Элементами экологических услуг являются. Рынок экологических товаров и услуг: проблемы формирования и развития на региональном пространстве

За последние десятилетия отношения между обществом и средой обитания все более обострились, становится вполне реальной угроза глобальной экологической катастрофы. Экономическая наука до сегодняшнего дня уделяла недостаточно внимания экологическим проблемам, что явилось одной из причин формирования техногенного типа экономического развития. Данный тип развития можно охарактеризовать как природоразрушающий, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Для предотвращения глобального и локального экологических кризисов необходима смена техногенного типа развития на устойчивый тип развития. Последний позволяет удовлетворить потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Несмотря на множество спорных вопросов концепция устойчивого развития уже получила широкое признание как в экономической науке, так и в международной практике.

Расчеты показывают , что при современных темпах роста населения и производства даже для поддержания антропогенного воздействия на биосферу неизменным, не допуская его роста, нужно снизить среднюю глобальную нагрузку на окружающую среду, приходящуюся на единицу ВНП, в несколько раз в течение ближайших десятилетий. Таким образом, перед экономикой стран мира стоит действительно грандиозная проблема, которую необходимо решать. Данная проблема актуальна и для России, несмотря на то, что численность россиян уменьшается и заметно снизился объем производства. Однако население и производство в нашей стране сконцентрированы в районах, где состояние окружающей среды уже давно не соответствует экологическим требованиям и опасно для здоровья и даже жизни людей. В этих районах и будет в дальнейшем развиваться производство и еще более возрастет численность населения. Поэтому снижение приходящейся на единицу ВНП нагрузки на окружающую среду важно и для нашей страны. Для решения указанной проблемы необходимы скоординированные усилия многих людей разных стран мира с помощью различных средств.

К настоящему времени сформировалось два основных подхода к решению экологической проблемы. Первый подход исходит из того, что решить экологические проблемы возможно на основе внедрения в производство экологических инноваций. Ю.Яковец обосновал эту идею следующим образом: «Учитывая, что природные условия своего существования и развития человечество может изменить в очень малой степени, а тенденции демографической динамики меняются медленно, главным подвластным разуму, воле и труду человека ресурсом реализации глобальной экологической программы является технологический прорыв, переход к эгологизированному постиндустриальному технологическому способу производства» .

Другие исследователи считают невозможным преодолеть экологический кризис чисто техническими средствами: необходима качественная перестройка основ цивилизации путем перестройки сознания людей. Эту точку зрения развивает Н.Моисеев: «Техническое развитие абсолютно необходимо, но его недостаточно: иной должна стать цивилизация, иным – духовный мир человека, его потребности, его ментальность» .

Следует отметить, что обе точки зрения на сегодняшний день актуальны и находят свое признание в теории и проявление на практике.

Для обеспечения устойчивого развития, безусловно, важное значение приобретает внедрение экологических инноваций, под которыми понимаются новые продукты, новые технологии, новые способы организации производства, обеспечивающие охрану окружающей среды. Речь идет о внедрении системы экологического менеджмента, экологического маркетинга, экотехнологий, позволяющих обеспечить взаимодействие между экономическим развитием и защитой окружающей среды на уровне фирмы.

Рынок экологической (альтернативной) продукции – качественно иной рынок продукции и услуг, гарантирующий потребителю более высокое качество потребляемых товаров. На нём устанавливаются повышенные цены на продукцию, соответствующую экологическим стандартам.

Научно-техническому прогрессу принадлежит исключительно важная роль в обеспечении оптимального соответствия развития производства и состояния природной среды. Перед обществом встала задача экологизации техники и технологий, согласования ее с природными процессами. Однако принимаемые до сих пор меры по внедрению экологической техники и технологий (в основном – строительство очистных сооружений) не позволяют коренным образом решить экологическую проблему. Деятельность очистных сооружений недостаточно надежна, не исключает возможности аварий, строительство их обходится очень дорого и экономически нецелесообразно. Необходима перестройка самого типа технологии производства на экологической основе: переход к малоотходному и безотходному производству с утилизацией всех отходов. К экологически важным направлениям развития технологий относят экологичные биотехнологии, технологии по переработке отходов, малозагрязняющие технологии.

В ходе развертывания научно-технической революции возникают необходимые технические предпосылки обеспечения нового характера отношения к природе, согласования производственных и природных процессов в единую систему, регулируемую человеком. Это потребует перестройки науки и техники в их отношении к природе, тем самым обеспечивая экологизацию общественного развития.

В мировой практике используются различные пути стимулирования внедрения экологических технологий: введение природоохранных норм, правил, законодательных актов, предоставление субсидий на сокращение выбросов, налоговое стимулирование, реализация прав на загрязнение. Как показывает опыт, наименее эффективным путем стимулирования является введение мер прямого контроля.

Происходит экологизация национальных научно-технических программ. В Японии, Германии, Голландии, Италии, Канаде, Франции, Великобритании, Норвегии разработаны государственные программы, направленные на создание экологически важных технологий. Например, в Японии в 1990 г. создан исследовательский центр инновационных технологий для Земли, финансируемый государственным и частным сектором. Основное направление работ связано с глобальным потеплением и альтернативными источниками энергии. В Германии действует Программа экотехнологий Министерства исследований и технологий. В Голландии создана организация по технологическим исследованиям и передаче технологий, в которой экотехнологии занимают около 10% деятельности. В Италии образован Фонд технологических инноваций, где 5% средств используется на экотехнологии. В Канаде действует Программа «Технологии для экологических решений». Во многих странах экотехнологии вписываются в существующие научно-технические программы .

В развитых странах производство экологической техники и технологий является одним из самых доходных, поэтому экологический рынок бурно развивается. Примерно 40% мирового рынка экологической продукции и услуг в середине 1990-х гг. удерживалось в США . Американские фирмы производят очистную технику, создают экологически чистые потребительские товары: натуральные продукты питания, безвредные краски и т.д. Производство такой продукции считается престижным и прибыльным, а фирмы тем самым создают себе рекламу и благоприятный имидж на рынке. Экологические параметры продукта влияют на конкурентоспособность фирмы на мировом рынке.

В связи с ужесточением норм природоохранного законодательства практически во всех странах будет наблюдаться рост производства экотехники и экотехнологий. В странах Запада этот процесс уже начался.

На развитие рынка экологических инноваций значительное влияние оказывают директивы Европейского Союза, в частности, директива о выбросах ТЭС диоксида серы, оксидов азота и пыли. Они ориентируют производителей экотехники на разработку аппаратов для мониторинга микропримесей. Западноевропейские фирмы, занимающиеся экологическим бизнесом, успешно используют современные тенденции в природоохранной политике для увеличения своих прибылей.

Если в 1970-80-е гг. основные усилия компаний направлялись на нейтрализацию последствий нанесенного окружающей среде ущерба, то в 1990-е гг. акцент делается на устранение причин экологических нарушений. Применение предупредительных мер, а не нейтрализация последствий загрязнения, по оценкам специалистов, является более надежным средством решения экологических проблем.

К мерам предупредительного характера можно отнести экореструктуризацию и экологическую модернизацию производства. Экологическая реструктуризация предусматривает перестройку отраслевой структуры в результате снижения спроса на продукцию «грязных» производств или путем модернизации фирм – потребителей этой продукции. Экореструктуризация находит свое отражение в виде снижения расходов сырья и материалов на единицу ВВП.

Экологическая модернизация связана с изменением технологической базы производства, что характеризуется сокращением расхода энергии, воды и других ресурсов на единицу производимой продукции. Одним из показателей экологической модернизации производства является степень развития рециклирования (повторного использования ресурса после его обработки). Рециклирование позволяет снизить вредное воздействие на окружающую среду без сокращения сырьевых возможностей страны.

Развитие экологически ориентированного бизнеса позволяет снизить техногенное воздействие на окружающую природную среду, способствуя тем самым выходу страны на устойчивый путь социально-экономического развития, при котором не превышается ассимилирующая способность природы.

Рынок экотехнологий в России стал формироваться в конце 1980-х годов. Однако в настоящее время он развит слабо. В связи с уменьшением государственного финансирования природоохранных работ в России практически прекратили свою деятельность государственные предприятия, выпускавшие природоохранную технику. На российском рынке экологических технологий и услуг по разным оценкам действуют от 400 до 1000 предприятий .

Экологическим предпринимательством в России стало заниматься невыгодно, поэтому экологический рынок развит слабо. Принятие нового Федерального закона «Об охране окружающей среды» в 2002 г. создает нормативно-правовую основу для функционирования российского экологического рынка. Закон отводит значительную роль экологическим инновациям в решении экологических проблем. В частности, предполагается предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий (основанных на последних достижениях науки и техники, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду), нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов. Предполагается государственная поддержка предпринимательской и инновационной деятельности, направленной на охрану окружающей среды. Важная задача – направить инвестиции на освоение базисных инноваций экологического характера.

В последнее время в развитых странах получил развитие экологический менеджмент. Р.Грэй и др. определяют эту деятельность как «совокупность реакций со стороны компаний на экологические проблемы при оценке их позиции по отношению к окружающей среде, разработке и воплощении политик и стратегий, направленных на улучшение этой позиции, и при изменении систем управления, чтобы обеспечить текущее совершенствование и эффективное управление».

Столкнувшись с вызовом со стороны государства и других заинтересованных сторон в сфере экологии, деловые круги постарались изменить свое экономическое поведение и выработать новый взгляд на повышение эффективности производства, основанный на более системном подходе к экологическому менеджменту. Для этого они разработали ряд средств, включающих, например, добровольные экологические хартии, или «кодексы поведения» по отношению к окружающей среде, а именно: «Программу ответственной заботы» для химической промышленности, многоотраслевую «Хартию бизнеса за устойчивое развитие» Международной торговой палаты и др. Сюда можно отнести и добровольные стандарты экологического менеджмента EMAS и ИСО 14000.

Правительству для снижения государственных расходов выгодно перекладывать все большую часть расходов на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности непосредственно на плечи хозяйствующих субъектов. Последние же, серьезно занимаясь экологическим менеджментом, могут обеспечить большую эколого-экономическую эффективность производства и получить преимущества перед конкурентами (за счет экономии ресурсов, повышения качества управления и производства и др.). Это обстоятельство, в частности, является одним из источников нового подхода к организации взаимоотношений общества и окружающей среды — экологической модернизации.

Позиция фирм по отношению к экологическому менеджменту меняется от защитной к нейтральной, активной и опережающей. Соответственно власть изменяет свое отношение от принуждения и наказания к заботе, помощи и, наконец, доверию. Известно, что большинство российских предприятий пока находится в нейтральной позиции по отношению к экологическому менеджменту, но действуют стимулы, побуждающие изменить ее на активную и даже опережающую.

Создание и внедрение экологических инноваций составит содержание новой научно-технической революции, которая идет на смену нынешней. На этом этапе значительно возрастает роль человека в технических и природных процессах. В этой связи актуализируется задача экологизации системы образования и формирования новой научной парадигмы, ориентированной на коэволюцию природы и человека.

Экологизация научного знания находит свое проявление в возникновении новых научных направлений, среди которых экологическая экономика, появившаяся в начале 90-х гг. ХХ в. на Западе. При этом природным экосистемам придается значение фундаментальной целостности, в которую встроены экономические системы. Способность экологических систем поддерживать жизнь ограничена, поэтому проблема заключается в определении тех экологических пределов, в которых экономика может быть устойчивой.

Экономическая подсистема рассматривается совместно с глобальной экологической системой, частью которой она является и которая и должна быть объектом научного анализа.

Одной из новых возможностей для бизнеса является формирование и освоение быстроразвивающегося мирового рынка экологических товаров и услуг. Пока еще нет окончательной международной классификации этого рынка, четкой статистики его развития. Но он существует и набирает сил, особенно в развитых странах.

Эксперты единодушно оценивают мировой рынок экологических товаров и услуг как весьма емкий (как минимум в размере 500 млрд. долл.) и один из самых динамично растущих и обновляющихся. Его ежегодный прирост составляет более 5 %, в отдельных странах темпы прироста прогнозируются еще выше. В частности, в странах Балтии - до 8 % в год, в Канаде - на уровне 10% в последующие пять лет. Рынок экологических товаров и услуг в странах Восточной Европы, включая СНГ, оценивается примерно в 20 млрд. долл., его среднегодовой прирост - более 1%.

В первой половине XXI века, согласно прогнозам, до 40% мирового производства составит продукция и технологии, связанные с экологией и энергетикой. Следовательно, компании, раньше других осознавшие и заложившие в свои стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получат реальные преимущества.

2. Экономическая эффективность экологических инвестиций на экологическом рынке

В мировой практике все больше утверждается понимание: охрана окружающей среды - явно экономическая инвестиция. Для образования треста технологий охраны окружающей среды в США инвесторы меньше чем за две недели собрали 128 млн. долларов, оценив это начинание как исключительно выгодное. Мероприятия по охране окружающей среды напрямую способствуют снижению издержек производства благодаря сокращению затрат, минимизации потерь и переработке отходов. Можно привести много примеров из зарубежной прессы о получении предприятиями денег «из мусора» или «из воздуха».

Доказать потенциальную возможность достаточно высокой прибыли на примере украинских предприятий при нынешней недостаточно развитой и жесткой законодательной базе, отсутствии действенного экономического механизма стимулирования природоохранной деятельности достаточно сложно. Хотя и здесь есть весьма красноречивые примеры.

Решение экологических проблем зачастую может объективно способствовать появлению новых возможностей и получению предприятиями новых выгод.

1. Перед компаниями открываются дополнительные возможности для развития деловой активности, что в конечном итоге повышает их конкурентные преимущества. Фирмы и страны, ранее других осуществившие капиталовложения в экологически чистые технологии, становятся лидерами на мировом рынке. Технологическое первенство в противовес приобщению к новым технологиям как таковому обеспечивает больший объем добавленной стоимости и монопольное положение в мире бизнеса. К примеру, Германия, где действуют наиболее жесткие экологические стандарты, увеличила долю экспорта экологических товаров при ослаблении позиций на рынке промышленной продукции в целом. На эту страну приходится 43% экологических патентов на товары, получившие международное признание.

Лидерство среди автопроизводителей в последнее время во многом определяется способностью решать экологические проблемы, соблюдать экологические нормы, которые все ужесточаются. В выигрыше оказываются компании, которые находят новые альтернативные виды топлива, создают экономные, экологически чистые двигатели, в частности гибридные - электро-дизельные, дизельно-газовые, разрабатывают легкие материалы для производства авточастей.

Примечательно, что для решения определенных экологических проблем объединяют усилия и правительство, и бизнес. В 2000 г. на автошоу в Детройте и Вашингтоне ведущие компании «Форд», «Дженерал моторс» и «Даймлер-Крайслер» представили опытные образцы эко-эффективных транспортных средств: Ford Prodigy (72 миль/галл.), GM Precept (80 миль/галл) Daimler Chrysler ESX3 (72 миль/галл.). В общем средняя топливная эффективность автомобилей выросла уже сегодня до 21,4 миль в галлон против 13,4 в 1970 г.

Дания, к примеру, является лидером ветроэнергетики (она составляет 8% всей производимой электроэнергии в стране), здесь производится около 50% всех ветротурбин, обеспечивая ежегодно около 1 млрд. долл. дохода. Ведущие места в этой сфере занимают также Германия, Испания, Индия.

2. С рынка уходят конкуренты, не способные выдержать высокие экологические стандарты. В практике развитых стран есть примеры, когда крупнейшие компании инициировали принятие определенного законодательства и стандартов, в частности на захоронение отходов в США в начале 90-х годов, поскольку они способствовали уходу с рынка ряда действующих компаний и препятствовали появлению новых конкурентов.

3. Передовой экологически ориентированный бизнес защищен от иностранной конкуренции. Скажем, запрещение использовать импортные одноразовые питьевые контейнеры под предлогом ограничения объемов мусора в Дании способствовало устранению зарубежных конкурентов, которым сложно и дорого транспортировать продукцию в стеклянной упаковке при относительно небольшом объеме рынка. К слову, переработка бутылок и других стеклянных емкостей в Дании составляет 99,6% - рекордный уровень в мире. В Швейцарии с 1 ноября 1990 г. действует запрет на производство и импорт поливинилхлоридных бутылок и упаковок.

3. Маркетинг экологического рынка

Понятно, что спрос на экологические товары и услуги, который пока в России небольшой, определяет соответствующее предложение. Но ведь и сам по себе рост экологического рынка может формировать соответствующий спрос вследствие эффективных, дешевых, практичных экологических решений, предлагаемых производителями.

Многие отечественные предприниматели уже осознали, что использование темы экологичности их товаров в маркетинге может принести определенные выгоды в конкурентной борьбе за рынки сбыта. Фраза «Фирма предлагает экологически чистую продукцию» все чаще встречается в рекламных изданиях. Но пока не выработано четких критериев экологичности для многих образцов продукции и нет механизма ее присвоения, утверждения об «экологической чистоте» являются не более чем рекламным трюком. Вместе с тем, наблюдающееся широкое использование этой темы в маркетинге свидетельствует о постепенном вхождении экологии в рынок. Значит, необходимо создать благоприятные условия для тех, кто действительно ратует за экологичность своих товаров.

Предполагается активизировать развитие национальной экоиндустрии и экологического рынка, исходя из следующих объективных обстоятельств.

В России же капиталовложения природоохранного предназначения и текущие природоохранные расходы составляют только около 15 долл. на душу населения. Мало того - прослеживается тенденция их сокращения.

Отечественному бизнесу необходимо подготовиться к жестким правилам мировой торговли, одним из которых является соблюдение экологических норм и требований. Российские предприятия, заботящиеся о своем имидже, стремящиеся экспортировать продукцию, уже осознали (некоторые реализовали) настоятельную необходимость сертификации по системе управления качеством ISO серии 9000. Также признана во всех странах мира Международная система управления окружающей средой ISO серии 14000.

Внедрение системы управления средой (EMS) обычно следует после внедрения системы управления качеством (QMS). Тем же предприятиям, которые лишь начинают внедрение системы управления качеством, целесообразно параллельно разрабатывать и внедрять систему управления окружающей средой.

Повышение роли природоохранных стандартов обусловливается намерением России в ближайшее время присоединиться к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) и вступить во Всемирную организацию торговли. При этом, согласно «Кодексу стандартов ГАТТ», национальные стандарты следует гармонизировать с международными, в т.ч. и в сфере охраны окружающей среды.

Таким образом, давление со стороны рынка, пока что внешнего, усиливается. Следовательно, будет активизироваться спрос на экологические товары и услуги.

Основываясь на анализе распределения инвестиций в последние годы, приоритетными направлениями (сегментами) дальнейшего развития национального экологического рынка были и в обозримом будущем будут:

1. Охрана водных ресурсов (приблизительно - 62% общих инвестиций);

2. Охрана атмосферного воздуха (16%);

3. Охрана недр и рациональное использование минеральных ресурсов, земель, сбережение природно-заповедного фонда (12%);

4. Рациональное использование, утилизация и переработка отходов (10%).

Создание благоприятных условий для развития экологической индустрии

Для развития малого и среднего экологического бизнеса и улучшения условий его деятельности правительству необходимо:

– специальными финансовыми и кредитными рычагами стимулировать производство экологических товаров и развитие сферы экологических услуг;

– стимулировать эффективный спрос на экологическую продукцию и услуги прежде всего политикой государственных приобретений. Обеспечивать облегченный доступ предприятиям, производящим экологическую продукцию, к услугам, предоставляемым правительственными структурами; непосредственно участвовать в маркетинге и демонстрации образцов экологических технологий;

– содействовать «позеленению» банков (например, внедрять программы оценки банками воздействия проектов на окружающую среду или учета необходимости инвестиций в охрану окружающей среды). Как известно, разработка экологического блока вопросов является очень важной для получения кредитов международных финансовых институтов, в частности ЕБРР;

– издавать периодический информационный бюллетень, содержащий постоянно обновляемую информацию о возможностях для проектов, развитии природоохранного законодательства, а также национальный каталог «Зеленые страницы», включающий перечень экологических предприятий и производимой ими продукции и услуг, открыть соответствующую страницу в Интернете. К сведению, такую информацию по другим странам, в частности Чехии, Венгрии, Польше, Словакии, можно получить из издаваемого региональным экологическим центром «Справочника экологического бизнеса» для стран Центральной и Восточной Европы, по России - из недавно издаваемых «Зеленых страниц»;

– создавать совместные экологические предприятия с западными компаниями и улучшать экспортные возможности: местные компании лучше знакомы с условиями и правилами местных рынков, а зарубежные более опытны в области маркетинга и менеджмента, обладают большим доступом к финансовым ресурсам и современным технологиям;

– создавать дополнительные целевые фонды для инвестирования экологической индустрии, которые бы способствовали обеспечению соответствующих предприятий стартовым капиталом и финансированию их на ранних стадиях развития, или же выделять для этого часть уже существующих правительственных фондов, например, фондов развития предприятий, для финансирования поставщиков экологических товаров и услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в заключение работы можно сказать следующее.

Рынок экологической (альтернативной) продукции – рынок продукции и услуг, гарантирующий потребителю более высокое качество потребляемых товаров, соответствующих экологическим стандартам.

В связи с ужесточением норм природоохранного законодательства практически во всех странах будет наблюдаться рост производства экотехники и экотехнологий.

Хотя рынок экотехнологий в России стал формироваться в конце 1980-х годов, но в в настоящее время он развит слабо.

АННОТАЦИЯ

В учебном пособии рассматриваются актуальные вопросы, связанные с контролем негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и с реализацией рыночных механизмов, обеспечивающих такое снижение.

Учебное пособие является электронной версией книги:
Коваленко В.И., Кузнецов Л.М. Исследование рынка экологических услуг: Учебное. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2007. - 170 с.

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
БИЗНЕСА

1.1. Формирование рынка экологических услуг
1.2. Виды экологических услуг
1.3. Экологизация международных отношений и массового сознания
1.4. Концепция устойчивого развития
1.5. Основные противоречия концепции устойчивого развития
1.6. Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств
Вопросы дл самоконтроля

2. ПРАВОВАЯ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА
РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

2.1. Экологическая доктрина Российской Федерации
2.2. Положения Закона РФ «Об охране окружающей среды»
2.3. Положения Закона РФ «Об экологической экспертизе»
2.4. Экологический контроль
2.5. Экологическая сертификация
Вопросы для самоконтроля

3. ЭКОЛОГИЯ И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
3.1. Инструменты экологической политики
3.1.1. Административно-контрольные инструменты
3.1.2. Экономические инструменты
3.1.3 Инструменты морально-этического воздействия и убеждения
3.2. Эволюция инструментов экологической политики
3.3. Экологизация налоговых систем
3.4. Выбор и принятие природоохранных решений
3.4.1. Оценка экологических результатов проектов
3.4.2. Рыночные методы оценки экологических результатов проектов
3.4.3. Количественные методы оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
Вопросы для самоконтроля

4. Основные виды услуг на экологическом рынке РФ
4.1. Анализы воды, воздуха, почв
4.2. Проведение аттестации рабочих мест
4.3. Услуги по захоронению и хранению отходов
4.4. Лимиты природопользования
4.5. Составление паспорта опасного отхода
4.6. Экологический аудит
4.7. Экологическая сертификация
4.8. Экологическое страхование
Вопросы для самоконтроля

5. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В РФ
5.1. Финансирование экологических программ и планов
5.2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
5.3. Природно-ресурсные платежи
5.4. Состояние экологической политики в России
5.4 Затраты на охрану окружающей среды
Вопросы для самоконтроля

6. Информационное обеспечение рынка экологических услуг
Вопросы для самоконтроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Рост численности населения планеты и технический прогресс неминуемо ведут к загрязнению окружающей среды, которое к началу XXI столетия достигло глобальных масштабов.

В связи с этим особую актуальность в современном мире приобрели вопросы охраны окружающей среды. Под термином «охрана окружающей среды» в широком смысле подразумевают комплекс мер, предназначенных для ограничения негативного влияния человеческой деятельности на живую и неживую природу.

Такими мерами в частности могут являться:
Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки;
Создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов;
Ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов;
Ограничение несанкционированного выброса мусора.

Помимо общих перечисленных выше мер по снижению негативной антропогенной нагрузки на окружающую среду существует большое количество законодательных требований и нормативных актов экологической направленности, которые должны быть соблюдены в процессе хозяйственной деятельности. Все это создает пределенные трудности в работе предприятий, так как требует от руководителей и персонала глубоких знаний природоохранного законодательства и для подготовки всей необходимой документации и проведения необходимых работ. Сложившаяся итуация породила на рынке услуг спрос на услуги экологической направленности. В свою очередь, это привело к возникновению многочисленных организаций, способных квалифицированно и в короткие сроки подготовить всю необходимую по закону природоохранную документацию, обеспечить экологическое сопровождение деятельности предприятий и организаций.

Таким образом, произошло формирование рынка экологических услуг – одного из самых молодых из существующих рынков. Пока еще нет окончательной международной классификации этого рынка, четкой статистики его развития. Но он существует и набирает силы, особенно в развитых странах. Эксперты оценивают мировой рынок экологических товаров как весьма емкий (как минимум в размере 500 млрд. долларов) и один из самых динамично растущих. Его ежегодный прирост составляет более 5 %, в отдельных странах темпы прироста прогнозируются еще выше. В первой половине XXI века, согласно прогнозам, до 40 % мирового производства составит продукция и технологии, связанные с экологией и энергетикой. Ситуация на рынке экологических услуг изменяется под влиянием спроса, который в свою очередь, зависит от общей экономической обстановки, экологической конъюнктуры и испытывает регулирующее воздействие государства. Успешное развитие рынка экологических услуг, его масштаб и наполнение зависят от государственного воздействия на природопользователей с целью соблюдения ими природоохранных требований. В связи с этим сегодня крайне важно изучение реально существующего в мире и, в первую очередь, в России рынка экологических услуг и определение основных направлений его развития. Сегодня без анализа рынка экологических услуг нельзя представить себе эффективную систему управления качеством окружающей среды, в силу чего основы знаний о рынке экологических услуг и основных тенденциях его развития должны быть заложены при подготовке будущих специалистов- экологов самых разных направлений. В настоящем пособии рассмотрены основные виды экологических услуг, представленных на российском рынке и целый ряд вопросов, непосредственно связанных с рассматриваемой темой.

Электронная версия книги : [Скачать, PDF, 917.22 КБ ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что развитие экономики любого современного государства все больше связано с понятиями «экологические работы и услуги», «рынок экологических работ и услуг», их развитием и применением. Этого требует общество, которое повышает требования к качеству жизни, составной частью которого является качество окружающей среды. Рынок экологических работ и услуг определяет процесс экологизации экономики. Такой процесс невозможен без прямого регулирования государством деятельности бизнес-сектора, формирующего рынок экологических услуг.

Достаточно непросто сегодня определить в отечественной экономике направления бизнеса, которые можно было бы отнести к рынку экологических услуг. В зарубежной предпринимательской деятельности экологическая сфера работ и услуг (рынок экологических услуг) включает: предприятия, занимающиеся вопросами сохранения биоразнообразия; предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство оборудования, приборов и средств контроля в целях охраны окружающей среды и т.п.); предприятия с природосберегающими технологиями (переработка отходов, производство товаров с экологической маркировкой); предприятия, занятые в благоустройстве территорий; предприятия, занятые в информационном экобизнесе. Система статистики, видимо, определяет ежегодный объем их доходов и называет его объемом экологических работ и услуг. Работа подобных организаций регулируется государством, а потому в каждом государстве разработаны механизмы их финансовой поддержки, поскольку все эти предприятия или пытаются сохранить само биоразнообразие (одно из направлений, определяющих благоприятную окружающую среду) или производят товары для сохранения благоприятной экологической среды. В России механизмы финансовой поддержки предприятий, чья деятельность связана с охраной окружающей среды, практически не развиты. Отсутствие государственного интереса к этой сфере выражается, прежде всего, в низком уровне бюджетного целевого финансирования охраны окружающей среды - финансирование большинства природоохранных мероприятий производится производственными предприятиями. Системы защиты окружающей среды в субъектах РФ нет, обоснования мероприятий в части уменьшения воздействий на окружающую среду отсутствуют. Фактически все «целевые программы» субъектов РФ направлены на «освоение» бюджетных средств, латание самых «ярких дыр» в этой сфере безопасности жизнедеятельности. Ценность природных ресурсов и экологических услуг не представлена ни на каком финансовом уровне, не отражена ни в микро- ни в макроэкономических показателях развития страны. Экологические платежи, которые должны носить компенсационный характер, растворяются в общем бюджете государства и не направляются на ликвидацию экологического ущерба (в т.ч. накопленного). А государство все время «изыскивает» средства для «поддержания» окружающей среды. Рынок экологических услуг, должен стать эффективным механизмом регулирования взаимоотношений производителя и потребителя (государства, бизнеса, населения и пр.). Но рынок экологических услуг во многом зависит от политики государства. Рынок экологических услуг - регулируемый рынок. Для видов деятельности предприятий – участников рынка необходимого лицензирование (аккредитация, выдача разрешений и пр.) деятельности в области оказания экологических услуг. Рынок экологических услуг призван установить уровень цен экологических услуг, заставить государство оценить стоимость природных ресурсов, в том числе чистой воды, чистого воздуха, чистой земли и пр. Рынок должен привести к системному подходу в законодательстве, в направлениях, связанных с сохранением и/или восстановлением окружающей среды, благоприятной окружающей среды для народонаселения нашей страны. Основными функциями рынка экологических услуг должны быть следующие: разработка ряда законов (стандартов, правил), определяющих требования к работе предприятий и организаций, входящих в рынок экологических услуг; ценообразование экологических услуг, работ и продукции; прогнозирование будущих потребностей в экологических услугах и работах, а также продукции предприятий этой отрасли деятельности; применение методов экономического и иного стимулирования предприятий в части повышения экологической безопасности, побуждение производителя к минимизации экологического ущерба; проведение государственной политики, стимулирующей внедрение наилучших технологий, техники, направленных на рациональное природопользование, получение экономической выгоды в результате применения технологий, обеспечивающих наибольшую защиту окружающей среды. повышение экологического образования. Проанализируем направления деятельности, которые могут войти в понятие «рынок экологических услуг», попробуем определить, что, в конце концов, препятствует его образованию и что можно сделать для того, чтобы он функционировал. Предприятия, которые занимаются вопросами сохранения биоразнообразия - в основном эти организации формируются по ресурсообразующим системам (водные, лесные ресурсы, животный и растительный мир и т. д.). Их работа связана со сбором и обработкой информации, разработкой экологических ограничений и регламентацией в области природопользования, анализом и прогнозом деятельности природопользователей, осуществлением экологического мониторинга и др. Они функционируют в значительной мере по заказам государственных органов. Финансируются в основном государством. Для работы каждого из таких предприятий необходимо узкоспециальное экологическое законодательство. Сложности возникают в том, что системы в сохранении биоразнообразия ни в мире, ни в нашей стране нет. Поэтому все работы, которые ведутся в этом направлении – разрозненны и не имеют системного обоснования. Думается, что создание таких систем – крайне далекая перспектива. К таким направлениям можно отнести и предприятия, осуществляющие рекультивацию и воспроизводство природной среды (рекультивация земель, лесовосстановление, восстановление сельскохозяйственных угодий, восстановление (сохранение) водных объектов и т.д.). Сюда же можно отнести предприятия, занимающиеся благоустройством и озеленением территорий. Пересечение с другими направлениями – в том, что само биоразнообразие частично зависит от загрязнения окружающей среды. Но совершенно очевидно, что сохранение биоразнообразия зависит в основном от распространения браконьерства, сознательного уничтожения природной среды ради развития техногенной сферы. Давайте эти направления выделим отдельно, отнесем к «друзьям» рынка экологических услуг. К рынку экологических работ и услуг отнесем все-таки технологические и технические направления, те направления, которые связаны с уменьшением техногенного воздействия на природу, здоровье человека и всё, что связано с такими направлениями деятельности. Предприятия, специализирующиеся на производстве природоохранной, ресурсосберегающей техники и технологий, природосберегающей продукции – это – промышленные предприятия, которые невозможно привести к единой классификации по видам экономической деятельности. Однако очевидно, что чем ближе наша страна приблизится к «развитым» странам, тем больше она будет обращать внимание на сохранение окружающей среды, тем быстрее будут развиваться эти направления деятельности. Без продукции и работ таких предприятий не достичь экологически благоприятной среды. Деятельность этих предприятий прямо зависит от специальных направлений экологического законодательства. Сложности в создании единого законодательства в этих направлениях деятельности состоит в определении требований к технике и технологиям, с помощью которых можно достигнуть нормативных показателей в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, образования отходов производства. Такие предприятия и их направления деятельности сегодня законодательно не отнесены к экологическим направлениям развития. Скорее – это направления деятельности сегодня регулируются законодательством в области технического регулирования. Поэтому такие предприятия и их виды деятельности пока только косвенно можно отнести к рынку экологических работ и услуг. Однако это безусловно «партнеры» рынка. В экологическом законодательстве не определены очень многие необходимые понятия. Это серьезный пробел в законодательстве. Например, понятия «природосберегающая продукция» и «экологически чистая продукция» пока до конца не определены, законодательно не закреплены. Видимо, направления технического регулирования надо законодательно «пересечь» с экологическим законодательством (хотя бы в части экологического нормирования, ряда понятий), разработать показатели, дающие льготы по налогообложению в области экологической безопасности. Тогда появится смысл отнесения данных предприятий к рынку экологических работ и услуг. Предприятия, внедряющие наилучшие технологии, близки предыдущему направлению, но отличаются от него законодательством. Сегодня это направление – только декларация, поскольку нет четкого понимания – в чем одни технологии должны быть лучше других, нет законодательно закрепленных льгот в налогообложении для тех, кто хочет внедрить конкретные технологии, уменьшающие воздействие на окружающую среду. Проекты законов, которые сегодня рассматриваются (связанные с отходами производства и потребления, нормирования, платы за негативное воздействие на окружающую среду), видимо, дадут определение «наилучшие технологии». Тогда будет понятно их место в рынке экологических услуг. Пока их можно также отнести к «партнерам» рынка. Предприятия, чья деятельность связана со снижением антропогенного воздействия на окружающую среду , например, использование, переработка и обезвреживание отходов в результате хозяйственной деятельности (не включая сжигание с целью получения энергии). Такие предприятия можно отнести и к рынку и к «партнерам» рынка экологических работ и услуг. Без подобных предприятий инфраструктура рынка не будет завершенной. Такие предприятия очень тесно связаны с рынком экологических услуг - рынок для них может «собирать» (предоставлять) эти вторичные ресурсы. «Партнеры» рынка – поскольку их деятельность не полностью связана с этими направлениями работ. Это, например, металлургические предприятия, стекольные, целлюлозобумажные, переработки пластмасс и др. Такие предприятия отмечены в экологическом законодательстве (например, № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») как связанные с обращением с отходами. Но сегодня «использование отходов» исключено из лицензирования в данной области деятельности (отметим, что «переработка отходов» никогда не входила в область лицензирования и понятие «обращение с отходами», оно «сливалось» с понятием «использование»), с чем согласимся в полном объеме. Что касается «обезвреживания отходов», это множество очень специфичных, но совершенно различных направлений деятельности, технологий. К ним невозможно применить одни и те же законодательные требования, кроме самых общих – «преобразование отходов из 1-2 класса опасности в 3-4 с целью дальнейшего использования или размещения». Таким образом, для предприятий, занимающихся использованием и обезвреживанием отходов, тоже нет внятного законодательства, определяющего правила и принципы их деятельности, в том числе, дающего какие-либо льготы в «экологической» части налогообложения. Такое законодательство должно быть разработано, поскольку эти предприятия работают в области снижения воздействия на окружающую среду, используют отходы в производственных целях, тем самым, уменьшая потребление первичных ресурсов (т.е. сохраняя недра) и заменяя их вторичными. Отметим, что отменять лицензирование в области обезвреживания отходов (исключая сжигание с целью получения энергии) нельзя, поскольку эти виды деятельности должны регулироваться государством – ведь речь идет о чрезвычайно вредных отходах. Предприятия, которые связаны с обезвреживанием отходов: сжигание с целью получения электроэнергии (тепловой энергии), размещение отходов, предприятия, занимающиеся сбором отходов (любых), сортировкой и выделением «вторичного сырья», предприятия, транспортирующие отходы – это конкретные представители рынка экологических услуг. К сожалению, эти виды деятельности вообще законодательно не закреплены (за исключением некоторых требований к объектам размещения отходов). В нашей стране мусоросжигающих заводов - единицы. Они сжигают в основном ТБО и практически только для своих нужд. Продавать полученную энергию сегодня нерентабельно. Размещение отходов в нашей стране началось задолго до того, как были разработаны хотя бы какие-то законодательные требования к местам размещения, поэтому большинство мест размещения не соответствуют этим требованиям и их необходимо уничтожить, чтобы хоть как-то обезвредить их воздействие на землю и грунтовые (а, возможно, и подземные) воды образовавшимся фильтратом. До сих пор не разработаны законодательные акты для сбора отходов. Сегодня в разных субъектах РФ начинают появляться организации, восстанавливающие сбор у населения вторичного сырья. Эти работы незаконны, так же как и сортировка ТБО и извлечение «полезных» продуктов – вторичного сырья – для продажи предприятиям, которые их используют в своем производстве. Законодательно не определены никакие «шаги» на этом рынке. Совершенно очевидно, что для сбора отходов обязательно контролирующее законодательство. Не могут эти виды деятельности развиваться хаотично, как сегодня. Пусть это будут Саморегулируемые организации. Они хотя бы смогут разработать правила (стандарты) деятельности на этой части рынка. Определят ценообразование, узаконят продажу вторсырья. Предприятия, транспортирующие отходы, вообще выведены из лицензирования и не введены ни в какие другие контролирующие рамки. Совершенно очевидно, что этот вид деятельности должен быть контролируем. Пусть это также будут СРО. Они разработают правила (стандарты) для транспортирования отходов, будут контролировать размещение отходов, отвечать за необразование новых несанкционированных свалок и т.д. Конечно, для этих видов деятельности государством должно быть определено кроме основного законодательства, льготное налогообложение в части платы за загрязнение окружающей среды. Организации, оказывающие экологические услуги субъектам хозяйственной деятельности – также представители рынка экологических услуг. К экологическим услугам можно отнести инвентаризацию источников загрязнения (воздух, вода, отходы), разработку ПДВ, ПДС (НДС), ПНООЛР, ВСВ, ВСС и т.д. для любых промышленных предприятий, консультационные услуги в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, информационные экологические услуги, экологический аудит, медико-экологический аудит, независимая экологическая экспертиза (в т.ч. общественная экспертиза). Сегодня эти виды услуг вообще никак не обозначены в законодательстве. Первые два направления должны выполнять сами предприятия. Однако в 99,9% случаев привлекают сторонние организации – сами предприятия не имеют квалифицированных экологов в штате. Поскольку все экологические услуги сегодня оказываются на добровольной основе – по мере необходимости, то сегодня не определена необходимая квалификация исполнителей (кроме основного образования, которое не является обязательным) и требования к выполнению этих услуг. Поэтому также очевидно, что единственным контрольным органом в данных направлениях деятельности могут быть тоже саморегулируемые организации в области экологической безопасности и охраны окружающей среды. Однако без общей государственной политики, общего законодательства не обойтись. Экологический менеджмент – это направление, которое не относится непосредственно к рынку экологических услуг, однако может содействовать общему экологическому «оздоровлению» в стране. И еще одно из направлений деятельности, которое не относится прямо к рынку, но без которого невозможно его функционирование – образовательная деятельность – дополнительное профессиональное образование, от которого прямо зависит квалификация персонала, осуществляющего услуги на экологическом рынке. Пожалуй, мы определили направления деятельности, которые могут относиться к рынку экологических услуг, а также способствовать его развитию. На рис. 1 представлены предприятия, которые относятся к нему.

Рис. 1. Предприятия, составляющие рынок экологических услуг, а также «друзья» и «партнеры» рынка Итоги Создание рынка экологических услуг необходимо. Разрозненность действий в этом направлении приводит к экономическим проблемам, неразрешимым в условиях отсутствия рынка. Отсутствие необходимых законов приводит к нерешительности законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ в отношении создания системы экологических программ, обоснований мероприятий. Отсутствие экологического воспитания, экологической культуры, достаточного уровня экологического образования приводит к непониманию требований в области сохранения экологического благополучия населения страны. Рынок экологических услуг должен решить эти вопросы. _____________________________________________________ Нормативы качества окружающей среды в настоящее время разрабатываются. Показатели нормативов – и есть требования к такой технике и технологиям. Возможно, именно эти требования и будут определять понятие «наилучшие технологии», но пока таких определений просто нет. 2 Понятно, что разница заключается в уменьшении возможного воздействия на окружающую среду, но конкретного законодательства в этом направлении нет.

Ирина Георгиевна Орлова, к.х.н.,

генеральный директор,

СРО НП «ЭМАС»,

Одним из эффективных институтов смешанной экономики является предпринимательство, основанное на частной собственности, рыночном способе организации хозяйства и оборота продукции. Гибкий, динамичный, быстро реагирующий, прибыльный бизнес необходим как движущая сила устойчивого экономического развития и одновременно как источник обеспечения техническими и финансовыми ресурсами, требуемыми для решения экономических и неразрывно связанных с ними экологических проблем.

Если рассматривать развитие предпринимательской деятельности с позиций экологической безопасности, то следует отметить негативные и позитивные стороны этого процесса. К негативным относятся нередкое игнорирование предпринимателями природоохранного законодательства с целью извлечения максимальных доходов путем экономии на экологических затратах; сокрытие фактов загрязнения окружающей среды, объема реальных техногенных отходов; множественность точечных источников выбросов, слабо контролируемых государственными службами. Кроме этого, как следует из мирового опыта развития, на ранних этапах формирования предпринимательства происходит как бы экологическая экспансия бизнеса, обусловленная тем, что при отсутствии необходимого механизма правового регулирования складывающиеся рыночные отношения провоцируют получение сверхприбыли за счет расточительной эксплуатации природных богатств. Предотвращение этих негативных моментов требует создания соответствующего экономико-правового механизма, стимулирующего и поощряющего полезную предпринимательскую деятельность, с одной стороны, и приводящего к неизбежной ответственности и наказанию в случае отступлений от требований природоохранного законодательства, - с другой.

Положительной стороной предпринимательской деятельности с позиций экологии является создание собственно экологического предпринимательства. Существуют различные определения понятия «экологическое предпринимательство». Наиболее полным является следующее: экологическое предпринимательство (экобизнес) - это самостоятельная, рисковая производственная, научно-исследовательская, кредитно-финансовая и иная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке для:

  • сохранения, восстановления природной среды и ее биологического разнообразия;
  • снижения негативного (вредного) воздействия техногенных и природных факторов на окружающую среду;
  • осуществления оценки их влияния на состояние природной среды и обеспечения экологической безопасности.

Выделяют следующие направления экологического предпринимательства:

  • производство специальной экологической техники, приборов, устройств и аппаратов для контроля состояния окружающей среды и очистки сбросов, выбросов и отходов;
  • расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство;
  • создание малоотходных и ресурсосберегающих техники и технологий;
  • экологическое образование и воспитание;
  • выполнение специализированных экологических услуг.

Отдельным направлением экобизнеса является также производство «экологически чистых» товаров. В рамках каждого из перечисленных направлений деятельности возникает самостоятельная рыночная среда - идей, патентов, ресурсов, товаров, услуг, труда и капитала.

Реализация природоохранной политики привела к зарождению и развитию экологического рынка. Понятия «экологический рынок» (экорынок) нет среди терминов, закрепленных в законодательстве России и других стран СНГ. Международные организации пока только разрабатывают его единую международную классификацию. Однако уже сегодня экорынок оценивается как один из наиболее развивающихся секторов мировой экономики. Его формирование рассматривают как одно из важнейших направлений в решении проблем устойчивого развития. В странах с развитой рыночной экономикой экологическое предпринимательство уже сегодня представляет собой самостоятельную и весьма заметную отрасль экономики, наличие которой рассматривается как обязательный признак цивилизованного рынка.

Экологическая продукция, технологии и экологическая техника занимают от 1 до 4% объема внешней торговли ряда развитых стран, в связи с ужесточением норм охраны природы и среды жизни человека следует ожидать рост их производства и обмена. В отдельных экологически неблагополучных регионах мира развитие этих сфер будет идти ускоренными темпами. Немецкие специалисты предполагают, что вскоре рынок «экологических благ» займет ведущее место в мировой экономике, обгонит сферу производства и обслуживания электронной техники.

Экологический рынок можно определить как механизм взаимодействия покупателей и продавцов по поводу экологических товаров (работ) и услуг. Некоторые авторы утверждают, что рынок - это не та сфера, которая подходит для решения экологических проблем. В то же время другие исследователи отмечают, что краеугольным камнем экологически устойчивого развития и экологически ориентированного бизнеса является именно система открытых конкурирующих рынков, когда цены отражают стоимость природных и других ресурсов. Экологическому рынку присущи следующие функции :

  • санирующая (очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйствующих субъектов);
  • информационная (дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве поставляемых экологических товаров (работ) и услуг);
  • посредническая (способствует налаживанию технологической и экономической связи между конкретными участниками общественного производства);
  • ценообразующая (формирует цены на основе общественно необходимых затрат);
  • регулирующая (обеспечивает управление процессами рационального природопользования и охраны окружающей среды посредством «невидимой руки рынка»).

Для экологического рынка как части «большого» рынка характерно выделение сегментов по объекту рыночных отношений, в качестве которых выступают природные ресурсы; рабочая сила (люди); капитал; научно-технические разработки; духовные блага; средства производства; товары потребления; услуги. Таким образом, экологический рынок представляется системой «малых», частных рынков (таблица 19.1).

«Экологическая продукция» не выделяется в отдельную графу ни международной, ни национальной статистикой. На сегодняшний день не определено, какие именно товары (работы), услуги к ней относятся. Нет критериев отнесения к экологически чистой продукции, например, технологий по предотвращению загрязнений. Если технологии по прямой борьбе с загрязнениями можно еще относительно идентифицировать, то новую продукцию, технологии и промышленный дизайн, разработанные с учетом природоохранных требований, обычно относят к соответствующей отрасли промышленности, а не к экологической индустрии. Таким образом, в разных странах в понятие экологической входит различная продукция.

С целью его определения необходимо выделить критерии отнесения товаров (работ), услуг к экологическим. К ним относятся:

  • 1) наличие природоохранного эффекта, получаемого от использования продукции, или отсутствие вредного воздействия (количественное измерение эффекта должно основываться на сопоставлении стоимостной оценки воздействий на окружающую среду с учетом и без учета использования природоохранной продукции);
  • 2) производство, потребление, утилизация данной продукции не должны причинять вред окружающей природной среде, здоровью настоящего и будущих поколений.

Характеристика секторов экологического рынка

Таблица 19.1

Сектор

экологического рынка

Объект рыночных отношений в секторе экологического рынка

Рынок природных ресурсов

Природные ресурсы

Рынок рабочей силы в сфере охраны ОПС* и ПП**

Специалисты в области охраны ОПС и ПП: в сфере экологического образования, экологической паспортизации, сертификации, лицензирования и т.д.

Финансовый рынок в сфере охраны ОПС и ПП

Услуги экологических банков:

  • экологическое страхование;
  • биржевая деятельность;
  • бизнес-центры

Рынок научно-исследовательских разработок в области охраны ОПС и ПП

Разработка энерго- и ресурсосберегающих, малоотходных технологий, экологически безопасного оборудования и материалов, контрольно-измерительных приборов, экологически чистых товаров потребления и т.д.

Рынок средств производства в сфере охраны ОПС и ПП

Экологически безопасное, очистное оборудование, контрольно-измерительные приборы

Потребительский экологический рынок

Экологически чистые продукты питания; экологически чистые материалы для изготовления одежды и т.д.

Рынок услуг в сфере охраны ОПС и ПП

Услуги в области экологической паспортизации, сертификации, лицензирования, аудита и экспертизы, ОВОС, метрологического обеспечения и разработки стандартов; услуги правового и информационного характера; инженерно-консультативные услуги; услуги, направленные на обеспечение деятельности природоохранных объектов; экологическое образование; НИОКР; экологические услуги (туризм)

Рынок духовных благ в области ПП

Природный ландшафт; пейзаж

*ОПС- окружающая природная среда. **ПП - природопользование.

Таким образом, экологические товары (работы), услуги могут быть определены как экономические блага, которые отвечают следующим условиям:

  • производство, потребление, утилизация их не наносит вред здоровью человека на протяжении всей его жизни и не оказывает негативного влияния на здоровье будущих поколений и состояние окружающей среды;
  • назначением их является контроль, измерение, предотвращение или уменьшение вредного воздействия на человека и окружающую среду.

Экологическую продукцию (товары, услуги) по функциональному признаку можно классифицировать следующим образом:

  • работы по изучению состояния природно-ресурсного потенциала окружающей среды (сбор и обработка информации, анализ и прогноз деятельности природопользования, осуществление экологического мониторинга, экологическая инвентаризация, экспертно-консультационные услуги и др.);
  • работы и услуги по рекультивации и воспроизводству природной среды;
  • работы и услуги, обеспечивающие функционирование экологического рынка;
  • природоохранная, ресурсосберегающая техника и технология;
  • экологически чистые товары потребления.

В странах с развитой рыночной экономикой экологическое предпринимательство представляет собой самостоятельную и весьма заметную отрасль экономики, наличие которой рассматривается как обязательный признак цивилизованного рынка. Экобизнес стал весьма прибыльным вложением капитала, охватывающим большие объемы производства.

Растущий спрос на очистное оборудование привлек к его производству не только многочисленные мелкие компании, но и крупные промышленные корпорации. В конце 1980-х гг. выпуск очистного оборудования в США осуществляли 500 тыс. компаний, при этом на долю 15-30 крупнейших фирм, специализирующихся на производстве газо- и водоочистного оборудования, приходилось 60-80% общего объема его продаж. Производство и внешняя торговля США оборудованием для борьбы с загрязнением среды обитания не уступают по своему объему производству других групп машин и оборудования (например, химического оборудования, металлообрабатывающих станков и др.). В Канаде действует более 3500 компаний по выпуску природоохранного оборудования и связанными с ним услугами с численностью занятых более 110 тыс. человек. В странах ЕС существует более 10 тыс. фирм, относящихся к сфере экологического предпринимательства. Общий объем их продаж превышает 40 млрд евро в год. Наблюдается рост численности фирм, специализирующихся на консультационном обслуживании по вопросам экологии, компаний по утилизации отходов.

Экологически ориентированная продукция удерживает прочные позиции во всех экономически развитых странах как в выпуске товаров промышленного назначения (очистное оборудование, экотехника и экотехнологии, новые материалы, контрольно-измерительные приборы и т.п.), так и в производстве потребительских товаров - от продуктов питания до безопасных бытовых средств. Производство такой продукции весьма престижно и довольно прибыльно; при этом компании создают себе рекламу и благоприятный имидж на рынке. О прибыльности можно судить по тому, что норма прибыли компаний США в сфере экологического предпринимательства не опускается ниже среднеотраслевого уровня в американской промышленности. В настоящее время конкурентоспособность товаров на мировом рынке определяется не в последнюю очередь и их экологическими характеристиками, а также затратами на охрану окружающей среды, влияющими на уровень общих издержек производства. Считается, что природоохранные технологии в перспективе будут представлять одно из основных средств конкурентной борьбы. По экспертным оценкам, международный рынок экологических товаров и услуг оценивается ежегодно в 280 млрд долл. США. Фирмы, проводящие активную природоохранную политику, добиваются значительных выгод за счет экономии сырьевых материалов, модернизации технологий производства, завоевания положительного имиджа среди потребителей.

Существенной особенностью экологического предпринимательства является то, что используя потенциал малого и среднего бизнеса, оно представляет собой эффективный путь стабилизации экологической ситуации, не требующий дополнительных бюджетных ассигнований. Однако со стороны государства необходимо принятие ряда мер, способствующих, с одной стороны, поддержке развития экобизнеса, с другой - законодательной регламентации предпринимательской деятельности в интересах всего общества. Экологическое предпринимательство в условиях становления в странах СНГ рыночных отношений стоит в самом начале своего пути. Как показывает мировой опыт, оно может стать привлекательным, прибыльным бизнесом, если государство постоянно будет оказывать ему поддержку, применяя все доступные рычаги экономического и, в частности, финансового регулирования. К таким рычагам, как отмечалось, относится льготное финансирование и кредитование, освобождение от налогов или льготное налогообложение прибыли (в части создания экотехники, перехода на малоотходные технологии), льготы фирмам, осуществляющим комплексную переработку отходов, и т.п.

Развитию предпринимательской активности в природоохранной деятельности способствует и ужесточение экологических нормативов и контроля за выбросами в окружающую среду. Так, в результате введения более жестких норм на выбросы в странах ЕС в 1990-е гг. рынок природоохранных технологий и оборудования возрос до 3 млрд евро и прогнозируется его дальнейший рост. Очевидно, что в будущем основной сферой развития экологического предпринимательства станет производство очистного оборудования, контрольно-измерительных приборов, разработка утилизационных, энерго- и ресурсо-сберега- ющих технологий, экологически безопасного оборудования, а это в конечном итоге приведет к созданию конкурентной среды на рынке для отбора наиболее экономичных видов оборудования и технологий при сопоставимом экологическом эффекте.

В постсоветских республиках рынок экологических услуг находится в зачаточном состоянии. Начинает складываться рынок научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, в частности, при разработке материалов методического характера для подготовки эколого-экономического инструментария, выполнения заданий по подготовке целевых экологических программ, стратегических документов экологической направленности и т.п. Вместе с тем целевой программы развития экологического рынка на территории бывшего СССР не существует.

В целях формирования экологического рынка еще в начале 1990-х гг. Госкомэкологии России составил перечень платных работ и услуг, входящих в сферу деятельности его подразделений. Этот перечень включает:

  • лицензирование и сертификацию экологических характеристик товаров, технологий, оборудования, материалов, сырья и т.п.;
  • создание банков данных ресурсосберегающих технологий, про - цессов, экологичных товаров, оборудования, работ и услуг;
  • экологическую паспортизацию, экологическое аудирование, экологическую экспертизу;
  • оказание технической помощи при согласовании, экспертизе нормативно-технической документации и выдаче разрешений на природопользование;
  • обучение, переподготовку кадров, повышение квалификации;
  • участие в разработках по экологическому нормированию и стандартизации;
  • разработку и обоснование экологических прогнозов для промышленных и сельскохозяйственных территорий городов и зон рекреации и т.п.;
  • регулирование деятельности экологического предпринимательства посредством сертификации, лицензирования, аудирования и аккредитации предприятий, организаций, фирм в сфере производства экологических товаров, работ и услуг;
  • информационные услуги и т.п.

Однако рынок экологических товаров и услуг в Российской Федерации формируется чрезвычайно медленно, отсутствует необходимая нормативно-правовая основа его функционирования, а также эффективный механизм поддержки и стимулирования предпринимательства в природоохранной сфере. Очевидно, что для привлечения предпринимателей к развитию экобизнеса необходимо создание гибкого механизма взаимодействия природоохранных и рыночных структур, обеспечение материальной заинтересованности и поддержки предпринимательской активности со стороны государства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие формы собственности на природные ресурсы существуют в

2. В чем отличие частной собственности на землю от «собственности для

частного пользования» землей?

  • 3. Каковы негативные стороны предпринимательства с позиций экологической безопасности?
  • 4. Что такое экологическое предпринимательство?
  • 5. Каковы критерии отнесения товаров, работ, услуг к экологическим?
  • 6. Какие виды деятельности объединяет рынок экологических услуг на



Экологические товары А. Снижение загрязнения окружающей среды Охрана воздушного бассейна Охрана водного бассейна Обращение твердых отходов Восстановление и очистка загрязненных объектов Защита от шумового загрязнения и вибрации Экологический мониторинг, анализ, оценка В. Чистые технологии и продукты Малоотходные / ресурсосберегающие технологии и процессы Малоотходная / ресурсосберегающая продукция С. Использование природных ресурсов Контроль качества воздуха в помещениях Водоснабжение Повторное использование материалов Возобновимая энергия Энергосбережение Устойчивое сельское хозяйство и рыбное хозяйство Устойчивое лесное хозяйство Управление рисками природных катастроф Эко - туризм


Экологически благоприятные товары Цель - расширение экспорта развивающихся стран, баланс интересов Отсутствует общесогласованное определение ЭБТ не древесная продукция лесного хозяйств продукция традиционных промыслов продукция из натуральных материалов (джут, натуральный каучук) органические продукты сельского хозяйства Нетарифные барьеры в торговле традиционными промыслами регистрация, сертификатов безопасности эко - маркировка Задача национальных государств обеспечить своим производителям доступность сертификации, согласованной с международными требованиями. Биотопливо - экологический товар Предложение Бразилии




Экопром Производство газоочистного оборудования в 1985 г. в % Минхиммаш 56,7 Минцветмет 13,1 Минстройматериалов 12,5 Минэнерго 8,8 Министерство легкого и пищевого машиностроения 4,6 МВД 4 Министерство угольного машиностроения 0,25 Всего 100% 62,4 млн. руб. (в ценах 1985 г.) Защита отечественного экопрома в переходном периоде Либерализация торговли прочими видами очистной техники и малоотходными технологиями


Экологические услуги Управление водными ресурсами Управление отходами Услуги по инженерным работам, управлению проектами Экологическое консультирование, обучение, тестирование, эко - дизайн, оценка риска Восстановление загрязненной среды, рекультивация, деятельность по предотвращению загрязнения Разумное открытие рынка экологических услуг приводит к более высоким стандартам экологическим и санитарным, увеличению инвестирования, технологическим трансфертам


Управление водными ресурсами Водоснабжение - политически и социально значимая сфера деятельности Частный сектор обеспечивает в настоящее время 5% населения мира водой Водообеспечение - естественная монополия При передаче этих услуг, частичной или полной, в частный сектор последний функционирует в условиях монополии: рост цен, неустойчивое использование водных ресурсов, утрата общественного контроля, преобладание интересов извлечения прибыли, социальная напряженность Услуги исключаются из сферы действия ГАТС при обеспечении водой муниципальными органами власти
Управление отходами Промышленные отходы и бытовые отходы Расширение рынка по обращению промышленных отходов целесообразно Методы утилизации ТБО - технологическая сложность и высокая себестоимость В России и в Москве объемы переработки -3%. Отсутствие финансовых средств и отечественного технологического оборудования. Процесс формирования сферы услуг по обращению бытовых отходов должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг, с одной стороны, и платежеспособным спросом населения, с другой стороны. Требуется детальная проработка политики открытия рынка услуг по обращению бытовых отходов, согласованная с этапами реформы ЖКХ.