Евгения карловна гаусвальд в девичестве. Что происходит с историческими дачами на каменном острове

Адрес: Большая аллея, 14, о. Каменный, Санкт-Петербург, Россия, 197376

Координаты: 59.977794, 30.283589

Как добраться

От ст. метро "Петроградская"

Автобусы: 1, 46. Троллейбус 34. Маршрутные такси: 76, 127, 252, 298, 346. До остановки "Каменный остров".

От ст. метро "Черная речка"

При выходе из метро двигайтесь пешком направо в сторону набережной. Далее через мост на Каменный остров. И направо по наб. Большой Невки до Большой алл. Затем налево к дому №14. Пешком примерно 17 мин.

Описание

Дача Гаусвальд - памятник деревянного зодчества в стиле модерн конца XIX в. Находится в Санкт-Петербурге на Каменном острове.

Здание построено в 1898 г. по проекту архитекторов: Владимира Ивановича Чагина, Василия Ивановича Шене. Для супруги владельца булочного производства Евгении Карловны Гаусвальд.

Считается, что этот дом был первым в Санкт-Петербурге представителем модерна (среди деревянных строений), что делает его в своем роде уникальным. В плане это двухэтажный дом, с верандой, террасой и круглой башней, которая является особой его отличительной чертой.

После революции 1917 г. здесь сначала размещалась колония для несовершеннолетних, позже - санаторий.

Из-за своей оригинальной архитектурной формы, дом часто становился местом съемок фильмов. В частности именно здесь снимали эпизоды картин: "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры" реж. Игоря Масленникова (дом Ирэн Адлер), "Летучая мышь" реж. Яна Фрида, "Дон Сезар де Базан" реж. Яна Фрида.

В настоящее время дом находится в аварийном состоянии. Охраняется государством.

Этот дом был построен в 1898 году по заказу булочного мастера Гаусвальда для его супруги Евгении Карловны. Проект создавался известными архитекторами Чагиным и Шёне. Владимир Иванович Чагин получил образование в Академии художеств и к моменту начала работы над дачей Гаусвальд уже участвовал в нескольких крупных проектах, а после Октябрьской революции занимался реконструкцией и восстановлением многих памятников архитектуры. Именно он одним из первых стал строить в Петербурге здания в стиле модерн, большинство из которых создавал совместно с Василием Ивановичем Шёне.

Каменный остров уже в те годы был привилегированным районом Санкт-Петербурга, где жили многие известные и состоятельные люди: купец Елисеев, крупный промышленник Путилов, выдающиеся учёные.

Дача Гаусвальд является первым в России зданием в стиле модерн, большая часть которого построена из дерева. При этом соблюдены характерные для этого архитектурного стиля асимметрия, изломанные линии крыши и некоторые другие детали. Центральная двухэтажная часть постройки деревянная, к ней прилегает одноэтажное строение, имеющее полукруглый портал. Цокольная часть облицована бутовой плитой, использовавшейся при строительстве большинства коттеджей на Каменном острове. На первом этаже были расположены жилые хозяйские комнаты, а на втором - кабинет и апартаменты для гостей. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что очень многое при создании дачи Гаусвальд было взято из классической английской коттеджной архитектуры, а другие утверждают, что в чертах здания прослеживается «баварский» стиль.

В первые годы после Октябрьской революции Каменный остров, к тому моменту переименованный в остров Трудящихся, стал пустовать, и в его элитных домах поселились беспризорники, которых со временем становилось всё больше. Тогда по решению властей в даче Гаусвальд разместилась детская колония. Беспризорные дети проживали здесь до 1923 года и растаскивали всё, до чего могли добраться: цветные витражные стёкла с изящными свинцовыми вставками разбирались питомцами колонии на грузила для удочек и прочие надобности.

В середине 1920-х годов в даче Гаусвальд разместился профилакторий Ленинградского металлического завода, а сам остров Трудящихся стал местом сосредоточения дач крупных чиновников. На протяжении советской эпохи внешний вид дачи Гаусвальд привлекал внимание создателей многих известных кинофильмов. В этом доме Ян Фрид снимал свои «Дон Сезар де Базан» и «Летучую мышь», а в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова дача Гаусвальд превратилась в особняк Ирэн Адлер.

После распада Советского Союза для дачи наступили тяжёлые дни. Это здание было приобретено частной фирмой, которая на протяжении двадцати лет никак его не использовала, и дом пришёл в полное запустение. После проведения исследования выяснилось, что более 80% деревянных построек практически разрушено плесенью. Ознакомившись с заключением специалистов, власти решили снести все пострадавшие деревянные конструкции. Впрочем, этого так и не произошло. Ещё через несколько лет была новая проверка аварийности, в результате которой окончательно было принято решение разобрать все деревянные части, а впоследствии на их месте установить постройку, созданную по проекту архитектора Рафаэля Даянова.

Сейчас идёт реставрация, зданию обещают вернуть исторический облик к концу 2019 года.

Дача Гаусвальд – один из особняков в элитном районе Каменного острова, построенный в 1898 г. Он также известен, как дом Ирэн Адлер из экранизации про Шерлока Холмса. Несмотря на то, что здание признано архитектурным памятником, оно находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитальной реконструкции.

История особняка

В 1898 г. мастер булочных дел по фамилии Гаусвальд решил построить для своей супруги загородный особняк. Он планировал создать дом, внешне напоминавший пряничный домик, и пригласил к сотрудничеству известных зодчих В. Шене и В. Чагина.

Неизвестно, каким образом удалось булочнику получить землю на Каменном острове – участки выделяли только представителям знати и приближенным императора Николая II. На острове проживали дворянин Николай Свиягин, именитый психиатр Владимир Бехтерев, финансист Алексей Путилов. Тем не менее, в 1900 г. строительство дома Гаусвальд было завершено. Он стал одним из первых деревянных малоэтажных сооружений в стиле модерн во всей России.

После революции 1917 г. Каменный остров назвали Островом Трудящихся, а богатые жильцы оставили свои дачи и съехали, многие покинули страну. В запустевших домах обосновались беспризорники. Новая власть, ратовавшая за равноправие, передала особняк Гаусвальд и часть других домов в ведение 3-й детской колонии им. Луначарского.

Перевоспитание трудных подростков проходило медленно. Они наносили значительный вред интерьерам и внутреннему убранству дома: били стекла, царапали кладку, вытаскивали из витражей свинцовые элементы декора и цветные стеклышки. Свинец шел на грузила для удочек, а стеклышки обменивались на мелкие услуги.

В 1923 г. колония Луначарского съехала из здания. Оно перешло в ведение Ленинградского металлического завода и было переоборудовано в профилакторий.

В 1990 г. дом Гаусвальд выкупила частная компания, но использовать не стала. До 2008 г. здание было заброшено. За 18 лет простоя деревянные элементы конструкции на 85% уничтожил белый грибок. На заседании Комитета по охране культурного наследия Санкт-Петербурга было принято решение снести дачу, но по неизвестной причине оно не было исполнено.

Дом Гаусвальд в фильмах

Дача Гаусвальд, благодаря интересному облику, имеет богатую фильмографию. Здание снимали в детективной истории Шерлока Холмса в 1980 г. в качестве дома Ирэн Адлер – единственной женщины, ставшей достойным соперником сыщика по интеллекту и вызывавшей в нем неподдельный интерес.

Позже дом появился в комедии Яна Фрида «Дон Сезар де Базан», а также в музыкальном кино «Летучая мышь» и в художественном фильме «Марица», снятом по мотивам оперетты Имре Кальмана.

Архитектура здания

Дача Гаусвальд – редкий образец деревянного сооружения, воплощающего в своем облике черты стиля модерн: асимметричный силуэт, сложную линию крыши, полукруглые башенки с каменными окнами, витражи вместо окон.

Деревянная часть здания двухэтажная. С севера вплотную к ней примыкает одноэтажная конструкция и полукруглая башенка с арочным входом, а с юга – две террасы из дерева. Цокольный этаж выполнен на деревянных опорах и украшен бутовым камнем.

Внутреннее убранство особняка безвозвратно утрачено, но известно, что в былые годы на первом этаже находились комнаты хозяев, а на втором - кабинет и гостевые спальни. Юго-западная часть здания использовалась в качестве служебной, в нее был устроен отдельный вход.

На участке размещались хозяйственные постройки, ни одна из которых не сохранилась.

Прогноз на будущее

В 2017 г. приговор даче Гаусвальд был пересмотрен. Памятник архитектуры решено восстановить. Строители уже работают на участке – разбирают внутреннюю отделку, чтобы понять, какие элементы конструкции нуждаются в замене. Позже над особняком выстроят каркас из металла для защиты от осадков и начнут реставрацию. Полная разборка здания не входит в планы рабочих – они хотят заменить только нижние сгнившие венцы сруба и элементы, поврежденные грибком.

Работы ведутся под контролем Комитета по охране памятников архитектуры Санкт-Петербурга, представители которого уверены, что исторический облик здания удастся сохранить на 75%.

Где находится дача

Адрес дома Гаусвальд – Каменный остров, 2-я Березовая аллея, д. 32. Она закрыта для посещений, рассмотреть архитектуру можно только издалека. Добираться удобнее всего на автомобиле, ближайшие остановки автобусов находятся на другом конце острова.

Второй вариант – пройти пешком от станции метро «Петроградская» по Каменноостровскому проспекту, пересечь Малую Невку и, оказавшись на острове, свернуть направо, на 2-ю Березовую аллею. Маршрут занимает 17-20 минут в быстром темпе.

Загрузить фото 4,5 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 3,8 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,9 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,4 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 5,5 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 5,7 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,5 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 3,6 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 5,1 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,1 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 3,9 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 3,7 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,9 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,2 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,9 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,8 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 3,7 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,2 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,0 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,8 МБ ">

Специалисты показали ход реставрации двух объектов деревянного зодчества: особняка Е.К. Гаусвальд на Каменном острове и дачи В.Ф. Громова в Лопухинском саду.

Особняк Е.К. Гаусвальд реставрируется за счет средств собственника, дача В.Ф. Громова - за счет средств городского бюджета. Это - одни из немногих сохранившихся памятников деревянного зодчества в центре Санкт-Петербурга .

В мероприятии приняли участие председатель КГИОП Сергей Макаров, архитектор-реставратор высшей категории, член Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ Владимир Рахманов, заместитель руководителя проекта компании ООО «Мак-Тандем» Владислав Сысоев, заместитель генерального директора ООО «ПСБ «Жилстрой» по реставрации Людмила Голубева, заместитель генерального директора ООО «ПСБ «Жилстрой» по производству Алексей Петров.

Особняк Е.К. Гаусвальд входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Особняк Гаусвальда с тремя службами, участком парка и оградой». Объект находится в частной собственности.

Работы проводятся с августа 2017 года в соответствии с согласованной КГИОП документацией и разрешением.

«Если в прошлом году мы еще смотрели завалы, обвалившиеся части стропильной системы, то сейчас мы видим, что реставраторы сделали за год: как укреплены фундаменты, как отреставрирован сруб с максимальным сохранением его подлинности , - рассказал Сергей Макаров. - Исторический сруб сохранен более чем на 70%, стропильная система - более на 80%. Сейчас разбирается конструкция, которая укрывала здание от воздействия осадков, чтобы уже можно было приступать к укладке черепицы» .

Установлены конструкции по усилению и поддержке сруба, демонтирована и складирована черепица в целях облегчения нагрузки на несущие конструкции здания и устроена временная кровля, демонтирован линолеум и плитка советского времени, демонтированы аварийные участки конструкций перекрытий. На каждый деревянный элемент фасада прикреплен маркер с номером, создана подробная схема маркировки.

Обследованы грунты, усилен и более чем на 80% сохранен фундамент из бутового камня.

Две трети здания выполнены в дереве, сочетание деревянных и каменных конструкций чрезвычайно оригинально. Из пород дерева в основном использована сосна и лиственница, утраченные элементы воссозданы из того же материала, причем подрядчик закупал для разборки исторические избы в Северо-Западном регионе, чтобы использовать для замены старые бревна: «то, что неизбежно разбирается в области и, как правило, идет на дрова » - пояснил Владимир Рахманов.

Полностью заменены только три ряда сгнивших нижних венцов - это самое «больное место» деревянных зданий, особенно учитывая высокие грунтовые воды на данной территории. Также заменены небольшие участки сруба, поврежденные жуком-древоточцем.

В процессе демонтажа поздней внутренней обшивки раскрылась история здания - его строительства, последующих изменений и бытования. Так, обнаружен оливковый колер - первоначальный цвет фасада здания. Обнаружены и документы первой половины ХХ века: письма, фрагменты газет, изразцов печи.

«Деревянное здание оранжереи у дачи В.Ф. Громова с садом, оградой» - памятник регионального значения, одно из немногих сохранившихся в центре города деревянных исторических зданий. Его реставрация последовала сразу после окончания работ по благоустройству Лопухинского сада.

«Здание долгое время не имело хорошего содержания , - отметил Сергей Макаров. - Были проведены серьезные обследования, выявилось плохое состояние нижних венцов. Уникальность этого здания заключается в большой степени сохранности, здесь очень много подлинного материала. Найдена живопись, которая была закрашена в советское время ».

Владимир Рахманов подчеркнул, что если особняк Гаусвальд находился в аварийном состоянии, то дача Громова - в предаварийном.

В 2015 году по программе КГИОП на разработку проектной документации из городского бюджета было выделено 14,6 млн. руб., на первоочередные противоаварийные работы - 3,5 млн. руб. В 2016 году продолжены первоочередные противоаварийные работы, объем финансирования составил 29,1 млн. руб.

Проведены работы по укреплению фундамента, очистке подвалов, снята наружная обшивка, которая будет отреставрирована и по окончании работ возвращена на место.

Уже на начальном этапе реставраторам удалось совершить несколько открытий. Так, в процессе расчистки в интерьерах была обнаружена уникальная живопись.

В подвале под залежами мусора обнаружились мраморные скульптуры и гипсовый бюст, предположительно, купца Федула Громова, отца бывшего владельца дачи.

В 2017 году выполнены работы по реставрации крыши, стен и перекрытий на сумму 64,9 млн. руб.

Выполнены работы по демонтажу старого окрытия, реставрации с частичной заменой и усилением стропильной системы и слуховых окон. Полностью восстановлена кирпичная кладка дымовых труб с последующим оштукатуриванием с воссозданием разделки зеркал и штукатурных тяг. Заменены поврежденные балки, отреставрированы с воссозданием утрат конструкции перекрытий. Разработаны и проведены мероприятия по уничтожению и созданию неблагоприятных условий для развития деструкторов дерева. Пораженные участки стен и перекрытий сруба расчищены механически ручным способом.

В 2018 году заключены государственные контракты на выполнение работ по реставрации западного и южного фасадов (30,9 млн. руб.), наружного металлодекора (16,9 млн. руб.), столярных заполнений (16,3 млн. руб.).

Особняк Е.К. Гаусвальд построен в 1898 году по проекту архитекторов Василия Шене и Владимира Чагина для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд. В 1910-1916 гг. выполнены надстройки и пристройки к основному объему в приемах и формах модерна. В отделке фасадов применены разнообразные материалы; бутовый камень, облицовочная керамическая плитка «кабанчик», известняк, дерево, керамическая черепица, поливные полихромные изразцы.

В 1918 году в особняке разместили 3-ю детскую колонию имени Луначарского. Потом долгие годы там был санаторий-профилакторий Ленинградского металлического завода. В начале 1980-х здесь снимали фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Кроме того, здание использовалось при съемках фильмов «Дон Сезар де Базан» и «Летучая мышь».

Здание двухэтажное, на подвалах, с высоким каменным цоколем, деревянное, частью - кирпичное, сложной объемно-пространственной композиции из разновеликих объемов. Основной объем здания деревянный, отделка фасадов, имитирующая фахверк, выполнена обшивкой стен доской или «вагонкой», штукатуркой и окраской. В северо-восточной части здания - объем внешнего тамбура, парапетное ограждение террасы, угловая стилизованная башня - сложены из кирпича, облицованы керамической плиткой «кабанчик».

В советское время здание неоднократно перестраивалось в связи с изменением его функционального назначения. Самые серьезные изменения объект претерпел в результате капитального ремонта в 1984 году (утраты декора, отделки интерьеров).

Участок земли у Каменноостровского моста при Павле I был пожалован графу Г.Г. Кушелеву-Безбородко, от которого вскоре перешел в собственность князю Петру Васильевичу Лопухину. На большой территории развернулись работы по созданию загородной дачи-усадьбы с большим пейзажным парком.

В 1820 году участок приобрел председатель Государственного совета Виктор Павлович Кочубей. В 1836 году дачу снимали известные меломаны своего времени братья Матвей и Михаил Виельгорские. Здесь состоялось первое в России домашнее исполнение оперы Мейербера «Гугеноты».

В 1848 году участок купил крупнейший российский лесопромышленник и меценат Василий Федулович Громов. В 1850-х годах архитектор Георгий Винтергальтер построил новый двухэтажный дом, а архитектор Алексей Горностаев возвел в саду оранжереи, устроил гроты, фонтаны, беседки и каменную террасу с лестницей у пруда. Перепланировкой сада занимался собственный садовник Громова Е.В.Одинцов, автор сквера на Исаакиевской площади.

Здание является примером ранней эклектики с использованием классических мотивов и представляет собой редкий образец деревянной дачи середины XIX в.

Дача Громова становится центром проведения музыкальных праздников. В 1866 году здесь состоялся торжественный прием по случаю прибытия в Санкт-Петербург американского посольства. Современник так описывал посещение дачи: «восьмого августа в понедельник мы отправились на дачу к Громову, одному из замечательнейших по значению и богатству негоциантов в России. Дача Громова, по своему устройству и красоте, представляет нечто волшебное: растения, фонтаны, статуи - все это так великолепно, мастерски выбрано и устроено с таким вкусом и знанием, что мы все были совершенно очарованы...».

Редкие растения, которые росли в оранжереях Василия Федуловича, могли соперничать с раритетами Ботанического сада.Громов оказывал большую помощь Обществу садоводов и Обществу защиты животных. В 1869 году на его даче прошло заседание Международного съезда садоводов.Европейские ученые и садоводы осмотрели сад и оранжереи и были восхищены тем, что увидели, хотя парк предстал не во всей своей красе, поскольку весна в тот год была холодная.

Потомственный купец, Василий Громов был одним из главных контрагентов по поставкам лесных материалов для строящейся железной дороги Санкт-Петербург - Москва, принимал участие в постройке через Неву постоянного Николаевского моста, в строительстве многих частных и казенных зданий, построил паровые лесные заводы в Новгородской губернии, вел заграничную торговлю. Торговая фирма «Громов и Ко» процветала, она включала в себя лесные биржи и лесопильный завод у Смольного, лесопильный завод за Невской заставой. Как отмечали современники, «Василий Федулович ничего не делал поверхностно и только лишь для виду или вскользь».

Особо надо отметить благотворительную деятельность семьи Громовых. Еще Федул Григорьевич в 1820 году основал на свои деньги Приют св. Сергия, а Василий Федулович всю свою жизнь содержал этот приют, все время расширяя и улучшая его. За заслуги отца перед городом Василий Громов в 1839 году получил звание почетного гражданина с правом передачи по наследству. Он принимал участие в перестройке Собора всех учебных заведений (Смольного), был одним из учредителей Александринской сыпной больницы, одним из главных жертвователей на деревянную церковь Божией Матери Казанской (первой церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря), жертвовал на устройство иконостаса в Андреевском соборе Кронштадта, на постройку кафедрального собора в Петрозаводске, на посольскую церковь в Лондоне, вносил значительные пожертвования на военные расходы во время Крымской кампании.

После смерти Василия Громова в 1870 году дача принадлежала разным владельцам: в начале 1890-х годов здесь жил литератор Иероним Ясинский, у которого часто бывал Антон Павлович Чехов, в 1894 году бывший участок Кушелева-Лопухина-Громова приобрел крупный банкир Федор Алферов. В 1897 году он начинает распродавать южную часть участка под жилую застройку.

В 1926 году в связи со смертью Ф.Э. Дзержинского по решению Ленсовета Лопухинский сад получает название - Сад Клуба Союза рабочих государственных учреждений имени Ф.Э.Дзержинского.

К 1939 году в бывшем здании дачи Громова располагается Дом пионера и школьника.

С 1939 года в перестроенном двухэтажном служебном корпусе, примыкающем к даче, находилась опытная станция Ленинградского телецентра.

В 1991 году по решению Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов Лопухинскому саду возвращено историческое название.

Последние годы здание не эксплуатировалось, что привело к значительному ухудшению состояния фасадов и отделки интерьеров.

Особняк, вернее, дача Гаусвальд на Каменном острове, построенная в 1898 году, — не только один из ярких образчиков модерна, каких в Петербурге немало. Общепринятым считается, что здание — чуть ли не первая малоэтажная деревянная постройка в этом стиле не только в Северной столице, но и в России.


Необычность и некая декоративность здания определили его кинематографическую судьбу в советские годы. Дом "снимался" у Яна Фрида ("Дон Сезар де Базан" и "Летучая мышь"), а у Игоря Масленникова стал особняком Ирен Адлер в "Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Да и до этого много всего было. Но больше не будет — есть такие опасения. Сегодня деревянные конструкции дома 32 на 2-й Березовой аллее неумолимо разрушаются, уникальное здание обветшало и являет собой печальное зрелище. Однако охранник имеется — правда, на какую компанию он работает, не знает, и что охраняет — тоже. Если здание постигнет судьба многих безвозвратно потерянных, то на этом месте выстроится несомненно что-нибудь элитное. Каменный остров — в числе самых дорогих и престижных мест Петербурга.

Булочник


Свое название — дача Гаусвальд — дом получил по фамилии первых владельцев. Булочный мастер построил его для своей жены, Евгении Карловны Гаусвальд, по проекту архитекторов Владимира Чагина и Василия Шене.

Уже через два года после строительства этого особняка, в 1900-м, Владимир Иванович Чагин — выпускник Императорский академии художеств, ревизор-техник контроля Министерства Императорского двора, архитектор с несколькими крупными проектами за плечами, позднее — владелец двух собственных доходных домов в Москве, станет служить при кабинете Его Императорского Величества. Что не помешает ему после революции остаться в СССР и работать с крупными проектами: была и реконструкция жилых домов, и восстановление интерьеров Сандуновских бань в Москве. В 1948 году архитектора похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.

Большинство своих работ в стиле петербургского модерна, одним из основоположников которого москвич Чагин и является, он реализовал вместе с архитектором Василием Ивановичем Шене. О последнем известно не так много. Собственный особняк и небольшой парк на Крестовском острове у него в 1916 конфисковали за долги. Дата смерти неизвестна, в разных источниках указывается "после 1935?". Но работы Шене пока еще живы: четыре дачи на Каменном острове (включая собственную, так и незаконченную), доходный дом Н. В. Чайковского на Невском, 67, особняк Кельха на ул. Чайковского, 28, еще несколько доходных домов в историческом центре Северной столицы.

Непростым человеком был булочный мастер и счастливый муж Гаусвальд, раз привлек модных архитекторов к постройке собственной дачи на Каменном острове. В то время Каменный — и бывшая собственность императорской фамилии, и суперэлитный коттеджный поселок. Среди его обитателей — купец Елисеев и промышленник Путилов, адвокат Плансон и профессор Бехтерев, основатель Харбина инженер Свиягин.

Но вернемся к даче. Особняк Гаусвальд — редчайший образец петербургского модерна в деревянном зодчестве воплотил многие характерные черты стиля: подчеркнутая асимметрия силуэта здания, сложная, изломанная линии крыши и порталов. К деревянной двухэтажной части здания примыкает одноэтажная часть с полукруглым порталом. С юга комплекс дополняют две деревянные террасы, оформленные четырьмя каменными столбами, а с севера — полукруглая каменная башенка с полуциркульными окнами. Цокольный этаж выполнен из бутовый плиты (бутовый или ломовой камень получается из известняков и песчаников). Кстати, эта плита — своеобразная "визитная карточка" особняков на Каменном, она так или иначе использовалась при оформлении чуть ли не каждого второго здания.

Жилые комнаты хозяев находились на первом этаже, второй был отдан под гостевые и кабинет. Дача делилась на две части: служебную — юго-западную и жилую — северо-восточную. Кухня, буфетная и комнаты для прислуги имели отдельный вход. Считается, что планировка, некоторые элементы декора и функциональное деление здания почерпнуты создателями проекта из архитектуры классических английских коттеджей. Некоторые исследователи истории архитектуры, правда, считают стилем-прототипом дачи Гаусвальд не "английский" а "баварский". Что не меняет дела: стильный и импозантный снаружи, изнутри коттедж оставался уютным и продуманным до мелочей жильем.

Луначарский


После революции Каменный остров, превратившийся в остров Трудящихся, обезлюдел. Прежние жильцы дач исчезли, а собственно трудящиеся еще не появились — война, разруха. Зато у некогда элитного района появились новые "хозяева" — беспризорники. Возможно, именно поэтому советская власть решила разом национализировать особняки и передать их в ведение детской колонии. Чтобы, так сказать, далеко ходить не надо было. Так дача Гаусвальд стала домом для 3-й детской колонии имени Луначарского.

Сам нарком просвещения (а впоследствии академик АН СССР) Луначарский, несмотря на неоднозначность в качестве политической фигуры, был человеком интеллигентным. По свидетельству Льва Троцкого, "Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убежденно ждали от "невежественных узурпаторов" полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что ее без труда хватило бы на добрый десяток профессоров". Несмотря на это и огромный опыт просветительской работы, дело перевоспитания трудновоспитуемых в колонии имени наркома шло неторопливо. И об уюте и внутренних интерьерах дома пришлось забыть.

Мальчишки. Беспризорники. Жильцы элитного особняка. Начиналось все с мелочей. Один из воспитанников, Н. А. Бейнар, пишет: "...Высота окна в столовой была в два этажа, внутренняя рама которого отделана разноцветными стеклышками, изображавшими цветы с зелеными листочками в свинцовой тонкой окантовке. Конечно, эти красивые стекла не давали покоя детским рукам. Они выковыривались из свинцовой окантовки. Свинец шел на грузила к удочкам, а красивые круглые, разного цвета толстые стеклышки находили применение в какой-нибудь игре или на что-то обменивались...". Растаскивание всего, что привлекало пытливые детские умы, продолжалось до 1923 года, когда дача Гаусвальд приняла новых хозяев и стала санаторием-профилакторием Ленинградского металлического завода.

Потекла тихая номенклатурная жизнь. Остров Трудящихся получил кличку "остров высоких заборов", превратившись, по сути, в комплекс номенклатурных дач, и стал довольно далек и от социальных потрясений, и от нужд трудящихся.

Белый гриб


Губительным временем для особняков на Каменном оказались годы "перестройки". Памятник архитектуры местного значения дача Гаусвальд, приобретенная в 1990-х частной компанией, почти двадцать лет простояла заброшенной и холодной. Вспомнили о ней только в 2008-м: на заседании совета по сохранению культурного наследия (КГИОП) при правительстве Петербурга был рассмотрен вопрос о даче Гаусвальд.

Собственно, вопрос к тому моменту уже отпал. Как пояснил тогда заместитель директора компании "Спецпроектреставрация" Михаил Мильчик, около 85% деревянных конструкций уничтожено белым древесным грибом, разрушающим древесину.

Приговор: дача будет снесена. Возможная поправка: будут разобраны, а после воссозданы деревянные конструкции, при этом каменная часть сохранится в первозданном виде. При этом за коттеджем даже может сохраниться статус памятника архитектуры (с внесением соответствующих уточнений в список памятников архитектуры). Сейчас особняк по-прежнему в аварийном состоянии. А внутренние интерьеры дома потеряны безвозвратно.