Общая характеристика неналоговых доходов фондов. Контрольная работа: Общая характеристика доходов бюджета

  • Билет № 7. Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт.
  • Билет № 8 Показатели общего уровня цен. (Индексы цен)
  • Билет № 9 Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
  • Билет № 10. Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства
  • Билет № 11 Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
  • Применение Кривой Филипса
  • Билет № 12. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста.
  • Билет № 13. Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
  • Билет № 14 Понятие «Финансы». Социально-экономическая сущность и функции финансов.
  • Билет № 15. Содержание и принципы финансовой политики государства.
  • Билет № 16. Финансовая система государства.
  • Билет № 17. Государственный бюджет российской федерации и его функции.
  • Билет № 18. Доходы бюджета и их характеристика.
  • Билет № 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия.
  • Билет № 20. Федеральные налоги и сборы.
  • Билет № 21. Региональные налоги.
  • Билет № 22. Местные налоги.
  • Билет № 23. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.
  • Билет № 24. Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
  • Билет № 25. Классификация бюджетных расходов рф.
  • Билет № 26 Бюджетное устройство рф.
  • Билет № 27 Бюджетный процесс в рф
  • Билет № 28 Внебюджетные социальные фонды государства
  • Билет № 29 Финансовый контроль
  • Билет № 30 Затраты предприятия на производство продукции и выручка
  • Билет № 31. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
  • Билет № 34 Состав и структура доходов федерального, регионального и местного бюджета в текущем году.
  • Билет № 35 Состав и структура расходов федерального, регионального, местного бюджетов.
  • Расходы регионального бюджета.
  • Расходы местных бюджетов.
  • Билет № 36 Основные элементы налога на доходы физических лиц, налог на прибыль, добавленную стоимость и единого социального налога
  • Билет № 37 Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени.
  • Билет № 38. Методы анализа финансового состояния предприятия.
  • Билет № 39. Анализ ликвидности (платежеспособности) предприятия
  • Билет № 40. Анализ финансовой устойчивости предприятия
  • Билет № 41 Оценка средневзвешенной стоимости капитала.
  • Билет № 42. Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты)
  • Билет № 43 Эффект финансового рычага, финансовый риск
  • Билет № 44 Определение порога рентабельности (безубыточности производства)
  • Билет № 45 Эффект операционного рычага, предпринимательский риск
  • Билет № 46 Управление оборотными денежными фондами
  • Билет № 47 Управление товарно-материальными запасами
  • Билет № 48 Управление дебиторской задолженностью
  • Билет № 49 Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
  • Долгосрочное финансовое планирование
  • Билет № 50 Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия
  • Билет № 51 Методы анализа денежных потоков
  • Билет № 52 Планирование денежных потоков и разработка платёжного календаря.
  • Билет № 53 Оптимизация денежных потоков предприятия
  • Билет № 54 Диагностика банкротства предприятия
  • Билет № 55 Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций
  • Билет № 56 Анализ эффективности инвестиционных проектов
  • Билет № 57 Виды и особенности прямых иностранных инвестиций в России
  • Билет № 58. Портфельные иностранные инвестиции в России
  • Билет № 59 Риск и доходность: теория портфеля
  • Билет № 60 Методы управления финансовыми рисками
  • Билет № 61. Хеджирование финансового риска. Инструменты хеджирования.
  • Билет № 62 Страхование, функции страхования, характеристика видов страхования.
  • Билет № 63. Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства
  • Билет № 64. Облигации как инструмент заемного финансирования
  • Билет № 65. Функционирование фондовых бирж, профессиональные участники фондового рынка.
  • Участники фондового рынка.
  • Билет № 66 Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования
  • Билет № 67 Производные ценные бумаги
  • Билет № 68 Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка
  • Билет № 69 Рынок корпоративных ценных бумаг в России
  • Билет № 70 Понятие денежной массы и денежной базы. Понятие «Денежный оборот» и его структура.
  • Структура денежного оборота
  • Билет № 71. Сущность кредита и его функции.
  • Билет № 72 Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе, конвертируемые валюты и её виды. Формирование валютного вкуса.
  • Билет № 73 Характеристика элементов кредитной системы, ее структура
  • Билет № 74 Задачи и функции цб рф
  • Денежно-кредитная политика цб рф
  • Билет № 75 Понятие ссудного и банковского процента
  • Билет № 76 Активные операции коммерческих банков
  • Билет № 77 Пассивные операции коммерческих банков
  • Билет № 78 Информационная безопасность в финансовых системах
  • Билет № 79 Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах
  • Билет № 80 Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах
  • Билет № 81 Автоматизированные информационные системы и технологии в биржевом деле.
  • Билет № 82 Автоматизированные информационные системы и технологии в предприятиях и организациях различных организационных форм.
  • 1.2. Особенности информационной технологии в организациях различного типа
  • Билет № 83 Информационные системы и технологии удалённого банковского обслуживания
  • Билет № 84 Цели и задачи автоматизированных информационных систем казначейства
  • Билет № 18. Доходы бюджета и их характеристика.

    Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Основным источником формирования является национальный доход, а именно та его часть, которая составляет доходы хозяйствующих субъектов, полученные при первичном распределении.

    К ним относятся:

    1. предпринимательская прибыль; 2. заработная плата работников; 3. доходы лиц работающих по найму; 4. рента собственников земли; 5. ссудный процент.

    Доходы бюджета состоят из:

    1. К налоговым доходам, предусмотренным законодательством, относятся:

    Федеральные налоги и сборы (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ц.б., платежи за пользование природными ресурсами);

    Региональные налоги и сборы;

    Местные налоги и сборы;

    Пени, штрафы.

    2. К неналоговым относятся:

    Доходы от использования имущества, которое находится в государственной и муниципальной собственности после уплаты налогов и сборов с действующем законодательством.

    Доходы от продажи государственного и муниципального имущества;

    Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

    Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности.

    3. Безвоздмездные и безвозвратные перечисления:

    Финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий. Дотации – это бюджетные средства, представленные бюджету другого уровня бюджетной системы на безвоздмездной и безвозвратной основе.

    Субвенции из федерального и регионального фондов компенсаций. Субвенция – это бюджетные средства, представленные бюджету другого уровня, или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определённых целевых расходов. Субсидия – это бюджетные средства, представляемые бюджету другого уровня бюджетной системы физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Билет № 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия.

    Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.

    Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

    Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны и имеют бюджетный дефицит от 10 до 30%.

    Интересно, что в начале 90-х годов положительное сальдо государственного бюджета составляло 9,3 % ВВП. Рекордного уровня дефицит государственного бюджета достигал в Кувейте в начале 80-х годов и составлял более 60 % ВВП. А самый большой в мире дефицит государственного бюджета в абсолютных размерах имеют США. В начале 90-х годов он достигал 290 млрд. долларов, или 4,8 % ВВП, что по мировым стандартам считается не опасным для экономического развития страны {17}.

    Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

    В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени». На 2003 год в «тени» производилось до 40% ВВП.

    Механизм рыночной экономики наиболее четко работает тогда, когда государству удается сводить концы с концами, уравнивать доходы бюджета с расходами Тем не менее государства все чаще сталкиваются с дефицитом бюджета, и тогда возникает вопрос, как и за счет чего покрывать бюджетный дефицит. Следует иметь в виду, что любой способ покрытия дефицита сопровождается усилением инфляции, ведет к торможению развития экономики. Но если этого все же не делать своевременно, задержки с преодолением бюджетного дефицита еще более усиливают дестабилизирующие факторы экономического развития.

    Способов покрытия бюджетного дефицита несколько. Рассмотрим главные из них.

    Первый способ сводится к тому, что его финансируют посредством эмиссии дополнительных денежных знаков. Такая мера создает видимость быстрого решения финансовой проблемы страны, но на самом деле имеет весьма негативные экономические последствия, ибо ложится бременем на плечи населения, ведет к резкому ускорению инфляционных процессов. Каждый дополнительный денежный знак, проникающий в обращение через «дыру» в бюджете, равнозначен неполноценным деньгам, ибо не обеспечен товарной массой продуктов и услугами, он усиливает разрыв между инфляционным спросом и реальным предложением товаров.

    Второй способ связям с тем, что для покрытия дефицита государство прибегает к займам у центрального банка. На первый взгляд кажется, что такая мера не сопровождается инфляцией денег, но это только кажется. Инфляция происходит и здесь, но протекает медленнее и в более цивилизованных формах. В самом деле, допустим, что правительство заняло у центральною банка n-ю сумму денег и в назначенный срок вернула банку ссуду с процентами. Но, расплатившись с банком сегодня, государство уже завтра вынуждено обратиться к нему за новыми кредитами, которые на данный момент не обеспечены товарными ценностями. В результате происходит постепенное инфляционное разбухание денежной массы.

    Третий способ покрытия дефицита заключается в том, что государство выпускает и размещает свои долговые обязательства в виде облигаций государственною займа. Данный вид финансирования внешне не носит инфляционного характера. Объем денежных знаков не увеличивается, но дестабилизирующее действие и возможность развития инфляционных процессов очевидны. Дело в том, что выпуск облигаций и изъятие у населения денег сокращают инвестиции в экономику, ограничивают предложение товаров. Кроме того, выпуск государственных долговых обязательств сопровождается повышением процентных ставок за предоставляемые кредиты, что также ограничивает размеры инвестиций. В итоге происходит то же самое - тормозится экономическое развитие, сокращается предложение, усугубляется инфляционное неравновесие рынков. Таким образом, любой из перечисленных способов покрытия бюджетного дефицита выступает злом, является экономическим бедствием для страны. И все же если беда случилась и дефицит в бюджете появился, то предпочтение следует отдавать третьему способу.

    "

    Введение

    Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. На современном этапе отличительной чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода.
    Материальной основой, позволяющей образовать основной централизованный фонд денежных средств, который обеспечивает финансирование нужд государства и выполнение его функций и задач, являются доходы федерального бюджета. Объект исследования данной работы - бюджетная система Российской Федерации. Предметом исследования являются доходы федерального бюджета.
    Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и особенностей формирования доходов федерального бюджета, проведение анализа, разработка мероприятий, направленных увеличение и оптимизацию доходов федерального бюджета.
    На основании поставленной цели решаются следующие задачи:
    - углубить теоретические представления о доходах федерального бюджета;
    - сопоставить и проанализировать статистические данные о доходах федерального бюджета;
    - проанализировать проблемы в области формирования доходов федерального бюджета;
    - разработка конкретных мероприятий способствующих увеличению доходов федерального бюджета.
    Источниками информации при написании курсовой работы послужили нормативно-правовые акты, труды отечественных авторов по данной проблеме, периодические издания, статистическая отчетность

    1. Общая характеристика доходов бюджета Российской Федерации
    1.1. Понятие и роль государственного бюджета

    Государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.
    Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. В определении отражены три существенных признака бюджета.
    - Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
    - Бюджет представляет собой финансовый план государства. Этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место. Важное экономическое значение имеет принцип ежегодности бюджета. Ежегодно закрепляя Законом Государственный бюджет представляется возможность наиболее полно учитывать экономическое состояние страны, наиболее рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных индикативным планом (прогнозом) экономического и социального развития, избирая приоритетные отрасли и уровень материального обеспечения населения.
    В условиях тяжелого экономического кризиса и инфляции денежной системы, невозможно долгосрочное бюджетное планирование. Даже планирование бюджета на год нуждается в периодической корректировке отдельных показателей. Экономическое значение принципа ежегодности состоит в том, что предоставляет возможность наиболее полно учитывать эффективность действия экономических нормативов, по которым рассчитываются показатели бюджета, полнее выявлять внутрихозяйственные резервы, делать анализ роста или спада производства и его причины; определять дополнительные доходы или возникающий дефицит в бюджете.
    - Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства. Сущность государственного бюджета, как экономической категории, реализуется через распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
    Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определенной спецификой.
    Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
    Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д.
    Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
    Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие направляются аккумулируемые государством средства.
    В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. Источниками государственного (центрального) бюджета являются:
    - прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются - подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость;
    - государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20%;
    - эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами.

    1.2. Понятие и виды доходов государственного бюджета. Бюджетная классификация

    Доходы бюджета в соответствии со ст. 6 БК РФ - это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Формирование доходов бюджетов проводится на основании бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, законодательства об иных обязательных платежах (ст. 39 БК РФ).
    Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. В соответствии со ст. 41 БК РФ к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, от региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Налоговые доходы бюджетов существенно отличаются от неналоговых доходов объемом поступлений и характером правового регулирования.
    Доходы бюджетов в зависимости от уровня бюджетной системы подразделяются на доходы федерального бюджета, субъектов РФ и бюджетов муниципальных районов, доходы бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, доходы бюджетов городских и сельских поселений.
    В зависимости от права собственности выделяют собственные доходы бюджетов. В соответствии со ст. 47 БК РФ к собственным доходам бюджетов относятся:
    а) налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах;
    б) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
    в) доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, таких как дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
    Под собственными доходами понимаются такие виды доходов, которые законодательством РФ (ст. 47 БК РФ) полностью или частично закреплены на постоянной основе за соответствующими бюджетами. Конкретный перечень и нормативы зачисления в бюджеты от определенных видов доходов, которые формируют собственные доходы бюджетов, определяются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
    В состав налоговых доходов бюджетов включены:
    а) федеральные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, установленные в ст. 13 НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина);
    б) региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, установленные ст. 14 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях субъектов Российской Федерации (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог);
    в) местные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, установленные ст. 15 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях муниципальных образований (земельный налог и налог на имущество физических лиц);
    г) налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (например, единый сельскохозяйственный налог);
    д) пени и штрафы. Пеней, относимой к налоговым доходам, согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Штрафы применяются в виде денежных взысканий в размерах, которые также установлены в законодательстве о налогах и сборах.
    В основе выделения налоговых видов доходов бюджетов лежит налоговый метод образования публичных доходов, опирающийся на обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ). Объемы поступлений от налоговых доходов могут прогнозироваться в доходной части бюджетов, поскольку они имеют систематический характер, законом определяются конкретные ставки и сроки уплаты.
    Неналоговые доходы бюджетов могут иметь добровольный и принудительный характер. Неналоговые доходы отличаются от налоговых "субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюджет неналоговых доходов" 1 . Порядок установления, взимания неналоговых доходов регламентируется нормативными правовыми актами различного характера.
    К неналоговым доходам бюджетов в соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ относятся:
    а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
    б) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательст вом о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности в соответствии со ст. ст. 94 - 96 БК РФ являются источниками внутреннего финансирования дефицитов федерального бюджета, бюджета субъектов, местных бюджетов. Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и других драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение, согласно ст. 94 БК РФ, относятся к источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета;
    в) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
    г) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия, перечень и нормативы распределения которых между бюджетами бюджетной системы конкретизированы в ст. 46 БК РФ;
    д) средства самообложения граждан, к которым в соответствии со ст. 56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан);
    е) иные неналоговые доходы, среди которых наиболее значимыми по объему поступлений являются таможенные пошлины и таможенные сборы, установленные Таможенным кодексом РФ , а также природоресурсные платежи, включающие, например, платежи за пользование водными объектами, недрами, плату за негативное воздействие на окружающую среду, установленные актами природоресурсного и земельного законодательства – Водным , Лесным , Земельным кодексами, Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" , Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" , Федеральными законами от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" . Список неналоговых доходов бюджетов является открытым.
    Состав доходов бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, конкретизированный в ст. 42 БК РФ, следующий:
    а) доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений и государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
    б) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
    в) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений и государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;
    г) плата за пользование бюджетными кредитами;
    д) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;
    е) часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
    ж) другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений и государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах. При этом уплаченные с таких доходов налоги и сборы относятся к налоговым доходам бюджетов.
    Одними из основных источников неналоговых доходов являются поступления от продажи и использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Неналоговые доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, образуются за счет средств от возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности России, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" ).
    При помощи использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, могут быть получены различные виды неналоговых доходов, перечисленные в ст. 42 БК РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своей компетенции могут передавать имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, под залог либо в доверительное управление в соответствии с п. 4 ст. 209 ГК РФ. Доходы, получаемые от передачи в залог и от деятельности по доверительному управлению имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, также относятся к неналоговым доходам бюджетов.
    В государственной и муниципальной собственности могут находиться доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, а также акции. Прибыль, приходящаяся на доли, принадлежащие государству или муниципальным образованиям в уставных (складочных) капиталах, и дивиденды по принадлежащим им акциям также учитываются в составе неналоговых доходов бюджетов. Источником пополнения доходов бюджетов служит и та часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, которая остается после уплаты причитающихся налогов и иных обязательных платежей.
    Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
    Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера. Например, Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1999 г. N 689 был утвержден Порядок учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использования .
    В определенной степени и бюджетные кредиты можно рассматривать как доходы бюджетов. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетные кредиты - это денежные средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе. В соответствии со ст. 93.2 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, ее субъекту, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законами (решениями) о бюджете. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором. Средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими подлежат перечислению в федеральный бюджет.
    К безвозмездным поступлениям относятся: дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
    Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии со ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями данного Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
    Органы Федерального казначейства в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке ведут учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и распределяют их между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет органов Федерального казначейства.
    Создание единого счета Федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета - одна из главных стадий формирования казначейского исполнения федерального бюджета и имеет целью централизацию учета и оптимизацию движения доходов и средств федерального бюджета. 2 Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы утвержден Приказом Минфина России от 16 декабря 2004 г. N 116н. 3
    Внедрение единого счета Федерального казначейства позволяет обеспечить соблюдение нормативов распределения доходов между уровнями бюджетной системы. С внедрением единого счета Федерального казначейства налогоплательщики были выведены из бюджетных правоотношений. Именно органы Федерального казначейства подсчитывают, сколько уплачено налогов и сборов и неналоговых доходов, учитывают эту информацию при определении общего объема того или иного дохода, поступившего на конкретной территории, и определяют, как этот доход должен распределяться между федеральным и региональным бюджетом.
    Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
    Бюджетная классификация.
    В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.
    Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. Также в бюджет текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
    К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
    По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.
    Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ, налоговые доходы и безвозмездные перечисления.
    К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи с установленными нормативами отчислений (в процентах) в бюджеты других уровней на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

    2. Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета Российской федерации (2008-2011г.г.)

    Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Фактически, федеральный бюджет является основным финансовым планом государства и утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.
    Если рассматривать особенности налоговых поступлений в федеральный бюджет, следует сделать разбивку по видам налогов и далее представить ее в виде таблицы:

    Таблица 1 - Налоговые поступления в федеральный бюджет
    за 2008-2011гг, млрд.руб.


    Виды доходов

    Годы

    2008

    2009

    2010

    2011



    2 153,8

    2 538,7

    3 426,3

    3 326,0



    2 012,1

    2 376,2

    2 712,1

    2 232,0

    налог на прибыль*

    238,0

    218,3

    206,0

    259,0

    подоходный налог с граждан*

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    НДС*

    881,3

    1 170,3

    1 070,0

    1 120,8

    акцизы*

    265,1

    286,9

    117,2

    84,8

    налоги на совокупный доход*

    5,8

    8,9

    167,2

    0,0



    222,5

    225,9

    434,4

    483,0

    налоги на покупку валюты*

    2,4

    0,0

    0,0

    0,0



    390,7

    411,3

    693,6

    0,0

    прочие налоги и сборы*

    6,2

    54,6

    23,7

    284,4

    Неналоговые доходы

    124,5

    162,5

    714,2

    1 094,0

    Как видно из данных табл. 1, налоги на внешнеэкономическую деятельность действительно снижаются в 2011 году, хотя до этого имеет место их рост. Но растут суммы НДС, налога на прибыль, природоресурсных платежей. Также растут и неналоговые доходы, что отчетливо проявляется в 2010-2011 годы.
    Если рассматривать структуру налоговых доходов в разрезе отдельных налогов в доходах бюджета Российской Федерации, можно составить следующую таблицу:

    Таблица 2 - Структура налоговых поступлений, %


    Виды доходов
    %

    2008

    2009

    2010

    2011

    Всего доходов без целевых бюджетных фондов

    100

    100

    100

    100

    Налоговые поступления, в т. ч.

    93,42

    93,6

    79,2

    67,1

    налог на прибыль*

    11,05

    8,6

    6,0

    7,8

    подоходный налог с граждан*

    0

    0

    0,0

    0,0

    НДС*

    40,92

    46,1

    31,2

    33,7

    акцизы*

    12,31

    11,3

    3,4

    2,5

    налоги на совокупный доход*

    0,27

    0,35

    4,9

    0,0

    платежи за пользование природными ресурсами*

    10,33

    8,9

    12,7

    14,5

    налоги на покупку валюты*

    0,11

    0

    0,0

    2,0

    налоги на внешнеэкономическую деятельность*

    18,14

    16,2

    20,2

    0,0

    прочие налоги и сборы*

    0,02

    0,7

    8,6

    Неналоговые доходы

    5,78

    6,4

    20,8

    32,9

    Из таблицы видно, что доля неналоговых поступлений в бюджет увеличивается с 5,38% в 2008 году до 32,9% в 2011 году. Таким образом, роль налоговых поступлений заметно снижается. 33,7% доходов бюджета – это НДС, то есть косвенный налог.
    Основные налоговые поступления – это косвенные налоги, что свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение, по существу, представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.
    Несколько увеличивается роль природоресурсных налогов – их доля уже начинает превышать 14%, что говорит о росте эффективности использования природных ресурсов со стороны государства, когда частным организациям дается право их разрабатывать и получать большие доходы. Тем не менее, данному показателю еще далеко до НДС.
    Далее представим изменение показателей доходов в ценах 2011 года:

    Таблица 3 - Доходы федерального бюджета в ценах 2011 года.


    Виды доходов

    Годы

    2008

    2009

    2010

    2011

    Всего доходов без целевых бюджетных фондов

    3 101,3

    3 176,0

    3 827,2

    3 326,0

    Налоговые поступления, в т. ч.

    2 897,3

    2 972,7

    3 029,4

    2 232,0

    налог на прибыль*

    342,7

    273,1

    230,1

    259,0

    подоходный налог с граждан*

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    НДС*

    1 269,1

    1 464,1

    1 195,2

    1 120,8

    акцизы*

    381,8

    358,9

    130,9

    84,8

    налоги на совокупный доход*

    8,4

    11,1

    186,8

    0,0

    платежи за пользование природными ресурсами*

    320,4

    282,7

    485,2

    483,0

    налоги на покупку валюты*

    3,4

    0,0

    0,0

    0,0

    налоги на внешнеэкономическую деятельность*

    562,6

    514,5

    774,8

    0,0

    прочие налоги и сборы*

    9,0

    68,3

    26,5

    284,4

    Неналоговые доходы

    179,3

    203,3

    797,7

    1 094,0

    Как видно из таблицы, в 2011 году снижаются общие и налоговые доходы в реальном выражении, что несомненно является негативным фактором. Притом снижаются поступления по таким ключевым налогам как НДС, акцизы, налог на прибыль и природоресурсные налоги. Параллельно происходит рост неналоговых доходов. Такое положение не является оптимальным – напротив, с ростом рыночных отношений неналоговые доходы государства не должны так существенно влиять на его доходы и тем более увеличивать свое влияние столь резко. Правда, отчасти она объяснима переводом таможенных платежей в разряд неналоговых доходов.
    Далее рассмотрим, как изменялись темпы прироста основных бюджетных показателей:

    Таблица 1 - Сравнение темпов прироста основных показателей (в ценах 2011 года)


    Темпы прироста
    2008
    2009
    2010
    2011

    К предыдущему году

    ВВП

    1,98%

    6,02%

    8,99%

    3,94%

    Доходы всего

    26,37%

    8,86%

    -10,12%

    -8,52%

    Налоговые доходы

    17,84%

    7,00%

    0,21%

    -17,53%

    - федеральный бюджет

    17,09%

    2,60%

    1,91%

    -26,32%

    - территориальные бюджеты

    20,41%

    21,62%

    -4,56%

    8,87%

    Из приведенной таблицы отчетливо видно, что в 2011 году замедляется рост ВВП, с 2010 года снижаются доходы и незначительно растут налоговые доходы. В целом же рост ВВП значительно опережает рост доходов бюджета (22,5% против 13,1%), еще более – рост налоговых доходов. Пока нормальный темп прироста имеют только налоговые доходы территориальных бюджетов.
    Таким образом, выявлена еще одна проблема – темпы роста налоговых поступлений в бюджет явно недостаточны, несмотря на рост ВВП. К тому же в них преобладают до сих пор, в основном, косвенные налоги. Природоресурсные платежи до сих пор не заняли необходимого места в налоговых доходах бюджета.
    Снижение налоговых поступлений в настоящее время делает бюджет 2011 года в сопоставлении с приведенным 2010 годом более маленьким, то есть расходы и доходы этого бюджета будут ниже.

    3. Образование резервных фондов в Российской Федерации

    А) Резервный фонд РФ;
    Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России.
    В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
    Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
    Резервный фонд формируется за счет:
    - нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
    - доходов от управления средствами Резервного фонда.
    В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта.
    Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
    Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.
    Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе в установленном Правительством Российской Федерации порядке использовать без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерального бюджета.
    Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств указанного фонда и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Резервного фонда в целях обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:
    - долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
    - долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
    - депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;
    - депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации.
    Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце. Также по решению правительства РФ, информация о доходах и расходах Резервного фонда будет засекречена до 1 февраля 2012 года.
    Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Владимиром Путиным 21 апреля. Согласно ему в ближайшие два года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете данные о величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, сведения об объемах поступивших на их счета средств, о том, где они размещены и как используются. Кроме того, вплоть до 1 января 2013 года Минфин перестанет размещать на своем сайте и информацию о размерах и направлениях расходования неф
    и т.д.................

    Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствие с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти разных уровней.

    Главный материальный источник доходов бюджета – национальный доход. Он перераспределяется с помощью налогов. Налоги - это главный метод огосударствления национального дохода.

    Доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

    К налоговым доходам относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Они составляют в федеральном бюджете до 70-80%.

    К неналоговым доходам относят:

    1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

    2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в собственности соответствующих органов власти;

    3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правой и административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации имущества и др. ценностей, компенсации за причинение ущерба РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям);

    4) прочие неналоговые доходы.

    К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся:

    · финансовая помощь из бюджетов другого уровня;

    · субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

    · субвенции из местных бюджетов бюджетам другого уровня;

    · иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы;

    · безвозвратные и безвозмездные перечисления из внебюджетных государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

    · безвозвратные и безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных стран, в том числе добровольные пожертвования.

    Безвозмездные и безвозвратные перечисления могут быть в форме:

    Дотаций – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

    Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов.

    Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования расходов.

    С 2007 года планирование и утверждение доходов и расходов бюджета осуществляется на три года с ежегодным уточнением. Доходы бюджета группируются на нефтегазовые и ненефтегазовые. Балансирование бюджета осуществляется ненефтегазовыми доходами.

    Министерство образования и науки РФ

    Федеративное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    Всероссийский заочный финансово-экономический институт

    Курсовая работа

    по дисциплине: «Государственные и муниципальные финансы»

    на тему: «Характеристика доходов федерального, субъектов РФ и муниципальных бюджетов».

    Введение

    1. Доходы федерального, субъектов РФ и муниципальных бюджетов

    1.1 Общая характеристика доходов бюджетов РФ

    1.1.1 Классификация доходов бюджета

    1.1.2 Виды доходов бюджетов

    1.2 Доходы федерального бюджета

    1.3 Доходы бюджетов субъектов РФ

    1.4 Доходы местных бюджетов

    2. Аналитическая часть

    Заключение

    Список использованной литературы

    Приложение

    Введение

    Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Таким образом, доходы бюджета являются важнейшей частью бюджетной системы и экономики в целом, этим объясняется тема выбранной мной работы.

    Целями и задачами данной курсовой работы является обоснование понятия «бюджет», описание социально-экономического значения доходов, виды доходов, рассмотрение состава и структуры налоговых и неналоговых доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

    Данная курсовая работа состоит из двух глав:

    1) теоретической;

    2) аналитической, где приведен анализ собранного материала по составу и структуре доходов Федерального бюджета, бюджета г. Тулы и Тульской области.

    Предметом данной курсовой работы является бюджетная система Российской Федерации, а объектом исследования – доходы бюджета Российской Федерации.

    В курсовой работе использованы следующие информационные источники: учебная литература, периодические издания, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, нормативные правовые акты г. Тулы – решения; электронные источники.

    1 Доходы федерального, субъектов РФ и муниципальных бюджетов

    1.1 Общая характеристика доходов бюджетов Российской Федерации

    Чем богаче страна, тем больше доходов у государства. Взимание доходов в бюджет – не однозначный процесс, он не просто обеспечивает финансовые потребности государства, но и оказывает существенное влияние на состояние производства, на социальную атмосферу в стране, во многом определяет отношения между членами общества и государством.

    Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

    Для решения многочисленных задач федеральный бюджет наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

    Доходы бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    В соответствии со ст. 6 БК доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов

    Большое разнообразие экономических отношений порождает множественность видов доходов в хозяйстве, а отсюда следует и необходимость иметь систему доходов бюджета, так как отдельные виды бюджетных доходов существенно различаются по объектам получения, способам взимания, по своей социальной и экономической значимости.

    1.1.1 Классификация доходов бюджета

    Классификация доходов бюджета – группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы.

    Код классификации доходов бюджетов (см. Приложение 1) Российской Федерации состоит из:

    1) кода главного администратора доходов бюджета (утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете);

    2) кода вида доходов (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода);

    3) кода подвида доходов;

    4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

    Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

      налоговые и неналоговые доходы;

    2) безвозмездные поступления.

    Доходы, указанные в абзацах втором, третьем (в части единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов), четвертом - десятом подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются налоговыми доходами бюджетов. Доходы, указанные в абзацах третьем (за исключением единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов), одиннадцатом - двадцатом подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются неналоговыми доходами бюджетов.

    Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

    1.1.2 Виды доходов бюджетов

    В настоящее время в России сложились три основные группы бюджетных доходов: налоги, неналоговые доходы и доходы бюджетных целевых фондов. Кроме того, имеются ещё и безвозмездные поступления (ст. 41 БК РФ). Эти поступления связаны обычно с движением средств между бюджетом и внебюджетными и бюджетными целевыми фондами, между разными видами бюджетов внутри бюджетной системы, с использованием резерва средств, не включаемого в бюджет. Могут быть и поступления денег от отдельных экономических субъектов. Соответственно бюджетного кодекса РФ, статья 41.5 это выглядит так:

    «К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

    Финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

    Субвенций из Федерального фонда и (или) из региональных фондов компенсаций;

    Субвенций из местных бюджетов других уровней;

    Иных безвозмездных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;

    Безвозмездных перечислений из бюджетов государственных (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

    Безвозмездных перечислений от физических лиц и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований.

    В целом эта статья доходов в консолидированном бюджете составляет менее процента общей величины доходов.

    Выделение третьей группы – доходов бюджетных целевых фондов объясняется нынешней спецификой политической и финансовой жизни России. На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов . Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Эти доходы не имеют принципиального отличия от налогов и неналоговых платежей по своему экономическому смыслу, поэтому фактически выступают две самостоятельные группы доходов бюджета – налоги и неналоговые платежи . Главной из них, конечно, являются налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местные бюджеты. Налоги – основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.

    Прежде всего, они преобладают количественно. Основной доход в составе неналоговых платежей – это доход от государственного имущества или от деятельности государственных организаций, административные платежи, сборы и штрафы. Это, как бы, доходы, связанные с собственностью государства и деятельностью государственного аппарата и государственных организаций. Возможно, их доля в ближайшее время несколько повысится, если продолжающаяся приватизация будет организованна на более выгодных для государства началах, а также в случае повышения эффективности текущей эксплуатации государственного имущества.

    Итак, главный источник доходов государства – это налоги, они многочисленны и весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным принципам: по объекту, по конечному плательщику, по методу платежа и др. Наиболее наглядно деление налогов по объекту взимания. Налог может устанавливаться либо непосредственно на уже полученный доход определенной величины, либо на операцию продажи товара или услуги, либо на конкретное имущество, собственник которого и должен платить налог. Непосредственно в составе доходов бюджета предусматриваются следующие группы налогов: (статья 49 БК РФ) федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения, в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ:

    Налог на прибыль (доход), прирост капитала, сюда включаются налоги на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц;

    Налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные сборы: НДС, акцизы по товарам, производимым в РФ, и по товарам, ввозимым в РФ, сборы, налог с продаж;

    Налоги на совокупный доход - это налоги, в основном, для мелких предпринимателей, которые в своем учете не отделяют прибыль от валового дохода, здесь же фигурирует налог на вмененный доход;

    Налоги на добычу полезных ископаемых;

    Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления его функций.

    В доходах бюджета отражаются экономические отношения, которые возникают между плательщиком и государством. Проявляются эти отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства.

    Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые, помимо средств бюджета, включают денежные средства всех уровней власти, ресурсы внебюджетных фондов, а также доходы всего государственного сектора.

    Главным источником доходов бюджета является национальный доход. В случае его недостаточности для покрытия финансовых нужд государство привлекает национальное богатство. Владимирова М.П. Финансы: учеб. пособие /под ред. д-ра экон. наук, проф. М.П. Владимировой; М.П. Владимирова, В.С. Темиров, Д.М. Теунаев. - М.: КНОРУС,2006.-С.56

    Перераспределение национального дохода в пользу государства осуществляется следующими методами:

    • 1) при помощи налогообложения;
    • 2) путем получения государственных займов;
    • 3) при помощи денежной эмиссии.

    Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.

    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджета состоят из следующих элементов:

    ¦ налоговые доходы;

    ¦ доходы целевых бюджетных фондов;

    ¦ неналоговые доходы;

    ¦ доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

    ¦ безвозмездные перечисления. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. С.257.

    Одним из основных источников доходной части бюджета являются налоги, представляющий сокрой обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Основными признаками налоговых отношений являются:

    • а) императивность, т.е. субъект налога не вправе отказаться от обязанности уплаты налога в бюджетный фонд;
    • б) смена собственности, т.е. в процессе уплаты налога определенная доля частной собственности становится государственной;
    • в) обезличивание налогов, т.е. налоги, поступая в бюджетный фонд, обезличиваются и тем самым отличаются от сборов, имеющих целевой характер;
    • г) безвозвратность и безвозмездность, т.е. налог не возвращается плательщику, он не получает взамен никаких прав. Эти налог отличается от пошлин, которые предоставляют право их субъекту на определенные хозяйственные операции или документы. Тюлюлюкина Т.Н.: О бюджете городского округа Балашиха на 2013 год / Т. Н. Тюлюлюкина //ФАКТ.- 2012.- 12 нояб.- С. 1-2.

    Налоги состоят из определенных элементов, основными из которых являются:

    • 1) субъект налога - физическое или юридическое лицо, на которое государством возложена обязанность внесения налога в бюджетный фонд;
    • 2) носитель налога - физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода;
    • 3) объект налога - имущество или доход, которые служат основанием для налогообложения;
    • 4) источник налога - доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится налог;
    • 5) единица (масштаб) налога - часть объекта налога, принятая за основу для исчисления размера налога (рубль дохода, единица земли или имущества);
    • 6) ставка налога - размер налога, установленный на единицу обложения (в абсолютных суммах и в процентах);
    • 7) оклад налога - сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период и подлежащая внесению в бюджетный фонд;
    • 8) налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки его внесения в бюджетный фонд;
    • 9) налоговая квота - доля оклада налога в источнике налога;
    • 10) налоговая льгота - снижение размера налогообложения, в частности: необлагаемый минимум, т.е. освобождение от налога части объекта налога; установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий Плательщиков; понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита; изъятие из налогообложения части объекта налога и др.; Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»(080105) /Под ред. Г.Б. Поляка.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2009.- 703с.- (Серия «Золотой фонд российских учебников»).С.62.
    • 11) налоговая политика - совокупность мер в области налогообложения, направленная на достижение определенных целей;
    • 12) налоговый кадастр - перечень объектов налога с указанием их доходности;
    • 13) система налогов - совокупность и структура налогов страны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке.

    Налоги выполняют следующие функции:

    • а) фискальную - направленную на образование бюджетного дохода;
    • б) контрольную - предполагающую возможность контроля за хозяйственной деятельностью субъекта налога.

    С 1 января 1999 г. вступила в действие первая часть Налогового кодекса РФ, где декларированы следующие принципы построения налоговой системы:

    • 1) единый подход в вопросах налогообложения по всем налогоплательщикам;
    • 2) разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
    • 3) приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, но затрагивающие вопросы налогообложения;
    • 4) однократность налогообложения, предусматривающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;
    • 5) определение перечня прав и обязанностей налогоплательщика и налоговых органов.

    Налоговая система РФ включает налоги трех уровней: федеральные, региональные и местные. Закрепление налогов за тем или иным уровнем осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной (исполнительной) власти в применении налогового законодательства, т.е. принимать решения по отдельным вопросам взимания налогов соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. С.158.

    Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливается законодательными органа РФ, а в отдельных случаях - Правительством РФ (таможенные пошлины, акцизы и т.д.). К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость;
    • 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
    • 3) налог на прибыль (доход) организации;
    • 4) НДФЛ;
    • 5) Госпошлина;
    • 6) налог на добычу полезных ископаемых;
    • 7) сбор за право пользования объектами животного мира и водными, биологическими ресурсами;
    • 8) водный налог;

    Налоги субъектов РФ устанавливаются законодательным актами субъектов РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ. Тюлюлюкина Т.Н.: О бюджете городского округа Балашиха на 2013 год / Т. Н. Тюлюлюкина //ФАКТ.- 2012.- 12 нояб.- С. 1-2.К региональным налогам и сборам относятся:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес

    Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Обязательными к изменению на всей территории РФ являются следующие налоги:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;

    Органам законодательной власти РФ и органам местного самоуправления предоставлено право определять действие региональных и местных налогов на соответствующей территории (устанавливать и прекращать действие, изменять ставки, предоставлять льготы и т.д.).

    Доходы бюджетов формируются также за счет налоговых поступлений, которые в отличие от налогов не имеют фискально-постоянного характера и твердо установленных ставок. Неналоговые доходы устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц как в добровольной, так и обязательной форме.

    В соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ к неналоговым доходам относят:

    • 1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от хозяйственной деятельности, в том числе:
      • а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
      • б) дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
      • в) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения;
      • г) проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета (при размещении на счетах коммерческого банка должно соблюдаться условие, при котором банковская ставка должна быть не ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ);
      • д) возмещение потерь сельхозпроизводства, связанных изъятием сельхозугодий; Заключение на проект решения Совета депутатов городского округа Балашиха «О бюджете городского округа Балашиха на 2013 год»
      • е) доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
      • ж) перечисление прибыли ЦБ РФ;
      • з) платежи от государственных и муниципальных организаций;
      • и) плата за выделение квот вылова водных биологически ресурсов;
      • к) прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности,
    • 2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе:
      • а) поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности;
      • б) поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;
      • в) доходы от продажи организаций;
      • г) доходы от продажи квартир;
      • д) доходы от реализации конфискованного и бесхозного имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность.
    • 3. Доходы от реализации государственных запасов.
    • 4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.
    • 5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, в том числе от резидентов и нерезидентов.
    • 6. Административные платежи и сборы, в том числе:
      • а) сборы, взимаемые ГИК ДА (ГАИ) (кроме штрафов);
      • б) прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций.
    • 7. Штрафные санкции и возмещение ущерба, в том числе:
      • а) поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;
      • б) санкции за нарушение порядка применения цен в) суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и в недостатке материальных ценностей. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»(080105) /Под ред. Г.Б. Поляка.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2009.- 703с.- (Серия «Золотой фонд российских учебников»).С.63.
    • 8. Доходы от внешнеэкономической деятельности, в том числе:
      • а) проценты по государственным кредитам, предоставляемым РФ правительствам иностранных государств;
      • б) доходы от реализации государственных запасов;
      • в) поступления сумм от централизованного экспорта;
      • г) прочие поступления от внешнеэкономической деятельности;
      • д) прочие неналоговые доходы.