Губернаторам поможет крыша: названы лидеры и аутсайдеры по программе капремонта. Граждане отказываются платить за капремонт Статистика собираемости взносов на капитальный ремонт регионы

До конца 2015 года во всех российских регионах - за исключением Крыма и Севастополя – будет введена плата граждан за будущий капитальный ремонт многоквартирных домов. Ежемесячная ставка нового жилищного оброка сильно различается: от 15 руб. за 1 кв. м в Москве до 2 руб. в Мурманской области. Но уже сейчас эксперты фиксируют массовые неплатежи граждан. В некоторых российских регионах за будущий капремонт платят менее 20% жителей. Некоторые законодатели считают, что уже осенью властям придется исправить системные нарушения в процедуре изъятия денег у населения на капремонт.

Согласно данным Фонда содействию реформирования ЖКХ, статистика собираемости взносов на капремонт выглядит очень по-разному. Есть регионы с высокими (в среднем более 85%) показателями – например, Санкт-Петербург, Новосибирская, Костромская, Воронежская, Брянская области, Республика Татарстан. В большинстве регионов уровень собираемости близок к 50%. Такие показатели отмечены в Саратовской, Архангельской, Нижегородской и других областях. Но есть и регионы, где собираемость взносов на капремонт едва достигает 20%. Такая картина наблюдается, например, в Кабардино-Балкарии, Пермском крае, Дагестане, Ингушетии и Туве. В столице обязательный платеж появился только с 1 июля, и достоверных данных о собираемости еще нет. Но, учитывая высокие ставки жилищного оброка, можно предположить, что показатели собираемости не порадуют.

Российский Интернет сегодня переполнен советами от юристов, как легитимно избежать спорных платежей за будущий капремонт. При этом ставится под сомнение юридическая база взаимоотношений между гражданами и фондами капремонта. Сборы на капремонт юристы трактуют как сделку между равноправными сторонами. И если одна из сторон сделки с условиями сделки не согласна, она может уведомить об этом другую сторону. Дальше стороны начинают процесс согласования условий сделки. Если они не могут прийти к согласию, условия сделки определяются в суде. Но в ситуации, если одна из сторон уведомила другую о своем несогласии с условиями сделки и процесс согласования условий не завершен, сделка не может считаться заключенной, обязательства по выплате денег по этой сделке наступить не могут, утверждают некоторые юристы.

Однако, по мнению и.о. директора направления городского хозяйства Института экономики города Ирины Генцлер, волна советов, как не платить оброк, создается искусственно. «Никто не хочет нести дополнительные расходы неизвестно за что. Те регионы, где местные власти информировали население, разъясняли, куда пойдут их деньги, показывают неплохую собираемость. Собственники должны понять, что за них бремя ответственности за состояние жилья нести никто не будет», – говорит Генцлер.

С необходимостью капремонта никто не спорит. Но юридически подкованных граждан смущают противоречия с действующими законами. В соответствии со статьей 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», первый капитальный ремонт после приватизации проводится за счет государства. Можно обсуждать, в какой степени государство должно участвовать в оплате этого капитального ремонта – полностью или только за период, когда квартира или комната находилась в собственности. Но в любом случае законодатель не отменял эту обязанность государства – тем более задним числом. Есть юридические проблемы и с организацией контроля за расходованием общих взносов на капремонт.

«Нестыковки есть и в столице, – говорит депутат Госдумы Галина Хованская. – Правительство настаивало, чтобы рост стоимости коммунальных платежей, в том числе со взносами на капремонт, не превышал установленных предельных показателей. По Москве этот порог установлен на уровне 10%. С таким ростом платежей можно было бы смириться. Но с нынешними 15 руб. за метр квартплата выросла в некоторых случаях на 50%! Пошел буквально вал жалоб от населения».

Напомним, что собственники квартир вправе принять на общем собрании решение о прекращении перечисления взносов на капитальный ремонт своего дома на общий счет регионального оператора и начать накопление средств на капитальный ремонт самостоятельно – на специальном счете. При этом Жилищный кодекс предусматривает, что решение собственников квартир о самостоятельном накоплении средств на капитальный ремонт вступает в силу через два года после его направления региональному оператору. Соответственно накопленные собственниками средства и текущие взносы на капитальный ремонт будут перечислены на специальный счет не ранее чем через два года. Одновременно Жилищный кодекс разрешает субъектам Федерации сокращать этот срок.

«В Москве этот срок уже готовы сократить до трех месяцев, – поясняет Хованская. – Но не все регионы показывают такую оперативность. А реально будет так, что из общего котла регионального оператора собранные взносы пойдут на закрытие тех самых долгов по капремонту приватизированных домов. По моим оценкам, это 5–7% жилого фонда РФ».

«Индивидуальный спецсчет – это более понятная форма аккумулирования средств граждан, – согласна Генцлер. – Но может возникнуть ситуация, когда ремонт требуется срочно, а собранных денег не хватает. И правительство совместно с Центробанком планировало проработать порядок целевого льготного кредитования капремонта». По словам Хованской, в ближайшее время нужно не только продумать возможность доступного кредитования, но и застраховать спецсчета, на которых собираются взносы на капремонт.

«Если вклады населения страхуются и подлежат возмещению, то деньги юрлиц возвращают либо в последнюю очередь, либо не возвращают вовсе», – отметила Хованская. Тем самым накопления граждан могут бесследно исчезнуть.

С учетом нынешней низкой собираемости платежей проблемы в жилищно-коммунальной сфере в обозримом будущем не решить, утверждает управляющий партнер компании «ФинЭкспертиза» Нина Козлова. По ее мнению, «руководству регионов нужно не только установить адекватный размер взноса на капремонт, но и обеспечить жесткий контроль за прозрачностью конкурсных процедур и процесса отбора подрядчиков для проведения ремонтных работ, а также контроль качества их исполнения. Крайне важно при этом вести постоянную разъяснительную работу среди населения и поддерживать обратную связь».

С началом осенней сессии депутаты обещают снова заняться проблемой взносов на капремонт. «Если мы установим факт, что средства граждан используются не по назначению, а именно на покрытие долгов по ремонту у муниципалитетов, будем задействовать прокуратуру. Но думаю, что уже в ближайшее время, буквально в сентябре, правительство все-таки изменит процедуру уплаты взносов на капремонт», – говорит Хованская.

Минстрой России подвел итоги выполнения программы капитального ремонта в регионах за 2017 год. Результаты, представленные на Всероссийском видеоселекторном совещании по выполнению программ создания комфортной городской среды и капитального ремонта, воодушевляют: всего в России капитально отремонтировано почти 100 тысяч домов (из запланированного объема на текущий год в 40 тыс. многоквартирных домов уже отремонтировано или скоро будет около 30 тыс., что улучшило условия проживания около 3,8 млн человек).

В числе лучше всего себя показавших в реализации программы – Республика Татарстан (982 дома при плане 991 дом), Липецкая область (541 дом при плане 621 дом), город Москва (3 207 домов при плане 4 178 домов), Тульская область (871 дом при плане 1115 домов) и Вологодская область (416 домов при плане 564 дома).

Программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов приняты в каждом субъекте РФ, их социальная важность такова, что уже не один губернатор лишился своей должности в связи с провалом исполнения региональной программы, – отмечает заместитель председателя Общественного совета при Министерстве ЖКХ Московской области Олег Иванов. Именно поэтому, по его словам, исполнение программ жестко контролируется как федеральными органами государственной власти, так и общественниками. В частности, этим занимается Общероссийский народный фронт.

«При этом верно и обратное: эффективное выполнение программы капремонта – один из ключевых показателей деятельности губернатора. Поэтому, конечно, большая заслуга, например, главы Татарстана Рустама Минниханова или его коллеги тульского губернатора Алексея Дюмина в том, что они за короткий срок сумели вывести регионы в лидеры в этой области», - считает Иванов. «Если выделять отдельные регионы по эффективности исполнения программы капремонта, то, по данным за первое полугодие, в число лидеров вошли Липецкая, Омская, Тульская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ. Хуже всего ремонтируются многоквартирные дома в Краснодарском и Забайкальском краях, а также в Чукотском автономном округе», - указал эксперт.

По его мнению, основной проблемой при реализации региональных программ является низкий уровень собираемости взносов граждан на капремонт. Кроме того, не во всех регионах выполняется требование Жилищного кодекса РФ, согласно которому все средства на капремонт к концу года должны быть реализованы, что дает возможности для злоупотреблений.

Эксперты Общероссийского народного фронта провели мониторинг собираемости взносов на капремонт по состоянию на второй квартал текущего года. Со сбором взносов по всем формам собственности «запаздывают» в Республике Адыгея (48,55%), Чукотском автономном округе (45,4%), Забайкальском крае (39,83%), Республике Тыва (27,41%) и Республике Дагестан (21,54%). Справедливости ради стоит отметить, что общая динамика собираемости взносов на капремонт по стране положительная – показатель вырос на 7%, до 88,8%.

Еще одним важным фактором является эффективное использование взносов граждан. По данным рейтинга регионов по исполнению программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за первое полугодие 2017 года от центра ОНФ «Народная экспертиза», проблемы такого рода возникают в 58 регионах. Большие объемы средств могут просто «зависнуть» на счетах фондов. Такое происходит в Московской области – там не использовано 5,8 млрд руб., Нижегородской области – 4,4 млрд руб., Красноярском крае – 4 млрд руб. и Иркутской области – 3,1 млрд руб.

Реализацию программы также могут срывать недобропорядочные исполнители, которые некачественно осуществляют работы или вовсе не исполняют взятые на себя обязательства. Подобные проблемы возникают во многих регионах: в их числе Курганская, Костромская, Белгородская области. Фондам капремонта остается только подавать иски в суд и надеяться на благополучный исход. Имеет место и несоответствие суммы взносов с реальными рыночными ценами на работы, на которые ориентируются подрядчики: многие просто не желают работать за маленькие деньги. О таких проблемах сообщалось в Воронежской и Тюменской областях.

Однако с этим можно бороться. Есть регионы, где подрядчики - организации изначально тщательно отбираются: чтобы быть допущенными к конкурсу они должны отвечать целому ряду требований и пройти предварительный отбор.

В Вологодской области, вошедшей в топ регионов, успешно справляющихся с задачами по капремонту, за 2017 год из 564 заявленных в планах многоквартирных домов отремонтировано свыше 450 зданий. В большей же части остальных домов работы завершаются, в частности, идет пуско-наладка новых лифтов. По словам заместителя губернатора региона Виталия Тушина, в этом году областной Фонд направил на ремонт свыше 1,2 млрд рублей. Собираемость взносов на капремонт в регионе в текущем году составляет порядка 98%.

Липецкая область также демонстрирует высокий темп реализации региональных программ капремонта. На данный момент в области приведен в порядок уже 541 при плане в 621 объект (в том числе 283 МКД по разработке проектно-сметной документации). По состоянию на конец ноября по строительно-монтажным работам в 271 объекте капитальный ремонт полностью завершен, по 63 МКД идет сдача-приемка объектов, по двум объектам капитальный ремонт в процессе выполнения, два дома по решению собственников перенесены на 2018 год. Уровень собираемости взносов составляет 106,5%.

Тульская область, которая еще в прошлом году, согласно рейтингу ОНФ, входила в тройку лидеров по исполнению программ капитального ремонта, продолжает активно вести работы по ремонту домов. По состоянию на ноябрь 2017 года сбор за капитальный ремонт в регионе составляет 92,3%, а плановые работы выполнены более чем на 96% (1859 видов работ из 1937 необходимых в многоквартирных домах общей площадью 1,2 млн кв. м. на сумму 1,3 млрд руб). В 2017 году основным видом работ стал капитальный ремонт кровель. План на 2018 год включает капремонт 2554 конструктивных элементов в 1061 МКД. И в основном это ремонт инженерных систем, ремонт и замена лифтов. Первый заместитель генерального директора фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ФКР) Тульской области Константин Лопухов заявил, что практика реализации программы в Тульской области была признана Минстроем России одной из лучших в стране. «По поручению Губернатора Алексея Дюмина к конкурсным процедурам допускаются только подрядные организации, соответствующие установленным требованиям и прошедшие предварительный отбор», - отметил Лопухов.

В Татарстане жилищные условия в текущем году удалось улучшить 232 тыс. жителям. Работы полностью завершены в 981 многоквартирном доме, 941 из которых уже приняты жилищной инспекцией. К большинству оставшихся есть претензии по части неполного пакета необходимой документации. И только в трех предстоит устранить серьезные недоделки, допущенные подрядчиками. На выполнение работ было выделено 6 миллиардов 38 миллионов 695 тысяч рублей. Программа капитального ремонта МКД на 2018 год включает 1 031 объект, 320 из которых находятся в Казани. Всего в долгосрочную региональную программу капитального ремонта включено 16 128 многоквартирных домов.

По мнению эксперта Института национальной стратегии, политолога Раиса Сулейманова, реализация программы капремонта многоквартирных домов является крайне важной для населения, значительная часть которого объективно проживает в домах, построенных еще в советское время. «Вся трудность ее реализации в том, что, во-первых, в капремонте нуждается огромное количество жилых домов, т.е. жилой фонд, где необходим капремонт, огромен. Во-вторых, существует проблема непрозрачности капремонта: люди десятилетиями платят по счетам за капремонт, однако куда деваются эти деньги, каким образом они аккумулируются, распределяются, большинство не знает, что порождает недоверие к самой обязанности уплаты за капремонт», - считает эксперт.

Он указывает, что недоверие порождается и тем, что эту плату собирают управляющие компании, которые и иные свои функции не выполняют должным образом. Сулейманов также отметил, что приходящее в негодность жилье без капремонта сказывается и без того на нелегкой жизни населения. Рядовые жители полагают, что государство обязано контролировать этот процесс, участвовать в нем. Все это в совокупности и определяет социальную политику в регионе. Поэтому программа реализации капремонта в том или ином регионе может стать одним из маркеров определения эффективности работы его главы.

Программа капитального ремонта одинаково важна для всех регионов, считает аналитик, ведущий информационно-аналитического проекта «Смыслы» Иван Аркатов. «Лидеры по этой программе: Вологодская, Липецкая, Тульская области стали показательными. Заслуга по исполнению лежит не только на губернаторах, но и конкретно на тех, кто ее реализует. Безусловно, успешность программы зависит от грамотного и эффективного распределения финансовых средств», - резюмировал эксперт.

Доверие граждан к новой системе капитального ремонта стабильно растет, о чем свидетельствует собираемость платежей за капремонт, которая сейчас составляет порядка 89%. Об этом 22 декабря сообщил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень на XVII съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Глава ведомства напомнил, что Минстроем России усилена адресная поддержка отдельных категорий граждан при оплате ими взносов на капремонт. Законодательно предусмотрено предоставление льгот по взносам на капитальный ремонт инвалидам I, II группы и семьям, имеющим детей-инвалидов, а также предоставлено право субъектам Российской Федерации предоставлять льготы одиноким неработающим гражданам, достигшим пенсионного возраста 70 - 80 лет. На компенсацию уплаты взноса на капитальный ремонт льготным категориям направлено уже 2 млрд 379 млн рублей.

Также на законодательном уровне создан механизм спецдепозита, позволяющий защитить от обесценивания в результате инфляции средства, хранящиеся на счетах в банках и предназначенные на проведение капремонта. Для сохранения средств собственников ужесточены требования к самим банковским организациям, они должны обладать соответствующим кредитным рейтингом АКРА, либо сопоставимым рейтингом иного кредитного агентства, и иметь собственный капитал не менее 250 млрд рублей.

«Благодаря программам капремонта свои жилищные условия улучшили уже 13 млн человек, отремонтировано порядка 100 тысяч домов. По сути, в каждом седьмом многоквартирном доме в нашей стране проводились работы - менялась крыша, обновлялись коммунальные сети, ремонтировался фасад. Жители видят результат, и все больше доверяют предложенной нами системе. Задача на будущее – сделать капремонт максимально энергоэффективным. С 2016 по 2017 годы именно такой капремонт был проведен в 1559 многоквартирных домах и этот показатель ежегодно должен увеличиваться. Для этого нами утверждена примерная форма перечня мероприятий при капремонте, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также создан новый механизм финансовой поддержки, в том числе кредитования и стимулирования проведения энергоэффективного капитального ремонта», - пояснил Михаил Мень.

Общий лимит средств финансовой поддержки составляет порядка 877,6 млн рублей, в настоящее время заявки на ее получение подали 6 субъектов Российской Федерации - Удмуртская Республика, Ростовская область, Калининградская область, Новосибирская область, Алтайский край, Воронежская область - на общую сумму 57,1 млн руб.

Граждане оказались более дисциплинированными плательщиками за капитальный ремонт, чем местные власти. В среднем по регионам России с жителей собрано около 70% взносов, а с местных властей - 57%. Нередки случаи нулевого уровня внесения платежей региональных и муниципальных собственников - чего граждане себе, как правило, не позволяют.

«С передачей обязанности финансировать капремонт многоквартирных домов от федерального центра собственникам жилья возникла новая проблема - регионы и муниципалитеты закладывают в свои бюджеты недостаточно средств на эти цели либо вообще не делают этого», - пишет «Коммерсант» .

По данным наблюдательного совета фонда ЖКХ, самыми дисциплинированными плательщиками пока можно назвать граждан. Собираемость взносов с них (по состоянию на сентябрь) составляет 70,8%, рассказала изданию исполнительный директор НП «ЖКХ-Контроль» Светлана Разворотнева (входит в набсовет). Хуже всего взносы платятся в регионах Северного Кавказа: например, в Ингушетии - менее 1%, в Кабардино-Балкарии - 3%. Наибольшая собираемость отмечается в Татарстане, где программа действует не первый год, а также в Санкт-Петербурге, где установлен минимальный по стране взнос (более 90%).

Региональные собственники уплачивают взносы примерно на том же уровне - как сообщили в Минстрое, у них собираемость достигает 70%. Муниципалитеты, по данным министерства, платят менее охотно - 57%. Однако, говорит Светлана Разворотнева, многие субъекты заложили в свои бюджеты меньше средств на программу, чем необходимо, а столкнувшись с кризисом, испытывают трудности. Местные власти, говорит она, и вовсе не закладывают эти расходы в свои бюджеты. Так, во многих регионах и муниципалитетах, по предварительным данным, собираемость взносов вовсе нулевая - например, в Ивановской области и в Республике Карелия.

Разворотнева также назвала плохим плательщиком федеральные органы власти. По ее словам, проблемы с уплатой взносов были, например, у Минобороны - оно владеет самым крупным жилым фондом среди федеральных органов. Ранее сообщалось, что собираемость взносов с федеральных органов, по данным ОНФ, по десяти представившим информацию регионам составила всего 4%.

Согласно Жилищному кодексу, собственникам, несвоевременно или не полностью уплатившим взносы на капремонт, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки. Однако механизм привлечения к ответственности за неуплату взносов только начинает работать - пени начисляются лишь в случае неплатежей в течение года, а во многих регионах этот срок только начал истекать.