Порядок аттестации аудиторов. Аудитор

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим аудиторскую деятельность в целом, является Федеральный Закон №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Согласно ст. 4 данного закона аудитор - это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Почему в законе так четко определено, что аудитором может являться только лицо, получившее квалификационный аттестат? Потому что получение такого аттестата является подтверждением высокого уровня профессиональной подготовки аудитора, а это залог того, что проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг будет осуществлено на самом высоком уровне.

Прядок выдачи (отказа от выдачи) и аннулирования квалификационного аттестата определен в том же законе, что и понятие аудитора (в ст. 11 и 12).

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Данная аттестация проводится в форме квалификационного экзамена, а сам аттестат выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендент:

  • 1) сдало квалификационный экзамен;
  • 2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Кроме этих требований, у претендента должно быть высшее образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

В последние несколько лет обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора существенно изменились в сторону ужесточения, что связано с реформированием системы аттестации аудиторов в России.

Так, до вступления в силу ст. 11 ФЗ "Об аудиторской деятельности" для получения квалификационного аттестата рекомендовали применять следующие требования:

  • 1) безупречная репутация (с возможным представлением как минимум двух рекомендаций);
  • 2) наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования с государственной аккредитацией, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании (возможен "вход" в профессию с высшим образованием по любой специальности);
  • 3) наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет (на момент аттестации практический опыт должен составлять не менее трех лет, из которых 90 недель должны быть в аудите, в том числе 45 недель, - в обязательном аудите).

Порядок проведения квалификационного экзамена устанавливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией. За выдачу квалификационного аттестата также может быть предусмотрена плата, но ее размер не должен превышать затраты на изготовление и пересылку аттестата.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов РФ через учебно-методические центры (УМЦ) следующие документы:

  • а) заявление;
  • б) заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
  • в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
  • г) свидетельство Министерства образования РФ о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
  • д) копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;
  • е) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.

Несмотря на то, что квалификационный аттестат имеет единую форму, он выдается по нескольким различным направлениям аудита:

  • - общий аудит;
  • - аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • - аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);
  • - аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит).

Экзамены по отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы.

Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно-устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно-устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке.

Информация о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендентов учебно-методическими центрами не менее чем за 5 дней до намеченной даты его проведения. Конкретные даты проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Министерством финансов РФ.

Обычно сдаче квалификационного экзамена предшествует отдельное обучение в одном из УМЦ.

Так как действующий закон об аудиторской деятельности был принят относительно недавно в 2008 году, то возник вопрос о выдаче квалификационных аттестатов согласно новому закону. Было принято решение, по которому в 2009 - 2010 гг. проведение экзаменов и выдача аттестата проводились согласно старому закону №119-ФЗ, а начиная с 01.01.11 г. - по новому закону №307-ФЗ. При этом квалификационные аттестаты, полученные как до 01.01.09 г., так и в период между 01.01.09 и 01.01.11 г. не подлежат обмену, их обладатели не обязаны проходить какое-либо переобучение и (или) пересдачу квалификационного экзамена.

С 01 января 2011 г. эти лица вправе участвовать в аудиторской деятельности в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в обязательных аудиторских проверках. В случае если названные лица пожелают участвовать в аудиторской деятельности без ограничения типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, а также в проведении обязательного аудита, они должны сдать (до 01 января 2013 г.) квалификационный экзамен в упрощенном порядке, который будет установлен уполномоченным федеральным органом, либо сдать (с 1 января 2013 г.) квалификационный экзамен в общем порядке.

Так, 1 ноября 2012 года на упрощенный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора нового образца явились 1198 претендентов. Процент сдавших экзамен достиг 30%.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

  • 1) претендент не соответствует основным требованиям;
  • 2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента в части образования;
  • 3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного года.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является.

Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Кроме отказа в выдаче квалификационного аттестата, уже выданный аттестат может быть аннулирован в случаях:

  • 1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям;
  • 2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
  • 3) несоблюдения аудитором требований ФЗ "Об аудиторской деятельности" в части независимости аудитора и аудиторской тайны;
  • 4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований ФЗ или федеральных стандартов аудиторской деятельности;
  • 5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;
  • 6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:
  • 7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации;
  • 8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор, а в отношении квалификационного аттестата аудитора лица, не являющегося членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов, - саморегулируемая организация аудиторов, выдавшая этот квалификационный аттестат аудитора.

Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

Образование аудитора (аттестация)

Контроль знаний аудитора осуществляется в форме аттестации. Аттестация определяется статьей 15 ФЗ-119. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - это проверка квалификации физических лиц. Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:

  • · в области общего аудита;
  • · в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • · в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
  • · в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора соответствующего типа без ограничения срока действия. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена после устной сдачи - квалификационный аттестат без ограничения срока действия.

Требования к претендентам:

К аттестации допускаются лица : имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании; а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти на территории Российской Федерации (либо в российских или совместных с российскими организациях и учреждениях на территории иностранных государств).

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов Российской Федерации через учебно-методические центры следующие документы:

  • а) заявление, заполненное в печатном виде, о допуске к аттестации по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению;
  • б) заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
  • в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
  • г) свидетельство Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
  • д) копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;
  • е) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

Для обеспечения проведения аттестации Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации создаются комиссия по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов, а также комиссия по формированию и обновлению экзаменационной базы билетов и тестов, и утверждается состав указанных комиссий.

База данных для формирования экзаменационных билетов и тестов рекомендуется Советом по аудиторской деятельности и используется Министерством финансов Российской Федерации в процессе аттестации. База данных для формирования экзаменационных билетов и тестов состоит из не менее 800 вопросов по экзаменационным билетам, не менее 1000 вопросов тестов для проведения квалификационного экзамена в соответствии с разделами Программ; не менее 150 практических задач по аудиту. Обновление базы данных для формирования экзаменационных билетов и тестов осуществляется на регулярной основе с учетом внесенных изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты. На основе полного комплекта документов учебно-методические центры формируют списки групп претендентов на сдачу квалификационного экзамена в количестве не менее 10 и не более 20 человек. Указанные списки представляются в Министерство финансов Российской Федерации не менее чем за 15 дней до даты проведения квалификационного экзамена и рассматриваются Министерством финансов Российской Федерации в срок, не превышающий 10 дней. Представители учебно-методических центров получают в Министерстве финансов Российской Федерации списки претендентов, допущенных Министерством финансов Российской Федерации к сдаче квалификационного экзамена, не позднее чем за 5 дней до даты проведения квалификационного экзамена. В случае ненадлежащего оформления списков групп претендентов указанные списки возвращаются на переоформление в учебно-методический центр. Министерство финансов Российской Федерации рассматривает результаты квалификационных экзаменов в срок, не превышающий 45 дней со дня представления учебно-методическими центрами соответствующих документов, с учетом предварительного рассмотрения результатов квалификационных экзаменов Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации и принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) квалификационных аттестатов аудитора. Министерство финансов Российской Федерации выдает квалификационные аттестаты аудитора по установленной форме в месячный срок со дня принятия решения об их выдаче. Выдача квалификационных аттестатов осуществляется по предъявлении документа, удостоверяющего личность, самому аудитору либо иному лицу на основании заверенной в установленном порядке доверенности. За проведение аттестации взимается плата (на дату подачи претендентом полного комплекта документов, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения) в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. При неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается. Квалификационные экзамены по направлениям аудита, соответствующим отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы. Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно - устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно - устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно - устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке без помощи переводчика. Результаты квалификационного экзамена объявляются претендентам экзаменационной комиссией в срок не более 2 дней после их проведения. При проведении квалификационных экзаменов претендентам запрещается пользоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, инструктивными и справочными материалами, за исключением периода решения практической задачи. Вести переговоры с другими претендентами запрещается. Претенденты, нарушившие эти требования, удаляются из аудитории и считаются не сдавшими экзамены. Лицам, не принимающим участие в экзамене, присутствовать на квалификационных экзаменах не разрешается. Необходимо каждый год проходить курсы повышения квалификации не менее 40 часов. Обучение проходит в учебно-методических центрах, имеющих соответствующую аккредитацию. Квалификационный аттестат может быть аннулирован если:

  • 1. Установлен факт получения квалификационного аттестата с помощью подложных документов.
  • 2. Вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание лишения права заниматься аудиторской деятельностью (на срок).
  • 3. Установлен факт не соблюдения аудиторской тайны или нарушения принципа независимости аудитора.
  • 4. Установлен факт систематического нарушения аудитором требований установленных законодательством и стандартов.
  • 5. Установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки.
  • 6. Установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд не осуществляет аудиторскую деятельность.
  • 7. Аудитор нарушает требования о повышении квалификации.

Решение принимается уполномоченным федеральным органом. В течение 3х месяцев аудитор может обжаловать это решение.

Срок, на который аудитора лишают аттестата, как правило, составляет 3 года (п.1-5).

Порядок привлечения аудитора к проверке

Право выбора аудитора предоставляется предприятию.

Если в уставном капитале предприятия доля государственной или муниципальной собственности больше либо равна 25%, то заключение договора заключается по итогам открытого конкурса.

После того, как обе возможных стороны определились в своем желании заключить договор о проведении аудита, экономический субъект обращается в аудиторскую фирму с официальным предложением об оказании аудита и (или) сопутствующих ему услуг.

Письмо-обязательство

Аудитор должен письменно подтвердить свое согласие на проведение аудита. Таким подтверждением является письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.

Для разовых соглашений между аудиторской организацией и экономическим субъектом письмо - обязательство в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации является офертой.

В соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое является достаточно определенным и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с тем адресатом, который примет это предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Экономический субъект должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией. Если подтверждение получено, то условия письма остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудиторской проверки.

Если цель и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, то письмо - обязательство может не составляться, либо его содержание должно представлять дополнительную информацию для экономического субъекта.

Письмо - обязательство аудиторской организации, направленное экономическому субъекту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором этого экономического субъекта.

Письмо-обязательство должно содержать обязательные указания:

  • 1. по условиям аудиторской проверки (объект и цели аудиторской проверки и т.п.),
  • 2. по обязательствам аудиторской организации (о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы, об ответственности аудиторской организации, по соблюдению коммерческой тайны),
  • 3. по обязательствам экономического субъекта (об ответственности экономического субъекта за полноту и достоверность предоставленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки и т.д.).

I. Область знаний: «ПРАВО»
Тема 1. Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений
Тема 2. Организационно-правовые формы юридических лиц
Тема 3. Корпоративное управление в коммерческих организациях
Тема 4. Объекты гражданских прав
Тема 5. Сделки
Тема 6. Представительство. Доверенность
Тема 7. Право собственности и иные вещные права
Тема 8. Обязательства, способы их обеспечения, порядок и сроки исполнения и взыскания
Тема 9. Гражданско-правовой договор
Тема 10. Правовое регулирование трудовых отношений
Тема 11. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Тема 12. Внешнеэкономическая деятельность. Валютное регулирование и валютный контроль
Тема 13. Несостоятельность (банкротство) организации
Тема 14. Правовое регулирование деятельности организаций финансового сектора экономики
Тема 15. Основы системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации. Основы системы противодействия коррупции

II. Область знаний: «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ»
Тема 1. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
Тема 2. Общие требования к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации
Тема 3. Порядок представления и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (РСБУ)
Тема 4. Учет основных средств
Тема 5. Учет затрат на освоение природных ресурсов
Тема 6. Учет нематериальных активов
Тема 7. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
Тема 8. Учет финансовых вложений
Тема 9. Учет материально-производственных запасов и незавершенного производства
Тема 10. Учет денежных средств и их эквивалентов
Тема 11. Учет расчетов и обязательств
Тема 12. Учет капитала, резервов и других источников финансирования организации
Тема 13. Учет финансовых результатов
Тема 14. Учет налога на прибыль
Тема 15. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
Тема 16. Учет операций в иностранной валюте
Тема 17. Учет совместной деятельности
Тема 18. Принципы подготовки и представления, раскрытие информации в финансовой отчетности в соответствии с МСФО
Тема 19. Формирование учетной политики в соответствии с МСФО
Тема 20. Порядок учета основных средств в соответствии с МСФО
Тема 21. Порядок учета нематериальных активов в соответствии с МСФО
Тема 22. Учет инвестиционной недвижимости в соответствии с МСФО
Тема 23. Учет обесценения активов в соответствии с МСФО
Тема 24. Порядок учета активов, предназначенных для продажи, в соответствии с МСФО
Тема 25. Учет договоров аренды в соответствии с МСФО
Тема 26. Порядок учета налогов на прибыль в соответствии с МСФО
Тема 27. Учет оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в соответствии с МСФО
Тема 28. Учет вознаграждений работникам в соответствии с МСФО
Тема 29. Учет финансовых инструментов в соответствии с МСФО
Тема 30. Учет операций по выплатам на основе акций в соответствии с МСФО
Тема 31. Порядок учета запасов в соответствии с МСФО
Тема 32. Учет выручки по договорам с покупателями в соответствии с МСФО
Тема 33. Учет валютных операций и пересчет финансовой отчетности в валюту представления в соответствии с МСФО
Тема 34. Учет затрат по заимствованиям в соответствии с МСФО
Тема 35. Оценка справедливой стоимости в соответствии с МСФО
Тема 36. Учет и раскрытие информации о государственных субсидиях и других формах государственной помощи в соответствии с МСФО
Тема 37. Порядок отражения в финансовой отчетности деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых в соответствии с МСФО
Тема 38. Учет операций объединения бизнесов, виды долевых инвестиций и консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО
Тема 39. Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций финансового сектора экономики

III. Область знаний: «НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Субъекты налоговых правоотношений
Тема 2. Налоговое обязательство и его исполнение
Тема 3. Налоговый контроль. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Тема 4. Налог на прибыль организаций
Тема 5. Налог на добавленную стоимость
Тема 6. Акцизы
Тема 7. Налог на доходы физических лиц
Тема 8. Имущественные налоги
Тема 9. Налог на добычу полезных ископаемых
Тема 10. Страховые взносы

IV. Область знаний: « ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ, ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ»
Тема 1. Финансы организации
Тема 2. Бюджетирование в системе управления финансами
Тема 3. Финансовый анализ и его методы
Тема 4. Анализ и оценка доходов организации
Тема 5. Анализ и оценка расходов организации и себестоимости продаж
Тема 6. Анализ и оценка финансовых результатов
Тема 7. Анализ и оценка внеоборотных активов
Тема 8. Анализ и оценка оборотных активов
Тема 9. Анализ и оценка рентабельности активов и собственного капитала
Тема 10. Анализ и оценка финансового состояния организации
Тема 11. Методы комплексного финансового анализа и оценки эффективности бизнеса
Тема 12. Основы финансового менеджмента
Тема 13. Управление рисками
Тем 14. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля и внутреннего аудита

V. Область знаний: «АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Тема 1. Понятие и содержание аудиторской деятельности
Тема 2. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
Тема 3. Профессиональная этика аудиторов
Тема 4. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций
Тема 5. Контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций
Тема 6. Общие принципы аудита финансовой отчетности и обязанности аудитора
Тема 7. Планирование аудита, оценка рисков и аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски
Тема 8. Аудиторские доказательства
Тема 9. Использование работы, выполненной другими лицами
Тема 10. Выводы и составление аудиторского заключения
Тема 11. Специальные области аудита
Тема 12. Задания по проведению обзорных проверок
Тема 13. Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорных проверок финансовой информации
Тема 14. Сопутствующие аудиту услуги

Знание бухгалтерского учета

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Аттестат аудитора выдается саморегулируемыми организациями (СРО) при условии, что на дату подачи заявления о выдаче аттестата претендент имеет стаж работы, связанный с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Регистрация на экзамен осуществляется слушателями самостоятельно на сайте Единой аттестационной комиссии (ЕАК) .

Квалификационный экзамен состоит из двух этапов: компьютерного тестирования и выполнения письменной работы. Компьютерное тестирование проводится каждый месяц. Претенденты, успешно сдавшие тестирование, допускаются к письменной работе. Сдача письменного экзамена организуется Единой аттестационной комиссией два раза в год, как правило, в декабре и июле.

Вы можете получить Заказ в нашем офисе (бесплатный самовывоз ) или заказать доставку. Доставка осуществляется курьерской компанией по всей территории России на основе индекса почтового отделения.

Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ранее №119-ФЗ от 07.08.2001 г.), заменивший Временные правила аудиторской деятельности, положил начало новому этапу в развитии российского аудита. Ко времени принятия данного Федерального закона в Российской Федерации уже функционировали организации, регулирующие аудиторскую деятельность на государственном уровне, действовали общественные аудиторские организации, система подготовки аудиторов, их аттестации, а также лицензирования аудиторской деятельности. За это время были разработаны Кодекс профессиональной этики аудиторов, тридцать восемь централизованных правил (стандартов) аудиторской деятельности. В Российской Федерации насчитывалось около 8000 аудиторских фирм, в том числе совместно с иностранным капиталом. Вступление в силу данного Федерального закона в течение последующих полутора лет было обеспечено большим пакетом законодательных и нормативных актов по аудиту, значение которых весьма велико.

Аттестация аудитора - это проверка и контроль квалификации физических лиц, изъявивших желание заниматься аудиторской деятельностью, с выдачей кандидатам, образование и стаж которых отвечают установленным требованиям и успешно сдавшим необходимые квалификационные экзамены (прошедшим квалификационные испытания), документа установленного образца - квалификационного аттестата аудитора.

В настоящее время (в соответствии со ст.15 ФЗ-307 от 30.12.2008 г.) к аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ образовательного учреждения иностранного государства и свидетельство Министерства образования и науки РФ эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании. Кроме того, необходимо наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

К аттестации не допускаются лица, которым по приговору суда запрещается занятие определенных должностей или работа в определенной области до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

Успешно сдавшие квалификационные экзамены получают аттестат аудитора единого образца без ограничения срока действия по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 25.04.2002 г. № 34н. По итогам квалифицированного экзамена выдаются квалифицированные аттестаты аудиторов в области:

  • -общего аудита;
  • -аудита бирж, внебюджетных и инвестированных фондов;
  • -аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
  • -аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

Если аудитор в течение 2 лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.

Аудиторы и аудиторские фирмы (организация) могут заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление.

Нормативные документы, регламентирующие аудиторскую деятельность, предусматривают не только порядок выдачи аттестатов, но и правила их продления и аннулирования, а также санкции для аудиторов за допущенные в работе ошибки и злоупотребления. Особое внимание уделяется контролю за соблюдением этических норм поведения.

С целью контроля за качеством аудиторских проверок могут проводиться контрольные проверки как по инициативе аттестационно-лицензионной комиссии, так и по инициативе заинтересованных экономических субъектов.

Если факт неквалифицированной аудиторской проверки подтверждается, то аудиторская фирма несет материальную ответственность (возвращает средства, уплаченные за проверку, платит штраф), кроме того, у нее может быть аннулирована лицензия.

В соответствии с п.13 ст.15 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» каждый аудитор, имеющий квалифицированный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Аудит - это практическая профессия, требующая не только высоких теоретических способностей, но и, в большей степени, практического опыта и этического поведения.

Как теоретические знания, так и практический опыт должны поддерживаться на соответствующем уровне и актуализироваться на протяжении всей профессиональной деятельности.

Аттестация - это «фотография», снятая на момент входа претендента в профессию. С помощью системы аттестации в профессию должны попадать только претенденты с соответствующей квалификацией. По своей сути система аттестации не в силах обеспечить того, что аудитор будет продолжать получать технические и практические навыки.

В каждой аудиторской компании должны существовать процедуры, обеспечивающие контроль за необходимым объемом знаний и практического опыта аудиторов для выполнения ими своих обязанностей. Это одно их направлений, которое будет проверяться во время внешнего инспектирования со стороны САО.

Аудитор - это физическое лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, ставшее членом саморегулируемого профессионального объединения (САО) и внесенное в единый реестр аудиторов.

Аудитор не будет нести полной ответственности за проведение аудита (подписание аудиторского заключения) до тех пор, пока он не получит как минимум два года опыта работы непосредственно в аудите после получения аттестата аудитора (пост - квалификационный опыт работы).

Институциональная организация.

  • - Саморегулируемые аудиторские объединения (САО), действующие в соответствии с законом об аудиторской деятельности.
  • - Аттестационная комиссия при Минфине России
  • - Экзаменационная комиссия при аттестационной комиссии
  • - Составители экзаменационных билетов при экзаменационной комиссии
  • - Проверяющие (маркеры) при аттестационной комиссии
  • - Экзаменационные центры при аттестационной комиссии
  • - Апелляционная комиссия при аттестационной комиссии.

Требования к аттестации аудиторов

Аудитор должен иметь:

  • - безупречную репутацию;
  • - высококачественное базовое образование;
  • - результаты тестирования технических знаний на уровне не ниже университетского диплома;
  • - достаточный практический опыт в аудите (особенно обязательный аудит), полученный в контролируемой обстановке Аттестационная комиссия проверяет наличие указанных требований у претендента на получение аттестата аудитора.

Безупречная репутация

Безупречность репутации подтверждается следующим образом:

  • - рекомендации от двух аудиторов, имеющих как минимум 5 лет работы после получения квалификации и проработавшими с претендентом не менее 2-х лет;
  • - справка об отсутствии судимости (кроме административных правонарушений)

Безупречность репутации должна сохраняться и после прохождения квалификации, зачем должны следить САО, членом которого является аудитор. Это больше вопрос ведения реестра аудиторов в САО, и не является темой настоящего документа.

Высококачественное базовое образование

* Высшее образование по любой специальности

В силу языковых отличий может потребоваться более конкретное определение понятия «университетское образование» - это диплом о высшем образовании признанного российского университета или иностранного университета, отвечающего установленным стандартам.

Результаты тестирования технических знаний по аудиту, проводимого на уровне не ниже университетского диплома.

Аттестационная комиссия отвечает за разработку и утверждение экзаменационной программы, отвечающей следующим критериям:

  • - экзамен проводится в письменной форме;
  • - экзамен проводится в три этапа;
  • - экзамен должен соответствовать практической работе претендента;
  • - уровень сложности должен соответствовать университетскому диплому;
  • - неподкупность и честность экзаменационного процесса.

В теоретическую часть экзамена должны входить следующие предметы:

  • (а) общие вопросы и принципы теории бухучета;
  • (б) требования законодательства и стандарты составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности;
  • (в) российские и международные стандарты финансовой отчетности;
  • (г) финансовый анализ;
  • (д) анализ затрат и управленческий учет;
  • (е) управление рисками и система внутреннего контроля;
  • (ж) аудит;
  • (з) законодательные требования и профессиональные стандарты проведения обязательного аудита;
  • (и) российские и международные стандарты аудита;
  • (к) профессиональные навыки;
  • (л) профессиональная этика и независимость.

Также в экзамен должны быть включены следующие предметы в той степени, в которой они относятся к аудиту:

  • (а) законодательство о компаниях и корпоративном управлении;
  • (б) законодательство о неплатежеспособности и банкротстве предприятий;
  • (в) налоговый кодекс;
  • (г) гражданское и коммерческое право;
  • (д) законодательство о соцобеспечении и трудовое законодательство;
  • (е) информационные технологии и компьютерные системы;
  • (ж) бизнес экономика, общая экономика и финансовая экономика;
  • (з) математика и статистика;
  • (и) основные принципы финансового управления предприятиями.

Продолжительность и структура экзамена

Экзамен должен проводиться в три этапа:

Первый этап должен состоять из 6 экзаменационных билетов по три часа на сдачу каждого.

Эти экзаменационные билеты должны быть составлены таким образом, чтобы можно было проверить наличие знаний по предмету и должны быть представлены с виде вопросов с вариантами ответов, или же в виде математических расчетов, таким образом, чтобы его можно было сдать на компьютере. Запрещается пользоваться учебниками или справочной литературой.

Второй этап должен состоять из 6 экзаменационных билетов по три часа на сдачу каждого.

На этом этапе претендентам должно быть предложено написать эссе или дать расширенный ответ, демонстрирующий знание предмета претендентом. Составители вопросов должны указать, какой справочной литературой (или калькуляторами) может пользоваться претендент на экзамене, если таковое предусмотрено.

Третий этап должен состоять из одного задания продолжительностью 5 часов.

Освобождение от экзаменов

На первом этапе сдачи квалификационного экзамена аттестационная комиссия может принять решение об освобождении претендента от сдачи некоторых предметов, если он изучал их в университете.

В аттестационную комиссию могут обратиться университеты с целью получения признания того, что выдаваемые ими дипломы подтверждают прохождение предметов, необходимых для сдачи на первом этапе и их можно перезачесть.

Краткое описание процедуры аттестации аудиторов:

  • - претендент на получение аттестата аудитора должен иметь как минимум три года для завершения всего процесса;
  • - с компанией по прохождению стажировки претендент заключает ученический контракт;
  • - компания по предоставлению стажировки регистрирует контракт в аттестационной комиссии вместе с должным образом заверенной копией диплома о высшем образовании;
  • - аттестационная комиссия выдает справку о соответствии диплома о высшем образовании и регистрации ученического контракта. В справке указывается, что претендент освобождается от сдачи первого этапа квалификационного экзамена;
  • - экзамены первого и второго этапов проводятся 4 раза в год, а третий этап - 2 раза в год. За пол года до сессии экзаменационная комиссия сообщает дату проведения экзаменов и адреса экзаменационных центров;
  • - претендент обязан зарегистрироваться на экзамен минимум за 2 месяца до объявленной даты с указанием экзаменационного центра, где он планирует сдачу экзамена;
  • - претендент может, но не обязан проходить теоретическую подготовку в учебном центре;
  • - при регистрации на экзамен претендента просят для статистики сообщить, в каком учебном центре он проходил подготовку, если таковая была;
  • - каждому претенденту присваивается идентификационный номер. Этот номер будет проставлен на экзаменационной работе претендента без указания его имени. Проверяющий не должен идентифицировать работы претендентов;
  • - претендент сдает все бумаги, от которых он не получил освобождение, чтобы перейти на следующий этап. Если претендент не сдает отдельные «бумаги» у него есть 4 попытки на пересдачу;
  • - на первый этап квалификационного экзамена претендент допускается не ранее, чем через 1 год после подписания ученического контракта;
  • - на второй этап претендент допускается только после успешной сдачи первого этапа и не ранее, чем через два года после подписания ученического контракта;
  • - на третий этап претендент допускается только после успешной сдачи второго этапа и не ранее, чем через три года после подписания ученического контракта;
  • - третий этап сдачи квалификационного экзамена должен быть сдан в течение 8 лет после подписания контракта;
  • - после успешной сдачи каждого этапа экзаменационного процесса претендент получает свидетельство;
  • - претенденты, успешно сдавшие третий этап квалификационного экзамена направляют в аттестационную комиссию заявление о выдаче аттестата с приложением справок о безупречной репутации и отсутствии судимостей, а также должным образом заверенную копию дневника по стажировке. Аттестационная комиссия выдает аттестат аудитора.

аттестация аудитор правовой