Экономические системы. Темы докладов по экономике Темы для эссе

Понятие экономики пришло к нам из Древней Греции и означает дословно правила хозяйства, то есть в те времена оно означало «искусство ведения домашнего хозяйства» Спустя две тысячи лет — это понятие приняло более широкое значение.

Во-первых, экономика - это хозяйство , то есть система хозяйствования и общественного производства. Основные задачи экономики как хозяйства:

  1. Производство (товаров и услуг).
  2. Распределение (товаров, услуг и доходов).
  3. Обмен (товаров и услуг на деньги или на другой продукт).
  4. Потребление (товаров, услуг, продуктов).

Ключевые элементы: производство, товары и услуги. Производство может быть материальным или нематериальным (образование , охрана здоровья и т.д.).

Товар - это продукт трудовой деятельности ; основные признаки товара :

  • предназначен для обмена и обладает стоимостью;
  • удовлетворяет какие-либо потребности человека;
  • способен быть обменян на другой товар (деньги).

Услуга - это продукт полезной деятельности человека или группы лиц, предназначенный для удовлетворения тех или иных потребностей. Услуга также может быть материальной (ремонт мобильного телефона) или нематериальной (консультация). Услугами заведует такая отрасль экономики , как сфера услуг .

Во-вторых, экономика - это наука , а точнее - совокупность наук , изучающих производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Главная задача экономической науки - ведение эффективного хозяйства и пути его достижения, оптимальное использование ресурсов. Попробую расшифровать. Вопросы экономики как науки следующие:

  • что производить;
  • как производить;
  • кто будет это производить;
  • для кого это будет производиться.

Функции экономики.

  1. Познавательная функция: сбор сведений, фактов, их изучение, анализ и систематизация знаний.
  2. Методологическая функция: разработка эффективных методов и инструментов хозяйствования.
  3. Критическая функция: выявление достижений и недостатков в экономической деятельности, и их анализ.
  4. Практическая функция (она же прагматическая или прикладная): применение разработанных методов на практике.
  5. Прогностическая функция: прогнозирование экономического развития нашего общества.
  6. Образовательная функция: предоставление знаний по экономической практике и теории, консультирование по вопросам экономики.
  7. Идеологическая функция: создание мировоззренческой системы , обеспечение моральной уверенности человека в будущем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Экономическая система как совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества. Принципы производства и потребления продукции. Сравнение экономических систем РФ, США и Китая.

    контрольная работа , добавлен 01.01.2014

    Сущность, структура и классификация экономической системы общества. Типы экономических систем. Общие понятия и типология кризисов в развитии социально-экономических систем общества. Циклы общественного воспроизводства и их роль в возникновении кризисов.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2010

    Экономическое и юридическое содержание понятия собственности. Содержание понятия частной собственности и ее формы. Влияние частной собственности на экономическую динамику общества. Тенденции и закономерности формирования и развития частной собственности.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2011

    Производство: сущность, факторы, структура. Типы и модели экономических систем. Сущность и виды общественного разделения труда. Условия возникновения и развития рынка. Формирование единой денежной системы. Инфляция как экономическое и социальное явление.

    шпаргалка , добавлен 14.10.2009

    Экономическое и юридическое содержание отношений собственности, ее место в жизни общества. Классификация собственности по объектам, субъектам, формам и правам. Сравнительная характеристика типов экономических систем. Понятие, цели и этапы приватизации.

    лекция , добавлен 16.02.2011

    Понятие экономической системы. Основные виды собственности. Основные типы экономических систем. Характерные черты традиционной экономики. Возникновение рынка. Понятие рынка и его функции. Основные модели современной рыночной экономики и виды конкуренции.

    реферат , добавлен 23.07.2015

    Методология сравнительного исследования экономических систем. Развитие взглядов на доиндустриальную экономическую систему. Рыночная экономика: концептуальная схема построения и реальная действительность. Модели смешанной экономики в развивающихся странах.


    ВВЕДЕНИЕ
    Контрольная работа знакомит с основными понятиями экономики, предметом и методом изучения экономики.

    Каждый человек буквально на каждом шагу сталкивается с различными экономическими проблемами: как удовлетворить свои потребности в еде, одежде, образовании, отдыхе и т. п., какой хозяйственной деятельностью заняться, купить или не купить тот или иной товар, достаточно ли дохода для приобретения нужного продукта и т. д.

    Экономика - это часть повседневной жизни людей, люди принимают ежедневное участие в экономической деятельности, живут в экономической среде, постоянно используют термины, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.). Жить и быть вне экономики невозможно. Каждому из нас знакомо слово «экономика», хотя разные люди вкладывают в него неодинаковое содержание. И многих сегодня вопрос «что такое экономика?» может поставить в тупик. Не следует удивляться тому, что, живя в окружении экономики, мы затрудняемся сказать, что это такое. Данное обстоятельство объясняется тем, что экономика - настолько общее, емкое, многозначное понятие, что определить ее одной фразой не представляется возможным.

    Считается, что термин «экономика» изобрел еще в VI в. до н. э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 гг. до н. э.), написавшим труд под названием «Экономикос», и Аристотелем (384-322 гг. до н. э.). Последний науку о богатстве делил на «экономию» (совокупность потребительных стоимостей) и «хрематистику» (искусство делать деньги). Но времена меняются, а вместе с ними меняется и смысл старых слов. В настоящее время термин «экономия» получил широкое распространение, но уже в несколько измененном виде. Сегодня под ним обычно понимают сокращение затрат, бережливость при расходовании каких-либо ресурсов. Для общества в целом экономия означает такое использование экономических ресурсов, которое ведет к максимальному повышению уровня жизни в данном обществе.
    1Понятие экономики. Общая характеристика
    Экономика как наука является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства и т.д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).

    Экономика как наука - одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть определенную часть социальных явлений жизнедеятельности человека, например, наука права - одну, наука нравственности - другую и т.д., и только совокупность теоретических социальных и исторических наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь.

    Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства».

    В наше время слово «экономика» имеет несколько значений.1

    Экономика – это способ организации деятельности людей, направленной на создание необходимых им для потребления благ, наука, которая исследует поведение людей, связанное с производством, распределением и потреблением необходимых им благ.

    Экономика – это само хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

    1Райзберга, Б.А. Курс экономики [Текст]: учебник/ Райзберга Б.А. – М.: ИНФРА, 2001. -716с.

    Э
    кономика
    – это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

    Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной литературе разделятся на два: «экономика» и «экономикс». Первое означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе – экономическую науку, а точнее – экономическую теорию. Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики. Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение. Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов. Так что в целом экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направляемых на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей. Экономика - это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное - открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником.

    Современная экономика - бесконечный детектив: здесь случайность «притворяется» закономерностью, а закономерность «отвергается» случайностью, это право на экономическую независимость и возможность ошеломляющего коммерческого успеха.2

    Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И как бы ни казались «абстрактными» вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит пов­седневное счастье людей: если это разумное устройство, то люди свободны и богаты, а труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно - то зависимы и бедны, ибо подневольный труд всегда бесплоден.

    2Мамедов О.Ю. Современная экономика [Текст]: Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие/ Мамедов О.Ю. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. -544с.

    Экономическая наука не всегда способна предсказать конкретный ход развития событий, однако она способна открыть их экономическую логику, и в познании этой логики ее практическая ценность.

    Экономическое знание есть средство спасения от социального суеверия, разорительного невежества и повторения уже совершенных ошибок. Изучение экономической науки важно также тем, что оно формирует основы интеллигентности, - то, без чего, как теперь оказалось, нам уже не обойтись. Экономическая теория оперирует множеством абстрактных понятий и моделей, поэтому ее познание воспитывает и культуру социально-абстрактного мышления.

    Современная экономическая наука приобщает к высокой этике экономических отношений, потому что разумная и эффективная экономика может быть только нравственной, - такой, в которой ценятся порядочность, профессионализм и граж­данские чувства, - тогда как лжеэкономика не может быть ни эффективной, ни нравственной, ибо ей суждено порождать лишь массовые криминогенные устремления. Экономическая теория ориентирует на подлинные социальные ценности: экономическую свободу личности, право на доходную собственность, на предпринимательство - ценности, которые должны войти в повседневное, обыденное сознание нашего общества. Самое же главное состоит в том, что изучение современной экономической теории приобщает к цивилизованным формам экономической деятельности. Дело в том, что по мере развития общества его богатство все больше составляют те эко­номические формы, которые обеспечивают максимально эффективное производство материальных ценностей.

    Современная экономика - это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, которые готовы собственными усилиями строить свое материальное благополучие. С желания стать такими людьми начи­нается переход к цивилизованной эффективной рыночной экономике. Именно такая экономическая революция в общественном сознании нам сегодня более всего необходима. Преодолеть наш кризис сложно не по экономическим, а по социальным и политическим причинам, так как это - кризис искусственно - организованной «экономики» Вот почему сегодня важнее всего высвободить экономическую энергию личности через «приватизацию» всей общественной жизни.

    Современная экономическая наука - одно из величайших интеллектуальных и практически значимых достижений человечества. Только благодаря экономической науке люди проникли в тайны устройства общественного производства и сумели создать механизм его оптимального регулирования: экономические модели имеют не меньшую значимость, чем естественнонаучные, а без рекомендаций экономической науки эффективное функционирование современного производства просто немыслимо!

    2
    ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ

    Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама экономика. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. Предшественницами научной экономики были философия и социология.

    Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия - предвестник будущей экономической теории. За прошедшее с тех пор время, в особенности за последние 150 лет, представления о предмете экономической науки значительно трансформировались. На вопрос: «Что такое экономика как наука?» - творцы и самые яркие представители этой отрасли знаний, ученые-экономисты дают далеко не однозначные ответы. Можно выделить по крайней мере три заметно отличающихся подхода к формулированию предмета экономики как науки.

    Вначале зародилось представление об экономической науке как изучающей создание и использование материальных благ, получение материальных средств существования. Истоки такого видения четко просматриваются у отца экономики А.Смита и явно отражены в следующем определении, принадлежащем перу выдающегося английского экономиста А.Маршалла: «Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния». Спустя 100 лет ограниченность подобной формулировки с позиций современных экономических представлений заключена в том, что в ней из сферы экономической деятельности исключено так называемое нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг. К тому же согласно приводимому определению экономическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда как обращение, обмен, потребление товаров остаются вне ее поля зрения.

    В последние годы получил широкое распространение подход к формулированию предмета экономической науки, основанный на использовании понятия «ограниченность ресурсов». Согласно этому подходу главная задача экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограничен­ных экономических ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющем выбрать лучшую альтернативу. Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей и советует им, как поступать в условиях, когда приходится сопоставлять цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей использования этих средств.

    Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский профессор П.Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике, автор получившего мировую известность учебника «Экономика», кратко характеризует предмет изучения экономической теории как «налаживание и осуществление потребления и производства», «виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между ними», приводя одновременно и другие определения и подчеркивая тем самым, что формулировка предмета экономической науки не может быть ни единственной, ни точной.

    Профессор П.Самуэльсон приводит следующие возможные определения предмета экономической теории:

    Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

    Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления;

    Наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, получении ими средств к существованию и использовании этих средств;

    Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

    Наука о богатстве.

    Соединяя разные подходы, можно прийти к обобщенному определению экономической науки, которое в формулировке П.Самуэльсона и В.Нордхауса выглядит следующим образом: «Экономическая теория - это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества». Определение несколько громоздкое, но достаточно всеобъемлющее.3

    Существует и еще одно оригинальное определение экономической науки. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

    1. Что следует производить и в каком количестве?

    2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

    3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?4

    Иногда эти три группы вопросов излагаются предельно кратко: «Что? Как? Для кого?» Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй - технологию, а на третий - сферу потребления производимого продукта.

    Однако и это определение не является исчерпывающим. Ведь надо еще знать, где производить, каким образом распределять или как продавать произведенный продукт, как увязать производство и потребление. Так что число вопросов, на которые призвана отвечать экономическая наука, можно увеличить до пяти, как это делают отдельные ученые-экономисты: что, как, зачем производить, как распределять и как потреблять продукт производства, использовать его.

    Принципиально важно представлять и понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле дей­ствий, проникая в другие области, в особенности - в социальные, гуманитарные науки. Наряду со своим традиционным объектом (производство, обращение, потреб­ление товаров) экономические знания глубоко пронизывают всю социальную сферу, приложимы практически ко всем видам отношений - в семье, социальных группах, производственных коллективах, в обществе. Экономика тесно взаимодействует с фи­лософией, социологией, психологией, правом, историей, географией, информатикой, математикой, с рядом естественных наук.

    3Мамедов О.Ю. Современная экономика [Текст]: Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие/ Мамедов О.Ю. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. -544с.

    3
    МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ

    Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод - как это исследуется. Одно вытекает из другого. От правильно принятого метода зависит реальность результатов.

    Экономика как наука использует широкий спектр методов научного познания.

    Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

    Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции (от лат. abstractio - отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и др.

    Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.

    Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

    Широко распространены индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Их сочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

    Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например метафизический и диалектический методы, общенаучные - исторический, логический, математический и др. и специфические - для каждой отрасли науки.

    4Борисов, Е.Ф. Экономическая теория [Текст]: учебное пособие/Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт, 1999. - 384с.

    В экономической теории применяются два, хотя и противоположных, но взаимосвязанных философских метода- метафизика и диалектика.

    Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какой-то элемент системы в отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных отношений. Так же мы поступим, например, при классификации типов собственности, форм хозяйствования, функций денег, типов рынков, форм заработной платы.

    Экономическая теория полнее отражает действительность, когда берет на вооружение диалектику - учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770- 1831)- создатель систематической теории диалектики- центральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновре­менно взаимно предполагающих друг друга противоположностей. Противоречие Гегель оценивал как “мотор”, как внутренний импульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере относится и к экономике.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    В заключение данной контрольной работы можно сделать следующие выводы.

    Экономика тесно связана с другими экономическими науками: макро- и микроэкономикой, теорией менеджмента и маркетинга, статистикой, бухгалтерским учетом и др. Предмет изучения данной науки - деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

    Основными объектами изучения являются производственная деятельность предприятия, механизмы формирования и использования основных факторов производства и экономических ресурсов предприятия.

    Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, оказывающей влияние на все стороны его деятельности. При разработке стратегии развития предприятия важно учитывать ее состояние, перспективы развития, динамику, различные направления воздействия.

    Метод сравнительного анализа, статистические, графические, вероятностные методы, прогнозирование и другие методы экономических наук широко используются в экономике предприятия. Разработка грамотных хозяйственных решений невозможна без знания экономических законов, наличия конкретных экономических знаний, навыков, умения использовать их на практике.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
    :

    Райзберг, Б.А. Курс экономики [Текст]: учебник/Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА, 2001. – 716с.

    Борисов, Е.Ф. Экономическая теория [Текст]: учебное пособие/Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт, 1999. - 384с.

    Журавлева, Г.П. Экономика [Текст]: учебник/Г.П.Журавлева. - М.: Юрист, 2001. - 574с.

    Булатова, А.С. Экономика [Текст]: учебник/А.С.Булатова. – М.: Юрист, 1999. – 557с.

    Мамедов, О.Ю. Современная экономика [Текст]: Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие/О.Ю.Мамедов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 544с.

    Экономика — это деятельность, направленная на достижение необходимых потребностей.

    Краткое введение в экономику

    Потребность – это важные и необходимые условия, для обеспечения человека и его полноценного существования: продукты, лекарства, развлечения и так далее.

    Каждый человек живущий на планете, даже не задумываясь, выполняет разную по важности и значимости экономическую роль, которая входит в состав глобального экономического процесса. Большинство обывателей, не часто сталкивающихся с финансами, в масштабах выходящих за рамки семейных нужд, не могут дать определение понятия экономики, упрощая до примитивного смысла об экономии ресурсов и средств.

    В какой-то степени доля правды в таком толковании присутствует, однако не ограничивается столь узким понятием. Назначение экономики, куда шире и включает в себя анализ огромного количества сфер деятельности человека , приобретенных или производимых благ, а также вычисляет актуальность и масштабы потребительских нужд. Экономика включает в себя как научные исследования, так и практическое применение анализа целых групп общественной деятельности, направленных на получение материальных благ.

    Высокое экономическое положение страны, основа стабильности и благополучия простых граждан. Связь между уровнем жизни населения и состоянием общего уровня экономической деятельности государства, связаны, и зависят как от управления ресурсами, так и от наличия природных и производственных ценностей (благ).

    Понимание логики процессов, которые охватывает экономика, невероятно важна не только для субъектов занятых непосредственно их организацией, а и для любого члена общества, простого обывателя. Экономическая грамотность позволит разобраться как в вопросах глобального характера, охватывающих состояние в стране и причины упадка или роста, так и разбираться в более насущных и простых задачах. Выбрать правильное, востребованное направление для развития бизнеса, или даже в будущем успешную профессию или род деятельности. Знания основ и законов экономики, поможет обеспечить стабильность и достаток в любом деловом начинании.

    Презентация: экономика простыми словами

    Понятие экономики

    Большинство людей образно понимают, что из себя представляет данное понятие, однако объяснить может не каждый. Мало того, бытует мнение, что данная наука невероятно сложна и тяжела для толкования, что в основном и отталкивает простого человека, не имеющего соответствующего образования. Но не все так сложно, как кажется на первый взгляд. Путаться в трактовке заставляет несколько направлений, разделяющих предмет.

    Альтернативное определение

    Экономика — это социальная наука, изучающая потребности людей. Она анализирует, как общество использует, тратит ресурсы на свои потребности, для обеспечения качества жизни.

    Экономика как фактор производства

    Ресурсы, как правило, ограничены, и их можно распределить на три основных категории, которые в целом носят название – факторы производства :

    1. Земля. В данную категорию входят полезные природные запасы, такие как озёра, луга, пахотные земли, полезные ископаемые и так далее.
    2. Капитал. В категорию относятся внешние инвестиции, инструменты, механизмы, построения – всё, что человек использует для производства и задействует в труде.
    3. Труд. Обширная и разрозненная категория, которая определяет полезность и выполнение из расчета умений, навыков, предпочтений обычных людей. Труд предоставляет необходимые товары и услуги для улучшения жизни и обеспечение нужд человека.

    К факторам производства можно добавить еще минимум два пункта:

    1. Информация. Услуги в сфере распространения и предоставления важных данных, для осознанной деятельности людей, в мире экономики. Ценность ресурса невероятно велика и с каждым годом набирает обороты.
    2. Предпринимательские способности. Отличие от простого труда велико и включает в себя повышенные риски и необходимость принимать решение на благо большого количества людей. Данным ресурсом обладают не все, потому его ценность стоит особняком от основной группы.

    Как работает экономика на примере семьи?

    Основным критерием и первостепенной целью изучения экономики, является человек, его поведение и нужды. Представим себе ячейку общества – семью , которая ведет своё обособленное домашнее хозяйство. Составляющей и важной частью для обеспечения потребностей данной семьи, то есть, например, покупки продуктов питания, лекарств и так далее, является работа на благо общества её членов.

    Предоставляя трудовые ресурсы и получая за них деньги, семья решает, как ими распорядиться, покупать одежду, продукты, другими словами необходимые ценности, которые не могут получить самостоятельно. Предположим в данной ячейке общества имеются другие доступные ресурсы, например, пахотные земли или предприятие. Дополнительные доходы расходуются в той же манере, распределяясь исключительно в зависимости от конкретных нужд человека.

    Мало того, все граждане страны являются совладельцами природных ресурсов, которыми от их лица управляют власти. Таким образом, все что страна производит или закупает извне, использует, принадлежит людям, поведение и выбор которых, определяет все, что происходит в стране и как она развивается.

    Экономика направлена на изучение возможных поведенческих направлений обычного потребителя, чтобы предугадать или рассчитать рациональность производимых и предоставляемых благ. Наука невероятно важна при планировании производства, полезна для предприятий и фирм, позволяя последним принимать более верные и удачные решения для того, чтобы предоставить населению действительно необходимые ресурсы.

    Базовые принципы экономики: специализация и обмен

    Совершенствуя способы правильного и эффективного распределения ресурсов, человечество, а, следовательно, и экономика, созданы на двух базовых принципах: специализации и обмене. Что такое специализация?

    Специализация – это нахождение конкретной деятельности во власти определённого индивидуума или организации, более успешного, чем другие.

    Каждый отдельный человек имеет свои таланты и особые навыки, данные природой или образованием. Суть общества такова, что выжить оно, может только сплотившись воедино и распределив обязанности, дабы каждый индивидуум предоставлял лучшие товары или услуги. То, что даётся легко одному, человеку, вызывает трудности у другого и наоборот.

    1. Чем больше человек специализируется на конкретной задаче, умении, тем лучше и качественнее его труд.
    2. Чем меньше он рассеивает знания, познавая другие профессии, концентрируясь на одной, тем больше времени и сил он экономит.
    3. Чем больше времени и умения, тем выше производительность, а значит, возможен обмен образовавшихся в процессе роста излишек.

    Именно поэтому разделение труда – необходимость , и играет важную роль, а экономика диктует востребованность видов занятости, чтобы обеспечить процветание общества и перекрыть все пустующие ниши, обеспечивая потребителя необходимыми благами.

    Виды экономики

    В течение многих столетий, человечество методом проб и ошибок совершенствовало навыки производства, вычисляя и организовывая более выгодный и рациональный способ удовлетворить потребительские нужды. Другими словами, налаживало организацию хозяйственной деятельности. На сегодняшний день экономика делится на 3 основных вида:

    Микроэкономика

    Отслеживает поведение отдельных владельцев производственных ресурсов (предприятий, компаний, домашних хозяйств и так далее). Анализирует отдельные рынки и товары. Занимается изучением поведения отдельных субъектов или организаций, которые принимают решения об распределении ресурсов, моделируется общая перспектива роста потребностей человека. Микроэкономика занимается рассмотрением эффективности использования ресурсов.

    Макроэкономика

    Рассматривает общую целенаправленность ресурсов и рациональность их использования. Применима в масштабах, более крупных, обычно охватывает государство в целом. Пытается вычислить причины и следствия избытка мощностей или их недостачи.

    Мировая экономика

    Изучает вопросы, направленные на экономическое развитие государств. Исследует теорию рынков и закономерность взаимодействия между государствами, международного обмена.

    Традиционная экономика

    Экономика формирует производство и обмен товарами в зависимости от существующих традиций государства или общины и выстраивается на основе коллективной собственности . Не затрагивает вопросов развития, таких как, выгода или рациональность способа повышения производства. Основана на устоявшихся за предыдущие года навыках, ставших постоянными и встречается довольно часто, даже в наше время, хотя считается самым древним из существующих вариантов. Сохраняет только остаточные элементы управления и признана как не эффективный способ организации.

    Капиталистическая (рыночная) экономика

    В высокоразвитых государствах основная роль отдана именно данному типу организации сотрудничества людей. Рыночная система имеет основные составляющие: право личной собственности, экономическую свободу и конкуренцию.

    Право личной собственности – это признанное и защищенное законодательством право физического лица использовать и распоряжаться конкретным видом и объемом ресурсов (земля, предприятие и так далее). Имея прибыль от производственных ресурсов, индивидуум распоряжается финансами на своё усмотрение и олицетворяет экономическую свободу.

    Свободные решения принимаются каждым предпринимателем на свой страх и риск, исключая менее удачливых, тем самым заставляя поставщика товаров или услуг продумывать производство исходя из необходимости покупателя. Чтобы получать стабильный доход, предприниматель должен учитывать предпочтения и нужды покупателя, который в свою очередь, подчиняясь рыночным ценам, оплачивает стоимость, выбирая продукцию по личным соображениям и требованиям.

    Командная

    Данная система полностью исключает или ограничивает права частного собственника. Право распоряжаться принадлежит исключительно государству или полностью исключает владение производственных ресурсов частниками.

    Смешанная

    Объединение различных систем – основа смешанного типа экономики. Способ организации практикуют все высокоразвитые страны. В отличии от остальных систем управления, данная, является реально работающей и максимально востребованной и удобной в мире.

    Смешанный тип экономики использует различные формы собственности. Распределение ресурсов производится как рынками, так и государством.

    Рыночные механизмы, конкуренция и успех частных владельцев производственных ресурсов, ведут к неограниченному обогащению одних и упадку других слоев населения. Государственное вмешательство и управление определёнными видами ресурсов, позволяют сохранить баланс и минимизировать порождаемую рынками несправедливость.

    Задачи и цели экономики

    В зависимости от ситуации цели и задачи экономики могут меняться, подстраиваясь под ход текущих проблем страны. Например, активная борьба с инфляцией приводит к росту безработицы и так далее. Зачастую многие задачи идут наперекор друг, другу, поэтапно решая цели за счет ущемления других. Однако не зависимо от ситуации, экономика призвана решать несколько важных вопросов, которые являются основными для любого типа экономической системы.

    • Сколько и какие именно товары должны производиться?
    • Каким способом и кем должны производиться товары?
    • Как, и между кем необходимо распределить полученную продукцию?

    В процессе применения, в основном для развития рыночной экономии, перед экономической системой поставлены следующие задачи :

    • развитие,
    • эффективность,
    • полная занятость,
    • рациональное распределение доходов,
    • социальное обеспечение,
    • благосостояние населения,
    • экономическая свобода для всех существующих агентов.

    Другими словами, экономика стремится максимально эффективно использовать все ресурсы, которые как мы знаем, ограничены. Именно поэтому наука пытается объединить все аспекты производства и потребления, чтобы достичь рационального распределения и обеспечить качество жизни человечества.

    Объекты и субъекты экономики

    Приобретая полезные ресурсы из природы и путём производства, экономика оценивает и анализирует недостатки и избыток товаров или услуг, распределяет ресурсы между субъектами и объектами общества. Актуальность и чёткость отлаженного механизма экономического процесса исключает такие понятия как дефицит или преизбыточное производство, тем самым обеспечивая гармонию и баланс между поставщиками ресурсов и потребителями.

    Объекты экономики

    К объектам экономики можно отнести процессы задействованные в организации системы: производства, реализации, потребления. Субъект развивается и функционирует, производя продукцию, чтобы обеспечить бесперебойную работу объектов. От полной занятности которых зависит вся экономика и как следствие экономическое развитие страны. От высокого экономического роста страны зависит жизнь и процветание обычного человека, что и является истинной целью и задачей экономики.

    Большинство явлений и ситуаций в стране, требующих вмешательства или решения, так же можно отнести к объектам системы: безработица, стабильность национальной валюты, регулирование цен, занятость, инвестиции.

    Субъекты экономики

    К субъектам экономики можно отнести любую организацию или предприятие, которое производит товары или предоставляет необходимые услуги. Также сюда относятся: государство, семья (домашнее хозяйство) и даже отдельный человек. Другими словами, субъектами являются как организации, так и физические лица, как поставщики ресурсов, так и потребители. Все, кто может распоряжаться производственными возможностями на свое усмотрение и по факту являются собственниками экономических ресурсов, а также те, кто принимает решение при выборе конкретно необходимого товара.

    Выводы

    Подведя итоги можно заключить, что, развиваясь, общество и человечество в целом, стремится улучшить качество жизни, избежать ограниченности в ресурсах и по возможности максимально обеспечить себя экономическим благом. Охватить все возможные потребности, обеспечить баланс между потреблением и производством, распределением между населением и организациями природных ограниченных ресурсов (драгоценных металлов, полезных ископаемых и так далее), поручено экономике.

    Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

    Средняя Общеобразовательная Школа №6

    Промежуточная аттестация

    Реферат по обществознанию

    Тема:

    «Экономические системы и их функции»

    Выполнен:

    Ученицей 8 «А»

    Курниковой Анастасией

    Преподаватель:

    1. введение

    2. понятие и структура экономических систем.

    3. основные типы экономических систем традиционная экономическая система, рыночная система , смешанная экономическая система.

    4. сравнительный анализ рыночной и смешанной экономической систем.

    5. переходный период и рыночные реформы в России.

    6. заключение.

    7. список литературы.

    8. приложение

    Введение:

    Для того чтобы экономика любой страны нормально работала необходимо найти способ координировать этот выбор миллионов людей.

    Разнообразие способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности, методов принятия решений об организации производства и распределения благ, а также методов привлечения людей к экономической деятельности.

    В самом общем виде можно назвать три пути решения обществом главных вопросов экономики: согласно заведенным издавна обычаям (по традиции); путем отдачи распоряжений и приказов «сверху вниз» (командными методами); с помощью рынка.

    Понятие и структура экономических систем:

    Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и

    определенным образом упорядоченных элементов экономики,

    Образующих экономическую структуру общества. Вне системного

    характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно

    возобновляться) экономические отношения. Существующие экономические системы находят своё отражение в

    литературе. В советской экономической литературе наиболее

    известными исследователями экономической системы общества были К. Маркс, Я. Корнаи. Начнём с понятия системы, его употребление имеет долгую историю. В переводе с греческого «система» - это некое целое, состоящие из частей. Связанных между собой и образующих целостность. Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, основанные на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности. Для системы характерно наличие функций, которые не в состоянии выполнить ни один из элементов в отдельности, а только объект в целом. Экономическая система общества состоит из малых экономических систем - домохозяйств и предприятий. Домохозяйство - это малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках семьи. Основная функция домохозяйства-потребления конечных продуктов и услуг, производимых предприятиями. Предприятие – малая система, в рамках которой создаются необходимые блага и услуги. Группы взаимосвязных предприятий объединены в отрасли. Отрасль – это более крупная система, объединяющая все предприятия, выпускающие определённые продукты. Отрасли объединяются в более крупные системы - межотраслевые. Кроме того, экономическая система общества может включать и другие элементы: социально-экономические системы (экономико-политические, экономико-демографические, природо-экономические системы); технико-экономическая система отраслевые, межотраслевые, региональные системы. Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структуры общественной организации и управления, связаны между собой посредством продуктообмена, находятся в постоянном взаимодействии. Экономическая система - сложная, упорядоченная совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.

    Основные типы экономических систем:

    В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы мы можем выделить четыре основных типа экономических систем:

    1) традиционная;

    2) рыночная (капитализм);

    3) командная (социализм);

    4) смешанная.

    Каждая из них ищет свои подходы к решению главных экономических вопросов и пути распределения ограниченных ресурсов . Однако подобное выделение экономических систем достаточно условно. В реальной жизни трудно найти государство с чисто выраженным типом экономической системы.

    Действующие в мире экономические системы используют различные сочетания названных выше способов организации экономической жизни.

    Традиционная:

    Традиционная экономическая система - самая древняя система. Существует в слаборазвитых странах. Эта сис­тема базируется на многоукладной экономике, ши­роком распространении ручного труда и отсталой технологии.

    Многоукладность экономики означает сущест­вование различных форм; хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные фор­мы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. В странах с традиционной системой большую роль играет мелкотоварное производство, основанное на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их хозяина. Сюда относится крестьянское и ремесленное хозяйства.

    В основе жизнедеятельности традиционной системы лежат передающиеся от поколения к поколению традиции и обычаи, религиозные и культовые ценности, кастовое и сословное деление, что выступает тормозом социально-экономического про­гресса. Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго. В России, например, по сей день можно обнаружить элементы традиционной экономической системы в организации жизни народов Севера. Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, то есть охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине. Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных

    людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились. И это не случайно. Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение , объявив землю “общенародной

    собственностью”. Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную “Продовольственную

    программу”, которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные. Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания

    продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира. Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства, жизненных благ, чем советы старейшин - органы, принимавшие принципиальные экономические решения традиционной системе. Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и

    традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

    Рыночная система:

    Рыночная система – система организации производства и распределения товаров, основанная на правах частной собственности на факторы производства и на решениях, принимаемых частными лицами и фирмами самостоятельно и независимо друг от друга. Право частной собственности - есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным

    видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли , месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как

    капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое, название этой экономической системы - капитализм. Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доход позволяли приобрести собственность. Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки. В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства, когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете. Наблюдать это мы можем

    сегодня и в России. Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как

    “несправедливую” экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в XIX в. общественного движения, названного “марксизмом” в честь его главного

    идеолога - немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса. Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего

    развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось заменить новой экономической системой - командной или социализмом (от латинского “социум” - общество).

    Командно-административная система - система организации производства и распределения товаров, основанная на государственной собственности на факторы производства и на решениях, централизованно принимаемых государственными органами экономического управления и навязываемых производителям и торговым организациям.

    Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской

    коммунистической партии и. Командная система предполагает полную ликвидацию частной собственности и ее замену на государственную. Основные экономические вопросы решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни общества, включая установление цен и заработной платы .

    Хозяйственная деятельность предприятий-производителей в командной системе СССР регулировалась:

    Государственным плановым комитетом (что производить и в каких объемах);

    отраслевым министерством (как производить), диктовавшим технологию производства и выделявшим средства на покупку оборудования;

    Государственным комитетом по снабжению (кому продавать и у кого покупать ресурсы);

    Государственным комитетом по ценообразованию (по какой цене продавать);

    Государственным комитетом по труду и заработной плате (сколько платить работникам) и др.

    В соответствии с этой системой всеми ресурсами, объявленными общенародной собственностью, в действительности полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники. В результате доходы людей и предприятий перестают зависеть от того, насколько рационально они используют ресурсы, насколько в продуктах их труда действительно нуждается общество. Оценка результатов деятельности осуществляется по формальным критериям, которые часто не совпадают с реальными нуждами общества. В сочетании с уравнительной системой оплаты труда и ростом коррумпированности чиновников это приводит к потере людьми интереса к труду.

    Неэффективность командной системы в СССР и других странах бывшего социалистического лагеря стала очевидна к началу 1980-х годов. По сравнению с развитыми странами подавляющее большинство производимой в этих странах продукции оказалось неконкурентоспособно из-за низкого качества и устаревшей конструкции; уровень благосостояния и продолжительность жизни граждан ниже, а детская смертность выше; технический уровень производства - также намного ниже, загрязнение окружающей среды - значительно выше.

    Смешанная система:

    В реальной действительности, однако, чистой рыночной экономики нигде не существует. Вместо неё давно сложилась система, которую называют смешанной. В такой системе некоторая часть факторов производства принадлежит государству, а правительство принимает некоторую часть экономических решений. В мире существует столько комбинаций рыночного и государственного секторов , сколько существует стран. Но были и ещё остаются насколько стран, в которых действовала командно-административная система. К их числу относились СССР, ГДР, Румыния и др. а сегодня среди них остались Куба, КНДР и др. Сложились различные модели смешанной экономической системы.

    Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наибо­лее активной части населения. При отсутствии государственной политики социального равенства государство за счет частичных льгот создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения.

    Японская модель построена на сохранении на­циональных традиций одновременно при заимствова­нии у других стран всего того, что нужно для развития своей страны. Национальные традиции позволяют создавать такие модели управления и организации производства, которые дают наибольший эффект только в условиях Японии. Для японской национальной модели характерно развитое планирование и координация деятельности правительства и частного сектора . Экономическое планирование государства носит рекомендательный (необязательный) характер. Планы (государственные программы) ориентируют отдельные звенья экономики на выполнение определенных общенациональных задач.

    Шведская модель экономики отличается актив­ным участием государства в обеспечении экономи­ческой стабильности и в перераспределении на­ционального дохода в пользу наименее обеспёченных слоев населения. Эта задача решается государством посредством высокой нормы налогообложения, которая составляет более 50% валового национального продукта .

    Такая модель называется “функциональная социализация”, при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни, включая занятость, образование, социальное страхование, а также отдельные элементы инфраструктуры (транспорт, и т. д.), - на государство.

    Главное достоинство шведской модели заключается в высоких темпах экономического роста, уровне занятости и благосостоянии населения.

    Характерной чертой смешанной экономики является наиболее эффективное использование ресурсов, что способствует разработке и использованию совершенных технологий. Смешанная экономика характерна для демократичного общества, следовательно, личная свобода является ее осно­вой, позволяющей капиталам предпринимателей и рабочим перемещаться из отрасли в отрасль по собственному желанию, без государственных директив в поисках рационального предложения.

    Сравнительный анализ смешанной и рыночной систем экономики.

    Различия между двумя основными типами экономических систем легко понять, если проанализировать способы поиска ими ответов на главные экономические вопросы.

    Необходимость решать эти вопросы порождается, прежде всего, ограниченностью ресурсов, которая вызывает самые разнообразные последствия. Прежде всего, она ведёт к конкуренции.

    Конкуренция – экономическое соревнование между гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё распоряжение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования максимальной выгоды.

    Как правило, конкуренция играет в экономической жизни общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов. Однако конкуренция может принимать и такие формы, которые нельзя отнести к числу продуктивных. Одной из таких самых распространённых форм являются очереди, где выигрывает не тот, кто сделал лучше и обладает наибольшей суммой денег для покупок, а тот, кто первым пришёл. Другой формой можно назвать фаворитизм, привилегии. Сюда же относится взяточничество как способ обойти конкурентов за счёт подкупа чиновников, распределяющих дефицитные ресурсы.

    Ограниченность неизбежно порождает искушение нерыночного распределения ресурсов, называемого обычно рационированием. В командно-административной системе оно обычно становится одним из самых распространённых видов снабжения населения товарами и услугами. Так вся история СССР изобилует примерами различных «закрытых распределителей», спецмагазинов, карточек на товары, талонов, распределения дефицита по заводам и учреждениям и т. д.

    Зная это, попробуем теперь взглянуть, как одну и ту же экономическую задачу (например, удовлетворение потребности в получении жилья за счёт распределения вновь построенных квартир) решают различные системы – рыночная и командно-административная.

    В рыночной системе удовлетворение этой потребности в обычном случая зависит от дохода и сбережений, то есть от наличия у человека средств на покупку жилья. В конечном же счёте, как нетрудно увидеть, получение жилья при такой системе оказывается в прямой зависимости от личных способностей, трудолюбия и удачи каждого человека. Эти факторы решают вопрос не только о жилье вообще, но и о конкретном жилье (собственный дом, собственная квартира, часть совместного дома и т. д.), его качестве и размерах. Очевидно, что подобный механизм поиска ответа на вопрос о том, для кого строится жильё, стимулирует всех граждан общества к интенсивному труду и наилучшему (а значит, и наиболее высокооплачиваемому) использованию своих природных способностей.

    В командной системе, где жильё являлось не предметом купли-продажи, а предметом административного распределения, его получение зависело от других причин. Тут в дело вступали механизмы включения в многолетние «очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий», фаворитизма, взяточничества (подкупа чиновников), заключения фиктивных браков ради снижения «обеспеченности жилой площадью» и разводов после получения жилья, прямых нарушений уголовного права .

    Переходный период и рыночные реформы в России.

    Россия находится на этапе перехода от государ­ственно-монополистической экономики к рыночной.

    Стратегические цели экономических преобразований в России.

    1. Формирование социально-рыночного хозяйства

    2. Создание многоукладной и многосекторной экономики, обеспечивающей нахождение каждой социальной группе своего места в хозяйственной системе.

    3. Переход к новому типу экономического роста, ориентированному на удовлетворение потребностей различных групп населения.

    4. Создание материальных предпосылок благоприятной и комфортной жизненной среды, соответствующей современным возможностям технического и социального прогресса.

    Условия перехода к рыночному хозяйству в России.

    1. Обеспечение свободы хозяйственной деятельности.

    2. Посредством разгосударствления и приватизации создание многообразия форм собственности.

    3 .Развитие конкуренции производителей в целях стимулирования предпринимательской деятельности

    4. Формирование механизма свободного ценообразования.

    5. Сохранение наряду с распространением рыночных взаимоотношений значительного нерыночного сектора экономики.

    6. Последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей.

    7. Обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставление равных возможностей в зарабатывании средств и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

    Заключение:

    Хозяйственная жизнь человечества может быть устроена различным образом. Эти различия сильнее всего проявляются в способах принятия хозяйственных решении и типе собственности на основные виды ресурсов. Человечеству известны четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная. Рыночная система система предполагает такое устройство экономической жизни общества, при котором все экономические ресурсы находятся в частной собственности, а все решения принимаются на соответствующих рынках. Деятельность этих рынков никем не ограничивается и не регулируется. Командная система. Такая экономическая система предполагает ликвидацию частной собственности на факторы производства и ее замену на государственную собственность . Основные экономические вопросы решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни общества, включая установление цен и заработной платы. Плохое функционирование такой системы связано с

    потерей интереса людей к труду и оценкой его результатов по формальным

    критериям, которые могут не совпадать с реальными нуждами общества.

    Смешанная экономическая система. Эта экономическая система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов.

    Список литературы.

    1. Основы экономики: Учебное пособие к курсу «Введение в обществознание» для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений. - М.: Просвещение, 199с.: ил.- ISBN -1.

    2. Слагода экономики учебное пособие . – М.: Форум РИОР. 2005 – 192 с.

    3. Экономика: Учебник / Под. Ред. Доц. 2-е издание,

    пререраб. и доп. - М.: Издательство Бек.

    4. Экономика: Учебник / Под. Ред. книга 1, 2-е издание.

    Издательство “Вита-Пресс”. 1997 г.

    5. Герасимов система: генезис, структура, развитие