Принципы районирования. Понятие, принципы и цели экономического районирования
1. Экономический принцип , рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств.
Согласно этому принципу, специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.
2. Национальный принцип , учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
3. Административный принцип , определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.
Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса.
Современное экономическое районирование России включает три основных звена:
1. крупные экономические районы;
2. районы среднего звена – края, области, республики;
3. низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.
Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.
Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.
Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.
2.2. Метод экономического районирования.
1.Метод энергопроизводственных циклов (ЭПЦ).
Н. Н. Колосовский дал следующее определение этому методу: «...под энергопроизводственным циклом понимается вся совокупность производственных процессов, последовательно развертывающихся в экономическом районе СССР на основе сочетания данного вида энергии и сырья, от первичных форм добычи и облагораживания сырья и энергии и рационального использования всех компонентов сырьевых и энергетических ресурсов... Цикл надо понимать как историческую категорию, развертывающуюся во времени» (Регионоведение/Под ред. Т. Р. Морозовой).
Метод ЭПЦ учитывает именно последовательность производственных стадий, которые необходимо осуществить для производства продукта, и «строит» эту последовательность «от добычи сырья».
Н. Н. Колосовский наметил 8 генерализованных циклов:
1. пирометаллургический цикл черных металлов;
2. нефтеэнергохимический;
3. совокупность гидроэнергопромышленных циклов;
4. совокупность циклов перерабатывающей индустрии;
5. лесоэнергетический цикл;
6. совокупность индустриально-аграрных циклов;
7. гидромелиоративный;
8. индустриально-аграрный цикл.
Кроме того, он наметил девятый цикл – атомной энергии – как перспективный.
2. Метод межотраслевых комплексов.
Межотраслевые комплексы (МОК) представляют собой эффективное с народнохозяйственной точки зрения сочетание предприятий отраслей, участвующих в производстве определенного вида продукта или услуг.
Существует три группы отраслей, выделяемых в зависимости от детальности анализа продукта:
1. отрасли народного хозяйства (добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность);
2. отрасли промышленности (топливная, машиностроение и т. д.), сельского хозяйства (животноводство, растениеводство), транспорта (железнодорожный, автомобильный, речной и т. д.);
3. отрасли промышленности подразделяются на суботрасли (например, текстильная промышленность подразделяется на хлопчатобумажную, шерстяную, шелковую, льняную, трикотажную);
4. на суботрасли подразделяются и отрасли сельского хозяйства, транспорта и т. д.
В зависимости от того, какой ранг отраслей рассматривается в межотраслевом комплексе, можно говорить и о ранге самого комплекса. Кроме того, межотраслевые комплексы, как и ЭПЦ, различаются по специализации и территориальной значимости.
3. Метод коэффициентов.
Для решения межрайонных и внутрирайонных проблем некоторые исследователи используют также метод коэффициентов, пытаясь с их помощью определить специализацию, комплектность и эффективность развития хозяйства районов.
Интегральное экономическое районирование. Под экономическим районированием понимают такое членение территории страны, которая выходит из объективных закономерностей территориального разделения труда, формирование территориально-производственных комплексов разных масштабов и структуры, необходимости сохранения экологического равновесия и гармонического развития экономики и культуры национально-территориальных образований и есть важнейшей предпосылкой действующего регионального программирования, проведение эффективной государственной политики.
Расширение функций территориальных органов власти в решении социально-экономических вопросов и прочие факторы предопределяют повышение интереса к проблемам экономического районирования, которое предусматривает максимальную дееспособность территориальных экономических систем и создания таких отношений между районами, которые бы оказывало содействие повышению эффективности общественного хозяйства. Этого можно достичь прежде всего за счет хозяйственной специализации районов соответственно их естественным и экономическим условиям.
Экономическое районирование оказывает содействие экономии материальных ценностей в сфере оборота, создает условия для сокращения аппарата управление, ускоряет решение социально-экономических задач.
Признаки районов разных рангов неодинаковые: чем выше ранг района, тем большая комплексность отраслевой структуры хозяйства, разнообразная специализация, более разветвленные экономические связи, тем не менее выраженное территориально-экономическое единство.
Современная концепция экономического районирования состоит в признании дифференциации его целевой функции. При обосновании схем районирования необходимо учитывать не только условия районирования, а и объективные особенности, актуальные задачи управления социально-экономическим развитием районов на этом этапе.
Основными требованиями к схеме основных экономико - географических районов есть:
1. правильное отображение важнейших объективных особенностей территориального разделения труда в стране;
2. детализация территориальных пропорций общественного хозяйства, учет его территориальной структуры;
3. предусматривание более совершенных структур территориального управления.
Результаты районирования зависят от того, насколько полно учтенные его критерии и наиболее важные показатели элементов природы и общества. В частности, для изучения территориальной организации хозяйства, региональных аспектов взаимодействия общества и природы исключительно важное значение имеет микрорайонирование. Одним из его видов есть внутренне областное районирование. Оно обусловлено социальными и экономическими процессами, такими как урбанизация, возрастание территориальной концентрации производства, формирование территориальных систем хозяйства вследствие интеграции производства.
Внутренне областное районирование дает возможность научно обосновать развитие хозяйственных комплексов, изучать и регулировать взаимодействие хозяйства и естественной среды. Оно грунтуется на анализе естественных и социально-экономических процессов, явлений и факторов.
Потребность в новых комплексных природо-хозяйственных подходах к районированию для улучшения территориального управления подчеркивается во многих научных работах. Предлагается выделять районы территориального управления за тремя факторами: географическая среда (условия развития), экономический фактор (причины развития) и административное деление (условия управление).
2.3. Комплексный подход к внутренне областному районированию обеспечивается при таких условиях:
1) учете отличий в специализации хозяйства внутри области и выявлении их постоянства и хозяйственной целесообразности;
2) выявлении районо-образовательного значения городов, промышленных узлов и других центров, которые развиваются вместе с возрастанием территориальной концентрации областей, специализации внутренне областного экономического района и определяют его место в иерархии районов высшего ранга;
3) анализе транспортно-экономических связей, их интенсивности и конфигурации, которые отображают характер территориальной организации хозяйства вокруг промышленных узлов и центров на базе определенных областей специализации;
4) в учете вероятности любых больших новостроек в районе, эксплуатации открытых источников естественных ресурсов и формировании разных локальных территориально-производственных комплексов с оценкой возможного их влияния на экономику района;
5) в учете особенностей отдельных частей области и района с чрезмерной заселенностью, заболоченностью, гористостью и другими компонентами естественной среды, которые заметно влияют на специализацию хозяйства.
Из приведенных выше предпосылок внутренне областного районирования важнейшей есть специализация отдельных частей области на выпуске определенных видов продукции.
При слабо выраженном географическом разделении труда внутри области районо образовательными факторами есть, прежде всего:
а) однородность специализации сельского хозяйства;
б) экономическое тяготение к тому или другого транспортного узла или участка железной дороги, плеса судоходной речки, а также к тому или другого центра в соседней области;
в) однородность и большая специфичность природно-ресурсного потенциала сравнительно с другой территорией области (например, повышенные лесистость, заболоченность и т.п.).
К главным критериям выделения внутренне областных районов относят:
· производственную специализацию,
· комплексность развития.
При этом важное значение для внутренне областного районирования имеют густота населения (в отдельности городского и сельского), его трудовые привычки, которые влияют на специализацию хозяйства отдельных районов, и т.п.
Основным критерием внутренне областного районирования считают наличие ядра (промышленного узла) со специализацией в границах большого экономического района. К районо образовательным факторам належат также сформированные локальные системы расселения и элементы инфраструктуры: сеть путей, система энергопотребления, сеть мест обслуживание население и кратковременного отдыха, а также строительная база.
Итак, характерными чертами для внутренне областного экономического района есть общность условий и процессов развития хозяйства и его взаимодействие с естественной средой. Эта общность определяет, прежде всего, ресурсный потенциал территории и сходство социально-экономических и естественных условий использование его компонентов. Внутренне областной экономический район есть целостностью, которая получается природно-хозяйственным комплексом определенной местности в системе социально-экономических отношений.
Выделение внутренне областных районов, который рассматривается как процесс, есть важным средством обработки, систематизации, обобщение и использование пространственной экономико-географической информации. В этом случае для него характерная комплексность охвата связей между естественными, производственными и расселенческими компонентами.
Районирование можно осуществлять дедуктивным («сверху») и индуктивным («снизу») методами. Методически более правильным есть районирование «сверху», поскольку дает общее представление о возможном диапазоне типов совокупности. Однако и оно не гарантирует точности результатов, поскольку не все его разнообразия факторов и условий районо образования, являются довольно продуктивными, активизируют мышление и помогают лучше оценить выделенные районы.
Особым методом внутренне областного районирования есть метод, который учитывает агломерацию производств хозяйства с последовательным использованием местных естественных и трудовых ресурсов или географического положения (например,приморско- хозяйственный комплекс). Он состоит в определении контуров территориально-хозяйственных комплексов с учетом их энергии-производственных циклов.
Дальнейшее изучение внутренне областных районов требует проведение их типологизации за определенными признаками. Это своего рода стенографический метод, который дает возможность свести значительный объем информации к небольшому количеству категорий.
Специализация внутренне областных районов отображает направление развития их хозяйственных комплексов, то есть деление общественной работы, что сложился исторически соответственно естественным, экономическим и другим особенностям территории. Поэтому важно обнаружить факторы, которые могут обусловить изменения направлений развития хозяйства и определить новые линии специализации районов, а также их значение для территориально-хозяйственных комплексов высших градаций.
Знание реальных возможностей и путей дальнейшего развития внутренне областных районов дает возможность более точно определить их параметры, состав и границы.
Задачами научно обоснованного отраслевого районирования есть:
1) выявление современной роли (места) и потенциальных возможностей разных территорий в развития производств;
2) изучение условий развития производства в каждом районе, особенностей приемов и методов хозяйствование, которое обеспечивают наиболее экономное использование ресурсов и рентабельность производства;
3) определение путей усовершенствования отраслевой комплексности, взаимодействия данной области с другими видами производства в районе, разногласий, трудности и региональных проблем, решение которых оказывает содействие повышению производительности общественной работы;
4) предусматривание изменений в естественной ситуации.
Главными признаками, за которыми осуществляется отраслевое районирование, есть специализация, концентрация, структура производства, система отраслевых центров, стойкость связей этого производства с другими областями в границах определенной территории, особенности балансов сырья и готовой продукции и т.п. Иногда отраслевые районы выделяют лишь за показателями специализации и отраслевой структуры производства. Тем не менее, для районирования их недостаточно, поскольку сопредельные территории с одинаковой специализацией могут значительно отличаться одна от одной путями повышения экономической эффективности производства, которое может стать отдельным признаком для выделения нескольких отраслевых районов.
Итак, с учетом изложенного, отраслевой экономический район - это территория с определенным объединением областей и производств, которая имеет специфические условия, структуру, проблемы и перспективы развития, территориальную организацию и географическое положение.
Отраслевые специализированные районы отличаются один от другого:
1. естественными и экономическими условиями формирования;
2. расстоянием к источникам сырья;
3. топливно-энергетических ресурсов и мест потребления выработанной в районе готовой продукции;
4. производственной специализацией и структурой;
5. уровнем развития и степенью «зрелости»;
6. особенностями территориальной организации производства и т.п..
В экономическом анализе отраслевых районов важно определить направление их развития и повышение эффективности производства.
Для этого нужно:
1. дать правильную экономическую оценку размещения области;
2. определить факторы положительного или отрицательного влияния на его экономическую эффективность:
3. определить возможные перспективы рационального размещения производств области.
Анализ отраслевых специализированных районов предусматривает изучение и обоснование:
1. структуры и пропорциональности объединения производств;
2. рационального уровня их развития и территориальной концентрации;
3. территориально-производственных связей;
4. экономически оправданных зон сбыта и потребление готовой продукции;
5. перспектив развития и направлений эффективного использования капитальных вложений.
Определение и анализ отраслевых специализированных районов должны оказывать содействие:
1. обеспечению рационального объединения отраслевого и территориального управления;
2. правильному территориальному распределению капитальных вложений;
3. усилению концентрации и кооперирование производств;
4. специализации предприятий и рационализации хозяйственных связей между ними;
5. созданию больших объединений, усовершенствованию территориального управления.
Разновидностью отраслевого экономического районирования есть выделение производственно-сбытовых зон . Главный метод промышленного и сельскохозяйственного производственно-сбытового зонирования - определение экономических границ равнозначных производственно-транспортных затрат по одноименной или взаимозаменяемой продукции со следующим корректированием балансов производства и потребление.
Зонирование перевозок означает выделение наиболее выгодных зон распространения продукции из отдельных источников.
Размер зоны, которая потребляет выработанную продукцию, зависит:
1. от степени дифференциации производственных затрат на разных предприятиях, которые вырабатывают продукцию определенного вида;
2. от транспортных затрат, которые возрастают в меру отдаления пункта потребление от места производства.
Пункты, в которых продукция разных источников имеет одинаковую стоимость, образовывают систему грузового распределения, а линии, которые соединяют эти пункты, - границы оптимальных зон распространения продукции. При этом в конкретных расчетах учитывается, кроме производства, разная стоимость перевозки продукции отдельными видами транспорта, на разных участках транспортных путей и в разных направлениях.
3 . Специализация районов и методы её определения, понятия об эффективной специализации хозяйства районов.
Специализация районов
Специализация района должнаопределять отрасли, где затраты труда и средств на производство продукции и его доставку потребителю самые сравнению с другими районами. Экономическая эффективность специализации оценивается как с точки зрения целесообразного территориального разделения труда в масштабе страны, так и с точки зрения полного и самого производительного использования местных ресурсов района. Еще во времена работы над сетью экономических районов было описано две разновидности процессов и явлений: тенденция к членению производства, оказывалась в разделении труда, специализации и концентрации, и тенденция к интеграции первоначально разрозненных частей. Осложнения территориальной структуры народного хозяйства требовало дальнейшего развития теории экономического районирования. М. Колосовки ввел понятие ТИК. Среди новых свойств ТВК отмечалась упорядоченность внутренней структуры, где на уровне подсистем образовывались прочные совокупности производств - энергопроизводственные циклы. Новые территориально-производственные системы (ТИК и ЕВЦ) унаследовали различные свойства районных комбинатов: ТИК - способность формировать экономический район, ЕВЦ - способ внутренней самоорганизации на основе комбинирования
Э. Мейо экспериментально доказал, что господствовавшая долгое время в западных странах теория Фредерика Тейлора (1856-1915), ориентировавшая бизнесменов на материальную выгоду как на единственный двигатель производства, заводит в конце концов в тупик. Выяснилось, что на предприятиях, следовавших принципам тейлоризма, стали получать массовое распространение среди высокооплачиваемых работников явления так называемой "промышленной тоски", апатии, подавленности, повышенной раздражительности, потери всякого интереса к работе, участились конфликты между рабочими и администрацией.
Условия и факторы размещения производительных сил.
Факторы РПС – это совокупность пространственных и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает наилучшие результаты при размещении производств. (Природные, социально экономические, материально-технические, технико-экономические, экологические, особенности развития общества)
Закономерности РПС – пространственная модификация эконом закона, выражающая основные тенденции размещения народного хоз-ва.
Принципы РПС – осн исходные положения долгосрочной эконом политики, которыми руководствуются в процессе разработки программ перспективного регионального развития.
Экономическое районирование и его принципы. Иерархическая система экономического районирования. Типология районов
В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.
Экономическое районирование - это процесс разделения страны на целостные территориальные части народного хозяйства, имеющие свою производственную специфику и прочные экономические связи. В основе экономического районирования лежит выделение экономических районов.
Принципы - это основные правила долгосрочной политики, методы хозяйствования, учитывающие закономерности и факторы. Общий принцип экономической и социальной эффективности - необходимость учета конечного народно-хозяйственного и социального результата при размещении экономики и ее территориальной организации и соблюдение закона экономии времени и повышения производительности труда. С ним связаны такие принципы, как: а) принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции; б) принцип комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов; в) принцип выравнивания уровней экономического и социального развития районов страны.
Принцип учета требований военной безопасности при размещении производительных сил, ограничения и регулирования роста больших городов, подъема и активизации средних и малых городов.
Экономические районы могут объединяться в макрорегионы , или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы. Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.
Существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.
Типология : 1. Типологии по характеристикам - это наиболее распространенный тип экономико-географических типологий. Наибольшее число типологических характеристик пространственных систем опирается на хозяйственную специализацию этих систем. 2. Типологии по динамике развития. При анализе развития динамики систем, в их числе регионов и районов, особое внимание привлекают два аспекта: скорости развития и стадии развития. Скорости развития, как правило, представляют собой количественное выражение процессов развития. Отсюда широкое распространение классификаций районов и регионов по скоростям развития: "быстро развивающийся", "отсталый". Комплексные, "конечные" картины состояния районов и регионов с разной динамикой развития достаточно контрастны, и их делят на районы и регионы, находящиеся на разных стадиях развития. 3. Типологии по экономико-географическому положению . Возможно выделение в каждой центров и районов периферийных и полупериферийных.
Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Без глубокого изучения порайонных (региональных) географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом. Виднейшие ученые России (М. В. Ломоносов, К. А. Арсеньев, В. Н. Татищев, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Д. И. Менделеев, Н.Н. Колосовский.) применяли метод районирования – деления страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.
Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Значение районирования для географии можно сравнить с периодизацией эпох в геологии, хронологией в истории, периодической системой элементов Д. И. Менделеева в химии, классификацией и систематикой в ботанике.
В географии используют разные варианты районирования. Во-первых, всю территорию страны можно разделить на районы, не оставляя между ними свободных пространств. Так, в физической географии выделяют крупные природные комплексы России: Русскую равнину, Урал и т.д. Административно- территориальное деление России на области, края, республики также охватывает всю территорию. Именно так выделяют экономические районы и зоны.
Районирование при этом идет как бы «сверху» – от всей территории страны, которую делят на крупные регионы (районы) одного рода (природные, административные, экономические и т.д.). Подобное однородное районирование многоступенчато (иерархично). Каждый крупный район (макроуровень), в свою очередь, можно подразделить на районы мезоуровня и так до микроуровня. Но в общественной географии наряду с однородным районированием применяют и так называемое узловое районирование.
На различных картах страны (населения, промышленности, охраны
природы и др.) отчетливо выделяются «сгустки», «фокусы», «узлы концентрации». На карте населения – городские агломерации. На карте промышленности – ядра промышленных узлов и районов. На экологической карте – центры загрязнения и районы, на которые они оказывают воздействие, «фокусы» экологических катастроф и зоны экологических бедствий. На специальных картах можно увидеть «узлы» межнациональных конфликтов.
При узловом районировании прежде всего выделяют центры (ядра) этих объектов и явлений, а затем окружающие тяготеющие к ним территории, на которых сказывается влияние ядра. Границы подобных районов менее четки. При этом может быть несколько условных границ, каждая из которых отражает степень влияния ядра, уменьшающуюся постепенно и по-разному в различных направлениях.
Можно выделить несколько зон влияния крупных городов: расселения, маятниковых миграций, взаимодействия промышленных центров с ядром, загрязнения, рекреации, пригородного сельского хозяйства и т. д. Поскольку узловое районирование идет «снизу» - от ядер, центров, фокусов концентрации различных явлений общественной жизни, оно часто носит проблемный характер. Это особенно важно в наше сложное время – время проблем, тоже имеющих свою географию.
Пространственная (территориальная) организация общества, которая рассматривается как: а) совокупность процессов или действий по размещению предприятий сферы материального производства и непроизводственной сферы, населения, природопользования с учетом их отношений, связей, соподчиненности и взаимозависимости; б) сочетание функционирующих пространственных (территориальных) структур: расселения населения, производства, природопользования, объединяемых структурами управления и процессом общественного воспроизводства.
Пространственная организация общества строится на территориальном разделении труда, тесно взаимодействующем с процессами районо- и комплексообразования, пространственной дифференциацией природных и социально-экономических условий. Чтобы понять их сущность, вспомним, что исследование любой территории (например, страны) неизбежно приводит к установлению территориальных различий «от места к месту». При этом каждое явление (природное или социально-экономическое) занимает не всю территорию, а некоторую ее часть - ареал. Внутри ареала оно может охватывать его практически сплошь (континуально) или только отдельные части, т. е. дискретно.
Разделение территории (акватории) по какому-то признаку (явлению, условию) и степени его выраженности или по сочетанию признаков и есть пространственное дифференцирование, т. е. районирование в широком смысле. Следует иметь в виду, что такое дифференцирование всегда объективно, так как исходит из наличия или отсутствия, количественного выражения какого-либо признака.
Сущность процесса районирования - в выявлении своеобразных территориальных образований и их границ в пространстве. Термин «районирование» многозначен. Под экономическим (социально-экономическим) районированием понимается, во-первых, специальное научное направление, решающее задачи обоснования состава (идентификации) и проведения границ на карте (делимитации) экономических районов, и, во-вторых, как комплексная научная дисциплина, исследующая экономические, социальные, политические, экологические, организационно-управленческие аспекты развития районов.
Теперь остановимся на содержании понятий «район», «географический район» и «экономический район». Район - основная категория в географии, которая является отражением как дифференциации пространства, так и процессов территориального комплексообразования, являясь таким образом критерием географичности исследований и атрибутом географического мышления. В самом широком понимании район - это территория (акватория), выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений, а также таксономическая единица в какой-либо системе территориального членения.
Географический район - это целостная территория (акватория), характеризующаяся, как правило, общностью генезиса, взаимосвязанностью компонентов географической оболочки и элементов ландшафта или общественного воспроизводства (эти характеристики отличаются от наблюдаемых на соседних территориях).
Экономический (социально-экономический) район - это территория, которая отличается от других специализацией и особенностями комплексного развития хозяйства, своеобразным географическим положением, природными и трудовыми ресурсами.
Социально-экономическое районирование выступает составной частью территориальных исследований и нацелено на активизацию территориального управления и оптимизацию территориальной организации жизни общества, на решение наиболее актуальных экономических, социальных, экологических проблем. Оно дает объективную основу для всех видов региональных исследований и преобразований. Районирование позволяет актуализировать природно-ресурсный, экономический, социальный и демографический потенциал всех регионов страны, более полно и эффективно использовать внутренние и внешние резервы и ресурсы, совершенствовать организацию иерархически структурированных районов, оптимизировать структуру федерального и регионального управления. Оно учитывает территориальное разделение труда и служит основой систематизации социально-экономической и экологической информации в пространственно-временном разрезе. Выделение сетки объективно существующих районов для целей территориального прогнозирования, программирования и управления стало стержнем социально-экономической географии.
Анализ объективного процесса районообразования - одно из важнейших направлений исследований, а центральным методологическим и методическим приемом познания пространственной организации общества является экономическое районирование, которое представляет собой составную часть территориального управления и региональной политики.
Районообразование - процесс возникновения устойчивых пространственных сочетаний элементов ландшафта (природное райо-нообразования) или элементов общественного воспроизводства (экономическое районообразование) с высокой интенсивностью внутренних взаимосвязей и взаимодействий. Районообразование - проявление неоднородности географической оболочки, хорологически неодинаковой интенсивности взаимодействия ее различных элементов.
Районообразование может и не охватывать всю территорию, тогда как административное районирование требует деления территории «без остатка». В таком случае к району волевым путем (чаще всего по признаку территориальной смежности) присоединяют пустые, «резервные», с точки зрения развития районообразующего процесса, территории. Таким образом, административно закрепленный экономический район может вовсе и не обладать целостностью экономической (а только территориальной).
В отличие от процесса районообразования районирование характеризуется постановкой цели, оно может осуществляться для выявления объективно существующих районов, регионализации социально-экономической политики, в интересах управления и т. п. Результатом районирования является сеть (сетка) районов, которая отражает иерархичность пространственных систем. При этом как районы одного уровня, так и иерархическая цепочка районов разных уровней должны отвечать заранее заданным типологическим и классификационным характеристикам.
Внутрирайонные и межрайонные связи должны быть построены на основе целесообразного территориального разделения труда.
Экономические районы имеют свою отраслевую и территориальную структуру. Отраслевая структура хозяйства района представляет собой сочетание различных отраслей экономики и отражает его участие в межрайонном (международном) разделении труда. Она находит выражение в сочетании в пределах экономического района следующих отраслей и видов производств.
Главные у определяющие место района в территориальном разделении труда, формирующие производственный профиль района. Эта группа отраслей обеспечивает не только собственные, но и внешние потребности.
Базисные у которые обеспечивают сырьем и топливом главные производства, а также все остальные отрасли. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. В случае если эти отрасли поставляют сырье и топливо в другие районы, они могут приобретать значение главных (например газовая и нефтяная промышленность Западной Сибири).
Сопутствующие у которые возникают на основе совместного использования источников сырья и топлива или переработки отходов производства. Эти отрасли усиливают комплексность развития хозяйства района и могут обеспечивать как местные потребности, так и вывозить продукцию за пределы района. Примером сопутствующих производств служат коксохимия Кузбасса, цементная промышленность Урала и др.
Дополнительные, которые вывозят свою продукцию в другие районы, являясь отраслями специализации, но не связаны с главными и сопутствующими производствами. Дополнительными отраслями являются лесная промышленность Уральского района, текстильная промышленность Центрального и Северо-Западного района, цветная металлургия Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Внутрирайонные у которые удовлетворяют потребности самого района своей продукцией, независимо от его специализации, участвуют в повышении уровня жизни населения района. Это многочисленные отрасли легкой и пищевой промышленности.
Обслуживающие (инфраструктура), включают производства, которые снабжают электроэнергией, теплом, водой, общими ремонтными базами, складскими помещениями все отрасли района.
Из шести групп отраслей лишь три являются отраслями специализации (главные, сопутствующие, дополнительные) и только главные и базисные отрасли определяют границы района, являясь таким образом районообразующими.
Экономический район как сложная целостная система обладает определенной территориальной структурой. Под территориальной структурой понимается совокупность пространственно расчлененных компонентов и связей между ними. Каждый компонент территориальной структуры выполняет определенную функцию, реализация которой осуществляется через транспортные магистрали. Основными компонентами территориальной структуры экономических районов являются экономические узлы, экономические центры и экономические пункты.
Экономический узел представляет собой экономически, социально и экологически эффективное сочетание взаимосвязанных предприятий, компактно расположенных на небольшой территории, связанных между собой экономическими, производственно-техническими связями, имеющими общую систему расселения, сложившуюся социальную и производственную инфраструктуру. Среди экономических узлов выделяют промышленные, агропромышленные, транспортные, индустриально-строительные, рекреационные узлы.
Экономический центр - это группа производств и селитьба в пределах одного городского поселения, объединенные общим экономико-географическим положением, производственной, социальной, экологической и рыночной инфраструктурой.
Экономические пункты включают населенные пункты с одним хозяйственным объектом, выполняющим определенную народнохозяйственную функцию (сельскохозяйственную, лесопромысловую, горнодобывающую, рекреационную и др.).
В каждом экономическом районе пространственные компоненты и транспортные артерии образуют определенный каркас его территориальной структуры. Так, в Центральном районе территориальная структура носит радиально-кольцевой характер, который определяется Московской агломерацией, радиальными магистралями и несколькими «кольцами», в узлах которых находятся областные центры, расположенные на расстоянии 200-250 км от Москвы (Тверь, Ярославль, Тула, Рязань, Смоленск, Владимир и др.). Другими видами территориальной структуры являются радиально-дуговая (Северо-Западный район), решетчатая (Центрально-Черноземный район), линейная (Восточно-Сибирский район).
Один из важных вопросов теории экономического районирования - изучение динамики и стабильности экономических районов и связи этих процессов. Отраслевая структура экономических районов под воздействием НТП изменяется достаточно быстро. Однако частные изменения, накапливаясь в экономическом районе, не сразу приводят к существенным изменениям его отраслевой и территориальной структуры. Поэтому можно говорить об определенной стабильности экономического района как целого и всей системы экономических районов. Этот вопрос тесно связан со стадийностью формирования и развития экономических районов. Н. Н. Колосовский выделял пять ступеней развития хозяйства экономических районов.
Резервные территории со слабым уровнем развития экономики и малым участием в территориальном разделении труда. Как правило, они обладают значительным природно-ресурсным потенциалом, но их специализация окончательно не определилась и они входят в состав района по принципу транспортного тяготения.
Районы пионерного экономического развития, где выявлены природные ресурсы, имеются необходимые трудовые ресурсы для их освоения, определена специализация, но использование природных ресурсов производится выборочно в силу мелкоочагового расселения и производства.
Районы крупноочагового развития хозяйства характеризуются наличием больших промышленных узлов и транспортных магистралей с примыкающими к ним экономически освоенными территориями. В данных районах наряду с освоенными регионами имеются также резервные территории, которые постепенно вводятся в хозяйственный оборот.
Районы мощных очагов хозяйственного развития имеют в основном сформировавшиеся хозяйственные комплексы, некоторые звенья которых еще строятся или только проектируются.
Районы сложившегося комплексного хозяйства отличаются сформировавшейся структурой производства, значительным уровнем использования природных и трудовых ресурсов, четко определившимся местом в территориальном разделении труда, наличием верхних «этажей» развития районного комплекса.
Система экономических районов представляет собой совокупность иерархически взаимоподчиненных территориальных единиц. Выделяют следующие таксономические единицы экономического районирования.
Экономические зоны - группы экономических районов, выделяемые для целей долгосрочного прогнозирования размещения производительных сил в период становления рыночных отношений. В России выделяют две экономические зоны - Западную и Восточную. В Западной зоне получили развитие трудоемкие и наукоемкие отрасли промышленности, обеспечивающие научно-технический прогресс, а также сформировался многоотраслевой агропромышленный комплекс. Восточная зона - главная топливно-энергетическая и минерально-сырьевая база страны.
Укрупненные районы (макрорегионы) формируются в пределах экономических зон по принципу однородности природно-ресурсного потенциала, специализации хозяйства и экономических связей. В Западной зоне выделяют три макрорегиона - Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг, в Восточной два - Сибирь и Дальний Восток.
Крупный экономический район - основное звено в системе экономического районирования. Он представляет собой целостную территорию, имеющую свою производственную специализацию и тесные экономические внутрирайонные связи. В настоящее время выделяют 11 крупных экономических районов - Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.
К мезорайонам относятся субъекты Российской Федерации (республики, области, края). Они также являются специализированными комплексами, но с более узкой специализацией и сильными внутренними экономическими связями.
Низовые районы, или микрорайоны, - это первичные районные «ячейки» в таксономии экономического районирования. К ним относятся городские и сельские административные районы.
В силу особенностей географического положения и главным образом сочетания различных компонентов и элементов на данной территории, общие закономерности проявляются в пределах района в специфических формах, отличающихся относительной устойчивостью и придающих всему сочетанию характер системы. Внутренние (внутрирайонные) взаимосвязи и взаимодействия района отличаются от внешних (межрайонных) большей устойчивостью и интенсивностью. Как правило, интенсивность свойственных какому-либо району процессов (особенно району узловому) максимальна на одном из участков (ядро) и убывает к периферии, зачастую не позволяя четко ограничивать территорию района. Иногда таких ядер обнаруживается несколько, что свидетельствует об усложнении структуры, образовании пространственных сочетаний более низкого иерархического порядка - подрайонов.
Район однородный (гомогенный) - ареал, в каждой точке которого районируемый объект или явление (например, почвы, ландшафт, направление сельского хозяйства) характеризуется одним и тем же признаком или набором признаков. Район однородный изображается на карте способом качественного фона.
Район узловой (нодальный) - ареал с центром (ядром), собирающим или разделяющим потоки (вещества, энергии, информации). Районы узловые возникают главным образом в результате разделения пространства между производственными, социальными, культурными и другими предприятиями и учреждениями, административными и государственными органами (государства, территориально-политические единицы, земельные владения; районы тяготения к городам, портам, железнодорожным станциям; участки почтовых отделений, поликлиник, школ и т. п.). Границы района узлового, выявленного по преобладающим потокам, проводятся там, где связи с собственным центром становятся слабее, чем с соседним.
Важной методологической проблемой экономического районирования является вопрос объективности существования районов. В западной географической науке распространено мнение, что район является субъективной интеллектуальной концепцией, созданной мышлением в соответствии с целью и задачами исследования. В отечественной экономической географии район рассматривается как результат объективных процессов развития производительных сил. Т. М. Калашникова приводит следующие доказательства объективности экономических районов.
Процесс развития районов является конкретным территориальным проявлением реальных районообразующих факторов для различных периодов развития страны. На примере исторических фактов можно проследить, как происходит возникновение, формирование экономических районов, усложняются межрайонные связи, появляются новые районы и т. д.
Существование системы взаимосвязанных районов как специализированных частей государства, с помощью которой достигается реальный экономический результат - повышается производительность общественного труда.
Направленность районирования в будущее и проверка на практике путем сопоставления прогноза с действительностью, в том числе и как метод уточнения границ.
Преемственность опытов районирования, произведенных исследователями в разное время, хотя эти опыты отличались один от другого и научным подходом, и степенью познания действительности.
Таким образом, экономическое районирование решает сложную задачу: путем выделения и разграничения районов адекватно отразить объективный процесс районообразования - процесс непрерывный и чрезвычайно сложный. Районирование служит методом целенаправленной и регулируемой территориальной организации не только народного хозяйства, но и всего общества. Его конструктивный характер требует выделения экономических районов как объектов управления. При этом учитываются не только производственные, но и многообразные социальные процессы. Важное значение приобретает практическая реализация принципа соответствия границ экономических, административных и национальных районов, учитывая федеративное устройство и национальный состав населения.
Однородное районирование. Оно нацелено на поиск одинаковых районов. Сходные объекты могут быть объединены в одну группу двумя способами - объединением и делением, что, в целом, соответствует двум способам познания - индуктивному и дедуктивному.
Объединение схожих по одному или нескольким признакам территорий позволяет выделить синтетические районы ; этот вид районирования называется «районирование снизу» . Он используется для изучения географического разнообразия относительно небольших по площади территорий. Районирование «снизу» начинается с выбора показателей, по которым будет проводиться выделение, разграничение и осмысление районов.
При «районировании сверху» (выделение аналитических районов ), проводимом на обширных территориях, в масштабах всего Земного шара существование и наличие районов принимается априори. Задача исследователя сводится к выбору признаков, наиболее полно отражающих разграничение районов и их дальнейшее деление.
Объектами однородного районирования в экономической географии являются единицы административно-территориального деления, по которым собираются и публикуются усредненные статистические данные. При проведении профессиональных исследований абсолютные показатели «взвешиваются» с учетом площади территориальных единиц или численности населения.
При однородном районировании районы могут выделяться как по одному признаку (однопризнаковое районирование ), так и по нескольким признакам (многопризнаковое районирование). Если мы проводим однопризнаковое районирование, то, как правило, существует один вариант проведения границы.
Если, признаков районирование несколько, то и вариантов размещения границ может быть несколько. Допустим, перед исследователем стоит задача выявить район экологического бедствия. Можно проводить районирование по загрязнению вод, можно по загрязнению почв или по числу роста заболеваний. Границы района, выделенного по загрязнению вод, наверняка точно не совпадут с границами районов загрязнения почв и роста заболеваний. Где же будет находиться эпицентр экологического бедствия? В этом случае используют методы многопризнакового районирования.
«Качество» районирования, т. е. соответствие выделенного района поставленным целям во многом зависит от выбора наиболее репрезентативных показателей. На их основе составляется и анализируется матрица статистических данных. Часто используется так называемая методика Моуля , согласно которой составляется серия карт для изучаемой территории с границами районов, выделенных по одному признаку, после чего их «накладывают» на общую основу. Там, где границы совпадают, выделяется многопризнаковый район. Учет большого числа признаков и показателей затрудняет выделение районов, т. к. появляются значительные по площади переходные зоны.
Узловое (или функциональное) районирование предполагает выделение районов в зависимости от интенсивности хозяйственных связей внутри них. Оно выявляет сферы влияния городов, транспортных узлов, предприятий. Каждый узловой район имеет ядро, где отчетливо проявляются все показатели и явления. Интенсивность явления падает от ядра к периферии.
Границы района расположены там, где показатели принимают минимальные значения. Поэтому проведение собственно границ при разграничении функциональных районов существенного значения не имеет: вероятные ошибки не скажутся на характеристике района.
Принципы районирования. Важнейшим принципом при решении задач практического районирования является его непрерывность , т. е. каждый объект обязательно должен быть отнесен к какому-либо классу, и в сетке районов не должно быть «белых пятен». Система районов должна распространяться на объекты одинаковой природы , т. е. нельзя включать в одну схему такие принципиально разные объекты, как например, животных и реки, сушу и море, королей и капусту…и т. д.
Районирование должно служить конкретной цели , которая определяет набор признаков и число выделяемых районов. От правильного выбора признаков районирования во многом зависит достоверность конечных результатов. Во-первых, признаки должны отражать свойства самих объектов районирования ; во-вторых, среди них важно выбрать наиболее существенные , по которым и следует разделять территорию. Показатели, используемые для деления на более «высоких» уровнях, должны иметь более важное значение для целей районирования, чем признаки, используемые на низких уровнях.
Конкуренция между торговцами за рыночную территорию в зависимости от транспортных издержек и стоимости товаров |
Границы между узловыми районами располагаются там, где свойства районируемого явления сходят на нет и переходят в свойства смежного района.
Для выявления границы между двумя узловыми районами (рыночными зонами) используются гравитационные модели .
Если два рыночных центра имеют одинаковые размеры (по численности населения, по суммарной стоимости предлагаемых товаров и услуг), то граница между их сферами влияния пройдет по середине расстояния между ними.
Если центры и их рыночные зоны неравного размера, то граница переместиться в сторону меньшего центра.
Пусть города 1 и 2 находятся на расстоянии Д12 друг от друга и имеют рыночные зоны М1 и М2. В2 - точка перелома от второго города:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
Факультет управления
Кафедра экономической теории, географии и экологии
Контрольная работа
По дисциплине: «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»
Вариант 17.Экономическое районирование. Основные принципы районирования
Выполнил: Перешитов А.А., слушатель 1 учебной группы 5 курса дистанционной формы обучения факультета управления, начальник отдела организации оперативной работы УФСИН России по г. Москве, подполковник внутренней службы
Научный руководитель: доцент кафедры экономической теории, географии и экологии кандидат географических наук Мишнин М.Н.
Рязань 2010
Введение
1. Понятие, принципы и методы экономического районирования
2. Система экономических районов
Заключение
Литература.
Введение.
Наша страна располагает богатым научным наследием и практическим опытом экономического районирования. Территориально-экономическое деление России в познавательных целях проводилось задолго до революции. Конструктивные работы в этой области начались с первых советских лет (план ГОЭЛРО и госплановское районирование 20-х годов). Сетка экономических районов совершенствовалась вплоть до 80-х годов.
Научное обоснование экономического районирования, направленное на повышение эффективности развития и размещения производительных сил, требует углубленного исследования многообразных обстоятельств и факторов, в том числе учета сложившегося и перспективного размещения производства, формирования территориальных хозяйственных комплексов. Наряду с этими объективными условиями районообразования принимаются во внимание новые задачи управления хозяйством.
Следует иметь в виду, что рыночные отношения не вносят коренных изменений в формирование материальной основы территориальных комплексов, территориальное разделение общественного труда, а лишь модифицируют его. Поэтому сохраняют свое значение известные в плановой экономике районообразующие факторы и принципы экономического районирования.
1. Понятие, принципы и методы экономического районирования
Под известное определение региона (района), как территории с общностью природных, социально-экономических и иных условий, подпадают любые территориальные образования административного и экономического характера.
Экономический район - это целостная территориальная часть народного хозяйства страны со своей специализацией и особой структурой производства и связей. Применительно к регулируемой экономике данное определение дополняется указанием на такие принципиальные отличия, как целенаправленность развития хозяйства (на основе программ и планов, корректирующих рыночное саморегулирование), его пропорциональность, комплексность и диверсификация, активное и рациональное участие в общественном территориальном разделении труда. Последнее и есть основа формирования всех экономических районов, способствующая массовому и эффективному производству различных товаров и расширению рынка.
Экономическое районирование - разделение территории страны на экономические районы - служит важным инструментом регулирования территориального развития, используемым в региональном планировании и управлении, в частности, при разработке статистических отчетов и социально-экономических прогнозов, в финансово-бюджетных расчетах, а также при обосновании административно-территориального устройства и т. д.
В зависимости от целей экономического районирования, решаемых им задач различают две его разновидности - районирование интегральное (общехозяйственное) и отраслевое (промышленное, сельскохозяйственное и т. д.).
Традиционные принципы экономического районирования уточняются на каждом этапе сучетом качественных особенностей развития производительных сил и условий территориального регулирования.
Важным принципом районирования является обеспечение высокого уровня территориальной концентрации производства и его ресурсов. Например, крупные экономические районы должны иметь мощные хозяйственные комплексы и значительные производственные ресурсы.
С этим связано соблюдение научно обоснованного масштаба районирования, что служит гарантией от случайных, произвольных решений и позволяет добиться относительного равенства по районам одного и того же ранга экономических показателей. Тенденции территориальной концентрации под воздействием научно-технического прогресса и долгосрочной устойчивой конъюнктуры рыночного спроса весьма существенно сказываются на формировании экономических районов.
Рост производительности труда и единичной мощности машин и оборудования вместе с увеличением числа агрегатов на предприятиях и расширением количества отраслей и производств в районе приводит к тому, что сравнительно ограниченные территории по производственным ресурсам становятся эквивалентными обширным районам и даже всей стране в прошлом. Например, выпуск промышленной продукции в Западной Сибири к 1980-м годам достиг объема производства в СССР в 1940 г. В этих условиях некоторые районы являются очень крупными по экономическому потенциалу, громоздкими по составу и их целесообразно разукрупнить.
При экономическом районировании традиционно исходят из территориальных различий в специализации хозяйства. Состав и границы экономического района должны определяться так, чтобы в нем создавались наилучшие условия для целесообразной производственной специализации и формирования товарных рынков. Считая черную и цветную металлургию основой хозяйственного профиля Урала, при установлении его границ объединили в одном районе все металлургические центры и все рудные ресурсы на данной территории. То же самое - с другими специализирующими отраслями уральской экономики. Это позволяет добиться высокой производительности общественного труда на основе целесообразного межрайонного разделения труда и товарообмена. Причем учитываются перспективы развития. При районировании Востока зачастую выделялись районы, которые только начали складываться. Такое районирование способствовало их быстрому формированию в заданных направлениях.
Решающим фактором дифференциации экономических показателей по территории являются порайонные различия в затратах на выпуск продукции, экономика самого производства в разных районах, которые необходимо выявить при районировании. При этом важным условием региональной специализации на определенных видах товаров служат благоприятные экономические оценки ресурсов многоцелевого назначения - трудовых, топливно-энергетических, земельных, водных. Так, единство Восточной Сибири как экономического района ставится под сомнение значительной дороговизной топлива и электроэнергии в Забайкалье в сравнении с Предбайкальем.
Приобретает новые черты и такой традиционный районообразующий фактор, как территориальная комплексность хозяйства, при которой специализация района сочетается с его разносторонним развитием. С 20-х годов она, как и региональная специализация, стала у нас незыблемым принципом экономического районирования. Территориальный хозяйственный комплекс определенного масштаба и профиля является ядром экономического района. Особенно это выражено в крупном экономическом районе - макрорегионе.
В предвоенный период при разработке территориальных планов большое внимание уделялось обеспечению экономических районов собственным топливом, электроэнергией, химическими удобрениями, цементом, товарами народного потребления и т. д. Поэтому в качестве таких самообеспечивающих районов выделялись обширные территории. Например, Центральный район включал и территории нынешних Волго-Вятского и Центрально-Черноземного. Однако теперь благодаря техническому прогрессу многие эффективные экономические связи могут охватывать еще более широкие, огромные пространства, нередко распространяясь на всю страну; их надо рассматривать как межрайонные. Доминирующими показателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональное сочетание специализирующих отраслей и производств при их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий.
Конечно, внутренние части региональных комплексов должны отличаться не только общностью специализации, но и тесными и устойчивыми производственными (экономическими и технологическими) связями. Однако это не может противоречить эффективному межрайонному разделению труда и формированию зональных рынков. Технический прогресс, концентрация и специализация производства ведут к тому, что все большее районообразующее значение среди условий комплексного развития хозяйства приобретают внутрирайонное кооперирование и комбинирование производства (часто только по промежуточным продуктам). Повышается роль мощных производственных и транспортных узлов, связывающих важнейшие отрасли промышленности, вокруг которых и формируются хозяйственные комплексы районов. Например, на Урале ими являются прежде всего Екатеринбург, Пермь и Челябинск.
Вместе с тем в качестве ядер экономических районов Европейской части страны могут выступать не только крупнейшие индустриальные узлы и городские агломерации (Москва, С.-Петербург, Н. Новгород и др.), но и не столь мощные, однако достаточно крупные промышленные центры и города (Архангельск, Воронеж, Краснодар и др.). Конкретные границы экономического района зачастую тесно связаны с конфигурацией транспортной сети, объединяющей ядра районов с периферией. Размежевание транспортных (грузовых и пассажирских) потоков между соседними крупными хозяйственными центрами определяет границы разных районов.
Непременным требованием районной комплексности стал учет социального и экономического факторов - территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностей повышения жизненного уровня населения, а также охраны природы и совершенствования использования природных ресурсов. Посредством экономического районирования можно улучшить условия для сближения и выравнивания уровней социально-экономического развития различных регионов. Ведь в некоторых районах внутренняя остросоциальная специфика затушевывается общей благоприятной картиной. Так, индексы среднедушевого дохода в отдельных областях одного и того же экономического района различаются весьма существенно.
Только при соблюдении принципов хозяйственной специализации и комплексности района его развитие можно успешно регулировать с использованием программного, балансового, оптимизационного и других методов, формировать его взаимоувязанно, гармонично, успешно решать районно-комплексные проблемы и добиваться высокой социально-экономической результативности.
Районная комплексность, понимаемая как особый вид территориально-производственной интеграции, дополняется мобильной диверсификацией региональных хозяйств, приспособлением их структуры к рыночной конъюнктуре товарного спроса и предложения.
Важное научное и практическое значение при районировании имеет вопрос о дифференциации территориальных образований на экономические и неэкономические, а экономических - на районы и зоны. В основе экономических районов находятся региональные хозяйственные комплексы. Но слишком большое дробление или, наоборот, укрупнение экономических районов приводит к размыванию этих комплексов, фактически замещению их другими территориальными формированиями: внизу - первичным социумом (мелкими территориями социального характера), наверху - зональными образованиями (экономического или даже неэкономического свойства). В них уже отсутствуют существенные признаки экономического района, в первую очередь четко выраженные хозяйственная специализация и комплексность.
Разработка сетки экономических районов должна проводиться усовершенствованными методами районирования. Прежде всего они предусматривают качественный анализ конкретных узловых регионально-комплексных проблем, специфических условий образования районов на отдельных территориях. Для этого привлекаются материалы территориальных прогнозов, федеральных и региональных целевых программ развития территорий и др.
За последние десятилетия качественный подход к обоснованию экономического районирования, который прежде был единственным, начал дополняться количественным. Правда, и в прошлом применялись картографический, статистический и отчасти балансовый методы, но более точные приемы количественного анализа стали внедряться лишь сравнительно недавно.
Группировка первичных районов (например, областей и т. п.) в более крупные по некоторым существенным признакам сравнительно просто проводится на основе статистических и расчетных (на перспективу) показателей регионального анализа. Для выявления общих черт специализации, а также комплексности областных единиц могут использоваться известные показатели: индекс локализации и общий индекс специализации, коэффициент сходства отраслевой структуры, индекс среднеотраслевой эффективности промышленного производства областных районов и др. Учитываются также экономический потенциал выделенных районов (численность населения, объем промышленного производства и т. п.), оценки на ресурсы многоцелевого характера, межобластной обмен грузов и т. д. При обосновании экономических районов должны рассматриваться различные варианты их состава.
Особенно плодотворно применение в экономическом районировании точного - экономико-математического метода. Эта проблема практически обычно касалась либо исследования отдельных сторон общей теории, либо только районирования каких-то ограниченных территорий. В СОПСе при Госплане СССР была впервые разработана принципиальная экономико-математическая модель всего территориально-экономического деления страны (70-е годы).
Модель основана на выявлении региональной дифференциации затрат общественного труда. Для этого исчислялась система оценок народнохозяйственных (приведенных) затрат в разрезе первичных регионов (областей и т. д.) по 4 ресурсам межотраслевого (многоцелевого) назначения (трудовым, земельным, водным, топливно-энергетическим) и по фактору транспортно-географического положения, отражающих общие условия территориальной специализации. Группировка первичных районов в крупные проводилась по степени общности значений всех пяти факторов совокупности, наименьшего отклонения их значений от средней величины (по минимуму коэффициента вариации). Варианты сетки районов просчитывались на ЭВМ.
2. Система экономических районов
Улучшение территориальной организации производства в России с ее обширными пространствами, исключительно разнообразными и богатыми природными условиями и ресурсами, с возросшими масштабами и сложностью хозяйства вызывает объективную необходимость как крупного, так и дробного экономического районирования.
Практическое использование на современном этапе получила трехзвенная таксономия экономических районов.
1. Крупные экономические районы (макрорегионы) - в виде групп республик, краев и областей. По ним прогнозируются народнохозяйственные территориальные пропорции и определяются основные сдвиги регионального развития и размещения производительных сил. В экономическом отношении они представляют собой крупные специализированные части народного хозяйства страны с широким кругом профилирующих и других взаимосвязанных отраслей и производств и выражают наиболее полный и широкий территориально-производственный (хозяйственный) комплекс во всей системе экономического районирования; официально их - 11.
2. Среднемасштабные экономические и административные районы (мезорегионы). К ним относятся все республики в составе России, административные края и области (без а. о.), автономная область и города федерального значения; их - 79. В экономическом отношении они также являются специализированными комплексами, но с более ограниченными составом отраслей (производств) и хозяйственными связями. Эти республики, края и области - важные звенья регионального планирования и государственного руководства народным хозяйством. Они замышлялись в свое время с учетом не только национальной общности населения и интересов административного управления, но и их экономического единства и целостности как хозяйственных комплексов в системе общественного территориального разделения труда. Выходу из кризисной обстановки и стабилизации экономики способствует составление целевых комплексных программ в разрезе «проблемных» регионов - депрессивных, слаборазвитых, опорных и др. В практике территориального планирования нередко выделяют экономические подрайоны макрорегионов (небольшие группы республик, краев, областей), представляющие собой внутрирайонные хозяйственные зоны, характеризующиеся единством специализации и тесными производственными связями. Подрайонами мезорегионов являются 10 автономных округов.
3. Низовые экономические и административные районы (микрорегионы) - города, городские и сельские административные районы, сельсоветы и т. д.; всего их - около 27 тыс., в том числе городов - 1087, районов 1868. Они представляют собой первичные территориальные звенья в таксономии экономического районирования. В их основе - начальные специализированные территориально-производственные комплексы.
Важная особенность единиц административно-территориального устройства - наличие в них государственных (мезорегионы) и местных - муниципальных и сельских (микрорегионы) органов, осуществляющих функцию управления (регулирования) хозяйственным, социальным и культурным развитием.
В России образовались следующие 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный (кроме них в СССР были выделены еще 8 районов, а всего -19). Обычно их называют «экономические районы», без добавления таксономического признака.
Изменения по сравнению с прежней, 13-звенной сеткой районов, в которой на территории России выделялось 9 районов,заключаются в следующем 1: 1) вместо прежнего обширного Центрального района образованы Центральный и Центрально-Черноземный (учет принципа территориальной концентрации хозяйства); 2) из Поволжья и Центра выделен Волго-Вятский район (учет специализации); 3) от Северного Кавказа отделен Крым (отошедший в 1954 г. к Украине); 4) произошли перемещения отдельных областей, республик (например, Тверской и Смоленской областей из Северо-Запада в Центр, Республики Якутия - из Восточной Сибири на Дальний Восток).
Крупные экономические районы - макрорегионы - отличаются большими масштабами производства и ресурсов, широкой комплексностью хозяйства и высокой степенью его специализации. В них (по данным 80-х годов) около 2/3 всего грузооборота железных дорог приходится на внутрирайонные связи (в областях - 2/5). Во всех районах отрасли специализации дают свыше половины всей промышленной продукции (из 11 крупных отраслей), а в 5 районах - свыше 60% (Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Уральский). В каждом экономическом районе тесно сочетаются отрасли базовых, ведущих и потребительских межотраслевых комплексов. Макрорегионы с большим ресурсным потенциалом имеют более благоприятные условия для повышения финансовой самодостаточности. На Урал приходится 13% всей прибыли предприятий и организаций России, тогда как в среднем на одну его территориальную единицу областного масштаба - только 1,9%.
Разработка территориальных планов, прогнозные и предплановые расчеты по размещению предприятий, обоснованию региональной специализации и межотраслевых связей, сближению уровней развития хозяйства давно проводятся с использованием сетки этих районов. По ним целесообразно прогнозировать в территориальном разрезе интенсификацию производства, рекомендовать приоритеты технического перевооружения и реконструкции, ресурсосбережения и охраны природы, дислокацию производственных и научно-производственных комплексов и их групп. В рамках этих районов могут быть созданы наилучшие условия для преодоления автаркических тенденций в развитии хозяйства, для формирования рациональных территориально-экономических комплексов и местных рынков, претворения в жизнь принципов регионального самоуправления и самофинансирования. В них возможно сформировать и эффективные структуры федерального управления регионами.
На их базе для объединения усилий в рыночно-предпринимательской деятельности и координации хозяйства возникли добровольные (негосударственные) ассоциации областных регионов. Образованы 8 межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия - новая форма экономического самоуправления в масштабах крупных территорий, способствующая региональной экономической интеграции: «Северо-Запад», «Центральная Россия», «Черноземье», ассоциация республик, краев и областей Северного Кавказа, «Большая Волга», Уральская, «Сибирское соглашение», Дальневосточная ассоциация.
Однако действующая сетка крупных экономических районов, разработанная для условий планового хозяйства, нуждается в уточнении. В ней по прошествии длительного времени оказались нарушенными принципы территориальной концентрации и специализации производства. Ряд районов (Поволжский, Западно-Сибирский и др.) теперь отличаются как слишком большим природным и хозяйственным потенциалом, так и сложной, многоотраслевой структурой хозяйства (имеют по 7-8 и более крупных профилирующих отраслей и десятки таких производств), что ставит под сомнение их единство. Кроме того, даже в пределах некоторых районов экономические оценки ресурсов многоцелевого назначения испытывают сильную дифференциацию, различаясь в 2-3 и более раз, что говорит об отсутствии в них объективных условий для единой специализации. Задача совершенствования экономического районирования поставлена Основными положениями региональной политики в Российской Федерации. Требует реформирования и система мезорегионов - административно-территориальное деление областного уровня, сложившаяся еще в середине 30-х годов, которую лишь условно можно назвать системой экономических районов ввиду неполноценности региональных хозяйственных комплексов.
В экономическом отношении подавляющее большинство российских областей, особенно Европейской части, - это небольшие образования с малоресурсным природным и экономическим потенциалом, лишенные особой производственной специализации и благоприятных условий комплексного развития. Диапазон основных показателей экономического и социального развития достигает у них десятков раз и даже в пределах отдельных зон - многократных величин. Так, численность населения различается в 15 раз, а между всеми субъектами Федерации - в 360 раз (Московская область, Эвенкийский автономный округ). Это существенно затрудняет формирование полноценных территориально-хозяйственных комплексов и емких региональных рынков, усложняет территориально-комплексное планирование и прогнозирование, не способствует регионализации экономической реформы и усилению прогрессивных тенденций к интеграции хозяйства на сопредельных территориях.
Административно-территориальное деление призвано всемерно укреплять конституционный государственный строй, обеспечивать надежную управляемость общественным развитием. Но о каком «сильном центре» можно говорить при наличии подчиненных девяти десятков территориальных единиц? Ведь согласно научным теориям управления их оптимальное число не должно превышать 25-30. Дробность системы территориального деления исключает не только возможность расширить границы хозяйственно-социальной деятельности региональных и местных органов управления, но и реального «обзора» их федеральной властью (недавно этот недостаток устранен).
Районные хозяйственные, или территориально-производственные, комплексы бывают различного масштаба и в этом качестве являются объективной основой экономических районов разного ранга. Но в узком, практическом смысле под территориально-производственными комплексами (ТПК) понимают образования локального характера, выполняющие специальные функции. Они складываются в пределах крупных экономических (межобластные ТПК) и областных районов.
С 70-х годов в основном в районах нового хозяйственного освоения началось создание и дальнейшее формирование целого ряда территориально-производственных комплексов - Западно-Сибирского, Братского, Саянского, Курской магнитной аномалии и др.
Каждый такой ТПК - это совокупность предприятий и сооружений различных отраслей хозяйства (включая инфраструктуру) на компактной территории. Причем отрасли ТПК экономически и технологически связаны между собой использованием общих природных и хозяйственных ресурсов и условий, а также единой системой расселения. Это позволяет повысить эффективность производства и успешно решать другие народнохозяйственные задачи.
Как закономерное выражение процессов территориального разделения труда, ТПК представляют собой наиболее рациональную, совершенную форму территориальной организации общественного производства в условиях регулируемой экономики. Их формирование по единой программе дает возможность получить значительный экономический эффект за счет кооперирования и комбинирования размещаемых предприятий, рационального использования трудовых ресурсов, хозяйственной территории, природных богатств, транспорта, снижения стоимости строительства вспомогательных и обслуживающих предприятий, инженерных коммуникаций, жилищно-бытовых и культурных объектов.
По расчетам проектных организаций площади застраиваемых территорий в ТПК сокращаются по сравнению с изолированным размещением на 10%, протяженность коммуникаций - на 20%, экономия капиталовложений в объекты общепромышленного назначения достигает 15-20%. Еще большая экономия возникает за счет удачного сочетания профилирующих производств, их кооперирования и комбинирования.
Территориально-производственные комплексы начали создаваться еще в годы первой пятилетки (Днепровский). В послевоенные годы, особенно в последние советские десятилетия, они получили широкое распространение в Европейской зоне, в Сибири и на Дальнем Востоке как прогрессивная форма размещения производительных сил и выражение высокой степени обобществления и кооперации современного производства.
Многие ТПК в недавнее время стали объектом государственного планирования, по важнейшим из них разрабатывались целевые комплексные программы. Наибольшее развитие получили ТПК Курской магнитной аномалии (КМА), Тимано-Печорский, Западно-Сибирский, Канско-Ачинский, Братский, Саянский, Южно-Якутский. Кроме того, в стадии формирования или проектирования находились комплексы: Нижне-Камский, Оренбургский, а также комплексы и промузлы в зоне тяготения к БАМу. К сожалению, в годы реформ внимание к ТПК ослабло.
Заключение.
Современный период отличается заметным изменением характера прежних районообразующих факторов и появлением новых. Территориальные проблемы постиндустриальной экономики остро встают для районов с суровыми природными условиями, освоение которых приобрело широкий размах. Однако для районирования важен не только учет географических границ эффективного использования новой техники и т. п. Влияние технико-организационного фактора на районообразование и районирование проявляется повсеместно через территориальные формы прогрессивной организации общественного производства - его концентрацию, специализацию, комплексность и т. д.
Проводя оценку многоступенчатой системы районирования «сверху», сложившейся еще при командной экономике СССР. На территории Советского Союза выделялись три экономические зоны: Западная (европейская часть СССР с Уралом Закавказьем), Восточная (Сибирь и Дальний Восток) и Юго-Восточная (Казахстан и республики Средней Азии). Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.
Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях).
Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом по стране изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.
В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории.
Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).
Иными словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Границы районов, как образно отметил один из географов, это «скорлупа от выеденных яиц». От себя добавим: «в которую заложено совсем иное содержание». В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.
И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.
Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.
Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов.
Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи.
В то же время территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно - территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно – территориальное деление значительно устарело.
России необходимо:
Проведение нового комплексного общественного районирования, способствующего решению не только экономических задач.
Новое административно–территориальное деление – создание единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации.
Но пока это не осуществлено, а области, края и особенно республики имеют большие права, которые целесообразно использовать для совершенствования районирования.
Литература
1. Алампиев П.М. Экономическое районирование СССР. Кн. 1. - М., 1959.
2. Бугаев В.К., Гладкий Ю.Н., Файбусович Э.Л. Лекции по курсу «Социальная и экономическая география», ч. 2. - С.-Петербург, 1997.
3. Гладкий Ю.И., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. - СПб., 1998.
4. Гринберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник. - М., 2000.
5. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. – М., 2003.
6. Лаврищев А. Н, Экономическая география СССР. - Изд. 5-е. - М., 1986.
7. Ларина Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учеб. пособие. - М., 1998.
8. Миско К.М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования). - М., 1991.
9. Планирование размещения производительных сил СССР/Отв. ред. В. В. Кистанов, ч. 1. - М., 1986.
10. Предпринимательский климат регионов России. География России для инвесторов и предпринимателей / Рук. авт. колл. А. М. Лавров. - М.1997.
11. Размещение производительных сил: Учебник / Под ред. В. В. Кистанова, Н. В. Копылова. - М., 1994.
12. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. - М., 2000.
13. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика (власть и бизнес). - М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.
14. Экономическая и социальная география России: Учебник / Под ред. А. Т. Хрущева. - М., 1997.
Гринберг А. Г. Основы региональной экономики. Учебник. - М., 2000. С.42.
ЛаврищевА. Н, Экономическая география СССР. - Изд. 5-е. - М., 1986. С.85.
Бугаев В. К., Гладкий Ю. Н., Файбусович Э. Л. Лекции по курсу «Социальная и экономическая география», ч. 2. - С.-Петербург, 1997. С.149.