Ограничение оборота наличных денег и расчетов наличными. Налично-денежный оборот

В сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения. Это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный промежуток времени, это процесс непрерывного обращения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты). Этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. В российской действительности наличные деньги обслуживают также и большую часть хозяйственных связей юридических лиц , особенно частных предпринимателей .

Наличные деньги используются:

  • для осуществления кругооборота товаров и услуг;
  • для расчетов по выплате заработной платы и приравненных к ней платежей;
  • для оплаты ценных бумаг и выплат дохода по ним;
  • для платежей населения за коммунальные услуги.

Налично-денежный оборот в Российской Федерации организуется государством в лице Центрального банка.

Прием и выдачу наличных денег осуществляют расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России , которые формируют для этой цели оборотную кассу, а также резервные фонды. Резервные фонды банкнот и монет представляют собой запас не выпущенных в обращение денежных знаков для регулирования кассовых ресурсов.

Наличные деньги выпускаются в обращение Банком России на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право Банку России подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы,т. е. предельного выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ .

Важную роль в стабилизации денежного обращения в России сыграло утвержденное Банком России Положение «О правилах организации наличного денежного оборота на территории Российской Федерации», которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.

Основные принципы организации налично-денежного оборота в РФ заключаются в следующем:

  • все предприятия и организации должны хранить наличные деньги в коммерческих банках (за исключением суммы лимита, установленного обслуживающим банком);
  • банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности ;
  • сверх лимита денежная наличность может храниться на предприятиях для выдачи средств на оплату труда, выплат социального характера не более трех дней;
  • обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования ;
  • управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;
  • организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения.

Территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работу с денежной наличностью в соответствии с указанным выше Положением.

Налично-денежный оборот — ϶ᴛᴏ совокупность платежей за определенный период времени, кᴏᴛᴏᴩый демонстрирует движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа.

Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами населения и включает:

  • расчеты населения с предприятиями розничной торговли и общественного питания;
  • оплату труда и выплату других денежных доходов;
  • внесение денег населением во вклады и получение денег из банка;
  • выплату пенсий, пособий, стипендий, страхового возмещения;
  • выдачу кредитными организациями потребительского кредита;
  • оплату ценных бумаг и выплату доходов по ним;
  • коммунальные платежи, уплату населением налогов в бюджет.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что наличные деньги могут быть использованы для кругооборота товаров и услуг, для расчетов, непосредственно не связанных с движением товаров и услуг. Налично-денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек) Эмиссию наличных денег осуществляюттрадиционно центральные банки, в отдельных странах и казначейство. Между предприятиями и организациями, по общему правилу, налично-денежный оборот незначителен.

В странах с развитой рыночной экономикой и банковской системой доля расчетов наличными деньгами во всем платежном обороте составляет 3-8%. Это достигается путем перевода заработной платы на банковские счета. В США заработную плату наличными деньгами получает менее 1% населения, в Англии — до 10%, в Канаде — 5%. Все расчеты населения за товары и услуги осуществляются посредством чеков и различных платежных карт.

Сегодня сфера наличного оборота России необоснованно широка. В случае если в начале рыночных реформ она достигала 1 / 4 , то теперь превышает 40%.

Основные причины расширения налично-денежного оборота :

  • экономический кризис;
  • кризис наличности;
  • кризис неплатежей;
  • замедление расчетов;
  • недостаточно организованная система межбанковских расчетов;
  • сознательное сокращение прибыли в целях ухода от налогов и расширения наличных платежей за пределами банков.

Резкое расширение наличного оборота ведет к росту издержек обращения, замене старых купюр на новые, к появлению «черного нала», недобору налоговых платежей. Результатами будут дефицит, финансовая нестабильность. В случае если бы денежный оборот проходил по банковским счетам, то у центрального банка было бы больше возможностей его учитывать, регулировать и иметь полную информацию о состоянии экономики. Это дало бы возможность не расширять эмиссию. Неучтенный наличный оборот чаше всего переводится в валюту, а ϶ᴛᴏ требует от государства расширения эмиссионного процесса наличных денег для выплат из бюджета.

Гражданский кодекс РФ подробно регламентирует правила использования наличных денег на территории страны. При ϶ᴛᴏм установлен разный порядок расчетов с участием населения в зависимости от связи наличных платежей с предпринимательской деятельностью. Указанные расчеты осуществляются в безналичном порядке. Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, осуществляют расчеты как в наличном, так и в безналичном порядке. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующим порядком организации налично-денежного оборота для каждого предприятия устанавливаются лимиты остатка наличных денег в их кассах, и все деньги, превышающие лимит, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие банк. При наличии нескольких счетов в различных банках предприятие по ϲʙᴏему усмотрению обращается в один из них с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. При проверке данного предприятия банки руководствуются данным лимитом. По предприятию, не представившему расчет в банк, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность — сверхлимитной.

Выдача наличных денег предприятиям из банка производится за счет текущих поступлений в кассы банка. Стоит сказать, для обеспечения ϲʙᴏевременности осуществления выплат наличными деньгами РКЦ ЦБ РФ устанавливают для каждого банка сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.

До перехода к рыночным отношениям налично-денежный оборот планировался и регулировался на базе баланса денежных доходов и расходов населения и на базе кассового плана Госбанка. С помощью данных планов решалась проблема сбалансированности денежной и товарной массы, вопрос о размерах эмиссии, изъятии денег из обращения. Эмиссия носила директивный характер. С переходом к рыночным отношениям планы эмиссии перестали быть директивными. Прогноз баланса денежных доходов и расходов помогает Центральному банку РФ полнее учитывать спрос населения, прогнозировать структуру потребительского спроса. В случае если в балансе доходы населения превышают расходы, то ϶ᴛᴏ означает, что на руках у населения увеличивается денежная масса. В ϶ᴛᴏм случае для кассового обслуживания клиентов требуется эмиссия денег.

Основные статьи доходов населения в ϶ᴛᴏм балансе: оплата труда, пенсии, пособия, стипендии, доходы от собственности и предпринимательской деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Сегодня соотношение между оплатой труда и доходами от собственности изменилось. Уместно отметить, что оплата труда составляет менее 50% доходов населения.

Расходы населения — покупка товаров и услуг (2 / 3), обязательные платежи и вклады (10%), покупка валюты (20%) Прирост денег населения резко снизился, как и накопления в ценных бумагах и вкладах. С 1991 г. в России составляются прогнозы кассовых оборотов, кᴏᴛᴏᴩые основаны на достоверности и реальности в определении изменения наличной денежной массы в обороте. Стоит заметить, что они нужны в целях определения потребности в натичных деньгах в целом по России, по регионам и банкам. Прогнозы кассовых оборо- топ отражают объем, источники поступлений наличных денег в банки, размеры и направления их выдачи и в конечном итоге — эмиссию или изъятие денег. Расчеты составляются банками ежеквартально с распределением по месяцам и направляются в РКЦ ЦБ РФ за две недели до начала квартала. РКЦ ЦБ РФ за три дня до начала квартала сообщают расчетные данные по оборотам в целом по региону по приходу и выдаче наличных денег в банки.

В доходной части расчетов кассовых оборотов отражаются: торговая выручка, выручка предприятий транспорта, выручка предприятий бытового обслуживания и зрелищ, квартплата и коммунальные платежи, поступления на счета сельскохозяйственных предприятий, выручка от продажи валюты, выручка предприятий связи, доходы от продажи ценных бумаг. В расходной части отражаются: оплата труда, пенсии, пособия, выдача средств на закупку сельскохозяйственной продукции, хозяйственные расходы.

Сегодня Центральный банк РФ переходит к рыночным методам прогнозирования, связанным с установлением объема рефинансирования, изменением ставок процентов, использованием норм обязательных резервов, использованием расчетов денежных агрегатов.
Стоит отметить, что основным методом регулирования все больше становятся операции ЦБ РФ на открытом рынке. В ϶ᴛᴏм случае используется комплексная система регулирования налично-денеж- н о го оборота.

Эмиссия денег предполагает обеспечение денежной массы за счет следующих источников:

  • кредитования коммерческих банков:
  • кредитования государства:
  • увеличения золотовалютных резервов.

В первом случае эмиссия обеспечивается векселями и другими ценными бумагами, во втором — государственным долгом, государственными облигациями и обязательствами, в третьем — она не требует обеспечения, поскольку золото и валюта будут обеспечением.

Обеспечением эмиссии банкнот служат активы ЦБ РФ, при ϶ᴛᴏм Банк России определяет порядок ведения кассовых операций, устанавливает правила перевозки, хранения, инкассации денег, формирует механизм создания резервных фондов банкнот и монет, определяет порядок замены, уничтожения поврежденных денег. Функции кассового регулирования денежной массы возложены на РКЦ ЦБ РФ, кᴏᴛᴏᴩые организуются при головных терри- ториапьных управлениях Банка России, где и создаются резервные фонды денежных знаков и монет. Стоит заметить, что они необходимы для обеспечения эмиссии, регулирования покупюрной структуры денежной массы, замены поврежденных банкнот и экономии расходов на перевозку.

Исключая выше сказанное, в РКЦ ЦБ РФ созданы оборотные кассы, кᴏᴛᴏᴩые принимают и выдают деньги в течение операционного дня.
Стоит отметить, что остаток денег в кассе лимитируется, излишки передаются в резервный фонд. Кассовое обслуживание коммерческих банков осуществляется на договорной основе. Выдача денег, прием излишков денег, кассовое обслуживание производятся с отражением всех операций по корреспондентским счетам банков и других юридических лиц.

Эмиссия наличных денег — ϶ᴛᴏ выпуск денег в оборот, при кᴏᴛᴏᴩом возрастает масса наличных денег в обращении. Размеры эмиссии в командной экономике жестко регламентировались государством, при рыночной экономике существует метод прогнозирования эмиссии. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) осуществляют:

  • центральный банк (эмиссионный банк), кᴏᴛᴏᴩый пользуется монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения;
  • казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла, на кᴏᴛᴏᴩые в развитых странах приходится около 10% общего выпуска наличных денег)

Государство предпринимает меры к регулированию процесса производства, используя кредитную и денежную системы для ослабления возможных циклических колебаний экономических процессов. Во многих странах под влиянием усиления инфляции использовался такой метод стабилизации экономики, как таргетирование — установление целевых ориентиров в целях регулирования прироста денежной массы в обращении и кредита, кᴏᴛᴏᴩыми должны были руководствоваться центральные банки. Поскольку денежное обращение находится под влиянием различных экономических факторов, а не только зависит от прироста количества денежной массы, то многие страны в настоящее время отказались от таргетирования денежных агрегатов. По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений изменения объемов денежной массы. Не стоит забывать, что важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, будет порядок установления последних: в форме контрольных цифр (Франция), депозитов (США), прогнозов (Япония)

Организация налично-денежного оборота

Организацию налично-денежного оборота рассмотрим на примере Российской Федерации.

В России налично-денежный оборот регламентирован «Стоит сказать - положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденным Банком России — Центральным банком РФ (ЦБ РФ) Стоит сказать - положение будет обязательным для выполнения территориальными учреждениями ЦБ РФ, расчетно-кассовыми центрами (РКЦ), кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями (далее именуются предприятия) на территории РФ.

Согласно положению все предприятия независимо от организационно-правовой формы хранят ϲʙᴏбодные денежные средства в учреждениях банков на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих счетах на договорных условиях.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета данных предприятий.

Денежная наличность сдастся предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы на предприятиях, а также предприятиями Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие счета в учреждения банков.

Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном «Стоит сказать - положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (в ред. указания ЦБ РФ от 27 февраля 2010 г. № 2405-У) Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и ϲʙᴏевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств предполагаютсятрадиционно ежедневными.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками данных платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

Лимиты наличности, хранимые в кассах предприятий ежедневно, устанавливаются обслуживающими их банками по согласованию с руководителями данных предприятий. При ϶ᴛᴏм учитывается специфика деятельности предприятия. Лимит кассы по указанию банка может обеспечивать нормальную работу предприятия с утра следующего дня, лимит может определяться в пределах среднедневной выручки наличными деньгами и т.д. Выдача банками наличных денег предприятиям производитсятрадиционно за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.

Аналогично регулируется наличность в кредитных организациях, обслуживаемых расчетно-кассовыми центрами (РКЦ)

Для обеспечения ϲʙᴏевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению РКЦ устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.

Установление лимитов оборотных касс расчетно-кассовых центров и их подкрепление осуществляются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с «Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России» в ред. указания ЦБ РФ от 27 февраля 2010 г. № 2405-У.

Изучим схему налично-денежного оборота РФ (рис. 2.1)

Рисунок № 2.1. Схема налично-денежного оборота в России

Основные звенья налично-денежного оборота

Первоначальным импульсом, запускающим механизм движения денежной наличности, будет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующая директива Центрального банка РФ расчетно-кассовым центрам. Согласно ее наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы РКЦ. И таким образом поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных учреждений (коммерческих банков) Часть данных денег обслуживает межбанковские расчеты, часть — направляется в качестве кредитов другим банкам, но большая часть наличных денег выдается юридическим и физическим лицам, обслуживаемым в данном коммерческом банке.

Часть наличных денег, находящихся в кассах организаций, предприятий, учреждений, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий и проч.)

Население использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая часть расходуется на выплату налогов, квартплаты и коммунальных платежей, покупку товаров и оплату услуг, выплату страховых, арендных платежей и проч.

Соответственно деньги от населения поступают либо в кассы предприятий торговли, Госкомсвязи России, а также предприятий, оказывающих услуги населению, либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков.

Прогнозирование и оценка состояния налично-денежного оборота

Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов за каждый квартал.

Кредитные организации для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег и выдач наличных денег на основании динамических рядов «Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций» или на основании кассовых заявок от обслуживаемых предприятий.

Расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы кредитных организаций (коммерческих банков) и их выдач составляются ежеквартально с распределением по месяцам. Итоги кассовых сборов по приходу и расходу сообщаются РКЦ, в кᴏᴛᴏᴩом открыт корреспондентский счет кредитной организации, за 14 дней до начала прогнозируемого квартала.

Расчетно-кассовые центры составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на базе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих сообщений от кредитных организаций. Расчеты осуществляются ежеквартально с распределением по месяцам и за 7 дней до нового квартала сообщаются территориальному учреждению Банка России. Это крайне важно для прогнозных расчетов размеров и проведения, в случае необходимости, эмиссии денег в целях подкрепления оборотных касс РКЦ.

Для определения ожидаемых изменений налично-денежной массы в обороте и потребности предприятий в денежной наличности территориальные учреждения Банка России составляют прогнозы кассовых оборотов по области, краю, республике по источникам поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал. Кстати, эта работа производится на базе оценки перспектив социально-экономического развития региона, отчетных данных о кассовых оборотах за предыдущие периоды, а также сведений, полученных от РКЦ и банков о прогнозируемом обороте наличных денег и эмиссионном результате.

Прогнозируемые результаты эмиссии денег территориальные учреждения Банка России учитывают при разработке мер по организации налично-денежного оборота в регионе, а также при составлении планов завозов наличных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров.

Отметим, что территориальные учреждения Банка России ежеквартально анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах.

Объектом анализа будут: складывающиеся тенденции в наличном денежном обороте и его структуре; источники поступления наличных денег в кассы учреждений банков и направления их выдач из касс учреждений банков; скорость возврата наличных денег в кассы учреждений банков; происходящие изменения и тенденции в экономике; изменение индекса потребительских цен; состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами; уровень инкассации наличной денежной выручки (особенно торговой), образующейся в сфере потребительского рынка. Изучается территориальное размещение выпуска денег в обращение, причины роста эмиссии (сокращение изъятия) наличных денег; неиспользованные возможности мобилизации учреждениями банков внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий в наличных деньгах; результаты банковского контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью; происходящие изменения в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования; состояние расходования юридическими лицами средств на заработную плату и выплаты социального характера; причины образования просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату и пенсии.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…..3

1. Экономическое содержание налично-денежного оборота……………..……..6

2. Организация налично-денежного оборота………………………………..…....8

3. Денежные системы, их формы и развитие………………………………..……9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…..14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...16

ВВЕДЕНИЕ

Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя основными субъектами: физическими лицами, юридическими лицами и государственными органами. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляют собой денежное обращение.

Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота.

Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредотачиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги.

Денежное обращение – достаточно сложная конструкция, соединяющая в себе как основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.

Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меня форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке – непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный и налично-денежный обороты вместе образуют единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось и соотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца XIX века преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых государствах, невелик, например, в США он составляет 8%.

Темой моей контрольной работы является «Налично-денежный оборот, его организация. Денежная система». Мне было очень интересно при написании своей работы ознакомиться с денежными системами, налично-денежным обращением, и денежным обращением в целом более подробно.

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.

Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, бумажных денег (казначейских билетов). Эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк (как правило, государственный). Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, ели они пришли в непригодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.

Наличные деньги используются:

· для кругооборота товаров и услуг;

· для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: расчетов по выплате заработной платы, премии, пособий; по выплате страховых возмещений по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода; по платежам населения за коммунальные услуги и др.

Исторически сложившееся и законодательно закрепленное устройство денежного обращения в стране есть денежная система.

Классификацию денежных систем отдельных государств принято производить по разным ключевым признакам: по виду денег как формы платежного средства, по роли государства в регулировании денежного оборота и т.д.

В зависимости от вида денег различают денежные системы двух типов:

· системы металлического обращения;

· системы бумажно-кредитного обращения.

Денежные системы металлического обращения базируются на металлических деньгах (золотых, серебряных), которые выполняют все функции, присущие деньгам как всеобщему эквиваленту, а обращающиеся одновременно с металлическими деньгами банкноты могут быть в любой момент времени обменены на металлические деньги.

Денежные системы бумажно-кредитного обращения базируются на господстве бумажных или кредитных денег.

Более подробно о денежных системах и налично-денежном обращении будет рассматриваться далее.

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО

ОБОРОТА

Налично-денежный оборот представляет собой непрерывный процесс движения наличных денег, которые представлены банкнотами, казначейскими билетами, металлическими разменными монетами. Несмотря на то, что налично-денежный оборот во всех странах, как с рыночной, так и с административной моделями экономики составляет меньшую часть, он имеет большое значение. Именно этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. Именно в налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег (рис.1).

Рис.1. Схема налично-денежного оборота (на примере России)


Из схемы видно, что налично-денежный оборот начинается в расчетно-кассовых центрах Центрального банка РФ. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег обслуживает межбанковские расчеты, часть – направляется в качестве кредитов другим банкам, но большая часть наличных денег выдается клиентам – юридическим и физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению), обслуживаемым в данном коммерческом банке.

Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.)

Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей, квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, арендные платежи, уплату штрафов, пени и неустоек и т.д.

Таким образом, деньги поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий и организаций (прежде всего предприятий торговли и предприятий, оказывающих услуги населению).

В соответствии с действующим порядком организации налично-денежного оборота для каждого предприятия устанавливаются лимиты остатка денег в их кассах и деньги, превышающие лимит, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков также устанавливаются лимиты их опреационных касс, поэтому в сумме, превышающей лимит, они сдают наличные деньги в РКЦ. Последним также устанавливается лимит их оборотных касс, поэтому деньги в сумме, превышающей лимит, переводятся в резервные фонды, то есть изымаются из обращения.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА

Налично-денежный оборот организуется государством в виде центрального банка. Для этого центральный банк систематически издает документ, который называется «Порядок введения кассовых операций в народном хозяйстве». Последний раз этот документ в России издавался в сентябре 1993 г.

Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов:

· все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;

· банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;

· обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;

· управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;

· организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;

· наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.

3. ДЕНЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ФОРМЫ И РАЗВИТИЕ


С укреплением государственной власти и образованием рынков в XVI - XVII веках в Европе возникли объективные предпосылки для государственного регулирования денежного обращения. Каждое государство в законодательном порядке стало определять формы денежного обращения в стране, ее денежную систему. Принимая законы, регламентирующие организацию денежного обращения, государство учитывало исторически сложившиеся традиции, политические и экономические условия в стране.

Как свидетельствует исторический опыт, стабильность и эластичность денежной системы зависят от того, какие деньги находятся в обращении. Различают два типа денежных систем:

систему металлического обращения , когда денежный товар (благородные товары) выполняет все функции денег;

систему бумажно-кредитного обращения , когда в обращении находятся неразменные на золото и серебро кредитные или бумажные деньги;

Стабильность или устойчивость денежной системы означает относительное постоянство стоимости денежной массы.

Эластичность денежной системы – это способность денежного обращения расширяться или сужаться в соответствии с потребностями экономического оборота в деньгах.

При металлическом обращении различают два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.

При биметаллизме роль всеобщего эквивалента в законодательном порядке одновременно закреплялась и за золотом, и за серебром. Монеты из этих металлов свободно чеканились и обращались на равных основаниях.

Существовало три разновидности биметаллизма:

1. Система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами стихийно устанавливается на рынке;

2. Система двойной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось государством в зависимости от различных факторов (спрос на металлы, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д.);

3. Система «хромающей» валюты, при которой золотые и серебряные монеты служили законными платежными средствами, но чеканка серебряных монет производилась в закрытом порядке и была ограничена, в отличие от свободной чеканки золотых монет. То есть золото имеет более свободное обращение, чем серебряные деньги.

Биметаллизм был широко распространен в XVI-XVII веках, а в ряде стран Западной Европы и в XIX веке.

Система биметаллизма была противоречива и неустойчива. Наличие двух мер стоимости (в золотом и серебряном выражении) затрудняло развитие рыночных отношений. Кроме того, устанавливаемое государством твердое стоимостное соотношение между золотом и серебром не соответствовало их рыночной стоимости. В результате удешевления производства серебра в конце XIX века и его обесценивания золотые монеты стали уходить из обращения в сокровище.

Развитие товарного хозяйства требовало устойчивых денег, единого всеобщего эквивалента, поэтому биметаллизм уступил место монометаллизму.

При монометаллизме в качестве всеобщего эквивалента выступал один металл: или золото, или серебро.

Например, в царской России система серебряного монометаллизма была введена в результате денежной реформы 1839-1843 гг. Денежной единицей стал серебряный рубль. Впервые золотой монометаллизм (стандарт) как тип денежной системы сложился в Великобритании в конце XVIII в. и был законодательно закреплен в 1816г. В большинстве других государств он был введен в последней трети XIX века.

Различают три разновидности золотого монометаллизма:

· золотомонетный стандарт;

· золотослитковый стандарт;

· золотодевизный стандарт.

Самой стабильной и эластичной денежной системой являлась система золотомонетного стандарта . Этот стандарт характеризуется следующими основными чертами:

· во внутреннем обращении страны находится полноценная золотая монета, золото выполняет все функции денег;

· разрешается свободная чеканка золотых монет для частных лиц (обычно на монетном дворе страны);

· находящиеся в обращении неполноценные деньги (банкноты, металлическая разменная монета) свободно и неограниченно размениваются на золотые;

· допускается свободный вывоз и ввоз золота и иностранной валюты и функционирование свободных рынков золота.

Устойчивая денежная система стимулировала развитие кредитных отношений, внешнеэкономических связей, полную реализацию законов рыночной экономики, а следовательно, высокие темпы роста общественного производства.

При золотослитковом стандарте в обращении отсутствуют золотые монеты и свободная их чеканка. Обмен банкнот, как и других неполноценных денег, производится только на золотые слитки. Запрещалось свободное перемещение золота из одной страны в другую

Золотодевизный (золотовалютный) стандарт – также отсутствуют обращение золотых монет и свободная чеканка. Банкноты обмениваются на девизы, т.е. на иностранную валюту, разменную на золото. Важная роль золотодевизного стандарта заключалась в том, что он закрепил валютную зависимость одних стран от других, что явилось основой для создания в последующем системы международных валютных договоров и систем валютного регулирования.

Добыча золота и серебра в мире ограничена, что сдерживало увеличение денежной массы, а следовательно, и развитие товарного производства. Противоречие между количеством денежного товара и потребностью рынка в деньгах удалось разрешить путем выпуска в обращение знаков стоимости полноценных денег: кредитных и бумажных.

В процессе эволюции денежных систем постоянно происходит снижение издержек денежного оборота, обеспечивается экономия затрат. Объяснить это очень просто. Дорогие, тяжелые, неудобные в хранении и в длительной перевозке золотые и серебряные деньги были вытеснены легкими, портативными знаками стоимости – бумажными деньгами. Печатание бумажных денег и выпуск их в оборот, безусловно, требуют меньше затрат, чем добыча драгоценных металлов и обработка их для денежного обращения.

Появление следующего вида денег – кредитных, способствовало еще большей экономии затрат. Вексель, чек и другие формы кредитных денег позволяли сэкономить денежные купюры, так как могли выписываться на значительные денежные суммы, исчезла необходимость носить с собой наличные деньги. Появление кредитных карточек, системы электронных безналичных расчетов позволило оперативно и независимо от территориального удаления клиентов обслуживать денежные расчеты, существенно снижать затраты на обеспечение денежного оборота.

Все бумажно-кредитные системы объединяются следующими общими свойствами:

1. Происходит вытеснение золота из внутреннего и внешнего денежных оборотов. Золото, по-прежнему выполняя функцию сокровища, аккумулируется в золотых резервах банков.

2. Государство берет на себя регулирование денежного оборота.

3. Выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков.

4. Развитие безналичного денежного оборота и сокращение налично-денежного оборота.

Денежные системы, основанные на бумажных и кредитных деньгах, существенно отличаются в административно-командной и рыночной экономиках.

Основными, наиболее характерными чертами административно-командной денежной системы являются следующие: сосредоточение денежного оборота в едином государственном банке; законодательное разграничение денежного оборота на безналичный и наличный обороты; обязательность хранения денежных средств предприятий на счетах в государственном банке; государственный банк является монополистом в привлечении сбережений населения и др.

Основными же чертами денежной системы, характерной для рыночной экономики, являются: децентрализация денежного оборота между разными банками; разделение функции выпуска между разными звеньями банковской системы безналичных (выпуск осуществляют коммерческие банки, находящиеся в разных формах собственности) и наличных (выпуск осуществляется центральными государственными банками) денежных знаков; тесная взаимосвязь безналичного и наличного денежных оборотов при приоритете безналичного оборота и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Налично-денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег, призванным обслужить получение и расходование денежных доходов населения. Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов: все предприятия и организации должны хранить наличные деньги в коммерческих банках; банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности; обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования; управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке; организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения; наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков. Налично-денежный оборот организуется государством в лице центрального банка.

Денежная система – сложившееся исторически и законодательно закрепленное устройство денежного обращения в стране. Денежного системы совершенствуются, отражая экономический уровень развития общества. В зависимости от вида денег различают: денежные системы, основывающиеся на металлических деньгах, и системы бумажно-кредитного обращения.

Исторически системы металлических денег были представлены биметаллизмом и монометаллизмом. Биметаллизм – денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя металлами – золотом и серебром. Монометаллизм – денежная система, при котором один денежный металл является всеобщим эквивалентом, при этом другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета) при необходимости могут быть разменены на денежный металл.

Золотой монометаллизм существовал в виде золотомонетного, золотослиткового и золотодевизного стандартов.

Существующие в настоящее время бумажно-кредитные денежные системы характеризуются вытеснением золота из внутреннего и внешнего оборотов. Золото, играя по-прежнему функцию сокровища, аккумулируется в золотых резервах банков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Денежное обращение и банки: Учебное пособие/ Под ред. Г.Н.Белоглазовой, Г.В.Толоконцевой.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 272 с.

2. Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред. О.И.Лаврушина.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 464 с.

3. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Е.Ф.Жукова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ, 2000.- 359 с.

4. Свиридов О.Ю., Деньги, кредит, банки. Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.- 448 с.

5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др. / Под ред. проф. Л.А.Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.- 479 с.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Представляет собой совокупность денежных потоков, которые осуществляются миллионами экономических субъектов.

— совокупность всех денежных потоков в экономике за определенный период.

В зависимости от назначения платежей в воспроизводственном процессе, их можно сгруппировать в несколько больших потоков. Это дает возможность схематизировать денежный оборот в виде нескольких взаимосвязанных и осуществляемых по кругу потоков движения денег.

Денежный поток — совокупность платежей, которые обслуживают отдельный этап (или его часть) процесса расширенного воспроизводства.

Общая схема денежного оборота и его составляющие потоки приведены на рисунке.

  1. оплата фирмами необходимых им ресурсов, которые они покупают у домашних хозяйств (рабочая сила, земля, жилье и т.п.);
  2. оплата правительственными органами труда государственных служащих;
  3. доходы домашних хозяйств от реализации их ресурсов (заработная плата, проценты, дивиденды, рента и т.п.);
  4. расходы домашних хозяйств на ;
  5. уплата домашними хозяйствами чистых налогов;
  6. уплата домашними хозяйствами , направляемых на ;
  7. мобилизация фирмами на денежном рынке средств, необходимых им для ;
  8. инвестиционные расходы фирм;
  9. мобилизация государством средств на денежном рынке (государственные займы);
  10. государственные закупки;
  11. оплата продуктов, поступающих в страну по импорту;
  12. поступления в страну денег с мирового рынка в оплату ;
  13. доходы фирм от реализации товаров и услуг ();
  14. чистый приток денежных средств (капитала) с мирового рынка на внутренний;
  15. чистый отток денежных средств (капитала) с внутреннего рынка на мировой.

Структура денежного оборота

Денежный оборот представляет собой движение при выполнении ими в наличной и безналичной форме.

Основой денежного оборота является общественное разделение труда и развитие товарного производства, которое в свою очередь оказывает значительное влияние на дальнейшее расширение денежного оборота и образование общенациональных и мировых рынков.

Началу движения денег предшествует их концентрация у физических и юридических лиц. Для того, чтобы возникло движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной или другой стороны. При заключении сделок деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным . Чем больше общая , тем больше потребность в деньгах для заключения сделок.

Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных запасах.

Денежный оборот осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.

Наличный оборот — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций ( и ).

Наличные деньги используются:

  • для кругооборота товаров и услуг;
  • для расчетов, связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно:
    • расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий;
    • по выплате ;
    • при оплате и выплат по ним дохода;
    • по платежам населения за коммунальные услуги.

Безналичный оборот — движение стоимости без участия наличных денег: перевод денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований.

Безналичный оборот осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карт и других кредитных инструментов.

Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня цен, звеньев расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений, осуществляемых через .

Безналичный оборот имеет ряд преимуществ, сущность которых заключается в следующем:

  • значительно снижаются общественные ;
  • создаются условия для государственного регулирования денежного обращения;
  • улучшается экономическое положение субъектов денежного обращения, так как возрастает ;
  • появляется возможность рационально использовать временно свободные средства, находящиеся на счетах в банке.

В зависимости от экономического содержания и сферы применения весь безналичный оборот делится на две части: расчеты по товарным и нетоварным операциям.

Расчеты по товарным операциям за товарно-материальные ценности, оказанные услуги и выполненные работы — именно они являются преобладающими, именно они определяют характер и состав работы финансовой службы предприятия в сфере расчетов. От бесперебойности и планомерности этих расчетов в значительной степени зависит состояние всех расчетов предприятия, его .

Расчеты по нетоварным операциям — связанные с выполнением предприятия (получение и возврат , уплата по ним процентов; уплата и других платежей в бюджет, уплата и т.д.).

Между налично-денежным и безналичным обращением существует взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно.

Таким образом, безналичный оборот неотделим от оборота наличных денег и образует вместе с ним единые деньги одного наименования.

  • 11.12.18

    Сомнительные операции должностных лиц, в том числе из «губернаторского, депутатского и министерского корпуса», обнаружил Росфинмониторинг, анализируя «панамское досье». В рамках борьбы с коррупцией ведомство предлагает создать систему декларирования доходов и расходов при расторжении брака, а также ограничить оборот наличных. Должностные лица нередко фиктивно разводятся, чтобы прикрыть приобретение активов и имущества и не декларировать их,... 1239
  • 28.06.18

    Минфин РФ в настоящее время не рассматривает введение ограничения на максимальную сумму наличных средств для расчетов физических лиц, сообщили РИА Новости в пресс-службе министерства. Ранее в интервью РИА Новости глава "Русфинанс банка" Сергей Озеров рассказал, что появление такого порога неизбежно, это вопрос времени. Он напомнил, что еще несколько лет назад было законодательное предложение внести максимальный порог расчета физлиц наличными... 7 2467
  • 27.06.18

    В России введут ограничения на максимальную сумму наличных средств, которой могут рассчитываться физические лица, это неизбежно, считает глава "Русфинанс банка" Сергей Озеров. Центробанк и Минфин начали обсуждать возможность ограничения сумм по наличным расчетам еще в 2012 году. В Госдуму даже внесли соответствующий законопроект, который так и не приняли из-за начавшегося спада в экономике, обвала рубля и снижения покупательной способности... 1452
  • 05.06.18

    По данным на 1 января 2018 года, в России в наличном обращении находилось более 9,5 трлн рублей. 957
  • 14.05.18

    Правительство Австралии решило с 1 июля следующего года запретить платежи наличными за товары и услуги на сумму свыше 10 тысяч долларов США. Так там решили бороться с уклонением от уплаты налогов и преступным бизнесом, сообщает издание West Australian. Банк России и минфин обсуждали похожее прямое ограничение расчетов наличными за крупные покупки с 2012 года, однако с началом финансового кризиса идея была практически забыта. В ее пользу... 486
  • 22.11.17

    Чиновники придумали, как заставить блогеров и репетиторов платить налоги – они предлагают снизить налог и разрешить платить его через мобильное приложение, пишут "Ведомости". Со ссылкой на трех федеральных чиновников газета сообщает, что от экстремальных методов вывода мелких предпринимателей из тени, например, ограничения расчетов наличными, власти отказались. Теперь обсуждают новый способ – ввести для самозанятых максимально низкий налог и... 3654
  • 05.06.17

    Заместитель председателя ЦБ Ольга Скоробогатова назвала максимально быстрый переход к электронному обращению денежных средств в России одной из задач регулятора. Об этом она заявила в ходе сессии «Новые рынки: между свободой и государственным регулированием» в рамках ПМЭФ-2017. «Я считаю, что абсолютно отличный опыт как раз стран Швеции, Финляндии, Норвегии, в которых доля безналичных составляет 85-90%. Я абсолютно уверена, что мы пойдем по... 13 4395
  • 09.03.17

    Большинство россиян (80%) считают ущемлением прав идею ограничить расчет наличными, поскольку безналичный способ не всегда удобен и каждый человек имеет право сам выбрать, каким способом платить; 17% респондентов заявили, что такое ограничение уменьшит криминал в вопросах взяточничества и неуплаты налогов, следует из результатов опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно приведенным данным, к идее разрешить... 1195
  • 01.03.17

    Безналичные операции необходимо развивать через внедрение безналичных инструментов, а не ограничения порога оплаты наличными, считает зампред ЦБ России Ольга Скоробогатова. «Я считаю, что безналичные операции надо развивать путем внедрения конкурентоспособных безналичных форм оплаты и безналичных инструментов в сочетании с привлекательной для граждан тарифной политикой», - сказала Скоробогатова в интервью RNS. В январе 2017 года министр... 1156
  • 27.02.17

    Министерство финансов намерено осторожно подходить к инициативе по ограничению наличных расчетов, сообщил журналистам министр финансов Антон Силуанов в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи. «Пока мы эти вопросы отложили, чтобы действовать аккуратно, не создав диспропорций в наличном денежном обращении. Пока никаких предложений в этой части ни в текущем, ни в следующем году реализовываться не будет», - сказал Силуанов. Ранее... 1120
  • 22.02.17

    На нашем сайте завершилось голосование, в ходе которого мы просили вас определиться, как вы относитесь к возможному ограничению оборота наличных средств в стране. Большинство (58%) голосовавших – против. Однако ж, каждый пятый респондент к подобной идее относится с одобрением. Безразличны к этой теме 15% голосовавших, а 7% – вовсе не знают, как к ней относиться, и выбрали вариант "затрудняюсь сказать". Напомним, что после значительного... 998
  • 21.02.17

    Решение об ограничении использования наличных в России должно учитывать «реалии страны». Об этом журналистам заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, передает ТАСС. Как отметил официальный представитель Кремля, подобная практика существует во многих странах. «Поэтому вопрос этот, безусловно, заслуживает внимания», - сказал Песков, пояснив, что «вместе с тем, безусловно, нужно учитывать реалии страны в плане хождения... 995
  • 21.02.17

    В числе предложений также запрет на выдачу зарплаты "наличкой" и введение нового налога. 16 2395
  • 30.01.17

    В США и странах Европы подобные ограничения введены довольно давно, при этом в разных странах их размер варьируется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов или евро. 538
  • 24.01.17

    Ранее глава Минфина России Антон Силуанов призвал вернуться к обсуждению вопроса о сокращении расчетов наличными деньгами при совершении крупных покупок. 1 817
  • 24.01.17

    Ранее с такой инициативой выступал министр финансов Антон Силуанов. 446
  • 23.01.17

    Глава Минтруда Максим Топилин назвал правильной идею ограничить в России дорогие покупки за наличные. Накануне вернуться к обсуждению этого вопроса призвал глава Минфина Антон Силуанов. 2 982
  • 23.01.17

    В Министерстве финансов предложили «подумать» о запрете оплачивать крупные покупки наличными деньгами. Об этом на съезде партии «Единая Россия» заявил глава ведомства Антон Силуанов. 844
  • 28.11.16

    Правительство сейчас не обсуждает ограничений на проведение наличных платежей, сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов телеканалу НТВ. Он отметил, что подобные ограничительные меры также не обсуждаются "ни в парламенте, ни в Банке России". "Возможно, это было бы лучше, исследуя опыт стран ЕС, но мы на это не пойдем. Через технологии нужно доказывать, что такой способ взаиморасчетов является более эффективным и он для граждан приемлем.... 630
  • 24.11.16

    "Известия" со ссылкой на федерального чиновника (имя которого не названо) информируют о перспективах реализации идеи ввести ограничение на оплату наличными деньгами покупок россиян стоимостью свыше 300 тысяч рублей. Обсуждение соответствующего законопроекта в правительстве намечено на 2018 год, сообщил чиновник. Следовательно, новшество может вступить в силу с 2019 года. По словам чиновника, «в текущей ситуации лучше не педалировать эту... 942
  • 08.09.16

    Наличные хоронят уже не первый год. В июле, отвечая на вопросы пользователей соцсети "ВКонтакте", глава Сбербанка Герман Греф сказал, что в обозримом будущем наличные деньги останутся, но пользование ими будет все большим и большим анахронизмом. Однако "бумажки" по-прежнему остаются основным средством платежа для большинства россиян. 2371
  • 30.06.16

    Власти пока не планируют вводить ограничение покупок за наличные. Об этом на правительственном часе в Совете Федерации заявил глава Минфина Антон Силуанов. При этом он добавил, что министерство прорабатывает меры по борьбе с «серыми» зарплатами. Силуанов отметил, что контроль должен быть не только за доходами, но и за расходами граждан. «Потому что если человек живет на пособие и имеет большие имущественные комплексы, дорогие автомобили,... 862
  • 19.11.15

    Минфин может вернуться к обсуждению поэтапного ограничения в России наличных расчетов. Об этом сообщил глава департамента финансовой политики министерства Сергей Барсуков, выступая на Национальном платежном форуме в Москве. Однако он уточнил, что для этого должно быть выполнено несколько условий. 4261
  • 24.09.14

    Верховному суду (ВС) РФ предстоит решить, как российским компаниям платить зарплату иностранцам - наличными или через банковские счета. Объем наличных выплат иностранцам в России сейчас составляет до 30 млрд руб. в год. Росфиннадзор считает, что такие операции должны идти только по безналу, и штрафует работодателей. Но суды встают на их сторону, отмечая, что в законе нет прямого запрета на выдачу зарплаты наличными, а работник не обязан открывать банковский счет. 2076
  • 18.06.14

    Изменились правила наличных расчетов. Главное новшество - на некоторые наличные платежи организации и ИП смогут тратить только деньги, снятые со своего банковского счета и внесенные в свою кассу. 19149
  • 12.03.14

    Министерство финансов России не исключает, что закон об ограничении наличных платежей 300 тыс. руб. вступит в силу позднее запланированного ранее 2015г. Об этом сообщил журналистам заместитель главы ведомства Алексей Моисеев. "Сроки (вступления закона в силу), я думаю, затягиваются. Если мы внесем (в Госдуму) законопроект 1 декабря 2014г., то в 2015г. он в силу не вступит", - сказал замминистра. Моисеев рассказал, что сейчас... 8477
  • 05.03.14

    Объем операций по выводу за рубеж средств с помощью теневых схем составляет 1,5 трлн руб. в год. Об этом сообщил глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин. "Если говорить о сумме вывода за рубеж, то банками выявляется около 1,5 трлн руб. в год через теневые схемы. Но я хочу сказать, что большая часть этих средств возвращается", - заявил Чиханчин. При этом теневой оборот значительно сократился после отзыва лицензий у некоторых дагестанских... 1104
  • 03.03.14

    Минфин приостановил разработку законопроекта, ограничивающего наличные расчеты. Проект планировалось внести в Госдуму, но он отложен на неопределенный срок. Формально причиной стало отсутствие механизма контроля над крупными сделками между гражданами. Однако принятие документа сейчас могло бы также ограничить конкуренцию, усложняя и без того напряженную ситуацию на банковском рынке. 3740
  • 26.02.14

    Минфин выступает за сокращение доли расчетов наличными деньгами в госсекторе. Об этом на коллегии Федерального казначейства заявил министр финансов Антон Силуанов. Эту меру Минфин считает очень полезной, особенно учитывая тот факт, что законопроект ведомства об ограничении расчетов "живыми" деньгами сначала, начиная с суммы в 600 тысяч, а затем - в 300 тысяч рублей, пока не принят. 1828
  • 13.02.14

    Минфин в ближайшее время внесет в правительство законопроект об ограничении наличных расчетов с разногласиями со стороны ЦБ и Минэкономразвития, сообщил журналистам замминистра финансов России Алексей Моисеев. Власти РФ планировали ограничить наличные расчеты между физическими и юридическими лицами с 1 января 2014 года. Затем Минфин заявил, что готов отложить введение ограничений на несколько месяцев из-за юридических сложностей. По идее... 1 3146
  • 27.11.13

    Вчера на встрече с журналистами член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Олег Казаковцев поддержал идею расширения безналичных расчетов в российской экономике. Об этом сообщает пресс-служба Совета Федерации. Сенатор отметил, что расширение безналичных расчетов будет способствовать укреплению финансовой дисциплины хозяйствующих субъектов, сокращению количества случаев уклонения от налогов и повышению прозрачности... 3 3793
  • 11.11.13

    По прогнозу минэкономразвития, к 2025 году рост номинальных зарплат населения страны составит 147,2 процента - с нынешних 30,1 тыс. рублей в месяц до 74,4 тыс. рублей. При этом рост инфляции будет примерно вдвое ниже. Причем, это касается взятого за основу "консервативного" варианта развития событий. В двух других сценариях - инновационном и форсированном - предполагается, что средняя зарплата в России к 2025 году может достигнуть 84,2... 32 7011
  • 07.11.13

    Расчеты наличными в России все-таки ограничат. Минфин обещает в ближайшее время снять все вопросы, возникшие по законопроекту, и внести в правительство готовый документ, сообщил начальник отдела мониторинга банковского сектора министерства Захар Сабанцев на "Национальном платежном форуме". 18 4445
  • 25.10.13

    Министерство финансов может отложить на некоторое время введение ограничений по наличным расчетам в РФ из-за юридических сложностей. Об этом журналистам сообщил замглавы ведомства Алексей Моисеев. "Мы натолкнулись на ряд сложностей, которые заставляют нас подумать по поводу этой истории. Это юридические сложности и сложности с надзором", - пояснил он. Замминистра также отметил, что это не налоговый закон, и он не должен вступить в... 2728
  • 11.10.13

    С 2014 г. сумма оплаты наличными не сможет превышать 600 тыс. руб., а еще через два-три года – 300 тыс. рублей 11 7414
  • 18.09.13

    Регулятор полагает, что облегчил жизнь предпринимателям, бизнесмены считают, что им необоснованно ужесточили правила игры. 2769
  • 17.09.13

    Центробанк РФ хочет ограничить наличные расчеты для индивидуальных предпринимателей (ИП) и юрлиц (за исключением кредитных организаций), соответствующий проект указания размещен на сайте регулятора. Власти стремятся стимулировать рост безналичных платежей, чтобы уменьшить объемы теневого сектора экономики. ЦБ хотят наделить правом устанавливать максимальную планку ограничения наличных платежей. Минфин весной предлагал с 2014 года... 2 5854
  • 26.08.13

    В Госдуме предложили новый способ борьбы с алкоголем. Зампред комитета по энергетике Олег Михеев ("Справедливая Россия") подготовил законопроект, который запрещает продажу спиртных напитков за наличные деньги. По словам депутата, разрешение приобретать алкопродукцию только по банковским картам позволит лучше контролировать рынок и ограничить продажу напитков несовершеннолетним. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что... 20 2291
  • 09.08.13

    Осенью в Госдуме будут рассмотрены поправки Минфина, ограничивающие расчеты наличными между гражданами и юридическими лицами 600 тыс. рублей с 2014 года. Весной эти предложения были депутатами отвергнуты: профильный комитет Госдумы отказался рассматривать их по причине несоблюдения правил по внесению поправок. Впрочем, эксперты говорили, что истинная причина - противодействие Центробанка и ритейлеров инициативе Минфина. Замминистра финансов Алексей Моисеев рассказал «Известиям» о том, какие ключевые возражения в адрес документа высказал регулятор и как будут наказываться торговые сети, отказывающиеся принимать банковские карты. Читайте далее: 1330
  • 11.07.13

    Минфин РФ готов отказаться от проекта наделения ЦБ полномочиями по ограничению наличных расчетов и вернуться к идее об их законодательном ограничении суммой в 600 тысяч рублей с 1 января 2014 года, сообщил агентству "Прайм" заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев. В прошлом году Минфин разработал законопроект, согласно которому все расчеты между физическими и юридическими лицами на сумму свыше 600 тысяч рублей должны... 2049
  • 19.06.13

    Глава Банка России Сергей Игнатьев скептически относится к инициативе Минфина ограничить объем наличных операций. В прошлом году Минфин разработал законопроект, согласно которому устанавливаются ограничения по объему расчетов наличными средствами между физическими и юридическими лицами на уровне 600 тысяч рублей. Выше этой планки расчеты должны производиться безналичным способом. Позднее Минфин предложил понизить планку ограничения по... 1 1521
  • 17.06.13

    Правительство РФ предлагает наделить Центральный банк РФ правом устанавливать ограничения по расчетам наличными деньгами между физическими лицами, сообщил журналистам министр финансов РФ Антон Силуанов. "В ходе обсуждения в правительстве вместе с Центральным банком было принято решение о предоставлении такого права Банку России. Банк России в случае принятия этого законопроекта будет иметь возможность своим решением определять границы... 1584
  • 27.05.13

    Зампред финансового комитета Госдумы Анатолий Аксаков внес в парламент законопроект по ограничению наличных платежей. Право устанавливать максимальную планку предлагается дать Центробанку. Между тем законопроект Минфина по аналогичным ограничениям все еще не прошел необходимые согласования. Согласно внесенному документу, граждане должны получить право выбирать, в какой форме оплачивать товары и услуги - наличными или же с помощью... 2 2314
  • 08.04.13

    Долю безналичных расчетов в экономике России необходимо повышать, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании коллегии Минфина, передает РИА Новости. Он призвал этот показатель "постараться приблизить к стандартам современных государств". ... 1166
  • 02.04.13

    Оплату крупных покупок наличными деньгами необходимо в России ликвидировать, но делать это постепенно. Такое мнение высказал глава администрации президента Сергей Иванов, пишет "РИА Новости". Ранее Минфин РФ разработал законопроект, устанавливающий ограничения по объему расчетов наличными между физическими и юридическими лицами на уровне 600 тысяч рублей в 2014 году и снижением его до 300 тысяч рублей в 2015 году. Документ прошел... 1190
  • 06.03.13

    В России разработан законопроект, в рамках которого будет ограничен оборот наличных денег. Помимо ограничений на покупку за наличный расчет, руководителей компаний обяжут перевести сотрудников на безнал. Исключение будет сделано только, если в компании трудятся менее 35 человек, а в торговых предприятиях - менее 20. По словам главы Минфина Антона Силуанова, ограничения на оборот наличных необходимы, прежде всего, для борьбы с теневой... 1852
  • 27.02.13

    Минфин РФ предлагает понизить планку ограничения по наличным платежам с 2015 года до 300 тысяч рублей с 600 тысяч рублей в 2014 году, сообщил журналистам глава министерства Антон Силуанов. Об этом пишет РИА Новости. В прошлом году Минфин разработал законопроект, устанавливающий ограничения по объему расчетов наличными средствами между физическими и юридическими лицами на уровне 600 тысяч рублей. Выше этой планки расчеты должны... 4 3018
  • 16.01.13

    Минфин планирует до конца января внести в правительство РФ законопроект, обязывающий все торгово-сервисные организции с годовым оборотом более 60 млн рублей принимать к оплате банковские карты, сообщает агентство "Прайм", ссылаясь на представителя министерства. Законопроект был подготовлен ведомством еще летом. В соответствии с ним закондательно должна быть закреплена обязанность торгово-сервисных организаций, в том числе осуществляющих... 1750
  • 06.11.12

    Законопроект об ограничении наличных расчетов при любых сделках на сумму более 600 тысяч рублей, согласно предложениям Минфина, должен вступить в силу с 1 января 2014 года. в настоящее время документ внесен в правительство РФ, однако, по словам Силуанова, Минфину так и не удалось согласовать его с ЦБ. 2344
  • 05.10.12

    Вести предпринимательскую деятельность у нас дело непростое. Необходимость в наличных денежных средствах возникает практически постоянно независимо того, чем занимается организация. «Как ни старайся, свести наличные расчеты к минимуму все равно не удастся», – скажет любой предприниматель, - «постоянно возникают ситуации, когда без них никуда – скидку у крупного поставщика не выбить, госконтракт не заполучить, да просто ремонт в офисных помещениях сделать очень тяжело». Вот и идут наши предприниматели на рискованные операции, пытаясь получить заветные свободные наличные средства, за которые не надо отчитываться. 8212
  • 31.07.12

    Расчеты по договорам займа не требуют применения ККТ 1819
  • 23.07.12

    Минэкономразвития пока не получало от Минфина РФ предложений по ограничению наличных расчетов до 600 тысяч рублей с 2014 года, сообщил журналистам министр экономического развития России Андрей Белоусов. 1032
  • 18.07.12

    Пока минфин пытается продвинуть законопроект об ограничении расчетов "живыми" деньгами, Федеральная налоговая служба (ФНС) хочет узнать, как лучше контролировать наличные расчеты, чтобы бюджет получал больше налогов. 2278
  • 04.07.12

    Совет по оптимизации платежного оборота при Министерстве финансов России предлагает снизить комиссии для обязательных электронных платежей. В совете полагают, что ограничение комиссий будет способствовать переходу страны на безналичные платежи. Сейчас в России стоимость услуг, связанных с пластиковыми картами, намного выше аналогичных комиссий в Европе и США, пишут "Ведомости". Так, комиссия системы Visa в РФ составляет 1,3% (В Европе – 0,... 2 1439
  • 04.07.12

    В обозримой перспективе вряд ли будет принят закон, вводящий ограничение возможности оплаты товаров и услуг за наличный расчет. 1355
  • 18.06.12

    Минфин России намерен сократить расчеты наличными. Одно из предложений - обязать компании перечислять заработную плату сотрудникам на банковские карты. По данным портала Superjob.ru на сегодняшний день зарплату безналом выплачивают уже 64 процента компаний. При этом чем крупнее организация, тем больше вероятность, что ее сотрудники на ты с банкоматом: среди фирм, в которых работает свыше 5000 человек, 91 процент платит зарплату... 1206
  • 13.06.12

    На сайте Минфина опубликован проект федерального закона, который обязывает торгово-сервисные предприятия предоставлять покупателям возможность оплаты с использованием электронных средств платежа, в том числе платежных карт. Аналогичное требование устанавливается для продавцов, осуществляющих дистанционную торговлю (интернет-торговлю). Под действие новой нормы не подпадают торгово-сервисные точки, которые работают без ККТ и предприятия,... 2058
  • 06.06.12

    Минфин анализирует возможность введения рекомендации использовать безналичные расчеты при проведении покупок на сумму от 600 тыс. рублей, сообщил журналистам замминистра финансов Алексей Саватюгин в кулуарах Международного банковского конгресса. "Надо проанализировать последствия такого запрета. Можно ли его вообще контролировать и не приведет ли он к большим издержкам, чем к прибылям", - сказал он. Ранее об обсуждении таких... 1217
  • 31.05.12

    По мнению Силуанова, Минфин обсуждает с экспертами возможность безналичных расчётов при покупках на сумму свыше 600 тысяч рублей. Об этом сообщил министр финансов России Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия 24». Он отметил, что при совершении крупных имущественных покупок удобнее оперировать безналичными средствами. К тому же безнал более прозрачен. Эта мера коснется и продажи автомобилей. В российской банковской системе перевод... 1325
  • 30.05.12

    Владельцам пластиковых карт и "электронных кошельков" надо осваивать правила безопасности. В ближайшие годы количество преступлений в этой сфере будет возрастать, предупреждают в Центробанке. В прошлом году число киберпреступлений выросло на 40 процентов, сообщил вчера начальник главного управления безопасности и защиты информации Центробанка России Олег Крылов. Любопытно, что представитель ЦБ заявил об этом на "круглом столе", где... 1005
  • 28.05.12

    Такое мнение высказал первый заместитель председателя Центрального Банка России Алексей Улюкаев в эфире радиостанции «Эхо Москвы». «Конечно, безналичные платежи лучше, чем наличные, но для этого нужно, чтобы они были востребованы, это нужно, чтобы нам всем было удобно», цитирует его слова «Финмаркет». По словам А. Улюкаева, необходимо в первую очередь создать мощную мотивацию для увеличения доли безналичных платежей, учитывая уже... 3 1725
  • 23.05.12

    Государство пытается заставить компании начислять зарплаты на банковские карты, а магазины - установить на кассах терминалы. На прошлой неделе стало известно о подготовленном рабочей группой при Министерстве финансов РФ законопроекте по стимулированию безналичных расчетов. По данным федеральных СМИ, законопроект предусматривает, что организации с числом сотрудников более 35 человек будут обязаны начислять заработную плату только на... 1437
  • 17.05.12

    Минфин РФ к концу мая подготовит предложения о переводе командировочных расходов на банковские карты. Об этом сообщил замминистра финансов Алексей Саватюгин. «Мы надеемся, что скоро все чиновники, вообще все, будут иметь возможность выезжать с командировочными карточками за границу», цитирует его слова «ПРАЙМ». При этом А. Саватюгин пояснил, что новшество может быть распространено не только на чиновников, но и на остальных граждан.... 7 2999
  • 17.05.12

    Об этом заявил замминистра финансов РФ Алексей Саватюгин заявил, что Минфин РФ против административного запрета на выплату заработной платы наличными. По его словам, финансовое ведомство в настоящее время рассматривает разные предложения по увеличению объёмов безналичных операций, среди которых есть и предложение о запрете выдачи в кассе наличных, которые были отправлены на доработку. При этом А. Саватюгин подчеркнул, что речь идёт о... 3 2569
  • 16.05.12

    Эффективность введения ограничения на наличные расчеты в размере 50 тыс. рублей сомнительна, заявил председатель ЦБ РФ Сергей Игнатьев, выступая в среду в Госдуме. Он добавил, что не сильно верит в такие ограничения. А также считает маловатой сумму в 50 тыс. рублей. По мнению С.Игнатьева, подобное ограничение не скажется на снижении коррупции в России. Он отметил, что сейчас взятки и откаты чиновникам носят не только в чемоданах, но и... 2 2175
  • 16.05.12

    Инициатива Министерства финансов России о запрете выплат заработной платы наличными противоречит Конституции РФ. Об этом в эфире "Русской службе новостей" сообщил член Комитета Государственной думы РФ по финансовому рынку, член фракции "Справедливая Россия" Анатолий Аксаков. "Производство наличных денег довольно дорого для государства – миллиарды рублей. Так же наличные деньги, которые находятся в кредитных организациях, является ресурсом... 1328
  • 15.05.12

    Тексты двух законопроектов оказались в распоряжении наших коллег из газеты «Учет. Налоги. Право». Один из них вносит поправки в статью 136 Трудового кодекса: с 2013 года зарплату можно будет перечислять только на счета сотрудников, а не по выбору, как сейчас, - выдавать в кассе либо переводить на карту. Исключение сделают лишь для малого бизнеса с численностью не более 35 работников (для розничной торговли и бытового обслуживания - не более... 25 8547
  • 27.04.12

    Платежи без использования наличных денег, согласно данным Центробанка, составляют 19% в общем объеме транзакций по России. Многие эксперты и представители банковского сообщества не первый год говорят о необходимости наращивания доли безналичных платежей: на поддержание оборота наличных денежных средств ежегодно в стране тратится около 1% от ВВП. Не так давно в Италии в целях борьбы с неуплатой налогов был принят закон об ограничении... 3736
  • 10.04.12

    Глава Федерального казначейства РФ Роман Артюхин считает целесообразным установить законодательные ограничения на наличные операции в ряде сфер. "Я думаю, что законодательные ограничения заслуживают обсуждения", - сказал Артюхин в интервью агентству "Прайм". Говоря о бюджетной сфере, он отметил, что здесь речь должна в первую очередь идти о выплате зарплат и социальных пособий, так как именно в этой сфере уровень наличных расчетов... 1020
  • 05.04.12

    3 апреля состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящему XXIII съезду Ассоциации российских банков «Повышение роли банков в обеспечении экономического роста России». Собравшиеся банкиры обсудили темпы развития безналичных расчетов в стране. На сегодняшний день доля безналичных платежей по банковским картам составляет лишь 15 процентов от общего оборота. Для стимулирования безналичных расчетов представители бизнеса и чиновники... 1 1132
  • 04.04.12

    В Минфине считают, что нужно относиться с осторожностью к предложениям по ограничению наличного денежного оборота в РФ. Об этом заявил директор департамента финансовой политики Минфина России Сергей Барсуков в ходе парламентских слушаний в Госдуме о правовых механизмах стимулирования безналичного денежного оборота. По его словам, "самые простые меры, связанные с ограничением суммы по наличному денежному обращению, они действительно будут, ... 1273
  • 02.04.12

    Банкиры и участники рынка денежных переводов готовят свои предложения по стимулированию безналичных платежей. Они предлагают дать торговцам налоговые льготы на закупку оборудования для проведения безналичных платежей и защитить граждан, покупающих товары через Интернет. Разработкой идей по этому поводу сейчас занимается новая организация - Национальный платежный совет, рассказал "РГ" ее председатель, исполнительный вице-президент... 820
  • 26.03.12

    Всемирный банк считает целесообразными законодательные ограничения на обращение наличных денег в России, заявил эксперт ВБ Джем Денер журналистам в рамках семинара по модернизации казначейских систем стран АТЭС. "Конечно, если проблема может быть решена с помощью какого-то законодательного акта, это нужно сделать, чтобы улучшить эффективность системы", - сказал Денер. По его словам, помимо России, многие страны стараются избегать... 853
  • 23.03.12

    Президент РФ Д. Медведев по итогам совещания по экономическим вопросам поручил Правительству РФ совместно с Центральным банком подготовить поправки в российское законодательство, которые будут стимулировать безналичные расчеты. Срок исполнения обозначен как 1 сентября текущего года. ... 957
  • 07.03.12

    Министр финансов Антон Силуанов рассказал «Известиям», как решить проблему расходов бюджета, не поднимая налоги, о субсидиях регионам, оттоке капитала и отношении к расходам на оборону ОБ ОТТОКЕ КАПИТАЛА И КРИЗИСЕ - За два месяца отток капитала уже сильно перевалил за двухзначную цифру в миллиардах. Не беспокоит ли вас это, особенно на фоне прогнозов, что процесс может усилиться? - Отток капитала нас, безусловно, беспокоит. В... 2 1859
  • 17.02.12

    Власти не оставляют надежд снизить расчеты наличными деньгами. Их должны постепенно вытеснить банковские карты, электронные деньги и другие современные инструменты расчетов. Предложения, как это сделать, могут быть озвучены уже на следующей неделе в минфине, где пройдет первое заседание Межведомственного совета по подготовке предложений, направленных на оптимизацию платежного оборота в стране. Недавно, напомним, глава минфина Антон... 1 3281
  • 20.01.12

    Власти могут пойти на законодательное ограничение расчетов граждан в магазинах наличными деньгами. Такое заявление сделал министр финансов А. Силуанов на Гайдаровском форуме - 2012. По его словам, если это предложение будет принято, крупные покупки граждане смогут осуществлять только по банковским карточкам. Министр напомнил, что в России доля наличных денежных средств составляет 25% от общей денежной массы. В развивающихся странах этот... 1 1864
  • 19.01.12

    Министр финансов России Антон Силуанов считает возможным ввести законодательные ограничения на осуществление наличных денежных расчетов в РФ. "У нас доля наличных денег составляет 25% от общей денежной массы. Этот показатель в развивающихся странах - около 15%, а в развитых - 7-10%",- сообщил Силуанов, выступая на Гайдаровском форуме. По его словам, это является одной из причин высокого уровня теневой экономики в России. Он напомнил,... 1642
  • 09.09.11

    УФНС России по г. Москве (далее - Управление) в связи с вступлением в силу с 01.09.2011 частей 1-22 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сообщает следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием... 4609
  • 23.08.11

    В скором времени наличные расчеты между компаниями и физическими лицами ограничат. Поэтому выдавать зарплату сотрудникам или принимать от них оплату за крупные покупки можно будет лишь через банк. В Минэкономразвития России вовсю кипит работа над соответствующим законопроектом. Изменения направлены на борьбу с «черным налом». Деньги, проходящие через банк, нетрудно отследить, в том числе налоговикам. Напомним, что сегодня есть ограничение... 2912
  • 23.08.11

    Деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности, теперь на особом контроле у банков*. Поэтому они чуть ли не у каждого клиента запрашивают информацию и документы, подтверждающие, откуда столько «налички» у компании. Чтобы не объясняться по каждой операции, можно заранее поставить банк в известность, что постоянные наличные расчеты для компании естественны. Поможет в этом специальное письмо (см. образец). 51214
  • 08.12.10

    Организацию нельзя привлечь к ответственности за неприменение ККТ, если при наличных расчетах с клиентом кассир по объективным причинам не отдал ему пробитый кассовый чек (даже если в чеке указано неверное время). К таким выводам пришли арбитры в постановлении ФАС Уральского округа от 6 октября 2010 г. № Ф09-8020/10-С1. 2751
  • 22.10.10

    Юридическое лицо покупает оборудование у физического лица на сумму в размере 1 500 000 рублей на основании договора купли-продажи. Физическое лицо не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Как правильно провести расчет с физическим лицом и отразить сделку в бухгалтерском учете? Может ли организация единовременно выплатить через кассу наличными такую сумму? Как отразить сделку в бухгалтерском учете? 63740
  • 01.06.10

    Если компания принимает деньги по нескольким одинаковым договорам с одним и тем же контрагентом, то лимит наличных расчетов – 100 000 рублей – определяют по каждой из таких сделок. Компания заключила шесть договоров поставки с одним и тем же покупателем, цена каждой сделки составила 99 000 рублей. Рассчитывались контрагенты друг с другом наличными. При проверке инспекторы посчитали, что поставщик превысил лимит наличных расчетов в 100 000... 1359
  • 01.10.09

    МВД РФ предлагает ввести в России ограничения на оборот наличных денег, полагая, что это поможет эффективнее бороться с коррупцией. Об этом заявил сегодня в беседе с журналистам заместитель министра внутренних дел России Евгений Школов. «Безналичный расчет, безусловно, контролировать легче, в том числе и в рамках работы финансовой разведки, - сказал он. А с наличным оборотом сложнее, поэтому было бы хорошо ограничить хождение наличных денег в... 1106
  • 27.08.09

    Право на вычет НДС не может быть утрачено из-за того, что превышен лимит расчета наличными, установленный ЦБ России. К такому выводу пришли судьи ФАС Поволжского округа в постановлении от 09.07.2009 № А55-15897/2008. Они разъяснили, что в статьях 171 и 172 НК России перечислены условия, при которых можно принять налог к вычету: приобретение товара для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, принятие его к учету и... 3901
  • 02.11.06

    ЦБ РФ разъяснил статус своего недавнего письма, касающегося лимита расчетов наличными 4262