К вопросу о целесообразности введения налога на сверхприбыль. Налог на сверхдоход: теория и практика Налог на сверхдоход теория и практика

Богатые домохозяйства РФ недоплачивают в федеральную казну налогов на сумму 500 млрд рублей. Такое мнение было высказано секретарем Общественной палаты Валерием Фадеевым во время выступления в Госдуме . Он подчеркнул, что в вопросе сбора налогов с богатых домохозяйств есть огромный потенциал, несмотря на то, что сделать это будет крайне сложно. Каким образом можно реализовать этот процесс? Действительно ли необходимо ввести в России налог на сверхдоходы, ведь ранее уже сообщалось о планах обложить налогом в 18% зарплату свыше 2 млн рублей ? Эксклюзивное интервью для читателей «Правды.Ру» дал Валентин Катасонов, профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, русский экономист и руководитель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова.

Предложения ввести прогрессивную шкалу подоходного налога звучали неоднократно, однако в парламенте каждый раз отклоняли подобные инициативы. Но все-таки в обществе мысль о том, что богатые должны платить больше, весьма популярна. Есть ли, на ваш взгляд, необходимость изъятия сверхдоходов?

Наше государство можно определить как государство финансовой олигархии в ярко выраженном виде. Поэтому нынешняя власть - под государством я понимаю законодательную и исполнительную власть - будет до конца отстаивать финансовую олигархию. Ни для кого не является секретом, что у нас социально-экономическая поляризация общества намного выше, чем сегодня в Западной Европе или в США. Я могу много разных показателей приводить, но они и так всем известны.

Мне хотелось бы обратить внимание, что прогрессивная шкала налогообложения - важнейший резерв пополнения нашего бюджета. Плоская шкала налогообложения вообще является экзотикой, присущей только каким-то небольшим государствам, в том числе и государствам с явными признаками юрисдикции. Так что в этом смысле мы являемся просто некоей аномалией. Вот господину Кудрину на это бы обратить внимание, но он предлагает такие меры, которые окончательно приведут к разрушению российской государственности. Я прежде всего имею ввиду приватизацию.

- Может, налоговым органам нужно лучше работать?

Мне хотелось бы обратить внимание, что есть еще один, более мощный резерв, который почти не обсуждается. Даже если бы у нас была прежняя плоская шкала налогообложения в 13%, и эти 13% платились бы со всех доходов, то у нас бюджет был бы в 2-3 раза больше. Я имею в виду то, что у нас практически финансовая олигархия не платит даже 13% налогов с тех доходов, которые она получает в офшорных юрисдикциях. И это мощнейший резерв. Центральный банк РФ публикует такой статистический отчет, который называется «Международная инвестиционная позиция РФ». Это соотношение активов и международных обязательств. Так вот, согласно этому документу наши зарубежные активы - когда говорю «наши», имею в виду экспортеров капиталов, которые являются российскими резидентами, - составляют 1,3 триллиона долларов.

Но это верхняя часть айсберга, потому что мои подсчеты показывают: реальные активы составляют порядка трех триллионов. Даже если эти активы дают доходность 5% годовых, это получается совершенно бешеная сумма. С этой суммы мы могли бы действительно пополнить наши доходы. Но хочу сказать, что законы о деофшоризации, которые были приняты в виде поправок к налоговому кодексу в 2014 году, не работают. В этом году впервые проходила подача деклараций по так называемым КИКам - это контролируемые иностранные компании. Так вот, количество деклараций составило всего 3-4% от того количества, которое должно было быть по экспертным оценкам. То есть на практике наша финансовая олигархия просто проигнорировала эти поправки к налоговому кодексу. Поэтому даже если бы был принят какой-то закон о прогрессивной шкале налогообложения, они нашли бы способ обойти этот закон.

Наша проблема заключается в том, что у нас начался законотворческий зуд. Вместо того чтобы исполнять даже принятые законы, принимаются все новые и новые - и вот так происходит инфляция, девальвация наших юридических норм (www.pravda.ru)

Налог на сверхприбыль в Казахстане: методика и проблемы, возникающие при его исчислении

Анвар Яушев, Партнер консалтинговой компании «MinTax»

Налог на сверхприбыль (НСП) является налогом, взимаемым с дополнительных доходов, полученных недропользователем сверх нормативов, установленных налоговым законодательством. Впервые в современном виде НСП был введен в США во время Первой мировой войны в качестве налога на сверхприбыли корпораций, поставляющих вооружение. В Казахстане, до введения Налогового кодекса, с аналогичной для НСП целью применения действовали фиксированные (рентные) платежи. Они применялись к крупным предприятиям, добывающим нефть, газ и уголь, добыча которых, по оценкам специалистов, являлась высокорентабельной в сравнении с добычей других полезных ископаемых.

До недавнего времени мало кого интересовал вопрос, связанный с исчислением НСП. И на это были свои причины. НСП - сравнительно новый вид налога. В Казахстане он был законодательно установлен в 1995 году, с введением в действие нового Налогового кодекса 1 . До этого положения, касающиеся НСП, устанавливались только в контрактах на недропользование.

1 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года № 2235.

Причиной введения НСП в Казахстане явилась невозможность с высокой точностью прогнозировать цены и себестоимость добычи полезных ископаемых, добываемых в рамках контрактов на недропользование. Несмотря на то, что в момент заключения контракта цены и себестоимость добычи могут быть неизвестны, но они способны оказать большое влияние на баланс экономических интересов сторон, т.е. на распределение доходов между государством и недропользователем.

Баланс экономических интересов сторон определяется в ходе налоговой экспертизы на основании технико-экономических расчетов. При этом расчетная внутренняя норма прибыли (далее - ВНП), в соответствии с налоговым законодательством, не может превышать уровня 20% и регулируется путем установления размеров ставок роялти и бонусов. Таким образом, определить ВНП можно только достаточно приблизительно и НСП, в данном случае, служит для государства страховочным элементом и не позволяет недропользователям иметь независящие от их деятельности высокие доходы, необложенные дополнительным налогом.

С другой стороны, НСП может служить сдерживающим фактором для использования недропользователями новейшего оборудования и технологий, которые позволяют наращивать добычу, снижая себестоимость добываемой продукции.

В настоящее время, особую актуальность приобрел вопрос определения НСП для компаний, осуществляющих деятельность в Казахстане по контрактам на недропользование, а именно, связанным с добычей углеводородного сырья. Причиной, послужившей задуматься о том как избежать непланируемой, на основании технико-экономических расчетов, уплаты НСП явилось резкое повышение мировых цен на сырую нефть (с 11 USD за баррель в декабре 1998 года до уровня 34 USD за баррель в 2000 году), что не наблюдалось со времен Карибского кризиса. Естественно, такое повышение цен не могло не отразиться на доходах нефтедобывающих компаний. Поэтому, автор данной статьи решил уделить особое внимание обзору налогового законодательства Республики Казахстан, касающегося НСП, и описать методику исчисления данного налога, а также затронуть проблемы, существующие при его исчислении.

Как указывалось выше, в Казахстане НСП был установлен в 1995 году в Налоговом кодексе. Однако, до 1997 года методика исчисления НСП определялась индивидуально в контрактах на недропользование. Только постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 сентября 1997 г. № 1330 был установлен «Порядок определения внутренней нормы прибыли для исчисления налога на сверхприбыль» (далее - Постановление № 1330) и инструкцией Министерства финансов Республики Казахстан «О налогообложении недропользователей» № 41 от 29 декабря 1997 г. (далее - Инструкция № 41) была утверждена детально разработанная методика исчисления НСП.

В настоящее время в Казахстане, в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса, НСП облагаются все недропользователи, за исключением осуществляющих свою деятельность по контрактам «О разделе продукции» и по контрактам на добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых. НСП взимается с чистого дохода по каждому отдельному контракту на недропользование за отчетный год, в котором ВНП превысила 20%. Пунктом 5 статьи 5 Налогового кодекса ВНП определяется, как коэффициент окупаемости производимых инвестиций. Расчет ВНП осуществляется кумулятивно, начиная с года вступления контракта в силу. Например, если контракт вступил в силу в 1996 году, а отчетным годом является 2000 год, то ВНП рассчитывается за период в пять лет с первого года действия этого контракта.

В соответствии с Постановлением № 1330 ВНП исчисляется на основе годовых денежных потоков, скорректированных на индекс инфляции. Годовые денежные потоки недропользователя определяются, как разница между совокупным годовым валовым доходом и затратами, произведенными в рамках действия отдельного контракта на недропользование в отчетном году. При исчислении НСП совокупный годовой валовый доход определяется в соответствии с главой 3 Налогового кодекса, т.е. является идентичным совокупному годовому доходу, используемому для исчисления подоходного налога с юридических лиц.

К затратам, понесенным недропользователем по отдельному контракту на недропользование, относятся следующие расходы:

Капитальные затраты, т.е. затраты, капитализируемые в соответствии с налоговым законодательством в ходе осуществления операций по недропользованию и амортизируемые в соответствии с налоговым законодательством. Если контракты заключаются по территориям, на которых имеются открытые месторождения, то стоимость основных фондов, имеющихся на дату заключения контрактов, рассматривается, как капитальные затраты первого года;

Затраты, которые относятся на вычеты при исчислении подоходного налога с юридических лиц, за исключением начисленных сумм амортизации по капитальным затратам и вознаграждений (интереса) по заемным средствам (кредитам);

Суммы подоходного налога недропользователя и налога на дивиденды, начисленные за отчетный год, а также сумма НСП, начисленного за год, предшествующий отчетному.

Начиная со второго года действия контракта на недропользование, годовые денежные потоки недропользователя корректируются на индекс инфляции, установленный уполномоченным государственным органом (в настоящее время Агентство Республики Казахстан по статистике). Корректировка на индекс инфляции производится по следующей формуле:

ДПН (n)

ДПО (n) = —————————————————————,

(1+ИИ1) х (1+ИИ2) х. . . (1+ИИn-1)

где:

ДПН - денежный поток недропользователя

за отчетный год;

ДПО - откорректированный денежный

поток на индекс инфляции;

ИИ - индекс инфляции;

1,2, ... n - период времени (год).

После корректировки денежных потоков производится непосредственное исчисление ВНП. В принципе, в Инструкции № 41 дается очень подробное описание расчета ВНП при помощи чистой приведенной стоимости и ставки дисконтирования. Однако, на практике такой расчет является сложным и требует специфических знаний. Кроме того, при использовании приведенных в инструкции формул возможны погрешности. Они зависят от правильности применения ставок дисконтирования, которые имеют произвольный размер и используются в методике исчисления ВНП, а также от округления получаемых результатов. При этом, ставки дисконтирования должны изменяться до тех пор, пока не будут достигнуты наименьшие положительное и отрицательное значения чистой приведенной стоимости. Естественно, при такой методике исчисления ВНП могут возникнуть сложности с налоговыми органами, у которых при исчислении ВНП возможно получатся другие результаты.

Для того чтобы решить эту проблему, мы рекомендуем в законодательном порядке установить использование программы Microsoft Excel, при помощи которой очень просто рассчитать ВНП на основе откорректированных на индекс инфляции денежных потоков, применяя функцию ВНДОХ (англ. - IRR).

В соответствии со статьей 104 Налогового кодекса, в зависимости от полученного уровня ВНП, налогоплательщики исчисляют НСП по ставкам, приведенным в таблице 1.

В контрактах на недропользование, заключенных до 1 января 1997 года, могут быть установлены иные ставки НСП.

Определив коэффициент ВНП за отчетный год, недропользователи предоставляют декларации по НСП в налоговый орган по месту налоговой регистрации до десятого апреля года, следующего за отчетным.

В случае, если ВНП за отчетный год превысила 20%, то с чистого дохода недропользователя за этот год взимается НСП по соответствующей ставке. НСП уплачивается в денежной форме до пятнадцатого апреля года, следующего за отчетным. Подробный пример расчета НСП приводится в таблице 2.

Возможно возникнет вопрос, что расчет НСП, приведенный в таблице 2 не соответствует примеру исчисления НСП, приведенному в Инструкции № 41, в части определения чистого дохода, являющегося объектом обложения НСП. В соответствии с пунктом 47 статьи 5 Налогового кодекса «чистый доход - налогооблагаемый доход за минусом подоходного налога, начисленного по этому доходу». Также пунктом 10 указанной статьи дается определение дивидендов, которые являются «частью чистого дохода». Соответственно, налог на дивиденды является частью чистого дохода. В то же время, в примере, приведенном в Инструкции № 41, чистый доход определяется за минусом налога на дивиденды и налога на сверхприбыль, что противоречит положениям Налогового кодекса. Для правильного определения объекта обложения НСП, необходимо внести соответствующие изменения в статью 103 Налогового кодекса и установить, что объектом обложения НСП является чистый доход за минусом налога на дивиденды и налога на сверхприбыль, уплаченные в год, предшествующий отчетному году. Авторы статьи считают, что данные изменения будут абсолютно справедливыми, поскольку они позволяют избежать двойного налогообложения чистого дохода недропользователей.

В настоящее время немало недропользователей сталкивается с проблемами при исчислении НСП. Так, у компаний, которые произвели инвестиции путем покупки акций предприятий, имеющих открытые месторождения, при определении капитальных затрат первого года действия контракта на недропользование возникают трудности. Это связано с тем, что в налоговом законодательстве не предусмотрено отнесение затрат на покупку акций к капитальным затратам для целей исчисления НСП. Рассматривать же стоимость основных фондов, имевшихся на дату заключения контрактов, как капитальные затраты первого года, в большинстве случаев было бы экономически необоснованно, так как эти основные фонды не проходили соответствующую переоценку с советских времен. В связи с этим возникает вопрос: можно ли относить при исчислении денежного потока первого года стоимость покупки акций? В соответствии с международной практикой любые денежные средства, используемые в инвестиционном проекте должны оказывать влияние на ВНП, поэтому логично было бы отражение стоимости покупки акций при исчислении денежных потоков.

Предположим, что недропользователь может получить в уполномоченном органе разрешение на то, чтобы при исчислении НСП рассматривать покупку акций, как капитальные затраты первого года. Однако, и в таком случае возникает много неясностей. Например, если компания приобретает акции предприятия, имеющего несколько открытых месторождений с отдельными контрактами на недропользование, то каким образом необходимо распределять затраты на покупку акций на каждый контракт, учитывая при этом, что по каждому контракту на недропользование ведется отдельный налоговый учет?

Или какая сумма стоимости акций рассматривается, как капитальные затраты первого года, если компания покупает только часть акций предприятия, а другая часть акций находится у государства или работников предприятия?

Также существует вероятность того, что с первого года действия контракта сложился положительный денежный поток, в таком случае ВНП невозможно рассчитать и вся методика исчисления НСП оказывается бесполезной.

Можно указать еще одну проблему, связанную с определением денежных потоков в случае распределения дивидендов. Как правило, распределение дивидендов происходит на основании решения общего собрания акционеров, если, конечно, предприятие образовано в виде акционерного общества. И, как правило, сроки проведения годового общего собрания акционеров являются более поздними по сравнению со сроком подачи декларации по НСП. Это приводит к невозможности правильного определения денежного потока за отчетный год. На наш взгляд, лучшим решением данной проблемы явилось бы уменьшение денежных потоков отчетного года на сумму налога на дивиденды, уплаченного в предыдущий год, т.е. аналогично принципу уменьшения денежных потоков на сумму уплаченного налога на сверхприбыль.

Несмотря на существование этих проблем, в проекте нового Налогового кодекса не предусмотрено никаких изменений, касающихся НСП. Остается надеяться, что государственные органы осознают их важность и в ближайшем будущем внесут необходимые корректировки в налоговое законодательство.

В Государственную Думу Российской Федерации внесли новый законопроект о налогах. Он предусматривает, что сумма налогов будет зависеть от доходов человека. Авторы законопроекта заявили, что в случае принятия новых законов в бюджет дополнительно поступало бы примерно 2 триллиона рублей. Теперь россияне задаются вопросом, приняли ли правила нового налога или нет.

Смысл предложенных правил заключается в том, что если человек в год зарабатывает до 2 миллионов рублей, то налоги для него не меняются. Однако при «сверхзаработке» в размере от 2,4 миллионов до 100 миллионов рублей депутаты предлагают ввести дополнительные 30% налогов от суммы, которая превышает допустимый порог заработка. Для тех, кто зарабатывает более 100 миллионов депутаты партии ЛДПР хотят ввести налог в 29 миллионов рублей, а также 70% от суммы, превышающей 100 миллионов рублей.

Авторы этого законопроекта аргументируют свое решение тем, что сейчас, по их мнению, за счет налогов создается огромная пропасть между богатым и бедным слоями населения России. В данный момент этот разрыв равен 10%, что противоречит нормам ООН, утверждают депутаты. Андрей Крутов, член Государственной Думы и специалист по вопросам энергетики, считает, что такие правила бы ударили по немногим людям, принадлежащим к высокому материальному классу. По его мнению, очень логично повышать налоги только для более обеспеченных граждан.

Юрист Юлий Ровинский отметил, что такой налог на сверхдоходы позволит покрывать некоторый дефицит в бюджете. Эксперт подчеркнул, что такие законы действуют во многих Европейских странах. Например, в Чехии, Франции, а также в Италии. Однако некоторые специалисты считают, что такой законопроект станет мотивацией для многих обеспеченных граждан, чтобы скрывать от государства свои доходы.

Приняли или нет

Россияне интересуются в социальных сетях, приняли уже этот закон или нет. Недавно на эту тему высказался Дмитрий Медведев. Он отметил, что законопроект еще не приняли, так как нужно продумать еще множество факторов. По его словам, такие правила могут сильно ударить не только по самым обеспеченным людям, но и по представителям так называемого среднего класса.

Медведев заявил, что этот вопрос еще необходимо будет обсуждать. Напомним, что современная налоговая система действует в Российской Федерации с 2001 года. В последние годы парламентарии стали активно предлагать повысить суммы налогов. Новые законы, полагают эксперты, будет рассматривать уже другой парламент.

Сноска. Глава 46 в редакции Закона РК от 16.11.2009 № 200-IV (вводится в действие с 01.01.2009).

Статья 347. Общие положения

1. Налог на сверхприбыль исчисляется за налоговый период по каждому отдельному контракту на недропользование, по которому недропользователь является плательщиком налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 347-1 настоящего Кодекса. 2. Для целей исчисления налога на сверхприбыль недропользователь определяет объект обложения, а также следующие объекты, связанные с налогообложением, по каждому отдельному контракту на недропользование в соответствии с порядком, установленным в настоящей главе: 1) чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль; 2) налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль; 3) совокупный годовой доход по контракту на недропользование; 4) вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль; 5) корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование; 6) расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование.

Статья 347-1. Плательщики

1. Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи по деятельности, осуществляемой по каждому отдельному контракту на недропользование, за исключением контрактов на недропользование, указанных в пункте 2 настоящей статьи. 2. Не являются плательщиками налога на сверхприбыль, установленного настоящей главой, недропользователи по деятельности, осуществляемой на основании следующих контрактов на недропользование: 1) указанных в пункте 1 статьи 308-1 настоящего Кодекса; 2) на разведку, разведку и добычу или добычу общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и (или) лечебных грязей, при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых; 3) на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей. Сноска. Статья 347-1 с изменением, внесенным Законом РК от 21.07.2011 № 467-IV (вводится в действие с 01.01.2009).

Статья 348. Объект обложения

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя, определенного для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 348-1 настоящего Кодекса по каждому отдельному контракту на недропользование за налоговый период, превышающая сумму, равную 25 процентам от суммы вычетов недропользователя для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенных в соответствии со статьей 348-4 настоящего Кодекса.

Статья 348-1. Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль

1. Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль определяется как разница между налогооблагаемым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенным в соответствии со статьей 348-2 настоящего Кодекса, и корпоративным подоходным налогом по контракту на недропользование, исчисленным в соответствии со статьей 348-5 настоящего Кодекса. 2. Для нерезидентов, осуществляющих деятельность по недропользованию в Республике Казахстан через постоянное учреждение, чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль дополнительно уменьшается на расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения, связанного с данным контрактом на недропользование, исчисленного в соответствии со статьей 349 настоящего Кодекса.

Статья 348-2. Налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль

Налогооблагаемый доход в целях настоящей главы определяется как разница между совокупным годовым доходом по контракту на недропользование, определенным в соответствии со статьей 348-3 настоящего Кодекса, и вычетами для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенными в соответствии со статьей 348-4 настоящего Кодекса, с учетом уменьшения на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса.

Статья 348-3. Совокупный годовой доход по контракту на недропользование

Совокупный годовой доход по контракту на недропользование определяется недропользователем по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование в порядке, установленном настоящим Кодексом для целей исчисления корпоративного подоходного налога, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса.

Статья 348-4. Вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль

1. Для целей исчисления налога на сверхприбыль вычеты по каждому отдельному контракту на недропользование определяются как сумма: Примечание РЦПИ! В подпункт 1) предусмотрено изменение Законом РК от 10.06.2014 № 208-V (вводится в действие с 01.01.2015). 1) расходов, отнесенных в отчетном налоговом периоде на вычеты в целях исчисления корпоративного подоходного налога по контрактной деятельности в соответствии со статьями 100 - 114, 116 - 122 настоящего Кодекса; 2) следующих расходов в пределах: фактически понесенных в течение налогового периода расходов на приобретение и (или) создание фиксированных активов; по действующим фиксированным активам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2009 года, в пределах суммы оставшейся стоимости данных активов, не отнесенной на вычеты для целей налога на сверхприбыль в предыдущих налоговых периодах; понесенных в течение налогового периода последующих расходов на фиксированные активы, отнесенных в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости фиксированных активов; расходов недропользователей, подлежащих отнесению на вычеты путем начисления амортизации в соответствии со статьями 111 и 112 настоящего Кодекса; 3) убытков, понесенных недропользователем за предыдущие налоговые периоды по контракту на недропользование, определенных в соответствии со статьями 136 и 137 настоящего Кодекса. 2. Отнесение на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль расходов, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, осуществляется по усмотрению недропользователя частично или полностью в текущем или любом последующем налоговом периоде. Данные расходы, отнесенные на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в отчетном налоговом периоде, не подлежат отнесению на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в других налоговых периодах. 3. При использовании права, установленного пунктом 2 настоящей статьи, при исчислении налога на сверхприбыль в соответствующем налоговом периоде недропользователь обязан исключить из суммы вычетов, определенных в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, сумму амортизационных отчислений, отнесенных на вычет при исчислении корпоративного подоходного налога такого налогового периода по расходам, относимым на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи. 4. В случае, если одни и те же расходы предусмотрены в нескольких видах расходов, установленных пунктом 1 настоящей статьи, то при исчислении налога на сверхприбыль указанные расходы вычитаются только один раз.

Статья 348-5. Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование

Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование определяется за налоговый период по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование как произведение ставки, установленной пунктом 1 статьи 147 настоящего Кодекса, и налогооблагаемого дохода, исчисленного по такому контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 139 настоящего Кодекса, уменьшенного на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса, а также на сумму убытков по контракту на недропользование, переносимых в соответствии со статьями 136 и 137 настоящего Кодекса.

Статья 349. Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование

Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование для целей настоящей главы определяется за налоговый период как произведение ставки налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, установленной пунктом 5 статьи 147 настоящего Кодекса, и объекта обложения налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, исчисленного по контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 199 настоящего Кодекса.

Статья 350. Порядок исчисления

1. Исчисление налога на сверхприбыль за налоговый период производится посредством применения каждой соответствующей ставки по каждому уровню, установленному статьей 351 настоящего Кодекса, к каждой части объекта обложения налога на сверхприбыль, относящейся к такому уровню, с последующим суммированием исчисленных сумм налога на сверхприбыль по всем уровням. 2. Для применения положений пункта 1 настоящей статьи недропользователь: 1) определяет объект обложения, а также объекты, связанные с обложением налогом на сверхприбыль по контракту на недропользование; 2) определяет предельные суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль по каждому уровню, установленному статьей 351 настоящего Кодекса, в следующем порядке: для уровней 1 - 6 - как произведение процента для каждого уровня, установленного в графе 3 таблицы, приведенной в статье 351 настоящего Кодекса, и суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль; для уровня 7: в случае, если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль больше суммы, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль - как разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль и суммой, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль; в случае, если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль меньше или равна сумме, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль - как ноль; 3) распределяет фактически полученный в налоговом периоде чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль по уровням, предусмотренным статьей 351 настоящего Кодекса, в следующем порядке: для уровня 1: если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период превышает предельную сумму распределения чистого дохода для первого уровня, то распределенная часть чистого дохода для первого уровня равна предельной сумме распределения чистого дохода для первого уровня; если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период меньше предельной суммы распределения чистого дохода для первого уровня, то распределенная часть чистого дохода для первого уровня равна сумме чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период. При этом для следующих уровней распределение чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль не производится; для уровней 2-7: если разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период и общей суммой распределенных частей чистого дохода по предыдущим уровням превышает или равна предельной сумме распределения чистого дохода для соответствующего уровня, то распределенная часть чистого дохода для этого уровня равна предельной сумме распределения чистого дохода для этого соответствующего уровня; если разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период и общей суммой распределенных частей чистого дохода по предыдущим уровням меньше предельной суммы распределения чистого дохода для соответствующего уровня, то распределенная часть чистого дохода для этого уровня равна такой разнице. При этом для следующих уровней распределение чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль не производится. Общая сумма распределенных по уровням частей чистого дохода должна быть равна общей сумме чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период; 4) применяет соответствующую ставку налога на сверхприбыль к каждой распределенной по уровням части чистого дохода в соответствии со статьей 351 настоящего Кодекса; 5) определяет сумму налога на сверхприбыль за налоговый период суммированием рассчитанных сумм налога на сверхприбыль по всем уровням, предусмотренным статьей 351 настоящего Кодекса.

Статья 351. Ставки налога на сверхприбыль, уровни и размеры процентов для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль

Налог на сверхприбыль уплачивается недропользователем по скользящей шкале ставок, определяемых в следующем порядке:

№ уровня

Шкала распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль, процент от суммы вычетов

Процент для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль

Ставка (в %)

меньшее или равное 25 процентам

не устанав- ливается

от 25 процентов до 30 процентов включительно

от 30 процентов до 40 процентов включительно

от 40 процентов до 50 процентов включительно

от 50 процентов до 60 процентов включительно

от 60 процентов до 70 процентов включительно

свыше 70 процентов

в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 350 настоящего Кодекса

Статья 352. Налоговый период

1. Для налога на сверхприбыль налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря. 2. Если контракт на недропользование был заключен в течение календарного года, первым налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени со дня вступления контракта на недропользование в силу и до конца календарного года. 3. Если действие контракта на недропользование истекло до конца календарного года, последним налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени с начала календарного года до дня завершения действия контракта на недропользование. 4. Если действие контракта на недропользование, вступившего в силу после начала календарного года, истекло до конца этого календарного года, налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени со дня вступления контракта на недропользование в силу до дня завершения действия контракта на недропользование.

Статья 353. Срок уплаты налога

Налог на сверхприбыль уплачивается в бюджет по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 апреля года, следующего за налоговым периодом.

Статья 354. Налоговая декларация

Декларация по налогу на сверхприбыль представляется недропользователем в налоговый орган по месту нахождения не позднее 10 апреля года, следующего за налоговым периодом.

Источники ТАСС, помощник президента РФ Андрей Белоусов выдвинул идею изъятия сверхдоходов в размере около 0,5 трлн руб. ежегодно у предприятий горно-металлургической и химической отраслей. Предложение обосновывается тем, что ставка налогообложения в этих отраслях ниже, чем у нефтяных компаний, а рентабельность выше. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, что такое сверхприбыль и о международном опыте применения налога на сверхприбыль корпораций.

Налог

Налог на сверхприбыль (англ. excess profit tax) - дополнительный прямой корпоративный налог или акциз, который компании выплачивают помимо стандартных налогов с прибыли, оборота и т. д. Он применяется к части прибыли компании или предприятия, превышающей ее средний размер за определенный предшествующий период. Налог вводится в том случае, если правительство считает, что увеличение стандартной налоговой нагрузки для всех участников рынка неприемлемо, но конкретная отрасль или фирмы, используя удачную конъюнктуру, зарабатывают достаточно, чтобы за счет нее можно было увеличить отдачу в бюджет. Как правило, налог на сверхприбыль взимается в периоды острого бюджетного дефицита и служит инструментом восполнения недостающих финансовых средств. При этом его ставки могут достигать 80-100%.

Применение

Впервые такой налог был введен во время Первой мировой войны в Великобритании с целью пополнения бюджета за счет существенных прибылей, получаемых промышленниками, которые они зарабатывали на военных поставках. Он действовал в 1915-1921 годы для финансирования расходов на оборону, ставка колебалась от 40% до 80%. Затем этот опыт был применен Российской империей, США, Германией и Японией.

Налог на сверхприбыль активно взимался в годы Второй мировой войны. Так, в США в 1943-1945 годы его ставка составляла 80%, в Великобритании - 100% (прибыль, облагаемая этим налогом, высчитывалась в сравнении декларированной довоенной прибылью компаний). В период Корейской войны в 1950-1953 годы в США ставка налога на сверхприбыль достигала 82% (налог обеспечивал до 1/3 всех налоговых поступлений).

В начале 1980-х годов, когда в связи с ростом цены на нефть резко повысились и доходы нефтяных компаний, в США был введен дополнительный налог на избыточные доходы от реализации нефти (windfall profit tax). Ставка налога для всех американских нефтяных компаний составляла от 22,5% до 70% в зависимости от типа месторождения и категории производителя. В 1988 году в условиях снижения цен на нефть этот налог был отменен.

В 1997 году Великобритания ввела дополнительный налог на прибыль для компаний, которые с 1984 года участвовали в приватизации госпредприятий, работающих в телекоммуникационной сфере, ЖКХ, авиа- и железнодорожного сообщения. По мнению правительства, приватизация была осуществлена по ценам ниже рыночных, что позволило получить значительную прибыль. Налог на сверхприбыль затронул, в частности, такие компании, как ВАА (оператор семи крупнейших аэропортов Великобритании), British Gas, British Telecom, Scottish Hydro plc (крупнейший энергопоставщик на севере страны). Изъятые 5 млрд фунтов были направлены на социальное обеспечение и инвестиции в образование.

В конце ХХ в. в большинстве стран с развитой налоговой системой налог на сверхприбыль трансформировался в специальные налоги на прибыль, которые вводятся на определенный период или с определенной целью и являются дополнительным источником бюджетных поступлений. Например, в Европейском союзе в настоящее время распространено дополнительное налогообложение для электрогенерирующих компаний. В частности, в странах Северной Европы (Швеция, Норвегия, Финляндия) эта мера действует с 2008-2009 годы для компаний гидро- и атомной энергетики.

В 2001-2013 годы схожие налоги и дополнительные тарифы были введены в Испании, Болгарии, Греции и Румынии для компаний, работающих в области солнечной энергетики. Это связано с тем, что из-за их деятельности начали нести убытки электростанции, работающие на углеводородных ресурсов. Фактически такие меры в ЕС направлены не на пополнение госбюджетов, а на устранение дисбаланса в энергетической системе.

В Норвегии (с 1975 года) действует специальный налог для нефтяных компаний со ставкой в 50%, который они выплачивают помимо общего налога на прибыль в 25% (до 2017 года 28%). Таким образом, реальная ставка налога для компаний нефтяного сектора составляет 75%.

Специальный налог на сверхприбыли существует в Казахстане (до 60%) - он распространяется на компании, занимающихся добычей природных ископаемых (в их числе "Актобемунайгаз", "Мангистаумунайгаз", "Казгермунай").

В России понятие сверхприбыли в налоговом кодексе отсутствует.