Прямые выплаты или зачетная система что выбрать. Пилотный проект ФСС: прямые выплаты из фонда

В регионах, которые входят в пилотный проект ФСС РФ, выплаты больничных, детских и иных пособий осуществляют напрямую территориальные отделения ФСС. Состав участников расширился - с 1 июля 2018 года в пилотном проекте по выплате пособий напрямую из Фонда принимают участие уже 39 субъектов РФ. Эксперты 1С рассказывают, как использовать возможности программы «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 для взаимодействия с ФСС, в том числе если компания использует электронные больничные листы.

Прямая выплата пособий из ФСС: нормативное регулирование

Новая система выплат пособий сотрудникам - напрямую из ФСС РФ - была запущена в 2011 году.

Особенности прямых выплат пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта ФСС, утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.

Цель проекта «Прямые выплаты» - улучшение положения застрахованных граждан и страхователей при осуществлении мероприятий, связанных с назначением и получением пособий в рамках обязательного социального страхования.

Перечисление пособия работникам напрямую Фондом обеспечивает гарантии работникам. Пособия в рамках механизма прямых выплат рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда в жестко установленные законодательством сроки, независимо от финансового положения работодателя.

Что касается работы бухгалтеров, то, с одной стороны, в регионах-участниках проекта ФСС бухгалтеры не получают рисков фальсификации листков нетрудоспособности, не рассчитывают ту часть пособия, которую выплачивает ФСС напрямую сотруднику, не изыскивают средства для своевременных выплат. Работодатель должен только предоставить необходимые для расчета данные. С другой стороны, подготовка и отправка документов в ФСС не позволяет значительно снизить нагрузку бухгалтеров пилотных регионов. Да и расчет пособий производить по-прежнему необходимо, ведь часть пособия выплачивает работодатель.

Сейчас прямой порядок выплат пособий из ФСС уже .

Возможности программы «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 по взаимодействию с ФСС позволяют формировать и отправлять в Фонд все требуемые документы своевременно и без ошибок, в том числе если используется электронный лист нетрудоспособности (ЭЛН).

Взаимодействие с ФСС в «1С:ЗУП 8» (ред. 3)

Для использования возможностей взаимодействия с ФСС в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 (1С:ЗУП 8) в настройках Реквизитов организации (меню Настройки ) на закладке Учетная политика и другие настройки по ссылке Учетная политика необходимо установить флаг и указать дату, начиная с которой Выплата пособий передана в ФСС (рис. 1).


Рис. 1. Настройка учетной политики

Если организации из региона пилотного проекта не передают выплату пособий в ФСС, то одновременно с флагом Подтверждаю, что организация зарегистрирована в регионе с прямой выплатой пособий через ФСС следует установить переключатель Пособие выплачивается страхователем .

Вступление регионов в проект ФСС по прямым выплатам традиционно происходит с 1 июля, но организация может «переехать» в регион с пилотным проектом в любое время.

Начиная с версии 3.1.5 в «1С:ЗУП 8» редакции 3 можно указать любую дату подключения к пилотному проекту или выбрать ее из предусмотренного общего списка.

Рабочее место для упрощения документооборота с ФСС по прямым выплатам

В программе «1С:ЗУП 8» реализованы все необходимые документы и отчеты для участников пилотного проекта ФСС по выплате пособий напрямую Фондом, в том числе:

  • заявления сотрудников,
  • реестры сведений и возможность их представления в электронном виде по актуальным форматами,
  • возможность формирования и печати на бумажном носителе.

Специализированное рабочее место для упрощения документооборота организации в рамках пилотного проекта ФСС предоставляется в меню Отчетность, справки - Пособия за счет ФСС (рис. 2).


Рис. 2. Рабочее место для взаимодействия с ФСС по прямым выплатам

По кнопке Создать больничный лист в программе открывается новый документ, который вдобавок к стандартным закладкам содержит закладку Пилотный проект ФСС (рис. 3).


Рис. 3. Документ «Больничный лист» для организации - участника пилотного проекта

Если организация участвует в проекте «Электронный лист нетрудоспособности», то эти данные больничного листа заполнятся с сервера ФСС автоматически по кнопке Получить данные из ФСС .

Что представляет собой система взаимодействия с ФСС по обмену ЭЛН и каким образом функциональность работает в программах 1С, читайте .

На закладке Пилотный проект ФСС по ссылке Заполнение данных необходимо внести дополнительные сведения, требуемые в реестре ЭЛН. Данные, которые уже есть в программе, подставляются автоматически.

В отделение ФСС необходимо передать заявление работника на выплату пособия. Его можно подготовить тут же по ссылке Ввести заявление сотрудника на выплату пособия .

Реестры заявлений формируются кнопкой Создать реестры . Сформированные реестры можно отправить в электронном виде в ФСС непосредственно из программы, воспользовавшись сервисом 1С-Отчетность .

Как работать с пособиями за счет ФСС в рамках пилотного проекта в «1С:ЗУП 8» ред.3

От редакции. 26 июля в 1С:Лектории состоялась лекция «Оплата нетрудоспособности и другие пособия за счет ФСС в "1С:Зарплате и управлении персоналом 8" (ред. 3)» с участием И. В. Успенской (Департамент страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ) и экспертов 1С. И.В. Успенская рассказала о правилах расчета и выплаты пособий по нетрудоспособности, об условиях, при которых можно назначить выплаты, об особенностях расчета пособий в связи с изменениями МРОТ с 01.05.2018. Эксперты 1С продемонстрировали, как оплачивать нетрудоспособность и другие пособия за счет ФСС, подсчитывать стаж в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (ред. 3), а также рассказали об электронных больничных и прямых выплатах ФСС в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3).

С видеозаписью лекции можно ознакомиться на сайте 1С:ИТС

Были утверждены форма расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения (далее — Порядок), а также формат представления расчета по страховым взносам в электронном виде. Данный приказ начнет действовать 1 января 2017 года, а расчет по страховым взносам, форма которого утверждена этим приказом, впервые будет представлен за первый расчетный (отчетный) период 2017 года. В статье рассмотрим особенности заполнения новой отчетной формы.

Расчет по страховым взносам необходимо подавать плательщикам страховых взносов либо их представителям, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Расчеты подаются в налоговый орган:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения обособленных подразделений организации;
  • по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Плательщикам-работодателям нужно представить расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. Отдельные сроки сдачи расчета на бумажном носителе и в электронном виде не предусмотрены.

К сведению

Впервые новый расчет по страховым взносам за I квартал 2017 года в налоговую инспекцию надо будет сдать не позднее 2 мая 2017 года, так как 30 апреля совпадает с нерабочим (выходным) днем.

Внешне форма отчета сильно отличается от привычного расчета по форме РСВ-1 , поскольку она построена по правилам, присущим для отчетов, представляемых в налоговые органы. В отличие от форм 4-ФСС и РСВ-1 , в новом расчете не будет сведений о задолженности на начало и конец периода и уплаченных взносах.

Кроме общих сведений о начислениях, выплатах и взносах в новом расчете есть отдельные листы и приложения для расчета льгот и пониженных тарифов:

  1. титульный лист;
  2. лист «Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем»;
  3. раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов»;
  4. приложение 1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование» к разд. 1;
  5. приложение 2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» к разд. 1;
  6. приложение 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ» к разд. 1;
  7. приложение 4 «Выплаты, произведенные за счет средств, финансируемых из федерального бюджета» к разд. 1;
  8. приложение 5 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ» к разд. 1;
  9. приложение 6 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ» к разд. 1;
  10. приложение 7 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ» к разд. 1;
  11. приложение 8 «Сведения, необходимые для применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 9 п. 1 ст. 427 НК РФ» к разд. 1;
  12. приложение 9 «Сведения, необходимые для применения тарифа страховых взносов, установленного абз. 2 пп. 2 п. 2 ст. 425 (абз. 2 пп. 2 ст. 426) НК РФ» к разд. 1;
  13. приложение 10 «Сведения, необходимые для применения положения пп. 1 п. 3 ст. 422 НК РФ организациями, осуществляющими выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде (включенном в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг» к разд. 1;
  14. раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств»;
  15. приложение 1 «Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства» к разд. 2;
  16. раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».
Страницы расчета имеют сквозную нумерацию начиная с титульного листа вне зависимости от наличия и количества заполняемых разделов. При этом показатель номера страницы, имеющий три знакоместа, записывается следующим образом: для первой страницы — «001», для 13-й — «013».

Обратите внимание

В обязательном порядке представляются титульный лист, разд. 1, подразд. 1.1 и 1.2 приложения 1 к разд. 1, приложение 2 к разд. 1 и разд. 3. Остальные разделы, подразделы и приложения включаются в расчет, если работодатель производил соответствующие выплаты или начислял страховые взносы по пониженным тарифам.

По общему правилу не допускаются:

  • исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;
  • двусторонняя печать расчета на бумажном носителе;
  • скрепление листов расчета, приводящее к порче бумажного носителя.
Обратите внимание

При отсутствии какого-либо показателя количественные и суммовые показатели заполняются значением «0». В остальных случаях во всех знакоместах соответствующего поля ставится прочерк.

Расчет заполняется на основании данных учета доходов, начисленных и выплаченных физическим лицам. Все значения стоимостных показателей, отражаемых в разд. 1 — 3, приложениях 1 — 10 к разд. 1, приложении 1 к разд. 2 расчета, указываются в рублях и копейках.

Титульный лист

Титульный лист заполняется всеми работодателями без исключения.

В таблице мы привели информацию о заполнении отдельных полей титульного листа, а также дали некоторые пояснения и сравнили новый расчет с ранее действовавшими формами.

Поле Порядок заполнения Примечание
ИНН и КПП организации Учитывая, что зона для заполнения ИНН содержит 12 ячеек, а ИНН состоит из 10 знаков, в последних двух ячейках надо проставить прочерк
Номер корректировки В первичном расчете за расчетный (отчетный) период указывается значение «0-», а в уточненном расчете за соответствующий расчетный (отчетный) период — номер корректировки (например, «1-" и т. д.) Ранее в формах РСВ-1 и 4-ФСС в этом поле указывались:
-либо значение «000»;
-либо номер корректировки «001»
Расчетный (отчетный) период (код) Код, определяющий расчетный (отчетный) период, проставляется согласно приложению 3 к Порядку:
- «21» - I квартал;
- «31» - полугодие;
- «33» - девять месяцев;
- «34» - год;
- «51» - I квартал при реорганизации (ликвидации) организации;
- «52» - полугодие при реорганизации (ликвидации) организации;
- «53» - девять месяцев при реорганизации (ликвидации) организации;
- «90» - год при реорганизации (ликвидации) организации
Ранее в формах РСВ-1 и 4-ФСС в данном поле приводились значения:
- «3» - I квартал;
- «6» - полугодие;
- «9» - девять месяцев;
- «0» - год
Календарный год, за который представляется расчет по отчетному периоду
Код налогового органа, в который подается расчет
По месту нахождения (учета) (код) Код указывается согласно приложению 4 к Порядку:
- «214» - по месту нахождения российской организации;
- «217» - по месту учета правопреемника российской организации;
- «222» - по месту учета российской организации по месту нахождения обособленного подразделения
Наименование организации или обособленного подразделения При отсутствии наименования обособленного подразделения указывается наименование организации
Код вида экономической деятельности согласно ОКВЭД 2 С 11.07.2016 для целей государственной регистрации юридических лиц используется ОКВЭД 2 ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (Письмо ФНС РФ от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@)
Форма реорганизации (ликвидация) (код) Код реорганизации (ликвидации) указывается в соответствии с приложением 2 к Порядку:
- «1» - преобразование;
- «2» - слияние;
- «3» - разделение;
- «4» - выделение;
- «5» - присоединение;
- «6» - разделение с одновременным присоединением;
- «7» - выделение с одновременным присоединением;
- «0» - ликвидация
Расчет составлен на ______ страницах с приложением подтверждающих документов или их копий на ______ листах Количество страниц расчета и листов подтверждающих документов зависит, в частности, от наличия у работодателя права на применение пониженных тарифов страховых взносов. В отдельных приложениях приводятся расчеты соответствия условиям применения пониженного тарифа, а также другие необходимые сведения
К сведению

На титульном листе новой формы отсутствуют поля «Среднесписочная численность» и «Количество застрахованных», которые были на титульном листе расчета РСВ-1 . В новом расчете число работников необходимо указывать отдельно по каждому виду взносов. Кроме того, на титульном листе нет поля «Место для печати», так как его достаточно заверить подписью.

Раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов»

Раздел 1 содержит информацию по начисленным и подлежащим уплате в бюджет страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Рассмотрим особенности заполнения отдельных строк этого раздела.

Номер строки Порядок заполнения Примечание
010 Проставляется код ОКТМО муниципального образования, межселенной территории, населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная организация
030 - 033 Указываются суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащие уплате, которые зачисляются на отраженный по строке 020 код бюджетной классификации Показываются общая сумма взносов за расчетный период и суммы взносов с разбивкой за три последних месяца
050 - 053 Приводятся суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование, подлежащие уплате, которые зачисляются на указанный по строке 040 код бюджетной классификации Отражаются общая сумма взносов за расчетный период и суммы взносов с разбивкой за три последних месяца
070 - 073 Отражаются суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, которые зачисляются на обозначенный по строке 060 код бюджетной классификации Указываются общая сумма взносов за расчетный период и суммы взносов с разбивкой за три последних месяца
090 - 093 Указываются суммы страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение, которые зачисляются на отраженный по строке 080 код бюджетной классификации Приводятся общая сумма взносов за расчетный период и суммы взносов с разбивкой за три последних месяца
110 Фиксируется сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в бюджет за расчетный (отчетный) период в соответствии со ст. 431 НК РФ
111 - 113 Приводятся суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, исчисленные к уплате в бюджет за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, которые зачисляются на указанный по строке 100 код бюджетной классификации
120 Отражается сумма превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетный (отчетный) период в соответствии со ст. 431 НК РФ Не допускается одновременное заполнение строк 110 и 120
121 - 123 Указываются суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за последние три месяца расчетного (отчетного) периода Не допускается одновременное заполнение строк 111 и 121, 112 и 122, 113 и 123

Приложения к разделу 1
Приложение 1 состоит из нескольких подразделов.
Номер и наименование подраздела Особенности заполнения
1.1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» Заполняются всеми плательщиками, производящими выплаты и иные
1.2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование» вознаграждения физическим лицам, застрахованным в системе обязательного пенсионного и медицинского страхования
1.3 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в ст. 428 НК РФ» Заполняются плательщиками только при условии, что они осуществляют выплаты физическим лицам, указанным в ст. 428 и 429 НК РФ соответственно
1.4 «Расчет сумм страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также для отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»

В каждом подразделе необходимо указать количество физических лиц, на выплаты которым начислены страховые взносы.

При заполнении строки 001 приложения 1 нужно отражать код тарифа в соответствии с кодами тарифов плательщиков страховых взносов согласно приложению 5 к Порядку.

Код Наименование
01 Плательщики страховых взносов, находящиеся на общей системе налогообложения и применяющие основной тариф страховых взносов
02 Плательщики страховых взносов, находящиеся на упрощенной системе налогообложения и применяющие основной тариф страховых взносов
03 Плательщики страховых взносов, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и применяющие основной тариф страховых взносов
08 Плательщики страховых взносов, которые применяют упрощенную систему налогообложения и основной вид экономической деятельности которых указан в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ
09 Плательщики страховых взносов, уплачивающие ЕНВД для отдельных видов деятельности и имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, - в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению
14 Плательщики страховых взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
15 Плательщики страховых взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»
16 Плательщики страховых взносов, получившие статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»
21 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным п. 1 ст. 428 НК РФ
22 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным п. 2 ст. 428 НК РФ
23 - 27 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным п. 3 ст. 428 НК РФ, при установлении класса условий труда:
- опасный, подкласс 4;
- вредный, подкласс 3.4;
- вредный, подкласс 3.3;
- вредный, подкласс 3.2;
- вредный, подкласс 3.1
28 - 29 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы на дополнительное социальное обеспечение, указанные в п. 1 и 2 ст. 429 НК РФ
Что делать, если плательщик страховых взносов в течение расчетного (отчетного) периода применял более одного тарифа? В данной ситуации в расчет включается столько приложений 21 к разд. 1 (либо столько отдельных подразделов приложения 1 к разд. 1), сколько тарифов применялось в течение расчетного (отчетного) периода. При этом коды тарифов плательщика «21» — «29» не используются для заполнения строки 2001 приложения 21.

В приложении 2 приводится расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу физических лиц, являющихся застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования. При этом в качестве признака выплат указываются значения:

«1» — прямые выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством территориальным органом ФСС застрахованному лицу;

«2» — зачетная система выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством территориальным органом ФСС.

Обратите внимание

По строке 090 приводятся суммы страховых взносов, подлежащие уплате в бюджет, либо суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над исчисленными страховыми взносами по данному виду страхования с указанием соответствующего признака с начала расчетного периода, за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, а также за первый, второй и третий месяцы из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

При заполнении строки 090 приводятся значения:

«1» — если отражаются суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащие уплате в бюджет;

«2» — если фиксируются суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В приложении 3 отражаются расходы, понесенные плательщиком страховых взносов на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Данное приложение содержит информацию, которая ранее представлялась в таблице 2 формы 4-ФСС.

В приложении 4 указываются расходы, понесенные плательщиком на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере сверх установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании, финансируемом за счет средств федерального бюджета.

Приложения 5 — 10 заполняются теми работодателями, которые вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. В этих приложениях приводятся расчеты соответствия условиям применения пониженных тарифов, а также отражаются другие необходимые сведения.

Раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов — глав крестьянских (фермерских) хозяйств»

Данный раздел заполняется только крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах»

Этот раздел формы заполняют плательщики страховых взносов на всех застрахованных лиц за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, в том числе на тех, в чью пользу в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

В частности, в разд. 3 надо указать:

  • ИНН, СНИЛС, Ф. И. О., дату рождения, числовой код страны, гражданином которой является застрахованное лицо, цифровой код пола, код вида документа, удостоверяющего личность физического лица (в соответствии с приложением 6 к Порядку);
  • признак застрахованного лица в системе обязательного пенсионного, медицинского, социального страхования;
  • код категории застрахованного лица согласно приложению 8 к Порядку (например, «НР», «ВЖНР»);
  • сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, исчисленных в пользу физического лица, а также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование. При этом необходимо подробно прописать суммы начисленных выплат и вознаграждений с отдельным указанием выплат по гражданско-правовым договорам.

Как представляется уточненный расчет по страховым взносам?

Если работодатель обнаружил в расчете, представленном в налоговую инспекцию, факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет. Порядок подачи уточненных расчетов прописан в ст. 81 НК РФ.

Обратите внимание

При перерасчете сумм страховых взносов в периоде совершения ошибки (искажения) уточненные расчеты представляются в налоговый орган по форме, действовавшей в том расчетном (отчетном) периоде, за который производится перерасчет сумм страховых взносов.

Если обнаруженные ошибки не привели к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате, подача уточненного расчета является правом, а не обязанностью плательщика.

В уточненный расчет подлежат включению:

  • разделы расчета и приложения к ним, которые ранее были представлены плательщиком в налоговый орган (за исключением разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах»), с учетом внесенных в них поправок;
  • иные разделы расчета и приложения к ним в случае внесения в них изменений (дополнений);
  • раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» по тем физическим лицам, в отношении которых производятся изменения (дополнения).

Итак, в 2017 году организации и индивидуальные предприниматели, которые производят выплаты физическим лицам, будут представлять в налоговую инспекцию расчет по страховым взносам. Данный расчет заменяет привычные формы РСВ-1 и 4-ФСС. Установлен единый срок подачи расчета — не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. Расчет содержит как обязательные для всех разделы и приложения (титульный лист, разд. 1, подразд. 1.1 и 1.2 приложения 1 к разд. 1, приложение 2 к разд. 1, разд. 3), так и разделы, подразделы и приложения, которые заполняются только в том случае, если работодатель производил соответствующие выплаты или начислял страховые взносы по пониженным тарифам.

Правительство нашего государства планомерно проводит разнообразные реформы, в том числе, и в социальной сфере. Одна из острых проблем, актуальных для пособий по социальному страхованию - это способ их выплаты. Еще в 2011 году ряд регионов начали эксперимент с выплатой пособий, назвав проект "Прямые выплаты". В последствии, к ним присоединилось еще несколько, а с июля 2017 года, субъектов, перешедших на прямые выплаты пособий из ФСС станет 33. Прямые выплаты или зачетная система ФСС, какой способ предпочтительнее для определенных социальных групп и какие пособия можно получить напрямую, об этом расскажет наш обзор.

Что такое "прямая выплата" и виды пособий, доступные к получению в ФСС

В ходе проекта "Прямая выплата" совершенствуется система выплаты пособий по обязательному социальному страхованию. Если в прошлом система работала "зачетной схеме", то есть работодатель сам начислял пособие, выплачивал его, а в последствии, возвращал денежные средства взаимозачетом из Фонда социального страхования. Новая программа подразумевает расчет и выплату пособий из средств самого ФСС, получить деньги можно там же, не обращаясь к работодателю. Таким образом, предприятия не изымают средства из оборота, повышая свою финансовую устойчивость.

Сотрудники предприятий тоже получают выгоду, в их случае не требуется ждать даты выплаты заработной платы для получения пособия, ФСС обязана рассчитать гражданина в течение 10 дней после обращения. Да и случаев уклонения от выплаты работодателем пособий в этом варианте не может быть.

Виды пособий, выплачиваемые напрямую в ФСС:

  • пособие по родам и беременности;
  • временной нетрудоспособности;
  • единовременная выплата при постановке на учет в женскую консультацию на раннем сроке беременности;
  • пособие, выплачиваемое ежемесячно, пока мать ухаживает за отпрыском до достижения им полутора лет;
  • компенсация дополнительных четырех дней к отпуску по уходу за отпрыском-инвалидом для родителя.

При получении денег прямой выплатой, гражданин указывает способ доставки:

  • почтовый перевод;
  • зачисление на банковский счет.

Как уже упоминалось, ФСС обязана перечислить пособие в течение 10 дней с момента первого обращения, а каждая последующая ежемесячная выплата производится с 1 по 15 число текущего месяца.

Минусы "зачетной системы"

Зачетная система выплат пособий досталась нашему государству в наследство от Советского Союза. Но в те времена она была эффективна и не могла включать в себя минусы, возникающие в современных реалиях. Безответственный подход многих работодателей к выплате гарантированных государством пособий и вынудил ФСС придумать прямые выплаты. Права граждан по получению денежных выплат через работодателя могут быть нарушены в случае:

  • остановки функционирования организации в случае банкротства;
  • отсутствие достаточного количества денег на счету для выплаты (актуально для небольших предприятий при выходе в декрет сразу нескольких сотрудниц);
  • сокрытие руководителя от органов правопорядка;
  • отказ фирмы по каким-либо причинам;
  • наличие судебного решения о выплате, но наличествует недостаток средств на счетах.

Поэтому новая система прямых выплат выигрывает по сравнению со старой, так как в этом случае пособие обязательно будет выдано, а риски остаться без денег исключаются. Следует помнить, что при отказе работодателя в выплате, добиться права получения можно только через суд, а это трудоемкий и затратный по времени процесс.

Преимущества "прямых выплат"

Учитывая факт постепенного перевода всех регионов на прямые выплаты, следует рассказать об их преимуществах:

  • начисление полной причитающейся суммы, без обмана;
  • получение денежных средств вне зависимости от экономического состояния организации, в которой вы работаете;
  • выбор удобного варианта для получения;
  • отсутствие конфликтной ситуации при общении с работодателем;
  • 100% получение пособия.

Действие положительных моментов прямых выплат уже оценили жители следующих регионов:

  1. Нижегородская область.
  2. Карачаево-Черкесская Республика.
  3. Новгородская область.
  4. Астраханская область.
  5. Новосибирская область.
  6. Тамбовская область.
  7. Курганская область.
  8. Самарская область.
  9. Белгородская область.
  10. Ростовская область.
  11. Брянская область.
  12. Калининградская область.
  13. Калужская область.
  14. Липецкая область.
  15. Ульяновская область.
  16. Хабаровский край.
  17. Республика Мордовия.
  18. Республика Татарстан.
  19. Республика Крым.
  20. город Севастополь.

Судя по опыту данных субъектов федерации, прямые выплаты - это крайне действенный вариант получения социальных пособий. Именно после положительных отзывов граждан, получающих пособия напрямую от ФСС, принято решение о переходе на прямые выплаты в масштабах страны.

Страховые службы (ФСС) решили внести свои реформы по сбору страховых взносов, о которых было сказано ещё в 2011 году. Пилотный проект ФСС заключается в осуществлении прямых выплат из фонда напрямую сотрудникам. Правительство поддержало законопроект, и он шагнул в массы. Список регионов, попадающих под пилотный проект, определяет государство. Что же представляет собой пилотный проект ФСС?

Законопроект подразумевает изменение по выплатам. Это , декретному отпуску, рождению ребенка. Платить теперь будет не работодатель, а Фонд Социального Страхования.

Прежде чем приступать к прямым выплатам, все данные работника (официально устроенного) вносятся в базу ФСС. Это поможет обеспечить бесперебойную выплату нуждающимся гражданам.

Естественно, существуют риски. Чтобы проверить, насколько будет эффективен этот проект, были выбраны тестовые регионы.

Пилотный проект ФСС прежде всего коснется граждан, которые работают по договору, самих работодателей и учреждений здравоохранения. Коммерсанты-работодатели, как и ранее, будут выплачивать страховые взносы в полном объеме без уменьшения их выплат. Помимо прочего, изменился бланк больничного листа.

Как же работает этот проект? Если работник заболел, то ФСС, минуя работодателя, напрямую перечисляет денежные средства на его открытый счёт или отправляет денежный перевод.

Смотрите также разъяснения про пилотный проект ФСС в видео:

Категория граждан и выплат, попадающая под пилотный проект

На прямые выплаты из ФСС могут претендовать граждане, работающие по найму. Люди могут рассчитывать на выплаты по следующим видам пособий:

  • При временной нетрудоспособности.
  • По беременности и родам.
  • Производятся выплаты при рождении ребёнка.
  • Оплачивается больничный лист при травматизме на производстве.

Для работодателей изменилась система оплаты страховых взносов. Каждый работодатель обязан регистрировать своих сотрудников (оформлять их официально) и, соответственно, уплачивать за них страховые взносы. Новая система страхования подразумевают, что работодатель уплачивает взносы в двух видах обязательного страхования:

  • Обязательное страхования по случаю временной нетрудоспособности, в связи с материнством и детством.
  • Обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных болезней.

Система позволяет людям, пострадавшим на производстве или просто ушедшим на больничный, воспользоваться прямыми выплатами. Есть гарантия, что государство в полном объеме выплатит причитающие деньги. Пилотный проект ФСС работает для людей, оказывая вовремя необходимую помощь.

Конечно, работодатели, как и ранее, вынуждены нести расходы на выплату страховых взносов в ФСС. С 2016 года на прямые выплаты могут рассчитывать граждане, которые предъявляют нужные документы. Если возникла одна из перечисленных ситуаций, можно надеяться на прямые выплаты:

  • Временная нетрудоспособность по состоянию здоровья, которое не позволяет в полном объеме заниматься профессиональной деятельностью.
  • В случае беременности и родов.
  • Единовременная помощь женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности.
  • Единовременная помощь при рождении младенца.
  • Пособие на руки одному из родителей, которые ухаживают за ребенком до полутора лет.
  • Оплата отпускных, которые могут быть как очередными, так и дополнительными. Если работнику необходимо пройти санаторно-курортное лечение после несчастного случая, оплачиваются все дни пребывания в санатории, а также дорога в оба конца.


Какие регионы участвуют в пилотном проекте по прямым выплатам?

Сейчас в пилотном проекте участвуют следующие регионы (по алфавиту):

  • Астраханская область;
  • Белгородская область;
  • Брянская область;
  • Карачаево-Черкесская Республика;
  • Нижегородская область;
  • Курганская область;
  • Новгородская область;
  • Новосибирская область;
  • Калининградская область;
  • Калужская область;
  • Крым;
  • Липецкая область;
  • Мордовия;
  • Ростовская область;
  • Самарская область;
  • Севастополь;
  • Тамбовская область;
  • Татарстан;
  • Ульяновская область;
  • Хабаровский край.

Пилотный проект в 2017 и далее

  • Адыгея;
  • Алтай;
  • Алтайский край;
  • Амурская область;
  • Бурятия;
  • Вологодская область;
  • Еврейская автономная область;
  • Калмыкия;
  • Магаданская область;
  • Приморский край;
  • Омская область;
  • Орловская область;
  • Томская область.
  • Забайкальский край;
  • Волгоградская область;
  • Владимирская область;
  • Воронежская область;
  • Ивановская область;
  • Кировская область;
  • Кемеровская область;
  • Костромская область;
  • Курская область;
  • Рязанская область;
  • Смоленская область;
  • Тверская область;
  • Якутия.
  • Архангельская область;
  • Дагестан;
  • Ингушетия;
  • Кабардино-Балкария;
  • Карелия;
  • Коми;
  • Северная Осетия;
  • Тульская область;
  • Хакасия;
  • Удмуртия;
  • Чечня;
  • Чувашия;
  • Ярославская область.

Преимущества пилотного проекта

Несомненно, пилотный проект ФСС за время своего существования показал, насколько он эффективен.

Проект был разработан для граждан, оформленных на работу и имеющих трудовой договор. То есть для людей, зарегистрированных во всех гос. структурах «по белому». Работник в этом случае может быть уверен, что все полагающиеся выплаты он получит, так как в данном случае нет посредников, и непосредственно начислениями и выплатами занимается сам фонд социального страхования.

Прямые выплаты из ФСС показывают прозрачность сделки: никто, кроме фонда и работника, в этом процессе не участвует.

Честному и добросовестному работодателю законопроект оказывает помощь в плане начисления больничного и выплаты.

Первопроходцами пилотного проекта были два региона РФ — Карачаево-Черкессия и Нижегородская область, а каждый год субъекты добавлялись. К 2019 году планируется ввести новый законопроект в оставшиеся субъекты Федерации.

Пилотный проект, работающий в конкретном регионе, никак не влияет на процедуру оформления работника. По месту работы сотрудник пишет заявление и предоставляет бюллетень и все необходимые документы. Если все документы, которые требуют инспекторы ФСС, имеются, заявление принимается. После подписания заявления работодатель обязан передать все эти документы в ФСС с описью. После этого инспекторы проводят начисления и полагающиеся выплаты.

В случае болезни или материнства работнику выплачивается пособие .


По сути, пособие - это выплата страховки. При этом работодатель является страхователем застрахованным лицом .

При наступлении страхового случая - болезни или материнства работник получает социальное пособие или, иначе говоря, страховку. Сумма пособия частично или полностью оплачивается за счет фонда социального страхования (ФСС).


В настоящее время существуют два механизма выплаты страховки:

  1. зачетная система ;
  2. прямые выплаты .

Работодатель сначала самостоятельно считает размер социального пособия, после чего выплачивает его работнику из собственных средств.

В связи с тем, что работодатель обязан ежемесячно оплачивать страховые взносы на случай ВНИМ, у него возникает право на компенсацию расходов по выплате пособий.


Для компенсации расходов при зачетной системе у страхователя имеются следующие варианты.

  • Зачет
  • Возмещение

Для возмещения расходов в фонд соцстраха нужно представить следующие документы.

  1. Подтверждающие документы

По нашему мнению, основной недостаток зачетной системы – это самостоятельный расчет работодателем размеров соцпособий, а затем их выплата из собственных средств. При этом процесс возмещения понесенных расходов достаточно длительный.


Сотрудники соцстраха при обнаружении ошибок в расчете размеров пособий могут работодателю доначислить страховые взносы, пени и штрафные санкции.

Законодателями разработан механизм прямых выплат с целью выплаты пособия работникам напрямую пилотным проектом ФСС.


Пилотный проект действует не везде, а только в некоторых регионах РФ. В пилотном проекте автоматически участвуют зарегистрированные в таком субъекте:

  • организации;

Работодателю – участнику пилотного проекта ФСС следует учитывать следующие особенности .

  1. Не нужно считать и выплачивать
  2. полном объеме
  3. Нужно получить от работника заявление и документы для выплаты пособия и передать сведения в ФСС.
  4. нельзя зачесть возместить из бюджета фонда.

Деньги перечисляются фондом на банковский счет работника, указанный в заявлении, или почтовым переводом.


Таким образом, работодателю – участнику пилотного проекта нужно только представить в фонд пакет документов.


Работодатель не позднее 5 дней со дня получения заявления и документов от работника должен передать их в свое отделение соцстраха вместе с описью. При этом список документов зависит от вида выплаты.


Вид пособия

Список необходимых документов

По временной нетрудоспособности

  • Листок нетрудоспособности

По беременности и родам

Женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

При рождении ребенка

  • Справка с места работы другого родителя о том, что он не получает пособие
  • Если родители разведены, свидетельство о расторжении брака и справка, подтверждающая совместное проживание с ребенком

По уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет




Пакет документов для выплаты пособий можно подать двумя способами:

  1. опись ;

Участник пилотного проекта может выбрать любой способ подачи документов, если среднесписочная численность работников не превышает 25 человек. Если же количество работников больше 25 человек электронной форме .


Обращаем внимание, что пилотный проект ФСС предусмотрен для пяти видов пособий:

  • по беременности и родам;
  • женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • при рождении ребенка;
  • по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

При других выплатах, например, при оплате дополнительных выходных для ухода за ребенком-инвалидом, страхователь оплачивает, как раньше, из собственных средств. Но эти расходы нельзя зачесть в счет уплаты страховых взносов, можно только возместить из бюджета ФСС.

  • Электронные больничные

В случае болезни или материнства работнику выплачивается пособие.


По сути, пособие - это выплата страховки. При этом работодатель является страхователем, так как, оплачивая взносы в ФСС на случаи ВНиМ (временной нетрудоспособности и материнства), он страхует работника. Работник соответственно является застрахованным лицом.

При наступлении страхового случая - болезни или материнства работник получает социальное пособие или, иначе говоря, страховку. Сумма пособия частично или полностью оплачивается за счет фонда социального страхования (ФСС).


В настоящее время существуют два механизма выплаты страховки:

  1. зачетная система;
  2. прямые выплаты.

Зачетная система выплата пособий

Работодатель сначала самостоятельно считает размер социального пособия, после чего выплачивает его работнику из собственных средств.

В связи с тем, что работодатель обязан ежемесячно оплачивать страховые взносы на случай ВНИМ, у него возникает право на компенсацию расходов по выплате пособий.


Для компенсации расходов при зачетной системе у страхователя имеются следующие варианты.

  • Зачет понесенных расходов по соцпособиям в счет погашения начисленных в соответствующем периоде страховых взносов на ВНиМ.
  • Возмещение из соцстраха понесенных расходов, если расходы на оплату больничных и других пособий превышают размер начисленных взносов.

Для возмещения расходов в фонд соцстраха нужно представить следующие документы.

  1. Заявление
  2. Справку-расчет
  3. Расшифровку расходов
  4. Подтверждающие документы

По нашему мнению, основной недостаток зачетной системы – это самостоятельный расчет работодателем размеров соцпособий, а затем их выплата из собственных средств. При этом процесс возмещения понесенных расходов достаточно длительный.


Сотрудники соцстраха при обнаружении ошибок в расчете размеров пособий могут работодателю доначислить страховые взносы, пени и штрафные санкции.

Прямые выплаты или пилотный проект

Законодателями разработан механизм прямых выплат с целью выплаты пособия работникам напрямую, а не через работодателя. Данный механизм называется пилотным проектом ФСС.


Пилотный проект действует не везде, а только в некоторых регионах РФ. В пилотном проекте автоматически участвуют зарегистрированные в таком субъекте:

  • организации;
  • обособленные подразделения, самостоятельно выплачивающие зарплату работникам.

Работодателю – участнику пилотного проекта ФСС следует учитывать следующие особенности.

  1. Не нужно считать и выплачивать работникам некоторые соцпособия. Их выплачивает ФСС застрахованным лицам напрямую.
  2. Нужно уплачивать страховые взносы на ВНиМ в полном объеме, без уменьшения в сумме расходов на пособия.
  3. Нужно получить от работника заявление и документы для выплаты пособия и передать сведения в ФСС.
  4. Необходимо по-прежнему оплачивать за свой счет первые три дня больничного.
  5. Нужно за свой счет выплачивать дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом, пособие на погребение и расходы для сокращения травматизма. Эти суммы нельзя зачесть в счет уплаты страховых взносов, можно только возместить из бюджета фонда.
  6. Стало проще заполнять форму 4-ФСС и расчет по страховым взносам. В отчетах не нужно отражать данные по социальным пособиям.


Что делать работнику и работодателю при прямых выплатах?

Шаг 1.

Работник должен представить работодателю заполненное заявление с приложением подтверждающих документов.

Шаг 2.

Работодатель в течение 5 календарных дней должен передать в ФСС это заявление и документы, необходимые для получения соцпособия.

Шаг 3.

По общему правилу у фонда соцстраха есть 10 календарных дней на принятие решения и выплату пособия.

Деньги перечисляются фондом на банковский счет работника, указанный в заявлении, или почтовым переводом.


Таким образом, работодателю – участнику пилотного проекта нужно только представить в фонд пакет документов.



Обращаем внимание, что пилотный проект ФСС предусмотрен для пяти видов пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • при рождении ребенка;
  • по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

При других выплатах, например, при оплате дополнительных выходных для ухода за ребенком-инвалидом, страхователь оплачивает, как раньше, из собственных средств. Но эти расходы нельзя зачесть в счет уплаты страховых взносов, можно только возместить из бюджета ФСС.

  • Электронные больничные
  • Какие отчеты должны сдавать страхователи
  • Как уплачивать страховые взносы на случаи ВНиМ
  • Электронная сдача реестра сведений в ФСС
  • Список субъектов – участников пилотного проекта ФСС