система такой безопасности, никакие конкурентные преимущества не спасут, наоборот, они, скорее всего, непременно станут добычей конкурента. Обеспечение безопасности, как правило, блокирует потерю конкурентных преимуществ или их переход от одного конкурирующего субъекта к другому.

Поэтому упрощенно можно сказать, что конкурентоспособность - это эффективность плюс безопасность. На разных уровнях организации хозяйственной деятельности безопасность достигается различными способами.

Конкурентоспособность национальной экономики - главный показатель, отражающий состояние экономики страны и перспективы ее развития. В современных условиях крупномасштабного трансграничного перемещения капитала, глобализации рынков и производства, конкурентоспособность товаров, предприятий и государства все в большей степени определяется способностью национальной экономики генерировать и внедрять новые технологии.

Учитывая, что экономическая безопасность государства - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально ориентированное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при самых неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов, она имеет: внутреннюю материально-вещественную основу - достаточно высокий уровень развития производительных сил, который способен обеспечить существенно важную часть натуральных и стоимостных элементов расширенного воспроизведения ВНП; внутреннюю социально-политическую основу - достаточно высокий уровень общественного согласия относительно долгосрочных национальных целей, позволяющего разработать и принять государственную стратегию социального и экономического развития.

Развитие конкурентоспособности обеспечивает поступательное развитие экономики страны. В стратегической перспективе негативное воздействие на экономическую безопасность будут оказывать введенные против Российской Федерации ограничительные экономические меры, глобальные и региональные экономические кризисы, усиление недобросовестной конкуренции, а в число факторов, определяющих национальные конкурентные преимущества, будут входить: образование и охрана здоровья населения, развитие науки, возможности информационной среды, обеспечение с помощью государственного управления условий для раскрытия созидательных творческих способностей каждой личности, чистота окружающей среды и высокое качество жизни, опережающее развитие ключевых производственно-технических систем нового технологического уклада.

  • Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формированиеэкономической стратегии государства: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  • Гельваповский М. И., Рожков К. Л., Скрябина Н. И. Конкурентоспособность национальной экономики. Проблемы статистического сопровождения. Поиск методологической адекватности. М.: Статистика России, 2009.

Введение 3 1. Теоретические основы и конкурентоспособности предприятия 6 1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия 6 1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 14 2. Роль конкурентоспособности в обеспечении экономической безопасности предприятия 20 2.1 Система обеспечения экономической безопасности предприятия 20 2.2 Влияние конкурентоспособности на экономическую безопасность предприятия 25 Заключение 34 Список использованных источников 37

Введение

Актуальность работы. В рыночной экономике основополагающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, которое означает соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сервис, реклама, сроки поставки, каналы сбыта). Помимо этого, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации. Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта. Конкурентные стратегии предприятия – это результирующие системной работы по выработке методов и способов повышения конкурентоспособности. Стратегии могут быть разными, в зависимости от рыночной ориентации предприятия. Общее для всех то, что они целенаправленно влияют на всю организацию и ее развитие в будущем. Ни одна компания не может обеспечить максимально эффективное выполнение всех стратегий, обеспечивающих конкурентоспособность, одновременно. Каждая компания составляет стратегический план, в рамках которого определяется очередность выполнения конкурентных стратегий, по итогам анализа их важности. Как правило, в приоритетах стратегического плана находится оптимизация структура компании и управление ею. Логика проста – от грамотных управленческих решений и их внедрений зависит успех выполнение любой локальной стратегии предприятия. Экономическая безопасность - это состояние важного хозяйственного объекта, которое определяется стабильностью дохода и прочих ресурсов, позволяющих не только поддерживать заданный уровень жизни в настоящее время, но и планировать различные показатели на некоторое время вперед. Финансовая безопасность включает в себя стабильность занятости, сохранение платежеспособных качеств, использование денежных потоков экономического субъекта в будущем. В макроэкономике обеспечение экономической безопасности рассматривается как устойчивость процессов развития экономики, а также экономико-социальной стабильности жизнедеятельности общества. Все вышеперечисленные аспекты и процессы должны проходить вне зависимости от действия или даже наличия каких-либо внешних факторов. Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность политических, экономических, социальных и научно-технологических факторов, определяющих уровень национального суверенитета. Подобная независимость достигается за счет малого влияния доминирующей экономики, а также если состояние социальных, внутриполитических и экономических аспектов находится в допустимых пределах. Теоретической базой исследования послужили труды таких авторов, как Г. Л. Азоева, А. П. Челенкова, А. Н. Асаула, И. П. Князя, Ю. В. Коротаевой, М. Гельвановского, Ш. М. Мамедова и др. Цель работы – изучить конкурентоспособность как фактор экономической безопасности предприятия. Задачи: - рассмотреть сущность конкурентоспособности предприятия; - описать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия; - выявить систему обеспечения экономической безопасности предприятия; - проанализировать влияние конкурентоспособности на экономическую безопасность предприятия. Объект исследования – ПАО «Башнефть». Предмет исследования – конкурентоспособность и экономическая безопасность предприятия. Методы исследования – анализ, обобщение полученной информации. Информационной базой исследования послужили отчеты организации, аналитические издания, статистические публикации. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение

В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрена сущность конкурентоспособности предприятия; описаны факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия; выявлена система обеспечения экономической безопасности предприятия; проанализировано влияние конкурентоспособности на экономическую безопасность предприятия. Любое государство нашей планеты должно очень четко определять свою безопасность. Самым правильным решением руководителей страны является выделение больших денежных средств на содержание внутренней армии и государственных структур, которые будут следить за спокойным существованием своего суверенитета и мирной жизни своих граждан. Концепция национальной безопасности любой страны заключается в том, чтобы каждый житель был уверен в том, что ему ничего не грозит, по крайне мере, со стороны других государств. Можно выделить шесть путей конкуренции. Экономический путь - данный путь является естественным итогом серьёзной конкуренции крупных игроков. Постепенно предприятия поглощают друг друга, увеличиваясь в размерах. Со временем игроков на рынке становится всё меньше, а влияние каждого из них возрастает. Этот способ является самым опасным, так как возможен сговор между предприятиями для поднятия цен на товары, что делается регулярно. Государство особенно следит за рынками, где наблюдаются подобные тенденции, чтобы защитить права простого потребителя, и чтобы цены всегда были обоснованными. Инновационный путь - некоторые компании, осуществляя свою деятельность, постоянно совершенствуют производственные процессы, вкладывают деньги в инновационные технологии. Всё это приводит к тому, что подобные предприятия начинают выделяться среди других – они могут производить больше товаров, чем конкуренты. При этом на производство одной единицы товара тратят меньше денег. Отсюда вытекает возможность снижения цены на товар, что чревато удешевлением товара в определённых секторах рынка. Конкуренты, хотят этого или нет, будут вынуждены также снижать цену, возможно, даже работая при этом себе в убыток. Технологический путь - данный путь схож с инновационным. Но в литературе его выделяют в отдельный вид и понимают под ним повышение эффективности производства и применения новых технологий крупными производителями, что позволяет им осуществлять ещё большее влияние на рынок. Природный путь - существуют некоторые сферы, в которых присутствует так называемый природный монополизм. В основном он возникает в отраслях, где есть такой продавец, который может самостоятельно удовлетворить потребности всего рынка. Причем, используя свои технологические мощности, может делать это по цене, которая будет значительно ниже, чем у возможных конкурентов. Государственный путь, является одним из самых негативных, согласно утверждениям западных экономистов. Он характерен там, где государству наиболее выгодно установить полный контроль над всем, что происходит на рынке. Обычно применяются специальные разрешение для участников рынка, без которых предприятия не смогут на нём функционировать. На таком рынке конкуренция является полностью ограниченной либо её просто нет. Все примеры конкуренции в экономике доказывают, что существуют закономерности на рынке, которые зависят от количества его участников, уровня государственного регулирования определённых сфер экономики, спроса, предложение и других факторов. Для отечественного производителя ситуация усугубляется многими российскими проблемами объективного и субъективного характера. Например, имеет место опережающий рост тарифов на энергоносители, заработной платы и других факторов, определяющих затраты, по отношению к производительности труда. В этих условиях для многих компаний точка безубыточности должна стремительно (заметно быстрее, чем в развитых странах) смещаться в сторону больших объемов производства, иначе резко снижается и без того невысокая рентабельность предприятий. Сегодня в экономике России и ее регионов, в отдельных компаниях необходимо находить эффективные решения, обеспечивающие повышение производительности. Проведенное изучение трудов указанных и других ученых, несмотря на их многоаспектность и разноплановость, а также анализ практического опыта функционирования отечественных организаций показывают, что до сих пор ряд важных аспектов данной проблемы является малоизученным. В частности, продолжают оставаться нерешенными вопросы формирования единой методической базы оценки, выбора критериев оценки и анализа конкурентоспособности предприятия, выявления конкурентных преимуществ организаций. Таким образом, высокая значимость указанной проблемы для отдельной организации и российской экономики в целом и недостаточная ее разработанность в современных условиях обусловили актуальность, работы. Оценив конкурентное состояния Группу «Башнефть», мы решили задачи поставленные в начале работы.

Список литературы

1. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. – М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2013. – С. 121. 2. Асаул, А. Н. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса / А. Н. Асаул, И. П. Князь, Ю. В. Коротаева // Современные наукоемкие технологии. – 2014. № 2. – С. 141. 3. Гельвановский, М. Конкурентоспособность в микро_, мезо_, и макроуровневом измерениях/ М. Гельвановский [и др.] // Русский экономический журнал. – 2014. № 3. – С. 70. 4. Добрынин И.А., Журавлева Г.П. Экономическая теория. - М.: Инфра-М, 2011. - 747с. 5. Мамедов, Ш. М. Количественная оценка конкурентоспособности организаций/ Ш. М. Мамедов // Экономическое возрождение России. – 2014. №3. – С. 93–98. 6. Мамедов, Ш. М. Систематизация признаков конкурентоспособности организации/ Ш. М. Мамедов // Экономическое возрождение России. – 2013. №2. – С. 84–89. 7. Портер, М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ. под ред. В. Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 2014. – С. 143. 8. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. - М.: Изограф, 2016. - 432 с. 9. Хайек Ф. Конкуренция, труд и правовой порядок свободных людей. - Пневма, 2014. 10. Фасхиев, Х. А. Конкурентный потенциал предприятия: оценка и управление/ X. А. Фасхиев // Экономическое возрождение России. 2013. – №2. – С. 50–54. 11. Фасхиев, Х. А. Как измерить конкурентоспобность предприятия?/ X. А. Фасхиев, Е.В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. №4. – С.89. 12. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации [Текст]: учеб. пособие/ Р. А. Фатхутдинов. – М.: Эксмо, 2014. – С. 270. 13. Шестопёров О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России// Вопросы экономики. – 2015. - №4. – С. 65-83. 14. Экономическая теория. Коллектив авторов: Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и другие. - М.: РИОР, 2015. - 208 с. 15. Стиглер Д. Совершенная конкуренция: исторический ракурс// Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т.2. Под ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 2012. 16. Пронин С. Краткое описание основных техно-логических процессов топливного производства [Электронный ресурс] // Нефть, газ и фондовый рынок. URL: www.ngfr.ru. 17. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://riarating.ru/countries_rankings/20130219/610541262.html, свободный 18. Центральное диспечерское управлени топливно-энергетического комплекса // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cdu.ru/ 19. Деловой журнал "Эксперт"// [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://expert.ru/siberia/2012/15/na-predele-vozmozhnostej/ 20. Министерство энергетики РФ // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/activity/oil/ 21. Информационно-аналитический портал «Финансовая газета» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fingazeta.ru/budget/pessimistyi-vs-optimistyi-189911/ 22. Министерство экономического развития // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/

После изучения главы 9 студент должен:

знать

  • основные понятия категории "экономическая безопасность предприятия";
  • факторы и источники угроз экономической безопасности предприятия;
  • критерии и показатели экономической безопасности предприятия;

уметь

  • анализировать основные направления обеспечения экономической безопасности предприятия;
  • определять роль и значение службы экономической безопасности в деятельности предприятия;

владеть

  • навыками по оценки угроз экономической безопасности предприятия;
  • навыками организации профессионального отбора в обеспечении безопасности предприятия.

Понятие, факторы и угрозы экономической безопасности предприятия

Не покажешь клыки, будешь слыть травоядным.

А. В. Иванов

Проблема экономической безопасности предприятия особенно актуальна в период экономической, социальной и политической нестабильности в обществе. Такая ситуация складывается в период трансформации институциональной среды и формирования конкурентных отношений.

Экономическая безопасность предприятия – это состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия от внутренних и внешних угроз, т.е. защита предприятия, его кадрового и интеллектуального потенциала, информации, технологий, капитала и прибыли, которая обеспечивается системой мер специального, правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социального характера.

Необходимость обеспечения безопасности обусловлена наличием целого ряда факторов и источников угроз, в той или иной степени влияющих на безопасность предприятия.

Угроза экономической безопасности предприятия – совокупность воздействий, факторов внешней и внутренней среды предприятия, направленных на незаконное или злонамеренное воспрепятствование или затруднение его функционирования в соответствии с уставными, долгосрочными и краткосрочными целями и задачами, а также на отчуждение результатов его деятельности.

К объектам, подлежащим обязательной защите от потенциальных угроз и противоправных посягательств, относятся:

  • персонал (руководители и персонал, владеющий информацией, работники внешних служб и т.д.);
  • финансовые средства (денежные средства, драгоценные металлы, финансовые документы);
  • материальные средства (здания, сооружения, хранилища, оборудование, готовая продукция и т.д.);
  • информационные ресурсы с ограниченным доступом, базы данных, программное обеспечение;
  • средства и системы информатизации;
  • технические средства и системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов.

Основными факторами, ухудшающими экономическую безопасность предприятия, являются: низкий уровень конкурентоспособности предприятия; неустойчивость финансового состояния предприятия; неспособность государства оплачивать продукцию для своих нужд.

В последние 15–20 лет в нашей стране зародились принципиально новые тенденции, негативно воздействующие на экономическую безопасность предприятий: поглощение предприятий; насильственное банкротство предприятий; явная дестабилизация системы управления предприятиями, преследующая цель захвата контроля над предприятием; применение силовых структур при разрешении корпоративных конфликтов и др.

Начало поглощения предприятий в России относится к середине 90-х гг. XX в., когда крупные банки использовали поглощение предприятий различных отраслей экономики с целью их последующей перепродажи. В то же время практиковалось и насильственное банкротство предприятий, которое продолжается и в настоящее время. Использование института банкротства стало возможным в результате низкого качества законодательства о банкротстве. Нередко эффективно функционирующее предприятие подвергается процедуре банкротства, внешнему управлению, что нередко заканчивается сменой реального собственника. Дестабилизация системы управления предприятием означает такие действия, которые предполагают смену руководства, лишение реальных прав акционеров с нарушением существующего законодательства, направленные на захват контроля над предприятием. В ряде случаев используются силовые структуры под предлогом разрешения корпоративных конфликтов. В таких условиях необходимым требованием является защита экономических интересов и экономической безопасности российских предприятий.

Источниками угроз экономической безопасности являются действия людей, организаций, а также стечение обстоятельств, в частности состояние финансовой конъюнктуры на рынках данного предприятия, научно-технологические разработки и др. В этой связи угрозы экономической безопасности предприятия могут быть весьма разнообразными.

Иллюстрация

По оценкам экспертов, к основным угрозам предпринимательской деятельности в российской экономике относятся следующие.

  • 1. Экономическое подавление:
    • срыв сделок и иных соглашений – 48%;
    • парализация деятельности предприятия с использованием полномочий государственных органов, средств массовой информации – 31%;
    • компрометация деятельности предприятия – 11%;
    • шантаж, компрометация руководителей и отдельных сотрудников –10%.
  • 2. Физическое давление:
    • ограбление и разбойное нападение на офисы, склады – 73%;
    • угрозы физических расправ – 22%;
    • заказные убийства – 5%.
  • 3. Промышленный шпионаж:
    • подкуп сотрудников – 43%;
    • передача документов и разработок – 10%;
    • копирование программ и данных – 24%;
    • проникновение в ПЭВМ –18%;
    • подслушивание переговоров – 5%.

Источник: Ярочкин В. И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. М.: Ось-89, 2000.

Угрозы экономической безопасности предприятия могут классифицироваться по следующим признакам.

1. По источнику возникновения угрозы делятся на внешние и внутренние.

К внешним угрозам относятся, например, хищение материальных средств и ценностей лицами, не работающими на данном предприятии, промышленный шпионаж, незаконные действия конкурентов.

Внутренние угрозы предполагают разглашение собственными сотрудниками конфиденциальной информации, низкая квалификация специалистов, разрабатывающих деловые документы.

2. По характеру негативных воздействий: объективные и субъективные.

Объективные негативные воздействия возникают без участия и в разрез с интересами предприятия либо его работников.

Субъективные негативные воздействия зарождаются как результат неэффективного функционирования предприятия и его коллектива.

3. По степени тяжести последствий: угрозы с высокой, значительной, средней и низкой тяжестью последствий.

Высокая тяжесть означает, что эти угрозы могут привести к резкому ухудшению всех финансово-экономических показателей предприятия, что вызывает немедленное прекращение его деятельности либо наносит такой непоправимый вред, который приведет к этим же последствиям позднее. В этом случае происходит ликвидация предприятия.

Значительная степень тяжести последствий реализации угроз предполагает возможность нанесения предприятию таких финансовых потерь, которые окажут негативное воздействие на основные финансово-экономические показатели предприятия, на его деятельность в будущем и преодолеваются в течение длительных сроков.

Средняя степень тяжести означает, что преодоление последствий осуществления угроз требует затрат (наносит потери), сопоставимых с текущими затратами предприятия, и не требует значительного времени.

Последствия реализации угроз с низкой степенью последствий не оказывает какого-либо существенного воздействия ни на стратегические позиции предприятия, ни даже на его текущую деятельность.

4. По степени вероятности угрозы могут быть маловероятными и реальными.

К факторам малой вероятности угрозы относятся:

  • угрожает один человек, а не организованная группа;
  • отсутствуют реальные возможности приведения угрозы в исполнение;
  • существуют простые способы защиты (физическое выдворение лица либо сдача его правоохранительным органам).

К реальным угрозам относятся те, которые:

  • сопровождаются физическим насилием, повреждением имущества предприятия, похищением работников;
  • осуществляются организованной группой, выдвигающей конкретные требования и определенные суммы;
  • осуществляются с участием опытных нарушителей закона.
  • 5. По воздействию на стадии предпринимательской деятельности различаются угрозы на стадии создания предприя-

Рис. 9.1.

тия и на стадии его функционирования, которые включают производственный и заключительный этап.

На стадии создания угрозы могут проявляться в незаконных действиях со стороны должностных лиц, препятствующих организации предприятия.

На стадии функционирования угрозы могут возникать на подготовительном этапе (создание препятствий нормальному снабжению сырьем, материалами, оборудованием), на производственном этапе (уничтожение или повреждение имущества, оборудования, кража know-how), на заключительном этапе (воспрепятствование сбыту, ограничение конкуренции, незаконное ограничение рекламы).

6. По объекту посягательств выделяются угрозы трудовым, материальным, финансовым, информационным ресурсам.

Угрозы трудовым ресурсам (персоналу) – шантаж с целью получения конфиденциальной информации, похищение сотрудников, вымогательство.

Угрозы материальным ресурсам – повреждение зданий, помещений, систем связи, кража оборудования.

Угрозы финансовым ресурсам – мошенничество, фальсификация финансовых документов, валюты, кража денежных средств.

Угрозы информационным ресурсам – несанкционированное подключение к информационной сети предприятия, изъятие конфиденциальных документов.

7. По виду ущерба выделяются угрозы: прямого ущерба и упущенной выгоды.

На рис. 9.1 схематически представлена классификация угроз экономической безопасности предприятия.

Экономическая безопасность и конкурентоспособность находятся в постоянном взаимодействии. И экономическая безопасность, и конкурентоспособность - характеристики национального хозяйственного комплекса и его составных частей. Однако, если конкурентоспособность - одновременно и цель, и мегаиндикатор степени развития национального хозяйственного комплекса и его составных частей, то экономическая безопасность представляет собой условие его существования и развития. Иными словами, достаточный уровень экономической безопасности может достигаться с помощью экономических методов, но, будучи необходимым условием существования национального хозяйственного комплекса как системы, его достижение может быть обусловлено использованием и неэкономических методов - путем прямого вмешательства государства. Наиболее приемлема ситуация, когда факторы микро- и макроуровня, являющиеся одновременно критериями конкурентоспособности и экономической безопасности, создают высокую конкурентоспособность национального хозяйственного комплекса и его составных элементов, формирующую достаточный уровень экономической безопасности.

Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Все многообразие конкурентных отношений осуществляется: на микроуровне (конкретные виды продукции, производства, предприятия); мезоуровне (отрасли, отраслевые корпоративные объединения предприятий и фирмы горизонтального типа интеграции) и макроуровне (народнохозяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции) (рис. 12.1). Конкурентоспособность на микро-, мезо- и макроуровнях влияет друг на друга. Эта тесная взаимосвязь проявляется в характере проводимой внешней и внутренней политики и в стратегиях развития компаний. Причем чем более развита экономическая система страны, тем отчетливее проявляется данное взаимодействие: фактически оно провозглашается в качестве цели проводимой государством политики и развития компаний. В России данное взаимодействие находится лишь в начальной стадии формирования. Некоторыми крупным компаниями не до конца осознана необходимость взаимодействия с государством и обществом.

труда: он отражает лишь низкую оплату труда и бедность населения, высокую норму эксплуатации труда и заниженный относительно паритета покупательной способности (ППС) курс рубля.

Анализ реализованных конкурентных преимуществ проводится на основе данных об объеме и структуре экспорта и импорта, а также по изменению доли отечественных товаров во внутреннем товарообороте. Резкое сокращение масштабов национальной экономики, ускоренная болезненная трансфор-

Рис. 12.1.

Существует закономерность: чем более экономически развито государство, тем в большей степени инициатива такого взаимодействия исходит от микроуровня, т.е. от самих компаний. Именно крупные компании в развитых странах во многом определяют внешнюю политику. В России государство должно взять на себя восстановление данной цепочки конкурентоспособности.

Под конкурентоспособностью на макроуровне понимается способность страны поддерживать высокие темпы экономического роста в средне- и долгосрочном плане. Для оценки конкурентоспособности страны используются три подхода: затратно-ценовой, рейтинговый и на основе реализо - ванных конкурентных преимуществ.

В основе затратно-ценового подхода лежит показатель производительности труда. Россия по показателям удельной оплаты труда (УОТ), определяемой отношением заработной платы к производительности труда, имеет конкурентное преимущество по сравнению с промышленно развитыми странами. Однако крайне низкий показатель УОТ не является следствием прогресса технологии и роста производительности мация ее хозяйственных механизмов проявляются и в развале внешнеэкономического сектора, где процессы либерализации проходили наиболее стремительно с начала 90-х прошлого века. Наращивание экспорта в настоящее время осуществляется только по минеральному топливу, сырью и металлам. По товарной группе «машины и оборудование» доля России в мировом экспорте не превышает 0,5%, а по товарам наукоемких отраслей составляет менее 0,3%. Одновременно снизилась доля российских товаров в потреблении на внутреннем рынке. Если на протяжении многих лет периода социалистической формации ресурсы потребительских товаров для внутреннего рынка формировались собственным производством не менее чем на 80%, то в настоящее время, несмотря на преимущества девальвации, их доля сократилась до 70%.

Рейтинговый подход к оценке конкурентоспособности дает комплексную характеристику конкурентных преимуществ страны на основе составления рейтингов по разным группам факторов конкурентоспособности. Россия по сводному индексу конкурентоспособности ВЭФ и практически по всем факторам, его составляющим, занимает последние места. Однако по некоторым субфакторам факторов «инфраструктура» и «технология» Россия занимает места выше среднего. Относительно конкурентоспособна в целом у нас только рабочая сила - 25-е место. Все остальные факторы требуют развития и представляют обширный резерв повышения конкурентоспособности. Для наиболее адекватного мониторинга изменения конкурентоспособности, формирующей экономическую безопасность страны, необходимо использовать индекс конкурентоспособности:

где К | - отношение ВВП на душу населения к прожиточному минимуму к аналогичному среднемировому показателю, отражающее реализованные конкурентные преимущества страны; К 2 - отношение средней доли затрат на гражданскую науку в ВВП страны за последние 5 лет к аналогичному среднемировому показателю, отражающее научно-технологический потенциал страны; А" 3 - индекс развития человеческого потенциала, характеризующий состояние трудовых ресурсов страны.

Конкурентоспособность субъекта экономического соревнования может серьезно отличаться на внутреннем и внешнем рынках. Это объясняется разными факторами, формирующими внешнюю и внутреннюю среду на этих рынках: степенью платежеспособности спроса, разрывами между внутренними и мировыми ценами, характером проводимой внешнеторговой политики и т.д. Конкурентоспособность на внутреннем рынке отличается от конкурентоспособности на внешнем рынке и тем, что государство может влиять на конкурентоспособность на внутреннем рынке, в то время как условия конкуренции на внешнем рынке - экзогенный фактор. Немаловажное отличие условий конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках состоит и в их объемах, измеряемых показателями ВВП. Ведь ни для кого не секрет, что большой объем внутреннего рынка США обеспечивал и обеспечивает относительную экономическую безопасность страны. Однако наличие значительного объема внутреннего рынка далеко не всегда делает конкурентоспособными национальных производителей. В целом конкурентоспособность на внутреннем рынке должна обеспечиваться мерами внутренней экономической (промышленной) политики и дополняться мерами внешнеэкономиче - ской политики. Обеспечение конкурентоспособности на внешнем рынке должно осуществляться мерами внешнеэкономической политики.

В России в связи с объективными обстоятельства - ми существует ряд факторов, приводящих к сниже - нию конкурентоспособности и на внутреннем, и на внешнем рынке, главный из которых - более высо - кий по сравнению со среднемировым показатель из - держек производства, связанный с неблагоприятными климатическими условиями и большой территорией. Россия - самая холодная и протяженная страна в мире, и это обстоятельство является причиной увеличения стоимости строительства, высоких транспортных и энергетических расходов. Производительность труда в России составляет лишь около 20% ее уровня в США. В связи с этим для поддержания ценовой конкурентоспособности отечественной продукции необходимо либо занижать уровень оплаты труда на величину, компенсирующую дополнительные затраты по транспортировке грузов и повышенную энергоемкость, либо искусственно поддерживать заниженные тарифы. Поэтому необходима активная политика государства, направленная на нивелирование этих негативных факторов и поддержку национальных производителей. Внутренний рынок должен рассматриваться российскими компаниями как стар - товая площадка, механизм отбраковки новых идей, а государство должно стремиться к максимальному сближению условий и механизмов внутреннего рынка с объективными, заданными требованиями внешнего. Безусловно, постепенное сближение может и должно быть обеспечено не только компаниями-про- изводителями (со стороны предложения) и прямым воздействием государства, но и путем сближения факторов спроса с мировыми стандартами (отношение к качеству продукции, соответствие ее требованиям экономичности и экологическим нормативам и т.д.). По мнению Б. Кузыка, «...внутренняя конкурен - ция при нынешнем состоянии нашей экономики в целом и отечественного оборонно-промышленного комплекса в частности абсурдна»". Даже передовые, но одиночные предприятия имеют мало шансов завоевать устойчивые позиции на мировом рынке. Сегодня уже принято решение о создании судостроительной компании.

Конкурентоспособность - атрибут развитого рыночного механизма, в основе которого конкуренция на внутреннем развитом рынке, который должен быть сформирован в России до 2010 г. в результате проведения институциональных реформ в государственном и частном секторах, а именно в сферах образования, медицины, банковской и финансовой, а также на товарных рынках. Но конкуренция не есть самоцель реформ, а лишь их следствие. В связи с этим важно рассмотреть основные задачи проводимых институциональных реформ с позиций конкурентных отношений.

Проводимая реформа образовательной системы - пример недооценки возможности конкурентных сти - мулов развития. Ставная проблема российского образования заключается в том, что оно рассматривается обществом как часть социальной сферы, а не как производственная отрасль. В программе правительства на

период до 2010 г. реформа образования обсуждается в разделе социальной политики. Вместе с тем эффективные стимулы развития конкурентных отношений могут быть созданы лишь в том случае, если рассматривать высшее образование как пусть и специфическую, но все же часть рыночной экономики, а университеты - как производящие частные и общественные блага корпорации. Кроме того, деятельность вузов должна характеризоваться прозрачностью и современным корпоративным управлением, что должно быть обеспечено публикацией годовых отчетов о результатах деятельности. Более того, необходима система независимого мониторинга качества образования с созданием института независимых рейтинговых агентств, которые могли бы, используя данные о карьере и заработках выпускников, об исследовательских успехах преподавателей, предоставить обществу информацию не только о процессе приобретения знаний внутри университета, но и о его результатах.

Создание конкуренции в сфере медицинского обслуживания должно произойти с проведением рефор - мы обязательного и добровольного медицинского страхования, которая создаст необходимые предпосылки для существования жесткой конкуренции за страховые деньги больного, что неминуемо приведет к улучшению качества медицинского обслуживания.

Институциональные реформы необходимы и в частном секторе. Обострение конкуренции и, как следствие, увеличение конкурентоспособности предприятий отрасли и самой отрасли в целом должны быть достигнуты в электроэнергетике в результате ее демонополизации и создания свободного рынка поставщиков электроэнергии. В банковском секторе конку - ренция должна происходить за деньги вкладчиков после принятия закона о страховании банковских вкладов. Кроме того, в результате проведения пенсионной реформы конкуренция должна возникнуть ме - жду управляющими компаниями за страховую часть пенсионных накоплений граждан России.

Основные механизмы повышения конкурентоспособности экономики России:

  • 1. Умелое сочетание открытости рынка с протекцио - нистской политикой, что требует проведения эф - фективной таможенной политики с отлаженной системой импортных и экспортных таможенных тарифов.
  • 2. Важная задача для создания общей системы обеспечения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках - проведение выверенной поли - тики по отношению к национальной валюте. Для упрочения позиций рубля как единой меры труда и капитала необходимо сделать рубль основной единицей измерения затрат и результатов. Суще - ствует несколько возможных путей решения этой проблемы: продажа экспортных товаров за рубли, постепенная ревальвация доллара с учетом ППС рубля, повышение обеспеченности рубля на базе оценки прибыльных запасов полезных ископаемых, создание новой системы расчетов на основе платежной корзины из группы металлов с достаточно высокими и стабильными ценами.
  • 3. Повышение конкурентоспособности экономики страны невозможно без ее структурной перестройки, которая может быть осуществлена только при масштабных инвестициях. Поскольку существенное улучшение инвестиционного климата возможно только в долгосрочной перспективе при снижении инвестиционных рисков, значительная часть инвестиций должна идти не из внешних, а из внутренних источников. На сегодняшний момент уровень золотовалютных резервов, стабилизационный фонд, средства госкорпораций являются важным источником внутреннего инвестирования. Однако данное направление сдерживается существующими законодательными ограничениями по выбору объекта инвестирования для данного вида актива. Философия таких ограничений базируется на недопустимости инфляционного давления на экономику. Однако отсутствие внутренних источников инвестирования, особенно во время волнения мировой финансовой системы, явно сдерживает экономический рост.
  • 4. Поскольку структурная перестройка экономики требует времени, в краткосрочном периоде необходимо поддерживать ценовую конкурентоспособность российских товаров на мировых рынках путем:
    • - регулирования цен на продукцию и услуги естественных монополий, составляющих существенную долю в производственных затратах народного хозяйства. При этом аргумент о том, что внутренние цены на энергоносители во много раз меньше мировых, не вполне убе - дителен. Расчеты показывают, что внутренние цены на энергоносители, пересчитанные через ППС в доллары США, вполне соответствуют ценам на данный ресурс на внешнем рынке;
    • - целенаправленного воздействия ЦБ РФ на валютный курс рубля. Мировой опыт показывает, что в развивающихся странах и странах с переходной экономикой сознательно поддерживается заниженный курс национальной валюты для поддержания положительного торгового сальдо. Однако по мере улучшения экономической ситуации необходимо постепенное сближение курса национальной валюты с ППС без резкого изменения цен.
  • 5. В стимулировании экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции необходимо использовать такие общепринятые инструменты, как льготное кредитование и налогообложение, предоставление государственных гарантий под внешнее финансирование и поставки продукции в кредит, страхование экспорта от рисков, государственное содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, в том числе путем организации выставок и ярмарок. Увеличение экспорта готовой продукции с высокой степенью добавленной стоимости невозможно без проведения НИОКР. Поэтому необходимо предоставление налоговых льгот отраслям или отдельным предприятиям, продукция которых может конкурировать на мировых рынках: лазерная техника и технологии, компьютерное программное обеспечение, продукция авиакосмической, атомной, энергетической отраслей. При этом необходимо точечное финансирование НИОКР. Производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 50 макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, имеют 80 % этого рынка и получают от экспорта наукоемкой продукции: США - 700 млрд долл., Германия - 530 млрд долл., Япония - 400 млрд долл. Россия может претендовать на 10-15 макротехнологий, которые должны стать национальными приоритетами, что позволит ей контролировать 10-15% рынка наукоемкой продукции. Важный резерв расширения экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции - конверсия военно- промышленного комплекса и выпуск продукции двойного назначения.
  • 6. Важное значение для общего поддержания конкурентоспособности имеет экспансия российского капитала за рубеж. Действительно, при слабости международных валют и большого объема денеж - ных средств на балансах российских компаний их роль на мировом рынке слияний и поглощений резко возрастает. Проникновение на международные рынки, в свою очередь, создает механизмы воздействия на экономическую и внешнюю поли - тику страны-реципиента инвестиций, по крайней мере, через каналы занятости. В краткосроч - ном периоде данное воздействие незаметно. Однако для долгосрочного развития это является несомненным преимуществом.