Контрольная работа: Инновационный фактор в развитии экономики. Фундаментальные исследования Инновационный фактор в развитии мировой экономики

Тема: Инновационный фактор в развитии экономики

Тип: Контрольная работа | Размер: 66.88K | Скачано: 91 | Добавлен 20.01.14 в 21:41 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Орел 2013


Введение 3

1. Инновационный фактор в развитии экономики 4

2. Определить чистый дисконтированный доход, индекс доходности и срок окупаемости капитальных вложений 8

Заключение 11

Список литературы 12

Введение.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что инновации лежат в основе развития материальной и духовной культуры общества, что главной характерной чертой новых систем внутрифирменного управления должна стать ориентация на долгосрочную перспективу, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала.

Экономика является составной частью материальной культуры и ее развитие основано на практическом применении новых идей, открытий и т.д. Поэтому инновации являются движущей силой развития общественного производства.

Основная цель контрольной работы заключается в рассмотрении воздействия инновационного фактора на качество экономического роста.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Ознакомиться с основными инновационными факторами в развитии экономики.

1. Инновационный фактор в развитии экономики.

В настоящее время усиливается значение инновационного фактора в экономике страны. В современных условиях развитие науки становится непременным условием создания предпосылок устойчивого духовного, интеллектуального, научно-технического и социально-экономического развития общества и государства. Высокие технологии — это та сфера, которая может решить самые амбициозные задачи в социально-экономическом развитии любого государства. Именно они являются тем мощным рычагом, с помощью которого многие страны не только преодолевают спад в экономике, но и обеспечивают ее структурную перестройку и насыщают рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Особенностью развития экономики России на современном этапе является формирование социально-экономической системы, в которой доминирующую роль играет инновационная деятельность, как фактор, обеспечивающий конкурентные преимущества высшего порядка. В целом построение инновационной экономики и системы управления ею заключается в принципиальной реструктуризации направлений развития, новых подходах к обоснованию приоритетов, значительной модернизации методов и форм использования ресурсов на всех уровнях инновационной системы, коренной трансформации взаимодействия «науки — бизнеса — власти — общества».

Под инновацией мы понимаем творческий процесс реализации идеи, получивший воплощение в виде нового товара, услуги, технологии, формы организации, метода управления, изменения в качестве рабочей силы, которые представляют собой инструмент удовлетворения потребностей на качественно новом уровне, имеют положительный экономический и социальный эффекты и дают стратегические конкурентные преимущества их обладателям.

Этапы инновационного развития в экономике страны

Модель инновационного развития наряду с использованием традиционных конкурентных преимуществ в энергосырьевом секторе предполагает создание и активизацию новых факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Это - прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализация экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики. Действие этих факторов суммарно обеспечивает выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 106,4 - 106,5 % в год.

Инновационное развитие российской экономики до 2020 года будет проходить в 2 этапа, различающиеся по условиям, факторам, рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства.

Первый этап (2008 - 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).

Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития. Данный этап характеризуется следующими условиями экономического развития:

1) адаптация экономики к негативным явлениям на мировых финансовых рынках;

2) сужение возможностей форсированного наращивания энергетического и сырьевого экспорта, адаптация экономики к ухудшению внешнеэкономической конъюнктуры и снижению мировых цен на нефть и сырье;

3) сокращение предложения трудовых ресурсов в связи со снижением численности населения в трудоспособном возрасте, обострение дефицита профессиональных кадров;

4) негативное влияние на экономику ограничений со стороны энергетической и транспортной инфраструктуры;

5) усиление конкуренции на внутренних рынках, связанной, с одной стороны, с возрастанием требований потребителей к качеству товаров, с другой - с исчерпанием ценовых конкурентных преимуществ обрабатывающих производств;

6) изменение макроэкономической ситуации, прекращение укрепления рубля в связи со снижением внешнеторгового сальдо.

Второй этап (2013 - 2020 годы) - это рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Основные приоритеты экономической политики на втором этапе в области инновационного развития включают следующее:

1) интеграция национальной инновационной системы в глобальную инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса;

2) расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста;

3)обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий, формирование центров глобальной компетенции в обрабатывающей промышленности, сфере интеллектуальных услуг и других секторах экономики, решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами.

Эффективность инновационного фактора в развитии экономики во многом определяется инновационной инфраструктурой. Поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики, инновационного потенциала общества. Инновационная инфраструктура - это совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. Она предопределяет темпы развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности.

Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является приоритетной региональной и федеральной проблемой[

Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах. Обеспечение устойчивого инновационного развития регионов России позволит решить такую важную задачу реализации государственной политики, как поддержание конкурентоспособности и достижение высокого уровня и качества жизни населения.

2. Определение чистого дисконтированного дохода, индекса доходности и срока окупаемости капитальных вложений:

Без учета дисконтирования;

С учетом дисконтирования при норме дисконта, равной 0,2.

Исходные данные приведены в таблице.

Показатель

1. Объем капиталовложений, тыс.руб.

2. Объем реализации продукции (без НДС), тыс. руб.

3. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

4. В том числе амортизация, тыс. руб.

5. Налоги и прочие отчисления из прибыли, тыс. руб.

Определим чистый дисконтированный доход (ЧДД) по формуле:
где Rt - результаты, достигаемые на t-ом шаге расчета; Зt - затраты, осуществляемые на том же шаге; Т - временной период расчета; Е - норма дисканта; К - сумма дисконтированных капиталовложений.

Если величина ЧДД инвестиционного проекта положительна, проект является эффективным и может быть принят. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект.

ЧДД = (4000 - 3000 + 300 - 200) × 1/(1+0,2) + (8000 - 5500 + 400 - 400) ×1/(1+0,2)² + (10000 - 6000 + 400 - 500) ×1/(1+0,2)³ + (10000 - 6000 + 400 - 500) ×1/(1+0,2) - 5000 × 1/(1+0,2) - 1000 ×1/(1+0,2)² = 916,3 + 1735 +2258,1 +1879,8 - 4165 - 694 = 1930,2 >

Индекс доходности представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капитальных вложений.
Если индекс доходности равен или больше единицы (ИД> 1), то инвестиционный проект эффективен, а если меньше единицы (ИД< 1), то неэффективен.

Рассчитаем индекс доходности (ИД) по формуле:

ИД = 916,3 + 1735 +2258,1 +1879,8 / 4165 + 694 = 6789,2/ 4859 = 1,4 >

Рассчитаем срок окупаемости капитальных вложений (Сок):

Без учета дисконтирования:

6000 - 3600 = 2400;

2 года 7,5 мес.

С учетом дисконтирования:

916,3+1735=2651,3;

4859 - 2651,3= 2207,7;

2207,7/188=11,7;

2 года 11,7 мес.

1) ЧДД = 1930,2 > 0, что говорит о прибыльности проекта.

2) ИД = 1,4 > 1, что говорит об эффективности проекта.

Заключение.

В заключении на основе предоставленного материала контрольной работы можно сделать выводы.

Для обеспечения устойчивого прогресса в переходе экономики на инновационный путь развития важным станет сочетание следующих направлений инновационного развития секторов российской экономики:

1)повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала высокотехнологичных секторов экономики на основе разработки и внедрения передовых технологий;

2)разработка совокупности «прорывных» технологий, определяющих возможность формирования новых рынков высокотехнологичной продукции (услуг), развития новых индустрий, модернизации широкого круга секторов экономики;

3)технологическая модернизация публичного сектора и инфраструктурных секторов, расширение спектра новых и качественных публичных услуг;

4)повышение эффективности, снижение ресурсоемкости, расширение переделов в сырьевых отраслях.

Как результат, в перспективе Россия может достичь 5-10% доли на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 8-10 позициям, включая: ядерные технологии; авиастроение; судостроение; программное обеспечение; вооружения и военная техника; образовательные услуги; космические услуги и производство ракетно-космической техники.

Была решена задача, в результате получен ответ:

1) ЧДД = 1930,2 > 0, что говорит о прибыльности проекта.

2) ИД = 1,4 > 1, что говорит об эффективности проекта.

3) Сок = 2 года 11,7 мес. (с учетом дисконтирования при норме дисконта 0,2).

Сок = 2 года 7,5 мес.(без учета дисконтирования).

Список литературы.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

УДК 338.431.7

Инновационный фактор стратегии экономического развития России

Innovative factor of strategy of economic development of Russia

Гончарова Елена Вячеславовна

Goncharova Elena Vyacheslavovna

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры «Экономика и менеджмент»

e-mail: [email protected]

Старовойтов Михаил Карпович

Starovoytov Mikhail Karpovich

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры «Экономика и менеджмент»

Волжский политехнический институт (филиал)

Волгоградского государственного технического университета,

Старовойтова Яна Михайловна

Starovoytov Ya. M.

кандидат химических наук, доцент

Волгоградский государственный технический университет

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются особенности стратегии инновационного развития в условиях осуществления политики импортозамещения и инновационной ориентированности российской экономики. Анализируются ключевые направления осуществления инновационных стратегий по отношению к субъектам малого предпринимательства. Авторы рассматривают функционирование малых предприятий на региональном уровне с позиции развития инновационного потенциала. Подчеркивается значимость формирования инновационных региональных модулей как элементов национальной инновационной системы России. В качестве практического примера дана характеристика развития Волгоградской области.

Abstract

In the present article features of strategy of innovative development in the conditions of implementation of policy of import substitution and innovative orientation of the Russian economy are considered. The key directions of implementation of innovative strategy in relation to small business entities are analyzed. Authors consider functioning of small enterprises at the regional level from a position of development of innovative potential. The znamichost of formation of innovative regional modules as elements of national innovative system of Russia is emphasized. As a practical example the characteristic of development of the Volgograd region is given.

Ключевые слова: инновационное развитие, регион, инновационный потенциал, малое предприятие, стратегия

Keywords: innovative development, region, innovative potential, small enterprise, strategy

Введение

Инновационное развитие региона может быть во многом обеспечено осуществлением инновационной стратегии. Перспективные изменения необходимо прогнозировать с учетом существующих тенденций, проводя ретроспективный анализ и на перспективу с предвидением возможных путей развития, согласованных с насущными потребностями бизнеса и населения, а также с осуществлением правильного выбора стратегии.

Особенности стратегии инновационного развития России

Национальная экономическая стратегия России содержит в своей основе задачи формирования мощного инвестиционного потенциала региона, учитывающего его специфику развития и особенности – территориальную протяженность и ресурсный потенциал. Следовательно, необходимо уделять достаточное внимание вопросам региональной инвестиционной политики, которая является важным фактором формирования национальной инновационной системы России.

Мощный инновационный импульс, побуждающий разрабатывать и внедрять новые технологии, представляет собой ориентация на экспортные рынки, которая призывает постоянно совершенствовать процесс продвижения новых технологий на межрегиональные рынки страны, передавая тем самым инвестиционный и инновационный посыл другим регионам.

Отдаленные от политического центра регионы – приграничные регионы, Сибирь, Дальний Восток и Север России – в большинстве случаев используют только собственные ресурсы и учитывают возможности, предоставляемые рынком . Авторы статьи подчеркивают, что в большей степени к инновационной деятельности готовы именно депрессивные регионы, поскольку они испытывают потребность преодоления кризиса за счет новых технологических решений, связанных со снижением затрат или созданием принципиально новых товаров параллельно с формированием новых компаний. Стремление к созданию инноваций значительно реже возникает в регионах, где существующая структура промышленности способна обеспечивать стабильный доход, создавая таким образом условия экономической и политической стабильности. С учетом целей и задач новой российской стратегии наиболее кризисные регионы могут выступить аккумуляторами инновационного процесса в целом по стране. Можно сделать вывод, что процесс формирования инновационной региональной экономики необходимо начинать именно в тех регионах, где существуют предпосылки для появления и развития малого и среднего инновационного предпринимательства, играющего роль опоры региональной экономики.

В плане развития малого бизнеса, по мнению авторов, важно обеспечить решение следующих задач:

Значительное увеличение численности трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

Совершенствование законодательной базы малого предпринимательства;

Устранение административных барьеров в организации и развитии бизнеса;

Введение налоговых льгот для предпринимателей.

Решая проблемы развития малого бизнеса, не следует забывать о проблемах общего развития пирамиды бизнеса на региональном и федеральном уровнях, т.к. именно в результате конкуренции между предприятиями малого бизнеса вырастают средние предприятия, а на основе жесткой конкуренции между ними образуются крупные предприятия, которые становятся локомотивами развития регионов РФ и России в целом, для усиления конкурентных позиций России за рубежом.

Можно сделать вывод, что важно обеспечить эффективную структуру функционирования бизнеса за счет увеличения малого и среднего бизнеса.

Совокупность факторов формирования инновационной модели авторы статьи условно разделяют на три группы:

Институциональные факторы – к ним относится адекватность законодательного обеспечения инновационных процессов и условий их реализации;

Научно-технические факторы – степень информационного обеспечения всех процессов и эффективность функционирования национальных инновационных систем;

Социально-образовательные факторы – уровень и качество образования населения, возрастная структура и социокультурные детерминанты.

Уровень, структура и качество профессиональной подготовки обеспечивают возможность формирования и высокую эффективность инновационных процессов.

Российская национальная инновационная система с позиции авторского подхода рассматривается как совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которого осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий.

В качестве базовых задач государства с целью развития национальной инновационной системы можно выделить:

Развитие научно-исследовательской сферы, обеспечение процессов расширенного воспроизводства знаний, создание условий и стимулов для сотрудничества с предпринимательской средой;

Создание условий для технологической модернизации экономики и обеспечение функционирования предпринимательской конкурентной среды, субъекты которой должны обладать стратегическим мышлением, готовностью к обучению, усвоению и применению знаний;

Формирование систем трансфера знаний с необходимыми обратными связями, их распределение и трансформацию в конкурентные технологии для предпринимательства, с ориентацией научно-исследовательской сферы на удовлетворение инновационных потребностей развития производства.

Скорость перехода к инновационной модели развития во многом зависит от числа субъектов, способных воспринимать и инициировать инновации. Это касается не только работников производственной и научно-исследовательской сфер. Инновационным мышлением и поведением должны обладать те, кто принимает управленческие решения, а также те, кто разрабатывает для этого законодательную базу.

Особую роль в развитии средних и малых региональных предприятий играет повышение конкурентоспособности и продвижение их продукции с регионального на всероссийский и международный рынки.
С позиции комплексного подхода можно предложить ряд методов, которые могут использоваться администрацией регионов с целью содействия региональным предпринимателям по освоению новых типов рынков:

Обеспечение защиты и продвижения интересов региональных компаний на российском и международном рынках;

Поощрение и стимулирование процесса развития предприятий с помощью региональных и федеральных программ, государственных национальных проектов;

Оказание субсидирования и предоставление налоговых льгот малым и средним предприятиям региона;

Организация предоставления субъектам инновационной деятельности более дешевых кредитов и инвестиций;

Использование финансового лизинга под региональные гарантии;

Создание бизнес-инкубаторов для малого бизнеса и стимулирование интеграции и формирования объединений малого и среднего бизнеса с целью продвижения производимой ими продукции на межрегиональные, всероссийский и международный рынки.

Развитие и поддержка предпринимательства является одним из определяющих трендов развития большинства стран мира. Выработка стратегии развития предпринимательства является достаточно непростой по исполнению задачей.

Основные принципы, которые способствуют осуществлению стратегического планирования предпринимательства в регионе, включают следующие:

Способствующие достижению значимых целей в достаточно протяженном горизонте времени;

Активизирующие действие организационных, ресурсных, инновационно-технологических факторов;

Обеспечивающие выполнение плана в целом и отдельных его этапов в установленные сроки;

Определяющие выработку алгоритма управленческих решений на основе научной методологии.

Государственное регулирование региональной экономики может осуществляться на базе использования различных подходов: отраслевого, функционального, программного, комплексного.

Являясь активными участниками международного рынка, российские предприятия и регионы постоянно адаптируются к требованиям международной конкуренции. При этом усилия регионов по продвижению на рынках и привлечению инвестиций часто страдают отсутствием сфокусированности на наиболее перспективных отраслях и направлениях. Инвестиционные потоки направляются не туда, где есть только необходимые общие условия – стимулирующее законодательство и благоприятствующая позиция власти, а в первую очередь туда, где есть уже реальные примеры успешного бизнеса в данной отрасли. Потенциал социально-экономического развития от региона к региону отличается и зависит от множества факторов.

Одна из актуальных проблем стратегического развития предпринимательства в регионе – поиск рационального числа количественных показателей, т.к. до настоящего времени информация, находящаяся в органах статистики, не в полной мере удовлетворяет требованиям разработчиков программ.

К числу стратегически значимых Проектов, способных повлиять на развитие Южного Федерального округа и предпринимательства в нем, можно отнести строительство в области крупнейшего транспортного узла в составе международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», для привлечения на российские транспортные коммуникации грузопотоков из прикаспийских государств, Ирана и стран, расположенных на берегу Индийского океана.

Малые и средние предприятия, функционирующие на территории Волгоградской области, имеют льготы по субсидированию затрат, связанных с банковскими кредитами, лизинговыми платежами, арендой недвижимого имущества, оплатой землеустроительных работ, осуществлением образовательных услуг, участием в выставочных мероприятиях и ярмарках, приобретением, созданием и внедрением инновационных технологий, материалов и оборудования по программам энергосбережения. Действующий в области Региональный гарантийный фонд дает возможность предпринимателям, не имеющим полного залогового обеспечения, получить кредит в банке на основе поручительства – оплата за поручительство, предоставляемое Фондом, составляет 2,5 процента .

Волгоградская область находится на третьем месте по количеству малых предприятий среди регионов, входящих в ЮФО (без учета Крыма) . Несмотря на положительную динамику развития малого бизнеса, рост экономических показателей его состояния, их вклад в экономику Волгоградской области не отражает в полной мере уровня его потенциала. С целью развития малого предпринимательства в регионе, снижения издержек по привлечению ими кредитных средств на осуществление хозяйственной деятельности и реконструкцию производства, продолжается реализация уже действующих мероприятий и разрабатываются новые механизмы государственной поддержки предпринимателей. Расширение доступа к информации, использованию новых источников финансирования, развитие сетевого взаимодействия малого и среднего предпринимательства с другими элементами национальных систем – образовательными и научно-исследовательскими организациями и учреждениями общественного сектора – все эти процессы способствуют усилению роли малого предпринимательства в рамках региона.

Органы региональной власти применяют программно-целевой подход к реализации полномочий на местном уровне, включая софинансирование из регионального и федерального бюджетов по муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также повышения прозрачности государственных и муниципальных услуг с помощью их перевода в электронный вид, развития системы многофункциональных центров, развития различных форм инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, инновационной, а также способствующей расширению доступа предприятий к финансовой, имущественной, информационной, образовательной, консультационной поддержке, устранению административных барьеров, защите прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

В качестве информационного составляющей можно рассматривать запуск работы специализированного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности в Волгоградском регионе (адрес: www.investvolga.com). Цель функционирования портала заключается в обеспечении представления инвестиционных возможностей Волгоградской области и наиболее полном информировании всех заинтересованных лиц по всем вопросах, касающимся сферы инвестиций.

Форма совещательных и экспертных органов, призванных консолидировать мнение общества и власти для выработки общей позиции при решении актуальных вопросов в сфере малого предпринимательства динамично развивалась и трансформировалась. В настоящее время функционирует Координационный совет Волгоградской области по развитию малого и среднего предпринимательства, на заседаниях которого поднимаются вопросы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, их кредитования, аренды и другие. В деятельности Координационного совета активно участвуют общественные организации малого бизнеса «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело», областной и районный комитеты профсоюзов работников малых инновационных предприятий, НП «Волгоградский актив предпринимателей», НП «Ассоциация предпринимателей Красноармейского района», Волгоградские областные отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и «Деловая Россия», торгово-промышленные палаты.

В Волгоградской области постоянно проводится планомерная политика по оказанию поддержки и развитию малого и среднего бизнеса, в том числе по созданию благоприятной внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства .

Осуществление данной политики происходит с помощью следующих мероприятий:

Правовое обеспечение функционирования малого предпринимательства, сферы налогового регулирования, процесса предоставления государственных услуг, участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственном заказе;

Выработка эффективных мер поддержки с учетом новых конкурентных вызовов по реализации стратегии импортозамещения и антисанкционной политики России;

Формирование комплекса инфраструктуры, оказывающей поддержку малому и среднему предпринимательству Волгоградской области, особенно на уровне муниципалитета;

Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам на региональном уровне;

Осуществление комплекса мероприятий, связанных с созданием условий развития государственно-частного партнерства, например – проведение рабочих групп и круглых столов с Внешэкономбанком и другими структурами на тему государственного регулирования в сфере государственно-частного партнерства.

Также можно отметить в комплексе средств поддержки малого и среднего бизнеса такое направление как проведение мероприятий по созданию, укреплению и развитию тесных контактов с российскими торговыми представительствами за рубежом.

Эти мероприятия включают:

Информационный блок: повышение информированности иностранных хозяйствующих субъектов о предприятиях Волгоградской области, осуществление поиска новых деловых партнеров;

Координационный блок: заключение новых соглашений о сотрудничестве и партнерстве с зарубежными странами, координация мероприятий по уже заключенным соглашениям с иностранными государствами и субъектами Российской Федерации;

Интеграционный блок: участие в зарубежных и российских мероприятиях, связанных с формированием и продвижение положительного имиджа региона в международном масштабе;

Экспортный блок: создание регионального центра по координации поддержки экспортоориентированных малых и средних предприятий.

Заключение

Рассматривая интернационализацию инноваций с позиции функционального подхода, можно выделить три перспективных направления:

Осуществление корпорациями международной коммерциализации инновационных технологий, разработанных на основе исключительно российских разработок;

Укрепление международного сотрудничества государственных и частных организаций страны в научно-технической сфере, включая действующие на территории страны филиалы транснациональных корпораций;

Разработка различных форм инноваций на базе транснациональных корпораций.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. 29.06.2015г.)
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. – [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/ Дата доступа: 20.09.2017

2. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. Стат. сб./ Росстат. – М., 2015. – 96 с.

3. Областная целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области». – Режим доступа:

4. Беков, Р. С. О роли Волгоградской области в Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. // [Электронный ресурс] http://www.promvest.info Дата доступа: 28.05.2016

5. Материалы Агентства инвестиций и развития Волгоградской области // [Электронный ресурс] http://www.airvo.ru Дата доступа: 28.05.2017

6. Материалы Комитета экономики администрации Волгоградской области // [Электронный ресурс] http://economics.volganet.ru Дата доступа: 28.05.2017

7. Гончарова Е. В. Малое и среднее предпринимательство (инновационно-производственный аспект): учеб. пособие / Е. В. Гончарова, Л. Н. Медведева, М. К. Старовойтов, Я.М. Старовойтова; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2016. – 256 с.

References

1. Federal law from 7/24/2007 of No. 209-FZ (edition of 29.06.2015) "About development of small and average business in the Russian Federation"//ConsultantPlus. Versiyaprof. – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/Date of access: 9/20/2017 (in Russ.).

2. Federal State Statistics Service. Small and average business in Russia. To become. сб. / Rosstat. – M, 2015. – 96 pages (in Russ.).

3. Regional target program "Development and Support of Small Business in the Volgograd Region". – Access mode: http://urp.volganet.ru/export/sites/urp/programma.doc/ (in Russ.).

4. Bekov, R. S.O of a role of the Volgograd region in the Strategy of social and economic development of the Southern Federal District until 2020.// http://www.promvest.info Date of access: 5/28/2016 (in Russ.).

5. Materials of the Agency of investments and development of the Volgograd region// http://www.airvo.ru

6. Materials of Committee of economy of administration of the Volgograd region// http://economics.volganet.ru Date of access: 5/28/2017 (in Russ.).

7. Goncharova E. V. Small and average business (innovative and production aspect): studies. grant / E.V. Goncharov а , L.N. Medvedev, M.K. Starovoytov, Ya.M. Starovoytova; VPI (branch) of VOLGGTU. – Volgograd: IUNL VOLGGTA, 2016. – 256 pages. (in Russ.).

Введение

Сегодняшняя активно развивающаяся экономика диктует фирмам и организациям такие условия, в которых, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса, они вынуждены постоянно эволюционировать. Происходящие в обществе изменения настолько глобальны, что на тот самый раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать времени, его нормам и веяниям, предприниматели должны уметь заинтересовать потенциального клиента, привлечь его новым продуктом или услугой, удержать. Вопросами разработки и внедрения новых проектов с точки зрения менеджмента организацией и занимается инновационный менеджмент. Эта дисциплина уже показала себя как единственно потенциальный путь накопления и систематизации знаний и опыта по внедрению инноваций на предприятиях.

Инновационный менеджмент помогает результативно управлять процессами инновационной деятельности, связанными с созданием, освоением, производством, и распространением среди потребителей новых, прогрессивных продуктов и услуг. Все аспекты инноватики, от проведения фундаментальных исследований, до сбыта и свертывания проекта должны четко и результативно управляться. Только такой подход позволит оценить, сделать правильный отбор и, в конечном итоге, извлечь выгоду из инновационной деятельности.

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

Процесс экономических и политических преобразований, происходящих в нашей стране, привел к необходимости существенных изменений в деятельности хозяйствующих субъектов.

Меняются прежние организационные структуры, меняются интересы, а с ними и механизмы поведения, и методы принятия решений. Происходящие изменения оказались настолько серьезными, что не близко не все хозяйственные образования смогли остановить свой выбор верный путь, адекватное общественной динамике направление развития. Условия переходного к рыночной экономике периода требуют повышенного внимания к управлению инновационной деятельности, обеспечивающей эффективное развитие производства. Инновационная дело является наиболее прогрессивной формой предпринимательства в рыночных отношениях. Рынок создает реальные возможности для развития научно-технического прогресса. Коренным отличием инновационной деятельности в условиях рынка является ориентация не на возможности производителя, а на запросы потребителя.

Инновация как фактор развития предприятия

В современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций и инвестиций. Рыночные условия развития экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществлять, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно - исследовательскую базу в целях обеспечения высокого качества нововведений, для чего требуются значительные инвестиции. Можно использовать технологические, продукт - инновации, процесс инновации. Используя технологические инновации, предприятие связывает свою деятельность с разработкой и освоением новых технологических процессов.

Инновация -- использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов. Инновации могут относиться к сферам производства, экономических, правовых, социальных отношений, области науки, культуры, образования, другим сферам деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа. Используя продукт инновации, предприятие разрабатывает и внедряет новые или усовершенствует ранее выпускаемые продукты. При этом предприятие стремится к производству принципиально новой продукции, для которой предполагаемая область применения (или использования), функциональные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, дополнительные услуги, а также состав применяемых материалов и компонентов новые или в значительной степени, отличающиеся от ранее выпускавшейся продукции. При использовании процесс - инноваций предполагается разработка и освоение новых производственных процессов или в значительной степени измененных. Процесс - инновация может представлять собой новые или усовершенствованные методы производства, уже реализованные в производственной практике других предприятий. Инновационная деятельность предприятия характеризуется показателями затратными, показателями характеризующими динамику инновационного процесса, показателями обновляемости, структурными показателями.

К затратным показателям можно отнести удельные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции, выпускаемой предприятием? удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноухау? наличие фондов на развитие инициативных разработок. К показателям, характеризующим динамику инновационного процесса можно отнести показатель инновационности? длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии). К показателям обновляемости относится количество разработок или внедрений нововведений продуктов и нововведений процессов; количество приобретенных новых технологий (технических достижений)? объем экспортируемой инновационной продукции? объем предоставляемых новых услуг. К структурным показателям можно отнести состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно технических структурных подразделений (включая испытательные и экспериментальные лаборатории)? численность и структура сотрудников, занятых НИОКР? состав и число творческих инициативных временных бригад.

Как и любая организация, предприятие в своей деятельности нуждается в постоянном развитии. Если рассматривать вопросы экономической политики предприятия, то развитие научно-технического прогресса следует считать первой среди узловых проблем развития предприятия. Техническое развитие предприятия - это деятельность предприятия, направленная на повышение эффективности работы через совершенствование техники, технологии и организации производства для лучшего удовлетворения потребностей рынка. Технический уровень производства характеризуется такими показателями как: разработка и внедрение новой техники? использование в производстве орудий труда (оборудования, приспособлений, инструментов)? механизация и автоматизация основных и вспомогательных работ? внедрение современных технологий, в том числе технологий максимально экономящих сырье, топливо, материалы и обеспечивающих охрану окружающей среды? качество выпускаемой продукции. Чтобы предприятие могло проводить соответствующую экономическую, техническую, инновационную и инвестиционную политику, комплексно решать вопросы, гибко и своевременно реагировать на возникающие потребности, необходимо располагать соответствующими фондами. Инновации позволяют предприятию добиваться конкурентного преимущества. Инновация включает как НИОКР, так и совершенствование организационной структур и системы управления. Предприятию необходимо разработать инновационные цели, которыми могут быть, например, создание нового продукта? переход на новую технологию? подготовка новой услуги? переход на новый вид ресурса? новая система управления? новая оргструктура.

В целях повышения эффективности функционирования предприятия инновационная деятельность должна обеспечивать:

Наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей;

Конкурентоспособность предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства, достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии. Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств;

Эффективность в широком спектре радикальности нововведений и гибко приспосабливаться как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями и программным управлением радикальными нововведениями;

Организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.

В настоящее время в стратегиях многих предприятий происходит определенная переориентация, то есть переход от всеобщего использования экономического эффекта крупномасштабного производства к более целенаправленной инновационной стратегии. Нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности. Существует строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом. Эффективность функционирования предприятия можно достигнуть за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсосбережения, выпуска новых, конкурентоспособных проектов, освоения рентабельных бизнес-проектов.

Безусловно, инновация опирается на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем повышение эффективности использования отдельных ресурсов или повышение эффективности отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успех инновации, выражающийся в получении экономического эффекта или повышении эффективности функционирования предприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных и др.), воздействие которых чрезвычайно сложно спрогнозировать.

Таким образом, можно утверждать, что инновация - это новшество, внедренное в деятельность предприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности. При этом следует отметить, что под эффективностью следует понимать определенный экономический, производственный, социальный, экологический и иной результат, ожидаемый от внедрения новшества.

Следует различать термины «нововведения» и «инновации». Инновация более широкое понятие, чем нововведение.

Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Научно-техническое нововведение необходимо рассматривать как процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею и далее - в производство продукции для удовлетворения потребности пользователя. В этом контексте можно выделить два подхода к научно-техническому нововведению.

Первый подход отражает в основном продуктовую ориентацию нововведения. Инновация определяется как процесс преобразования ради выпуска готовой продукции. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей.

Поэтому, согласно второму подходу, процесс научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

Таким образом, инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей.

Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера.

В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование.

В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.

Инновационная деятельность - это деятельность, направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

Инновация может быть рассмотрена как:

Процесс;

Система;

Изменение;

Результат.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов.

Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

1. состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);

2. состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

3. специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.

Новшества формируют рынок новаций, инвестиции - рынок капитала, инновации - рынок конкуренции инноваций. Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальный прирост добавленной стоимости.

Сущность и типы инноваций в мировой экономике, их отраслевые и страновые особенности

Место России в мировом инновационном процессе

Инновации в мировой экономике: сущность и типы, отраслевые и страновые особенности

Инновационная деятельность лежит в основе конкурентной борьбы в мировой экономике не только на уровне корпораций, но и на мегауровне - между нациями. Для развитых стран она служит важнейшим инструментом сохранения и преумножения национального богатства, удержания достигнутого здесь уровня жизни. Для развивающихся - это возможность стать новым центром роста, создать отрасли с высокой добавленной стоимостью, а также значительно повысить производительность труда и улучшить социальные показатели. Во многих странах мира развитие инноваций является безусловным государственным приоритетом, что находит свое отражение в госпрограммах, бюджетах центральных и местных властей, законотворческой деятельности.

Наибольший вклад в развитие технических средств и совершенствование результатов мирового производства, а также экономической инфраструктуры вносит частный сектор. Главными практическими новаторами мировой экономики являются транснациональные корпорации, которые расходуют огромные средства на технические разработки. Это важнейшая часть НИОКР (Я&О ), максимально приближенная к рынку конечной продукции. Другую часть - научно-исследовательскую - во многих странах берут на себя государство в лице научных институтов и крупные университеты, проводя фундаментальные исследования и эксперименты. Таким образом, НИОКР включает в себя два взаимосвязанных элемента: базовые исследования, то есть научно-экспериментальную деятельность, и разработки - конструкторские и технические работы, направленные на создание образцов новых изделий, подготовку чертежей и документации по их производству и применению. Половина суммарных расходов на НИОКР в мире осуществляется ТНК. По абсолютным величинам расходы на НИОКР крупнейших ТНК намного превышают не только государственные исследовательские затраты, но и госбюджеты, и даже ВВП многих стран. В 2012 г. в мире насчитывалось 27 компаний, чьи годовые расходы на НИОКР превысили величину в 5 млрд долл, причем не суммарно, а у каждой. Четыре из них - «Фольксваген», «Самсунг», «Майкрософт» и «Интел» - вложили в свои разработки более 10 млрд. долл, каждая . Для сравнения: во всем мире можно насчитать не более 12-13 стран, у которых ежегодные валовые национальные затраты на НИОКР всех секторов превышают эту цифру. Среди них: США (447 млрд долл.), Китай (232 млрд), Япония (160 млрд), Германия (92 млрд долл.) и некоторые другие. Нужно понимать, что валовые национальные затраты сосредоточены в границах национальных экономик, а корпоративные НИОКР распределены по исследовательским центрам ТНК, открытых в разных странах. Кроме того, следует провести четкую границу между государственными и корпоративными расходами на исследования и разработки невозможно. Государство через гранты и госзакупки напрямую финансирует часть корпоративных расходов на НИОКР, а в отдельных странах такое финансирование значительно и Россия находится на 1 месте среди них (рис. 3.1).

Источник: OECD Science, Technology And Industry Scoreboard 2013

Рис. 3.1. Прямое финансирование государством НИОКР в корпоративном сектора

В масштабах страны непосредственными участниками инновационного процесса являются: научно-исследовательские институты и университеты, компании-новаторы, изобретатели-рационализаторы.

В качестве вспомогательных, но очень важных институтов в этот процесс также вовлечены:

  • бизнес-ангелы, т.е. компании, осуществляющие поддержку новых идей на самых ранних стадиях инноваций;
  • бизнес-инкубаторы, где формируются новые компании, предлагающие интересные и новаторские бизнес-решения;
  • венчурные фонды, финансирующие различные инновационные проекты;
  • технико-внедренческие зоны и технопарки.

Регулятивную функцию выполняют государственные органы,

регистрирующие изобретения и выдающие охранные документы в области интеллектуальной собственности.

Инновационная деятельность всегда сопряжена с высоким риском экономических или финансовых потерь, особенно на ранних стадиях. В среднем только один из 100 проектов, получивших поддержку венчурных фондов, впоследствии доводится до прибыльной фазы по причине того, что далеко не каждая техническая идея принимается рынком и становится новым продуктом. К примеру, Томас Эдисон сделал 6 тыс. образцов, прежде чем появилась знаменитая на весь мир лампа накаливания. Метод финансирования, когда поддержку получают сразу несколько инновационных проектов с ожидаемым процентом неудач, в венчурном бизнесе называется посевным. Годовой объем венчурных инвестиций во всем мире колеблется вокруг 40 млрд долл. В 2010-2012 гг. он превышал эту сумму и достигал 52 млрд долл., а в 2009 и 2005 г. не доходил до 35 млрд долл.

Теория инноваций была заложена еще в начале XX в. эконо- мистом-социологом Й. Шумпетером. В своих работах, посвященных предпринимательской деятельности, он назвал процесс создания новшеств «созидательным разрушением» рыночной среды и указал на пять типов инноваций: продуктовые, производственные, открытие новых рынков, ресурсные, новые типы рыночных структур.

Сам мировой инновационный процесс находится в постоянном развитии. В последние годы в нем четко обозначились три ключевые тенденции.

Во-первых, усиливается его интернациональный характер , что заметно по материальной базе проводимых исследований (иностранному лабораторному оборудованию, импортным приборам и иным техническим средствам), многонациональному кадровому составу специалистов, гибкости в выборе стран и их территорий для проведения и внедрения разработок.

Во-вторых, ужесточились требования к результатам новаторства: новые виды продукции и технологии должны быть прежде всего безопасными для окружающей среды и здоровья человека, а также энергоэффективными и сберегающими природно-ресурсный потенциал. Эти задачи сегодня решаются как в промышленном производстве, так и в сфере услуг.

Например, новый Дримлайнер фирмы «Боинг» изготавливается из композиционных материалов, что позволяет при перевозке пассажиров на 20% сократить расходы на горючее. Даже экономию 2% расходов на топливо фирмы-перевозчики считают успешной инновацией. К примеру, столько стала экономить крупнейшая в мире компания экспресс-доставки иРБ, переведя на специальные компьютерные программы планирование маршрутов перевозки грузов, чтобы совершать меньше левых поворотов, более энергозатратных, чем повороты направо.

В-третьих, трансформируется механизм создания новшеств. В прошлое уходит традиционная линейная схема, по которой все новшества являлись результатом последовательно сменяющихся этапов инновационной деятельности сотрудничающих долгие годы исследовательских институтов и промышленных предприятий. По этой схеме зависимые от результатов деятельности друг друга участники были связаны в единую цепочку: исследовательские центры с опытно-конструкторскими предприятиями, те, в свою очередь, с крупносерийным производством (рис. 3.2).

Сегодня каждая стадия инновационного процесса служит отправной точкой для создания новшеств и подключения новых участников, в том числе независимых друг от друга, и даже конкурентов: то, что в теории инноватики , науки об организации и управлении инновационными процессами, получило название «открытых инноваций». К тому же система обратных связей позволяет создавать новые рыночные продукты, отталкиваясь не только от результатов фундаментальных исследований и научных открытий, находя им практическое применение. Накопленный в производстве опыт и запросы потребителей нередко первыми ставят задачи ученым- исследователям и разработчикам. Очень хорошо схему открытых инноваций можно проиллюстрировать на примере открытого программного обеспечения, когда исходный код открытых программ доступен для просмотра, изучения, изменения третьими лицами для устранения ошибок и усовершенствования. В выигрыше все: потребители - у них более качественный и недорогой (в случае с открытым ПО даже бесплатный в базовых версиях) продукт; компания- разработчик - их базовая технология находит широкое распространение и применение, а значит, расширяется рынок сбыта более дорогих комплексных решений и продуктов на основе данной технологии, а также снижаются затраты на разработку; конкуренты - им становятся известны последние, передовые решения.


Рис. 3.2.

Межфирменная кооперация в процессе создания новшеств характерна для Великобритании, Австрии, Бельгии, Финляндии, Дании, Словении, Эстонии. В этих странах свыше 70% крупных и не менее 40% малых и средних предприятий участвуют в совместной инновационной деятельности. Для компаний большинства развитых стран в большей степени характерна открытая инновационная деятельность при разработке новых услуг, чем новых товаров. Это отчасти можно объяснить меньшей правовой защищенностью компании-разработчика нового решения в области услуг, чем в области товарного производства. Услуги и бизнес-процессы, если они не связаны с использованием технических средств, по патентному законодательству почти всех стран мира не подлежат патентованию.

Это означает, скажем, в банковской сфере, что никто не может воспрепятствовать одному банку предлагать своим клиентам депозит с такими же характеристиками, что и характеристики депозитной операции, разработанной специалистами другого банка.

В промышленности началом нового направления разработок может быть и среднее (промежуточное) звено инновационного процесса - исследовательский центр крупного предприятия. Высокий рыночный потенциал нового продукта может заставить руководство предприятия наделить самостоятельностью часть исследовательского и кадрового ресурса или по инициативе последних учредить новую коммерческую структуру. Создание автономного исследовательского или внедренческого центра, отделившегося от крупного предприятия или НИИ, получило название спин-офф (от англ, spinoff - сопутствующий, побочный). Теперь уже это, когда-то второстепенное, направление исследований и разработок для базового предприятия становится ключевым для вновь созданного центра или компании, самостоятельно позиционирующих себя на рынке.

Успехи фундаментальной науки, назовем их инновациями высшего уровня , по-прежнему важны, но их хозяйственное значение невелико, пока они не подкреплены конструкторскими решениями - инновациями среднего уровня и производственными технологиями на низшем инновационном уровне. Так, изготавливать микропроцессоры стало возможным не тогда, когда были открыты новые законы физики твердого тела, а когда благодаря инновациям среднего и низшего уровня научились проектировать топологию интегральных микросхем (размещать электронные элементы) и создавать полупроводниковые кристаллы в промышленных условиях.

Существует много вариантов инновационной деятельности. Можно пойти по пути модернизации известных устройств, технологий, когда улучшается какая-то характеристика изделия или идея и на выходе повышается КПД, но при этом не меняется принцип работы устройства или технологии. Возможен имитационный вариант, когда в новом изделии или исследовательском проекте находят применение элементы, использующиеся в других областях научно- технических знаний. Применение опережающего способа инновации означает использование неизвестных до сих пор решений и технологий в хорошо знакомых устройствах. Революционный вариант специалисты иногда называют радикальными инновациями, он самый сложный, но и самый ценный, появляется реже всего, поскольку означает создание абсолютно нового объекта интеллектуального труда. Все эти виды инноваций можно свести в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Виды инноваций в мировой экономике

По масштабам охвата

Новое для предприятия Новое для рынка Новое для всего мира

По уровню новизны

Модернизационные

Имитационные

Опережающие

Революционные

По типу инновационного процесса

Высшего уровня (фундаментальные исследования)

Среднего уровня (конструкторские решения) Низшего уровня (производственные технологии)

По объекту

инновационной

деятельности

Продуктовые инновации - новые виды материальной продукции и услуг

Процессные - инновации в области технологических процессов

Маркетинговые - новые формы рыночного поведения

Организационные (управленческие) инновации

По результативности

Успешная (есть результат в виде внедрения инновации, необязательно коммерчески успешной) Продолжающаяся (инновационный процесс в развитии)

Прекращенная (инновации не осуществляются)

* Составлено на основе Руководства Осло и экспертных оценок.

В экономической науке устоялось понятие национальная инновационная система (НИС ), объединяющее все факторы и всех участников инновационной деятельности в стране, а также включающая инфраструктуру проведения и внедрения исследований и разработок. На входе такой системы находятся новые идеи и концепции, на выходе - конкретные новаторские решения, технологии и новые виды продукции. Для оценки состояния и успехов, достигнутых НИС, используется набор показателей. Среди них важнейшие: корпоративные и государственные расходы на НИОКР в соотношении с ВВП и темпы роста этих расходов, число полученных патентов и научных публикаций, а также индексы цитирования, численность ученых и технических работников и др. Методология расчета инновационных индикаторов постоянно корректируется международными организацими и национальный ведомствами: ОЭСР, ПРООН, Директоратом предпринимательства и промышленности ЕС и др. Наиболее авторитетным международным изданием, в котором даются определения, классификации и подходы к оценке результатов инновационной деятельности является Руководство Осло, составленное ОЭСР и Евростатом (в 2010 г. вышло третье издание).

Анализ этих показателей позволяет выявить некоторые закономерности в развитии НИС разных стран. Например, существует определенная пропорциональная зависимость между относительной долей ученых-исследователей и относительными расходами на НИОКР в стране (на рис. 3.3 показано пунктирной линией). В странах с показателями выше среднего, т.е. выше пунктирной линии, исследования и разработки проводятся относительно избыточным количеством научных кадров. К таким странам относятся Финляндия, Норвегия, Португалия, Сингапур. Есть страны, в которых финансирование НИОКР превышает относительный средний показатель кадрового обеспечения. Среди них выделяется Израиль, за ним идут Китай, Катар, Швейцария, Бразилия. В Индии плотность исследователей составляет 136 человек на 1 млн жителей, в Китае - 1071 . Для азиатских стран Китая и Индии с их огромной численностью населения и высокой миграцией специалистов за рубеж даже такие показатели следует считать большим прогрессом в решении проблемы кадрового голода. Например, Китай за десять лет с 1999 г. вдвое увеличил число вузов в стране с 1000 до 2000 и, следовательно, численность выпускаемых специалистов - потенциальных ученых и исследователей. Еще одним фактором относительной несбалансированности исследовательских бюджетов и кадрового состава в НИС следует считать ускоренное наращивание расходов на НИОКР ТНК из развитых стран, которые работают здесь на основе прямых инвестиций и переносят сюда таким же образом исследовательские центры. Из-за такого поведения ТНК все сложнее становится анализировать и делать выводы о собственно национальной инновационной активности в тех или иных странах. В «национальных» показателях следует учитывать транснациональную активность глобально оперирующих компаний в разных странах мира.


Источник : R&D Magazine. December 2013. P. 6.

Примечание: размер круга соответствует годовым расходам на НИОКР в стране.

Рис. 3.3. Сравнительная характеристика НИС стран мира в 2012 г. по ключевым индикаторам

В государственных программах инновационного развития экономики разных стран (важнейший фактор эффективной НИС) перечисленные выше показатели получают целевые значения и становятся приоритетными задачами. К примеру, в стратегии развития НИС Евросоюза под названием «Европа 2020» поставлена цель создать умную, устойчивую и недискриминационную экономику и достичь во всех странах Союза: 3%-ных расходов на НИОКР в соотношении с ВВП, решить задачу «20/20/20» (на 20% сокращение выброса парниковых газов 2020 г. к 1990 г., 20%-ный рост возобновляемых источников энергии, 20%-ное сокращение потребления энергии), сократить долю учеников, недоучившихся в начальной школе до 10%, а долю молодежи с ученой степенью или дипломом довести, как минимум, до 40%. С 2014 г. в ЕС действует также Восьмая рамочная программа поддержки исследований и технологического развития с бюджетом в 80 млрд евро, рассчитанная на период до 2020 г. Постепенно Евросоюз идет к главной цели - созданию единого научно-внедренческого пространства на территории стран-участниц для обеспечения конкурентоспособности объединенной экономики.

Похожие государственные приоритеты научно-технического развития существуют в Соединенных Штатах. Не так как в ЕС, сконцентрированные в рамках одной комплексной и взаимоувязанной между направлениями исследовательской программы, но тоже нацеленные на конкурентное лидерство в масштабах мировой экономики. Между ними имеется много различий. По отраслевым и секторальным областям науки и техники, в которых сосредоточен наибольший интеллектуальный, кадровый и финансовый потенциал стран; по институтам и формам взаимодействия государства с частным бизнесом и сложившемуся балансу расходов на НИОКР в связке государство-бизнес; по степени участия национальных научных и технических кадров в международных исследовательских группах и проектах, а также размерам заимствования иностранных технологий и многим другим составляющим национальных инновационных систем. По направлениям государственного финансирования НИОКР в последние годы в тройке приоритетных расходов США выделяются оборонные, космические и медицинские. В 2014 финансовом году наибольшие ассигнования из 143 млрд долл, исследовательских расходов федерального бюджета на технические и технологические разработки выделены по линии Министерства обороны - 67,5 млрд долл. С 2002 г. оборонный исследовательский бюджет этого ведомства вырос вдвое, хотя в 2014 г. в связи с бюджетным кризисом он ощутимо сократился. При этом упор делается не на размер бюджетных отчислений на науку и технику, а на эффективность их распределения и использования для решения главной задачи - создания новых предприятий и рабочих мест.

В подобных программах все большую роль играет тесное взаимодействие с региональными властями в реализации общегосударственных целей поддержки НИОКР. Так, федеральный закон США об экономическом стимулировании 2009 г., рассчитанный на период до 2019 г., предусматривал бюджетное финансирование ведущих по уровню развития производственной и научно-технической инфраструктуры шт. Калифорнии, Нью-Йорка, Техаса и некоторых других на сумму 223 млрд долл.

По отраслевым приоритетам НИС разных стран можно сделать следующие выводы. Как и в мировой экономике в целом, в мировом инновационном процессе происходит международное разделение труда (МРТ). Развивается оно схожим образом с мировым производственным РТ - от общего к единичному. Уходят в прошлое те времена, когда можно было однозначно говорить об укрупненной научно-технической специализации стран: США на информационных технологиях, Японии - на разработках в области автоматизации производства, Западной Европы - на энергетических технологиях. Конечно, и сейчас по областям науки и техники, в которых зафиксировано мировое лидерство по числу публикаций или отраслевого назначения запатентованных изобретений в той или иной стране международные организации нередко указывают такую общую или отраслевую технологическую и научную специализацию. Однако этот подход не совсем объективен, сегодня слишком детализированы те области знаний и техники, в которых исследователи разных стран добиваются успеха, внося усовершенствования в продукцию одного и того же отраслевого назначения. Слишком масштабной стала международная кооперация ученых и разработчиков, а также глобально подвижной инновационная деятельность ТНК. Все больше в мире реализуется международных исследовательских проектов.

Еще одна особенность современного научно-технологического МРТ - ускорение страновой миграции центров научных и технологических знаний. ОЭСР в своем отчете 2013 г. «Табло: наука, технология и промышленность» приводит Индекс выявленных технологических преимуществ (Revealed Technological Advantage Index), числу патентов в конкретных областях знаний по отношению к сумме выданных патентов в данной стране. Последние данные показывают быстрые изменения технологической специализации отдельных стран. Дания стала узкоспециализированной страной в биотехнологиях страной. Сингапур, Россия, Корея получили наивысшие значения Индекса в нанотехнологиях. Китай присоединился к тройке стран-лидеров (Финляндии, Корее, Японии) по высочайшей патентной активности в области И КТ, в то время как в Израиле и Нидерландах значительно уменьшилась доля патентов в этой области.

  • Research and Development (R&D) - исследования и разработки, эквивалентрусскоязычной аббревиатуры НИОКР - научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки.
  • The 2009 EU Industrial R&D Investment Scoreboard. P. 4.
  • См. например: Innovation Union Scoreboard. Methodology report http://ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/policy/innovation-scoreboard/indexen.htm
  • Сравним в Японии: 5548 на 1 млн чел., в США - 4707.
  • Одобрена Европейским советом в июне 2010 г. Она заменила Лиссабонскуюстратегию.