Куда жаловаться на страховую компанию по осаго? Фас выступает за конкуренцию на рынке осаго «росгосстрах» ввел поправки в оформление полисов осаго: теперь водители могут отказаться от навязывемых услуг и вернуть деньги после подписания договора.

МОСКВА, 8 августа. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России в целом поддержала разработанный Минфином проект поправок в закон об ОСАГО, сообщила ТАСС замглавы управления финансовых рынков ФАС Лилия Беляева. При этом страховщики выступают против предложенной Минфином конструкции "освобождения" тарифов.

ФАС, в частности, поддержала возможность введения трех категорий полисов ОСАГО, с учетом того, что страховщики не смогут навязывать автовладельцу определенную категорию, отметила Беляева. Напомним, что Минфин предлагал ввести полисы с лимитами 1 млн и 2 млн рублей (как по причинению вреда жизни и здоровью, так и по причинению вреда имуществу) в дополнение к существующему лимиту в ОСАГО в 400 тыс. рублей за вред автомобилю и в 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью. Кроме того, ФАС поддерживает предложенное Минфином расширение тарифного коридора по ОСАГО с учетом назначения транспортного средства (ТС) и целей использования (сейчас коридор базовой ставки тарифа ОСАГО устанавливается только для разных категорий ТС).

При этом ФАС усомнилась в возможности реализации ряда положений законопроекта, например, учитывать коэффициент "бонус-малус" (скидка за безаварийную езду и надбавка за совершенные аварии) для всех водителей, вписанных в страховку, а не только для собственника машины.

Минфин разработал проект поправок в закон об ОСАГО, которые должны стать первым этапом по "освобождению" цен на ОСАГО от госрегулирования (сейчас тарифы устанавливает ЦБ РФ). Минфин предлагает дать страховщикам больше свободы в определении значения базовой ставки тарифа внутри установленного ЦБ коридора, а также дать страховщикам возможность самостоятельно устанавливать ряд "персональных" коэффициентов для каждого водителя, зависящих от его стиля вождения и числа штрафов за нарушение ПДД. Кроме того, ведомство предлагает вернуться к идее заключать договоры ОСАГО на несколько лет (сейчас максимум - год) и ввести три категории полисов с разными лимитами возмещения пострадавшему в ДТП.

"Ингосстрах" резко против

Компания "Ингосстрах" считает "несвоевременными и в определенной степени губительными" большинство инициатив Минфина, изложенных в проекте поправок. Об этом говорится в заявлении компании, распространенном в среду.

Страховщик категорически против введения многолетних полисов, так как это серьезно повлияет на оценку страховых резервов и вызовет волну недовольства клиентов, так как корректировка тарифа по коэффициенту "бонус-малус" проводится ежегодно, отмечают в "Ингосстрахе".

Лимиты возмещения по жизни и здоровью могут составлять 2 млн рублей, как в других видах страхования, но только при полностью свободном тарифе, считают в "Ингосстрахе"

"В сложившейся ситуации внедрение этих мер приведет к окончательному краху системы ОСАГО", - говорится в заявлении. Чтобы этого не допустить, по мнению компании, нужно увеличить территориальные коэффициенты в убыточных регионах РФ, дать страховщикам возможность самим определять другие коэффициенты и затем провести полную либерализацию тарифов ОСАГО.

В Банке России ранее заявили ТАСС, что поддерживают идею либерализации тарифов ОСАГО, но предложенный Минфином подход считают не оптимальным. Регулятор готовит свои замечания к законопроекту.

Сейчас тариф ОСАГО для автомобилей физлиц установлен ЦБ РФ в коридоре 3432-4118 рублей. Для расчета цены полиса базовая ставка тарифа умножается на восемь коэффициентов, которые также устанавливает ЦБ.

Например, ростовское УФАС, как уверяет Федеральная антимонопольная служба, возбудило дела сразу против 10 страховых компаний, лидирующих на рынке и входящих в топ-20 (по фактам навязывания дополнительных страховых услуг при заключении договора ОСАГО).

Сообщается, что дела возбуждены в отношении компаний «Ингосстрах», «Росгосстрах», «Уралсиб», СГ «МСК», МАКС, «Альфа-Страхование», «Северная казна», «Согласие», ВСК, «ГУТА-Страхование». Антимонопольщики подозревают их в нарушении закона «О защите конкуренции». Основанием стали многочисленные жалобы местных автовладельцев на навязывание платных услуг при попытке через представителей вышеупомянутых компаний.

«Обязательным для владельцев транспортных средств является только страхование гражданской ответственности путем заключения договора ОСАГО, все прочие виды страхования абсолютно добровольны. Если страховая компания отказывается заключать договор ОСАГО без дополнительных платных услуг, то такие действия незаконны», — приводит «Прайм» комментарий зам. руководителя ростовского УФАС Натальи Кожемяко.

А буквально за пару дней до этого, 10 февраля, УФАС России по Архангельской области официально уличило ООО «Росгосстрах» в нарушении пунктов 3 и 5 части первой статьи 10 закона «О защите конкуренции» (запрет на злоупотребление доминирующим положением). По мнению антимонопольного ведомства, страховая компания отказывается заключать с гражданами договор ОСАГО без обязательного приобретения полиса страхования от несчастных случаев.

По факту нарушения антимонопольный орган предписал страховой компании прекратить нарушение в срок до 17 марта 2014 года.
Что-то подсказывает, что подобная практика — навязывание покупки дополнительных страховых «пакетов» в нагрузку к полису ОСАГО — имеет место быть не только в Ростове да Архангельске. Скорее всего данный «коммерческий прием» уже давным-давно освоен страховщиками всея Руси.

По крайней мере именно такой вывод можно сделать, изучая письма наших читателей или их комментарии к публикуемым на сайте «АвтоВзгляд» заметкам на тему ОСАГО. Характерно, что это происходит сейчас, когда страховые компании собирают в рамках ОСАГО практически вдвое больше денег с автовладельцев, чем потом выплачивают им в виде возмещения ущерба. И при этом в каждом публичном «чихе» страховщиков слышны оглушительные жалобы на ужасные убытки в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности! Игрокам страхового рынка хватает наглости шантажировать всех нас тем, что они вообще перестанут торговать в регионах полисами ОСАГО в случае принятия в страховое законодательство.

Напомним, что поправки подразумевают увеличение максимальной суммы (лимита) выплат пострадавшим со 160 000 до 500 000 рублей за вред здоровью, а с нынешних 120 000 до 400 000 рублей на каждого потерпевшего — в качестве компенсации материального ущерба. Параллельно правительство предлагает увеличить базовую стоимость полиса ОСАГО на 25%, а страховое лобби изо всех сил воюет за их рост на 40-50%.

Хотя по справедливости ни о каком росте цены полиса ОСАГО сейчас и говорить-то не стоит. Даже его нынешняя базовая цена с лихвой обеспечивает безбедную жизнь тысячам людей, которые ничего материального не создают, но торгуют некими синенькими бумажками под названием «полис ОСАГО». Ведь каждый страховой агент, продавший тебе полис ОСАГО, кладет себе в карман до 25% от выплаченной клиентом суммы. Это называется «премия агента». Помимо этого страховые компании выплачивают многомиллионные бонусы своим топ-менеджерам, тратятся на содержание уютных офисов и (о да!) отчисляют в фонд РСА «аж целых» 0,6% сборов по ОСАГО! В общем, неплохо ребята устроились.

Надеемся, что отделения ФАС и в других регионах России найдут в себе силы заняться своим прямым делом и прольют свет на картельные сговоры между местными офисами федеральных страховых компаний.

В апреле портал 711 рассказывал о новой инициативе Российского союза автостраховщиков . Суть инициативы сводилась к тому, что в проблемных регионах, где страховые компании не хотят продавать ОСАГО, .

Казалось бы, такой агент действительно может решить проблему доступности полисов обязательной автогражданки в регионах с высокой убыточностью, откуда уходят страховые компании. Но в ходе изучения предложения РСА в Федеральной антимонопольной службе, представители ФАС выяснили принципиальные недостатки инициативы.

Выбор страховой компании через генератор случайных чисел

Главная особенность работы агента РСА заключается в том, что выбор страховой компании для автовладельца, обратившегося за полисом , происходит случайным образом. Одним из вариантов реализации принципа случайности предложено привязать компании к регистрационному номеру автомобиля.

К примеру, владелец машины с номером, заканчивающимся на цифры 01, получает полис от компании Росгосстрах, владелец с цифрами 02 — от компании РЕСО-Гарантия, а владелец с цифрами 03 — от компании Альфастрахование.

При таком варианте по порядку перебираются все компании, работающие в системе ОСАГО. И каждая из них якобы равноценно охватывает проблемный регион своей долей полисов ОСАГО.

ФАС против случайного выбора компании

ФАС высказалась категорически против подобной схемы продажи полисов ОСАГО. По мнению её представителей, у автовладельцев должна оставаться возможность самостоятельного выбора страховой компании.

Если же, такая возможность будет исключена после появления агента РСА, то возникает риск искусственного регулирования потока полисов. Когда структура, через которую идет оформление ОСАГО, в нашем случае это агент РСА, сможет распределять полисы по компаниями: хорошие полисы в хорошую компанию, плохие полисы в плохую.

Есть ли у страховщиков и РСА иные варианты?

По мнению участников страхового рынка, у страховых компаний, работающих в сегменте ОСАГО, пока нет решений и других вариантов, позволяющих учесть замечания ФАС.

Компании планирует объединиться и разработать новые варианты концепции агента РСА с привлечение специалистов регулятора страхового рынка — ЦБ РФ.

Что станет с агентом РСА?

Информации о том, что идея появления агента РСА уже этим летом, не поступало. РСА вместе с профучастниками союза продолжает готовить методологическую базу для решения вопроса доступности обязательного страхования в проблемных регионах, таких как Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская область.


Как сообщили, порталу 711 в РСА, некоторые регионы являются убыточными для страховщиков. В первую очередь, речь идет о Южном федеральном округе, где в наибольшей степени активны "автоюристы": в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях.

Как следствие возникают серьезные проблемы с доступностью полисов ОСАГО. Усилия РСА направлены на устранение этой проблемы.

Так, для борьбы с автоюристами РСА разработал комплекс мер, а именно корректировка претензионного порядка работы страховых компаний, уточнение требования по предоставлению на осмотр страховщику поврежденного автомобиля, усовершенствование работы экспертов-техников и установление приоритета выплаты в натуральном виде в ОСАГО над денежной выплатой.

"А для помощи страхователям и снятия нагрузки со страховщиков, продолжающих свою деятельность в убыточных регионах, РСА разработал принципы работы агента по продаже полисов ОСАГО в проблемных регионах. Концепция единого агента будет реализована в форме многостороннего агентского договора между страховыми компаниями. Все лидеры рынка уже заявили о готовности организовать дополнительные рабочие места в своих офисах для работы в рамках агентского договора", - сообщили в РСА порталу 711.

Глава РСА, И.Юргенс, отмечает, что предположительно новая система начнет работать уже в июне, после утверждения общим собранием членов союза, собрание пройдет 7 июня текущего года. В данный момент Российский союз автостраховщиков готовит нужную документацию, чтобы запустить систему в действие. Что касается возможных возражений ФАС, то РСА настаивает, что введение описанного выше механизма покупки ОСАГО - это не обязанность для автомобилистов, а опция, которой можно воспользоваться или отказаться вовсе. С введением агента РСА, клиент по-прежнему может обратиться в конкретную страховую компанию. Впрочем, он может прибегнуть и к услугам агента, а именно, прийти в любую компанию и купить полис одного из страховщиков ОСАГО.

Ростовское управление Федеральной антимонопольной службы заявило о переквалификации и объединении ряда дел в отношении страховщиков в одно - о создании картельного сговора на рынке автострахования. Своё решение УФАС объясняет сходным характером действий ряда компаний при заключении договоров ОСАГО. Основными претензиями, которые регулярно предъявляются участникам рынка, являются навязывание дополнительных услуг, отказ в оформлении договора по причине отсутствия бланков, а также неправильный расчёт тарифов. Обвинения антимонопольщиков касаются 14 компаний, работающих в сфере автострахования на Дону. По данным Агентства страховых новостей, всего в этом сегменте страхования действует 42 компании, то есть в нарушениях уличены без малого треть игроков рынка.

Ситуация с заключением договоров страхования автогражданской ответственности в последние месяцы действительно достигла критического пика: многие автовладельцы столкнулись с невозможностью оформления полисов ОСАГО, чаще всего по надуманным причинам вроде отсутствия бланков. «Кризис жанра» был связан с запланированными изменениями в законе об ОСАГО: депутаты Госдумы готовили пакет поправок, в соответствии с которыми страховые выплаты должны существенно повыситься при сохраняющейся консервации тарифов. И хотя рассмотрение законопроекта было отложено, страховщики стали ещё более интенсивно использовать возможные способы минимизировать ущерб - вплоть до полного отказа в заключении договоров ОСАГО или предложения купить полис «автогражданки» в пакете с другими услугами (например, страхования жизни).

«Если посмотреть изменения в портфеле, то у одной очень крупной федеральной компании в конце прошлого - начале этого года резко выросли продажи по личному страхованию. Думаю, что на 70–80 процентов этот рост “кросс-продаж” был обеспечен именно незатейливыми и нерыночными методами», - говорит генеральный директор ЗАО МИГ «Страхование сегодня» Андрей Веселков . По его мнению, регулярные нарушения, фиксируемые ФАС, связаны с тем, что практически все страховщики ищут те или иные способы избегать убытков. «Каждый новый проданный полис ОСАГО - это для страховщиков почти гарантированный убыток. И здесь нет никакого сговора - возможно лишь освоение чужого успешного опыта минимизации ущерба», - считает г-н Веселков.

По данным «Эксперт РА», в 2012 году убыточность в ОСАГО значительно выросла (+5,5%), комбинированный коэффициент убыточности для компаний с долей бизнеса в автостраховании больше половины достиг 104%. По оценке директора страховых рейтингов «Эксперта РА» Алексея Янина, реальное значение этого статистического показателя с учётом доходов и расходов по прямому возмещению убытков и судебным делам ещё выше. Впрочем, данные Банка России по ОСАГО носят более оптимистичный для автостраховщиков характер: за 2013 год в Ростовской области было собрано 3,4 млрд рублей страховых премий и произведено выплат на 1,8 млрд рублей.

ФАС России предлагает установить максимальный предельный уровень страховых тарифов по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) для закрепления ценовой конкуренции на рынке. Сейчас страховщики конкурируют скрыто, нарушая постановление правительства.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предлагает установить максимальный предельный уровень страховых тарифов по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) для закрепления ценовой конкуренции на рынке, говорится в материалах ФАС, цитируемых РИА «Новости» .

Конкуренция в неконкурентном поле

По данным ведомства, страховщики ОСАГО ведут скрытую ценовую конкуренцию, предлагая клиентам подарки и скидки, тем самым нарушая страховое законодательство, а также закон о защите конкуренции.

Действующее регулирование рынка ОСАГО предполагает отсутствие ценовой конкуренции между страховщиками. Тарифы и структура их применения участниками рынка при определении страховой премии по договору устанавливаются согласно постановлению правительства.

Доля страховой премии, предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее чем 80% от страховой премии, а расходы на осуществление обязательного страхования не должны превышать 20%.

По данным ФАС, некоторые страховщики, их агенты, а также брокеры, действующие в интересах компаний, предлагают клиентам компенсацию части страхового платежа в размере всего от 5 до 25% стоимости полиса. Кроме того, в борьбе за заключение госконтракта на право заключения договора ОСАГО предприимчивые страховщики предлагают заказчикам тарифные ставки ниже предусмотренных конкурсной документацией, отмечают в ФАС.

Подобные факты, по мнению ведомства, свидетельствуют о том, что страховые организации имеют возможность снижать размеры страховых тарифов.

Расхождения с Минфином

ФАС России требует внесения изменения в федеральный закон (ФЗ) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в части установления максимальных предельных уровней страховых тарифов.

«С одной стороны, по усмотрению страховой компании может происходить снижение страховой премии при заключении договора ОСАГО за счет снижения размера нагрузки, то есть за счет снижения расходов на осуществление ОСАГО, без изменения при этом части страховой премии, направляемой на текущие выплаты», -- говорится в сообщении ведомства.

По мнению службы, при необходимости страховщики могут в такой ситуации увеличить часть премии, необходимой для выплаты компенсаций и формирования страховых резервов.

Министерство финансов России полагает, что установление максимального уровня тарифов позволит страховщикам снизить их, а также сократит уровень отчислений в резервы компенсационных выплат. Минфин России также считает, что ведение ценовой конкуренции на рынке ОСАГО является преждевременным.

ФАС настаивает, что данное изменение не приведет к увеличению и беспредельному снижению размера страховой премии, поскольку максимальная ставка будет соответствовать тарифу, рассчитанному в соответствии с требованиями постановления. А изменение нагрузки в структуре тарифной ставки позволит компаниям более гибко осуществлять деятельность по ОСАГО, что позволит повысить качество представления данной страховой услуги.

Претензии к союзу автостраховщиков

А на прошлой неделе антимонопольное ведомство сообщило о признании Российского союза автостраховщиков (РСА) нарушителем ч. 3 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» (запрет на координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов).

Неправомерные действия РСА выразились в координации экономической деятельности страховых организаций, которая приводит к установлению тарифов на услуги агентов по реализации полисов ОСАГО.

ФАС возбудила дело в связи с установлением РСА предельного уровня комиссионного вознаграждения агентам за реализацию полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в размере 10% от страховой премии, а также санкций за превышение такого уровня.

В ходе рассмотрения дела РСА мотивировал установление указанного тарифа тем, что «выплата агентского вознаграждения в большем размере означает, что агентское вознаграждение выплачивается за счет средств, предназначенных для осуществления страховых выплат». Однако ФАС сочла подобный довод несостоятельным.

С учетом того что продажа полисов ОСАГО осуществляется страховщиками через различные каналы, в том числе без посредничества агентов в офисах страховщика, страховщик имеет возможность перераспределять средства между такими каналами. Такое перераспределение средств может быть обусловлено, в частности, эффективностью работы посредника и не влияет на формирование страховщиками резервов для осуществления выплат потерпевшим.

Следовательно, размер агентского вознаграждения должен устанавливаться страховщиком самостоятельно по его усмотрению, а его ограничение на основании решения РСА снижает возможность страховщиков конкурировать за агентов, являющихся значимым каналом привлечения клиентов, полагают в ФАС.