Перемещение производства в города и пригороды примеры. Воздух в пригородах хуже, чем в центре

С середины XX в. в развитых странах Западного мира стал наблюдаться процесс переселения обеспеченной части населения из центров крупных городов в пригороды. Многочисленные попытки решить проблемы современного города оказались малоэффективными. Результатом этого стало массовое бегство из городов в пригород и появление новой реальности столетия - феномена субурбанизации .

Специалистами отмечается, что миллионы людей во всём мире стремятся за пределы города, пытаясь возродить преимущества деревенской жизни на окраине города. Вот уже несколько десятилетий растут не сами города, а главным образом их пригороды. Так называемая субурбанизация, проблема второго жилища, индустрия массового отдыха, “эпидемия” садовых участков - всё это разные аспекты “антиурбанистской” тенденции, неприятия города в его современном воплощении, отказа от мегаполиса как модели будущего расселения на земле .

Начиная с 70-х г. об этом явлении стали много писать: “В США считается прогрессивным путём развития - субурбанизма - переселение состоятельных слоёв населения в пригороды. Идёт строительство малоэтажных пригородов и новых городов”. В Лос-Анджелесе, например, наблюдается “мощное перемещение в пригороды, перемещение туда центров обслуживания населения, мест приложения труда”.

В Нью-Йорке происходит “сокращение офисных учреждений в центре и перемещение их на периферию” . Общей тенденцией в городах Британии стало положение, когда “бедные люди остаются в центре города, а богатые - покидают его. Старики и молодёжь ещё живут в центре и внутри городов, растущие семьи - вне города” . Лондон в 70-х гг. каждый год терял по 100 тыс. населения. За 10 лет здесь потеряно 400 тыс. рабочих мест. Внутренние районы Манчестера за 15 лет (в 60-70-е гг.) потеряли 20 % своего населения, Ливерпуля - 40 % . Это явление продолжается и в наше время. В современном Париже идёт медленный и устойчивый процесс уменьшения населения. Горожане и рабочие места перемещаются в пригород, где более дешёвая земля, жильё и лучшая экология.

Многие компании переводят свои офисы и предприятия в пригороды. Этому способствует развитая транспортная инфраструктура .

Вследствие этих процессов в развитых странах Запада ведётся активное строительство пригородных посёлков и жилых районов, имеющих застройку, преимущественно состоящую из блокированных и индивидуальных жилых домов с индивидуальными участками земли.
Продолжающиеся сегодня субурбанистские тенденции в значительной мере способствует развитию методов архитектурной экологии, которые как раз призваны сделать места проживания более экологичными и приближёнными к природе.

В России этот процесс приобрёл своеобразные черты. У российских граждан тоже проявляется потребность жить “поближе к природе”, но по причине общего невысокого уровня жизни, она привела к массовому строительству силами горожан своих “вторых жилищ” за городом - к дачному строительству и возделыванию садово-огородных участков. Специалистами отмечается в России “беспрецедентный в мировой практике” масштаб этого явления . В этом можно увидеть признаки специфического российского варианта субурбанизации. Однако в начале 90-х гг. с началом экономических реформ в российских городах поднялась волна коттеджного строительства, вокруг городов стали возникать строящиеся коттеджные посёлки, которые создавались уже как место основного жительства для состоятельной части населения.

Но в силу больших сложностей, возникших с созданием инженерной и транспортной инфраструктуры на месте этих новостроек, а также отсутствия кредитования индивидуального строительства, данный процесс постепенно замедлился и почти сошёл на нет. Сейчас только наиболее состоятельная часть горожан строит для себя загородное жильё.

Процессам субурбанизации в России, кроме препятствий экономического характера, мешает и слабое развитие инфраструктуры. В Европе, имеющей развитую сеть дорог при развитой автомобилизации населения, жизнь за городом становится более предпочтительной чем в центре крупного города. В России же, где дорожная сеть развита значительно слабее и группируется в основном вблизи крупных городских агломерацией, жить за городом становится не всегда удобно и выгодно. Тем не менее, устойчивая потребность иметь основное жилище среди природного окружения у горожан имеется.

При развитии сети дорог и стабилизации экономической ситуации можно ожидать постепенное развитие процесса субурбанизации и в России. Жизнь за городом станет тогда доступной не только для богатой части населения, но и для людей со средним достатком.
Потому, вероятным сценарием развития системы расселения городских агломераций России в ближайшие десятилетия может стать процесс разукрупнения крупных городов и отток населения в пригород.

При этом будут строиться пригородные посёлки и жилые районы малоэтажной застройки, при создании которых могут быть успешно использованы подходы и методы архитектурной и градостроительной экологии.

Перебазирование или консолидация производства

Перемещение или консолидация производства, как правило, связано с желанием компании поддержать рост бизнеса, снизить эксплуатационные расходы, привлечь новое управление, или по другим стратегическим причинам. Тем не менее, многие компании недооценивают значительные финансовые и операционные риски, связанные с таким предприятием, состоит ли оно из переезда через весь город, в другой город или за рубеж. Перемещение рабочего производства сопряжено с различного рода трудностями, так например, перебазировать станок , уже давно введенный в эксплуатацию на производстве довольно не простая задача. В данной статье будут рассмотрены некоторые из рисков, а также даны рекомендации, чтобы минимизировать эти риски.

Мотивирующие факторы

Перемещение факторов производства - решение перенести все или часть операций компании, как правило, инициируется ожидаемым ростом материального или снижения доходов и / или ожидаемого производства и операционных улучшений. Основываясь на нашем опыте, перечислены следующие несколько наиболее распространенных причин для переезда объекта:

Недостаточный размер предприятия, чтобы воспользоваться возможностями роста;
Уменьшение массы операций;
Более низкие затраты на оплату труда / производства;
Близость к каналам распределения;
Возможность для государственных стимулов;

Факторы риска

Перемещении организации производства представляют определенные, присущие к этому проблемы, которые должны быть поняты, как часть процесса принятия решений:

Потеря персонала - большинство компаний, в первую очередь, рассматривают вопросы сохранения мест для высшего руководства, однако они недооценивают влияние потери обоих работников среднего менеджмента, которые имеют глубокие знания важнейших эксплуатационных проблем, а также потерю квалифицированной рабочей силы (где скорость удержания, как правило, ниже). Отношения "ключ-клиент и вендор" могут быть нарушены в связи с потерей этих сотрудников. Кроме того, новые сотрудники неизменно подвержены значительной кривой обучения, и компания часто испытывает более высокую скорость оборота в период после переезда;

Информационные технологии - функция ИТ является неотъемлемой частью любой операции и имеет решающее значение для обеспечения плавного перехода операций на новое место. Значительное время и бюджет, необходимые для обеспечения системы могут быть успешно переведены и перезапущены в новом месте. Неспособность решить критические проблемы ИТ до переезда может парализовать операции, от получения и доставкм до отгрузки и выставления счетов;

Перемещение производства и установка оборудования - это зачастую является одним из самых сложных элементов в материально-техническом отношении одного переезда. Проблемы, которые мы наблюдали, включают:

Неправильная установка или повреждения при транспортировке приводит к значительному простою начального и / или проблем качества продукции в новых помещениях;
Плохая новая схема установки может привести к неэффективности и снижения производительности на начальном этапе. Переезд производства и адаптация к новой компоновке может быть особенно сложным делом, если компания не сохраняет опытных менеджеров производства на новом месте;
Инфраструктура нового завода может оказаться недостаточной для поддержки производственного оборудования. Требуется не только перевезти станок, но и все сопряженные с ним сопутствующие инфраструктуры. Перебазирование техники и ввод в эксплуатацию на новом месте затребует все ступени производственного и утилитарного процесса. Например, электроснабжение, канализация и удаление отходов может быть недостаточным на новом месте и может потребовать значительных инвестиций для модернизации.

Трудности в управлении запасами - аналогичные перемещения оборудования и установка на новом месте трудная задача в том плане, что перемещение организации затребует инвентаризации на новом складе и может представлять значительные трудности. Неадекватность системы для отслеживания движения запасов может привести к росту затрат, снижению скорости заполнения, и потери продукта.

Операционные и финансовые последствия

Неспособность решить операционные риски, связанные с переездом, может привести к серьезным последствиям для деятельности компании и в конечном счете к его печальному исходу в финансовом положении. Это можно увидеть в следующих областях:

Спад производительности - потеря опытного персонала, утрата боевого духа, время простоя оборудования, и / или не решенных вопросов ИТ может способствовать значительному снижению продуктивности и производства на новом месте. Производственная неэффективность часто приводят к снижению ставок заполнения клиентов, потерянным продажам и недовольству клиентов. Это часто приводит к увеличению сверхурочных и временных затрат на оплату труда и дорогостоящих ускорено судоходных альтернатив компенсировать задержки производства;

Вопросы качества продукции - набор неопытных сотрудников и устранение проблем с новыми или перемещенным оборудованием может привести к временному снижению качества продукции;

Отсутствие преемственности в ключевых функциях поддержки - оборот ключевых сотрудников службы поддержки может привести к задержкам в выставленных счетов и товаров (в результате деформации требований оборотного капитала) и невозможности получения информации на своевременной основе (возможно, задержка выявления проблем на новом месте);

Поврежденные взаимоотношения с клиентами - непоставка, просроченные поставки, большие сроки поставки, повышение доходности, и отсутствие преемственности от потери торговых агентов могут напрягать отношения с клиентами и может привести к постоянной потере ключевых клиентов. Компании зависящие от концентрации клиентов подвергаются риску значительного спада продаж в результате плохо выполненного перемещения.

Стратегии минимизации рисков

Подробный комплексный план перемещения производства должен быть разработан за долго до дня "Х", согласован, хорошо управляем и осуществляется должным образом, чтобы минимизировать потенциальные риски. Следует учитывать следующее:

Планирование - специальная группа созданная из компании (включая высшее руководство) должна быть назначена для управления всеми аспектами движения. Компания должна рассмотреть вопрос о найме профессионального консультанта для консультирования и, при необходимости, управления всем процессом для новых сотрудников. Это не процесс, который может быть выполнен на основе частичной занятости;

Сроки и графики должны быть установлены и контролироваться для завершения всех задач, некоторые из которых являются взаимозависимыми друг от друга. Кроме того, могут быть длительные сроки для поставки необходимого оборудования и услуг. Кроме того, компания должна учитывать, когда именно движение должно происходить в течение года, потому что это может создать трудности во время напряженного сезона для компании;

Связь - о перемещении производства должно быть сообщено соответствующим сотрудникам, поставщикам и клиентам, чье сотрудничество имеет решающее значение:

Управление должно общаться с сотрудниками, чтобы свести к минимуму неопределенности и слухи, которые влияют на моральный дух и удержание персонала. Сотрудники будут более удовлетворены, если они участвуют в процессе, и их проблемы в настоящее время рассматриваются. Кроме того, руководство должно говорить с персоналом на всех уровнях, чтобы понять, какие будут ожидаемые потери персонала. Этот шаг может оказаться невозможным, если ключевые сотрудники отказываются менять место жительства;
Поставщики должны быть уведомлены, чтобы координировать поставки сырья в период переезда. Это особенно важно, если инвентаризация застопориться в ожидании переезда, чтобы обеспечить доступность материалы для дополнительного производства или сбыта;
Связь с клиентами очень важна, потому что они должны быть осведомлены о предстоящей нагрузке на ресурсы. Если есть возможность ускорить платежи от них или организовать поставки с опережением сроков поставки запланированных во время переезда - это большой плюс.

Наращивание инвентаря - наращивание запасов до переезда позволяет компании избежать потери от продаж и пропущенных сроков поставки, которые должны возникать из-за задержки производства. Компании должны оценить, насколько это возможно с учетом существующих ограничений возможностей и имеющихся оборотных средств;

Параллельные операции - из-за потенциальных проблем, которые могут возникнуть на новом месте, компаниям следует рассмотреть возможность запуска различных производств параллельно в течение некоторого периода времени, если это возможно, до тех пор пока новое место не будет правильно структурировано. Это может свести к минимуму влияние проблем и задержек на новом месте, пока вопросы переселения решаются;

Планируемые расходы - рассчитывая бюджет переселения, следует учитывать влияние снижения производительности, более высокие эксплуатационные расходы, а также потенциальное замедление доставки, выставления счетов и продукции. Кроме того, расчет должен быть основан на реальных затратах для переезда, найма, путешествия, обучения сотрудников, не забудьте про консультационные услуги, а также прочие расходы по мере необходимости. Могут возникнуть многие не бюджетированные затраты, пока движение прогрессирует, если должным образом не удалось сделать это быстро.

Другие элементы, которые следует рассмотреть:

Переселение, как правило, влияет на время закупок для сырья от поставщиков и товаров, отгруженных покупателям;
Требуется рассмотрение влияния всех процессов на стоимость товаров, реализованных компонентов и возможных изменений стандартных расходов.

Есть серьезные риски, связанные с перемещением производства и корпоративным переездом, которые могут существенно повлиять на операционную деятельность и финансовые результаты. Непредвиденные расходы, потеря ключевого персонала, поврежденные отношения с клиентами, поставщиками и сотрудниками, а также другие проблемы могут привести к негативным последствиям для компании. Многие компании могут быть значительно ослаблены, временно или постоянно, в результате жестокого планового переселения.

3. Перемещение в пригород предприятий розничной торговли и фирм сферы услуг

1. Перемещение в пригород производственных предприятий

В традиционном моноцентрическом городе экономическая деятельность концентрировалась в ЦДР. Именно здесь концентрировалась работа и магазины. Современные города полицентричны – значительная часть работы в них сосредоточена в пригородных районах. Люди меньше нуждаются в городе-центре как месте занятости и торговли. Рассмотрим как произошло это превращение.

Перемещению в пригороды производственных предприятий способствовало несколько причин. Во-первых, появление автотранспорта на внутригородских линиях грузоперевозок. На рубеже XIX-XX веков перевозки осуществлялись городским транспортом. Предприятия стали переходить в разных странах на автотранспорт в1910-1920-х годах. Известно, что производство стремится в пригороды, где ниже уровень заработной платы. Однако, этому препятствуют высокие издержки по транспортировке продукции до транспортного узла. Автоперевозки значительно дешевле гужевых перевозок, поэтому производство стало перемещаться в пригороды. В результате появления автотранспорта на линиях внутренних перевозок функция земельной ренты производственных предприятий становится положе (Рис.5-1,262). Предприятия начинают выигрывать спор за землю у жилой застройки и площадь промышленного района расширяется. Спрос на труд растёт, что приводит к росту заработной платы и сдвигу функции ренты под жилищное строительство вверх, а функцию ренты производственных предприятий вниз. Так продолжается до тех пор, пока на рынке труда и земли не восстановится общее равновесие.

Во-вторых, спустя ≈ 20 лет после появления грузовика производственные предприятия стали использовать его для междугородних перевозок. Со временем грузовик стал конкурировать в этом качестве с железнодорожным и водным транспортом. Предприятия, использующие автотранспорт, менее привязаны к конечным железнодорожным станциям и портам в центре городов и перемещались ближе к междугородним шоссейным дорогам.

В-третьих, новые производственные технологии – такие как сборочные линии и использование при транспортировке автопогрузчиков – заставили фирмы перейти от традиционных многоэтажных производственных зданий к одноэтажным заводам. В связи с большим использованием земли заводы стали перемещаться в пригороды, где земля дешевле.

В-четвёртых, для некоторых фирм пригородный аэропорт заменил собой центральный транспортный узел, на который они ориентировались ранее.

2. Перемещение в пригороды населения

В последнее столетие во всех странах мира отчётливо проявилась неуклонная тенденция к сглаживанию плотности заселения городов. Градиент средней плотности населения уменьшается. Иными словами, по мере удаления от центра города на 1 км плотность населения снижается, но уже не так быстро, как в прошлом. Формированию этой тенденции способствует ряд причин.

1. Рост уровня реальных доходов. Влияние растущих реальных доходов сказывается двояким образом. Во-первых, возникает эффект альтернативной стоимости – чем богаче человек, тем выше для него альтернативная стоимость трудовой миграции. Этот эффект побуждает человека селиться ближе к центру города. Во-вторых, возникает потребительский эффект – по мере роста богатства человек увеличивает спрос на землю, как и на любое другое полноценное благо. Рост дохода ведёт к увеличению размера участка, притягивая домохозяйства к недорогой пригородной земле.

2. Снижение издержек на трудовую миграцию. За последние 150 лет технический прогресс привёл к значительному снижению денежных и временных издержек на трудовую миграцию.

3. Отрицательные стороны жизни в центре города. Сюда можно отнести такие факторы как: ухудшение состояния жилого фонда в центре города; нежелание жить рядом с бедными; Бюджетно-финансовые проблемы в центре города; высокий уровень преступности; недостаточное качество образования; загрязнённость и шум.

4. Значительная часть работников последовала в пригороды за своими предприятиями. В полицентрическом городе работники ездят на работу по кольцевым пригородным автодорогам в пригородные субцентры.

5. На выбор места жительства влияет целый ряд факторов государственной политики. Во-первых, сюда относятся все меры государства, способствующие росту спроса на жильё (жилищные сертификаты, субсидии, программа ипотечного кредитования). Такие меры способствуют развитию пригородов, потому что повышают спрос на жильё и привлекательность пригородов, где жильё относительно дёшево. Во-вторых, строительство сети автомобильных дорог привело к снижению издержек, связанных с маятниковой миграцией и, соответственно, к росту привлекательности пригородов.

3. Перемещение в пригород предприятий розничной торговли и фирм чферы услуг

В основе процесса перемещения предприятий розничной торговли в пригород лежит три важнейших причины. Во-первых, эти предприятия последовали в пригород за своими потребителями. Предприятия розничной торговли представляют собой типичные рыночно-ориентированные фирмы, в основе решений о размещении которых лежит исключительно соображение доступности для клиентов. Производственные издержки при этом могут не приниматься во внимание, поскольку факторы для развития таких предприятий имеются повсеместно. В соответствии с теорией центрального места такие предприятия будут располагаться в центре зоны торгового обслуживания. Размеры рынка сбыта определяются эффектом масштаба, имеющимся в распоряжении фирмы и транспортными издержками, с которыми сталкивается клиент при посещении такой фирмы. Согласно этой теории для города может оказаться достаточно только одного ювелирного магазина, но в нём будет существовать большее количество музыкальных магазинов и ещё большее количество пиццерий. Если эффект масштаба невелик относительно плотности спроса (произведения спроса на душу населения на плотность населения), то зоны торгового обслуживания относительно малы. Такая фирма последует за своими покупателями в пригород. Фирма с большим эффектом масштаба вовсе не обязательно последует за своими покупателями.

Во-вторых, привязанность к центру города ослабил автомобиль, который пришёл на смену радиальной трамвайной сети. Ранее пригородный магазин был не в состоянии выжить именно из-за дороговизны поездок по территории пригородов – у него было мало покупателей. Использование автомобиля снижает стоимость поездок в пределах жилого района.

В-третьих, население городов возрастает. Это приводит к тому, что эффект масштаба, имеющийся в распоряжении отдельных магазинов, исчерпывается и возникает необходимость в появлении нового магазина, приближенного к своим покупателям.

Факторами, вызывающими перемещение в пригород фирм сферы услуг, являются достижения в области связи, позволившие снизить издержки на передачу данных, голосовой информации и сообщений. В связи с этим некоторые виды деятельности стали менее зависимыми от личных контактов. В связи с этим привлекательность ЦДР снижается.

Тема 1. Город как объект.

Понятие города. Функции и задачи современных городов. Классификация городских поселений по численности населения. Классификация городов по функциональному назначению.

Тема 2. Теории эволюции городов.

Теория возникновения городов «по индивидуальной железной воле». Гильдейская теория. Теория социальной защиты . Теория рынка. Теория естественного развития сельских поселений . Современная концепция генезиса городов.

Тема 3. Экономика города и ее характерные особенности.

Экономика города как система. Экономические и производственные отношения в городе. Материально-техническая база городского хозяйства . Пространственное развитие города.

Тема 4. Урбанизация.

Понятие и сущность урбанизации. Количественно-качественные показатели процессов урбанизации. Основные стадии урбанизации по Джиббсу. Стадиальный подход к эволюции урбанизации. Пространственная последовательность распространения мирового процесса урбанизации. Особенности урабанизационных процессов в России. Последствия мирового процесса урбанизации на экономику крупнейших городов мира.

Тема 5. Развитие пригородов и современные города

Перемещение в пригород производственных предприятий. Основные тенденции перемещения в пригороды населения. Перемещение в пригород предприятий розничной торговли . Перемещение в пригород фирм сферы услуг . Пригородные субцентры и современные города.

Тема 6. Город как социально-экономическая пространственная система.

Взаимосвязь экономических и социальных процессов в городе. Понятие «Городское хозяйство» и его отличительные особенности. Внутреннее пространство города. Основные теории пространственной организации города: «Теория концентрических зон Э. Берджесса»; «Секторальная теория Х. Хойта»; «Многоячеистая теория К. Харриса и Е. Ульмана».

Тема 7. Планирование экономического развития города

Понятие, сущность и виды городской политики. Типичные проблемы современного города. Современная концепция экономического развития города. Сотрудничество городов и основные концепции взаимодействия городов. Основные формы объединения городов. Главные направления деятельности союзов (ассоциаций) городов.

Тема 8. Финансы города.

Понятие и основные характеристики финансовой системы города. Основные источники доходов городского бюджета. Фискальная политика и налоговое регулирования на городском уровне. Основные статьи расходов городских бюджетов. Роль органов местного самоуправления в регулирования финансовой политики города. Инструменты повышения эффективности использования местных бюджетных средств.

Тема 9. Жилищно-коммунальное хозяйство в экономике города. ЖКХ : его структура и его продукт.

Тема 10. Транспорт и транспортная инфраструктура современного города.

Организация городской дорожной сети. Типология конфигураций при построении магистралей города. Основные понятия по организации городского пассажирского транспорта. Планирование деятельности городского пассажирского транспорта. Показатели, характеризующие соответствие плановых показателей фактическим данным. Влияние городского пассажирского транспорта на формирование города.

Тема 11. Организация системы здравоохранения

Инфраструктура системы здравоохранения. Классификация медицинских услуг. Система управления здравоохранением на городском уровне. Финансирование муниципального здравоохранения. Планирование услуг здравоохранения. Основные показатели системы здравоохранения города.

Тема 12. Органы управления городским хозяйством.

Понятие «местное хозяйство» и «муниципальное хозяйство». Муниципальная администрация как орган управления городским хозяйством. Развитие местного самоуправления в России. Зарубежный опыт организации местного самоуправления. Необходимость реформирования местного самоуправления в Российской Федерации.

Тема 13. Рынок недвижимости в экономике города.

· интервьюирование;

· составление таблиц и схем;;

· тестирование;

· ролевая игра и др.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Согласно Государственному образовательному стандарту, общая профессиональная дисциплина «Экономика города» осваивается студентами в течение 108 часов. Часть этого времени отводится на аудиторные формы работы (лекционные и семинарские занятия , другие виды аудиторных занятий), которые проводятся при непосредственном участии преподавателя. Вторая часть установленных стандартом часов отводится для самостоятельной, или внеаудиторной, работы студентов.

Под самостоятельной работой студентов понимается планируемая учебная, учебно-исследовательская, а также научно-исследовательская работа студентов, которая выполняется во внеаудиторное время по инициативе студента или по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Виды самостоятельной работы студентов

Основными видами самостоятельной учебной деятельности студентов высшего учебного заведения являются:

1) предварительная подготовка к аудиторным занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый материал. Такая подготовка предполагает изучение рабочей программы , установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучении которых следует обратить особое внимание и др.;

3) подбор, изучение, анализ и при необходимости – конспектирование рекомендованных источников по учебным дисциплинам;

4) выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций;

5) подготовка к контрольным занятиям, зачетам и экзаменам;

6) выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных рабочей программой;

7) написание рефератов, контрольных, курсовых, квалификационных, дипломных работ и их защита;

8) выполнение собственных научных исследований, участие в научных исследованиях, проводимых в масштабе кафедры, факультета, института и университета в целом;

9) производственная практика по приобретаемой в университете специальности;

10) систематическое изучение периодической печати, научных монографий , поиск и анализ

Оценка самостоятельной работы студентов

Отдельной составляющей в итоговой оценке по предмету «Экономика города» является оценка самостоятельной работы студента.

Во-первых, оценка самостоятельной работы включается в оценку такой формы промежуточного контроля, как оценка текущей работы на семинарских занятиях.

Во-вторых, так как самостоятельная работа по предмету поощряется, преподаватель может использовать (и, как правило, использует) оценку самостоятельной работы в качестве поощрительной составляющей на экзамене.

В спорных ситуациях оценка самостоятельной работы может разрешить ситуацию в пользу студента.

Независимо от вида самостоятельной работы, показателями самостоятельной работы могут считаться:

а) умение проводить анализ;

б) умение выделить главное (в том числе, умение ранжировать проблемы);

в) самостоятельность в поиске и изучении статистических источников, т. е. способность обобщать материал не только из лекций, но и из разных прочитанных и изученных источников и из жизни;

г) положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете;

д) умение показать место данного вопроса в общей структуре курса, его связь с другими вопросами статистики;

е) умение применять свои знания для ответа на вопросы.

Методическое обеспечение самостоятельной работы осуществляется путем создания открытого доступа студентов к учебно-методическому комплексу «Экономика города» (в локальной компьютерной сети юридического факультета), а также предоставления обучающимся списков обязательной и дополнительной литературы.

Примерные вопросы к зачету

1. Понятие и сущность дисциплины «Экономика города».

2. Объект и предмет и задачи изучаемой дисциплины.

3. Взаимосвязь дисциплины с другими науками.

4. Функции и задачи современных городов.

5. Классификация городских поселений по численности населения.

6. Классификация городов по функциональному назначению.

7. Теория возникновения городов.

8. Экономика города как система.

9. Экономические и производственные отношения в городе.

10. Материально-техническая база городского хозяйства.

11. Понятие и сущность урбанизации.

12. Количественно-качественные показатели процессов урбанизации.

13. Основные стадии урбанизации по Джиббсу.

14. Стадиальный подход к эволюции урбанизации.

15. Пространственная последовательность распространения мирового процесса урбанизации.

16. Особенности урабанизационных процессов в России.

17. Перемещение в пригород производственных предприятий.

18. Основные тенденции перемещения в пригороды населения

19. Взаимосвязь экономических и социальных процессов в городе.

20. Понятие «Городское хозяйство» и его отличительные особенности.

21. Внутреннее пространство города.

22. Основные теории пространственной организации города: «Теория концентрических зон Э. Берджесса»; «Секторальная теория Х. Хойта»; «Многоячеистая теория К. Харриса и Е. Ульмана».

23. Понятие, сущность и виды городской политики.

24. Типичные проблемы современного города.

25. Современная концепция экономического развития города.

26. Сотрудничество городов и основные концепции взаимодействия городов.

27. Основные формы объединения городов.

28. Фискальная политика и налоговое регулирования на городском уровне.

29. Понятие и основные характеристики финансовой системы города.

30. Основные источники доходов городского бюджета.

31. Основные статьи расходов городских бюджетов.

32. Роль органов местного самоуправления в регулирования финансовой политики города.

33. Классификация предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

34. Управление. ЖКХ в условиях реформирования.

35. Основные способы управления многоквартирными домами.

36. Организация городской дорожной сети.

37. Планирование деятельности городского пассажирского транспорта.

38. Влияние городского пассажирского транспорта на формирование города.

39. Понятие «местное хозяйство» и «муниципальное хозяйство».

40. Муниципальная администрация как орган управления городским хозяйством. Развитие местного самоуправления в России.

41. Зарубежный опыт организации местного самоуправления.

43. Классификация объектов недвижимости.

44. Роль и значение энергетики города в его развитии.

45. Состав и структура энергетического комплекса города.

46. Инфраструктура системы здравоохранения.

47. Классификация медицинских услуг.

48. Система управления здравоохранением на городском уровне.

49. Финансирование муниципального здравоохранения.

50. Планирование услуг здравоохранения.

51. Основные показатели системы здравоохранения.

13. Государственный и муниципальный заказ в развитии городского
хозяйства.

14. Город как форма местного хозяйства.

15. Местные рынки и экономическое развитие (рынки земли, труда,
капитала; инвестиции; направления развития).

16. Роль органов местного самоуправления в городском хозяйстве.

17. Основные инструменты регулирования хозяйственной деятельности города

18. Развитие городской инфраструктуры.

19. Проблемы размещения и функционирования городского транспорта.

20. Реформа ЖКХ: проблемы и перспективы.

21. Товарищества собственников жилья в системе жилищно-коммунальных отношений.

22. Управляющие жилищным фондом компании: статус и перспективы развития.

23. Тарифная политика в ЖКХ.

24. Социальная защита населения в жилищно-коммунальной сфере.

25. Развитие частного бизнеса в системе ЖКХ. Планирование социально-экономического развития в городах.

26. Городское планирование в системе общенациональных и региональных комплексных программ

27. Жилищная политика органов местного самоуправления.

12. В ведении какого заместителя главы города находятся управление образованием, управление культурой, управление здравоохра­нением и др.?

A) Зам. по экономике;

Б) Зам. по социальным вопросам;

B) Зам. по финансовым вопросам;

Г) Первый заместитель главы города.

13. Основная социальная функция города - обеспечение условий для производства продукции в пропорциях и количестве, необходимых производственным системам более высокого уровня.

Б) Неверно.

14 Генеральный план города - это план управления муници­пальным имуществом.

Б) Неверно.

15. Выберите вариант, где все элементы имеют непосредственную
смысловую связь.

Г) ЖКХ, образование, здравоохранение, нефтедобыча, электроэнергетика.

16 Жилищным фондом в РФ сегодня могут управлять (заказы­вать жилищно-коммунальные услуги):

A) Управляющие жилищным фондом коммерческие организации ;
Б) Товарищества собственников жилья;

Г) Жильцы самостоятельно;

Д) все вышеперечисленные;

Е) А, Б, Г; Ж) А, Б.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Экономика города»

а) основная литература:

1. Коробко городского хозяйства: учеб. пособие для студентов / . - М. : Издательский центр «Академия», 20с.

2. , Довдиенко города: учеб. пособие – М.: КНОРУС, 2010. – 368 стр.

б) дополнительная литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 01.01.2001 N51-ФЗ

2 .Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.04 .

3. Федеральный Закон «Об общих принципах местного самоуправления» от 01.01.2001 .

4. Чекалин городского хозяйства: учеб. пособие / . - СПб. : СПбГИЭУ, 20с.

в) Интернет-ресурсы:

1. Официальный сайт КонсультантПлюс http://www. *****/

2. Сервер органов государственной власти Российской Федерации http://*****

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине имеются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски), мультимедийное оборудование и компьютерные классы с выходом в Интернет

Специализированное оборудование для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется.

Перемещение производства

Большая доля городского населения и рост занятости в городах развивающихся стран связаны с местной государственной и частной инфраструктурой, а также с инвестициями в промышленность или сферу услуг. Но основной источник роста занятости с 1980 года – это перемещение производства из развитых городских агломераций в развивающиеся.

Многие факторы, среди которых низкие заработные платы, лучшее образование и профессиональное обучение, инфраструктура, логистика, местное снабжение, крупные потребительские рынки городских районов, благоприятная политика двусторонней и мировой торговли, а также инвестиционные льготы, предоставляемые развивающимися странами, в совокупности способны переместить производственный центр из развитых стран в развивающиеся.

Эпицентр потребления среднего класса и доходов на душу населения перемещается вместе с промышленными и коммерческими инвестициями.

Развивающиеся города реализуют свои инвестиционные преимущества согласованно с центральной и местной политикой правительства, а также при денежной, финансовой и торговой поддержке. Они конкурируют друг с другом за прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Города, а не центральные правительства по большей части способствуют перемещению производства. Торговые представительства, возглавляемые мэрами крупных городов Китая, направляют маркетинговые делегации в города США и Европы, чтобы предоставить свои возможности для инвестиций. Эти делегации едут в такие города США, как Сан-Франциско, Даллас, Атланта, Чикаго и Нью-Йорк, а не в резиденцию федерального правительства в Вашингтон, округ Колумбия.

Инвестиция в перенос производства и открытие филиалов – это междугородний обмен, а не обмен между странами. Американские президенты могут повсеместно говорить об инвестициях и торговых достижениях. Но эти сделки заключаются между глобальными городами. Президенты стран привозят делегации мэров городов и крупнейших предпринимателей в глобальные города для привлечения туда бизнеса.

В грядущие десятилетия мы можем ожидать непрерывное истощение производства в развитых странах и перемещение его эпицентра в развивающиеся регионы . Эта тенденция отражена в приведенных выше ссылках на сравнение темпов прироста ВВП в городах развитых и развивающихся стран. Более высокий абсолютный ВВП и доход на душу населения на Западе – это атрибуты наследия, которые могут исчезнуть в ближайшие десятилетия.

Поскольку города США уже создали местное производство для замещения импорта из Европы, сегодня города развивающихся регионов создают привлекательные условия для размещения промышленных предприятий и развивают местное производство для замещения импорта с Запада. Широкий масштаб и быстрый темп такого замещения связаны с ускоренным ростом развивающихся городов и их потребляющих классов.

Единственная надежда на экономический рост для развитых городов с небольшим населением – это инновации для экспорта. Однако ожидается, что эти инновации также будут непрерывно замещаться импортирующими городами развивающихся стран. Китай нацелен на снижение импорта технологий с 50 до 30 % к 2020 году. В то время как в 2011 году доля Китая в мировых НИОКР увеличилась до 12 %, доля США в мировых НИОКР уменьшилась с 36 до 35 % . Инновации и продуктивность – это ключи к будущему балансу экономической силы между городами развитых и развивающихся стран.

К 2013 году крупнейшие развивающиеся страны и их местные частные и государственные ТНК и крупные предприятия имели финансовую возможность поддержать местные инновации. В случае с ВВП Китая 60 % приходит из частного сектора и 40 % китайского богатства находится в частных руках . Частный сектор Китая растет более быстрыми темпами, чем государственные компании, и богатство Китая, государственное и частное, инвестируется в покупку предприятий в развитых городах Европы, Японии и США в целях получения передовых технологий, выхода на рынок, а также укрепления силы бренда.

Процессы перемещения производства предприятий начинают двигаться в противоположном направлении. Huawei является второй по величине компанией по производству телекоммуникационного оборудования в мире. Это частное предприятие, которое имеет материально-технические базы и оперативные подразделения по всему миру: в Европе, Латинской Америке, Южной и Юго-Восточной Азии, Африке, на Ближнем Востоке и даже в Соединенных Штатах, где его деятельность в значительной степени блокируется федеральным правительством. Lenovo – самый крупный производитель компьютеров в мире, и эта компания официально зарегистрирована в Гонконге. Китай имеет обширный частный, а также государственный капитал для глобального расширения деятельности собственных городов. Китайские предприятия приобрели множество компаний как в Европе, так и в США. За последние девять месяцев 2013 года китайские фирмы потратили рекордную сумму – 12,2 миллиарда долларов США – на 55 проектов, реализуемых на неосвоенных территориях, и приобретения в США. Скоро будет установлен новый рекорд по прямым иностранным инвестициям Китая в экономику США