Облигации госзайма ссср. Облигации внутреннего государственного валютного займа

В первые годы советской власти существовала политика военного коммунизма, при которой проводилась национализация имущества, равное распределение товаров, борьба с частной собственностью. В 1921 году с началом НЭПа происходит частичный возврат к рыночным отношениям, организуются кооперативы. Экономика этого типа приводила к накоплению денежных средств населением при сильном дефиците товаров, вызванным царившей повсюду разрухой. На свои сбережения советские граждане не могли ничего купить, денежная масса в стране росла, что приводило к инфляции.

Частично остановить инфляцию помогло введение обеспеченных золотом червонцев, а реформа 1924 года вернула стране твёрдый рубль. Но удержать цены на одном уровне на протяжении длительного времени было невозможно, на помощь пришли государственный займы, ставшие неотъемлемой частью жизни советского общества почти до самого распада СССР.

Облигация 1936 года на сумму 10 рублей

Первые государственные займы появились в России ещё в конце XIX века и имели схожий тип действия, но наибольшего расцвета они достигли с началом Первой Мировой войны и при Временном правительстве. Но всё равно их масштаб был незначительным по сравнению с советскими выпусками, на которых держалась экономика огромного государства.

Вкладывая деньги в займы, население уменьшало свои сбережения, а значит не могло влиять на обесценивание рубля. Конечно, просто так нести деньги в кассы никто не хотел, поэтому правительство использовало различные пропагандистские способы, например развешивая повсюду плакаты с яркими лозунгами, позволяя приобретать дефицитные товары и т.д. Часто займы становились принудительными, их могли включать в счёт зарплаты, вкладчикам предоставлялись различные привилегии.

Существовали займы нескольких типов:

Натуральные. Займы осуществлялись в рублях, но выражались в виде определённого количества продуктов (например зерна). Выплаты осуществлялись в натуральной форме. Такой тип займов имел место в начале 20-х годов.

Выигрышные. На обороте облигаций помещалась подробная информация об условиях выигрыша. Например, дополнительную сумму мог получить держатель каждой третьей облигации, или сумма зависела от размера вклада. Выигрышные облигации обычно имели номинал 100 рублей, а более мелкие считались частями облигации, более крупные включали несколько штук. Это делалось для более удобного расчёта выигрыша, начислявшегося на одну облигацию. Поначалу даже их выпускали в листах и отрезали нужное количество.

Процентные. Ежегодно, или каждые несколько месяцев начислялся определённый процент по вкладу. Такие облигации могли содержать отрезные купоны с фиксированной суммой, по которым выдавались проценты. Например, к 5% ценным бумагам на сумму 100 рублей прилагалось 10 пятирублёвых купонов, которые можно было обменивать на деньги ежегодно в течение 10 лет, после чего получить полную стоимость, то есть 100 рублей. Но основная масса выпусков была без купонов.

Вклады имели определённый срок, поначалу он составлял всего 2-3 года, а в дальнейшем увеличивался до 10 и даже до 20 лет. Полные выплаты можно было получить только по истечении срока, однако чаще всего вместо этого заём продлевался. Проценты получить было проблематично из-за очередей и ограничений выплат, поэтому данный займы были очень выгодными для экономики государства. Многие, вложив деньги в 30-е годы, получили их только в 80-е, когда цены были уже значительно выше.

Годы НЭПа

Первые государственные займы РСФСР осуществлены в 1922 году, это были 6% облигации со сроком на 10 лет с 19 купонами (по два в год). Затем вышли два хлебных займа и один сахарный, первый выражался в пудах ржи, а второй в фунтах сахара-рафинада. С 1924 по 1927 год вышло три крестьянских займа небольших номиналов (от 1 до 50 рублей) в виде облигаций с купонами сроком до 3 лет.

С 1924 года выпускаются займы, рассчитанные на хранение средств предприятий, номиналом до десятков тысяч рублей, выраженные в процентах: 5%, 6%, 8%, 10% и 12%. В тот же год выходит первый выигрышный заём, держатели ценных бумаг получали выигрыш, рассчитываемый определённым образом. Займы такого типа активно внедрялись в дальнейшем.

Индустриализация

С 1927 года начались первые попытки индустриализации страны, а займы захватывают всю страну и становятся обязательными. Правительство нашло устойчивый приток денежных средств, это открыло пути для великих строек довоенного времени. Новые процентные займы выходят всё более крупными сериями, а максимальный номинал облигации достигает миллиона рублей.

С этого времени займы стали распространятся среди населения по подписке. Такой вариант позволял осуществлять рассрочку платежа, чтобы привлекать менее платёжеспособные слои общества. Рисунки на ценных бумагах могли содержать изображение тракторов на полях, крестьян-сеятелей, подъёмные краны, заводы и фабрики. Начавшаяся в 1928 году первая пятилетка потребовала всё большего участия населения во вкладах.

В 1930 году для облегчения расчётов все старые облигации, по которым не вышел срок, заменяются новыми с надписью «пятилетка в четыре года» сроком на 10 лет. Из-за снижения процентных ставок пришлось выдавать дополнительные купоны. Однако при проведении подобной процедуры в 1936 году и 1938 годах, проценты вновь снизили, но дополнительные купоны не выдавали. При этом срок вклада увеличился до 20 лет. Далее до войны вышло несколько серий займов: второй и третьей пятилетки, заём укрепления обороны СССР, внутренний выигрышный заём, но цель у всех была одна – найти средства на осуществление масштабных проектов.

Облигации военного времени

С началом Великой Отечественной войны были почти полностью заморожены все стройки, а средства шли на снабжение фронта. Высокий патриотизм общества и грамотные кампании по распространению облигаций позволили быстро осуществлять новые займы, которые были выигрышными и процентными. Ценные бумаги военного времени имели рисунки на военную тематику.


Облигация военного займа 1944 года

Среди населения распространялись выигрышные номиналом от 25 до 500 рублей, условия выигрыша помещались на оборотной стороне. Среди артелей и товариществ – 2% процентные облигации номиналом от 100 до 1000 рублей с купонами. Все они были рассчитаны на 20 лет. Общая сумма всех выпусков четырёх лет войны составила 81 миллион рублей, из которых на 76 миллионов было распространено среди населения.

Хранение денег в годы войны при карточной системе распределения продуктов и заоблачных рыночных ценах казалось не очень правильным решением, поэтому займы этого времени делались весьма охотно.

Восстановление народного хозяйства

С 1946 по 1950 год стали выпускаться подписные выигрышные займы восстановления и развития народного хозяйства. Выигрышем облагались только 35% облигаций, причём целой облигацией считался номинал 100 рублей, более мелкие – частями, а более крупные – несколькими номерами.


Облигация 2% займа 1948 года

В ходе денежной реформы 1947 года были пересчитаны и вклады населения. Все облигации выигрышного займа 1938 года обменивались по курсу 5:1 на новые трёхпроцентные образца 1947 года, а 8%-облигации 1927-1928 годов и облигации 1936-1945 (кроме выигрышных 1938) по курсу 3:1 на 2% заём 1948 года. Оба были рассчитаны на 20 лет. На второй были обменены и различные обязательства и свидетельства на получение социальных выплат.

С 1951 года выпускаются выигрышные займы развития народного хозяйства номиналом от 10 до 500 рублей, рассчитанные на 20 лет. Именно эти выпуски стали самыми массовыми, многие из них так и не были погашены. В 1957 году во вкладах находилось 300 миллиардов рублей (около 1500 рублей на одного жителя страны). Чтобы не обременять государство новыми внутренними долгами, с этого времени выпуск займов прекращается и останавливаются выплаты выигрышей и процентов на 20 лет.


Облигация 1952 года на сумму 500 рублей

Последние займы СССР

В 1966 году вновь был выпущен 3% заём, но на этот раз он был полностью добровольным. Срок вклада составлял 20 лет, а номиналы были только 10 и 20 рублей. Вклад был удобным для тех, кому не хватало денег на крупную покупку (например автомобиль), а дефицит товаров не позволял тратить сбережения.

Через 16 лет, в 1982 году выпускается последний заём, который был выигрышным и рассчитывался на 20 лет. По истечении срока 32% облигаций получали выигрыш, условия которого были описаны на оборотной стороне, остальные должны были погашаться по себестоимости. Некоторые крупные вклады давали преимущества при покупке автомобиля. В 1990 в дополнение к этому займу произведён выпуск 5% облигаций с купонами, рассчитанными на 12 лет.

Займы современной России

Распад СССР привёл к обмену облигаций 1982 и 1990 года на новые образца 1992. Они были выигрышными, призы разыгрывались 6 раз в год, после чего выплаты погашались. Сильная инфляция почти обнулила вклады населения, а в 1998 году в ходе деноминации рубля были деноминированы и вклады. Для этой цели выпустили новые ценные бумаги с сокращённым в тысячу раз номиналом. Несмотря на многочисленные суды, сохранить их первоначальный номинал не удалось.


Облигация 1992 года на сумму 1000 рублей

В 2000 году выпущены последние облигации номиналом 500 рублей сроком на полтора года. Они снабжались купонами, по которым два раза можно было получить проценты.

С 1 октября 2002 года в течение двух лет проводился выкуп всех займов Российской Федерации с выплатой процентов. Он был продлён и на весь 2005 год, а позже выплаты проводились только на основании судебных решений.

Облигации ушли в прошлое, как и государственные займы вообще. Сейчас вклады осуществляются только в коммерческие банки на различных условиях. Некоторый аналог облигаций есть у Сбербанка – сберегательные бумажные сертификаты, выдаваемые на любую сумму на определённый срок. По истечении срока сертификат погашается с выплатой процентов. Если сертификат погашен ранее срока, выплата процентов не производится. Точно также работают и многие вклады.

Выуски облигаций Госзаймов в РСФСР и СССР:

Год Название займа Тип Срок Общая сумма Примечание
1922 Первый внутренний краткосрочный государственный хлебный заём беспроцентный, безвыигрышный 8 месяцев 10 млн пудов ржи
1922 Государственный 6% выигрышный заём 6-процентно-выигрышный 10 лет 100 млн. р.
1923 Второй внутренний краткосрочный государственный хлебный заём беспроцентный, безвыигрышный 11 месяцев 100 млн пудов ржи
1923 Государственный краткосрочный сахарный заём беспроцентный, безвыигрышный 11 месяцев 1 млн пудов сахара-рафинада
1924 8% внутренний золотой заём выигрышный 6 лет 100 млн. р.
1924 Второй государственный выигрышный заём 6-процентно-выигрышный 5 лет 100 млн. р.
1924 Крестьянский выигрышный заём 5-процентно-выигрышный 1 год 9 мес. 50 млн. р. Частично перевыпущен в 1925 году
1925 Государственный краткосрочный 5% внутренний заём 5-процентный 1 год 10 млн. р.
1925 Государственный внутренний заём хозяйственного восстановления процентный 4,5 года 300 млн. р. Серии В и Г выпущены в 1926 году
1925 Второй крестьянский выигрышный заём 1-процентно-выигрышный 2 года 100 млн. р.
1926 Второй государственный 8% внутренний заём 8-процентный 5 лет 100 млн. р.
1926 выигрышный 5 лет 30 млн. р.
1927 Государственный внутренний 10% выигрышный заём 10-процентно-выигрышный 8 лет 100 млн. р.
1927 Третий государственный 8% внутренний заём 8-процентный 10 лет 200 млн. р.
1927 Третий крестьянский выигрышный заём 1-процентно-выигрышный 3 года 25 млн. р.
1927 Государственный внутренний 12% заём 12-процентный 10 лет 200 млн. р.
1927 Государственный внутренний 6% выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР 6-процентно-выигрышный 10 лет 200 млн. р.
1928 Государственный внутренний выигрышный заем укрепления крестьянского хозяйства 6-процентно-выигрышный 3 года 100 млн. р.
1928 Второй государственный внутренний выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР 10 лет 50 млн. р. Выпуск дополнен на 50 млн. рублей с добавлением надпечатки на новых облигациях
1928 Государственный внутренний 11% заём 11-процентный 10 лет 300 млн. р.
1928 Четвертый государственный 8% внутренний заём 8-процентный 15 лет 400 млн. р.
1929 Третий государственный внутренний выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР два варианта: выигрышный и 6-процентно-выигрышный 10 лет 750 млн. р. Выпуск дополнен на 250 млн. рублей с добавлением надпечатки на новых облигациях
1929 Государственный внутренний заём выигрышный 5 лет 125 млн. р.
1930 Государственный внутренний 9% выигрышный заём процентно-выигрышный 10 лет 50 млн. р.
1930 Государственный внутренний выигрышный заём «Пятилетка в четыре года» два варианта: выигрышный и 6-процентно-выигрышный 10 лет 1,2 млрд. р. На облигации этого типа с добавлением доплатных талонов обменивались облигации 6% займа 1927 года, укрепления крест. хоз. 1928 года и второго займа индустриализации 1928 года
1931 Государственный внутренний заём «Пятилетка в четыре года» 10 лет 1,6 млрд. р.
1932 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 10 лет 100 млн. р. Выпуск дополнен на 50 млн. рублей в 1933 году с новой датой
1932 Государственный внутренний заём четвертого завершающего года пятилетки два варианта: выигрышный и 10-процентный 10 лет 3,2 млрд. р.
1933 три варианта: выигрышный, 7-процентный и 10-процентный 10 лет 3 млрд. р.
1934 Государственный внутренний заём второй пятилетки два варианта: выигрышный и 10-процентный 10 лет 3,5 млрд. р.
1935 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 10 лет 300 млн. р.
1935 Государственный внутренний заём второй пятилетки два варианта: выигрышный и 8-процентный 10 лет 3,5 млрд. р.
1936 Государственный внутренний заём второй пятилетки 20 лет 4 млрд. р. На облигации этого займа были обменены облигации "Пятилетка в четыре года", "Четвёртого завершающего года пятилетки" и "Заём второй пятилетки" 1930-1935 годов
1937 Государственный внутренний заем укрепления обороны СССР два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 4 млрд. р.
1938 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 20 лет 600 млн. р. Перевыпускался дополнительно в 1939, 1940 и 1946 годах. На облигации этого займа были заменены ранее не погашенные облигации выигрышных займов 1929, 1932 и 1935 годов и 9% займа 1930 года.
1938 два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 5,9 млрд. р.
1939 Государственный внутренний заём третьей пятилетки два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 6 млрд. р.
1940 Государственный внутренний заём третьей пятилетки два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 8 млрд. р.
1941 Государственный внутренний заём третьей пятилетки два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 9,5 млрд. р.
1942 Государственный военный заём 20 лет 10 млрд. р. Процентный выпущен в феврале 1943
1943 Второй государственный военный заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 12 млрд. р. Процентный выпущен в январе 1944
1944 Третий государственный военный заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 25 млрд. р. Процентный выпущен в январе 1945
1945 Четвёртый государственный военный заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 25 млрд. р. Процентный выпущен в январе 1946
1946 выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1947 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1947 Государственный 3% внутренний выигрышный заем два варианта: выигрышный и 3-процентный 20 лет 20 млрд. р. На облигации этого займа были обменены облигации выигрышного займа 1938 года по курсу 3:1
1948 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1947 Государственный 2% заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 20 млрд. р. На облигации этого займа были обменены 8%-облигации 1927-1928 годов и облигации 1936-1945 (кроме выигрышных 1938) по курсу 5:1
1949 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1950 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1951 выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1952 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1953 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1954 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1955 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1956 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1957 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1966 Государственный 3-процентный внутренний выигрышный заём 3-процентно-выигрышный 20 лет Не выплачен полностью из-за распада СССР
1982 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 20 лет Не выплачен полностью, конвертирован в заём РФ 1992 года, а заем деноминирован в заём 1998 года, выплаты по которому завершены в 2005

Фотографии предоставлены пользователями сайта: NOTGELD, SAKHAR.

Облигации федерального займа для физических лиц – ценные бумаги с высокой доходностью, выпускаемые Минфином. Купить новые ОФЗ 3-го выпуска в 2018 году можно в Сбербанке и ВТБ с 15 марта по 14 сентября.

Облигации федерального займа или, как их раньше называли «облигации государственного займа» – это далеко не новый и не слишком востребованный финансовый инструмент.

Однако новость о том, что Минфин РФ планирует произвести новый выпуск облигаций федерального займа для физических лиц произвела эффект разорвавшейся бомбы.

Новыми ОФЗ-н, «народными» облигациями заинтересовались не только продвинутые инвесторы, но и обычные люди, которые раньше довольствовались открытием вкладов в банках.

Облигации федерального займа в 2018 году представляются Минфином как альтернатива банковским вкладам физических лиц, поскольку доходность ОФЗ-н сравнима с процентными ставками депозитов. А об их надежности и говорить не приходится.

Сейчас размещаются ОФЗ-н уже 3-го выпуска. Первый выпуск продавался с 26 апреля по 25 октября 2017 года. Второй — с 13 сентября 2017-го по 14 марта 2018 года.

Рассмотрим подробнее, условия вложения денег в новые облигации федерального займа, доходность ОФЗ для физических лиц - 2018, а также расскажем, где и как можно купить «народные облигации» 3-го выпуска, выпускаемые с марта этого года.

Облигации федерального займа — 2018: доходность и условия

Народные облигации федерального займа сильно отличаются от тех, ценных бумаг, которые уже имеют хождение в России. В чем их особенности?

Срок действия ОФЗ — 2018

Облигации федерального займа – 2018 выпускаются сроком на 3 года. Физические лица, купившие ОФЗ-н, должны будут через три года сдать их обратно государству и получить вложенные деньги с процентами. Дата начала размещения облигаций третьего выпуска: 15 марта 2018 года. Погашение - 24 марта 2021 года.

Кстати, бежать в банк и давиться в очереди, чтобы срочно продать в этот день облигации не обязательно. Предусмотрено автоматическое погашение ОФЗ-н по истечении срока. По истечении 3 лет деньги поступают на расчетный или брокерский счет инвестора в банке.

Конечно, владелец ОФЗ имеет право сдать их государству и ранее трех лет, например спустя один год владения облигациями. Но доход его в этом случае будет значительно ниже, чем по истечении трех лет. А потому возвращать ОФЗ-н государству в первый же год после покупки будет невыгодно.

Словом, чтобы получить максимально возможный доход, владельцу ОФЗ-2018 нужно будет держать их у себя все три года.

Доходность облигаций федерального займа — 2018

Облигации федерального займа, выпускаемые в марте – сентябре 2018 года, будут итак иметь сравнительно высокие проценты.

Но, чтобы стимулировать долговременное вложение денег, предусмотрено постепенное повышение процентной ставки.

Ставки и даты выплаты купонного дохода ОФЗ-н третьего выпуска

В итоге ставка доходности без учета комиссий, а также при владении ОФЗ-н третьего выпуска в течение 3-х лет до даты погашения составит до 7,25% годовых.

Банки-агенты (Сбербанк и ВТБ) будут взимать комиссионное вознаграждение с покупателя, размер которого будет зависеть от суммы сделки: 1,5% – при сумме сделки до 50 тыс. руб., 1,0% – от 50 до 300 тыс. руб. и 0,5% – от 300 тыс. руб. Аналогичные комиссии будут взиматься с инвесторов и в случае предъявления облигаций к досрочному выкупу.

Таким образом, чтобы получить максимальную выгоду от ОФЗ-н третьего выпуска надо приобрести их на сумму свыше 300 тысяч рублей и держать до 24 марта 2021 года.

Доходность ОФЗ для физических лиц, по истечении трех лет, превысит , которые предлагают сегодня крупнейшие банки России.

Сколько стоят облигации федерального займа – 2018

Одна облигация федерального займа для физических лиц, выпускаемая в марте – сентябре 2018 года, будет стоить 1 тысячу рублей в первые два дня размещения, затем цена будет меняться в зависимости от ситуации на рынке. Стоимость будет еженедельно публиковаться на официальном сайте Минфина России. При приобретении физическим лицом облигаций все условия (цена и доходность) фиксируются и больше не зависят от рыночной конъюнктуры.

Купить облигации первого выпуска можно будет в течение 6 месяцев с даты начала размещения, затем реализация этого выпуска прекратится и начнется продажа следующего. При этом инвестор сможет купить ценных бумаг на сумму от 30 тысяч рублей до 15 миллионов рублей в одном выпуске.

Где и как купить облигации федерального займа — 2018

Облигации федерального займа для физических лиц, которые выпущены в марте — сентябре 2018 года, можно купить только в Сбербанке и ВТБ.

Для того чтобы купить ОФЗ, нужно будет прийти в отделение Сбербанка или ВТБ, открыть там необходимые счета, подписать договор и, соответственно, стать владельцем ценных бумаг. Клиенты Сбербанка или ВТБ, имеющие личный кабинет в Интернет-банках, могут сделать это дистанционно.

«Народные облигации» 3-го выпуска поступили в банки 15 марта 2018 года. Дата окончания размещения облигаций: 14 сентября 2018 года.

Купить ОФЗ-2018 у посредников, частников или на бирже будет нельзя. Никакого дарения, или взносов ими в капитал не предусмотрено. Запрещено также использовать их в качестве залога для получения кредита.

Владелец ОФЗ сможет реализовать их только в том банке, где их взял, без права передачи в третьи руки. ОФЗ можно будет передать другому лицу только по наследству. Это поможет избежать злоупотреблений.

Купить облигации федерального займа для физических лиц в 2018 году или нет, каждый решает сам! Подробнее об условиях приобретения и погашения ОФЗ-н узнавайте в Сбербанке и ВТБ, а также из информационных сообщений Минфина РФ.

Сегодня в России имеют хождение ОФЗ, выпущенные государством ранее. Эти облигации федерального займа бывают следующих видов:

  • ОФЗ-ПК (с переменным купоном) начали выпускать в 1995 г, а после кризиса 1998 выпуск был прекращен. Выплата купона осуществлялась раз в полугодие. Значение купонной ставки менялось и определялось средней взвешенной доходностью по ГКО за последние 4 сессии (торгов).
  • ОФЗ-ПД (с постоянным доходом) начали выпускаться в 1998. Купон выплачивался раз в год и фиксировался на весь срок обращения.
  • ОФЗ-ФД (с фиксированным доходом) появились в 1999. Их выдавали владельцам ГКО и ОФЗ-ПК, замороженным в 1998 в порядке новации. Срок обращения 4-5 лет. Купон выплачивался ежеквартально. Ставка снижалась ежегодно (30 % в первый год, 10 % - конец срока).
  • ОФЗ-АД (с амортизацией долга) периодическое погашение основной суммы долга.
  • ОФЗ-ИН (с индексируемым номиналом) выпускаются с 2015 года. Номинальная стоимость облигаций ежемесячно индексируется на предстоящий месяц в соответствии с индексом потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации.

Именно облигации федерального займа могут составить альтернативу вкладам физических лиц, теряющим доходность.

Доходность по облигациям федерального займа прошлых лет

По мнению аналитика ГК «Телетрейд» Марка Гойхмана, которое он высказал «Российской газете», населению могут быть также интересны появившиеся в 2015 году российские облигации федерального займа с привязкой к инфляции (ОФЗ-ИН).

«Ставка дохода в 2,5 процента плюс компенсация инфляции дают сочетание надежности и достаточной доходности данных бумаг », — отмечает собеседник «Российской газеты».

Входной билет на этот рынок доступен абсолютному большинству — номинал одной облигации составляет тысячу рублей.

Гендиректор УК Peramo Ольга Мещерякова также заявила «Московскому комсомольцу», что для новичка лучший вариант - облигации федерального займа или корпоративные облигации «первого эшелона» - самых надежных российских компаний.

«Дефолт по таким бумагам может наступить только при дефолте России и банкротстве госкорпораций. Вероятность наступления дефолта нашей страны при текущем низком уровне госдолга практически равна нулю, то же самое можно сказать и об эмитентах первого эшелона. Более того, если вспомнить дефолт РФ в 1998 году, когда пострадали держатели ГКО, мы увидим, что даже в такое сложное для страны время тот же «Газпром» расплатился по своим облигационным займам», - рассуждает Мещерякова.

Где физическому лицу купить облигации федерального займа прошлых лет

Поскольку ОФЗ прошлых лет обращаются на бирже, необходимо открывать инвестиционный счет у брокера. Приобретать облигации можно и через открытые паевые инвестиционные фонды (ОПИФы) под управлением крупных управляющих компаний.

Кстати, среди альтернатив банковским вкладам также можно выделить инвестиционное и накопительное страхование жизни.

В тяжелые времена многие государства, в том числе и страна Советов, широко использовали практику краткосрочного займа средств у своих граждан. В отличие от акций, проценты по ценным бумагам выплачивались определенный срок, а затем населению возвращали их полную номинальную стоимость.

То есть по сути облигации должны были приносить гражданам солидную прибыль. Однако за все годы существования СССР долги населению по госзаймам полностью так ни разу и не были выплачены. Исключение составляют лишь облигации 1971 и 1982 г.

История выпуска облигаций

Первая серия государственных ценных бумаг в Стране Советов вышла в 1922 г. В те годы народное хозяйство после гражданской войны было полностью разрушено. Все попытки советского правительства получить займы за границей окончились полным провалом. Именно поэтому в стране долгие годы использовались в основном внутренние займы в виде облигаций у населения.

Условия их выпуска напрямую зависели от задач, которые стояли перед государством. Выпускались оборонные, народнохозяйственные, займы на постройку конкретных объектов и пр.

Всю историю выпуска облигаций в СССР можно разделить на 5 этапов:

  • 1922-1927 гг. – после гражданской войны страна приступила к восстановлению полностью разрушенной экономики;
  • 1927-1941 гг. – период индустриализации; вновь понадобились деньги на развитие тяжелой индустрии, новых отраслей промышленности, освоение востока, и, в связи с тяжелым международным положением, на укрепление обороноспособности;
  • 1942-1946 гг. – цена успеха в ВОВ была очень высока: страна работала только на оборонную промышленность; в числе мер, укрепляющих доход бюджета, были и госзаймы; только в 1942 г. подписная сумма в 10 млрд. была превышена всего за два дня;
  • 1946-1957 гг. – восстановление разрушенного хозяйства после Великой Отечественной войны;
  • 1957-1989 гг. – вливание в бюджет свободных денежных масс населения.

Восстановление экономики после 1922 года

С 1922 по 1927 г. было выпущено 4 краткосрочных (на период меньше года), 7 среднесрочных и 5 долгосрочных (свыше 5 лет) госзаймов. Первоначально они погашались только продуктами. Вместе с первыми 16-ю займами были выпущены 3 свободно обращающихся крестьянских выигрышных облигаций, исчисляющихся в золотых рублях.

В 30-е годы правительство развернуло мощную агитационную компанию для продажи самых разных видов займов. Хотя считались они добровольными, каждый гражданин обязан был отдать не менее 2-3 заработных плат в год на их приобретение.

Государство, к сожалению, не интересовало, сколько денег останется у семьи после их покупки. Займы превратили в народный почин: в пример ставились известные писатели и ученые, которые приобретали их с гонораров и госпремий. Простые же люди под влиянием примера иногда жертвовали половину годовой копеечной зарплаты на восстановление экономики.

Причем обещанных выплат по ним так и не произошло. В 1936 г. восьмипроцентные советские облигации, бывшие на руках у населения, принудительно заставили обменять на трехпроцентные с отсрочкой аж на 20 лет.

Облигации в послевоенный период

После войны население обнищало. Но в 1946-1957 гг. государство в принудительном порядке вновь заставило граждан выкупить все 7 тиражей, погашение которых планировалось лишь через 20-26 лет. Доходы по ним в виде выигрышей до 1957 г. все же выплачивались, однако цена таких выигрышей была незначительной, так как велась без учета инфляции по первоначальной стоимости. Розыгрыши облигаций публиковались в газетах в виде таблиц. Затем выпуск их значительно сократился, вместе с ним полностью прекратились и всяческие выплаты.

В 1957 г. наступили строки платежей по займам 1927 г., однако Совет Министров вновь решил продлить выплату платежей еще на 20 лет. Чуть лучше обстояли дела в 1948-1957 годах. Выкупать их у населения стали с 1971 г.

Облигации 1982 года

Гражданам, которые приобрели ценные бумаги по государственному выигрышному госзайму 1982 г., все же выплатили их номинальную стоимость. Но расчет был произведен уже Российской Федерацией, ставшей провоприемницей СССР. Сбербанк
России принял все долговые обязательства по облигациям 1982 г., и населению стали выплачивать долги.

Обмен на деньги велся до октября 1993 г. по цене чуть выше номинала (за облигацию стоимостью 100 руб. выплачивали 160 руб.). Однако из-за высокой инфляции обмен был слишком неравноценным. Займ 1982 г. также можно было обменять (но, к счастью, уже в добровольном порядке) на выигрышные облигации 1992 г.

После 90-х правительство РФ несколько раз также пыталось выпустить государственные займы, однако большого спроса ни у населения, ни у инвесторов они не имели. Сегодня любые виды облигации, в том числе и 1982 г. интересны лишь коллекционерам.

Коллекционные облигации СССР

Вкладывать деньги в такие бумаги выгодно: цены на них ежегодно растут, особенно на облигации первых выпусков, и со временем они превращаются в раритеты.

Продать старые облигации можно на аукционах или сайтах. Сколько стоят старые облигации страны Советов? Их цена варьируется от пары сотен до нескольких тысяч рублей в зависимости от серии и года выпуска. Большое значение имеет и изображение, нанесенное на такие коллекционные бумаги: стоимость редких экземпляров, выпущенных небольшими партиями, выше.

Более поздние облигации, выпущенные в 1982 г., стоят гораздо меньше. Однако торопиться продавать их не стоит. Считается, что держатели облигаций 1982 г. могут добиться выплат по ним и в наше время. Так, Европейский суд обязал вернуть гражданину Лобанову 37150 EUR за ценные бумаги 1982 г. выпуска.

Гарантирующие безусловное право держателя в установленный срок получить от государства их номинальную стоимость либо имущественный эквивалент.

Возможен доход по облигациям госзайма в форме:

  • скидки при продаже (дисконта);
  • процента от продажной стоимости.

Законодательство РФ специально не регламентирует понятие и правила обращения облигаций госзаймов. По отношению к ним справедливо общее определение облигаций ст.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Правила 39-ФЗ распространяются на все выпущенные в России ценные бумаги независимо от эмитента.

Цели эмиссии облигаций госзайма

Выпуск обусловлен решением специфических задач, например:

  • покрытие бюджетного дефицита;
  • кассовых разрывов;
  • изыскание средств для погашения внешней государственной задолженности;
  • привлечение финансовых ресурсов для проектного финансирования.

Эмиссия облигаций госзайма является подспорьем для урегулирования:

  • денежной массы;
  • инфляции;
  • курса валют;
  • доходности по иным ценным бумагам;
  • распределения капиталов по финансовым рынкам.

Привлекательность облигаций государственного займа

Доходность долговых ценных бумаг гораздо выше, чем у депозитов. Однако их покупка всегда сопряжена с риском невозвращения.

Поскольку облигации федерального займа гарантированны всем государственным имуществом, они считаются более надежными, нежели выпущенные другими эмитентами.

Дополнительным стимулом для инвесторов являются . По общему правилу доход по таким облигациям налогами не облагается.

Облигации федерального займа

Являются купонными, предусматривают выплату процентного дохода равными частями каждые полгода. Возможно применение фиксированной либо переменной (например, средневзвешенной) купонной ставки. Выплата денег сопровождается отрезанием купона.

Основная сумма займа по ОФЗ погашается в конце срока. Ряд выпусков предусматривал периодическое частичное погашение номинала.

Эмитентом гособлигаций выступает Минфин.

По строку выпуска облигации могут быть:

  • краткосрочными, выпущенными с целью упразднения кассовых разрывов;
  • средне- и долгосрочными, эмитированными для покрытия переходящего бюджетного дефицита.

Некоторые виды облигаций госзаймов, существовавшие в РФ


  • Краткосрочные бескупонные облигации. Реализовывались с дисконтом. Обслуживались Центробанком. Имели бездокументарную форму.
  • Облигации сберегательных займов на предъявителя эмитировались в 1995 – 1998 годах в документарной форме. Имели срок погашения до 2 лет.
  • Облигации внутреннего валютного займа были выпущены для расчета по долгам Внешэкономбанка СССР. Погашение третьего транша облигаций так и не было произведено. Сумма задолженности по ним оставляет порядка 5,5 млн. долл.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами, 14 мая 1993 г. был осуществлен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) на общую сумму 7 млрд 885 млн долл. США.

Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.

Неотъемлемой частью облигации является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Погашение облигаций по сериям осуществляется в следующие сроки:

Последний купон предъявляется вместе с облигацией, подлежащей погашению.

Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ, опирающийся на свои валютные и золотые резервы, который может назначать дополнительных платежных агентов (коммерческие банки).

Облигации внутреннего валютного займа стали первыми на развивающемся рынке валютных облигаций России. Это единственная валютная государственная ценная бумага в стране, выпущенная в расчете прежде всего на иностранных инвесторов. Следует отметить, что эти облигации на первом этапе не пользовались активным спросом отечественных покупателей ценных бумаг. Такое положение вызвано низким доверием покупателей к любому виду государственных ценных бумаг, основывающемся на предыдущем опыте рублевого государственного облигационного займа послевоенного периода. Большую роль также сыграла неопределенность правопреемников организаций, поменявших статус после распада СССР. Из-за этого первичное размещение ОВВЗ шло более низкими темпами, чем планировалось, что определило низкую ликвидность рынка.



Иностранные инвесторы настроены более оптимистично. С одной стороны, валютные облигации Министерства финансов имеют бумажную форму выпуска, с другой стороны, причина столь заметной роли иностранных инвесторов на рынке ОВВЗ связана с высокой доходностью ценных бумаг. Уровень доходности ОВВЗ значительно превышает уровень доходности на зарубежных фондовых рынках. Второй этап начался тогда, когда иностранные инвесторы разместили крупные заказы на покупку ОВВЗ. Рынок активизировался, и дневной оборот вторичных торгов вышел на уровень 30-50 млн долл.

Однако существовали и отрицательные факторы: отдаленность срока погашения облигаций четвертого и пятого траншей, политическая неустойчивость, не слишком обнадеживающие темпы стабилизации российской экономики, что увеличивало риск вложений в долговые бумаги российского правительства.

За время существования этого финансового инструмента на рынке значительно изменилась структура участников торгов. Если в начале это были в основном отечественные операторы, то в 1996 г. почти половина участников - это иностранные финансовые учреждения, привлекаемые высокими процентами доходов и высокой надежностью гарантий Минфина.

В развитии рынка ОВВЗ наряду с резкими взлетами были и столь же резкие падения. Котировки этих облигаций, с одной стороны, достаточно стабильны, а с другой - как ни один финансовый инструмент, они подвержены политическим влияниям.

Рынок ОВВЗ, являющийся фактически международным, чутко реагирует на любые изменения экономической и политической конъюнктуры. Доходность облигаций снижалась вплоть до октябрьского кризиса ("черного вторника") на валютном рынке 1991 г. и составляла: около 18% годовых для второго транша, около 16% для третьего и четвертого траншей и около 13,5% для пятого транша. Резкое падение спроса на валютные облигации со стороны иностранных инвесторов произошло из-за неопределенности в переговорах с МВФ, военных действий в Чечне. Динамика курсовой стоимости ОВВЗ определялась результатами переговоров с членами Парижского клуба кредиторов, когда была достигнута договоренность о реструктуризации долга бывшего СССР в объеме 37,6 млрд долл. на 25 лет. Выплаты по данному долгу начнутся только с 2002 г., а пока Россия будет платить только проценты. Котировки облигаций падали также после отставок российских реформаторов, при болезни Президента, при недополучении обещанных кредитов и т.п.

К середине мая 1996 г. успешно погашены облигации первого и второго траншей, объемом соответственно 0,226 и 1,518 млрд долл. по номиналу. В обращении остались облигации третьего транша (объем 1,307 млрд долл., срок погашения 14 мая 1999 г. четвертого транша (объем 2,627 млрд долл., срок погашения 14 мая 2003 г.) и пятого транша (объем 2,167 млрд долл., срок погашения 14 мая 2008 г.).

Ситуация стала меняться после выплаты процентов в размере 100 млн долл. Лондонскому клубу кредиторов, полного и своевременного погашения 317,5 млн долл. по пятигодичным еврооблигациям. Беспрецедентным ростом котировок характеризуется рынок облигаций внутреннего валютного займа в первой половине октября 1996 г. Рост цен ОВВЗ составил по разным траншам от 4, 5 до 6% от номинала, что сопровождалось увеличением активности европейских инвесторов на рынке российских долгов. Увеличение спроса на ОВВЗ предопределили два фактора - оптимистичное заключение американских врачей о состоянии здоровья Президента, а также увеличение кредитного рейтинга России.

Традиционно на рынке ценных бумаг инвесторы предпочитали размещать средства в государственных облигациях, как рублевых (ГКО, ОФЗ и сберегательного займа), так и валютных (ОВВЗ и еврооблигации, впервые эмитированные Минфином год назад). Эта практика сохранялась до объявления дефолта на рынке рублевых заимствований. Сегодня в условиях неопределенности курса экономического развития страны валютные облигации Минфина так же ненадежны, как и рублевые. Например, котировки ОВВЗ третьего транша, погашаемого в мае 1999 г., составляют 20% от номинала, в 15-17% от номинала оцениваются еврооблигации. Так как Правительство, Минфин и Центральный банк не в состоянии стабильно обслуживать свои долги, что проявилось на рынке внутренних заимствований, в ближайшее время может произойти и реструктуризация внешнего долга.

Выпуск облигаций внутреннего валютного займа не связан ни с финансированием экономики, ни с финансированием дефицита бюджета. Эти ценные бумаги были выпущены в качестве гарантии возвращения юридическим и физическим лицам средств, замороженных при реорганизации Внешэкономбанка СССР.

Золотые сертификаты

Основным видом долговых обязательств в России, как и во всем мире, является облигация. Однако Правительство России эмитирует и другие виды долговых обязательств. Так, в 1993 г. Министерством финансов были выпущены золотые сертификаты.

Первый выпуск золотых сертификатов находился в обращении с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г. Сертификат являлся именным, к валютным ценностям не относился, мог быть оплачен только в рублях и выпускался номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы. Министерство финансов гарантировало доходность по сертификатам на уровне ставки ЛИБОР (ставка межбанковских кредитов семи крупнейших лондонских банков) по доллару США плюс 3%. Объем эмиссии составил 10 тыс. ценных бумаг, т.е. 100 тонн золота, депонированных Министерством финансов в Комитете РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.

Первичное размещение золотых сертификатов осуществлялось Минфином через уполномоченные коммерческие банки. Для приобретения золотых сертификатов коммерческий банк должен был подать соответствующую заявку в Министерство финансов, перечислить необходимые средства. В первые две недели после начала размещения сертификаты продавались по номиналу, а затем с премией, определяемой Министерством финансов.

На вторичном рынке уполномоченные коммерческие банки имели право перепродажи золотых сертификатов юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам на договорной основе. Банки имели право дробить сертификаты и продавать их частями. Дробление сертификатов не могло быть менее чем на одну сотую его номинала, т.е. 100 г золота.

Начисление и выплата процентного дохода по золотым сертификатам производились Министерством финансов ежеквартально в рублях исходя из цены золота на Лондонском рынке на первое число первого месяца очередного квартала по ставке 3/12 ставки ЛИБОР на указанную дату плюс 0,75%.

В целом первый выпуск золотых сертификатов оказался не очень популярным из-за его большой номинальной стоимости, недоступной для ряда юридических лиц. Невысокая доходность этих бумаг сочеталась с их низкой ликвидностью. Реализовать находящиеся на руках сертификаты было практически невозможно. Банкам разрешалось продавать дробные доли сертификата на фондовом рынке только путем выпуска собственных облигаций, которые в отличие от золотого сертификата не являлись государственными ценными бумагами и, следовательно, не имели льгот по налогообложению.

Погашение золотого сертификата производилось Министерством финансов в рублях по курсу Центрального банка или золотом. По желанию владельца сертификаты могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию Центрального банка на совершение операций с драгоценными металлами. Поэтому была размещена лишь незначительная часть эмиссии (с начала октября 1993 г. было продано к концу того же года всего 10% общей суммы эмиссии). Основными покупателями стали банки "Менатеп", "Российский кредит", "Промстройбанк", а также "АвтоВАЗ".

Вторичный рынок золотых сертификатов практически отсутствовал. Это был самый вялотекущий сектор рынка государственных ценных бумаг.

Главная цель появления новых ценных бумаг - получение дополнительного дохода государством и покрытие дефицита бюджета.