Хозяйство россии. Семейное хозяйство В каких отраслях работают ваши родители

Что понимают под словами «экономика» и «хозяйство»?

В прошлом веке слово «хозяйство» определяли как «заведование, управление порядками и расходами по заведению, по заводу и пр.» (В. И. Даль). Такого же происхождения и греческое слово «экономика» (oikonomia) - от слов oikos - дом и nomia - управление.

В наши дни понятия «экономика» и «хозяйство» используются в более широком смысле: как обозначение сферы производства и потребления различных благ и услуг.

Что объединяет охотника в сибирской тайге, работника на конвейере автозавода, врача, ученого? Все они заняты в экономике, то есть выполняют необходимую для общества работу, которая в то же время приносит им доход.

Слово «экономика» используется также для обозначения науки, изучающей отношения между людьми в процессе производства, распределения и потребления благ и услуг. Но мы будем употреблять слово «экономика» только для обозначения реального объекта - хозяйства России. В этом смысле термины «экономика» и «хозяйство» будут нами использоваться как синонимы.

Элементарным «кирпичиком» экономики (подобно молекулам в химии) являются предприятия: заводы, фабрики, магазины, поликлиники, аэропорты, элеваторы и многие, многие другие.

Изучение хозяйства, экономики показывает нам, чем люди «кормятся», за счет чего существуют.

Какова структура хозяйства?

Предприятия могут быть объединены в группы по самым различным признакам. Например, можно их объединить по величине - большие, средние, малые, по числу занятых или по стоимости продукции (услуг), а можно по формам собственности - государственные, частные, кооперативные и т. д.

Рис. 1. Отрасли хозяйства

При изучении экономической географии самое распространенное деление - на отрасли хозяйства (рис. 1). В свою очередь, каждая отрасль тоже может подразделяться на части. Например, в отрасли промышленности (рис. 2) группируются предприятия, однородные либо по назначению своей продукции (топливная и т. д.), либо по виду исходного сырья (деревообрабатывающая и т. д.), либо по характеру технологических процессов (химическая).

Рис. 2. Отрасли промышленности (величина сектора пропорциональна числу занятых в соответствующих отраслях)

Отрасли промышленности также могут объединяться по какому-нибудь признаку. Чаще всего их объединяют в две группы:

  • тяжелая промышленность, выпускающая главным образом продукцию производственного назначения, то есть предназначенную для дальнейшего использования в хозяйстве: топливо, металлы, машины и оборудование, целлюлозу, синтетические волокна и т. д. (сюда входят все отрасли промышленности, кроме легкой и пищевой);
  • легкая и пищевая промышленность, выпускающие в основном потребительскую продукцию, непосредственно используемую населением.

В мировой статистике все отрасли хозяйства обычно группируют в три сектора:

  1. первичные виды деятельности (первичный сектор) - «изъятие ресурсов» из природы: добыча полезных ископаемых (добывающая промышленность), рыболовство, охота, сельское хозяйство, лесозаготовки;
  2. вторичные виды деятельности (вторичный сектор) - переработка природных материалов: обрабатывающая промышленность и строительство;
  3. третичные виды деятельности (третичный сектор) - это уже не производство каких-либо материальных благ, а оказание услуг. Сюда относят транспорт, торговлю, здравоохранение, просвещение и т. д.

В последние десятилетия начали выделять четвертичную сферу - производство новой информации и ее обработку. Это наука, проектно-конструкторские работы, «непрерывное образование», переподготовка кадров и т. д. Значение этой сферы для развития современного общества становится определяющим: ведь самое главное - это изобретение нового (в технологии, в науке, в производстве) и быстрое освоение всего нового обществом.

Все страны мира вначале развивались как аграрные, при преобладании занятости в сельском хозяйстве. С конца XVIII в. в Англии, а затем и в других странах начинается индустриализация - ведущей отраслью становится промышленность. А с середины XX в. в развитых странах первенство переходит к третичной сфере.

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство) - совокупность методов обработки, изготовления продукции, придания ей новых свойств и т. д. Раньше говорили лишь о технологии производства. Сейчас этот термин применяется и к сфере услуг - например, банковские технологии, технологии рекламного дела и т. д.

Что такое межотраслевые комплексы?

Наиболее тесно связанные между собой отрасли хозяйства объединяются в межотраслевые комплексы: топливно-энергетический, агропромышленный и т. д. Например, топливно-энергетический комплекс (ТЭК) включает в себя: 1) добычу топлива (нефти, газа, угля); 2) его транспортировку (по нефте- и газопроводам, различными видами транспорта); 3) переработку топлива (например, нефти на нефтеперерабатывающих заводах); 4) снабжение топливом потребителей (например, автозаправочных станций); 5) выработку тепла и электроэнергии, их транспортировку потребителям (по теплосетям, линиям электропередачи и т. д.).

Как мы видим, ТЭК включает все виды деятельности: первичную (добычу топлива), вторичную (переработку топлива, производство тепла и электроэнергии), третичную (транспортировку топлива, снабжение им потребителей) и даже четвертичную - научные исследования, конструкторские разработки и т. д.

Выводы

Главной характеристикой хозяйства служат способы получения средств существования. Элементы хозяйства- предприятия- могут быть сгруппированы по отраслям, по секторам; отрасли могут объединяться в межотраслевые комплексы. Главная закономерность мирового развития - постепенное сокращение доли первичного сектора; в странах, уже прошедших период индустриализации, растет доля третичных видов деятельности.

Вопросы и задания

  1. Какие предприятия расположены в вашем районе, городе? Когда они возникли? Какие виды продукции и какого назначения они выпускают?
  2. В каких отраслях хозяйства заняты ваши родители (родственники, знакомые)? В каких бы хотели работать вы? К какому сектору хозяйства они относятся?
  3. Попытайтесь провести классификацию предприятий вашего города, района: по отраслям хозяйства, по секторам. Какая из этих классификаций вам кажется более подходящей: для изучения, для выявления проблем, для прогнозирования развития хозяйства?
  4. Оказывают ли изменения в структуре хозяйства влияние на трудовые ресурсы? Как вы думаете, какие требования выдвигаются к трудовым ресурсам по мере развития хозяйства?

Здравствуйте. У нас сегодня присутствуют гости. Давайте повернёмся и поприветствуем их.

Садитесь. На ваших парках у каждого выданы рабочие листы для опорного конспекта. К концу урока вы должны заполнить их и сделать выводы по рассматриваемой теме. Дополнительный материал с схемами, и диаграммами.

Прочитайте тему нашего урока «Хозяйство (экономика) страны и его структура»

Какую цель вы поставите исходя из темы урока?

Да цель нашего урока: сформировать целостное представление о хозяйстве России и его структуре. И конечно изучить новые понятия . Прочитайте какие….

«хозяйство», «валовой внутренний продукт», «производительность труда», «предприятие», «отрасль», «межотраслевой комплекс», «секторы экономики».

Мы приступаем к изучению хозяйства или экономики России. Прежде всего необходимо дать определение «хозяйства». Откройте учебник на с.221 – прочитайте понятие. (записывают на рабочий лист)

Какова основная задача хозяйства? (удовлетворение потребностей населения)записывают на р.л

Уровень развития хозяйства страны определяется такими показателями как: ВВП и производительность труда.

Прочитайте определения этих понятий (с 221) запишите в р.л.

(Один из ключевых количественных показателей экономического развития, применяемый во всем мире для наиболее общей характеристики результатов экономической деятельности страны за период времени (обычно за год), темпов и уровня развития экономики это ВВП.)

Посмотрите показатели ВВП – Россия занимает 9 место, рост экономики составил 3процента. С.221-222 прочитайте последний пункт и ответьте на вопрос: Можно ли вернуть России статус великой державы?

Через 10-15 лет.

Хозяйство (экономика) любого государства вынуждена решать 3 проблемы:(записывают в р.л)

Что производить? (оружие или одежду) завасит от времени, война или мир

Как производить? (какие технологии и ресурсы использовать) чем меньше труда и ресурсов использует человек тем ниже цена товара.

Для кого предназначены? (какой части населения необходимы и как географически распределены по территории страны)

Именно потребности формируют предложение. Хозяйство как живой организм очень быстро реагирует на спрос и предложение.

Устройство хозяйства страны можно рассматривать с разных позиций. Мы пойдём от малого к большому. Основой и опорой хозяйства являются предприятия. На с.222 дайте определение. И запишите.

Предприятие – это самостоятельная единица хозяйства, выполняющая различные виды экономической деятельности.

Предприятия производящие сходную продукцию или услуги объединяют в отрасли хозяйства. (записывают понятие)

Вы теперь знаете что такое хозяйство, предприятие, отрасль. Постараемся структурировать хозяйство.

Его можно разделить на производственную и непроизводственную сферу.

Производственная сфера – это совокупность отраслей производящих материальные блага. (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство) см.приложение 1

Непроизводственная сфера – это совокупность отраслей, оказывающих какие-либо услуги. (образование, здравоохранение, финансовые организации, органы государственного управления и т.д.)

Ведущей отраслью экономики России является промышленность. В зависимости от выпускаемой продукции отрасли промышленности делятся на две группы. Тяжелая (группа А) – совокупность отраслей, производящих средства производства (машины, оборудование для других отраслей): химическая, топливная, металлургия. Легкая (группа Б) – совокупность отраслей, производящих предметы потребления для населения (автомобили, ткани, продукты питания): автомобилестроение, текстильная, пищевая.

Проанализируйте рис.72 учебника занятости населения по отдельным отраслям.

(приложение 2)

??? – В какой отрасли занято больше населения страны? (промышленнсти)

Меньше?

Какая сфера доминирует в хозяйстве страны? (производственная)

Вывод: Ведущей отраслью хозяйства является промышленность.

По отношению к природным ресурсам отрасли промышленности делятся на добывающие и обрабатывающие .

- Найдите соответствие между отраслями промышленности и группами отраслей.

1. Нефтяная 2. Деревообрабатывающая 3. Швейная 4. Горнохимическая

5. Фармацевтическая 6. Угольная 7. Нефтеперерабатывающая 8. Лесозаготовительная.

Рассмотрите внимательно межотраслевую структуру экономики. (приложение 2)

Может ли каждая отрасть существовать обособленно? (нет с/х нужны машины, горючее даёт нефтяная промышленность и т.д)

Между отраслями экономики России установились тесные взаимосвязи, поэтому принято считать, что в хозяйстве существуют межотраслевые комплексы – это совокупность взаимосвязанных отраслей экономики.

Вывод: отрасли объединяются в МОК, а МОК взаимосвязаны, т.е хозяйство это единое целое.

В соответствии с историей возникновения разных видов хозяйственной деятельности хозяйство всех стран проходит 3 этапа (3 сектора)

1.доиндустриальный(аграрный) (основная часть экономики составляет с/х) (калмыкия, тыва)

2.индустриальный(урал, поволжье, Сибирь, ц.Россия)

3.постиндустриальный(Москавская, С-петербергская агломерации, научные центры)

На каком этапе развития находится Костромская область?

(Основной отраслью экономики области является промышленность, формирующая одну треть валового регионального продукта. Второе место по удельному весу занимает сельское хозяйство – 16,2 %)

А Россия в целом ?(в основном на индустриальном с/х и только некоторые районы на постиндустриальном)

Что необходимо для достижения постиндустриального этапа? (внедрять новые технологии)

Каждая семья имеет свое хозяйство. Это хозяйство может расти и увеличиваться, но не потому, что члены семьи получают какие-либо прибыли, а только благодаря повышению заработка членов семьи и семейной экономии.

Ребенок есть член семьи, значит, участник семейного хозяйства. Хозяйственное воспитание детей должно заключаться в воспитании не только хозяйственные члена семьи, но и в воспитании хозяина гражданина.

Многие родители думают, что воспитательная работа происходит только во время бесед и разговоров с детьми, во время управления их игрой или их отношение к людям. Во всех этих областях действительно много можно сделать педагогически полезного, но эта польза будет ничтожна, если ребенок не воспитывается и в хозяйственной области.

Семейное хозяйство представляет собой очень удобное поле для воспитания многих очень важных особенностей характера будущего гражданина хозяина.

С помощью правильного руководства в области семейного хозяйства воспитываются: коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность к ориентированию, оперативная способность.

Итак, мы рассмотрим отдельно каждую из этих важных качеств характера.

Коллективизм. В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом. Противоположностью коллективизма является индивидуализм. В некоторых семьях за недостаточного внимания родителей к этим вопросам воспитываются такие индивидуалисты. Если ребенок до самого детства не знает, откуда берутся средства семьи, если она привыкает только удовлетворять свои потребности, а не замечает потребностей других членов семьи, если она не связывает свою семью со всем обществом, если она растет жадным потребителем, - это является воспитание индивидуалиста, который затем может нанести много вреда и всему обществу, и себе самому.

Это очень ошибочный и вредный путь воспитания, и больше и быстрее от этой ошибочности страдать родители. Только воспитание коллективиста может быть правильным воспитанием в нашей стране, и родители должны регулярно проводить это воспитание. Для этого есть следующие рекомендации: как можно раньше ребенок должен узнать, где работает отец и мать, и в чем заключается эта работа, насколько она тяжелая, которое в ней напряжения, достижения. При первой возможности родители должны познакомить ребенка с некоторыми своими коллегами и сотрудниками, рассказать о значении их работы. Вообще как можно раньше ребенок должен хорошо понять, что те деньги, которые родители приносят домой, составляют не только удобную вещь, которую можно потратить, но и составляют заработок на основе большого и полезного общественного труда. Родители всегда должны найти время и простые слова, чтобы рассказать ребенку о случившемся.

Быстрее ребенок должен ознакомиться с семейным бюджетом. Она должна знать заработок отца и матери. От нее не надо скрывать финансовый семейный план, а, наоборот, постепенно привлекать ее к обсуждению семейных финансовых заметок. Она должна знать, в чем нуждается родитель, насколько это требование большая и неотложная и должна научиться отказываться от удовлетворения некоторых своих потребностей, чтобы лучше удовлетворить потребности других членов семьи.

Если семья живет в очень хороших материальных условиях, нельзя допускать, чтобы ребенок гордился этими условиями перед другими семьями, чтобы она привыкала хвастаться своим костюмом, своей квартирой. Она должна понимать, что в семейном богатстве нет никаких оснований для чванства.

Но если семья по разным причинам едва удовлетворяет свои потребности, следует добиваться, чтобы ребенок не завидовала другим семьям и не хотела перейти к ним. Ребенок должен знать, что в упорной борьбе за улучшение жизни больше гордости, чем в излишней копейке.

Честность. Честность не падает с неба, она воспитывается в семье. Родители должны внимательно следить за развитием честности у ребенка. Они ничего не должны умышленно скрывать от ребенка, но и должны приучать ребенка ничего не брать без разрешения, даже также это лежит перед глазами, не замкнутый, не закрыт. Можно специально оставлять на виду всякие соблазнительные вещи и приучать ребенка относиться к ним спокойно, без жадного желания. Еще раз обращаем внимание родителей на то, что честность надо воспитывать с самого раннего возраста.

Заботливость. Кстати, составляющих хозяйство семьи, постепенно стареют и должны заменяться новыми. Новые вещи надо купить, значит, потратить определенное количество заработанных родителями или другими членами семьи денег. Надо, чтобы ребенок с детства приучалась разумно пользоваться вещами, не допускать, чтобы вещи руководили ею. Самая главная черта заботливости: она не похожа на жадность. Надо, чтобы ребенок заботилась больше о других членах семьи, чем о себе, а особенно, чтобы она заботилась о совместных вещи семьи.

Бережливость. Бережливость есть особый вид заботливости, только заботливость оказывается больше в мыслях, в рассуждениях человека, а бережливость оказывается в привычках. Можно быть очень рачительным хозяином и одновременно совсем не иметь привычек бережливости. Эти привычки надо воспитывать с самого раннего. С самого раннего возраста ребенок должен уметь есть, не пачкая скатерти или костюма, она должна уметь пользоваться вещами, не загрязняя и не ломая их. Эти привычки даются с определенными трудностями, и все-таки надо добиваться во что образование этих привычек. Привычка образуется благодаря многократным упражнениям.

Бережливость должна распространяться не только на вещи своей семьи, но и на вещи людей и особенно на предметы общественного пользования. Поэтому никогда не позволяйте небрежно относиться к вещам на улице, в парке, в театре.

Ответственность. Ответственность заключается не только в том, что человек боится наказания, но еще и в том, что человек и без наказания чувствует себя неловко, когда по его вине испортилась или уничтожена вещь. Именно такую ответственность надо воспитывать у гражданина, и именно поэтому не следует наказывать за порчу вещей, а надо, чтобы ребенок сам увидела ущерб, который она нанесла небрежным обращением с вещью, и пожалела о своем халатность. Об этом ребенку нужно, конечно, сказать, надо объяснить ей все результаты нерадивости, но еще полезнее будет, если ребенок на собственном опыте почувствует эти результаты.

Крайне важно воспитывать ответственность в тех случаях, когда затрагивают интересы других членов семьи или даже интересы общественные. Если в семье есть правильный коллективный тон, это воспитание осуществлять очень трудно.

Способность к ориентированию. Это важнейшая способность, без которой не может быть хорошего хозяйственника. В чем она заключается? Она заключается в умении видеть и понимать все подробности, окружающих данный случай. Когда человек что-то делает, она не должна забывать и о том, что за ней и рядом с ней тоже есть люди и тоже чем-то заняты. Ориентирования невозможно, если человек привык видеть только то, что происходит вокруг, не видит и не чувствует. В хозяйственной деятельности способность к ориентированию имеет большое значение. Делая одно дело, ребенок не должен забывать и всех других своих дел и дел окружающих людей.

Оперативная способность. Такая способность нужна для воспитания длительных хозяйственных работ, выходящих за пределы одного короткого поручения. Уже с семи-восьми лет, а часто и раньше, надо давать ребенку такие длительные задачи, например: поливать цветы, содержать в порядке книги, кормить кошку, смотреть за младшим братом. Особенно важная отрасль денежных затрат. Здесь автор настойчиво советует каждой семье дать ребенку определенную самостоятельность в расходовании денег для удовлетворения его собственных, а в некоторых случаях и общих семейных потребностей. Для этого надо один или несколько раз в месяц выдавать ей определенную сумму денег с точным указанием, на что эти деньги нужно тратить.

Надо при этом следить за тем, как выполняет мальчик или девочка порученные задания, не злоупотребляют ли они свободой на развлечения, а не на деле. Иногда такие ошибки бывают из-за того, что сумма предназначена неправильно, но бывает и так, что мальчик просто недостаточно серьезно относится к своему права и своих возможностей. В таком случае следует надоедать ребенку постоянными проверками, а тем более постоянным недоверием. Надо просто уметь видеть поведение ребенка в порученной ей отрасли.

Хозяйственная деятельность семьи - это важнейшая арена для воспитательной работы. Именно в семейном хозяйстве воспитываются:

Коллективизм, то есть реальная солидарность человека с работой и интересами других людей, с интересами всего общества. Коллективизм воспитывается методом приближения ребенка к условиям деятельности родителей, методом участия ребенка в семейном бюджете, скромностью во время изобилия и достоинством при нужд в семье;

Честность, то есть откровенное, искреннее отношение к людям и вещам;

Заботливость, то есть постоянная внимательность к семейных нужд и плана их удовлетворения;

Бережливость, то есть привычка беречь вещи;

Ответственность, то есть чувство вины и неловкости в случае порчи или уничтожения вещи;

Способность к ориентированию, иначе говоря, умение охватывать вниманием группу вещей и вопросов;

Оперативная способность, то есть умение распорядиться временем и работой.

Все семейное хозяйство должно быть хозяйством коллектива и вестись в спокойных тонах, без нервозности.