Экономически географическое положение. Географическое положение России: плюсы и минусы

К основным категориям экономической географии относится понятие «экономико-географическое положение». Поскольку объектом изучения данного учебной дисциплины является территория нашей страны, охарактеризуем экономико-географическое положение современной России.

Под экономико-географическим положением (ЭГП) России понимается отношение ее территории к внешним (обычно сопредельным или пограничным) природным и антропогенным объектам, имеющим для нее экономическое значение. К внешним природным объектам, влияющим на экономическое развитие России, можно отнести высокие горы, препятствующие свободному транспортно-экономическому сообщению с зарубежными странами; холодные или теплые моря и морские течения, которые омывают побережье России, препятствуя или способствуя развитию отечественного и мирового морского транспорта; судоходные и несудоходные реки; реки как источники гидроэнергии; месторождения полезных ископаемых (топлива и сырья).

К антропогенным объектам, оказывающим влияние на экономическое развитие России, можно отнести экономически и политически развитые (или неразвитые) страны, соседство с которыми позитивно (или негативно) сказывается на уровне торгово-экономических связей; промышленные и сельскохозяйственные районы и базы, мировые транспортные коммуникации, рынки квалифицированной рабочей силы, рынки сырья и сбыта готовой продукции.

Помимо отношения территории России к внешним, экономически значимым для ее развития природным и антропогенным объектам, понятие ЭГП может еще заключать и положение об экономической значимости местоположения России для развития соседних государств и регионов мира.

Российская Федерация (Россия) – федеративное государство, расположенное в восточной части Европы (около 1 / 3 территории страны) и северной части Азии (около 2 / 3 территории страны) и состоящее в настоящее время из 88 субъектов высшего ранга. Территория страны расположена в умеренных и высоких широтах Северного полушария. Россия – крупнейшее по территории государство мира (ее площадь составляет 17 млн 75 тыс. км 2). Приведем для сравнения следующие данные: площадь поверхности Земли составляет 510,2 млн км, 2 в том числе площадь суши – 149,1 млн км. 2 Площадь упраздненного СССР составляла 22,4 млн км. 2 Площади крупнейших государств мира таковы: Канады – 9,97 млн, Китая (КНР) – 9,6 млн, США – 9,364 млн, Бразилии – 8,5 млн, Австралийского Союза – 7,7 млн, Аргентины – 2,8 млн км. 2



В меридиональном направлении территория России в разных своих частях простирается на 2,5-4,0 тыс. км (от архипелагов в холодных морях Северного Ледовитого океана до побережий сравнительно теплых Азовского, Черного, Каспийского и Японского морей), а в широтном направлении – примерно на 9 тыс. км (от анклавной Калининградской области до Чукотки).

Крайние точки территории России: на севере – мыс Фли́гели на острове Рудо́льфа в архипелаге Земля Фра́нца-Ио́сифа (крайней северной материковой точкой является мыс Челю́скин на полуострове Таймы́р); на юге – северный склон высокогорного массива Базардюзю́ на Главном Кавказском хребте, на границе с Азербайджаном; на западе – Балтийская коса на стыке Калининградского и Гданьского заливов, на границе с Польшей; на востоке – небольшой остров Ратма́нова (площадью всего около 10 км 2) в архипелаге Диоми́да (острова Гвоздева) в Беринговом проливе (крайней восточной материковой точкой является мыс Дежнёва на Чукотском полуострове).

Громадность территории России хорошо иллюстрируется следующими данными: 1) наша страна имеет общую сухопутную границу с 14 странами мира и еще с 2 странами имеет только морскую государственную границу (ближайшие «преследователи» России – КНР и Бразилия – граничат по суше с 13 и 10 странами соответственно); 2) в пределах нашей страны расположено 11 из 24 часовых поясов Земли; 3) побережье нашего государства омывают воды 12 морей 3 океанов (Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического) и еще одного бессточного моря-озера (Каспийского); 4) общая протяженность береговой морской линии России, включая протяженность береговой линии морских островов, составляет 108 тыс. км.

Общая протяженность государственных границ России (без учета протяженности береговой линии морских островов, принадлежащих нашей стране) составляет 58,6 тыс. км, в том числе сухопутных – 14,3 тыс. км, морских – 44,3 тыс. км. Протяженность морской государственной границы России составляет 75,6% от ее общей протяженности.

Государственная граница России на западе в основном сухопутная. Она простирается с севера на юг. От побережья залива Вара́нгер-фьорд в Баренцевом море и до Керченского пролива, соединяющего Азовское и Черное моря, Россия граничит по суше с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией и Украиной. На этом протяженном отрезке западной границы Россия имеет неширокие выходы к Финскому, Калининградскому и Ку́ршскому заливам Балтийского моря.

К югу от Керченского пролива западная граница России протягивается вдоль побережья Черного моря до устья пограничной с Грузией (Абхазией) реки Псо́у. Со странами-соседями первого порядка на западе (исключая Латвию и Белоруссию) Россия имеет также общую морскую границу (проходящую по Баренцеву, Балтийскому, Азовскому и Черному морям).

По условиям рельефа западная граница России удобна для транспортного сообщения, так как протягивается по Русской равнине. Моря, омывающие Россию с запада, замерзают ненадолго или не замерзают совсем.

Государственная граница России на юге преимущественно сухопутная. В целом она простирается в западно-восточном направлении. На пространстве от устья реки Псоу и до устья реки Тумы́ньцзян, впадающей в Японское море, Россия по морю и суше имеет общую границу с Грузией, Азербайджаном и Казахстаном, затем только сухопутную границу с КНР и Монголией, и сухопутную и морскую границу с Северной Кореей (КНДР).

Южная граница России имеет несколько специфических особенностей. Во-первых, здесь находится самая протяженная в мире межгосударственная граница России с Казахстаном (морской и сухопутный участки длиной почти 7600 км) и самая короткая межгосударственная граница России (с КНДР, общей длиной около 40 км, в том числе сухопутный участок – до 20 км). Во-вторых, межгосударственная граница России с КНР состоит из двух изолированных участков – западного (в труднодоступных горах Алтая, протяженностью до 50 км) и восточного (в основном по судоходным рекам Аргунь, Амур и Уссури, протяженностью около 4260 км). В-третьих, через бессточное Каспийское море Россия имеет выход не только в Казахстан и Азербайджан, но и в Туркменистан и Иран, которые не граничат с нашей страной по суше.

На большом протяжении южная граница России трудна для транспортного сообщения по условиям рельефа. На Кавказском перешейке из-за сложного высокогорного рельефа используются всего два меридиональных железнодорожно-автомобильных круглогодичных прохода (по берегам Черного и Каспийского морей) и три сезонных автомобильных прохода (Военно-Грузинская, Военно-Осетинская и Военно-Сухумская дороги).

Сложны для транспортного освоения приграничные высокогорья Алтайских гор, Западных и Восточных Саян, а также хребты Забайкалья.

Восточная государственная граница России морская. По акватории Тихого океана граница простирается с юга на север. Она пересекает Японское море, пролив Лаперу́за (между российским островом Сахалин и японским островом Хокка́йдо), южную часть Охотского моря и Курильские проливы. На этом отрезке акватории Россия имеет общую морскую границу с КНДР и Японией. Затем морская граница России огибает с западной стороны Курильские острова, Камчатский и Чукотский полуострова с прилегающими к ним островами (Командорскими, Кара́гинским) и по Беринговому морю выходит к архипелагу Диомида в Беринговом проливе. В этом архипелаге российский остров Ратманова отделяется от острова Крузенште́рна и скалы Фэруэ́й (США) проливом шириной в несколько морских миль.

Северная государственная граница России также морская. Она оконтуривает российский сектор Арктики (площадь этого сектора составляет около 9 млн км, 2 в том числе 6,8 млн км 2 приходится на водное пространство).

Основанием российского сектора Арктики является побережье Северного Ледовитого океана, боковыми гранями – меридианы, отходящие к Северному полюсу от залива Варангер-фьорд и полуострова Рыбачьего (примерно 32° в. д., граница России и Норвегии) и архипелага Диомида (169° з. д., граница России и США), а вершиной – Северный полюс.

В российский сектор Арктики включаются акватории Белого, Баренцева (частично), Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского (частично) морей. Кроме того, к российскому арктическому сектору принадлежат архипелаги и острова: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, Вра́нгеля, Колгу́ев, Вайга́ч и многие другие.

Северная и восточная границы России почти на всем протяжении весьма сложны для развития морского судоходства по причине исключительной суровости морей Северного Ледовитого и Тихого океанов (длительный ледостав, большая мощность льда, штормовые ветры, а в морях Тихого океана – тайфуны, циклоны и цунами).

После развала СССР сложной проблемой для России стала необустроенность новой государственной границы на смежности с бывшими союзными республиками, а ныне независимыми странами. Незащищенность и прозрачность многих участков новой государственной границы России приводит к серьезным негативным последствиям: 1) ослабляется экономическая безопасность страны (нелегальный, а значит беспошлинный ввоз товаров из-за рубежа, продаваемых внутри нашей страны по заниженным ценам, подрывает отечественных товаропроизводителей; нелегальная и неконтролируемая трудовая миграция); 2) ухудшается и без того не простая криминогенная обстановка в нашей стране по причине нелегальной миграции криминальных элементов, контрабанды оружия, валюты, драгоценностей и наркотиков; 3) осложняется общественно-политическая обстановка в некоторых регионах нашей страны по причине вторжения в их пределы вооруженных бандформирований (неоднократные вторжения крупных банд чеченских боевиков из Закавказья на территорию Южного федерального округа); 4) страны Европейского Союза (ЕС) отказываются облегчать условия для доступа на свою территорию российских граждан до тех пор, пока государственная граница России не будет обустроена по мировым стандартам на всем ее протяжении.

В настоящее время осуществляются меры по укреплению наиболее уязвимых участков государственной границы России. В высокогорьях Большого Кавказа создаются и обустраиваются погранзаставы и пункты пограничного пропуска на границе с Грузией и Азербайджаном. Урегулированы давние пограничные споры с КНР, и практически вся российско-китайская граница теперь демаркирована (то есть на этой границе установлены пограничные знаки). Полностью делимитирована (то есть точно определена на местности) государственная граница России с Казахстаном. Современное техническое обустройство и международно-правовое оформление слабо защищенных участков новой государственной границы России – чрезвычайно дорогостоящее и сложное дело, требующее больших затрат и по времени.

До сих пор остаются неурегулированными вопросы о прохождении государственной границы России с новыми государствами Прибалтики (особенно с Эстонией и Латвией), а также о прохождении морской границы между Россией и Украиной на Азовском море и в Керченском проливе. Россия и другие прикаспийские страны пока не определили свои границы в акватории Каспийского моря, богатого залежами углеводородного сырья.

ЭГП России и ее регионов, как и вообще любой территории – исторически изменчивая категория. ЭГП территории может изменяться во времени вследствие воздействия тех или иных природных и антропогенных факторов.

Хорошим примером влияния на ЭГП природных и антропогенных факторов является Мурманская область России. Известно, что благодаря ответвлению теплого течения Гольфстрим Кольский залив Мурманской области, расположенный за Северным полярным кругом, зимой практически не замерзает. Однако до построения в 1916 г. морского порта в Кольском заливе и проведения железной дороги в Романов-на-Мурмане это благоприятное природное условие никак не использовалось. Поэтому территория нынешней Мурманской области имела в то время не выгодное ЭГП. В настоящее время на побережье Кольского залива построены крупные морской и рыболовный порты, функционирующие круглогодично. Следовательно, внешний природный фактор (теплое морское течение в холодных арктических широтах) обуславливает теперь выгодное ЭГП Мурманской области как одного из четырех морских транспортных «окон» России на запад. Вместе с тем, в последние годы учеными-океанологами обнаружена тенденция похолодания теплого течения Гольфстрим. Если похолодание Гольфстрима не прекратится, то уже в обозримом будущем станет замерзать не только Кольский залив, но и северо-восточное побережье Норвегии. В таком случае ЭГП Мурманской области и всего Северного экономического района заметно ухудшится.

Примером благотворного влияния на ЭГП территории антропогенного фактора может служить российско-норвежская государственная граница, пересекающая мохово-лишайниковую и кустарничковую тундру и лесотундру на протяжении примерно 200 км. Еще 5-7 лет тому назад эта граница не имела сколько-нибудь ощутимого практического значения для развития Мурманской области и Северного экономического района в целом. Но после открытия современного международного автотранспортного перехода на границе России с Норвегией торгово-экономические связи расширились, а ЭГП Мурманской области и Северного экономического района улучшилось.

К этому добавим, что реализация существующих проектов по трубопроводной транспортировке углеводородного сырья из Западной Сибири к Кольскому заливу и созданию на его берегах крупных нефтеэкспортных комплексов сделает ЭГП Мурманской области поистине уникальным.

Важная черта ЭГП – потенциальный характер этой категории. Действительно, выгодность ЭГП той или иной территории может быть «законсервированной» и далеко не всегда реализованной. Мы уже знаем, что 100 лет назад ЭГП нынешнего Мурманского берега оценивалось как очень низкое, а теперь оно достаточно высокое. То же самое относится и к оценке ЭГП Северного морского пути (СМП) – самого короткого морского пути от западных до восточных границ России. Когда не было морского порта Мурманска – нынешнего начального пункта СМП – и уровень развития науки и техники в мире был невысоким, то экономическая значимость этого водного пути была ничтожной. Хотя было известно, что расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП 14 280 км, а через Суэцкий канал – 23 200 км.

Научно-технический прогресс и создание атомного ледокольного флота изменили ЭГП СМП – современные грузовые суда преодолевают расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока менее чем за месяц, а срок активной навигации увеличился до 4 месяцев. После модернизации и переоснащения главных пунктов СМП, этот путь может иметь большое международное значение. Ведь доставка грузов по СМП из стран Восточной Азии в Западную Европу и в обратном направлении намного короче по расстоянию и затратам времени, чем все ныне действующие мировые водные коммуникации.

Другая важная черта ЭГП – дистанционность этой категории, то есть необходимость определения расстояний между регионами. Беспрепятственное сообщение между регионами по кратчайшим расстояниям есть важнейшее условие при оценке благоприятности ЭГП территории. При этом должна учитываться пропускная способность транспортной сети, степень ее загруженности, а также скорость и стоимость перевозок.

ЭГП территории – сложная понятийная система в географии, представленная несколькими взаимосвязанными компонентами. По отношению к основным элементам общественного производства выделяются следующие компоненты ЭГП: 1) транспортно-географическое положение (ТГП); 2) промышленно-географическое положение (ПрГП); 3) аграрно-географическое положение (АГП); 4) рыночное положение (РП); 5) демогеографическое положение (ДГП); 6) рекреационно-географическое положение (РГП).

ЭГП такой огромной страны, как Россия, оценить сложно в силу чрезвычайной неоднородности и специфичности географического местоположения ее регионов. Поэтому оценку ЭГП и его компонентов осуществляют на макроуровне (оценка по отношению ко всей территории страны) и мезоуровне (оценка по отношению к отдельным крупным регионам страны).

К важнейшим компонентам ЭГП территории относится ТГП. Под ТГП территории понимается как ее расположение по отношению к внешним транспортным коммуникациям (наземным, водным и воздушным), так и возможность использования данной территории для мировых транзитных грузо- и пассажироперевозок, прокладки трубопроводов, судоходных каналов, линий высоковольтных электропередач и телекоммуникационных линий.

В современном мире удобное ТГП во многом определяет характер социально-экономического развития государств. Например, бывшая советская республика Латвия, а ныне суверенное государство, на протяжении всего 15-летнего периода независимости обеспечивает свое безбедное существование посредством эксплуатации удобного ТГП и созданных еще в советское время транспортных коммуникаций. За счет доходов от экспортно-импортных грузоперевозок (в основном российской нефти, поступающей по трубопроводу в Ве́нтспилсский морской порт) в значительной степени формируется государственный бюджет Латвии. Однако удобное ТГП Латвии относительно потоков российской нефти в настоящее время меняется в худшую сторону. Большие валютные расходы за нефтяной транзит через Латвию заставили Россию построить крупный нефтеэкспортный комплекс в Приморске (Ленинградская область). Тем самым Россия существенно ослабила свою транспортную зависимость от Латвии, а бюджет Латвии лишился части транзитной прибыли.

В современном мире выгодное ТГП государств (например, их нахождение на пересечении международных морских коммуникаций), в высокой степени вовлеченных в мировые хозяйственные связи, определяет возникновение и развитие производств, не характерных для этих государств исходя из структуры природно-ресурсного потенциала. Например, Сингапур – крупный центр мировой нефтеперерабатывающий промышленности, хотя в этом мини-государстве совсем нет собственной нефти. Главная причина возникновения в Сингапуре мощной нефтепереработки – близость к богатому нефтью Бруне́ю и удобное ТГП Сингапура на морских путях, по которым перевозятся огромные потоки нефти из стран Персидского залива в Японию. Сходный пример в Вест-Индии – создание крупных нефтеперерабатывающих заводов на Нидерланских Антильских островах в Карибском море, лежащих на путях морской перевозки нефти из Венесуэлы в США.

Российским примером использования выгодного ТГП территории является создание крупного металлургического производства в Череповце (Вологодская область). Как известно, ни в Вологодской области, ни в ближайшем ее окружении нет промышленных запасов топлива и сырья, необходимых для развития черной металлургии. Однако, во-первых, Череповец оказался удобно расположенным на встречных потоках первичного сырья и топлива. В советское время первичное сырье поставлялось в Череповец как с юга (железные и марганцевые руды Украины), так и с севера (железные руды Карелии и Мурманской области). Точно также поставлялось и топливо (коксующийся уголь) – с Донбасса на юге и Печорского бассейна на севере. Во-вторых, Череповец удобно располагался по отношению к крупным машиностроительным центрам (Москве и тогдашнему Ленинграду, теперь Санкт-Петербургу) как поставщикам вторичного сырья (металлолома) и потребителям металлургической продукции. Таким образом, выгодное ТГП Череповца по рассмотренным выше параметрам наряду с наличием достаточного количества трудовых ресурсов и запасов местных природных ресурсов (известняков, воды) стало причиной возникновения промышленных гигантов – металлургического комбината и сталепрокатного завода (ныне АО «Северсталь»).

При оценке современного ТГП России на макроуровне следует констатировать, что территория нашей страны, особенно после развала СССР, оказалась «отодвинутой» от важнейших мировых транспортных коммуникаций еще дальше на север и восток. Связано это с потерей удобных выходов к незамерзающим и кратковременно замерзающим морям, территориальным отдалением России от высокоразвитых стран Западной Европы, а также усложнением политико-правовых, технических и экономических проблем в деятельности наземного транспорта по обслуживанию связей с этими странами.

Несмотря на то, что Россия имеет широкий выход в Мировой океан и гигантскую протяженность береговой морской линии, экономическая значимость приморского положения страны не столь весома. Дело в том, что почти все моря, омывающие побережье России, относятся к категории длительно замерзающих. Так, моря Северного Ледовитого океана большую часть года скованы льдом (не замерзает только юго-западная часть Баренцева моря, находящаяся под влиянием теплого течения). Средняя толщина морского льда в этих морях составляет 2 м. Охотское и Берингово моря Тихого океана замерзают на 8 месяцев (кроме южной части Берингова моря, свободной ото льда круглый год). Заливы российского побережья Японского моря замерзают на 3-4 месяца. Однако, несмотря на это, залив Петра Великого (с несколькими внутренними заливами и бухтами) используется для круглогодичного захода судов, а расположенные на его берегах морские порты Владивосток, Находка и Восточный работают непрерывно. Понятно, что суровый характер северных и восточных морей России серьезно препятствует развитию судоходства.

Балтийское море омывает побережье России на востоке и юго-востоке. Самая восточная часть Балтийского моря представлена глубоко вдающимся в сушу Финским заливом, покрытым льдом на протяжении 4 месяцев (максимум 6 месяцев). Замерзаемость Финского залива связана с удаленностью от открытой части Атлантического океана и его теплого течения Гольфстрим.

Юго-восточная часть Балтийского моря, обращенная к побережью Калининградской области России, чаще всего свободна ото льда в течение всего года. Однако это редкое для России природное преимущество снивелировано сложившимися в постсоветское время геополитическими реалиями: Калининградская область имеет сегодня тупиковое положение относительно основной территории России. Зарубежные грузы, поступающие в порты Калининграда и Балтийска, не могут беспрепятственно доставляться на основную территорию страны, так как облагаются таможенными пошлинами в Литве.

Препятствием для широкого развития морского судоходства в Азовском море является его мелководность (средняя глубина 7 м). Кроме того, море замерзает на 2-3 месяца (но толщина льда незначительная). На Азовском море расположены российские порты Таганрог, Азов, Ейск и Темрюк.

Черное море у побережья России не замерзает. Россия имеет здесь три порта – Новороссийск, Туапсе и Сочи (последний – пассажирский порт).

Северная часть российского побережья Каспийского моря на 2-3 месяца покрывается маломощным слоем льда. Здесь расположены морские порты Астрахань (в дельте Волги), Оля́ и Лага́нь (последние два порта строятся и частично эксплуатируются). Расположенный на западном берегу Каспийского моря Махачкалинский порт не замерзает и действует круглый год.

Таким образом, Россия располагает всего 6 незамерзающими морскими грузопассажирскими портами (Балтийск, Калининград, Махачкала, Мурманск, Новороссийск, Туапсе) и еще 6 морскими грузопассажирскими портами (Владивосток, Восточный, Выборг, Находка, Приморск, Санкт-Петербург), которые функционируют круглогодично, несмотря на ежегодную замерзаемость их акваторий. Столь незначительное количество действующих морских портов на гигантском по протяженности морском побережье России резко снижает ценность ее приморского ТГП и никак не отвечает потребностям развития современной экономики.

Чтобы оценить ТГП России на макроуровне относительно внешних транспортных коммуникаций (наземных, водных и воздушных), укажем, что основные мировые коммуникации проходят южнее территории нашей страны и направлены из разных частей планеты в Западную Европу, Северную Америку и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особенно в Японию, КНР, Южную Корею, Тайвань.

Заметное улучшение ТГП России на макроуровне могло бы произойти при активном задействовании территории страны в международных трансконтинентальных (из Европы в Азию и обратно) грузо- и пассажироперевозках с использованием железнодорожного транспорта (по Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям), морского транспорта (по Северному морскому пути) и воздушного транспорта (воздушное пространство нашей страны частично уже освоено ведущими мировыми авиакомпаниями).

На мезоуровне ряд крупных регионов России, при условии модернизации транспортной инфраструктуры, имеет достаточно благоприятное ТГП.

Существенную роль для развития торгово-экономических связей России со странами Западной Европы и Северной Америки играют внутренние моря Атлантического океана (Балтийское, Черное и Азовское). Однако на Балтийском море для России стали теперь иностранными (а значит, требующими валютной оплаты за предоставленные транспортные услуги) круглогодично функционирующие бывшие советские порты Таллин, Па́лдиски, Пя́рну, Рига, Ве́нтспилс (один из крупнейших по грузообороту портов СССР), Лие́пая, Кла́йпеда. На Черном и Азовском морях стали зарубежными морские порты Ильичёвск, Одесса, Николаев, Херсон, Евпатория, Севастополь, Феодосия, Ялта, Керчь, Мариуполь и Бердянск, а на Дунае – речные порты Ре́ни, Измаил, Кили́я и Ви́лково. Кроме того, на Черном море заграничными портами для России стали бывшие советские (грузинские) порты Батуми, Сухуми и Поти, а также построенный недавно нефтеэкспортный порт Супса́.

На Балтийском море, кроме уже названных морских портов, за Россией остались небольшие по грузообороту морские порты Ломоносов, Кронштадт, Высоцк, Приморск, Усть-Лу́га (последние два порта – в стадии строительства и частичной эксплуатации), расположенные на побережье Финского залива.

Потеря лучших транспортно-географических возможностей выхода в Мировой океан произошла только на западной границе России и не затронула бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов и Каспийское море.

Неблагоприятные изменения произошли в осуществлении экономических связей России со странами Западной Европы через территории бывших союзных республик СССР, а ныне суверенных государств, по железным и автомобильным дорогам и с помощью магистрального трубопроводного транспорта. Россия потеряла большую часть специально оборудованных железнодорожных и автомобильных пропускных пунктов на бывшей западной границе СССР, а условия использования нашей страной транспортной инфраструктуры новых независимых государств стали предметом постоянной торговли и причиной возникновения политико-правовых недоразумений (особенно в отношениях России с Литвой, Украиной, Белоруссией, а также с Польшей). Россия попала в сильную «трубопроводную» зависимость от Украины по поставкам нефти и природного газа в Западную Европу.

В постсоветское время по инициативе США в Азербайджане и Грузии были построены новые трубопроводные системы для транспортировки нефти из месторождений Каспийского моря к портам Черного и Средиземного морей (Баку – Супса, Баку – Джейха́н) в обход территории России, что еще более отдалило нашу страну от мировых транспортных коммуникаций.

В целях улучшения ТГП и ослабления «трубопроводной» зависимости России от сопредельных государств был построен газопровод «Голубой поток» (Северный Кавказ – Турция) по дну Черного моря (в обход территории Грузии). Россия приступила к строительству крупного Северо-Европейского магистрального газопровода в Западную Европу по дну Балтийского моря (в обход территории Украины и других «проблемных» транзитных стран).

В настоящее время в России осуществляется строительство крупного магистрального нефтепровода из Сибири в КНР и разрабатывается проект строительства трубопровода из Сибири к незамерзающему Кольскому заливу Мурманской области. Реализация этих проектов значительно укрепит ТГП России и ослабит ее транспортную зависимость от стран-транзитеров.

Кратко охарактеризуем другие компоненты ЭГП. Под ПрГП России понимается положение территории нашей страны относительно мировых и региональных центров обрабатывающей промышленности. Нынешнее ПрГП России нельзя признать удачным. Среди 14 стран – соседей России первого порядка – имеются только две экономически развитые капиталистические страны – Норвегия и Финляндия (последняя – член ЕС). Но по масштабам промышленного производства Финляндия и Норвегия далеко уступают европейским и мировым лидерам. К тому же граница России и Норвегии находится в суровом по климату Заполярье, на северной периферии обеих стран.

Ближайшие соседи России – в основном страны с переходной экономикой (страны Балтии, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан). К числу соседних стран с динамично развивающейся экономикой социалистического типа относится КНР. Однако КНР граничит с Россией своими северными, наименее освоенными и экономически развитыми, провинциями. Кроме того, между Россией и КНР нет тесной взаимосвязи в сфере обрабатывающей промышленности. КНР вывозит в Россию дешевый ширпотреб, а ввозит промышленное сырье. Существенно подрывают экономику Дальнего Востока контрабандный вывоз в КНР различных видов сырья (особенно деловой древесины, пушнины) и массовая нелегальная трудовая миграция, с которой связана серьезная демографическая проблема (китаизация Дальнего Востока).

АГП России – положение территории нашей страны относительно крупных районов сельскохозяйственного производства и продовольственных баз в смежных странах. АГП России в сравнении с ПрГП выглядит предпочтительнее, так как по периметру южной и юго-западной границы России располагаются страны с менее суровыми агроклиматическими условиями, позволяющими возделывать более широкий ассортимент сельскохозяйственной продукции, необходимой нашей стране. Вместе с тем, выгодность современного АГП России снижается из-за того, что экономика многих стран – южных и юго-западных соседей первого и второго порядка – находится далеко не в лучшем состоянии. Кроме того, некоторые отрасли агропромышленного комплекса этих стран ныне переориентированы с российского рынка на мировой. Например, после развала СССР бывшие среднеазиатские республики стали поставлять хлопок-сырец не в Россию, а на мировой рынок (тем самым текстильная отрасль нашей страны лишилась традиционного сырья и оказалась в глубоком кризисе). Поставлявшиеся в Россию некоторые другие виды агропромышленной продукции (в частности, грузинские и молдавские вина) оказались недоброкачественными и были запрещены.

РП России – положение территории нашей страны относительно внешних рынков сбыта готовой продукции и рынков промышленного сырья. Потенциальные региональные рынки сбыта товаров производственного и потребительского назначения расположены в ближайшем окружении России (новые независимые государства на территории бывшего СССР, страны Восточной и Южной Европы). Однако современное положение России относительно рынков сбыта готовой продукции недостаточно благоприятное в силу известных сложностей в развитии российской экономики. При поступательном развитии отечественной экономики положение России относительно рынков сбыта готовой продукции будет неуклонно улучшаться.

Положение России относительно мирового рынка промышленного сырья (минеральные и топливно-энергетические ресурсы) определяется тем, что Россия как великая сырьевая держава мало зависит от поставок с этого рынка, а в перспективе сама будет оказывать все большее экономическое воздействие на формирование мирового сырьевого рынка.

ДГП России – это положение территории нашей страны относительно сгустков населения, трудовых ресурсов и очагов технической культуры, расположенных в ближних и дальних странах. В ближайшем окружении России расположены страны с многочисленным населением и крупными рынками рабочей силы (КНР, страны Средней Азии и Закавказья, Турция, Украина). В Россию из этих стран мигрирует рабочая сила в основном с низким уровнем квалификации (тогда как наша страна нуждается в квалифицированных специалистах). В некоторых регионах России трудовая миграция из стран Азии начинает нарушать исторически сложившийся национальный и конфессиональный состав населения и ухудшать криминогенную обстановку. Все это позволяет утверждать о не благоприятности нынешнего ДГП России.

РГП России – положение территории нашей страны относительно крупных международных зон отдыха и туризма. Ближайшие к России международные рекреационные зоны располагаются на Украине и в других странах Причерноморья (Болгария, Грузия) и Средиземноморья (Турция, Греция, Кипр, Египет). Рекреационные зоны Грузии (особенно Абхазии и Аджарии) в настоящее время почти не используются по причине военно-политической нестабильности в регионе. Рекреационные зоны причерноморских и средиземноморских стран ныне вполне доступны российским отдыхающим и туристам благодаря авиационному транспорту. При оценке РГП России имеют значение время, затраченное на проезд до места отдыха и транспортные расходы рекреантов, а также безопасность отдыха в государствах, в которых находятся зоны рекреации (отсутствие террористической опасности).

Важной проблемой современной экономической географии является разработка единых критериев для синтетической (возможно, стоимостной или балльной) оценки ЭГП России, складывающейся из общей характеристики границы и совокупной оценки отдельных компонентов ЭГП. Пока же однозначно оценить ЭГП России невозможно. Если исходить из разделения понятия ЭГП России на виды в зависимости от положения территории нашей страны по отношению к внешним природным и антропогенным объектам, то отдельные регионы России будут иметь более или менее выгодное с экономической точки зрения приморское положение (Северо-Западный регион, Северный Кавказ, Приморье), другие – невыгодное или маловыгодное периферийное, окраинное, глубинное и континентальное положение (большинство районов Урала, Сибири и Дальнего Востока).

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • содержание понятия "экономико-географическое положение";
  • основные виды географического положения и место в нем экономико-географического положения;
  • историю формирования учения об экономико-географическом положении;
  • основные подходы к оценке экономико- и политико-географического положения;

уметь

  • давать характеристику экономико-географического положения отдельных стран, регионов и населенных пунктов;
  • строить графы железных дорог крупных экономических районов для оценки выгодности экономико-географического положения;
  • характеризовать макро-, мезо- и микроположение административных центров

региона – субъекта Российской Федерации;

Применять исторический подход к анализу экономико-географического положения различных объектов;

владеть

  • навыками определения "топологического расстояния";
  • приемами изучения изменения экономико-географического положения во времени;
  • способами количественной оценки экономико-географического положения;
  • методикой оценки различных видов экономико-географического положения.

Географическое положение и экономико-географическое положение

Понятие "географическое положение" является ключевым для всей системы географических наук. Собственно, география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его (например, мореплавателю), но и объяснить некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейшим элементом географического исследования является установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемых именно их местоположением.

Положение на земной поверхности, определяемое в системе географических координат (градусах широты и долготы), дающее наиболее точный адрес объекта, – это математико-географическое положение.

Положение одних природных объектов относительно других, оказывающих на них существенное влияние, называют физико-географическим положением. Таково, например, положение по отношению к господствующим направлениям ветра островов – наветренных и подветренных.

Экономико-географическое положение (ЭГП) – это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных). В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающее морс, судоходная река, месторождение полезного ископаемого, лесной массив, ареал природно-очаговых заболеваний), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов. Особая важность положения относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных и межблоковых отношений вызывает необходимость применения категории "политико-географическое (геополитическое) положение" (ПГП).

Понятия "географическое положение", "политико-географическое положение" использовались в XIX в. Их значения анализировались в общем виде и на конкретных примерах в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, среди географов – d). Ратцелем. Категория ЭГП была предложена в СССР на рубеже 20–30-х гг. XX в. И. Алкиным и позднее детально разработана Η. Н. Баранским, И. М. Маергойзом и рядом других авторов. Но без оформления специальным термином она применялась и раньше. Так, в книге Η. П. Огановского "Популярные очерки экономической географии СССР" (1926) читаем: "Географическим положением называется близость данной страны к морям и океанам, но которым проходят мировые торговые пути, а также к странам, торговые сношения с которыми представляют большую выгоду". Это определение характеризует только частный случай ЭГП – и с точки зрения объекта (страны в целом), и исключительно с точки зрения удобства межгосударственных экономических связей.

Н. Н. Баранский обращал внимание на то, что ЭГП – это "отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, – все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории..." Он писал: "Для экономической географии чрезвычайно важно положение данной страны (или района, города, вообще исследуемого ареала) к путям, рынкам, крупным центрам (промышленным, торговым, административным, культурным)".

Η. Η. Баранский считал, что ЭГП имеет крупнейшее методологическое значение: "Место, занимаемое любым ареалом, – будет ли то страна, район, город и т.д. – в системе географического разделения труда в значительной мере определяется экономико-географическим положением". И еще одно важное положение Η. Н. Баранского заключается в том, что ЭГП, как и прочие моменты экономико-географического порядка, должно рассматриваться в плане историческом. Иначе говоря, экономико-географическое положение, в отличие от положения математического и положения физико-географического, есть категория историческая, и она должна быть каждый раз определена в координатах времени. Это значит, что здесь надо рассуждать с точки зрения определенной эпохи, определенных исторических условий.

Непреходящее значение имеют глубокие разработки положений теории ЭГП в трудах И. М. Маергойза (в основном первая половина 1970-х гг.). Он писал: "Экономико-географическое положение – сложная, генетически взаимосвязанная совокупность территориальных отношений, важных ныне или могущих стать важными для экономического развития объекта и для формирования таких объектов, как страны и районы, для их территориальных структур... ЭГП с самого начала понимается как система территориально-временных отношений, причем весьма динамичных (что затрудняет ее изучение)... Отсюда возрастающая динамичность ЭГП – самостоятельного понятия, хотя тесно связанного с культурно- географическим, политико-географическим, а также и с военно-географическим положением".

"В современном ЭГП заложены многие черты будущего, подобно тому, как во “вчерашнем” положении мы находим причины того, почему таким стал наш объект сегодня, – считал И. М. Маергойз. – Поэтому изучить сегодняшнее положение объекта – значит в известной мере определить, каким может стать объект завтра, т.е. найти одну из составляющих прогноза его развития под влиянием внешних сил".

В наиболее формализованном виде географическое положение есть положение объектов, фиксируемое на карте в двухмерном пространстве земной поверхности. В физической географии, реже в экономической, оценивается и третье измерение – абсолютная или относительная высота. На карте все объекты изображаются как точечные, линейные (внемасштабными условными знаками) или площадные (контурные, занимающие определенный ареал). Фактически, конечно, и точечные, и линейные объекты на мелкомасштабной карте (населенный пункт, многополосная автострада) занимают площади, но при соответствующем масштабе исследования этим обстоятельством можно пренебречь. Тогда возможны следующие варианты взаиморасположения указанных категорий объектов:

  • точка относительно другой точки: Москва относительно Санкт- Петербурга;
  • точка относительно линии (и обратное): Саратов на Волге;
  • точка относительно ареала – столица в государстве;
  • линия относительно линии: трасса БАМ относительно Великой Сибирской магистрали;
  • линия в пределах ареала: река Яна на северо-востоке Якутии;
  • ареал относительно другого ареала: республики Мордовия и Чувашия.

Возможны и такие варианты положения:

  • точка на линии или вне ее: Тверь на железной дороге Москва – Санкт-Петербург, Новгород – вне ее;
  • точка в пределах ареала, на его границе, вне его: Нарьян-Мар находится в зоне тундры, Кудымкар – вне ее; Брест находится на границе Белоруссии и Польши, другой Брест – на французском побережье Атлантического океана;
  • линии расположены изолированно друг от друга, как Печора и Северная Двина, или пересекаются, как БАМ с рекой Леной;
  • линия находится в пределах ареала полностью (как река Яна) или частично (река Лена) в Якутии или целиком вне ареала (например, железная дорога Дудинка – Норильск не имеет связи с железнодорожной сетью страны);
  • ареалы являются смежными (Мордовия и Чувашия) или удалены друг от друга (Мордовия и Татарстан).

Для определения взаимоположения объектов указывают расстояние между ними и направление (к северу, юго-востоку).

Для определения положения точки, линии, меньшего ареала в составе более крупного используют следующие термины: "центральное ", "глубинное", "периферийное", "окраинное ", "пограничное положение". Положение столицы Бразилии избиралось как близкое к центральному в стране; положение в пей г. Риу Гранди (на юге) близко к пограничному; г. Форталеза (на северо-востоке) имеет периферийное, а г. Манаус (в Амазонии) – глубинное положение. Некоторые территории, даже государства, в названиях своих несут указание на окраинное положение – Украина, Крайна в бывшей Югославии.

Для количественного измерения ЭГП объектов существует несколько способов: измеряются расстояния от объекта до других, влияющих или потенциально могущих оказать влияние на него.

Простейший способ – измерение "воздушного" (геодезического) расстояния на местности или на карте соответствующего масштаба (чтобы избежать искажений) по прямой. Но в большинстве случаев расстояние между объектами преодолевается по трассам путей сообщения, отклоняющимся от прямой, т.е. измерению подлежат реальные расстояния (протяженность отрезка железнодорожной линии или участка судоходной реки). В том и другом случае расстояние измеряется в километрах. Иногда (в том числе и в быту) расстояние измеряется во времени (в часах, минутах), необходимом для преодоления расстояния до объекта по имеющимся путям сообщения. Особенно часто такой способ используется для определения положения в зоне доступности (получасовой, часовой, двухчасовой), допустим, центра городской агломерации по железной дороге. Здесь имеют значение скорость движения (электропоездов) и интервалы движения между ними. Считается, что реальное время поездки (исключая необходимое для подхода к станции) складывается из времени поездки и половины продолжительности интервала между поездками (это время ожидания). Если разные пункты обслуживаются линиями, по которым поезда движутся с разной скоростью, то расположенный ближе к центру пункт (по расстоянию в километрах) может оказаться на большем временно́м отдалении. И даже находящиеся на одной линии пункты, если в них останавливаются не все поезда (т.е. удлиняются интервалы), как бы удаляются от центра.

Как известно, "время – деньги", поэтому временно́е измерение часто трактуется как экономическое расстояние. Точнее оно измеряется тарифной стоимостью провоза груза или поездки пассажира.

Своеобразен способ определения "топологического расстояния" без точного выражения в метрах или минутах. Пример такого отсчета – оценка расстояния до объекта числом кварталов, остановок общественного транспорта. Положение объектов, например станций метрополитена, отдельных городов в системах городского расселения, изображают в этом случае с помощью чертежа или графа. Объекты – города, станции – обозначаются точками – это вершины графа. Их соединяют "ребра", упрощенно показывающие наличие связей между вершинами. Взаиморасположение вершин на чертеже приближено к реальному. Расстояние между вершинами измеряется числом ребер – по кратчайшему варианту. Например, расстояние от Москвы – центра графа железнодорожной сети Европейской России – до вершин областных центров равно одному ребру до Владимира, Ярославля, Твери, а до Вологды, Нижнего Новгорода – двум: легко убедиться по карте, что при равном топологическом расстоянии до Владимира и Ярославля разное число километров.

С помощью графа можно определить количественно центральность, выгодность положения, например в системе городов – административных центров Западной Сибири (расположенных на железной дороге). Расстояние измеряется суммой чисел Кенига (т.е. числом ребер) от одного центра до всех остальных. Результаты заносятся в матрицу (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Матрица топологических расстояний

Чем меньше сумма чисел Кенига, тем нейтральнее, выгоднее положение пункта в системе. В нашем случае лучшее положение у Новосибирска, худшее – у Тюмени (рис. 6.1). Особые преимущества дает транзитное положение на линиях, по которым осуществляются связи крупных экономических объектов (центров и ареалов). В местах пересечения транзитных линий создаются хорошие условия для развития производства даже там, где нет местных ресурсов. Очень выгодно положение на пересечении крупных судоходных рек и железнодорожных магистралей (Омск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, города Поволжья), при впадении больших судоходных рек в моря, по которым проходят международные трассы (Архангельск), при сочетаниях разных транзитных путей сообщения (Санкт-Петербург, Ярославль и др.).

Рис. 6.1.

Большого внимания заслуживает "соседское " положение. Здесь различают соседей первого (непосредственных), второго (соседей соседей) и последующего порядка. Так, у Ленинградской области в пределах Российской Федерации, не считая Санкт-Петербурга, четыре соседа первого порядка (Карелия, Вологодская, Новгородская и Псковская области) и семь – второго (Мурманская, Архангельская, Кировская, Костромская, Ярославская, Тверская, Смоленская области). Чем больше соседей и чем больше число транспортных выходов на их территории, тем выгоднее положение. Конечно, имеют значение уровень экономического развития и специализация соседних районов. Можно опираться на развитых соседей, кооперируя усилия с ними, но в условиях конкуренции они могут и подавлять развитие тех или иных отраслей у более слабого соседа, который превращается в аграрно-сырьевой придаток, в поставщика трудовых ресурсов, в рынок сбыта.

Наш современный мир отличается большим разнообразием существующих стран. И каждая из них обладает собственным набором уникальных свойств и черт. Для удобства их анализа и сравнения используют такой инструмент, как "характеристика экономико-географического положения страны". Описывает он страны по определенному алгоритму, который мы рассмотрим далее.

Виды экономико-географического положения

Бывает потенциальным и настоящим (реализованным). Любое неосвоенное место является потенциальным ЭГП. Под реализованным ЭГП подразумевается историческая последовательность того, как использовалось ЭГП в различных временных социальных и экономических условиях.

Изменение ЭГП

Оценки экономико-географического положения могут со временем могут изменяться с совершенствованием и развитием мирового разделения труда и безостановочного научно-технического прогресса. Больше всего влияют транспортные, связующие, строительные изменения, а также поиск новых месторождений. Эпоха Великих географических открытий, освоение Америки, развитие ж/д и автотранспорта являются катализаторами одних из самых крупных мировых изменений.

Стандарты описания экономико-географического положения

Одна из идей, на которой строится использование плана характеристики ЭГП страны, это стремление показать разнообразие культур и миров. При современных процессах интеграции и глобализации важно видеть разницу между субъектами.

Типовой план характеристики ЭГП страны, региона состоит из следующих пунктов:

  1. Расположение относительно стран-соседей.
  2. Расположение относительно главных сухопутных и морских транспортных путей.
  3. Расположение относительно главных топливно-сырьевых баз, промышленных и сельскохозяйственных районов.
  4. Расположение относительно главных районов сбыта продукции.
  5. Изменение ЭГП во времени.
  6. Общие выводы об ЭГП и его влиянии на развитие хозяйства страны.

Самые часто рассматриваемые страны

Для того чтобы отследить модели экономического и политического развития, выявить взаимосвязи и взаимозависимости между странами мирами, а также выяснить закономерности развития общества, рассмотрим наиболее развитые европейские страны.

Чаще всего объектом исследования становятся такие страны, как Германия, Франция, Италия и Испания как представители всех частей Европы.

Германия

Рассмотрим первую характеристику ЭГП страны зарубежной Европы. По плану, указанному в одном из предыдущих абзацев, получим следующую ситуацию:

1) Германия обладает границами с 9 странами: север - Дания; восток - Польша, Чехия; юго-восток- Австрия; юг - Швейцария; юго-запад - Франция, Люксембург; запад - Бельгия.

2) Германия является транспортных потоков.

3) В Германии в Рурском регионе добывается каменный и бурый уголь, аналогичное место добычи находится рядом в Польше. Нефтяные месторождения находятся далеко. Рядом располагается добыча природного газа (Северное море).

4) Внутригерманское производство покрывает 60% спроса населения. К наиболее популярным товарам относятся хлебобулочные изделия, молочные продукты, яйца, самые разные овощи и фрукты, мясо и мясные продукты. Хорошо развито производство продуктов растительного происхождения - крупы, злаковые и др. Германия известна как крупнейшая -импортер натуральных продуктов питания. 38% всех натуральных продуктов - это немецкий импорт.

5) Положение Германии очень выгодно. Она является связующим звеном между государствами Центральной и Восточной Европы.

Вот так выглядит план характеристики ЭГП страны. Германия - важная экономическая и политическая единица Европы.

Франция

Эта страна - европейская надежда. Многие процессы, происходящие в Европе, связаны с ней. Рассмотрим ее план характеристики ЭГП страны. Франция обладает своими уникальными чертами и особенностями.

1) Франция может быть названа страной Атлантики и Средиземноморья, Прирейнья и Пиренейских гор. Морские границы длиннее сухопутных. На граничит с Великобританией по проливам Ла-Манш и Па-де-Кале. Сухопутные французские границы идут по различным природным рубежам, например, горам. На юго-востоке Франция граничит с Монако, на северо-востоке с Люксембургом и Бельгией.

2) Франция имеет большое естественное преимущество в виде центрального географического положения, вследствие чего имеет выход к главным западноевропейским коммерческим трассам: Средиземному морю, Ла-Маншу, Атлантике.

3) Франция известна добычей угля. Основные регионы, где он добывается, - это Лотарингия и Центральный массив. Французский импорт состоит из нефти и газа. «Газ де Франс» известна как одна из самых крупных газовых компаний Европы.

4) Франция считается высокоразвитой страной, и находится на одном из первых мест в объеме промышленного производства. Огромным спросом на мировых рынках пользуются французские изделия, такие как одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия и косметика, коньяки, сыры и др. Также Франция является крупным сельскохозяйственным игроком. Отдельно стоит рассмотреть такую отрасль во французском производстве, как виноделие. Каждая провинция выращивает свой сорт винограда и производит свое вино. Кроме вина, Франция известна такими напитками, как коньяк и кальвадос.

5) На данный момент Франция состоит во многих международных организаций, например, Европейский Союз, ООН, Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР), Международный Валютный Фонд (МВФ), НАТО и другие организации. ЭГП укрепляется с каждым годом. Франция старается извлекать из него все больше преимуществ для своего развития.

6) Франция обладает большим потенциалом, которые можно успешно реализовать за счет использования выгодных сторон ее географического положения.

Италия

В Европе есть еще одно государство, достойное рассмотрения плана характеристики ЭГП страны. Италия представляет Южную Европу со всеми ее особенностями.

1) Территориально Италия является южноевропейской страной, находящейся на Апеннинском полуострове. Имеет границы с Францией, Швейцарией, Австрией, Словенией, Сан-Марино и Ватиканом.

2) Италия имеет большое количество автомобильных дорог и железнодорожных путей в страны Европы. Развита морская портовая сеть.

3) По отношению к сырьевым мировым точкам, южнее Италии располагается Северная Африка, добывающая нефть и газ, на северо-востоке - Россия с добычей нефти, газа и угля, на востоке - Страны Персидского залива, богатые нефтью и газом, на севере - Германия и Польша с добычей угля.

4) Главным сбытовым районом для Италии являются страны Европейской торговой зоны, куда она сама и относится.

5) С течением времени на ЭГП Италии больше всего воздействия и влияния оказывают геополитические факторы.

6) В общем плане ЭГП Италии можно охарактеризовать как выгодное, так как она располагается в зоне одного из самых больших рынков (ЕС) и имеет выход к морским путям.

Испания

Это государство представляет юго-запад Европы. Вот так будет выглядеть его план характеристики ЭГП страны. Испания испытывает на данный момент свои сложности в развитии, но в целом имеет перспективы для дальнейшего успешного развития.

1) Испания расположилась на европейской юго-западной территории на Пиренейском полуострове. Имеет границы: на западе - Португалия, север - Франция и Андорра, с севера и запада Испанию омывают воды Атлантического океана, с юга и востока - Средиземное море.

2) Испанские дороги представляют собой централизованные шестиполосные шоссе, соединяющие Мадрид и Страну Басков, Каталонию, Валенсию, Андалусию, Эстремадура и Галицию. Скоростные шоссе также пролегают вдоль атлантического и средиземноморского побережий.

3) Одна из самых промышленных отраслей — горнодобывающая. Испания богата полезными ископаемыми, значится как один из мировых лидеров по добыче ртути и пирита, полиметаллических и урановых руд, а также серебра. Нефть и газ относятся к категории импорта.

4) Для Испании рынками сбыта являются Западная и Восточная Европа, а также понемногу страна выходит на Азиатский и Африканский рынки. Экспорт в основном составляют готовые изделия в виде машин, оборудования, тканей, а также фрукты. Самый большой товарооборот зафиксирован со Швейцарией и США.

5) ЭГП Испании меняется со временем под воздействием всех процессов, происходящих в Европе.

6) Испания имеет выгодное положение и обладает перспективами хорошего и устойчивого развития, что мы видим, исходя из приведенного плана характеристики ЭГП страны.

Развиваемые навыки и умения

Любое задание подразумевает под собой совершенствование каких-либо умений и навыков. Использование такого инструмента, как составление описания государства по плану характеристики ЭГП страны, позволяет развить умение к оценке влияния положения на развитие.

История того, как заселялась страна, национальные черты граждан и трудовых ресурсов помогают определить сферы, которые обладают потенциалом для развития. Другим умением, формирующемся при использовании плана характеристики ЭГП страны, является способность к определению и выделению сходств и различий и их интерпретация и прикладное применение. Прогнозирование будущих тенденций и перспектив развития - неотъемлемый аналитический инструмент.

  • 6. Общая оценка природных условий и ресурсов рф, их влияние на развитие экономики разных районов страны.
  • 7. Формы международных экономических связей. Понятие о торговом и платежном балансах стран мира.
  • 8. Ресурсы морей и внутренних вод рф, проблемы использования, влияние на размещение производства и региональное развитие.
  • 9. Классификация полезных ископаемых. Факторы размещения горнодобывающей промышленности.
  • 10. Агроклиматические, почвенные и биотические ресурсы рф, их оценка, влияние на специализацию экономики районов.
  • 11. Расселение как общее условие и фактор размещения производства. Особенности расселения в рф.
  • 12. Урбанизация. Характеристика процессов урбанизации в рф и в мире.
  • 13. Динамика численности населения и факторы, ее определяющие. Типы стран и регионов по естественному воспроизводству населения и миграциям.
  • 14. Миграции населения рф и их причины. Виды миграций, их влияние на демографическую структуру, трудоресурсную обеспеченность регионов.
  • 15. Город и городская агломерация. Крупнейшие города и агломерации рф. Типология городов. Проблемы городов разного типа.
  • 16. Этническая и конфессиональная структуры населения рф.
  • 17. Современная демографическая обстановка рф: региональные различия.
  • 18. Исторически сложившаяся материально-техническая база общества как условие размещения производства.
  • 19. Экономически активное население. Безработица в рф. Региональные различия в условиях безработицы.
  • 20. Размещение производства, основные типы размещения, их преимущества и недостатки.
  • 21. Условия и факторы размещения производства и расселения.
  • 22. Экономико-географическое и геополитическое положение стран, районов, городов. Изменения эгп рф и ее регионов после распада ссср.
  • 23. Характеристика государственной границы рф. История ее формирования.
  • 24. Рыночная инфраструктурная база как условие размещения производства.
  • 25. Технико-экономические факторы размещения производства.
  • 26. Концентрация производства, ее влияние на размещение предприятий.
  • 27. Производственные специализация и кооперирование, их влияние на размещение предприятий и отраслей обрабатывающей промышленности.
  • 28. Производственное комбинирование, развитие производственно-технологических связей, их влияние на размещение производства.
  • 29. Принципы размещения производства, их формулировка, конкретные примеры.
  • 30. Зарубежные и отечественные концепции размещения производства.
  • 31. Народнохозяйственный комплекс страны, его отраслевая структура.
  • 32. Общая характеристика промышленности рф. Классификация отраслей. Изменения в отраслевой структуре за последние годы, причины и следствия.
  • 33. Формы территориальной организации промышленности.
  • 34. Развитие и размещение отраслей тэк.
  • 35. Развитие и размещение отраслей металлургического комплекса.
  • 36. Развитие и размещение отраслей химического комплекса.
  • 37. Развитие и размещение отраслей лесопромышленного комплекса.
  • 38. Развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса.
  • 39. Развитие и размещение отраслей легкой промышленности.
  • 40. Развитие и размещение пищевой промышленности рф.
  • 41. Апк рф, его состав, уровень и проблемы развития. Место апк в разных районах страны.
  • 42. Сельское хозяйство рф: факторы развития и размещения, специализация и уровень развития по районам страны, основные потребляющие и производящие сельскохозяйственную продукцию регионы.
  • 44. Развитие транспортной сети по регионам рф. Проблемы развития транспортно-экономических связей с регионами Севера.
  • 45. Территориальная организация и размещение социальной инфраструктуры и сферы услуг.
  • 46. Понятие о социально-экономических территориальных системах (сэтс), их типы.
  • 47. Тпк рф: расположение, ресурсы, специализация, этапы формирования и проблемы развития.
  • 48. Понятие об экономических районах, факторах районообразования, методах идентификации и делимитации.
  • 49. Специализация районов и методы определения. Понятие об эффективной специализации районов о определяющих ее факторах.
  • 50. Комплексное развитие районов. Направления комплексного развития, проблемы развития районов разного типа.
  • 51. Таксономическая система экономического районирования.
  • 52. Административно-территориальное устройство рф. Понятие о федеральном, региональном и местном уровнях управления.
  • 53. Федеральные округа рф. Их состав и значение.
  • 54. Сравнительная характеристика районов Запада и Востока страны: их различия и сходные проблемы развития.
  • 55. Проблемы развития регионов Севера, экономически отстающих и депрессивных регионов-субъектов рф.
  • 56. Сравнительная характеристика регионов сзфо.
  • 57. Сравнительная характеристика регионов цфо.
  • 58. Сравнительная характеристика регионов пфо.
  • 59. Сравнительная характеристика регионов юфо.
  • 60. Сравнительная характеристика регионов уфо.
  • 61. Сравнительная характеристика регионов сфо.
  • 62. Сравнительная характеристика регионов дфо.
  • 22. Экономико-географическое и геополитическое положение стран, районов, городов. Изменения эгп рф и ее регионов после распада ссср.

    ЭГП – положение объекта в экономическом пространстве, которое определяется по отношению к природным элементам окружающей среды, к элементам исходной среды и к размещению всего населения.

    Важная черта ЭГП – историческая изменчивость, т.е. ЭГП – динамическая категория, поэтому прогресс транспорта и систем коммуникаций меняет его.

    Компоненты ЭГП:

    1. Промышленно-географическое положение

    2. Транспортно-географическое положение

    3. Агро-географическое положение

    4. Рыночное положение

    5. Демографическое положение

    6. Рекреационно-географическое положение

    Типы ЭГП:

      Центральное

      Периферийное

      Пограничное

      Транзитное

      Глубинное

    Геополитика – научная доктрина, обосновывающая политику данного государства или региона по отношению к окружающим его государствам или регионам. При реализации этой политики учитываются:

    1. Уровень конфликтности или противодействия 1 государства другому

    2. Уровень социально-экономического развития

    3. Плотность населения

    4. Военно-стратегическое развитие

    Вследствие распада СССР ЭГП и политико-географическое положение РФ значительно ухудшилось.

    Существенно ослаблены выходы к морским мировым путям, поскольку Россия лишилась портов Прибалтики (Клайпеда, Рига, Таллинн) и Украины (Одесса, Феодосия, Керчь). Границы с европейскими странами сдвинулись вглубь континента и на восток. Более континентальное положение расположение диктует необходимость искать новые выходы к мировым рынкам, создавать новые порты в Финском заливе, на севере Европейской части, в Азово-Черноморском районе. Новые обстоятельства требуют больше внимания обратить на повышение транспортабельности экспортируемой продукции, среди которой пока доминирует топливно-энергетические и прочие природно-сырьевые ресурсы, а также промежуточные продукты и полуфабрикаты.

    Изменения геополитической ситуации скажется и на внутрирегиональном развитии: из 11 экономических районов Российской Федерации раннее только 6 имели выход к государственным границам и океану, теперь – 10 (кроме Волго-Вятского района); из 76 нынешних республик. краев и областей, ранее приграничными были 20, сегодня их стало 44. С этими изменениями связаны новые проблемы специализации производства, структуры товарообмена, в том числе внешнеторгового, миграции населения, передислокации вооруженных сил и др.

    23. Характеристика государственной границы рф. История ее формирования.

    Общая протяженность границ РФ составляет примерно 60 тыс. км (наибольший в мире показатель), при этом морские границы почти вдвое больше сухопутных (около 40 тыс. км).

    Северные границы страны полностью проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Кроме западной части Баренцева моря, все они круглый год покрыты дрейфующими льдами, поэтому судоходство здесь затруднено.

    В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса располагается наш российский сектор Арктики. Острова этого сектора принадлежат нашей стране.

    Восточные границы России проходят по водам морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. При этом все дальневосточные моря, омывающие берега России, частично замерзают. Ближайшими морскими соседями нашей страны здесь являются Япония и США.

    На западе морские границы России проходят по водам Балтийского моря, которые соединяют нашу страну со многими европейскими государствами. Это море относится к акватории Атлантического океана и образует у берегов нашей страны заливы, на берегах которых располагаются российские порты. При этом лишь у берегов Калининградской области Балтийское море зимой не замерзает.

    На юго-западе морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, где пограничными с нашей страной являются Украина и Грузия. Воды Азовского и Черного морей имеют большое значение для транспортных связей России со странами Средиземноморья и другими странами Европы.

    Граница с некоторыми странами так называемого "ближнего зарубежья" - Казахстаном и Азербайджаном проходит на юге по водам внутреннего Каспийского моря.

    Протяженность сухопутных границ нашей страны также велика. После распада СССР число соседей изменилось с 10 до 16 (с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы - с Японией и США).

    На северо-западе Россия по суше граничит с Норвегией и Финляндией.

    На западе РФ с имеет границы с государствами Балтии - Эстонией, Латвией и Литвой, а также с Польшей.

    Вдоль западной и юго-западной границы России располагаются Белоруссия и Украина.

    На юге с нашей страной граничат Грузия, Азербайджан и Казахстан.

    Республики Алтай, Тува, Бурятия, а также Читинская область, входящие в состав РФ, располагаются вдоль границ с Монголией.

    Еще восточнее Россия граничит с Китаем.

    На крайнем юго-востоке Приморский край РФ граничит с КНДР.

    Таким образом большая часть границ России проходит по естественным рубежам: морям, горам, рекам. Часть из них затрудняют международные контакты, другие им благоприятствуют, позволяют прокладывать международные сухопутные и речные трассы для осуществления экономических связей и т.п.

    "

    На этом уроке вы познакомитесь с темой «Экономико-географическое, транспортно-географическое и геополитическое положение России». В начале занятия вспомните, что собой представляет понятие «экономико-географическое положение», повторите, кто первый ввел это определение, на каких уровнях оно изучается. После этого приступите к изучению экономико-географического, транспортно-географического и геополитического положения России.

    Тема: Географическое положение России

    Урок: Экономико-географическое, транспортно-географическое и геополитическое положение России

    Понятие « экономико-географическое положение ввел географическую науку теоретик и популяризатор географии автор школьных учебников Николай Николаевич Баранский. (см. рис 1)

    Рис. 1. Н.Н.Баранский (1881 - 1963)

    Чтобы оценить экономико-географическое положение России на разных уровнях, следует обратить внимание на наших соседей. Россия граничит по суше с 14 государствами. Пограничные государства - это соседи первого порядка. Большая часть соседей первого порядка - это страны СНГ [Л1] .

    Главная задача СНГ- объединить образовавшие его государства для экономического, культурного и военного сотрудничества.

    Страны СНГ - важны для хозяйства России ведь на них приходится 16% экспорта и 24% импорта России. Главные торговые партнеры - Украина, Казахстан, Беларусь. В свою очередь страны СНГ заинтересованы в сохранении экономического сотрудничества с Россией, поскольку на нее приходится более 70% их хозяйственных связей.

    ЭГП России на глобальном уровне (макроуровне) характеризует положение страны по отношению к главным центрам мировой экономики и торговли. Это положение исключительно выгодное. Россия имеет потенциальные возможности для развития и углубления своих экономических связей со странами всех материков. На сегодняшний день это отражено в том, что Россия является членом более 200 международных организаций. И все же основными внешнеэкономическими партнерам, кроме СНГ, для России являются страны ЕС [Л2] и в последнее время - странАТР [Л3] . Например, на долю европейских стран приходится 59% торгового оборота России, а из них -51% на долю стран ЕС. На долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона

    (кроме стран американского региона) -18%.

    (см. рис. 2).

    Рис. 2. Факторы ЭГП России на макроуровне

    На особенности географического положения влияет транспортно-географическое положение России. После распада СССР многие железнодорожные, автомобильные, трубопроводные, газопроводные остались в пределах независимых государств. Использование их потребует дополнительных затрат на перевозку транзитных грузов. Поэтому в настоящий момент в стране разрабатывается строительство новых дорог и реконструкция старых. Российская империя и СССР имели четыре основных выхода в мировой океан: во-первых, на Балтику, прорубленную Петром в 18 веке, во-вторых, Черноморский, в-третьих, в Северный и в-четвёртых, в Тихоокеанский. В связи с распадом СССР и образованием новых независимых государств у России ухудшилось транспортно-географическое положение. Резко сократилось количество портов в Балтийском и Черном морях. У России на Балтике остались Калининградский, Санкт-Петербургский и Выборгский порты, а Сталинский, Вентспилский, Рижский стали портами суверенных государств. (см. рис.3)

    Рис. 3. Балтийские порты (белым отмечены российские, красным - порты суверенных государств)

    В Азовско-Черноморском бассейне ситуация почти такая же, России принадлежат два порта: Туапсе и Новороссийск, а Одесса и Херсон стали портами независимой Украины. (см. рис.4)

    Рис. 4. Порты Азовско-Черноморского бассейна (белым отмечены российские, красным - порты суверенных государств)

    Порты Балтии и Украины редко используются этими странами, поскольку были построены для обеспечения всего СССР. России необходимо заключать новые торговые соглашения по об эксплуатации данных транспортных путей.

    Транспортно-географическое положение на Дальнем Востоке характеризуется как достаточно благоприятное для нашей страны. Так как Россия может выступить трансконтинентальным «коридором» между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы, то для этого необходимо новое строительство мостов.

    До распада СССР Россия жила в «двухполярном мире»: с одной стороны - это Советский Союз, а с другой стороны - США; с одной стороны - это страны НАТО, а с другой - страны Варшавского договора.

    После распада СССР мир постепенно стал многополярным (см. рис.5) и поэтому для определения своего геополитического положения России нужно ориентироваться на следующие моменты:

    · Россия крупнейшая страна на постсоветском пространстве и поэтому ей надо выстраивать новое отношение со странами СНГ;

    · Россия является крупнейшей страной мира, которая простирается на евразийском пространстве от Атлантики на западе, до Тихого океана на востоке;

    · Россия является северной страной, потому что 64% территории относится к планетарной зоне Севера.

    Рис. 5. Современное геополитическое положение России

    Новая Россия в своей геополитике должна ориентироваться на следующие группы стран:

    · Страны СНГ и другие новые независимые государства не только приграничные государства, но и соседи второго порядка (Молдова, Армения, государства средней Азии) и третьего порядка (Таджикистан) ;

    · Страны Западной и Южной Европы, объединенные в Европейское Экономическое сообщество (ЕС), среди которых возрастает роль Германии - нового мирового геополитического полюса; (см. рис. 6)

    Рис. 6. Германия - новый мировой геополитический полюс

    · Страны Восточной Европы, тесно связанные в течение всего послевоенного периода с СССР, с которыми Россия должна обновить и усилить связи;

    · Страны бассейнов Балтийского и Черного моря - с ними Россия уже заключила многосторонние соглашения: культурно-экономические, по проблемам охранной природы, по правам человека;

    · Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно, новые полюса мировой экономики и политики: Япония, Китай, Южная Азия, Индия;

    · Особая роль принадлежит укреплению и развитию разносторонних связей России и США. Наша страна уже заключила соглашение о коренном разоружении и освоении космоса, наряду, с развитием экономических и научно-технических связей;

    · Большое значение приобретают связи России с Канадой и Северной Европой в обмене опытом по освоению северных территорий.

    Домашнее задание

    1. Назовите соседей России 1-го и 2-го порядка России?
    2. Как можно оценить геополитическое положение на севере России?
    1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
    2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром Атлас.
    3. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

    Другие уроки на эту тему

    • Географическое положение и границы России. Геополитическое положение ().

    Узнай больше

    1. Официальный сайт СНГ ().
    2. На этом сайте можно узнать все о портах России ().

    [Л1] В декабре 1991 года прекратил свое существование СССР, большая часть возникших в его бывших границах новых независимых государств приняли решение о создании СНГ(Содружества Независимых государств)

    [Л2] Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацеленный на региональную интеграцию (объединение).

    [Л3] Азиа́тско-Тихоокеа́нский регио́н (АТР) — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане.