Какая функция не является функцией финансов. Финансы и их функции

Варвара Якимович

Финансы по своему материальному выражению представляют собой денежные фонды и доходы государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы всей страны.

Подобной характеристики явно недостаточно, так как сущность финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций.

Финансы – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов и доходов государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Цель управления финансами – обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге – в росте благосостояния населения.

Финансам свойственны функции:

Распределительная- в процессе производства и торговли возникают различные доходы. Однако для целей удовлетворения потребностей общества в развитии требуется перераспределить часть этих и иных доходов. Это осуществляется путем изъятия части указанных доходов, создания за счет этих средств фондов и расходования фондов на общественно полезные цели: образование, медицину, строительство, оборону и т.д.;

Контрольная- контроль за правильностью аккумулирования и распределения фондов и ресурсов. Поэтому финансы позволяют также определить наиболее оптимальные пути расходования аккумулированных средств, с тем, чтобы потребности общества были удовлетворены максимально.;

Регулирующая- предоставлении дотаций государственным бюджетом.;

Стабилизационная.

Функциях выражают сущность финансов и их социально-экономическую роль. При посредстве финансов происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики, регионами, формами собственности, социальными группами), а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях, посредством которых рас-крываются свойства и назначение финансов как особой экономической категории.

1. Распределительная функция проявляется при распре-делении национального дохода, в процессе создания так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна первоначальному национальному доходу.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:

1) доходы предприятий сферы материального произ-водства;

2) зарплата работников, занятых в сфере материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общест-венных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материаль-ных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, нацио-нального дохода.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. К ним относятся доходы, полу-ченные в отраслях непроизводственной сферы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Необходимость перераспределения совокупного общест-венного продукта возникает вследствие :

Наличия наряду с производственной непроизводст-венной сферы (оборона, образование и т.д.);

Неравномерности развития отдельных отраслей и тер-риторий;

Различия в доходах различных групп населения.

Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производ-ства, отдельными регионами страны, социальными группами населения.

Основная цель распределения и перераспреде-ления национального дохода и валового внутреннего про-дукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

2. Регулирующая функция финансов выражается через воздействие государства на экономическое развитие.

Основными инструментами, используемыми при этом, являются:

Регулирование и контроль посредством принятия соответствующих законов;

Установление предельных цен на некоторые товары и услуги;

Государственные расходы, которые побуждают фирмы и работников производить те или иные товары и услуги;

Сокращение или ликвидация налогов, а также огра-ничение потребления отдельных видов товаров с помощью акцизов на алкоголь и табачные изделия;


Реструктуризации задолженности предприятий (например, задолженности сельскохозяйственных товаро-производителей).

3. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов.

Данная функция проявля-ется в контроле над распределением ВВП по соответствую-щим фондам и расходованием их по целевому назначению. Исходя из характера движения финансов, общество имеет возможность знать, как складываются пропорции в распре-делении денежных средств, как обеспечивается своевремен-ность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.

Контролю подлежат:

Выручка от реализации товаров и услуг,

Затраты на производство и реализацию продукции,

Оплата труда,

Цены и тарифы,

Прибыль, ее использование.

Важными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения законодательства и нормативных актов, формирование и исполнение бюджетов, своевремен-ность и полнота выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой и целевое использование бюджетных средств.

Объектом финансового контроля выступает также финансовая документация, ее соответствие установленным нормам;

Субъектами — органы государственной власти, внутрифирменные контрольные органы и независимые аудиторские организации.

Органы государственной власти контролируют бюд-жетные средства и финансово-хозяйственную деятель-ность государственных предприятий, начиная с обсу-ждения и принятия бюджета, затем в процессе его исполнения и заканчивая рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджета.

Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Министерством финансов РФ, Федераль-ным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, главными распорядите-лями и распорядителями бюджетных средств, Федеральной таможенной службой (ФТС России).

Соблюдение законодательства о налогах , правильность их исчисления, полноту и своевременность внесения в соот-ветствующие бюджеты отслеживает налоговая служба. Исполнение федерального бюджета подлежит контролю со стороны Счетной палаты РФ. В случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства виновные несут ответственность в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Внутрифирменным контролем занимаются финансо-вые подразделения предприятий, ревизионные комиссии, внутренние аудиторские службы предприятий в целях определения правильности образования и использования финансовых и других ресурсов.

Внешний аудиторский контроль осуществляется незави-симыми аудиторскими фирмами. Аудит может проводиться по заказу нуждающихся в нем клиентов за вознаграждение на договорной основе, а также по настоянию заинтересован-ных организаций-контрагентов, судебных органов и органов государственной власти. Субъекты хозяйствования могут быть заинтересованы в аудите в целях объективного неза-висимого анализа хозяйственно-финансовой деятельно-сти и разработки рекомендаций по финансовой стратегии и повышению эффективности своей деятельности. Коммер-ческие банки и инвестиционные компании могут привлечь аудиторские фирмы для экспертизы финансового состоя-ния интересующего их предприятия.

При аудиторском контроле осуществляется проверка правильности бухгалтерского учета, финансовой отчетно-сти, активов, статистического учета, достоверности выпол-нения процедур.

К финансовому контролю предприятий вправе прибегать также банки и страховые организации при выдаче кредитов и заключении страховых договоров в целях выявления их платежеспособности и финансовой устойчивости.

Основные формы финансового контроля — это про-верки, проводимые, как правило, по отдельным направ-лениям деятельности и ревизии, целью которых является обычно комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности.

Несмотря на объективное содержание и единство функ-ций финансов, их роль в жизнедеятельности субъектов различна. Многое зависит от традиций, обычаев, природно- исторических и специфических особенностей потребления и производства в стране.

2. Финансовая система страны, ее сферы и звенья

Распределение и перераспределение созданного совокуп-ного общественного продукта оказывают влияние на создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, т.е. формирование финансовой системы страны.

Финансовая система страны — это форма органи-зации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и пере-распределению совокупного общественного продукта.

В целом финансовая система страны состоит из двух крупных подсистем: централизованных и децентрализо-ванных финансов, которые в свою очередь делятся на более мелкие подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования всей национальной экономики. С их помощью денежные средства организаций и граждан аккумулируются в государ-ственный бюджет и во внебюджетные фонды государства.

В настоящее время государственные и муниципальные финансы РФ включают в себя:

Финансы федерального пра-вительства,

Финансы региональных органов власти

И мест-ные (муниципальные финансы).

Ввиду того, что Россия относится к федеративным госу-дарствам, то в зависимости от уровня управления бюджеты органов власти подразделяются на:

Бюджет федерального правительства,

Бюджеты регионов,

Местные (муниципаль-ные) бюджеты.

Внебюджетные фонды государства имеют, как правило, целевое назначение.

На федеральном уровне существуют социальные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд РФ,

Фонд социального страхования РФ,

Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Данные фонды аккуму-лируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.

Государственный и муниципальный кредиты представ-ляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, с одной стороны, и иностранными государствами, физическими и юридическими лицами, с другой стороны, по вопросу предоставления кредита, гарантии, получения займа.

Госу-дарственный и муниципальный кредиты отвечают задачам функционирования и использования средств бюджета и выступают как:

1) способ финансирования дефицита бюджета;

2) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджета.

Децентрализованные финансы — это фонды денежных средств хозяйствующих субъектов и домохозяйств, исполь-зуемые с целью производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы любого государ-ства, создают первичные доходы хозяйствующих субъектов, а также доходы граждан. На состав и организацию финансов предприятий существенное влияние оказывают их организа-ционно-правовая форма и отраслевые особенности.

Финансы коммерческих организаций и предприятий пред-ставляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, про-изводства и реализации продукции, образования собствен-ных финансовых ресурсов, привлечения внешних источни-ков финансирования, их распределения и использования.

Финансовыми посредниками называют всю совокупность кредитных учреждений, действующих в экономике. Суть их посредничества состоит в аккумулировании денежных средств частных лиц с целью их дальнейшего эффективного инвестирования. К финансовым посредникам относятся, например, коммерческие и сберегательные банки, кредит-ные союзы, пенсионные фонды и страховые компании. Объ-емы финансовых операций, осуществляемые финансовыми посредниками, в последние десятилетия возрастают, что обу-словливает выделение финансовых посредников в качестве одного из звеньев финансовой системы России.

Финансы некоммерческих организаций имеют ряд осо-бенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, поряд-ком распределения доходов. Большинство некоммерческих организаций создаются для достижения социальных, благо-творительных, культурных, образовательных и иных целей.

Финансы домохозяйств — характерное явление для стран с рыночной экономикой. Будучи центральным звеном децентрализованных финансов, они представляют собой систему образования и использования денежных ресурсов индивидов. Появление финансов домохозяйств вызвано разнообразием форм собственности при господстве частной и действием товарно-денежных отношений.

С помощью финансов домохозяйств решаются следую-щие задачи:

Обеспечение денежными ресурсами механизма реали-зации индивидуальных потребностей людей;

Обеспечение денежными ресурсами условий для соз-дания материальных благ и новой стоимости. Выполнение этой задачи делает финансы граждан базой финансов юри-дических лиц.

Вышеперечисленные звенья образуют внутреннюю струк-туру финансовой системы РФ. На их основе формируются внешние, международные финансы, субъектами которых могут выступать физические и юридические лица, организа-ции отдельных государств, транснациональные и междуна-родные корпорации, международные и межгосударственные организации (блоки, союзы).

Бывает так, что в какой-то сфере, прежде чем приступить к практике, необходимо быть хорошо осведомленными в вопросах теории, а в некоторых сферах теория по большей части не нужна. Однако, если говорить о финансах и функциях финансов, то иметь представления о их возможностях все-таки лучше, чем не знать их.

Каковы же основные функции?

Прежде чем приступить к описанию функций, давайте разберем, а что, собственно, представляют сами финансы. Как следует из определения, финансами мы будем называть экономические отношения, возникающие по мере формирования, распределения, а также использования денежных средств, объединенных в фонды. Естественно, речь будет идти в первую очередь о фондах коммерческих предприятий, немаловажную роль в финансовых отношениях принадлежит государственным фондам. Таким образом, финансы – это отношения, возникающие при:

  • Формировании и использовании денежных средств из централизованных государственных фондов
  • Распределении денежных средств в обществе при участии государственного бюджета, местных бюджетов (в том числе в виде ) и внебюджетных фондов
  • Формировании и распределении средств в фондах предприятий.

Говоря о финансовой системе не стоит забывать о ее тесной взаимосвязи с кредитной и денежной системами. Высокая степень развития данных систем способствует более эффективному распределению общественного богатства.

Переходя непосредственно к теме стоит отметить, что принято говорить о трех функциях финансов, выражающих их суть , а именно:

  1. Распределительная
  2. Контрольная
  3. Стимулирующая

Конечно же, полнее всех описывает сущность финансов распределительная функция . Суть данной функции можно выразить так: создаваемая в обществе новая стоимость (или добавленная стоимость) должна распределяться в соответствие с потребностями государства и общества. Это распределение и достигается за счет финансов. Ведь, с одной стороны, финансы формируются за счет доходов производственной сферы, а с другой первичные доходы образуют вторичные – налоги, собираемые в государственный бюджет и распределяемые между работниками непроизводственного сектора (медицина, здравоохранение, образование и т.д.). Таким образом, валовый национальный продукт будет распределен посредством финансовой системы страны.

А теперь давайте поподробнее поговорим о видах доходов. Поскольку доходы не только распределяются, но и затем перераспределяются, уместно говорить о двух стадиях распределения или о первичном и вторичном распределении.

Первичные, вторичные и конечные доходы формируются за 3 стадии движения доходов:

Первичные доходы формируются из средств, вырученных от продажи продукции (услуги, работы). Данная выручка в виде денежных средств распределяется в следующих направлениях: оплата стоимости сырья и материалов, арендная плата, затраты на амортизацию оборудования (образуют так называемый фонд возмещения понесенных в при производстве затрат), заработная плата работникам, прибыль собственнику (маржа). В итоге же, первичное распределение создает доход собственникам факторов производства (владельцам земли и капитала, наемного труда и обладателям предпринимательского таланта). В то же время в первичные доходы следуют относить косвенные налоги (акцизы, ), формирующие часть общих доходов государства.

Полученные на первом этапе доходы имеют дальнейшее движение – в первую очередь из них идут отчисления в виде прямых налогов и страховых платежей в различные фонды социального страхования. В итоге образуются фонды (преимущественно, бюджеты разного уровня власти, а также внебюджетные фонды), средства из которых направляются на оплату заработной платы работникам нематериальной сферы занятости: врачам, учителям, служащим, военным и т.д. (это доходы работников нематериальной сферы и расходы бюджетов). Таким образом, первичные доходы приводят к формированию вторичных.

Если проследить движением денежных средств далее, то окажется, что работники непроизводственной сферы также уплачивают страховые взносы и налоги в соответствующие фонды, аккумулирующие денежные средства и направляющие их на соответствующие нужды. Данная третья стадия может включать весьма сложные маршруты перемещения денежных средств, но, в итоге, она приводит к формированию конечных доходов, которые могут быть направлены на покупку товаров или услуг. Часть доходов, однако, сберегается.

Это означает, что за определенный временной интервал, размер первичных доходов станет равным сумме конечных доходов и сбережений. Другими словами, получается, что доходы в результате их распределения и дальнейшего перераспределения просто приобретают иную структуру, на которую существенное влияние оказывает связь между хозяйствующими субъектами (предприятиями) и государством. Роль же финансов заключена в том, что они появляются на каждом этапе перераспределения денежных средств в виде фондов, чем и обеспечивают дальнейшее движение денежной массы. Финансовая система, таким образом, способна изменить структуру доходов.

Следующая функция финансов , которую мы разберем – контрольная . Ее суть заключается в постоянном контроле над полнотой, своевременностью и правильностью получения доходов, с одной стороны и осуществлением расходных операций из бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов. Постоянство контроля осуществляется благодаря частому совершению финансовых операций, в которых и отражена сущность данной функции финансов. При этом стоит отметить, что фонды наполняются с определенными целями, провозглашенными властями с соблюдением рамок действующего законодательства. Соответственно, регулировать финансовые потоки можно не только в зависимости от целей, но и с учетом изменяющегося законодательства.

Именно для осуществления данной функции в полной мере, была создана система финансового контроля, наблюдающая за обоснованностью наполнения того или иного фонда (бюджетного или внебюджетного) и расходованием средств из него.

Финансовый контроль может быть следующих видов в зависимости от субъекта, его осуществляющего:

  1. Общегосударственный – осуществляется органами власти и управления
  2. Внутрихозяйственный – проводится фин. службами предприятия
  3. Общественный фин. контроль
  4. Независимый финансовый контроль (осуществляется аудиторами).

С другой стороны, контроль за финансовыми потоками состоит из 3 частей.

  • На этапе составления прогноза доходов и расходов и подготовки проекта фонда осуществляется предварительный контроль для оценки адекватности планируемых показателей.
  • Текущий контроль направлен на сбор информации о текущем размере средств фонда и расходовании их в соответствии с выбранными направлениями.
  • Последующий контроль, в свою очередь, анализирует и проводит проверку отчетных данных об исполнении бюджета.

Наконец, третья функция финансов стимулирующая (иногда называемая также регулирующая ), означает их возможность влияния на процессы в экономической среде. К примеру, определенные виды бизнеса получают налоговые льготы при формировании бюджетов. В их числе передовые инновационные сферы бизнеса, наукоемкие технологии, стратегически важные для национальной экономики предприятия. Целями такой политики могут стать смещение приоритетов в структуре национальной экономики в пользу более технологичных и наукоемких отраслей, обеспечив их более быстрый рост.

Иногда уместно говорить о четвертой, так называемой, стабилизирующей функции финансов. Ее задача состоит в обеспечении граждан стабильными социально-экономическими условиями существования.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Сегодня на этом все, в следующих статья блога сайт в продолжении темы функций финансов будет рассказано подробнее о понятии финансовой системы .

Сущность финансов выражается в их функциях. Финансы в целом выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Кроме того, часть финансов, функционирующая в сфере материального производства (например, финансы предприятий), а также участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную функции, но и обеспечивающую функцию формирования денежных доходов.

Распределительная функция финансов

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Именно с помощью этой функции осуществляются:

  • o первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов (прибыли, начислений на социальное страхование);
  • o распределение части фонда возмещения (в виде амортизационного фонда);

oраспределение части национального богатства (при распределении ранее созданной стоимости, восполнении ущерба от стихийных бедствий).

Субъектами распределительной функции финансов являются юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса (государство, предприятия, организации, учреждения, граждане), в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, протекает от первичного распределения стоимости общественного продукта до перераспределения. Распределительный процесс осуществляется во всех сферах общественной жизни (в материальном производстве, сферах обращения и потребления) и па всех уровнях управления экономикой: федеральном, территориальном (на уровне субъектов РФ), местном. Кроме того, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов присуща всей системе отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой се форм. Контрольная функция финансов осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода, она проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль ведется за производственными и внепроизводственными затратами, за соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует па всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, осуществляющие проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль выполняют общественные неправительственные организации, отдельные физические лица на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов, подлежащих аудиту.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления. Существует президентский финансовый контроль, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления (на федеральном уровне - контроль Государственной Думы и Совета Федерации), исполнительных органов власти, финансово-кредитных органов.

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и в конституциях (Уставах) субъектов РФ, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны президента и органов представительной (законодательной) власти. Такой контроль осуществляется при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.

Счетной палате РФ принадлежит особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов власти. Это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица - государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и Банк России; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации - в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Счетная палата решает следующие задачи: организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков; регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, деятельность Банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами. Примером такой контролирующей организации может служить деятельность Контрольно-счетной палаты Московской городской Думы.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной, ее результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Банка России.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации президента оно подчиняется непосредственно президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций - контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации президента, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового копт-роля.

Важную роль в осуществления финансового контроля играют Минфин России и его органы на местах.

В структуре аппарата Минфина России функционирует контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера-ревизора. Минфином России и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином России методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина России распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина России осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

Контрольно-ревизионное управление Минфина России и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложен на органы Федерального казначейства Минфина России. Главной задачей Казначейства являются организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Ему вменяются в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях правительства и о состоянии бюджетной системы.

Органы Федерального казначейства имеют право: производить проверки денежных документов на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности, включая совместные предприятия, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции.

ГНС России проводит государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, песет ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей.

Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля. Они наделяются широкими правами. Так, налоговые инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну), обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

При непредставлении (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы; предъявлять в суде и арбитраже иски о ликвидации предприятия, признании сделок недействительными.

В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитраже или в судебном порядке.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Банку России. Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. Банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков: проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных Банком России нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации Банк России в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штрафу, выдвижению требований по финансовому оздоровлению, реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применению более жестких нормативов; запрету на проведение отдельных операций и на открытие; назначению временной администрации банка, и, как крайней мере, - отзыву лицензии и ликвидация банка.

С конца 1980-х гг., т.е. после появления в Российской Федерации различных коммерческих структур (коммерческих банков, страховых обществ, корпораций и т.д.), в целях защиты граждан как потенциальных инвесторов и вкладчиков появился новый вид финансового контроля - аудит.

Основные задачи аудиторского контроля - установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Правительством РФ. Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов - прокуратуры, казначейства, налоговой службы. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование се проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторский контроль - независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе иностранные.

Услуги аудиторских организаций являются платными. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором на оказание услуг и оплачиваются по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности -за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В зависимости от целей и задач выделяют два вида аудита: внешний и внутренний.

Внешний аудит. Основными целями внешних аудиторских проверок являются: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности; экспертиза финансово-хозяйственного состояния; оценка платежеспособности, а также разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний. Он нацелен на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, с тем чтобы активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, устранять недостатки в работе. Аудит должен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится на стадии рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, т.е. осуществляется в процессе планирования. Он предшествует осуществлению бюджетных расходов, хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба государству и предприятиям. Целью предварительного контроля является предупреждение нецелесообразного расходования материальных ресурсов и денежных средств.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых операций, в ходе исполнения бюджетов и финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Цель - соблюдение правильности, законности произведенных расходов, полученных доходов, полноты перечисления средств из бюджета и в бюджет, а также внебюджетные фонды, эффективного использования банковских ссуд. Контроль ведется финансовыми службами повседневно с тем, чтобы своевременно обнаружить и устранить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль осуществляется в форме проверок и ревизий правильности, законности, целесообразности уже произведенных финансовых операций. Его цель - разработать систему мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков в расходовании государственных средств, собственных и привлеченных средств предприятий, пресечение в дальнейшем нарушения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию финансовых отношений в стране.

2. Основные функции финансов

Сущность финансов проявляется в их основных функциях:

Формирование денежных фондов,

Распределение национального дохода,

Контроль над распределением национального дохода.

Эти три функции осуществляются финансами одновременно. Рассмотрим каждую из этих функций более детально.

Функция формирования денежных фондов (доходов) алгоритмически состоит из следующих этапов:

Создание финансовой теории, соответствующей состоянию развития экономики государства и имеющей целью обеспечение экономического роста,

Формирование финансового механизма, обеспечивающего сбор доходов,

Прогнозирование и планирование доходов, утверждение доходов бюджета,

Накопление доходов в бюджет и внебюджетные фонды, формирование бюджетных фондов для обеспечения целевых функций государства.

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода. При распределении национального дохода среди участников производства формируются первичные (или основные) доходы:

Оплата труда работников, занятых в сфере производства, доходы предприятий сферы производства. Однако только первичные доходы не могут образовать общественные денежные фонды, достаточные для обеспечения национальной безопасности, развития приоритетных отраслей экономики, удовлетворения материальных и культурных потребностей граждан. Необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода:

Межотраслевое и территориальное перераспределение в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений организаций и частных лиц,

Перераспределение части дохода из производственной сферы в непроизводственную сферу (образование, культура, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, государственное управление и т. п.),

Перераспределение доходов между различными социальными группами граждан страны. В результате такого перераспределения образуются вторичные (или производные) доходы: доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы,

Налоги (например, подоходный налог с физических лиц) и др.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в процессе структурной перестройки национальной экономики, развития ее приоритетных отраслей, а также в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Таким образом, перераспределение дохода происходит между отраслями экономики, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, создании рыночных структур экономики, повышении социального уровня жизни граждан. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция финансов состоит в контроле над распределением национального дохода по соответствующим фондам, а также за расходованием этих фондов по назначению. Финансовый контроль в современных условиях направлен на обеспечение развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества работы во всех отраслях национальной экономики. Он охватывает и производственную сферу, и непроизводственную, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и

расточительства. Важнейшими задачами финансового контроля являются:

Проверка точного соблюдения финансового законодательства, проверка своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми органами и банками,

Проверка своевременности и полноты выполнения взаимных обязательств предприятий, организаций и частных лиц по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется в многоплановой деятельности финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговых органов осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. Помимо трех функций, которые мы подробно описали, финансы могут также выполнять регулирующую функцию, связанную с финансовым вмешательством государства в процесс воспроизводства. Напомним, что согласно кейнсианской экономической теории основным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика: государство посредством государственных расходов, государственного кредита, налогов может влиять на занятость рабочей силы и загрузку производственных мощностей. Кроме того, изменение соотношения потребления и сбережений невозможно без вмешательства государства, поскольку на решения домашних хозяйств о сбережении и потреблении влияет огромное множество незначительных факторов, вследствие чего при отсутствии государственной политики в области сбережения решения населения о накоплении будут диктоваться только случайными факторами. Между тем, сбережения населения могут составлять значительную часть денежных фондов, направляемых на инвестиции, в том числе, в более производительное оборудование, новые виды продукции и т. п. Однако на сегодняшний день регулирующая функция финансов в Российской Федерации развита недостаточно.

3) Характеристика финансового механизма

Функции финансов реализуются посредством финансового механизма, т. е. системы установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, направленных на реализацию целей финансовой политики. Финансовый механизм включает в себя следующие элементы и подразделения:

Совокупность организационных форм финансовых отношений в национальной экономике, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных средств, методы финансового планирования,

Формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство (в том числе систему законодательно установленных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т. п.).

Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. Процесс управления финансами при этом состоит из следующих стадий:

Прогнозирование,

Планирование,

Оперативное управление, регулирование, контроль.

При решении различных тактических задач могут происходить

изменения финансового механизма, поэтому он чутко реагирует на все особенности социально-экономических процессов. Реализация одного и то же финансового решения может быть организована государством по-разному. Так, например, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Налоговая система может включать различный перечень прямых и косвенных, федеральных, региональных и местных налогов. Существуют два типа финансового механизма: директивный и регулирующий.

Директивный тип разрабатывается для финансовых отношений, в которых государство участвует непосредственно - налогообложение, государственный кредит, расходы бюджетов, бюджетное финансирование и т. п. Директивный тип финансового механизма предполагает обязательность установленных форм, видов и методов действий для всех субъектов финансовых отношений. В ряде случаев директивный финансовый механизм

может распространяться на финансовые отношения, в которых государство не участвует непосредственно, но которые либо имеют большое значение для реализации всей системы управления, либо одна из сторон этих отношений является агентом государства

Регулирующий тип финансового механизма определяет основные правила поведения в таких сферах финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например, при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на предприятиях частной формы собственности. В этом случае через соответствующую систему законодательства устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие само разрабатывает формы и виды денежных фондов, направления их использования.

Важной частью системы управления финансами является финансовое прогнозирование и планирование. Финансовое прогнозирование - это процесс построения научно обоснованных предположений о будущем состоянии финансовой системы, ее отдельных звеньев и характеризующих это состояние показателей.

Выделяют следующие основные функции финансового прогнозирования:

Оценка сложившейся ситуации и выявление глобальных проблем финансового развития,

Анализ тенденций социально-экономического и научно-технического развития в конкретных экономических условиях, оценка будущего действия выявленных тенденций и определение новых условий и проблем, которые возникнут в результате

действия этих тенденций, определение способов разрешения таких проблем,

Выявление возможных альтернатив развития в перспективе, накопление материала для всесторонне обоснованного выбора той или иной возможности развития,

Принятие оптимального планового решения, обеспечивающего активное воздействие на дальнейшее развитие финансов. В прогнозе можно рассмотреть различные варианты финансовой политики в зависимости от различных сочетаний объективных и субъективных факторов (как экономического характера, так и других).

В финансах обычно строят среднесрочные прогнозы (на 5-10 лет) и долгосрочные прогнозы (более чем на 10 лет вперед). В качестве примера финансового прогноза укажем прогноз социально-экономического развития страны, который используется при подготовке проекта федерального бюджета. В этом прогнозе выделяются макроэкономические показатели, обеспечивающие реалистичность и надежность соответствующих плановых разработок.

Финансовое планирование - это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированный на достижение баланса между финансовыми ресурсами и направлениями использования этих ресурсов.

Поскольку планироваться должны отношения, возникающие во всех звеньях финансовой системы, строится не один финансовый план, а целая система таких планов:

Бюджетных,

Внебюджетных,

Страховых и т. п.

Финансовые планы можно классифицировать не только по звеньям финансовой системы, но и по ее уровням, а также по субъектам финансовых отношений:

Общегосударственный финансовый план,

Территориальные финансовые планы,

Отраслевые финансовые планы,

Финансовые планы отдельных предприятий и организаций.

Следует отметить, что в процессе финансового планирования определяются не только собственно финансовые пропорции, но и сопутствующие пропорции натурально-вещественные, трудовые. Практическое построение финансовых планов производится с помощью метода экономического анализа с использованием статистического анализа, экономико-математического моделирования, с учетом балансов и нормативов.

Метод экономического анализа состоит в комплексном изучении различных сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности. Приведем список статистических приемов, наиболее часто используемых при реализации метода экономического анализа:

Использование системы абсолютных и относительных показателей,

Сравнительный анализ, метод сводки и группировки, индексный метод, факторный анализ.

Анализ тенденций и закономерностей изменения показателей за прошлые периоды и определение финансовых параметров на планируемую перспективу на основе анализа этих тенденций называется экстраполяцией. Экстраполяция проводится с активным привлечением методов прикладной статистики и эконометрики. Нормативный метод предполагает построение финансового плана на нормативной базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. В качестве примера таких финансовых нормативов приведем ставки налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Часто в процессе финансового планирования устанавливаются нормативные коэффициенты, используемые в качестве критериев оценки достижения финансовых результатов, например, для хозяйствующих субъектов могут быть установлены коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, внутренней нормы доходности и др. Кроме того, часто в процессе планирования применяется балансовый метод, состоящий в планомерном установлении и соблюдении балансов- материально"вещественных и стоимостных пропорций, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов. В основе балансового метода лежит практика построения бухгалтерского баланса, связывающего источники формирования активов предприятий с направлениями использования этих активов.

В практике планирования обычно используется система балансов:

Натуральные (материальные) балансы,

Стоимостные (денежные) балансы,

Балансы трудовых ресурсов,

Баланс национальной экономики, межотраслевой баланс.

Стоимостные балансы позволяют указать четкие взаимосвязи между производством, распределением и использованием доходов. Например, одним из важнейших видов стоимостного баланса является федеральный бюджет Российской Федерации, который характеризует объем и структуру доходов и расходов государства. Бюджетное планирование представляет собой основной вид финансового планирования на государственном уровне. В Российской Федерации разрабатывается перспективный и бюджетный планы, которые преследуют следующие цели:

Информирование органов законодательной и представительной власти о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития национальной экономики и социальной сферы,

Комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законопроектов,

Определение необходимости и возможности осуществления, перспективных мер в области финансовой политики,

Отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременное принятие соответствующих мер по их устранению.

Перспективный бюджетный план разрабатывается на три года:

Первый год - это год, на который составляется бюджет,

Следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты принятой экономической политики. Исходной базой для формирования перспективного бюджетного плана служит бюджет на текущий год. Законодательно перспективный бюджетный план не утверждается. Разработка прогноза и выработка плановых решений - это взаимосвязанные стадии плановой работы. При этом план - это отражение будущего состояния системы, соответствующее целям, заданным в настоящий момент времени, план должен быть качественно однозначным и направленным на достижение выбранных целей. Прогноз же, как правило, представляет собой множество вариантов дальнейшего развития, и на основе прогноза можно выбрать наиболее рациональные, оптимальные варианты.


4) Финансовые ресурсы и финансовая система

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы – это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования. Финансовые ресурсы предназначены для выполнения финансовых обязательств; покрытия затрат по расширенному воспроизводству; материального поощрения работников. Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны – это вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного – это фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются: фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов. Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов;

3) ресурсы, получаемые самим предприятием (прибыль, амортизационные отчисления).

Исходя, из этого финансы могут быть централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов.)

Децентрализованные ресурсы классифицируются на следующие структурные элементы:

Собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);

Заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различные финансовых средств);

Ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции). Финансовая система – это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система включает в себя: финансы предприятий и организаций, страхование, государственные финансы. Все составляющие финансовой системы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств.

Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Государственный бюджет - централизованный доход государства (роспись доходов и расходов). Бюджет состоит из двух частей: доходной части и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.

Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия. Государственный кредит. В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества, государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные средства предприятий, организаций и граждан. Для дополнительного пополнения денежными ресурсами экономику страны государство может прибегнуть к эмиссии денег. Но эта мера не очень часто используется, т.к. чрезмерная эмиссия может привести к росту инфляции, обесценению денежных средств, росту цен, снижению жизненного уровня населения. Следующим средством привлечения финансовых ресурсов государством является - государственный заем. Государство продает на финансовом рынке облигации, казначейские обязательства и другие виды государственных ценных бумаг. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы. В настоящее время наиболее значительным по объему в составе финансового рынка является рынок ценных бумаг. Государство выпускает следующие виды ценных бумаг: ГКО (государственные краткосрочные облигации), ОФЗ (облигации государственного займа), ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа).


Заключение

Финансы - неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Задачи и проблемы финансов, налогов, страхования настолько глубоко проникли в общественную жизнь, что это понятие стало обыденным и повседневным. Любые финансовые решения характеризуются тем, что доходы и расходы разнесены во времени и, как правило, не могут быть точно предсказаны теми, кто эти решения принимает. Поэтому при принятии финансовых решений необходимо учитывать два важнейших фактора - время и риск. При проведении любой финансовой операции обязательно должно быть определено время ее совершения: ведь деньги, полученные сегодня, уже можно непосредственно использовать. Тогда как ту же самую денежную сумму, полученную через определенный срок, можно будет использовать только по истечении этого срока, поэтому стоимость денег изменяется во времени - денежные суммы, поступающие в будущем, являются менее ценными, чем аналогичные суммы, поступающие в более ранние сроки. Любая операция, протекающая во времени. Операция сопряжена с риском, который заключается в том, что вполне возможно несоответствие между теми результатами, которых мы ожидаем от осуществления операции. И теми результатами, которые произойдут на самом деле.

появились существенно позже денег - на высшей ступени цивилизации, одновременно с развитием торговли и возникновением института государства, в XIII-XV вв. Финансы существенным образом влияют на воспроизводство рабочей силы. Таким образом, финансы и финансовая система были созданы человеком и человеческим обществом в лице государства как центрального общественного института. С развитием государства и развития производительных сил, усложнения хозяйственных связей, сфера финансов уже выходит за рамки собственно государства. Наряду с государственными финансами их можно рассматривать также корпоративные финансы (или финансы предприятий) и личные финансы.


Список литературы

1) Литовченко В. П. Финансы: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 433с.

2) Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы. – М., 2002.- 487с.

3) Балабанов И. Т. Игровой практикум по финансам. – М., 2000. – 429с.

4) Благодатин А. А. Финансовый словарь.- М., 2005.- 415с.

5) Брайчева Т. В. Государственные финансы России. – СПб., 2002.- 483с.

6) Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки. – М., 2000. – 522с.

7) Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник – М., 2006. – 533с.


Отметить, что в экономике рыночного типа страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой - коммерческой деятельностью, приносящей прибыль. Функции страхования и его содержание как экономической категории органически связаны. В качестве функций экономической категории страхования можно выделить следующие: 1.Формирование специализированного...

Вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. Однако, и этого признака недостаточно для полной характеристики финансов. Разнообразие распределительных отношений...

Причинно-следственные связи, внутренне присущие экономическим отношениям. Финансы, как уже было выяснено, являются распределительной категорией, участвующей в процессе общественного воспроизводства, т.е. есть все основания, исходя из этой посылки, говорить о взаимосвязи финансов и экономических законов. Но при этом следует сразу отметить, что финансы отражают более широкий круг отношений, чем...

Первых, их объективный характер и, во-вторых, единство денежной формы выражения. Суммируя приведенные характерные особенности и признаки страхования, можно дать ему как экономической категории следующее определение: Страхование как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, включающих совокупность перераспределительных отношений замкнутого круга его участников по...