Доклад Теория «экономики предложения. Экономическая теория предложения Школа теории экономики предложения

В государственный бюджет . Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, наиболее известного сторонника теории экономики предложения (см. подробнее гл. 26), стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам. Это и продемонстрировал американский ученый при помощи своей известной кривой.  

В конце 1970-х - начале 1980-х гг. основными противостоящими экономическими школами были неокейнсианство и монетаризм. Наряду с ними, в начале 1980-х годов активно заявила о себе еще одна группа экономистов, которых называют сторонниками теории экономики предложения.  

Лаффер - сторонник теории - экономики предложения , считает, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с возросшими налоговыми поступлениями (рис. 19.1).  

Вторая группа экономистов в настоящее время развивает основные положения кейнсианства. Так же как Дж. М. Кейнс и его первые сторонники, эти экономисты считают, что информационные недостатки и неэластичность цен, заработной платы и процентных ставок являются главными элементами для понимания и прогнозирования будущего развития экономики. Они утверждают, что необходимы теории, сочетающие в себе анализ этих элементов. В то же время они понимают недостатки традиционной кейнсианской концепции. Таким образом, эти экономисты развивают современные теории, используя при этом отдельные положения классической школы , которые, по их мнению, имеют важное значение. Современные кейнсианцы разработали теорию, в которой неэластичность цен, заработной платы и процентных ставок является следствием рациональных решений , принятых индивидами, которые преследуют собственные интересы. В результате получилась неокейнсианская экономическая теория , которая утверждает, что спрос порождает предложение.  

Сторонники этого направления развили количественную теорию денег, модели которой объясняют соотношение предложения денег, скорости обращения денег и других подобных факторов с общим уровнем цен в экономике.  

Второй подход - немонетаристский - предусматривает необходимость возрождения отечественного Производства , обеспечивающего макроэкономическую стабилизацию . Этот подход рекомендуется сторонниками кейнсианства, теории экономики предложения и неоклассического синтеза российскими экономистами в лице Е.11рима-кова, С.Глазьева и др. предлагается более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание или сдерживание роста цен с целью предотвращения высокого уровня инфляции, участие в создании рыночной инфраструктуры , налоговое стимулирование производства, поддержка жизненно важных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и валютных операций.  

Названа по имени американского экономиста французского происхождения профессора Артура Лаффера - сторонника теории предложения , который доказывал, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями . Лаффэр построил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой и пытался доказать, что по мере роста ставки налога от О до 100% налоговые поступления будут расти до некоторого максимального уровня, затем этот рост немного замедляется и далее идет либо такое же плавное снижение налоговых поступлений , а соответственно и доходов бюджета , либо наблюдается их резкое падение. Налоговые поступления падают после некоторой точки потому, что более высокие налоговые ставки , по предположению Лаффэра, сдерживают экономическую активность и, следовательно, налоговая база сокращается. Например, 100%-ная налоговая ставка имеет характер конфискации и останавливает производство налоговая база становится равной 0 и приносит нулевой налоговый доход . Если успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов ... то экономическая активность будет падать, - отмечал Лаффэр. Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет является, по оценкам Лаффэра, 30% суммы доходов 40-50-процентное изъятие доходов сокращает сбережения населения , влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и, следовательно, означает сокращение налоговых поступлений.  

Теоретические высказывания А. Смита стали аксиомой не только для его последователей, но и для всех ученых-экономистов . Они были взяты на вооружение представителями теории предложения от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей, на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. Таким образом, сторонники теории предложения , развитой в начале 80-х годов в США М. Уэйденбаумом, А. Бернсом, Г. Стайном, А. Лаффером, руководствовались главной идеей, заключающейся в радикальном сокращении предельных налоговых ставок, понижая тем самым прогрессивность налогообложения , устанавливая оптимальную границу обложения. Рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает рост налоговых поступлений , затем этот рост немного замедляется и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета , либо их резкое падение. Таким образом, когда налоговая ставка достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства , уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из легального в теневой сектор экономики . И наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики. Это приводит к тому, что Доходы государства увеличиваются за счет расширения налоговой базы , а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени.  

Д. т. в нач. 20 в. претерпела изменение под влиянием работ М. И. Туган-Барановского , в к-рых он изложил историю спора между сторонниками теорий диспропорциональности и недопотребления и попытался обосновать свой вариант Д. т. Осп. его идея заключалась в положении об абсолютной независимости реализации обществ, продукта от размеров личного потребления . Согласно теории Тугай-Барановского, произ-во не зависит от личного потребления , а I подразделение - от II, для реализации же общественного продукта требуется только пропорциональность между различными отраслями произ-ва, к-рая якобы может быть обеспечена при любых размерах личного потребления за счёт роста произ-ва средств произ-ва для самого I подразделения. Его последователи - А. Шпитхоф, Г. Касселъ и И. Шумпетер - восприняли идею диспропорций в валовом общественном продукте , выступающих как результат колебаний произ-ва осн. капитала, и развили её, создав разные виды инвестиционной теории цикла . Напр., Шумпетер считал, что причиной кризиса является однобокий, прерывистый и дисгармоничный характер развития различных отраслей в фазе подъёма, когда в ряде отраслей волна инвестиций несёт с собой массу нововведений. Технич. и организац. отставание др. отраслей приводит к нарушению структуры в целом, т. к. ставит тормоз дальнейшим инвестициям в динамичных отраслях. Происходят резкие взрывы и катастрофы и возникает промежуточный период перестройки, необходимый для внедрения новшеств и приспособления к ним экономики в целом. Мнение Туган-Баранов-ского, что при пропорциональном распределении обществ, продукта даже сокращение потребительского спроса не в силах вызвать превышения общего предложения продукции по сравнению со спросом, благодаря  

Этот анализ позволит нам оценить некоторые аргументы, выдвигаемые экономистами - сторонниками теории предложения . Эти экономисты, как правило, подчеркивают роль налоговой системы в определении уровня потенциального объема выпуска. Они утверждают, что изменения в налоговой системе могут в значительной степени увеличить потенциальный объем производства и, следовательно, оказать огромное благотворное влияние на экономику. Один из их главных аргументов состоит в том, что высокое налогообложение доходов сокра- щает стимулы к труду и, следовательно, количество труда , предлагаемого при каждом уровне зарплаты, выплачиваемой фирмами. При снижении занятости объем производства также снижается по сравнению с уровнем, который мог бы быть достигнут при более низких налогах.  

В целом именно неоклассики являются наиболее последовательными сторонниками доктрины свободы предпринимательства . Монетаристы (влице непререкаемого лидера М. Фридмена), представители экономической теории предложения (М. Фелдстайн, А. Лаффер), школы

На рубеже 1970–1980-х годов теоретическую основу современного консерватизма в США пополнила теория экономики предложения. Видными представителями этой теории являются А. Лаффер, М. Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс. Термин «экономика предложения» был введен американским экономистом Г. Стейном.

По мнению представителей теории экономики предложения, для оздоровления экономики необходимо ориентироваться не на совокупный спрос, а на совокупное предложение. Сторонники теории экономики предложения считают, что стимулирование спроса не может привести к хорошим долгосрочным результатам.

Теория экономики предложения, в противоположность кейнсианству, отдает предпочтение предложению как фактору экономического роста. Основная идея данной теории состоит в отходе от кейнсианских методов стимулирования спроса, переносе усилий на поддержку факторов, определяющих предложение.

Теория экономики предложения, по существу, опирается на закон рынков Сэя. Главное – производство товаров, их предложение, а покупательная способность, необходимая для того, чтобы эти товары были реализованы, возникнет в процессе самого производства.

Государство должно ориентироваться на поощрение предложения (накопление капитала, инвестиции в частный бизнес), а для этого в первую очередь снижать налоги. Сторонники теории предложения расценивают налоговую политику как важнейший инструмент государственного регулирования. Главным препятствием на пути расширения предложения, по их мнению, являются уровень и структура налогов.

Чрезмерно высокие налоги оказывают отрицательное воздействие на стимулы к труду и инвестиции. С налоговыми стимулами связывается повышение прибыльности капиталовложений, приближение ее к уровню, свойственному свободному рынку, результатом чего должно стать увеличение нормы и массы накопления. Снижение налогов вызовет рост сбережений, повысит эффективность капиталовложений, ускорит научно-технический прогресс, в конечном счете, приведет к устойчивому росту производства. Налоговая политика, поощряющая сбережения корпораций, будет способствовать росту совокупных инвестиций. Это поможет образованию новых рабочих мест, причем, что особенно важно, увеличение занятости будет происходить неинфляционным путем. Снижению безработицы должно способствовать изменение предпочтений рабочих в пользу занятости (ведь реальные доходы после налогообложения возрастут) и, соответственно, увеличение предложения труда.

Государство, по мнению представителей этой теории, является основным виновником инфляционных процессов. Причины стагфляции они видят в высоких налоговых ставках, в политике государства, провоцирующего рост издержек. Представителями теории экономики предложения выдвинута теория «инфляции налогов». Высокие налоги вызывают замедление производства товаров вследствие роста издержек, что, в свою очередь, приводит к инфляции. Другие сторонники теории экономики предложения считают, что основным импульсом к развертыванию инфляции является рост денежной массы, а налоги усиливают инфляционные процессы. Для снижения общего уровня цен теоретики экономики предложения предлагают сокращать государственные расходы и налоги. По их расчетам, снижение налоговых ставок на прибыль до оптимального уровня приведет в долгосрочном периоде к снижению роста цен более чем на 4%.

Борьба с инфляцией и стимулирование экономического роста требуют одного и того же инструмента – снижения налогов. В ответ на дополнительные стимулы в виде снижения налогов фирмы будут наращивать производство, а масса налоговых поступлений увеличится, несмотря на уменьшение налоговых ставок. Долгосрочным последствием снижения налоговых ставок будет не рост бюджетного дефицита, а, наоборот, его сокращение, что поможет стабилизации инфляционного процесса. Это заключение известно в мировой экономической науке как эффект Лаффера.

Эффект Лаффера был обнаружен в ходе математического исследования двух функций, фиксирующих зависимость налоговых поступлений в бюджет от налоговых ставок на прибыль и заработную плату. Оно показало существование определенного (оптимального) уровня налоговых ставок, при котором функция государственных доходов достигает максимума, а также уменьшение последней в случаях, когда этот уровень больше или меньше оптимальной отметки. Только после этого началось подробное изучение эффекта Лаффера с помощью эконометрической техники (для разных стран, разных периодов и т.п.) и появилось его словесное описание. Графическая интерпретация этой зависимости представлена на рис. 21.4. На графике по оси абсцисс отложен объем налоговых доходов государства Y, а по оси ординат размер налоговой ставки в процентах X (она изменяется от 1 до 100%).


Рис. 21.4. Кривая Лаффера

Сначала, по А. Лафферу, повышая налоговую ставку, государство увеличивает массу своих налоговых доходов, но это имеет место лишь до определенной точки (точка А). В этой точке налоговые доходы достигают своей максимальной величины Y a . После ее прохождения дальнейшее повышение налоговых ставок ведет к уменьшению налоговых поступлений вследствие резко отрицательного воздействия чрезмерно высоких налогов на экономическую активность (движение от точки А к точке В, Y b < Y а). Поэтому снижение налоговых ставок на отрезке АВ кривой Лаффера вызовет не сокращение, а увеличение массы налоговых доходов государства и приведет к сокращению дефицита госбюджета.

Точка А соответствует максимальному размеру налоговых поступлений в бюджет государства (это наблюдается при ставке налога примерно в 45%). Одинаковые налоговые поступления могут быть получены при налоговой ставке Х b , и ставке, лежащей ниже точки Х а. В точке B ставка налога равна примерно 60%, но такие же налоговые доходы государства соответствуют ставке налога приблизительно 35%. Отрезок Y b Y a на оси абсцисс соответствует величине налогов, которые бюджет государства недополучил. На базе данных американской статистики А. Лаффер рассчитал, что, когда налоговая ставка превышает 50%, резко снижается деловая активность. Однако кривая Лаффера не дает однозначного ответа на вопрос, при каком размере ставки налога государственные налоговые доходы достигают своего максимума. Для разных стран оптимальные уровни ставки налога будут разными.

Согласно концепции А. Лаффера, уменьшение налоговых ставок может вызвать лишь кратковременное сокращение объема государственных налоговых доходов. В длительной перспективе эта мера обеспечит рост сбережений, инвестиций, производства, занятости, а следовательно, совокупных доходов, подлежащих налогообложению. Этот процесс (движение от B к А) возможен при прогрессивной системе налогообложения и осуществлении такой реформы, которая предусматривает снижение ставок главным образом на высокие доходы и прибыли корпораций.

Налоговая политика должна опираться на эффект А. Лаффера. Основным направлением радикальной реформы системы налогообложения считается значительное уменьшение предельных налоговых ставок, что должно более полно раскрыть возможности рыночной системы.

В конечном итоге возрастут государственные доходы, уменьшится дефицит бюджета, произойдет торможение инфляции и ускорение экономического роста. Критерием оптимальности налоговой политики считается максимум государственных налоговых доходов.

Снижение налоговых ставок должно быть дифференцированным. Например, сторонники теории экономики предложения предлагают в большей степени сократить те виды налогов, которые дадут максимальную предельную отдачу с точки зрения роста накопления капитала и занятости. В первую очередь это относится к налогам на доходы от капиталовложений. Существенная роль отводится также реформе налогообложения лиц с высокими доходами. Представители теории экономики предложения считают, что это даст более сильный эффект, потому что богатых отличает бóльшая склонность к сбережению по сравнению с бедными.

Налоговая реформа принесет увеличение частных сбережений и кредитных ресурсов, расширит финансовую основу экономического роста, устранит вредный для экономики перекос в сторону текущего потребления. Изменения в налоговой политике должны привести, по расчетам теоретиков, к ослаблению инфляционных ожиданий, к появлению дефляционных мотивов в психологии потребителей, побуждающих в большей степени к сбережению возникающего прироста дохода, чем к его потреблению.

Объем личных сбережений, считают сторонники теории экономики предложения, увеличится настолько, что будет достаточным как для частных инвестиций, так и для финансирования временного дефицита государственного бюджета. Личные сбережения рассматриваются в качестве своеобразного фонда денежных средств, позволяющего размещать дополнительные долговые обязательства государства, не прибегая к эмиссии.

Таким образом, в снижении налоговых ставок сторонники теории экономики предложения видят главный путь к решению многих проблем современной экономики.

Особенность экономики предложения состоит в том, что это не целостная концепция, не завершенная и взаимосвязная система взглядов, положений, методов теоретического анализа, а главным образом совокупность практических предложений и рекомендаций. Экономика предложения охватывает ряд практических вопросов, направленных на стимулирование производства, инвестиций и занятости. Среди них можно выделить:

· политику приватизации государственных предприятий;

· оздоровление бюджета;

· сокращение расходов на социальные нужды.

Экономическая теория предложения разрабатывалась в основном американскими экономистами: А. Лаффером, М. Фелдстайном, Р. Риганом. По мнению представителей этой теории, рынок является единственно нормальным способом организации хозяйства. Они выступают против регулирования экономики со стороны государства, считая, что регулирование – зло, ведущее к снижению эффективности, инициатив, энергии участников хозяйственной деятельности.

Основная идея экономики предложения состоит в отходе от кейнсианских методов стимулирования спроса, переводе усилий на поддержку факторов, определяющих предложение. Причины инфляции усматриваются в высоких налоговых ставках, в финансовой политике государства, провоцирующей рост издержек. Повышение цен – реакция производителей на нежелательные последствия экономической политики.

1) сокращение налогов с целью стимулирования инвестиций. Снижение налогов для предпринимателей увеличит их доходы и сбережения; в результате будут расти накопления, снизится уровень процентной ставки. Снижение налогов на заработную плату увеличит привлекательность дополнительной работы, получения дополнительных заработков.


В результате возрастет предложение рабочей силы, повысятся стимулы к участию в производственной деятельности. Отсюда и название рассматриваемой концепции – теория предложения;

2) приватизация государственных предприятий. Она позволит получить дополнительные финансовые средства, сократить размеры государственного долга;

3) бюджетное оздоровление. Теоретики предложения выступают против бюджетного дефицита. Они считают, что бюджет не должен рассматриваться в качестве инструмента денежной политики;

Рис. 8.1. Кривая Лаффера

1) «замораживание» социальных программ. Существующая на Западе система социального обеспечения имеет два отрицательных момента:

· вызывает неоправданный рост государственных доходов, обостряет бюджетный дефицит;

· сдерживает трудовую активность населения.

Налоговая политика должна опираться на эффект Лаффера. Такое название эффект получил по имени американского экономиста, обосновавшего указанный феномен и построившего кривую, иллюстрирующую существо предложения (рис. 8.1).

Кривая показывает, что при повышении ставки налога доходы государства за счет налоговых поступлений сначала будут увеличиваться, но, если налоговая ставка превышает некую границу (точка А), доходы от налогообложения начнут уменьшаться. Причина в том, что слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в легальной экономике. Чем выше этой границы определена ставка налога, тем меньше они будут работать легально и, следовательно, тем меньше будет доход государственной казны. Если ставка налога будет постоянно повышаться, рано или поздно она достигнет такого уровня, при котором никто не захочет работать и, следовательно, прекратятся налоговые поступления.

Снижение налогов было составным элементом программы Р. Рейгана.

В результате изучения материала главы студент будет:

знать

  • основные положения экономической теории предложения;
  • историю ее возникновения и основных представителей;
  • ее место в развитии экономической теории и ее роли в формировании экономической политики западных стран в 1970-е гг.;

уметь

  • анализировать с разных точек зрения положительные и негативные стороны вмешательства государства в экономику;
  • оценивать экономические эффекты налоговой политики, проводимой государством;
  • прослеживать влияние дефицита бюджета на уровень цен и деловой климат в стране;

владеть

  • основными концепциями, выдвинутыми экономической теорией предложения;
  • логикой теории в критике как кейнсианской политики, так и в целом "тяжелого государства".

Предпосылки возникновения экономической теории предложения

Экономическая теория предложения (supply-sideeconomics ) сформировалась в конце 70-х гг. XX в. и представляет собой одно из течений неоконсервативной экономической мысли.

Главными представителями экономической теории предложения можно назвать М. Фелдстайна и А. Лаффера . Развитию этой школы во многом способствовал канадский экономист и политический деятель Роберт Мандел (Robert Mundell, р. 1932, лауреат Нобелевской премии по экономике 1999 г.).

Также к этой школе относят американского экономиста Р. Бэрроу (R. Barro ), журналиста Дж. Ванниски (J . Wanniski ), экономиста В. Канто (V. Canto ).

Это течение сложно назвать школой в строгом смысле этого слова, поскольку оно не имеет лидера, единой теоретической позиции, во многих вопросах близко монетаризму. А. Лаффер в книге назвал ее "не более, чем новой этикеткой для стандартной неоклассической экономической теории" . Помимо этого многие сторонники этого направления, так называемые сэплайсайдеры, были скорее экономистами-практиками, нежели теоретиками, и большая часть написанного ими носит публицистический характер. Это неудивительно, если принять во внимание, что появление экономической теории предложения тесно связано с политическими и экономическими процессами, происходившими в США в 70-е – 80-е гг. XX в.

Важно запомнить!

Носит ярко выраженный антикейнсианский характер. Если кейнсианская теория исходит из необходимости активизировать спрос в экономике и потому ее часто называют экономической теорией спроса (demand- side economics), то экономическая теория предложения, как видно из ее названия, считает основной экономической задачей стимулирование предложения.

Эта позиция была обусловлена экономической реальностью 1970-х гг. На протяжении двух предшествовавших десятилетий экономика США, равно как и западноевропейских стран, переживала бурный экономический рост. Производственный бум сопровождался интенсивным ростом доходов всех слоев населения. Был сформирован емкий потребительский рынок. Повысились уровень и качество спроса со стороны общества. Этому способствовал и научно-технический прогресс, вызвавший волну спроса на новое оборудование со стороны промышленности и на новые товары со стороны потребителей.

В этих условиях проблема стимулирования эффективного спроса перестала быть актуальной. В то же время наблюдавшийся в 1970-е гг. низкий уровень производства и рост безработицы, сопровождавшиеся повышением инфляции, являлись, с точки зрения сторонников экономической теории предложения, свидетельством серьезного ухудшения делового климата и снижения уровня предпринимательской активности. Сэплайсайдеры считали, что это следствие применения кейнсианской политики, которая сопровождалась ростом государственных расходов и дефицитом бюджета. Такая политика привела к возникновению инфляционных ожиданий в экономике и подстегнула рост цен. Одновременно с этим значительно возросло налоговое бремя, которое всегда негативно сказывается на деловой активности. В завершение ко всему активное регулирование экономики усилило неопределенность, сковывая предпринимательскую деятельность и повышая риски.

Экономическая программа самой школы носит ярко выраженный либеральный характер. Основным пунктом ее является снижение доли государства в экономике и в первую очередь снижение налогового бремени, возлагаемого на предпринимателей и социальные группы с высоким доходом.

Исторический экскурс

Формирование этой программы тесно связано с политической карьерой американского президента Рональда Рейгана, начиная с его вступления на пост губернатора штата Калифорния. В 1970-е гг. в этом штате возникло широкое общественное движение, поддержанное экономистами (в частности, А. Лаффером), которое выступало против высоких налогов. Р. Рейган, будучи губернатором этого штата, поддержал эти требования и принял закон о значительном снижении налогов на собственность. По некоторым оценкам, приверженность Рейгана новой налоговой политике обеспечила в дальнейшем его успех на президентских выборах. Новое движение получило развитие в других штатах, что дало основание говорить о "налоговой революции", произошедшей в США в этот период. В 1980-е гг., став президентом Соединенных Штатов, Рейган продолжил взятый курс на либерализацию экономики и создание благоприятного климата для частного бизнеса. С 1982 по 1984 г. Комитет советников-экономистов президента возглавлял М. Фелдстайн, который непосредственно участвовал в формировании новой налоговой политики.

Одним из главных представителей экономической теории предложения является Мартин Фелдстайн (Martin Feldstein, род. 1939), профессор Гарвардского университета. С 1978 по 2008 г. М. Фелдстайн возглавлял Национальное бюро Ээкономических исследований (NBER). Он был экономическим советником не только Р. Рейгана, но и Дж. Буша-младшего, в частности одним из разработчиков программы частичной приватизации системы социального страхования. Известен он в первую очередь своими работами в области макроэкономики и общественных финансов. Основные работы Фелдстайна были посвящены анализу общественного сектора, в частности здравоохранения: "Экономический анализ эффективности системы здравоохранения" (1967) , "Экономика здравоохранения" (1979) , "Справочник но экономике общественного сектора" (1987) . В 1983 г. выходят две его работы, посвященные проблеме налогообложения: "Инфляция, налоговое регулирование и образование капитала" и " Налогообложение капитала" . В 1988 г. выходит объемное эмпирическое исследование " Соединенные Штаты в мировой экономике" . В 1977 г. за свои исследования в области общественного сектора Фелдстайн получил медаль Дж.-Б. Кларка.

Еще один видный представитель школы – Артур Лаффер (Arthur Laffer, род. 1941 г.). Он сыграл ключевую роль в принятии знаменитой "тринадцатой поправки" к Конституции штата Калифорния, с которой началась так называемая "налоговая революция". В период 1981–1989 гг. был членом Консультационного совета по экономической политике президента Р. Рейгана. Основные его работы: "Феномен мировой инфляции" (1975) , "Экономическая теория налоговой революции" (1979), "Основы экономической теории предложения" (1984) .

Экономическая теория предложения , как это декларируют сами сэплайсайдсры, стоит на методологических позициях неоклассической школы и представляет собой применение неоклассического анализа к макроэкономическим аспектам влияния налоговой политики на экономику.

Во многих теоретических положениях она смыкается с монетаризмом, и это неудивительно, потому что большая часть теоретиков этого направления вышла из стен Чикагского университета. В частности, представители экономической теории предложения, равно как и М. Фридмен, опираются на строго эмпирический анализ, считая, что только анализ реальных фактов дает возможность выявлять существующие экономические закономерности. Так, служба М. Фелдстайна в Национальном бюро экономических исследований США (и соответственно возможность анализировать большой объем эмпирических данных) создала основу для его исследований налоговой политики и ее последствий для экономики.

Как уже было отмечено, ярко выражена антикейнсианская направленность рассматриваемой нами школы. Это проявляется не только в критическом отношении сэплайсайдеров к вмешательству государства в экономику, но и в их теоретических положениях. В частности, экономическая теория предложения игнорирует важную для кейнсианства проблему преобразования сбережений в инвестиции, исходя из равенства этих двух показателей. Одновременно она поддерживает концепцию перманентного дохода М. Фридмена , согласно которой размеры потребления зависят от той части дохода, которая является постоянной, и потому не уменьшаются с ростом доходов. Таким образом, кейнсианская проблема эффективного спроса, который складывается из инвестиций и потребления, опровергается как несуществующая – с ростом доходов растут сбережения, которые и есть инвестиции, и не уменьшается уровень потребления.

Близкими монетаризму являются и взгляды авторов экономической теории предложения на безработицу. Они исходят из существования естественной нормы безработицы и считают бесполезной политику по достижению полной занятости. Сэплайсайдеры игнорируют такое важное для кейнсианства понятие, как "вынужденная безработица", и рассматривают фрикционную и добровольную безработицу, делая акцент на последней.

В то же время существуют и расхождения между этими двумя школами. Монетаризм делает основной акцент на сфере денежного обращения, ограничивая свой анализ исследованием влияния денежной массы на основные экономические показатели. Экономическая теория предложения в центр своих исследований ставит проблему создания благоприятного делового климата для развития промышленности, т.е. роста предложения. Тем самым она акцентирует внимание в первую очередь на проблемах производства. Это позволяет исследователям говорить о том, что она возвращается к традиции классической политэкономии .

Важно запомнить!

Еще одной составляющей современного экономического консерватизма стала так называемая теория предложения, которая сформировалась в 1970-х гг. Наиболее известными представителями теории предложения стали американские экономисты Артур Лаффер и Мартин Фелдстайн.

Само название этой теории говорит о том, что она непосредственно противостоит кейнсианству как концепции, рассматривающей недостаточность совокупного спроса в качестве основной макроэкономической проблемы . Центр тяжести экономической политики сторонники теории предложения переносят с управления эффективным спросом на долгосрочное стимулирование предложения факторов производства.

В основе логических рассуждений теоретиков предложения лежит тезис о том, что неполная занятость и вообще наличие в экономике неиспользуемых ресурсов являются следствием неправильной экономической политики государства. В качестве движущей силы развития экономики, главного стимула для вовлечения ресурсов в производство сторонники теории предложения выдвигают норму чистого (т.е. за вычетом налогов) факторного дохода. Эту центральную идею теории предложения А. Лаффер выразил следующим образом: «<...> Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Работая, они думают о том, что останется после уплаты налогов» .

Высокий уровень государственных расходов, вытекающий из сути кейнсианской модели, требовал высокого уровня налогообложения. Однако большие налоги в свою очередь снижают предельную эффективность факторов производства до такой степени, что владельцы капитала теряют заинтересованность в новых инвестициях. По мнению сторонников теории предложения, для индивидуума ценой потребления является будущий доход, который стал бы возможен при отказе от потребления в пользу сбережения. Чем выше налогообложение, тем меньше возможные будущие чистые доходы. Поэтому если ставки налогов слишком высоки, то выгоднее становится тратить деньги на личное потребление, чем их сберегать и инвестировать.

По этой причине отвергается основанная на кейнсианских рекомендациях налоговая политика, в результате которой у экономических агентов изымается столь значительная часть их доходов, что искажаются деловые стимулы, неправильно распределяются силы и ресурсы между сбережением и потреблением, трудом и досугом.

Кейнсианцы оправдывали высокий уровень налогообложения необходимостью финансирования расходов государства на социальные нужды. Однако, как считают сторонники теории предложения, значительные социальные расходы государства смещают предпочтения рабочих в сторону праздности, а высокие ставки подоходных налогов убивают стимулы к производительному труду. Высокие пособия по безработице приводят к деформации рынка труда и искусственно увеличивают фрикционную безработицу, поскольку человек, оказавшийся без работы, не торопится с поисками нового рабочего места, безбедно существуя на получаемое пособие.

Сторонники теории предложения отмечают также, что в результате активной государственной социальной политики изменяется нормальное соотношение между потреблением и сбережениями. Рассчитывая на помощь государства, люди смело тратят свой текущий доход, а склонность к сбережениям сокращается. В результате нарушается равновесие на финансовых рынках: недостаток сбережений приводит к росту процентных ставок, сокращению инвестиций, что наносит удар по возможностям долгосрочного экономического роста.

В этих условиях главную задачу сторонники концепции предложения видят в том, чтобы вовлечь имеющиеся ресурсы в экономику путем активизации той системы стимулов, которую создает рыночная система. В качестве основного направления экономической политики государства предлагается широкомасштабное и целенаправленное снижение налогов, что активизирует свободные рыночные силы, увеличит предельную эффективность капиталовложений, вызовет рост частных сбережений и кредитных ресурсов и, в конечном итоге, обеспечит устойчивые темпы экономического роста. Кроме того, снижение подоходного налога изменит предпочтения рабочих в пользу занятости, на рынке увеличится предложение труда.

Значительное снижение налоговых ставок должно теоретически вызвать сокращение объема государственных доходов, а значит, приведет к дефициту государственного бюджета. Чтобы не допустить этого, сторонники теории предложения считают необходимым одновременно резко сократить уровень государственных расходов прежде всего на социальные нужды. В долгосрочном плане они рассчитывают, что результатом сокращения налоговых ставок явится не уменьшение, а увеличение общих налоговых поступлений.

Для объяснения такого эффекта используется так называемая кривая Лаффера. Согласно концепции Лаффера, между величиной предельной налоговой ставки и поступлениями от налогообложения в государственный бюджет существует сложная нелинейная зависимость. Первоначально при увеличении ставки налога доход государства увеличивается. При некотором оптимальном размере налоговых ставок обеспечиваются максимальные поступления в государственный бюджет. Однако в случае дальнейшего повышения налоговых ставок стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100%-ном налогообложении доход государства будет равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно. В реальной действительности при высоких налогах люди, конечно, не перестают работать и зарабатывать себе на жизнь, но начинают скрывать от государства свои доходы, и таким образом начинает разрастаться теневая экономика.

Другими словами, согласно концепции Лаффера, в долгосрочной перспективе снижение чрезмерно высоких налогов обеспечит, с одной стороны, рост сбережений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. С другой стороны, будет сокращаться теневой сектор в экономике, поскольку люди будут предпочитать платить разумные налоги, а не вступать в конфликт с законом. В результате увеличится и сумма налоговых поступлений, вырастет объем государственных доходов, уменьшится дефицит бюджета, произойдет ослабление инфляции. Понятно, что эффект Лаффера, по мнению его автора, проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов.

Экономическая теория предложения стала основанием для разработки альтернативной кейнсианству экономической политики. Ключевыми ее элементами стали: снижение налогов, уменьшение государственных расходов, сокращение государственной регламентации экономической деятельности. В 1980-е годы эти направления консервативной экономической политики приобрели большую популярность и активно использовались во многих развитых капиталистических странах.

«...Истоки экономики предложения лежат в классической доктрине, и... мероприятия, предлагаемые ее сторонниками, будут наиболее эффективны в тех случаях, когда поведение экономики отвечает классическим предпосылкам.

Насколько велик может быть этот эффект на самом деле? <...> Если учесть, насколько трудно ускорить темпы роста потенциального выпуска, то не следует удивляться, какое слабое воздействие оказали методы экономики предложения на потенциальный выпуск в 1980-х гг. „Колеса" политики стимулирования сферы предложения оборачиваются слишком медленно».

Самуэльсон П„ Нордхаус В. Экономика. М.: 1997. С. 655-656.

  • Эта концепция получила название supply-side economics, что можно перевести примерно так: теория, рассматривающая экономику со стороны предложения.
  • Цит. по: Осадчая ИМ. Консерватизм против реформизма. М.: Мысль, 1984. С. 187.
  • В частности, экономическая программа президента США Р. Рейгана (так называемаярейганомика) формировалась под сильным влиянием сторонников теории предложения. В 1982-1984 годах М. Фелдстайн был председателем Совета экономических консультантов при президенте. В ходе реализации программы рейганомики была проведенав том числе радикальная реформа системы налогообложения, которая предусматриваласущественное снижение ставок подоходного налога, уменьшение прогрессивности шкалы налогообложения и предоставление налоговых льгот промышленности.