Классификация налогов по объекту обложения. Классификация по срокам уплаты

Классификация налогов дает возможность установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. В настоящее время выделяют более 20 видов классификации налогов - в зависимости от цели классификации. Мы преследуем учебную цель, поэтому сгруппируем налоги по следующим признакам:

-по способу взимания;

-субъекту (налогоплательщику) налога;

-по срокам уплаты;

-по объекту налогообложения;

-по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

-по порядку ведения;

-по целевой направленности;

-по источникам обложения;

-по уровню бюджета.

По способу взимания , налоги подразделяют на:

А) прямые взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, поэтому для них точно известен размер налога (например: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество физических и юридических лиц и т. д.)

Б) косвенные налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товара (работ, услуг) (например: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины).

По субъекту (налогоплательщику) налоги подразделяют на:

А) налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог с имущества переходящего в порядке наследования и дарения и др.).

Б) налоги с юридических лиц - налоги с предприятий и организаций (пример: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог и др.).

В) смешанные (смежные) налоги которые уплачивают и физические и юридические лица (пример: земельный налог, налог на добавленную стоимость, транспортный налог, пошлины и др.).

По срокам уплаты налоги подразделяют на:

А) срочные налоги имеют налоговый период, исчисляемый по сроку с момента возникновения объекта налогообложения (пример: акцизы для предприятий производящих и реализующих вино- водочные изделия уплачивают этот налог на третий день по реализации; транспортный налог - при регистрации или перерегистрации транспортных средств и др.).

Б) периодично- календарные налоги исчисляются в течение определенного срока, установленного календарно- это ежемесячные, квартальные, годовые (пример: ежемесячные- начисляются по окончании месяца- налог на добавленную стоимость, и др., ежеквартальные налоги исчисляются по окончании квартала- это налог на прибыль, налог на имущество организаций и др., ежегодные – это налог на доходы физических лиц и др.).

По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги , налоги подразделяют на три группы, в зависимости от того какой орган их вводит и имеет право их изменять и конкретизировать:

А) Федеральные (общегосударственные) налоги, устанавливаются на всей территории Российской Федерации федеральными законами, не зависимо от бюджета зачисления (пример: акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и др. НК РФ (ч.1), ст. 13).

Б) Региональные налоги (налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов), отличительная черта региональных налогов является, то что конкретные размеры ставок, определение объектов, налоговой базы и порядок зачисления в бюджет устанавливается в соответствии с законодательством РФ законодательными органами субъектов РФ (для Республики Башкортостан - Законом Республики Башкортостан) (пример: НК РФ (ч.1) ст. 14-налог на имущество предприятий, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.).

В) Местные налоги устанавливаются местными органами власти и управления на основе Законов РФ и законов субъекта федерации (пример: земельный налог, налог на имущество физических лиц)

По порядку ведения выделяют налоги:

А) обязательные, устанавливаемые законодательными актами РФ и взимаемые на всей территории не зависимо от бюджета, в который они поступают (к общеобязательным относят все федеральные налоги и некоторые региональные и местные налоги).

Б) факультативные вводятся в соответствии с законодательными актами субъектов федерации, но поступают они либо в бюджет субъекта и/ или в местные бюджеты (пример: местные налоги т. к. конкретные ставки регулируются местными нормативными актами).

По объектам обложения все налоги подразделяют на:

А) имущественные , т. е. по закону объектом признается имущество (право собственности) (пример: налог на имущество физических, налог на имущество юридических лиц и др.);

Б) налоги на прибыль (доходы) (пример: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц и др.);

В) налоги на действия , хозяйственные акты, финансовые операции (пример: НДС, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, налог с продаж, таможенные пошлины и др.);

Г) ресурсные налоги (пример: земельный налог, налог на воспроизводство МСБ, налог на пользование недрами, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог и др.).

Д) прочие налоги , т. е. объектом может быть любой предмет, признанный по закону объектом налога (пример: налог на рекламу и др.).

По источникам уплаты все налоги можно сгруппировать в шесть групп:

А) налоги, включаемые в цену продукции (работ, услуг) (пример: НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины и др.);

Б) налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (пример: единый социальный налог, земельный налог, транспортный налог и др.);

В) налоги, относимые на финансовый результат (пример: налог на имущество организаций, налог на рекламу и др.);

Г) налоги, исчисляемые от налогооблагаемой прибыли - налог на прибыль;

Д) налоги, относимые на чистую прибыль , т. е. прибыль остающуюся после уплаты налога на прибыль (пример: налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы, сбор за право уличной торговли и др.);

Е) доход для физических лиц - для них нет других источников уплаты налога, кроме как доход.

По уровню бюджета все налоги классифицируют на:

А) закрепленные , т. е. налоги поступающие в конкретный бюджет или внебюджетные фонды (пример: единый социальный налог, дорожный налог, налог на имущество физических и юридических лиц и др.);

Б) регулирующие , т. е. одновременно распределяются на три уровня бюджета Федеральный, региональный и местный бюджет (пример: налог на прибыль в 2003г- 6,0% в бюджет РФ, до 12,0% - в бюджет РБ, 2% в МБ и др.), порядок распределения по бюджетам устанавливаются федеральным и региональным законами о бюджете на очередной финансовый год.

Налоги выделяются из всей совокупности финансовых отношений своими функциями.

Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его содержание и суть.

Современные специалисты классифицируют налоги в соответствии с несколькими критериями, причем каждый исследователь вправе предлагать свою собственную классификацию. Тем не менее многие экономисты и юристы склоняются к следующей классификации (рис. 2.1):

по способу взимания;

по объекту обложения;

по субъекту налогообложения;

по органу, устанавливающему налог;

по бюджету, в который зачисляется налог;

по цели установления налога;

по лицу, исчисляющему налог;

по порядку введения налога;

по форме;

по регулярности уплаты.?

1. В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. Предваряя дальнейшее изложение, отметим, что различия между ними сводятся к следующему (табл. 2.1).

Прямые налоги взимаются на том основании, что у организации либо у физического лица возникает доход в той или иной форме (прибыль, дивиденды, проценты и пр.) либо право на имущество в той или иной форме (право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды). Поскольку получение нового дохода и рост наличного имущества составляют суть расширенного воспроизводства, прямое налогообложение сопровождает процесс накопления материальных и нематериальных благ. Налоговые отношения складываются непосредственно между плательщиком и бюджетом.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества конкретного физического или юридического лица. К таким налогам Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) от-носит:

¦ налоги на доходы физических лиц резидентов и нерезидентов;

налоги на доходы корпорации, включая налоги на прибыль (состоит из налога на нераспределенную прибыль и налога на дивиденды), на прирост стоимости имущества (в том числе на проценты по вкладам и доходы от ценных бумаг), на перевод прибыли за рубеж;

налоги на собственность (землю и другую недвижимость, в частности домовладения), наследство и дарение, транспортные средства, финансовые операции и непериодические поимущественные доходы;

так называемые социальные взносы и налоги: налоги на фонд заработной платы и рабочую силу, взносы на социальное страхование.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальные прямые налоги взимаются с предполагаемого среднего дохода, получаемого от того или иного объекта обложения. В основу исчисления таких налогов положены данные различных ка-дастров (специальных реестров), в которых учитывается средняя, а не действительная доходность конкретных плательщиков. Реальными налогами облагаются продажа, покупка, владение имуществом, но размер взимания этих налогов не зависит от индивидуальных финансовых возможностей плательщика. Примерами реального обложения являются земельный налог, налоги на имущество организаций и физических лиц.

Личные прямые налоги - это важнейшая форма прямого обложения, при которой налогом облагается факт получения плательщиком дохода или владения имуществом с учетом предоставляемых льгот. Такие налоги взимаются у источника или по декларации, при этом учитываются действительное финансовое положение налогоплательщика и его фактическая платежеспособность. Примерами личного обложения могут служить налог на прибыль орга-низаций, налог на доходы физических лиц, налоги на наследование или дарение.

Косвенное налогообложение осуществляется посредством взимания налогов следующих видов:

универсальных косвенных налогов*;

индивидуальных косвенных налогов;

государственных фискальных монополий;

таможенных пошлин.

Механизм взимания наиболее типичного универсального косвенного налога - налога на добавленную стоимость показан в Приложении 1 к настоящему учебнику.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени спроса на товары и услуги. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая - уплачивается за счет прибыли.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов ведет к сокращению потребления. При высокой эластичности предложения рост косвенных налогов может привести к уменьшению размеров чистой прибыли, вызвать сокращение ка-питаловложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Универсальными косвенными налогами облагаются все товары (ра-боты, услуги), за исключением ограниченного их перечня. Примерами таких налогов являются: налог с оборота, налог с покупок, налог с продаж и налог на добавленную стоимость.

Налог с оборота, или универсальный акциз, - это налог, который взимался на конечной стадии производства со стоимости произведенных предметов потребления в виде процента от стоимости валового оборота. Причем первоначально облагался валовой оборот товара на каждой стадии его производства и обращения. Иными словами, применялся многоступенчатый (или, что то же самое, каскадный или кумулятивный) метод обложения вплоть до потребителя. При этом на каждой стадии цена товара прирастала. Поэтому в дальнейшем порядок взимания налога с оборота был изменен, и налог стал взиматься один раз - на заключительной стадии.

Налог с оборота толковался как планово установленная часть создаваемого в сфере материального производства чистого дохода общества. Недостатком этого налога было то, что он взимался не со всех товаров, а только с тех, которые находились в конце технологической цепочки (т.е. такой налог взимался с холодильников и автомобилей, но не взимался с чугуна, хлопка или руды). Налог с оборота более чем на 80% взимался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. Переход же России к рыночной экономике, для которой ха-рактерно свободное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения, исключил возможность формирования бюджетных налоговых доходов за счет налога с оборота.

Разновидностью налога с оборота является налог с покупки. Этим налогом облагаются обороты при реализации товара организацией-производителем организациям оптовой торговли.

Налог с продаж - это вид косвенного налога в процентах от стоимости реализованной продукции производственно-технического назначения, ряда товаров народного потребления (выполненных работ, оказанных услуг). Плательщиками такого налога признавались все потребители товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В России налог с продаж просуществовал с 1 января 1991 г. до 1 января 1992 г. Затем этот налог был установлен в большинстве субъектов РФ с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г. Из экономически высокоразвитых стран аналог такого налога применяется в США.

На протяжении трех последних десятилетий самым распространенным универсальным косвенным налогом считается налог на добавленную стоимость (НДС). Он взимается в государствах - чле-нах Европейского Сообщества (ЕС) и СНГ. С 1 января 1992 г. НДС установлен и в России. Этим налогом облагаются операции реализации товаров (работ, услуг), а также некоторые другие операции организаций и индивидуальных предпринимателей. Обложению НДС подлежит добавленная каждым налогоплательщиком стоимость на всех этапах движения товара (работы, услуги) вплоть до конечного потребителя.

Индивидуальными косвенными налогами облагается ограниченный перечень товаров, определенный национальным налоговым законодательством. Это акцизы на отдельные группы и виды товаров. Критерии отнесения товаров к категории подакцизных не раз менялись. Так, вплоть до XX в. акцизами облагались товары пов-седневного спроса, такие как хлеб, соль, мука, спички. Позже под-акцизными стали предметы роскоши. В настоящее время акцизами облагаются главным образом товары:

приносящие производителю или продавцу сверхприбыль, не обусловленную высокой эффективностью его деятельности, а являющуюся результатом того, что на рынке на эти товары объективно складываются цены, многократно превышающие затраты на производство и реализацию;

пользующиеся повышенным спросом и одновременно относящиеся к «социально вредным» (спиртные напитки, табачные изделия, пиво).

Акцизы являются дополнительными косвенными налогами, поскольку операции с подакцизными товарами облагаются и НДС, и акцизами.

Государственные фискальные монополии взимаются не во всех странах. Например, в современной российской налоговой системе таких налогов нет. Впрочем, некоторое время в дореволюционной России существовала винно-водочная монополия; налог с оборота в бывшем СССР также имел признаки фискальной монополии.

Государственные фискальные монополии взимаются с тех товаров и услуг, производство и оборот которых монополизированы государством (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво и др.). Цены на такие товары и услуги устанавливаются и регулируются государством. Поскольку монополизация имеет разную степень, то и названные фискальные монополии делятся на полные и частичные.

Порядок их исчисления зависит от того, какие сферы - производство, оборот либо и то и другое - монополизированы. Например, при полной монополизации обложению подлежит общая выручка от реализации товара без торговых издержек. При монополизации же оборота облагается разница между стоимостью реализации товара исходя из государственных розничных цен (по которой торговая организация продает товар в розницу) и оптовой ценой (по которой торговая организация покупает товар у производителя).

До 1 января 2005 г. таможенные пошлины в России рассматривались как федеральные налоги. В настоящее время официально таможенные пошлины отнесены к категории неналоговых доходов бюджета. Между тем эти пошлины обладают всеми признаками налогов. Поэтому мы будем рассматривать пошлины как налоги.

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием ввоза или вывоза.

Таможенные пошлины классифицируются по различным кри-териям.

В зависимости от метода исчисления выделяют следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

По объекту взимания различают ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Транзитные пошлины в России не взимаются. Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике (ст. 14 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Ввозные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от конкурентов, а вывозные - фискальную функцию таможенно-тарифного регулирования. В настоящее время вывозные пошлины в России отменены.

В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительство РФ устанавливает сезонные пошлины. Кроме того, существуют так называемые особые пошлины, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К числу таких пошлин относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям; либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на та-моженную территорию товаров по цене более низкой, чем их нор-мативная стоимость в стране вывоза на момент этого ввоза.

Компенсационные пошлины применяются к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, при производстве или вывозе которых прямо либо косвенно использовались субсидии.

2. По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы на:

налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), - налог на прибыль организаций (в том числе налогообложение доходов от долевого участия в деятельности других организаций, дивидендных и процентных доходов), налог на доходы физических лиц;

налоги, взимаемые в связи с осуществлением операций реализации и передачи товаров (работ, услуг), - НДС, акцизы;

налоги с имущества - налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц. С определенной долей условности к этой классификационной группе можно отнести транспортный налог, поскольку транспортные средства также включаются в состав принадлежащего плательщику имущества;

платежи за пользование природными ресурсами - земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых;

налоги с фонда оплаты труда - единый социальный налог;

налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера - государственная пошлина.

3. По субъекту налогообложения налоги объединяются в три группы:

взимаемые только с физических лиц;

взимаемые только с юридических лиц. Большую часть поступлений в виде налогов дают отчисления именно плательщиков - юридических лиц;

взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.

При определении круга плательщиков в НК РФ используются

несколько терминов: плательщиками являются либо «организации (российские или иностранные)», либо «организации и индивидуальные предприниматели», либо «лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации», либо «лица, производящие выплаты физическим лицам», либо «индивидуальные предприниматели, адвокаты», либо «организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели», либо «лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации заре-гистрированы транспортные средства».

Налоги, взимаемые только с физических лиц. В налоговых системах стран Запада для обозначения этих налогов применяют термин «индивидуальные налоги». К этой группе относятся налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог с наследований или дарений.

Налоги, взимаемые только с юридических лиц. На Западе эти налоги именуют корпоративными. К данной группе относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес.

Налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц (смешанные налоги), - самая многочисленная группа налогов. В их числе: единый социальный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, транспортный налог, земельный налог.

Налогообложение деятельности индивидуальных предпринимателей имеет особенности и сочетает в себе признаки обложения физических и юридических лиц. Предприниматели облагаются налогами аналогично организациям в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, и в отношении имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

То, что плательщиками признаются юридические лица, воспринимается естественно. Между тем здесь налицо парадокс, требующий разрешения. Действительно в организациях работают физические лица, и именно благодаря их усилиям возникают доходы, именно они производят расходы, создают имущество, осуществляют различные операции. Юридические лица сами по себе ни на что из перечисленного не способны. Поэтому, казалось бы, налоговое бремя следует возложить полностью на работников организации. Однако, во-первых, в организации трудятся лица разных профессий и квалификации, во-вторых, их совместная деятельность имеет определенную организационно-правовую форму, что объективно приводит к возникновению эффекта, который немыслим при единоличной деятельности каждого работника. При таком построении производства технически сложно, да и принципиально невозможно распределить эффект кооперации (рост производительности труда, относительное снижение издержек, сложные объекты недвижимости и др.) между членами коллектива. Поэтому приходится облагать налогами организацию как единый комплекс. Вот почему в налоговой системе государства наряду с налогами с физических лиц неизбежно должны устанавливаться и налоги с организаций.

4. По органу, устанавливающему налог, налоги в федеративном государстве бывают: федеральными; региональными; местными. Деление налогов по этому критерию устанавливается непосредственно и только НК РФ.

К федеральным налогам и сборам в налоговой системе России относятся НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Региональные налоги в российской налоговой системе представлены налогом на имущество организаций, налогом на игорный бизнес и транспортным налогом.

В настоящее время в налоговой системе России лишь два местных налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Процессы политической и экономической интеграции между государствами объективно приводят к необходимости гармонизации налогообложения. Налоговые системы активно взаимодействующих стран должны соответствовать друг другу, строиться на одних принципах, содержать налоги с аналогичным порядком исчисления и уплаты. Более того, формирование наднациональных органов управления, выполняющих важные экономические, политические, социальные и другие функции, привели в рамках Европейского Сообщества к установлению межгосударственных налогов, поступающих в бюджет ЕС. Примером может служить введенный Сообществом единый налог на импортную продукцию сельскохозяйственного производства из третьих стран. Интеграция в рамках СНГ, формирование единого экономического пространства со временем также приведут к установлению межгосударственных налогов.

5. В зависимости от бюджета, в который зачисляется налог, налоги объединяются в две группы:

закрепленные налоги;

регулирующие налоги.

Как было сказано ранее, по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Впрочем, поскольку налоги являются регулирующими доходами бюджета, из того, что тот или иной налог относится, например, к федеральным, вовсе не следует, что все поступления от него предназначаются федеральному бюджету. Налог может распределяться между уровнями бюджета. Таким образом реализуется регулирующая функция налогов. Названный критерий классификации налогов находится в тесной связи с методами бюджетного регулирования. Известно, что бюджетное регулирование - это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение равенства его доходной и расходной частей.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в бюджет того или иного уровня бюджетной системы, закреплены за ним как доходный источник. Среди таких налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональные и местные бюджеты.

К регулирующим налогам относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год. Нормативы отчислений могут вводиться и на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ. Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов, а также от закрепленных за этими субъектами федеральных налогов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее 3 лет.

Иными словами, регулирующие налоги закреплены за определенным уровнем бюджетной системы, но при бюджетном регулировании могут передаваться с верхнего уровня на нижний в целях достижения баланса бюджетов нижнего уровня. К такому методу регулирования прибегают, если собственных, закрепленных за региональными и местными бюджетами доходных источников оказывается недостаточно для покрытия расходов этих бюджетов. Таким образом расширяется доходная часть нижестоящего бюджета, т.е. ресурсная база нижестоящего бюджета отчасти формируется за счет закрепленных доходов вышестоящего бюджета.

Однако законодательством не допускается использование доходов (в том числе закрепленных налогов) нижестоящих бюджетов для регулирования вышестоящего бюджета. Отсюда следует, что местные налоги не могут выступить в качестве регулирующих для регионального бюджета, а региональные налоги - в качестве регулирующих для федерального бюджета.

6. По цели установления налоги делятся на абстрактные и целевые.

Абстрактные налоги (их еще называют налогами общего назна-чения) устанавливаются без обозначения целей, на финансирование которых будут в дальнейшем использоваться доходы от этих налогов. Собранные при налогообложении средства обезличиваются в бюджете и используются на общебюджетные цели: на финансирование государственного управления, образование, здравоохранение, оборону и пр. Так, не обозначена цель взимания налога на прибыль организаций, НДС, акцизов и большинства других налогов.

Целевые налоги (по другому их называют специальными налогами) устанавливаются с целью финансирования определенных видов расходов. По общему правилу поступления от налогов не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога). Однако известно, что нет правил без исключений, например таким исключением является единый социальный налог. Глава 24 НК РФ в первой редакции начиналась со следующей нормы: «Настоящей главой Кодекса вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь». Этот налог в определенной пропорции поступает либо напрямую, либо через бюджет в соответствующие внебюджетные фонды. Названные фонды используют поступившие средства по назначению. История развития налогообложения свидетельствует о том, что тенденцией является сокращение доли целевых налогов в налоговой системе.

В зависимости от лица, исчисляющего налог, налоги бывают окладными и неокладными.

Окладные налоги исчисляют не налогоплательщики, а налоговые органы. В современной налоговой системе России к числу окладных относятся транспортный и земельный налоги (если плательщиком является физическое лицо), а также налог на имущество физических лиц. После исчисления суммы налога налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. Обязанность уплаты налога возникает только после получения плательщиком названного уведомления. В уведомлении указываются размер налога, налоговая база и сроки уплаты налога. Как видно, окладными налогами облагаются физические лица. Если обязать этих лиц самостоятельно исчислять указанные налоги, то неизбежны ошибки и судебные разбирательства.

Неокладные налоги налогоплательщики исчисляют самостоятельно. Налоговые органы лишь контролируют правильность исчисления налогов (камеральный контроль деклараций либо контроль в форме выездной проверки) и своевременность их уплаты. Практически все налоги с организаций и индивидуальных пред-принимателей - неокладные. Упомянутые в связи с окладным обложением транспортный и земельный налоги также рассматриваются как неокладные, если их уплачивают организации.

В зависимости от порядка введения выделяют общеобязательные и факультативные налоги.

Общеобязательные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся федеральными законами. Эти налоги обязательны к уплате на всей территории России. К общеобязательным относятся все федераль-ные налоги, предусмотренные в ст. 13 НК РФ.

Факультативными признаются все региональные и местные налоги, предусмотренные ст. 14, 15 НК РФ. Эти налоги также устанавливаются НК РФ, но вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ (муниципальных образований) в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ (нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований) о налогах. Факультативность налогов означает, что их введение на той или иной территории не обя-занность, а право местных властей. Впрочем, поскольку в современной отечественной налоговой системе установлены лишь три региональных и два местных налога, их факультативность только декларируется. Действительно, вряд ли субъекты РФ и муниципалитеты в условиях недостаточности финансовых ресурсов откажутся от введения на своей территории этих налогов.

Региональные и местные власти не могут устанавливать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

9. По форме налоги объединяются в две группы:

изымаемые в натурально-вещественной форме;

изымаемые в денежной форме.

Натурально-вещественные налоги - исторически исходная фор-ма налогообложения, когда публичная власть изымала определенную часть созданного налогоплательщиком продукта. Объясняется это неразвитостью товарно-денежных отношений. К натурально-вещественному обложению обращались и в более позднее время в периоды нарушений денежного обращения, гиперинфляции, когда мобилизованные в бюджет средства обесценивались раньше, чем осуществлялись бюджетные расходы. В СССР подобная система применялась в первые послереволюционные годы, когда был установлен натуральный продовольственный налог. Его заменили в 1925 г. на денежные налоги после успешного проведения денежной реформы.

В настоящее время в России есть лишь один пример натурально-вещественного обложения - в рамках системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В качестве натуральной формы уплаты налога выступает доля добытого полезного ископаемого, передаваемая пользователем недр государству в соответствии с соглашением о разделе продукции.

В современном мире денежные налоги - это превалирующая форма налогообложения. В НК РФ налог определен как платеж, взимаемый в форме отчуждения принадлежащих налогоплательщику денежных средств. Что касается сборов, то в НК РФ не содержится требования к форме этих обязательных взносов. Однако в налоговой системе отсутствуют сборы, взимаемые в натурально- вещественной форме. В экономической и юридической литературе налоговые отношения рассматриваются как особый вид денежных отношений.

10. По регулярности уплаты выделяют регулярные и разовые налоги.

Регулярные налоги уплачиваются в соответствии с законодатель-но установленной периодичностью. Такие налоги взимаются все то время, пока налогоплательщик владеет каким-либо налогооблагаемым имуществом на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляет деятельность, направленную на получение налогооблагаемого дохода. Почти все налоги в современной налоговой системе - регулярные.

Разовые налоги взимаются по основаниям, которые возникают достаточно редко. К числу таких платежей относится государственная пошлина. Понятно, что далеко не все лица обращаются с исковыми заявлениями в суд.

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

По способу взимания налогов;

По субъекту - налогоплательщику;

По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

По порядку введения налога;

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

По целевой направленности введения налога;

По срокам уплаты налогов.

1. По способу взимания налогов.

Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен. Среди прямых налогов выделяют:

Реальные прямые налоги , которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).

Личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.

Косвенные (иначе - адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды товаров), косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их числа (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства (налог с оборота в бывшем СССР), а также таможенные пошлины.

Основное отличие между прямыми и косвенными налогами - по месту формирования источника выплаты налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).

Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Косвенные налоги, повышая цены товаров, ограничивают возможности расширения внутреннего рынка и экспорта товаров.

Данная классификация хотя и общепринята, однако она отнюдь не являются абсолютной, так как прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя через механизм роста цен. В то же время косвенные налоги не всегда можно в полном объеме переложить на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. В частности НДС традиционно относится к косвенным налогам, но в том случае, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, НДС уменьшает прибыль производителя, т.е. становится прямым налогом.

2. По субъекту - налогоплательщику.

В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов.

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.).

Данная разновидность не случайно названа "налоги с предприятий и организаций", а не "налоги с юридических лиц". Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.

Смешанные налоги , которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги.

Налоги в России впервые разделены на три вида:

  • 1. Федеральные налоги:
    • а) налог на добавленную стоимость;
    • б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
    • в) налог на доходы банков;
    • г) налог на доходы от страховой деятельности;
    • д) налог от биржевой деятельности;
    • е) налог на операции с ценными бумагами;
    • ж) таможенные пошлины;
    • з) отчисления из пр-ва материально-сырьевой базы, зачисляемые в спец. внебюджетный фонд РФ;
    • и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республик в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв, областей, обл. бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ;
    • к) подоходный налог с физических лиц;
    • м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;
    • н) гербовый сбор;
    • о) государственная пошлина;
    • п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
    • р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний.

Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах "а"-"ж" и "р" зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах "к" и "л" являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др. уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпункте "п" зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги (в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

2. Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономной области, автономных округов.

К налогам республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:

  • а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;
  • б) местный доход;
  • в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
  • г) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.

Налоги устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ. Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

3. Местные налоги:

налог классификация налогообложение

  • а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
  • б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле.
  • в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
  • г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
  • д) курортный сбор;
  • е) сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), коллективными, сельскими органами исп. власти. Сбор уплачивается путём приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;
  • ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, и организаций, независимо от их организационно - правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий и др. цели.

Ставка сборов в год не может превышать размера 3% от 12-ти установленных Законом минимальной месячной оплаты для физического лица, а для юридического лица - размера 1% от годового фонда заработной платы, рассчитанного, исходя из установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими органами государственной власти, а в посёлках и сельских населённых пунктах на собраниях и сходах жителей.

налог налоговое законодательство классификация

  • и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;
  • к) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;
  • л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению в размере: с юридических лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, с физических лиц - 20 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. При торговле этими лицами с временных точек, обслуживающих вечера, балы, гуляния и другие мероприятия - половины установленного законом размера месячной оплаты труда за каждый день торговли;
  • м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;
  • н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем ѕ установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;
  • о) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в спец. оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами государственной власти;
  • п) сбор за право использования местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой используется местная символика (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой продукции;
  • р) сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами государственной власти, на территории которых находится ипподром;
  • с) сбор за выигрыш в бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;
  • т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;
  • у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;
  • ф) сбор за право проведения кино и телесъёмок. Сбор вносят коммерческие кино и телеорганизации, производящие съёмки, требующие от местных органов государственного управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами государственной власти;
  • х) сбор за уборку территорий населённых пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица, в размере, установленном органами государственной власти;
  • ц) сбор за открытие игорного бизнеса. Плательщиками сбора являются юридические и физические лица - собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установок. Ставки сборов и порядок его взимания устанавливается местными органами власти.
  • 4. По порядку введения налога.

По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные .

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе

Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 19 закона "Об основах

налоговой системы", а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду (ст.20 Закона), налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (ст.21 Закона).

Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако, непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключение тех, которые являются общеобязательными.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.

В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулируемые.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонды.

Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действуют два таких налога: налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.

6. По целевой направленности введения налога.

В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые . Данное основание находит свое место практически при каждом рассмотрении классификации налогов; так, Л. Окунева называет их общими налогами и специальными.

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

В специальной научной литературе можно встретить и иные основания классификации налогов. Так, С. Пепеляев выделяет раскладочные (контингентированные, репартиционные) и количественные налоги. Суть первых заключается в том, что их размер определен исходя из конкретного необходимого расхода. Сумма налога просто распределяется между плательщиками. В то же время количественные (долевые, квотативные) налоги исходят из возможности плательщика заплатить налог и учитывают его имущественное положение. Выделяют также разовые и систематические (регулярные, текущие) налоги. В зависимости от мотивации экономического поведения хозяйствующего субъекта некоторые авторы выделяют условно-постоянные налоги, фиксированные, т.е. те, которые не зависят напрямую от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (например, налог на имущество, на пользование природными ресурсами, налоги на отдельные виды деятельности и др.), а также условно-переменные, которые более тесно связаны с экономической деятельностью субъектов (все виды подоходных налогов, акцизы, НДС и т.д.). Эти налоги ориентированы на выравнивание результатов экономического соревнования, т.е. сдерживание явных лидеров и поддержку аутсайдеров как в сфере производства, так и потребления. Условно-переменные налоги являются основным источником бюджетных поступлений.

Американские экономисты Энтони Б. Аткинсон и Джозеф Э. Стиглиц, рассматривая типы налогов, устанавливаемые на деятельность фирмы, выделяют налоги на факторы производства (налог на фонд заработной платы, налог на прибыль с корпораций) и налоги на валовый выпуск или валовые затраты (налог на добавленную стоимость, налог с оборота).

7. По срокам уплаты.

Различают следующие виды налогов по срокам уплаты

  • 1. Срочные
  • 2. Периодично-календарные.

В свою очередь периодично-календарные делятся на:

Декадные

Ежемесячные

Ежеквартальные

Полугодовые

Налоги можно классифицировать по следующим признакам: I. По субъектам: Налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль, на имущество организации).

    Налоги, взимаемые с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц).

    Смешанные налоги (земельный налог, транспортный налог, НДС).

II. По объектам: Налоги с доходов (на прибыль, ЕСН, налог на доходы физических лиц)

    Налоги на имущество (земельный налог, транспортный налог, налог на имущество).

III. По способу изъятия: Прямые налоги (подоходно поимущественные налоги, взимаемые в процессе формирования, возникновения и накопления дохода и имущества).

    Косвенные налоги (на потребление, взимаемые в процессе расходования материальных благ. Носитель налогового бремени – конечный потребитель. НДС, акцизы).

IV. В зависимости от уровня органов управления: Федеральные налоги (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций, водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых).

    Региональные налоги (транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций).

    Местные налоги (земельный, налог на имущество физических лиц).

V. В зависимости от источников погашения, налоговой базы и налоговой ставки: Прогрессивные налоги, т.е. при увеличении налоговой базы ставка увеличивается (транспортный налог, на имущество физических лиц).

    Регрессивные налоги, т.е. при увеличении налоговой базы ставка снижается (ЕСН).

    Пропорциональные налоги, т.е. при изменении налоговой базы удельная доля ставки остается прежней (НДС, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организации).

8. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость индивидуальными предпринимателями.

Индивидуальный предприниматель (ИП) – налогоплательщик НДС обязан составить счет-фактуру, вести журналы учетаполученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок, книги продаж (доп. листы книги покупок и доп.листы книги продаж) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения.

Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету.

Налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную общую сумму НДС на налоговые вычеты.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Вычетам подлежат только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

ИП имеет право на освобождение от уплаты НДС.

9. Содержание налога на имущество физических лиц.

Общая информация

Описание:

Налог на имущество физических лиц,также как и земельный налог является местным налогом, он поступает в бюджеты муниципальных образований.

Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объекты налогообложения:

    жилой дом

    квартира

  • иное строение

    помещение и сооружение

    доля в праве общей собственности на имущество

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как инвентаризационная стоимость имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Инвентаризационная стоимость определяется органами технического учета и технической инвентаризации. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующим законодательством.

Техническая инвентаризация объектов капитального строительства может проводиться на основании заявления заинтересованных лиц.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в следующих пределах:

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

С 1 января 2011 года налог на имущество физических лиц уплачивается физическими лицами один раз в год, не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?

Основные характеристики налогов

Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:

Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.

Основания для классификации налогов: типы ставок

Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.

Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.

Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.

В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.

Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.

Способ перечисления платежа: прямые и косвенные налоги

Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.

Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.

Классификация прямых налогов

Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).

Общие и целевые налоги

Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.

Уровень налогообложения

Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).

К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.

Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.

Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.

Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.

Концепция налогообложения

Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.

Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.

Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.

Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.

Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.

Федеральные налоги

Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:


Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

Региональные налоги

  • транспортный;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • лицензионные сборы субъектов РФ.

Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.

Местные налоги

Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.

Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.

В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.

Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.

Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.

Специальные режимы

Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:

  • ЕСХН, или система налогообложения, адаптированная для сельскохозяйственных бизнесов;
  • УСН – упрощенная система исчисления и уплаты сборов;
  • ЕНВД – система уплаты вмененного дохода;
  • патентная схема;
  • система налогообложения, сопровождающая соглашения о разделе продукции.

Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.

Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.

Компоненты налога

Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • период;
  • ставка;
  • порядок исчисления платежа;
  • сроки уплаты налога в бюджет.

Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.

Классификация по объектам

Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.

Практическая полезность классификации налогов

Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.

Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.

Резюме

Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.

Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.

В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.

Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.