Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы. Перспективы развития налогообложения малого бизнеса Варианты уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

Трунина.В.Ф. 1 , Горбунова.А.А. 2

1 Кандидат экономических наук, доцент; 2 Студентка, Волгоградский технический университет

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация

В статье раскрывается роль налогообложения для малого предпринимательства. Рассматриваются проблемы и характеристика основных видов правонарушений в этой сфере, а также рассмотрение налоговой системы в целом. Предлагаются мероприятия, связанные с дальнейшим совершенствованием налоговой политики и системы налогообложения.

Ключевые слова: малый бизнес, налоги, законодательство, налоговая система.

Trunina.V.F. 1 , Gorbunova. А . А. 2

1 Ph.D. in Economics, assosiate professor; 2 student, Volgograd State University

PROBLEMS OF TAXATION OF SMALL BUSINESS ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR SOLUTIONS

Abstract

The article explores the role of taxation for small businesses. The problems and the characteristics of main types of offenses in this area, as well as consideration of the tax system as a whole. Some measures related to the further improvement of tax policy and tax system.

Keywords: small business, taxes, legislation, tax system.

Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса актуальны во мно­гих странах, в том числе и в России. В условиях сложной обстановки, характерной для отечественной экономики в настоящее время, малое и среднее предпринимательство не всегда может точно предсказать уровень своих доходов, возможные результаты исхода той или иной негативной ситуации. Величина убытков, незначительная для крупного предприятия, может оказаться губительной для мелкого товаропроизводителя.

Большинство развитых стран всячески поощряют и поддерживают деятельность малого бизнеса. В целях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования в России в 2007 году был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В настоящее время – это основополагающий документ, регулирующий отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяющий понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.

В соответствии с ним к малым предприятиям относятся юридические лица с численностью работников от 16 до 100 человек включительно и с выручкой от реализации товаров (работ, услуг) от 60 млн. до 400 млн. руб.

Развитие малого предпринимательства в России является одним из важных направлений решения экономических и социальных проблем. Малое предпринимательство, как особый сектор рыночной экономики, находится на стадии формирования, и его потенциал используется далеко не полностью. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, быстро адаптируясь к внешним условиям и обладая дополнительной возможностью видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом

Как известно, малый бизнес занимает особое место в экономике, так как:

  • решает проблему занятости;
  • позволяет быстро переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать на потребности рынка;
  • способствует развитию конкуренции;
  • на небольших предприятиях инновационного характера создается уникальная наукоемкая продукция.

Однако роль малого бизнеса в российской экономике по-прежнему остается весьма незначительной. Доля малых предприятий в ВВП России, а также занятость населения на таких предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.

На Западе ситуация складывается совершенно иначе: малый бизнес является непосредственным источником роста экономики страны. В экономически развитых странах существует настоящий культ малого предпринимательства. Именно поэтому значительная часть американского и европейского бизнеса относится к категории «малого» и «среднего».Одной из основных причин успешного развития малого бизнеса на Западе является эффективность системы налогообложения, целостное налоговое законодательство и налоговые льготы со стороны государства. Подобная практика не может не вызывать огромный интерес к зарубежному опыту построения системы налогообложения в сфере малого бизнеса.

В большинстве развитых стран малый бизнес законодательно определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика малого бизнеса, а именно его социальная и экономическая значимость, определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально существующим экономическим пропорциям внутри данного сектора.

В России действуют два вида налоговых режимов для рассматриваемых субъектов: общий или ОСН (уплата федеральных, региональных и местных налогов) и специальный (предполагает уплату одного определенного налога, размер которого устанавливается в упрощенном порядке, вместо нескольких основных налогов).

При общей системе налогообложения уплачиваются следующие виды налогов: налог на прибыль организаций (20 %), НДФЛ (выплачивается предпринимателями вместо налога на прибыль - 13 %), НДС (18%) и налог на имущество организаций (1-1,5 %), а также вне зависимости от системы налогообложения предприниматель обязан уплачивать взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Субъектами малого предпринимательства ОСН практически не используется. Вместо этого, в зависимости от различных показателей выбирается один из 4 или сразу несколько специальных налоговых режимов:

  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • Упрощенная система налогообложения (УСН);
  • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • Патентная система налогообложения (ПСН).

В основном малый бизнес использует два вида специальных налоговых режимов: ЕНВД и УСН.

Применение ЕНВД обязательно, если он введен на территории субъекта и использование других налоговых режимов невозможно. Сумма налога при таком режиме зависит от физических показателей, например от количества работников и т. д. Данный налог имеет преимущество в виде снижения себестоимости продукции, т. к. нет необходимости уплачивать, например НДС.

Большая часть предприятий предпочитает использовать УСН. Упрощенная система налогообложения описывается в главе 26.2 НК РФ. По данной системе малый бизнес может облагаться ставками 6 % и 15 % в зависимости от объекта налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов). Переход на данную систему является добровольным и предприниматель сам решает, будет ли это выгодно ему.

Практика показывает, что принятая во многих странах прогрессивная шкала налогообложения благоприятно сказывается на развитии малого бизнеса, т.к. дает возможность таким предприятиям на этапе становления платить налоги по минимальным ставкам.

В РФ было принято немало законов, указов, постановлений и других нормативных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Это не намного улучшило положение представителей малого бизнеса в России. И самая главная причина этому – непосильные налоги.

Основными недостатками существующей системы налого­обложения субъектов малого бизнеса являются следующие:

  1. Система налогообложения сложна и запутанна. Фактически не соблю­дается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формули­ровку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы «каж­дый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных зна­ний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специали­стов по бухучету и налогам.

В России система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая мас­са платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошиба­ется при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.

  1. Чрезмерно высокое налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными. Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т.д. Между тем при установле­нии ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогопла­тельщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция к пере­распределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наимень­шей ставке.

Действующая в стране система налогообложения со слабо проработанны­ми теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, сгладить негативные последствия, связанные с произвольностью ставок нало­гов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли.

  1. Нестабильность законодательства. Недостаточная четкость и ясность нормативных документов, и слишком частые изменения налогового законода­тельства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным нало­гоплательщика. Все изменения в налоговом законодательстве должны осуще­ствляться одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные и нормативные акты по налогам.

Еще одной проблемой является налоговая отчетность предпринимателей. Она становится все более сложной и запутанной. На начальном этапе становления и развития нового бизнеса, предприниматель сталкивается с проблемами ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Отсутствие знаний, а также запутанность законодательства в отношении этих вопросов, являют начинающему предпринимателю реальные проблемы, грозящие большими штрафными санкциями. Сложившаяся ситуация увеличивает расходы предпринимателя на обеспечение учета и налоговой отчетности, так как стоимость подобных услуг растет.

Важнейшей задачей государства в настоящее время является создание эффективной системы налогообложения субъектов малого бизнеса, адекватной российским условиям и создающей стимулы для раз­вития малого предпринимательства.

Все вышеперечисленные проблемы можно решить, проведя грамотную реформу существующей системы налогообложения малого бизнеса. Для этого можно использовать успешный опыт других стран. Также важно повышать уровень знаний самих предпринимателей в сфере налогообложения. Только при таких условиях российский малый бизнес сможет развиваться и быть конкурентоспособным.

Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринима­тельства должно быть основано на оптимальном сочетании интересов государ­ства и малого бизнеса. Поэтому необходим переход от гипертрофированной ре­ализации фискальной функции налогообложения к активно-стимулирующей. Данные условия будут способствовать развитию малого предпринимательства, усиливать его социальную значимость и стимулировать инвестиционную ак­тивность.

Для того, чтобы налоговое бремя было посильным для малых предприятий, чтобы количество их росло, и они стремились вести свой бизнес в легаль­ной, а не теневой экономике, необходима однозначность, стабильность системы налогообложения и справедливый уровень изъятия части доходов. Также долж­ны быть предприняты меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот и с ведением неотражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности пу­тем ужесточения контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в «теневой» сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшор­ными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений

Литература

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ,услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
  2. Власенкова В.А. Роль налогооблажения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы/В.А Власенкова//Налог.вестн. – 2013. – №2. 3 – 8 с.
  3. Лайченкова Н.Н. Международный опыт применения стимулов в налоговом праве / Н.Н. Лайченкова, А.В. Клеймиц // Вопросы экономики и права. – 2013. – № 4. 35 – 37с.
  4. Смогина И. А. Налогообложение малых предприятий / И. А. Смогина // Право и экономика. – 2012. – № 11. 74 – 79с.
  5. Степанова Е.В. Необходимо ли ООО, применяющему упрощенную систему налогообложения, вести бухгалтерский учет?/Степанова//Изд-во «Спутник+».-М.,2011.177-180с.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. От 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.10.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.03.2015)

References

  1. Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 22 ijulja 2008 g № 556 «O predel’nyh znachenijah vyruchki ot realizacii tovarov (rabot,uslug) dlja kazhdoj kategorii sub#ektov malogo i srednego predprinimatel’stva»
  2. Vlasenkova V.A. Rol’ nalogooblazhenija v razvitii sub#ektov malogo i srednego predprinimatel’stva: problemy i perspektivy/V.A Vlasenkova//Nalog.vestn. – 2013. – №2. 3 – 8 s.
  3. Lajchenkova N.N. Mezhdunarodnyj opyt primenenija stimulov v nalogovom prave / N.N. Lajchenkova, A.V. Klejmic // Voprosy jekonomiki i prava. – 2013. – № 4. 35 – 37s.
  4. Smogina I. A. Nalogooblozhenie malyh predprijatij / I. A. Smogina // Pravo i jekonomika. – 2012. – № 11. 74 – 79s.
  5. Stepanova E.V. Neobhodimo li OOO, primenjajushhemu uproshhennuju sistemu nalogooblozhenija, vesti buhgalterskij uchet?/Stepanova//Izd-vo «Sputnik+».-M.,2011.177-180s.
  6. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii. Chast’ 2. Ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. ot 04.10.2014) // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul’tant Pljus» / . – Rezhim dostupa. – URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashhenija: 15.03.2015)

В наше время именно малый и средний бизнес является основой экономики. Поэтому государство должно поощрять данную деятельность. Со стороны складывается впечатление, что так и есть. Принимаются новые законы, упрощающие процесс налогообложения, создаются льготы, однако на практике проблемы налогообложения малого бизнеса остаются нерешенными.

Рассмотрим поступления от специальных налоговых режимов в консолидированный бюджет РФ.

Таблица 3.1 - Поступления от специальных налоговых режимов на 01.01.2016 всего по РФ

Из таблицы видно, что наибольший удельный вес поступлений имеет упрощенная система налогообложения - больше половины всех налоговых поступлений от использования специальных налоговых режимов приходится именно на неё.

Рисунок 3.1 - Поступления от специальных налоговых режимов на 01.01.2016 всего по РФ

Наименее популярными и привлекательными для налогоплательщиков являются патентная система и единый сельскохозяйственный налог. Непопулярность этих налоговых режимов можно объяснить недоработками и пробелами в законодательстве, а также недостаточной поддержкой и субсидированием данных сфер экономики .

Несмотря на принципиальные различия, все специальные налоговые режимы едины в своей цели, направленной на создание благоприятных экономических и налоговых условий для развития бизнеса. Как известно из мировой практики, малый бизнес является важнейшим элементом экономики государства. Нередко он позволяет стабилизировать социально-экономическую обстановку во время кризисов, а также способствует эффективному росту в сложных макроэкономических условиях. В России специальные налоговые режимы направлены на развитие тех сфер экономики, которые без должной поддержки не смогут нормально существовать. Во многих экономически развитых странах государство оказывает значительную поддержку малому и среднему бизнесу, так как на его долю может приходится около 50-60 % ВВП. В России же этот показатель составляет порядка лишь около 20 %. Однако, несмотря на относительно небольшой процент в экономике, малое и среднее предпринимательство имеет большие перспективы развития и, как следствие, возможность для существенного увеличения поступлений для государственного бюджета.

На основе данных Федеральной налоговой службой по состоянию на 1 января 2016 года попробуем выяснить роль специальных налоговых режимов в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РФ.


Рисунок 3.2 - Состав налоговых поступления в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 января 2016 года

Из диаграммы видно, что доля специальных режимов в общей структуре налоговых доходов невелика и составляет порядка 4 %, в то время как основная часть налоговых доходов приходится на федеральные налоги. Однако, несмотря на относительно небольшой удельный вес, налоговые режимы выполняют ряд важных функций и обеспечивают полноценный контроль за малым и средним бизнесом, а также способствуют аккумуляции денежных средств в государстве.

В секторе малого и среднего предпринимательства традиционно велики риски уклонения от уплаты налогов или намеренное занижение результатов предпринимательской деятельности. Для решения этих проблем и были введены особые налоговые режимы.

Наиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы.

Специфика малого предпринимательства определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора. По сравнению с крупными предприятиями субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, и, следовательно, нуждаются в содействии со стороны государства для поддержания рыночной конкуренции .

В настоящее время налоговое законодательство все совершенствуется в данном направлении. Имеет место быть несогласованность отдельных законодательных и иных нормативных правовых актов, неоднозначность толкования их положений. Одной из проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства в России, на наш взгляд, является сложность и обременительный характер системы налогообложения. Именно поэтому в целях налогового стимулирования малого предпринимательства в налоговую систему России были введены специальные налоговые режимы.

Предлагается доработать налоговое законодательство Российской Федерации, а также ужесточить формы и методы налогового контроля так, чтобы избежать ситуации расчленения крупного бизнеса на мелкие предприятия.

Предлагается расширить перечень критериев, дающих право перехода для субъектов малого предпринимательства на специальные налоговые режимы с целью развития предпринимательства в России. Ограничение возможностей при налогообложении субъектов малого и среднего бизнеса связано с исключением использования налоговых льгот.

Для плательщиков единого налога на вмененный доход предлагается в перспективе ввести налог, уплачиваемый от прибыли организации, в случае, если фактическая доходность организации будет превышать базовую доходность. Тогда организация должна будет по итогам налогового периода указывать и документально подтверждать полученный за налоговый период доход.

Для плательщиков упрощенной системы налогообложения предлагаем пересмотреть налоговое законодательство в части создания филиалов и представительств, что повлечет за собой привлечение дополнительных налоговых доходов.

В соответствии с «Основными направлениями налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов», в целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства предлагается внести в специальные налоговые режимы следующие изменения:

1) расширить перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

2) распространить право на применение 2-летних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;

3) предоставить субъектам Российской Федерации право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

4) предоставить право представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников.

Сложные процедуры регистрации, снятия с регистрации и уплаты страховых взносов физическими лицами, не имеющими работодателей и осуществляющими отдельные виды индивидуальной приносящей доход деятельности (самозанятые лица), которые не имеют наемных работников, во многих случаях приводят к тому, что такие лица не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей и не уплачивают налоги в бюджетную систему.

С целью упрощения процедур уплаты налогов такой категорией самозанятых лиц, антикризисным планом Правительства Российской Федерации предполагается предусмотреть особенности применения системы патентного налогообложения. Такая система по своему замыслу должна позволить этим лицам уплачивать налог в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательные платежи по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды по принципу «одного окна» одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса индивидуального предпринимателя), а также регистрироваться по упрощенной процедуре на срок, за который уплачен соответствующий платеж и без права заниматься иными видами деятельности кроме тех, за которые уплачен соответствующий платеж. Такая система специальной регистрации необходима также и для того, чтобы избежать привлечения к уголовной и административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации самозанятыми лицами.

Поэтому реализация уплаты платежей по принципу «одного окна» невозможна в условиях сохранения действующей системы взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, предполагающей уплату взносов индивидуальными предпринимателями по итогам года и в зависимости от совокупного дохода.

В целях стимулирования развития малого предпринимательства принят федеральный закон, предусматривающий предоставление субъектам Российской Федерации права устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2015 - 2018 годах.

Также субъектам Российской Федерации предоставлено право установления ограничения на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей, количества наемных работников и иных показателей, превышение которых за налоговый период является основанием для лишения права.

Л.И. Чубарева

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

В настоящее время в Украине проблемы налогообложения

предпринимательства относятся к наиболее острым в экономическом, социальном и политическом контексте. Налогообложение играет важную роль в процессе формирования благоприятного климата для развития малого бизнеса, который является важным фактором мобильности экономических процессов. Особая социально-экономическая роль малого бизнеса заключается в его способности в кризисных условиях создавать дополнительные рабочие места без какого-либо финансирования со стороны государства, расширять самозанятость населения, привлекать в легальную экономическую сферу средства, находящиеся вне банковской сферы, формировать конкурентную среду и создавать средний класс.

Актуальность проблемы

исследования данной статьи объясняется тем, что, несмотря на интерес современной экономической науки к проблемам налогообложения малого бизнеса (научные труды А. Базилюка, В.Вишневского, А.Кужель,

А.Ластовецкого, В. Ляшенко, О. Муравьева и др.), вопросы формирования оптимальной с точки зрения экономической целесообразности и стимулирования предпринимательского процесса модели налогообложения его

Целью данного исследования является анализ существующего порядка налогообложения малого бизнеса, выявление его преимуществ и недостатков и разработка рекомендаций по совершенствованию и

реформированию модели

налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Мы разделяем мнение ряда ученых о том, что существующая до сих пор в Украине общая система бухгалтерского и налогового учета отличается сложностью процедуры определения объекта налогообложения при расчете прямых налогов. Как правило, субъекты малого предпринимательства не имеют соответствующей бухгалтерской подготовки, и для них сложнее, а в некоторых случаях вообще излишне определять финансовый результат деятельности в соответствии с общими принципами расчетов. Использование малыми предприятиями общего порядка учета и отчетности приводит к увеличению затрат на содержание специалиста, ведущего учет. Это, в свою очередь, при относительно небольших оборотах реализации продукции может стать одной из причин снижения рентабельности малого бизнеса и, как следствие, сокращения интереса населения страны к занятию предпринимательской деятельностью. В

переходной экономики это

> Чубарева Людмила Ивановна - старший преподаватель. Государственный университет управления, Донецк.

субъектов остаются открытыми. условиях

небезопасно, поскольку может привести к расширению теневого сектора, росту безработицы и другим социальным проблемам. Налоговый режим для субъектов малого бизнеса должен предусматривать не снижение уровня ставок налогообложения, а упрощение системы налогообложения и порядка ее администрирования. Специальный упрощенный порядок налогообложения субъектов малого бизнеса позволит значительно упростить систему налогового учета, сократить количество налогов, чем будет способствовать положительной динамике развития субъектов предпринимательства,

особенно на его начальных стадиях.

Внедрение упрощенных методов налогообложения для различных категорий субъектов малого бизнеса произошло в 1998 г. Исторически первыми двумя методами стали фиксированный налог, введенный Законом Украины «О внесении изменений в Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 13.02.1998г., и специальный торговый патент, введенный Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 10.02.1998г.

Комплексное решение проблемы упрощения процедур налогообложения, учета и отчетности было предложено в Указе Президента Украины от 3 июля 1998 г. №727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого

предпринимательства» и в

усовершенствованном его варианте -Указе Президента Украины от 28.06.1999г. №746 «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 г. №727». Этими документами предусмотрена уплата единого налога субъектами малого

предпринимательства - юридическими и физическими лицами. При этом субъекты малого бизнеса, выбравшие такой способ налогообложения, освобождаются от уплаты некоторых налогов и сборов (налога на прибыль, платы за землю, налога на доходы физических лиц - для физических лиц-субъектов

предпринимательства, сборов в пенсионный фонд и на государственное социальное страхование, налога на добавленную стоимость - при выборе ставки 10%, и др.) .

Наглядное представление об основных особенностях и сфере применения каждого из методов упрощенного налогообложения дает табл. 1.

Основной целью применения методов упрощенного налогообложения, учета и отчетности является дерегулирование в области налогового учета и отчетности, отличающихся чрезмерными объемами и сложностью. Каждый из методов направлен на создание более простых и прозрачных процедур взимания налогов, уменьшение чрезмерного налогового

администрирования. Это не льготный режим налогообложения в обычном понимании, поскольку для большинства налогоплательщиков, пользующихся упрощенными методами, объем налоговых обязательств не уменьшился, а произошло упрощение процедур и уменьшение объема учета и отчетности.

Благодаря упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, которая стала спасением для малого бизнеса, его сфера количественно росла в среднем на 14% ежегодно . К началу 2003 г. в Украине действовало 2660 тыс. субъектов малого бизнеса, количество занятых в этой сфере (с учетом физических и юридических лиц) составило 4,3 млн. человек. За период с

1992 по 2002 г. численность субъектов малого бизнеса увеличилась почти в 10 раз, количество занятых в этом секторе экономики возросло в 3 раза, число малых предприятий в расчете на 10 тыс. населения выросло почти в 4 раза.

Вид налогового режима Плательщики Уровень ставок налогообложения Особенности налогового учета

Фиксиров анный налог Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, если: количество лиц, которые состоят в трудовых отношениях с таким гражданином -плательщиком налога, включая членов его семьи, не превышает пяти человек; валовой доход такого гражданина от самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности или с использованием наемного труда за последние 12 календарных месяцев не превышает 7000 необлагаемых минимумов доходов граждан; гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров и предоставлению сопутствующих такой продаже услуг на рынках и является плательщиком рыночного сбора Размер ставок определяется органами местной власти в пределах от 20 до 100 грн. в месяц (за каждого наемного работника уплачивается дополнительно 50% установленной суммы) Обязательны й учет не ведется. Оплата производится путем приобретени я патента

Специальный торговый патент Субъекты предпринимательской деятельности (физические и юридические лица), которые занимаются торговлей и предоставлением услуг и чья деятельность предусматривает приобретение торгового патента. Применяется в порядке эксперимента на отдельных территориях Размер не ограничен и определяется органами местного самоуправлени я Не ведется обязательны й учет для плательщико в - физических лиц. Не применяется ЭККА

Единый налог Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года пребывает не более 10 лиц и объем выручки от реализации продукции которых за год не превышает 500 тыс. грн. Размер определяется органами местного самоуправлени я в пределах от 20 до 200 грн. в месяц и зависит от вида деятельности Учет ведется по упрощенной форме (по упрощенной книге учета). Не применяется ЭККА

Юридические лица - субъекты предпринимательства любой организационно-правовой формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 чел. и объем выручки которых от реализации продукции за год не превышает 1 млн. грн. 6% от объема реализации (при уплате НДС в общем порядке); 10% от объема реализации (при включении НДС в состав единого налога) Ведется упрощенный учет

Наиболее распространенным среди альтернативных способов

налогообложения субъектов малого бизнеса является уплата единого налога. С момента введения в действие такой режим налогообложения позволил достичь определенных положительных результатов в реализации его фискальной функции. Данные о поступлении в бюджет платежей от плательщиков единого налога свидетельствуют, что ни один из налогов не имеет таких стремительных темпов роста. С 1999 по 2002 г. количество плательщиков единого налога в Украине увеличилось почти в 6 раз, а поступления в бюджет выросли в 12 раз .

В 2002 г. от субъектов малого бизнеса, использующих упрощенные режимы налогообложения, в сводный бюджет поступило 1,8 млрд. грн. При этом темпы роста налоговых поступлений от субъектов упрощенного налогообложения составили в 2002 г. 33,4% и превысили аналогичные показатели за этот период субъектов предпринимательства, работающих по общей системе налогообложения, составив 22,6%.

В 2002 г. численность плательщиков единого налога возросла как среди физических, так и среди юридических лиц: на 24 и 26% соответственно. При этом в сравнении с 2001 г. наблюдался рост налоговых поступлений в расчете на одного плательщика единого налога:

физическое лицо - на 15%, юридическое - на 7% .

Говоря об экономических результатах применения упрощенных методов налогообложения для субъектов малого бизнеса, нельзя не остановиться на социальных достижениях, которые кроются за количественными

показателями эффективности их функционирования. Можно говорить о том, что та масса предпринимателей, воспользовавшихся специальными

режимами налогообложения, в условиях

экономического кризиса не пополнила ряды безработных, а смогла самостоятельно найти свое место в жизни, способы существования для себя и своих семей. При этом эти предприниматели создавали новые рабочие места, платили заработную плату наемным работникам, не получая на эти цели бюджетные средства, а наоборот, пополняя доходы бюджета за счет единого налога, специального патента и фиксированного налога. Это также имело опосредованный экономический результат, поскольку средства бюджета не расходовались на заработную плату или социальную помощь.

Однако наряду с существенным позитивным влиянием специальных режимов налогообложения на развитие предпринимательства и формирование доходов бюджета, тенденциями роста и субъектов малого бизнеса, и налоговых поступлений отмечен целый ряд негативных моментов в практике применения методов упрощенного налогообложения. Получили широкое распространение схемы уклонения от налогообложения с использованием методов упрощенного налогообложения или участием плательщиков единого или фиксированного налогов. В процессе применения различных упрощенных методов выявились определенные противоречия и двоякое толкование формулировок положений

законодательных актов,

регламентирующих соответствующие методы.

Тем не менее существенный экономический и социальный эффект функционирования упрощенной

системы налогообложения доказывает целесообразность ее дальнейшего применения и развития в практике налогообложения субъектов малого бизнеса, а злоупотребления и недостатки, выявленные в процессе применения этого специального режима налогообложения, вызывают

необходимость его усовершенствования и реформирования. Противоречия и сложности, связанные с наличием многообразия методов упрощенного налогообложения, диктуют

необходимость разработки единой модели упрощенного налогообложения субъектов малого бизнеса, построенной с учетом иерархии плательщиков и существующих организационно-

правовых форм малого бизнеса.

Концептуальным документом в области реформирования налоговой системы в целом и упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в отдельности должен стать Налоговый кодекс Украины. Однако в существующем на сегодняшний день проекте Налогового кодекса Украины не предусматривается дальнейшее развитие упрощенной системы налогообложения учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. Такой вывод можно сделать исходя из положений этого документа, регламентирующих порядок уплаты единого налога. Так, из состава платежей, входящих в настоящее время в состав единого налога, предполагается исключить налог на добавленную стоимость, отчисления в Пенсионный фонд Украины, Государственный фонд содействия занятости населения, сборы на обязательное социальное страхование. Уплата этих платежей должна будет осуществляться отдельно по общим ставкам с предоставлением в соответствующие контролирующие органы обязательной отчетности .

Такая реформа упрощенной системы может оказать негативное и тормозящее воздействие на развитие малого бизнеса, который только начал формироваться. Предусматриваемый порядок налогообложения неизбежно приведет к росту налоговой нагрузки, усложнению налоговой отчетности, увеличению степени вмешательства разнообразных контролирующих

органов в деятельность субъектов предпринимательства - физических и

юридических лиц - представителей малого бизнеса. Результатом таких преобразований станет уменьшение количества субъектов малого бизнеса в связи с прекращением их деятельности или переходом на нелегальное положение.

Подобные явления происходят в среде малого бизнеса в настоящее время. Так, после введения в действие ряда законов в сфере общеобязательного государственного социального

страхования возникло двойное налогообложение субъектов малого бизнеса, которые работают в условиях специальных режимов, в части уплаты ими взносов в государственные целевые фонды. Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»

предусматривает для субъектов предпринимательства, работающих по упрощенным режимам

налогообложения, выведение

пенсионных платежей из состава единого и фиксированного налогов и уплату взносов на общих основаниях с 1 января 2005 г. Такой подход ликвидирует мотивацию к

использованию упрощенной системы налогообложения и разрушает саму систему.

Вопрос сохранения и

совершенствования упрощенной

системы налогообложения субъектов малого бизнеса может быть решен путем ее правового закрепления на уровне законодательного акта высшей юридической силы. Проект такого закона, определяющий основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого бизнеса как части общей системы налогообложения, уже находится на рассмотрении в Верховной Раде Украины. Предложенная в нем комплексная модель упрощенной системы налогообложения объединяет элементы опробованных специальных режимов налогообложения:

фиксированного налога, специального

патента и единого налога.

С учетом положительного опыта применения отдельных методов упрощенного налогообложения и анализа всех негативных моментов такой практики основными

требованиями, которым должна отвечать упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, являются:

использование упрощенного

Таблица 2. Модель упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства

Уровень системы Субъект упрощенной системы Форма и размер ставки упрощенного налогообложения Особенности ведения учета

Низший Самозанятые физические лица - субъекты предпринимательства, не использующие труд наемных работников и осуществляющие деятельность в сфере торговли или предоставления платных услуг населению Патентная форма, предусматривающая ежемесячную уплату фиксированной суммы, которая устанавливается местными советами в пределах от 0,2 до 1,5 минимальных заработных плат Учет фактически отсутствует

Средний Физические и юридические лица - субъекты малого бизнеса, объем выручки от реализации продукции которых не превышает 10000 минимальных заработных плат Патентная форма, предусматривающая ежемесячную уплату фиксированной суммы, которая устанавливается местными советами по месту размещения торговой точки или предоставлению услуг Упрощенный учет, подтверждающ ий соответствие субъекта критериям объема реализации

Высший Физические и юридические лица - субъекты малого бизнеса, объем выручки от реализации продукции которых колеблется в пределах от 10000 до 20000 минимальных заработных плат Процентная форма, предусматривающая уплату налога по ставке, установленной в процентах к объему реализации продукции Обязательное ведение учета по упрощенной форме

При определении размеров ставок и объективные тенденции развития налога целесообразно учесть изменения, предпринимательства. Введение в которые произошли в законодательстве, действие Законов Украины «Об

невозможность его использования крупным бизнесом в качестве способа минимизации налоговых обязательств.

Комплексная модель имеет три уровня, каждому из которых соответствует отдельная категория субъекта предпринимательства,

обладающая определенными

качественными и количественными характеристиками. Уровни модели отличаются не только категориями плательщиков, но и формами налогообложения (см. табл. 2).

общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О налогообложении доходов физических лиц» вызывает необходимость приведения в соответствие вопросов налогообложения субъектов

упрощенной системы и их пенсионного и социального обеспечения. Для того, чтобы реформа заработной платы и пенсионного обеспечения в сфере малого бизнеса заработала на практике, субъекты упрощенной системы налогообложения могут принимать участие в обязательном социальном и пенсионном страховании путем уплаты отдельного единого социального взноса, порядок исчисления и уплаты которого должен быть регламентирован специальным законодательным актом. Для предотвращения двойного налогообложения размеры ставок единого налога должны устанавливаться с учетом таких социальных взносов.

Предлагаемая единая модель упрощенной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса обеспечивает равенство

организационно-правовых форм

предпринимательства, предполагает возможность последовательного

перехода от одного уровня системы к другому при изменении показателей соответствия, создает объективные условия, при которых уровень налоговой нагрузки четко отвечает возможностям субъекта хозяйствования уплатить налоги. При этом сохраняется мотивация предпринимателей к легализации деятельности и мотивация местных органов власти к созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса.

Литература

1.Вишневський В.П. До питання про щею единого податку // Фшанси Украши. - 2000. - №7. - С.11-17.

2.Базилюк А.В. Фiнансовi важелi розвитку малого бiзнесу в Укра"ж // Актуальш проблеми економiки. - 2002.

- №8. - С.17-22.

3. Неузаконена преференцiя // Пiдприемництво в Украш1 - 2003. - №7.

4. Статистика як аргумент // Пщприемництво в Украш1 - 2003. - №8.

5. Про спрощену систему оподаткування, облiку та звiтностi суб"еклв малого пiдприемництва: Указ Президента Украши вщ 28.06.1999р. №746 «Про внесення змш в Указ Президента Украши вщ 03.07.1998 р. №727» // Урядовий кур"ер. - 1999. - 13 лип.

6. Податковий кодекс Украши. Проект (трете читання) // www.rada.kiev.ua.

7. Ластовецький А. Оподаткування як шструмент оргашзацшно-правового регулювання тдприемництва // Право Украши. - 2004. - №9. - С.77-81.

8. Ляшенко В.И., Хахулин В.В. Экономико-правовое обеспечение развития субъектов малого предпринимательства (зарубежный опыт и перспективы его использования в Украине): Монография. - Донецк: ИЭП НАН Украины, Юго-Восток, 2001. -455с.

"Налоговый вестник", N 7, 2002

Подготовленные Правительством РФ проекты гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и гл.26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) приняты 6 июня 2002 г. Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении.

Согласно положениям проекта гл.26.2 НК РФ упрощенная система налогообложения может применяться налогоплательщиками на добровольной основе.

Применение налогоплательщиками данного налогового режима предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС, налога с продаж, единого социального налога, налогов на имущество организаций и физических лиц уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщиков за налоговый период.

При этом для налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, сохраняется обязанность уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании. Законопроектом предусматривается, что уплаченные страховые взносы в зависимости от объекта налогообложения уменьшают общую сумму уплачиваемого налогоплательщиками единого налога (но не более чем на 50%) либо принимаются к вычету при исчислении налоговой базы.

Право на применение данного налогового режима будет предоставляться только тем субъектам малого предпринимательства (организациям и индивидуальным предпринимателям), чей валовой доход от реализации товаров (работ, услуг) за год, предшествующий дате перехода на упрощенную систему налогообложения, не превысил 10 млн руб. (а с учетом предлагаемых поправок - от 15 млн руб. и выше).

Кроме того, указанным налогоплательщикам будет предоставлено право выбора объекта налогообложения (валовой доход либо так называемый чистый доход) и, следовательно, того или иного порядка ведения учета результатов их хозяйственной деятельности.

Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения валовой доход, ставка единого налога будет установлена в размере 8%, а налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения так называемый чистый доход, будут уплачивать единый налог по ставке 20%.

Предлагаемыми Правительством РФ поправками планируется снижение вышеуказанных налоговых ставок до 6 и 15% соответственно.

Принятие гл.26.2 НК РФ позволит не только резко снизить налоговую нагрузку на субъектов малого предпринимательства (примерно в 2 - 2,5 раза), но и значительно упростить процедуру ведения учета доходов и расходов, а также сократить объем представляемой налогоплательщиками налоговой отчетности.

При этом по оценке специалистов снижение налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, на первых порах может не обеспечить компенсацию потерь бюджета и в связи с этим оказать отрицательное воздействие на общий объем налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, однако со временем применение данного налогового режима позволит за счет легализации экономической деятельности, расширения сферы его действия и прогнозируемой массовости перехода на его применение не только сбалансировать, но и увеличить объем поступающих налогов от данной категории налогоплательщиков.

Что касается проекта гл.26.3 НК РФ, то данной главой предусматривается введение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Данная система налогообложения не является нововведением для налогоплательщиков. Аналогичная система налогообложения в настоящее время применяется на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Предусмотренный проектом указанной главы НК РФ механизм налогообложения вмененного дохода не претерпел существенных изменений по сравнению с действующим в настоящее время порядком налогообложения.

Вместе с тем при подготовке данного законопроекта Правительством РФ были учтены отдельные недостатки и "пробелы" действующего федерального законодательства о едином налоге на вмененный доход, что позволило уточнить, а в некоторых случаях и изменить действующий порядок применения единого налога на вмененный доход.

Так, в соответствии с положениями данного законопроекта плательщики единого налога на вмененный доход (организации и индивидуальные предприниматели) будут освобождаться от уплаты только наиболее крупных налогов, таких как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС, налог с продаж, налог на имущество организаций и физических лиц, а также единый социальный налог.

При этом для данной категории налогоплательщиков сохраняется обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Суммы уплаченных налогоплательщиками страховых взносов будут приниматься к уменьшению (но не более чем на 25%) исчисленной за налоговый период суммы единого налога на вмененный доход.

Действие единого налога на вмененный доход будет распространяться только на семь видов предпринимательской деятельности (в настоящее время под действие единого налога подпадают 14 видов деятельности): оказание бытовых услуг населению; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля; общественное питание; оказание автотранспортных услуг и розничная торговля горюче - смазочными материалами через АЗС.

Значения показателей базовой доходности, а также физические показатели базовой доходности по каждому виду деятельности будут закреплены непосредственно в НК РФ, что позволит избежать значительных колебаний налоговой нагрузки на налогоплательщиков, осуществляющих в сопоставимых условиях одни и те же виды деятельности на территории различных субъектов Российской Федерации.

Как показала четырехлетняя практика применения единого налога, налогообложение вмененного дохода у налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в секторах экономики с высокой долей налично - денежного обращения, дало положительные результаты не только в части увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, но и способствовало легализации предпринимательской деятельности, а также выводу доходов из теневого оборота.

Кроме того, применение данного механизма налогообложения позволило упростить для налогоплательщиков процедуру ведения учета доходов и расходов от осуществляемой ими деятельности, сократить объем представляемой налоговой отчетности, а также в отдельных случаях снизить налоговую нагрузку, связанную с возложенной на большинство налогоплательщиков обязанностью уплачивать совокупность установленных на территории Российской Федерации налогов и сборов.

Учитывая все вышеуказанные положительные аспекты применения единого налога на вмененный доход, налоговые органы считают целесообразным сохранение данного налогового режима в рамках НК РФ как системы налогообложения, позволяющей обеспечить не только стабильный рост налоговых поступлений, но и способствующей развитию малого бизнеса в Российской Федерации.

Вместе с тем следует отметить, что предусмотренные данными проектами глав НК РФ системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в сравнении с действующим порядком их налогообложения имеют, помимо определенных достоинств, отдельные недостатки.

Так, по мнению налоговых органов, одним из таких недостатков является отсутствие в законопроектах положений, предусматривающих выдачу налоговыми органами субъектам малого предпринимательства документов специального образца, подтверждающих применение того или иного налогового режима.

В условиях, когда предпринимательская деятельность осуществляется налогоплательщиками не только по месту постановки на налоговый учет, но и на территории других субъектов Российской Федерации, отсутствие у налогоплательщиков документов, подтверждающих применение ими какого-либо специального налогового режима, создаст определенные трудности в проведении налоговыми органами контрольных мероприятий за деятельностью таких налогоплательщиков, а в некоторых случаях может привести и к двойному их налогообложению.

В настоящее время Правительством РФ и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации подготовлен для рассмотрения во втором чтении ряд уточняющих поправок, а также дополнений в вышеуказанные проекты глав НК РФ, которые позволят в максимальной степени учесть накопленную за истекшие годы практику применения действующего порядка налогообложения малого бизнеса.

1

Статья посвящена основным направлениям совершенствования системы налогообложения субъектов малого предпринимательства. Проводится анализ взаимосвязи между развитием малого бизнеса, ростом собираемости налогов. В настоящее время малый бизнес претерпевает постоянные изменения в Налоговом законодательстве. Предприниматель вправе использовать любой из подходящих налоговых режимов. Представлены проблемы, которые препятствуют малому предпринимательству развиваться так же активно, как развиваются предприятия за рубежом.

налоговая система

специальный налоговый режим

малый бизнес

упрощённая система налогообложения

единый налог на вменённый доход

законодательство

микропредприятия

1. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5. – С. 9–16.

2. Корень А.В., Лещенко Р.И. Механизмы и направления налогового планирования в малом бизнесе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 361.

3. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12–2. – С. 127–129.

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный Закон от 24.07.2007 г. № 209 – ФЗ [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru.

5. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 г. № 101 – [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru.

6. Налоговый кодекс Российской федерации. Часть первая статья 3 пункт – [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru.

Развитие малого предпринимательства в России на данный момент является одним из самых важных направлений решений экономических и социальных проблем на всех государственных уровнях. Малый бизнес в последние годы приобретает огромные темпы распространения, решает проблему занятости населения, создает конкуренцию на рынке товаров и услуг. Он продвигает экономику страны и, с каждым годом, все больше укрепляет свои позиции. Доля малого бизнеса в России составляет 20 % ВВП России.

В последнее время на законодательном уровне рассматриваются вопросы о принятии новых законов, постановлений, указов, которые будут направлены на поддержку малого бизнеса. Чтобы немного улучшить положение предпринимателей, вводят специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, упрощают формы сдачи деклараций. Это немного улучшает состояние среды для малого предпринимательства, но многие компании всё равно стараются уйти «в тень», причина таких действий - непосильные для данного сегмента рынка налоги.

Большинство развитых стран оказывают разного рода поддержку и поощрение для деятельности малого предпринимательства. В России, в целях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования, был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он является основополагающим документом, который регулирует отношения развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов, инфраструктуры их поддержки, их формы и виды .

Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.02.201 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», микропредприятием в России признается предприятие, средняя численность работников которого не превышает 15 человек, а доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей .

Согласно данным предоставленным федеральной службой государственной статистики на 2013 год в Российской Федерации насчитывалось 1 млн 700 тыс. микропредприятий, на которых было занято 4,6 млн сотрудников. На основании же обновленных статистических данных, по состоянию на май 2014 года число микропредприятий увеличилось и теперь составляет 1 млн 800 тыс. предприятий, и в них работает 4,7 млн работников. То есть можно сделать вывод, что привлекательность предпринимательства в России постепенно возрастает и соответственно увеличивается число людей, занятых в микробизнесе. Представим данные основных показателей деятельности малых предприятий за 2012-2014 годы в табл. 1.

В Российской Федерации существуют два вида налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства: общий и специальный налоговые режимы.

Общий налоговый режим предусматривает уплату федеральных, региональных и местных налогов, а также уплату взносов в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования.

Малое предпринимательство в основном используют специальные налоговые режимы. В зависимости от разных показателей предприятия, можно выбрать один либо несколько специальных налоговых режимов:

● система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

● упрощенная система налогообложения (УСН);

● единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

● патентная система налогообложения (ПСН) .

Чаще всего предприниматели выбирают УСН либо ЕНВД. Переход на другую систему налогообложения является добровольным, но существуют определенные для этого сроки. Данные о поступлениях от специальных налоговых режимов на 01.01.2015 г. всего по РФ представим в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что наибольший удельный вес поступлений имеет упрощенная система налогообложения - больше половины всех налоговых поступлений от использования специальных налоговых режимов приходится именно на неё. Наименее популярными и привлекательными для налогоплательщиков являются патентная система и единый сельскохозяйственный налог. Непопулярность этих налоговых режимов можно объяснить недоработками и пробелами в законодательстве, а также недостаточной поддержкой и субсидированием данных сфер экономики .

Таблица 1

Основные показатели деятельности малых предприятий за 2012-2014 годы

Таблица 2

Поступления от специальных налоговых режимов на 01.01.2015 г. всего по РФ

Во многих развитых странах существует прогрессивная шкала налогообложения, она наиболее благоприятна для малого предпринимательства, так как дает возможность уплачивать налоги по минимальным ставкам.

Основными недостатками системы налогообложения в России для субъектов малого бизнеса являются:

1) сложность системы налогообложения. Пункт 6 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации гласит: «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить». Но на данный момент, уплата налогов требует либо профессиональные знания по налогообложению либо найм высококвалифицированных специалистов. Ведь существует много налогов, сборов, отчислений, различные сроки уплаты, в которых предприниматель-новичок не сразу разберется .

2) нестабильное законодательство. Не секрет, что государство пытается разработать уникальные условия, которые будут выгодны как ему, так и малому предпринимательству. Поэтому постоянные изменения налогового законодательства, недостаточная четкость нормативных документов ведет к затруднению, как налоговых служб, так и налогоплательщиков.

3) высокая налоговая нагрузка. Главная цель государства - получить как можно больший доход. Ставки налогов в нашей стране устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство. Стоит отметить тот факт, что если разные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам, то риск уклонения от уплаты минимизируется. Либо выбираются такие доходы, которые облагаются по наименьшей ставке.

4) налоговая отчетность предпринимателей. Она становится сложнее и запутаннее. Недостаток знаний создает предпринимателю проблемы, которые могут перерасти в реальные штрафы.

Главнейшей задачей государства является создание эффективной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, которая придаст стимул для их развития .

Все описанные проблемы возможно решить путем проведения грамотной и эффективной реформы существующей системы малого бизнеса. Необходимо проанализировать успешный опыт других стран и применить его на нашей системе. Повышение уровня знаний предпринимателей в сфере налогообложения также моет быть положительно оказанной помощью.

Существуют также и положительные стороны в налогообложении малого предпринимательства, но они видны только в определенных сферах бизнеса и для них существуют определенные льготы. Это наука, техника, инновационная сфера. Но порог вступления в данный бизнес очень высок и мало кому приходится по карману, поэтому представителей данных сфер очень мало.

Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства должно быть основано на сочетании интересов, как малого бизнеса, так и государства в целом. Очевидно, что без дальнейших совершенствований реформ в данной области не обойтись.

Чтобы налоги были посильны для малого предпринимательства, чтобы количество предприятий росло, и они стремились легализовать свой бизнес, необходима однозначность, стабильность системы налогообложения и справедливый уровень изъятия части доходов.

Должны быть предприняты меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот и с ведением неотражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности путем ужесточения контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перехода в «теневой» сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшорными счетами).

Простота и грамотность уплаты налогов также станет ключевым моментом и в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции, и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.

Библиографическая ссылка

Кукреш К.В., Левкина Е.В. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-5. – С. 933-936;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7274 (дата обращения: 26.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»