Кредитно-денежная (монетарная) политика государства. Кредитно-денежная политика Де неж но кре дит ная

Кредитно-денежная политика государства — это совокупность экономических мер по регулиро­ванию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, заня­тости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.

Кредитно-денежная политика проводится Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным банком и государственными институтами денежно-кредитной по­литики является организация стабильности денежного об­ращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

Кредитно-денежная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада - в увеличении предло­жения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождающегося инфляцией, - в ограничении предложения денег для ог­раничения расходов.

Субъектом кредитно-денежной политики является Центральный банк страны, который с помощью опреде­ленных методов воздействует на предложение и спрос на денежном рынке. Центральный банк меняет объём де­нежного предложения в стране путём регулирования раз­меров избыточных резервов, имеющихся в коммерческих банках, которые имеют решающее значение для способ­ности банковской системы создавать деньги. В его распо­ряжении имеются инструменты прямого (операции с го­сударственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение учётной ставки и нормы обязательных резервов). Все эти инструменты влияют на резервы коммерческих банков и тем самым на норму про­цента и предложение денег.

Операции на открытом рынке (операции с государ­ственными ценными бумагами) - это покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. В ка­честве экономических партнёров при этом выступают коммерческие банки и население. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (государственных облигаций) Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо их изъятие.

Центральный банк осуществляет выпуск государс­твенных краткосрочных ценных бумаг с целью покрытия дефицита государственного бюджета (той части государственных расходов, которая не покрывается за счет сбора налогов).

Продавая государственные ценные бумаги (ГКО), Цен­тральный банк уменьшает предложение денег. И наобо­рот.

Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).

Учётная ставка - это процент, под который Централь­ный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Уровень учётной ставки устанав чивает Центральный банк. Коммерческий банк, получая ссуду, выдаёт своё долговое обязательство, гарантируемое дополнительным финансо­вым обеспечением в виде государственных краткосрочных облигаций и коммерческих векселей.

Изменение нормы обязательных резервов. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий:

  • при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы коммерчес­ких банков, что ведёт к мультипликативному уменьше­нию денежного предложения
  • при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег

Монетарная политика связана с регулированием денежной массы в обращении. Осуществляет денежную политику ЦБ. ЦБ осуществляет регулирование как наличного так и безналичного денежного обращения. Денежно-кредитная политика- эффективный инструмент в борьбе с инфляцией.

Меры, которые использует ЦБ для уменьшения денежной массы в обращении:1. денежные реформы,2. Повышение %ставок по кредиту,3. Увеличение резервов, которые должны хранить кб в ЦБ. Операции по увеличению кол-ва денег в обращении:1. Введение новых денежных знаков(например,купюра в 5000р.)2. Уменьшение % по кредитам,3. Уменьшение размеров резервов кб, которые должны храниться в ЦБ. в его распоряжении инструментов реа­лизует цели денежно-кредитной политики, основные разновидно­сти которой - это поддержание на определенном уровне денеж­ной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Жесткая политика предполагает под­держание соответствия денежной базы уровню целевого показате­ля денежной массы. Гибкая монетарная политика соответствует поддержанию определенной целевой ставки процента. На практи­ке обычно реализуется некоторый промежуточный вариант.

Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во мно­гом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы. Если необ­ходимо предохранить экономику от неожиданных изменений ско­рости обращения денег, то предпочтение может быть отдано под­держанию процентной ставки.

Центральный банк не может одновременно фиксировать денеж­ную систему и процентную ставку. Для поддержания относитель­но устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вы­нужден будет расширять предложение денег и наоборот.

Механизм денежно-кредитной политики. Обычно выделяют четыре основных звена механизма денежно-кредитной политики. Это: 1) изменение величины предложения денег; 2) изменение про­центной ставки; 3) реакция совокупных расходов на динамику про­центной ставки; 4) изменение объема выпуска в ответ на измене­ние совокупного спроса - совокупных расходов.

Между изменением предложения денег и реакцией совокупно­го предложения есть еще два промежуточные звена, которые обеспечивают влияние на конечный результат. Изменение процентной ставки происходит путем изменения структуры активов экономи­ческих субъектов. Например, если Центральный банк расширяет предложение денег, то в распоряжении субъектов экономики будет больше денег. Следствием этого станет покупка неденежных акти­вов и снижение ставок кредитов. Но реакция денежного рынка за­висит от характера спроса. Если спрос на деньги достаточно чув­ствителен к изменению процентной ставки, то результатом увели­чения денежной массы станет незначительное изменение ставки и наоборот. Если спрос на деньги слабо реагирует на процентную* ставку, то увеличение предложения денег приведет к существенно­му падению ставки. Очевидно, что нарушения в любом звене меха­низма могут привести к снижению результативности денежно-кре­дитной политики.

Следует иметь в виду, что денежно-кредитная политика сталки­вается с целым рядом ограничений, среди которых нередко отмеча­ют следующие: 1) избыточные резервы, появляющиеся в результа­те политики «дешевых денег», могут не использоваться банками для расширения предложения денежных ресурсов; 2) вызванное денежно-кредитной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обра­щения денег; 3) воздействие денежно-кредитной политики осла­беет, если кривая спроса на деньги станет пологой, а кривая спро­са на инвестиции - крутой; к тому же кривая спроса на инвести­ции может сместиться, не нейтрализовав денежно-кредитную политику.

Тенденции в денежно-кредитной политике. Основными при­емами денежно-кредитного регулирования в соответствии с нео-\" кейнсианскими рекомендациями являются: изменение официаль­ной учетной ставки Центрального банка; ужесточение или ослаб­ление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размера совокупного спроса и занятости, уровней валютного курса и инфляции; использование операций с государственными ценными бумагами для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.

Принципиальным отличием техники денежно-кредитного кон­троля на основе монетаристского подхода стало введение коли­чественных ориентиров регулирования, изменение которых обус­ловливает и изменение направления денежно-кредитной поли­тики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики стал определять и главные объ­екты, и технику денежно-кредитного контроля. Такими по­казателями могут стать как совокупная денежная масса, так и ее отдельные агрегаты.

Государственные органы стран с рыночной экономикой в по­следнее время все чаще сосредоточиваются на «политике разви­тия конкуренции» в банковской сфере, стимулируют конкуренцию, предпринимают меры, направленные против антиконкурентного сотрудничества. Во многих странах осуществляется либерализа­ция внутренних и международных финансовых рынков, отменя­ются контроль над процентными ставками коммерческих банков, ограничения для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. Широкий до­ступ иностранных банков на местные рынки часто рассматривается как необходимый фактор повышения эффективности банков­ского сектора.

Еще по теме 40. денежно-кредитная политика.:

  1. 1.1. Денежно-кредитное регулирование и денежно-кредитная политика
  2. 7.2.Денежно-кредитная политика.\r\n Методы денежно-кредитного регулирования
  3. Центральный банк, его задачи и функции. Денежно-кредитная политика Центрального банка

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология -

Денежно-кредитная политика государства (Монетарная политика ) (Monetary policy ) - это способность государства оказывать воздействие на денежно-кредитную систему, а следовательно, на ставку процента и через нее на инвестиции и реальный ВВП .

Цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивой денежной системы, национальной валюты. При этом используется три основных инструмента:

  1. Изменение нормы обязательного резервирования (уровня резервных требований). Обязательные резервы сокращают кредитные ресурсы коммерческих банков, а следовательно, и объем циркулирующих в стране денежно-кредитных средств. Эти резервы в России хранятся в виде беспроцентных вкладов в Банке России. Увеличение нормы резервирования уменьшает денежный мультипликатор, и наоборот, уменьшение нормы резервирования увеличит денежную массу: исходная сумма банковских депозитов многократно используется для предоставления ссуд, при каждом обороте уменьшаясь на величину резервных требований. При средней норме резервирования 0,1 общая сумма кредитных ресурсов коммерческих банков составит величину, превышающую в 10 раз сумму банковских депозитов.
  2. Изменение учетной ставки центрального банка - ставки рефинансирования. Снижение учетной ставки уменьшает цену кредита и способствует увеличению размеров кредитования и наоборот. Повышение учетной ставки помогает сдерживать спрос на иностранную валюту. Чаще всего центральный банк предоставит кредит коммерческому банку под залог пакета высоколиквидных ценных бумаг (государственных облигаций, корпоративных ценных бумаг). Такая ставка называется ставкой по ломбардному кредиту. Таким образом, учетная ставка тесно связана с доходностью государственных ценных бумаг: повышение учетной ставки автоматически увеличивает доходность государственных ценных бумаг. За первое полугодие 2000 года ЦБ РФ четырежды снижал учетную ставку, понизив ее с 55 до 28%.
  3. Операции на открытом рынке. Этот инструмент денежно-кредитной политики наиболее широко используется в развитых странах. Центральный банк, выкупая государственные ценные бумаги у коммерческих банков, увеличивает их кредитные ресурсы и наоборот. Часто центральный банк осуществляет такие операции в форме соглашения об обратном выкупе (РЕПО), когда он продает ценные бумаги с обязательством их выкупа по (обычно) более высокой цене через некоторый срок.

Рынок государственных ценных бумаг начал формироваться в Российской Федерации с 1993 года и к осени 1998 года был представлен государственными краткосрочными обязательствами (ГКО), облигациями федерального займа (ОФЗ), облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Проценты по ним выплачиваются из федерального бюджета, а для погашения ранее выпущенных облигаций (в основном ГКО - ОФЗ) необходимо было эмитировать все новые выпуски (транши). Размещение новых траншей встречало все большие трудности. Для решения этой задачи повышалась доходность государственных ценных бумаг и привлекались на данный рынок нерезиденты. При этом основная масса ГКО-ОФЗ находилась в портфелях Центробанка и Сбербанка. К августу 1998 года доходность этих облигаций достигла 170 % годовых. Разрастание пирамиды государственных облигаций отвлекало деньги от реального сектора экономики, так как операции с ними давали баснословную, ни с чем не сопоставимую прибыль. Сомнения в возможности государства поддерживать данный рынок увеличили атаки на рубль, что, в конечном итоге, привело к сокращению валютных резервов Банка России, к падению курса рубля, к острейшему бюджетному кризису. 17 августа 1998 года пирамида ГКО-ОФЗ рухнула. Значительная часть этих облигаций, принадлежащих преимущественно ЦБ РФ и Сбербанку, была переоформлена в долговые обязательства государства с минимальным доходом и со сроком погашения во втором десятилетии XXI века. Облигации, принадлежавшие частным лицам, были погашены на сумму 150 млрд. руб. в 1999 году. В феврале 2000 года правительство вновь прибегло к выпуску ГКО с трехмесячным сроком погашения с доходностью примерно 20% годовых.

Денежно-кредитная политика может быть жесткой, когда денежная масса поддерживается на определенном уровне, и гибкой, когда государство стремится поддерживать на определенном уровне ставку процента. Но Центробанк не может одновременно фиксировать и денежную массу, и ставку процента. Так, при увеличении спроса на деньги , стремясь "удержать" денежную массу на определенном уровне, он вынужден будет согласиться на повышение процентной ставки (рис. 1), а для недопущения роста процентной ставки вынужден будет увеличить предложение денег (рис. 2).

На практике государство чаще будет сочетать эти две цели денежно-кредитной политики, так как последовательно жесткая политика приведет к увеличению процентной ставки, к удорожанию кредита, к сокращению совокупного спроса и совокупного предложения . На рис. 3 показан вариант относительно гибкой денежно-кредитной политики. Во всех этих случаях речь идет о реальном денежном предложении:

Денежно-кредитная политика государства тесно связана с фискальной и внешнеэкономической политикой. Она должна учитывать и взаимосвязь основных макроэкономических переменных (денежной массы, ставки процента, совокупного спроса, объема выпуска), и ожидания инвесторов и населения (покупателей), и степень доверия резидентов и нерезидентов к действиям правительства. Эффективность денежно-кредитной политики зависит и от степени независимости Центробанка как ветви власти, и от квалификации, искусства его руководства. Как правило, политика устойчивости цен и валютного курса несовместима с мягкой фискальной политикой и с политикой фиксированного обменного курса, когда внутренняя денежная политика будет зависеть от притока и оттока иностранной валюты в страну.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.

Осуществляет кредитно-денежную политику Центральный банк или организации, выполняющие функции Центрального банка (Федеральная резервная система США).

Кредитно-денежная политика базируется на принципах монетаризма. Главным ее преимуществом перед бюджетно-налоговой политикой является оперативность и гибкость. Поскольку она проводится Центральным банком, а не парламентом страны, она гораздо меньше подвержена политическому влиянию.

Отрицательным моментом по сравнению с бюджетно-налоговой политикой является косвенный характер воздействия кредитно-денежной политики на экономику, опосредованный определенными «передаточными механизмами». Центральный банк способен оказывать преимущественно косвенное воздействие на коммерческие банки с целью сокращения или увеличения ими кредитов, что в свою очередь способствует финансовой стабилизации, укреплению денежного обращения, расширению инвестиций и, в конечном итоге, экономическому росту в стране.

Основными целями кредитно-денежной политики государства являются:

* смягчение циклических колебаний экономики;

* сдерживание инфляции;

* стимулирование инвестиций;

* обеспечение полной занятости;

* регулирование темпов экономического роста;

* обеспечение устойчивости платежного баланса.

Достижения поставленных целей Центральный банк добивается путем воздействия на промежуточные звенья механизма кредитно-денежного регулирования: денежную массу, ставку процента, обменный курс валюты.

Различают пассивную и активную кредитно-денежную политику.

Под пассивной политикой понимают изменения денежных параметров, возникающие вследствие осуществления государством фискальной (бюджетно-налоговой) политики.

Проводя активную политику , государство при помощи специфических инструментов кредитно-денежной политики воздействует на денежный рынок для достижения поставленных целей.

Выделяют два типа кредитно-денежной политики: стимулирующую и ограничительную.

Стимулирующая кредитно-денежная политика (кредитная экспансия) осуществляется в целях увеличения экономической активности в стране путем увеличения денежного предложения и снижения цены денег (ставки процента).

Например, в условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру, расширяя кредит и снижая нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Ограничительная кредитно-денежная политика (кредитная рестрикция) направлена на сдерживание инфляционного экономического роста и предполагает сокращение объемов денежного предложения и увеличение цены денег.

Можно также выделить долгосрочную и краткосрочную кредитно-денежную политику. Они различаются по своим результатам. В краткосрочном периоде кредитно-денежная политика в большей мере влияет на объем национального производства и в меньшей - на цены. В долгосрочном периоде, напротив, она оказывает преимущественное воздействие на уровень цен, лишь незначительно влияя на реальный объем выпуска.

Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег L s в зависимости от угла наклона кривой L s изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе М (рисунок 1.1, б), либо на процентной ставке r.

Очевидно, что центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную систему и процентную ставку. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение денег, чтобы сбить давление вверх на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой спроса на деньги L D и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой L S от точки А к точке В).

Денежно-кредитная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

Можно выделить четыре звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:

* изменение величины реального предложения денег (M /р) S в результате пересмотра центральным банком соответствующей политики;

* изменение процентной ставки на денежном рынке;

* реакция совокупных расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;

* изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Между изменением предложения денег и реакцией совокупного предложения есть еще две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат.

Изменение рыночной процентной ставки происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как в результате, скажем, расширительной денежной политики центрального банка на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, т.е. в итоге снижение процентной ставки.

Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку, то увеличение предложения денег приведет к существенному падению ставки.

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Денежно-кредитная политика имеет значительную внешнюю проблему (время от принятия решения до его результата), так как влияние ее на размер ВВП в значительной степени связано через колебания процентной ставки с уменьшением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет ее проведение, ибо запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

В целом денежно-кредитная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем:

* избыточные резервы, появляющиеся в результате политики «дешевых денег», могут не использоваться банками для расширения предложения денежных ресурсов;

* вызванное денежно-кредитной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег;

* воздействие денежно-кредитной политики ослабится, если кривая спроса на деньги станет пологой, а кривая спроса на инвестиции - крутой; к тому же кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав денежно-кредитную политику.

(ДКП) страны – это совокупность мероприятий в области кредита и денежного обращения, направленных на достижение экономического благополучия страны. Выбор ДКП обусловлен в первую очередь целями, которые должны быть достигнуты. К числу возможных целей ДКП эксперты относят следующие:

  • Укрепление национальной валюты.
  • Повышение уровня занятости населения.
  • Увеличение темпов экономического роста.
  • Стабилизация национальной экономики.

Принципы регулирования экономики

В общем виде ДКП может быть рестрикционной и экспансивной. Первый вид предполагает введение ограничений на банковские операции, второй, напротив, их стимулирование.

Видно, что ЦБ может использовать разнообразные инструменты для реализации ДКП. В их числе:

  • Регулирование нормы резервирования. Каждый должен хранить часть своих активов на счету в Центробанке. Доля таких активов и называется нормой резервирования. Банки могут оказывать услуги кредитования только тогда, когда у них достаточно денег сверх зарезервированной суммы. Повышая норму резервирования, ЦБ подталкивает коммерческие банки к повышению процентных ставок, снижая таким способом привлекательность предложений банков для потребителя. На данный момент ставка резервирования составляет 3,5% для счетов юридических, физических лиц, а также для счетов в иностранной валюте. Нарушение норматива грозит недобросовестному банку штрафом, размер которого не может превышать две ставки рефинансирования (ставки, по которой предоставляется кредит КБ).
  • Действия через . ЦБ может регулировать ДКП и посредством покупок и продаж ценных бумаг коммерческих банков на открытом рынке. Схема следующая: покупка ценных бумаг банка приводит к увеличению его резервов, а, следовательно, и к повышению денежного предложения. Продажа приводит к обратному эффекту.
  • . ЦБ регулярно выдает кредиты коммерческим банкам. Меняя процентную ставку, ЦБ может влиять на резервы банков.
  • . Осуществляется ЦБ в форме интервенций – ЦБ выходит на валютный и производит покупку или продажу иностранной валюты, оказывая таким способом влияние на курс.

Классификация методов ДКП

Самая распространенная классификация методов ДКП предлагает делить их на прямые (административные) и косвенные (экономические). Каждый из видов методов имеет свои преимущества и недостатки.

Прямые методы влияют на экономическую систему в целом. Наглядный пример прямого метода ДКП – изменение нормы резервирования. Привлекательность этих методов заключается в том, что последствия от их реализации гораздо легче прогнозировать, а на разработку не требуется много времени и финансов. Однако прямые методы считаются грубыми, так как могут привести банки к нерациональному распределению ресурсов и подтолкнуть банковский рынок к монополии. пользовался прямыми методами вплоть до 1995 года, после чего отказался от них, однако, вынужден был вернуться к ним в 1998 году, в кризисное время.

Косвенные методы позволяют, напротив, избежать деформаций и патологий развития рынка, однако, последствия от их реализации довольно сложно предсказать. Тем не менее, сейчас в нормативных документах официально закреплен переход от административных методов к экономическим.

Виды ДКП

Выделяют два основных вида ДКП: жесткая и гибкая.

Как видно из схемы, жесткая политика направлена на поддержание на одном уровне денежной массы (Δ M – это прирост денежной массы). денег S m вертикальная, так как изменению подлежит процентная ставка Δ r .

При гибкой монетарной политике кривая S m горизонтальна, так как напротив ЦБ воздействует на денежную массу, предпочитая поддерживать процентную ставку на уровне. К гибкой монетарной политике ЦБ прибегает, когда стоит задача нивелировать влияние скорости оборота денег на национальную экономику.

Вид монетарной политики влияет на спрос на инвестиции, который в свою очередь оказывает влияние на степень зависимости объемов производства и занятости от предложения денег. Ниже график зависимости спроса на инвестиции от монетарной политики:

Из графика видно, что жесткая , позволяет значительно повлиять на размер инвестиции I (благодаря амплитудному изменению процентной ставки), в то время как гибкая – лишь незначительно.

Актуальная проблема: влияние электронных денег на ДКП

Проблема следующая: бесконтрольный выпуск электронных денег способен привести к значительному увеличению денежной массы, следовательно, и к стремительному росту инфляции. может вырасти, даже если роста денежной массы не произойдет – этому способствует повышение скорости денежного оборота.

В качестве превентивных Центробанком могут быть приняты следующие меры:

  • Введение обязательной нормы резервирования для эмитентов электронных денег.
  • Ограничение числа эмитентов электронных денег с целью упрощения процедуры контроля за ними.
  • Введение процентной ставки по суммам, привлеченным с эмиссии электронных средств.

Помимо того, что эмиссия электронных денег повышает инфляцию, она также «отбирает» у ЦБ часть эмиссионного дохода, который называется также сеньораж . Несмотря на то, что падение эмиссионного дохода до того уровня, когда он не сможет покрывать эмиссионные , займет длительный срок, ЦБ следует задумываться о минимизации потерь загодя. Эксперты не исключают вероятность монополизации выпуска электронных денег.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш