Если получателями займа являются правительства. Мировая задолженность

1. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетный кредит (за исключением бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием, а для юридических лиц - также неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(см. текст в предыдущей редакции)

К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Бюджетные кредиты юридическим лицам могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, для целей закупки и доставки топлива, муки и других товаров по перечню , утверждаемому нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, в соответствующие субъекты Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Особенности предоставления Российской Федерацией юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов устанавливаются статьей 93.5 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

Особенности предоставления Российской Федерацией бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета и взыскания задолженности по ним устанавливаются статьей 93.6 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

Особенности предоставления Российской Федерацией бюджетных кредитов иностранным государствам устанавливаются главой 15 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

Бюджетный кредит может быть предоставлен государственному внебюджетному фонду Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 93.6 настоящего Кодекса.

2. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности.

(см. текст в предыдущей редакции)

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

3. Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ".

(см. текст в предыдущей редакции)

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные (муниципальные) гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень надежности (ликвидности).

(см. текст в предыдущей редакции)

Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщика:

(см. текст в предыдущей редакции)

государственных гарантий иностранных государств, государственных (муниципальных) гарантий публично-правовых образований, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, предоставляющим бюджетный кредит;

банковских гарантий и поручительств юридических лиц, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, предоставляющим бюджетный кредит, и неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

банковских гарантий и поручительств юридических лиц, стоимость чистых активов которых меньше величины, составляющей трехкратную сумму предоставляемой банковской гарантии (предоставляемого поручительства), юридических лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), юридических лиц, которые находятся в процессе реорганизации или ликвидации.

Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества, передаваемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности на основании договора на проведение оценки, заключенного с оценочной компанией. Оценка передаваемого в залог имущества осуществляется оценщиком, состоящим в штате указанной оценочной компании (заключившим трудовой договор с указанной оценочной компанией). Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав на него третьих лиц, в том числе не должно быть предметом залога по другим договорам. Принятие в залог имущества, которое залогодатель приобретет в будущем, а также последующий залог имущества, переданного в залог публично-правовому образованию, предоставляющему бюджетный кредит, не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

Оценка надежности банковской гарантии, поручительства осуществляется в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования или по их поручению уполномоченным лицом, указанным в пункте 5 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

При неспособности заемщика (юридического лица, муниципального образования) обеспечить исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), способами, предусмотренными настоящим пунктом, бюджетный кредит не предоставляется.

В случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением).

4. Уполномоченные в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований органы государственной власти, органы местного самоуправления представляют соответственно Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита, а также в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением.

5. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя органами, указанными в пункте 4 настоящей статьи, или, по их поручению, уполномоченным лицом (далее - уполномоченное лицо).

Обязательными условиями предоставления бюджетного кредита, включаемыми в договор о его предоставлении, являются согласие получателя бюджетного кредита на осуществление уполномоченным органом, указанным в пункте 4 настоящей статьи, и органом государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателем бюджетного кредита условий, целей и порядка их предоставления, а также положения об ответственности получателя бюджетного кредита за нарушение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный орган, указанный в пункте 4 настоящей статьи, обеспечивает соблюдение требований к условиям предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление указанных бюджетных кредитов, и договорами о предоставлении бюджетных кредитов.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. До полного исполнения обязательств по бюджетному кредиту органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченные лица ведут учет основных и обеспечительных обязательств, а также в соответствии с условиями заключенных договоров (соглашений) осуществляют проверку финансового состояния заемщиков, гарантов, поручителей, достаточности суммы предоставленного обеспечения, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса.

Те страны, которые отдают предпочтение текущему потреблению, т. е. потребляют больше, чем производят, вынуждены занимать деньги за границей. И, наоборот, страны, ограничивающие текущее потребление для расширения его в будущем, имеют возможность предоставлять кредиты. В результате создается возможность для развития системы международного заимствования и кредитования , но одновременно формируется внешняя задолженность . Признаком наступления кризиса внешней задолженности обычно служит нарушение графика погашения кредитов , заимствованных страной через государственные каналы.

Кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна (или группа стран) объявляет о невозможности выплачивать свой внешний долг или об аннулировании долга. Добиться от должника погашения своей задолженности невозможно, так как в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. К нему невозможно применить санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны. Факты банкротства государства нарушают равновесие международного рынка кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования . Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.

Факторы кризиса внешней задолженности

Появлению кризиса внешней задолженности обычно способствует целый ряд факторов, подразделяющихся на фундаментальные (или структурные) и специфические. Структурные — связаны с глубинными тенденциями развития экономики страны-заемщика. Это общий спад производства или отрицательный внешний шок; трудности в урегулировании из-за ухудшений условий торговли; снижение притока долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, рост объемов краткосрочных кредитов на рыночных условиях; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации; утрата доверия стране у иностранных кредиторов вследствие роста ее аккумулированного долга и соответствующее уменьшение внешнего кредитования.

Специфические факторы чаще всего связаны с депрессивным состоянием экономики многих стран мира, вызванных структурными, финансовыми и (или) циклическими кризисами . Например, долговой кризис 1980-х гг. был вызван относительным избытком банковского капитала, многократным ростом цен на нефть в 1974, 1979-1980-х гг. и увеличением дефицита платежного баланса нефтеимпортирующих стран, особенно развивающихся; переносом в развивающиеся страны ряда производств, вызвавших подъем инвестиционного спроса; стимулированием увеличения спроса, в связи с низкими учетными ставками займов; недостаточностью внимания при кредитовании со стороны тому, как использовались займы нефтеимпортирующими странами; 80% займов развивающихся стран за период с 1973 по 1982 г. пошли на компенсацию повышения цен на нефть и на финансирование текущих расходов правительств, а также на обслуживание растущего долга; погашением задолженности за счет краткосрочных кредитов и др. К началу долгового кризиса структура внешней задолженности развивающихся стран существенно ухудшилась за счет значительного превышения задолженности частных над официальными кредиторами, что ухудшало условия обслуживания долга.

В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг . Иногда для своевременного погашения задолженности страна наращивает экспорт и сокращает расходы на импорт. Если это невозможно сделать, то внешний долг погашается путем новых заимствований за рубежом , а увеличение внешних заимствований ведет к росту по , увеличению расходов на обслуживание долга. Возникает порочный круг. Разорвать его странам с высоким уровнем задолженности можно только обратившись к стабилизационной программе , которая предполагает:

  • отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;
  • снижение обменного курса местной валюты;
  • проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за путем сокращения расходов и увеличения и , отказ от индексации ставок , поощрение свободы рынков;
  • открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.

Анализ внешней задолженности

Анализ ситуации с динамикой международной задолженности и данными тяжести долга показывает, что долговая нагрузка на экономику развивающегося мира не только не ослабевает, но и усугубляется.

Наиболее тяжелая ситуация в отношении внешней задолженности в начале XXI в. продолжает оставаться в Африке, особенно в странах Тропической Африки. Они имеют самую высокую долю долга, принадлежащего официальным институтам. Погашение долга происходит за счет новых заимствований. В целом в развитии долгового кризиса в Африке большую роль сыграли внешние факторы: это кризис в промышленно развитых странах в 80-х гг., а также просчеты МВФ и МБРР и др.

Высокую внешнюю задолженность имеют арабские страны — импортеры нефти.

В начале 90-х гг. появилась новая группа должников — это страны . Некоторые из них не смогли полностью проводить выплаты по долгам. Общая сумма внешнего долга к 2007 г. превысила вместе с процентами 3,0 трлн. долл.

В целом растущий объем международной задолженности развивающихся стран и создает возможность давления на их внешнюю и внутреннюю политику. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике . Бремя платежей по обслуживанию долга серьезно ограничило возможности этих стран в наращивании темпов роста и борьбы с отсталостью, привело к сокращению импорта.

Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации. МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов. Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.

Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам. В соответствии с методологией Всемирного банка все страны-члены подразделяются на две группы: с чрезмерной задолженностью и с умеренной задолженностью. Отнесение к конкретной группе зависит от уровня и степени обремененности внешним долгом.

Такая дифференциация позволяет разрабатывать меры по увязыванию размера платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков .

В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация , т. е. перенос или отсрочка платежей. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Она дает временное облегчение должникам, ежегодные платежи снижаются, но размер долга при этом не сокращается, а возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов.

В последние годы значительно расширилась практика капитализации процентных платежей, т. е. превращение их в основной долг; различные виды конверсии долговых обязательств, в том числе обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизируемых предприятий, их продажа, повторная реструктуризация пролонгированных сумм.

Мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений .

1. Если получателями займа являются правительства, то они могут отказаться платить в срок по долгам, так как …

1. у них недостаточно денег

2. в стране высокая инфляция

3. в стране высокая безработица

4. они обладают суверенитетом

Должники часто имеют суверенитет, и их нельзя заставить заплатить по долгам, если у них нет такого желания, особенно если получателями займа являются правительства: они могут отказаться платить в срок по долгам, и кредиторы не имеют возможности обратиться в суд или наложить арест на активы должников.

2.Одним из факторов кризиса мировой задолженности, произошедшего в 1982 году, можно считать, что кредиты развивающимся странам выдавались …

1. под низкий номинальный процент

2. под высокий реальный процент

3. под высокий номинальный процент

4. в незначительных объемах

В 1982 году десятки стран-должников заявили, что они не могут расплатиться по долгам, и вынудили своих зарубежных кредиторов отложить сроки выплаты процентов и возврат основной суммы долга. Можно назвать два основных фактора, объясняющих, почему этот «срыв» произошел именно в 1982 году. Во-первых, рост кредитования в середине 1970-х гг. был связан с резким увеличением частных банковских резервов. Резервы банков, в свою очередь, увеличились за счет роста сбережений в нефтеэкспортирующих странах и из-за инфляционной денежно-кредитной политики, проводившейся во многих странах мира. Дополнительные резервы направлялись в страны третьего мира в форме кредитов под высокий номинальный процент, так как перспективы инвестирования в развитых странах были неопределенные, а страны третьего мира в те годы резко выступали против притока прямых зарубежных инвестиций.

3.Традиционный механизм реструктуризации внешнего долга начинается с принятия страной программы стабилизации и экономических реформ, поддерживаемой …

1. Центральным банком страны

3. МВФ и Мировым банком

4. Лондонским клубом кредиторов

Традиционный механизм реструктуризации внешнего долга начинается с принятия страной программы стабилизации и экономических реформ, поддерживаемой МВФ и Мировым банком с помощью их концессионных кредитов. Далее необходимо согласие Парижского клуба официальных кредиторов на реструктуризацию чистых потоков средств, связанных с обслуживанием долга и т.д.

4.С конца 1980-х гг. серьезную роль в решении проблем задолженности стал играть Парижский клуб кредиторов, который представляет собой неформальную организацию …



1. коммерческих банков

2. стран-кредиторов

3. министров финансов

4. председателей центральных банков

С конца 1980-х гг. серьезную роль в решении проблем задолженности стал играть Парижский клуб кредиторов, который представляет собой неформальную организацию правительств стран-кредиторов. Клуб занимается вопросами урегулирования государственной задолженности стран и проводит многосторонние переговоры с ними по проблемам реструктуризации их государственных долгов. Клуб не имеет жесткой организационной структуры, традиционно председателем клуба избирается высокопоставленный чиновник Министерства финансов Франции.

5.Процесс урегулирования внешней задолженности называется ____________ долга.

1. реструктуризацией

2. списанием

3. хеджированием

4. инвестированием

Процесс урегулирования внешней задолженности получил название реструктуризация долга.

Реструктуризация долга – принимаемые по соглашению должников и кредиторов меры, направленные на поддержание платежеспособности должников в средне- и долгосрочной перспективе.

6.Одним из объяснений кризиса внешней задолженности 1982 года является то, что высокие номинальные процентные ставки …

1. превратились в низкие реальные процентные ставки

2. были отменены

3. превратились в высокие реальные процентные ставки

4. были повторно увеличены

В 1982 году десятки стран-должников заявили, что они не могут расплатиться по долгам, и вынудили своих зарубежных кредиторов отложить сроки выплаты процентов и возврат основной суммы долга.

В 1982 году продолжался всемирный спад в экономике: производство и занятость стагнировали, а снижение темпов инфляции (дезинфляция) превзошло все ожидания. В 1970-е гг. должники брали кредит под высокий номинальный процент, который отражал всеобщие опасения роста долларовых цен. Но жесткая монетарная политика Федеральной резервной системы США, проводившаяся в течение нескольких лет, имела своим последствием то, что высокие номинальные процентные ставки превратились в высокие реальные процентные ставки, что нанесло заемщикам сильный удар.



7.Реструктуризация внешнего долга может быть осуществлена в виде …

1. рекапитализации

2. структуризации

3. хеджирования

4. валютных спекуляций

Реструктуризация внешнего долга может осуществляться на базе одной или нескольких комбинаций следующих мер:

1. перенос платежей;

2. сокращение суммы долга;

3. рекапитализация – обмен долгов на облигации должников или предоставление новых кредитов с целевым назначением оплаты прошлых долгов.

Наиболее известным в этой группе мер сокращения задолженности является обнародованный в 1989 г. план тогдашнего министра финансов США Николаса Брейди. В соответствии с этим планом некоторые развивающиеся страны, согласовавшие с МВФ программы экономических реформ, могли обменять свои долги иностранным банкам на облигации, которые могли бы продаваться по рыночной цене на мировом финансовом рынке.

8.Должников на рынке международного кредита нельзя заставит платить по долгам, если у них нет такого желания, так как …

1. у них нет денег

2. кредит брало другое правительство

3. они обладают суверенитетом

4. в стране высокая инфляция

Должники на рынке международного кредита часто имеют суверенитет и их нельзя заставить платить по долгам, если у них нет такого желания, особенно если получателями займов являются сами правительства, то они могут отказаться платить в срок по долгам, и кредиторы не имеют возможности обратиться в суд или наложить арест на активы таких должников.

1. Традиционный механизм реструктуризации внешнего долга начинается с принятия страной программы стабилизации и экономических реформ, поддерживаемой …

А) МВФ и Мировым банком;

Б) Центральным банком страны;

В) ООН;

Г) Лондонским клубом кредиторов.

2. К причинам возникновения кризиса внешней задолженности не относится

А) бегство капитала из стран-заемщиков за границу;

Б) снижение курса доллара;

В) рост цен на минеральное сырьё;

Г) отмена золото-долларового стандарта.

3. Обмен долгов на облигации должников или предоставление новых кредитов с целевым назначением оплаты прошлых долгов называется …

А) диверсификацией;

Б) реинвестированием;

В) рекапитализацией;

Г) реструктуризацией.

4. Больше всего от долгового кризиса 80-х годов пострадали страны …

А) Северной Африки;

Б) Восточной Европы;

В) Юго-Восточной Азии;

Г) Латинской Америки.

5. К последствиям долгового кризиса для стран-заёмщиков можно отнести …

А) сокращение государственных валютных резервов;

Б) ускорение экономического роста;

В) замедление роста уровня цен;

Г) снижение процентных ставок внутри страны.

6. С конца 1980-х гг. серьезную роль в решении проблем задолженности стал играть Лондонский клуб кредиторов, который представляет собой неформальную организацию …

А) стран-кредиторов;

Б) частных банков-кредиторов;

В) министров финансов;

Г) премьер-министров.

7. С конца 1980-х гг. серьезную роль в решении проблем задолженности стал играть Парижский клуб кредиторов, который представляет собой неформальную организацию …

А) коммерческих банков;

Б) министров финансов;

В) стран-кредиторов;

Г) председателей центральных банков.

8. Одним из объяснений кризиса внешней задолженности 1982 года является то, что высокие номинальные процентные ставки …

А) были повторно увеличены;

Б) были отменены;

В) превратились в низкие реальные процентные ставки;

Г) превратились в высокие реальные процентные ставки.

9.. Реструктуризация внешнего долга может быть осуществлена в виде …

А) рекапитализации;

Б) структуризации;

В) хеджирования;

Г) валютных спекуляций.

10. Реструктуризацией государственного долга стран обычно занимается …

А) Лондонский клуб;

Б) Парижский клуб;

В) Генеральная Ассамблея ООН;

Г) Международный банк реконструкции и развития.

11. Традиционный механизм реструктуризации внешнего долга начинается с принятия страной программы стабилизации и экономических реформ, поддерживаемой …

А) Лондонским клубом кредиторов;

Б) Центральным банком страны;

В) МВФ и Мировым банком;


Г) ООН.

12. Одним из факторов кризиса мировой задолженности, произошедшего в 1982 году, можно считать, что кредиты развивающимся странам выдавались …

А) в незначительных объемах;

Б) под высокий реальный процент;

В) под низкий номинальный процент;

Г) под высокий номинальный процент.

13. Если получателями займа являются правительства, то они могут отказаться платить в срок по долгам, так как …

А) они обладают суверенитетом;

Б) у них недостаточно денег;

В) в стране высокая инфляция;

Г) в стране высокая безработица.

14 Должников на рынке международного кредита нельзя заставит платить по долгам, если у них нет такого желания, так как …

А) у них нет денег;

Б) они обладают суверенитетом;

В) кредит брало другое правительство;

Г) в стране высокая инфляция.