Денежно кредитное регулирование цб рф. Денежно-кредитное регулирование

  • 5. Стоимость капитала и принципы ее оценки. Европейская и американская модели финансового рычага
  • 6. Основные финансовые показатели деятельности организации, их оценка
  • 8. Инвестиции, инвестиционная деятельность организации.
  • 9. Состав и структура денежного оборота организации. Виды денежных потоков и методы анализа и управления.
  • 10. Система бюджетирования как метод финансового планирования в организации.
  • 12. Классификация ценных бумаг и методика расчета их доходности.
  • 13.Формирование, планирование и использование выручки организации.
  • 14.Методы планирования и прогнозирования денежных потоков предприятий.
  • 15. Способы привлечения предприятиями средств с финансового рынка.
  • 16. Организация контрольно-аналитической работы на предприятии и оценка ее эффективности
  • 18. Теория дивидендов и виды дивидендной политики. Порядок и формы выплаты дивидендов в рф.
  • 19. Отечественные и зарубежные модели планирования и прогнозирования финансового состояния организации
  • 20. Основные плановые финансовые документы в организациях: их характеристика, взаимосвязь и порядок разработки.
  • 21. Оборотный капитал, его состав и структура. Методы управления оборотным капиталом организации
  • 22. Финансовые риски организации: способы оценки и методы управления ими.
  • 23. Состав и структура издержек организации. Планирование издержек в соответствии с законодательством.
  • 25. Распределение и использование прибыли организации, методы максимизации чистой прибыли.
  • 27. Инвестиционный проект: его сущность, основные характеристики и методы финансовой оценки.
  • 28. Прибыль организации, ее формирование и использование. Методы планирования прибыли в организации.
  • 29. Финансовый лизинг и его роль в деятельности предприятий. Лизинговые платежи.
  • 30. Финансовый план организации: его содержание, порядок составления и методика расчета показателей.
  • 31. Финансовая несостоятельность (банкротство): понятие, признаки, виды, процедуры.
  • 32. Меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника, предусмотренные фз «о несостоятельности (банкротстве)».
  • 33. Виды, формы и методы финансового контроля.
  • 34. Современная банковская система рф и перспективы ее развития до 2015 г.
  • 35. Организационно-правовые формы, функции и принципы деятельности коммерческих банков. Банковские операции и сделки.
  • 36. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования экономики.
  • 37. Центральный Банк России: его задачи, цели, функции и операции.
  • 38. Инкассовая форма безналичных расчетов: сущность и схема документооборота.
  • 39. Организация расчетов платежными поручениями и сфера их применения.
  • Покупатель
  • Поставщик
  • Банк поставщика
  • 40. Вексель, его обращение и использование в безналичных расчетах.
  • 41. Классификация ссуд коммерческих банков. Основные способы их выдачи и погашения.
  • 42. Организация кредитования банками потребительских нужд населения.
  • 43. Кассовое обслуживание предприятий организаций и организаций банками.
  • 44. Экономическая природа и классификация ценных бумаг, порядок их эмиссии и размещения.
  • 45. Сущность и виды денежных систем. Характеристика денежной системы России.
  • 46. Финансовая система России: структура, тенденции изменения и развития.
  • 47. Финансы как экономическая категория, их сущность и функции.
  • 48. Основные направления бюджетной политики рф.
  • 49. Принципы построения и назначение бюджетной классификации рф.
  • 50. Структура доходов и расходов федерального бюджета.
  • 51. Бюджетная система рф и принципы ее построения.
  • 52. Бюджетный процесс, его сущность и стадии бюджетного планирования.
  • 53. Сущность и социально-экономическое назначение внебюджетных государственных фондов.
  • 54. Государственный долг; понятие, виды, характеристика и методы управления.
  • 55. Экономическое содержание налогов, их классификация и функции.
  • 56. Основные принципы налогообложения в рф, права и обязанности налогоплательщиков.
  • 57. Понятие и принципы бюджетного федерализма. Система трансфертов.
  • 58. Социально-экономическая сущность страхования и его роль в рыночной экономике.
  • 59. Развитие страхового рынка в России. Основные виды и формы страхования.
  • 60. Понятие и классификация имущественного страхования.
  • 61. Формы, виды и роль кредита в рыночной экономике
  • 36. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования экономики.

    Денежно-кредитная политика (регулирование) – это совокупность мероприятий по выполнению общегосударственных задач. Конечная цель данной деятельности со стороны ЦБ заключается в обеспечении товарно-денежной обеспеченности в хозяйстве, стимулировании эк. роста, достижении стабильности нац. валюты и регулировании гос. долга.

    Согласно ФЗ №86-ФЗ «О ЦБ РФ» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

    1) процентные ставки по операциям Банка России;

    2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

    3) операции на открытом рынке;

    4) рефинансирование кредитных организаций;

    5) валютные интервенции;

    6) установление ориентиров роста денежной массы;

    7) прямые количественные ограничения;

    8) эмиссия облигаций от своего имени.

    Процентные ставки по операциям Банка России. Этот инструмент относится к косвенным инструментам ДКП. Его широкое использование обусловлено простотой применения. Осуществляется в ходе изменения уровня % ставки, по которой ЦБ предоставляет кредиты КБ. - это ставка рефинансирования.

    Для уменьшения кредитных возможностей КБ-ов ЦБ повышает уровень учетного % и т.о. вынуждает КБ. повысить плату за свои ссуды. Это кредитная рестрикции. В результате сокращаются объемы кредитов, предоставляемых экономике, т.к. кредит становится дорогим и спрос на него падает.В условиях кризиса ЦБ понижает уровень ссудного %, что стимулирует предложение кредитов хозяйству и приводит к увеличению ден. массы. Это кредитная экспансия.

    Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) . Механизм обязательного резервирования заключается в депонировании части привлеченных КО ресурсов на отдельном счете в ЦБ РФ. Эти ресурсы фактически блокируются в течение всего времени функционирования КБ, т.о. они выполняют роль страхового резерва. Норматив обязательного резервирования не м. превышать 20% обязательств КО.И их изменение в ту или иную сторону м. производиться не менее, чем на 5 пунктов. Увел-ие норм обязательных резервов ведет к прямому сокращению ресурсов банка для кредитных вложений, что ведет к сокращению объема кредитов и сокращению ден. массы, что соответствует политики рестрикции. Снижение нормы обязательных резервов высвобождает ресурсы к.б. для кредитования - политика экспансии.

    Операции на открытом рынке – операции по купле-продаже ЦБ гос. облигаций, казначейских векселей и прочих гос. цен. бумаг, а также краткосрочные операции с цен. бумагами с совершением обратной сделки. Т.о. осуществляется кредитование расходов го-ва и эмиссия денег в оборот. Этот метод широко распространен за рубежом.

    В период высокой конъюнктуры ЦБ предлагает КБ-ам купить цен. бумаги по выгодным для них ставкам для сокращения кредитной способности КБ-ов. В период кризиса ЦБ создает возможности для рефинансирования КБ и ставит их в такое условие, когда им выгодно продавать имеющиеся в их портфелях гос. цен. бумаги.

    Рефинансирование кредитных организаций. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №86-ФЗ от 10.07.2002 под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

    Однако расширение и совершенствование инструментов рефинансирования позволяет говорить о том, что они объединяют такие операции по регулированию ликвидности кредитных организаций, как: кредиты, выдаваемые Центральным банком РФ коммерческим банкам под залог ценных бумаг и «нерыночных» активов; двусторонние сделки СВОП и РЕПО; депозитные операции Банка России; размещение облигаций Банка России.

    В настоящее время система рефинансирования КБ представлена 4 видами кредитов: внитредневные, овернайт, ломбардные и кредиты, обеспеченные нерыночными активами.

    Выбор инструментов рефинансирования зависит от реальной ситуации в стране и целей денежно-кредитной политики. Например, предоставление кредитов ведет к прямому увеличению высоколиквидных средств коммерческих банков, используемых для погашения текущих обязательств, а также обеспечивает бесперебойность функционирования платежной системы, что особенно важно при расчетах в режиме реального времени. В условиях высокого уровня свободных средств у кредитных организаций центральный банк активизирует операции, направленные на стерилизацию избыточной ликвидности. К таким операциям относятся депозитные операции Банка России, выпуск и размещение облигаций Банка России

    Валютные интервенции . Они предст-т собой участие ЦБ в операциях по купле-продаже иностранной валюты с целью поддержания валютного курса национальной валюты. Если курс нац. валюты падает, то ЦБ продает иностранную валюту, что приводит к повышению курса нац. валюты, и наоборот. Но валютные интервенции - это очень дорогое мероприятие, поэтому исп-ся в экстренных случаях.

    Прямые количественные ограничения. В соответствии с ФЗ «О ЦБ РФ» в исключительных случаях в целях проведения ДКП после консультации с Правительством РФ ЦБ в праве применять прямые количественные ограничения. К ним относятся установление лимита на рефинансирование банков, ограничение в отношении видов обеспечения, установление КО-ям лимита на предоставление кредитов и привлечение средств, определение предельных размеров % ставок по кредитам, определение размеров комиссионных вознаграждений за оказание определенных видов услуг и др.

    Эмиссия облигаций БР . Выпуск облигаций создает инструмент, с помощью которого КО могут инвестировать свободные остатки денежных средств, находящиеся на их корреспондентских счетах. В результате снижается уровень ликвидности банковского сектора и, как следствие, происходит уменьшение денежной массы в стране. В процессе обращения облигации Банка России могут приобретаться держателями не только с целью вложения временно свободных денежных средств, но и использоваться в качестве базового инструмента при совершении сделок репо или же залогового обеспечения при получении кредитов Банка России, так как они включены в Ломбардный список. Таким образом, выпуск и обращение облигаций Банка России создает действенный механизм регулирования денежной массы в стране

    Согласно закону, Центральный банк разрабатывает и проводит во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику. При этом он задает основное направление экономической политики Правительства РФ и использует экономические рычаги для регулирования денежной массы в обращении и направления е в соответствующие сферы экономики О.Г. Семенюта Основы банковского дела - с. 72.

    Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центрального банка являются:

    • - процентные ставки по операциям Банка России;
    • - нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены боле чем на пять пунктов;
    • - операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением поздне обратной сделки);
    • - рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);
    • - валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
    • - установление ориентиров роста денежной массы;
    • - прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).

    Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.

    Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь боле глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

    В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

    • - политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;
    • - политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

    Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

    Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не поздне 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не поздне 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.

    Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующе решение не поздне принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.

    Денежно-кредитная политика осуществляется с помощью определенных методов и инструментов.

    Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики - Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

    Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

    Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы.

    В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболе быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

    Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

    Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования

    Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка.

    Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

    Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

    Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

    Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

    Поэтому Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.

    Практика формирования рыночной экономики и е развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.

    Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

    Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на е объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

    В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

    • 1. Операции на открытом рынке.
    • 2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).
    • 3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.
    • 4. Рефинансирование кредитных организаций.
    • 5. Валютные интервенции.
    • 6. Установление ориентиров роста денежной массы.
    • 7. Прямые количественные ограничения.

    Набор инструментов денежно-кредитного регулирования, находящихся в арсенале центральных национальных банков, достаточно обширен и разнообразен. Есть смысл классифицировать их по ряду признаков. Так, по форме воздействия принято различать прямые (административные) и косвенные (экономические) методы.

    К административным требованиям, которые центральный банк предъявляет к коммерческим банкам, относятся:

    • требования к банковской ликвидности;
    • установление верхних и нижних пределов процентных ставок;
    • нормирование кредитного портфеля банков;
    • ограничения на открытие филиалов и отделений;
    • определение номенклатуры операций, видов обеспечения;
    • перечень банков, допущенных к отдельным видам операций.

    Первые два инструмента прямого действия (обязательные резервы

    и требования к ликвидности) являются регулирующими требованиями, которые могут как сдержать, так и усилить кредитно-денежную эмиссию. Остальные относятся к методам, сдерживающим развитие операций банковского сектора.

    Косвенные (экономические) инструменты денежно-кредитного регулирования, в свою очередь, делятся на инструменты постоянного действия (кредиты рефинансирования, депозиты центрального банка, переучет ценных бумаг, коридор процентных ставок) и дискреционные инструменты (операции па открытом рынке, кредитные и депозитные аукционы, валютные интервенции), применяемые по мере надобности. Следует отметить, что инструменты постоянного действия применяют более 80% центральных банков.

    По характеру регулируемых параметров инструменты регулирования делятся на общие и селективные. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Это меры учетной (дисконтной) политики, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов. Селективные (выборочные) методы предназначены для регулирования кредитования отдельных отраслей и сфер. Ими являются установление количественных параметров на кредиты приоритетным отраслям, поощрение создания специальных кредитно-финансовых учреждений, кредитующих приоритетные отрасли по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при рефинансировании в центральном банке, распространение льгот на банки, кредитующие приоритетные сферы экономики.

    В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банкс России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются:

    • процентные ставки по операциям Банка России;
    • обязательные резервные требования;
    • операции на открытом рынке;
    • рефинансирование кредитных организаций;
    • валютные интервенции;
    • установление ориентиров роста денежной массы;
    • прямые количественные ограничения;
    • эмиссия облигаций от своего имени;
    • другие инструменты.

    Рассмотрим наиболее важные из инструментов монетарной политики.

    Депонирование обязательных резервов в Банке России. Как известно, банки обязаны хранить определенную долю от привлеченных ресурсов в виде обязательных резервов в Банке России. Официально изменяя резервные требования, Центральный банк не затрагивает денежную базу, но изменяет денежный мультипликатор и, следовательно, воздействует на скорость изменения денежной массы.

    Снижение нормативов обязательных резервов является элементом стимулирующей денежно-кредитной политики, приводит к увеличению мультипликатора и денежной массы. Соответственно, расширяются кредитные возможности банков. Повышение нормы резервирования снижает значение мультипликатора и уменьшает денежную массу, ограничивает возможности банков в кредитовании экономики. Повышение нормативов обязательных резервов является одной из общепринятых мер борьбы с инфляцией и перегревом экономики. Около 70% развитых стран продолжают использовать резервные требования. От них отказались Австралия, Канада, Дания, Новая Зеландия, Норвегия и Швеция.

    Для банков обязательные резервы являются своеобразным квазиналогом, ведь, привлекая определенные суммы, они могут выдавать кредиты в меньшем размере. Это обстоятельство банки учитывают в своей процентной политике. Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации, за исключением небанковских - организаций инкассации. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Резервируемыми обязательствами являются обязательства банка в валюте РФ и иностранной валюте. В состав резервируемых обязательств включены обязательства перед физическими и юридическими лицами, в том числе обязательства кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте.

    Вместе с тем из обременения резервами есть исключения. Так, в России не включаются в состав резервируемых обязательств долгосрочные обязательства - денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее трех лет, и облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее трех лет. Это стимулирует банки к привлечению длинных ресурсов, необходимых для инвестиционного кредитования.

    Кроме того, не резервируются обязательства в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях, в форме займа ценных бумаг); обязательства перед другими кредитными организациями, Внешэкономбанком, Агентством по страхованию вкладов, а также Банком России; обязательства, возникающие между обособленными подразделениями кредитной организации.

    Банк России требует неукоснительного соблюдения внесения обязательных резервов. Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к рефинансированию в Центральном банке. При невыполнении нормативов Банк России применяет штрафные санкции.

    Как известно, обязательное резервирование означает, что суммы на этих счетах недоступны банкам в качестве ресурсов для кредитования и прочих активных операций, т.е. этим суммы как бы арестованы Центральным банком. Встает вопрос: а можно ли банку их вообще когда-либо использовать? Эго происходит после отзыва (аннулирования) лицензии Банка России на осуществление банковских операций, когда средства обязательных резервов перечисляются на корреспондентский счет банка и далее используются в установленном порядке.

    В зависимости от изменения макроэкономической ситуации и состояния ресурсов банков центральные банки могут изменять нормативы обязательных резервов и дифференцировать их.

    Так, в Великобритании норма обязательных резервов составляет 0,45%, в Японии - от 0,125 до 2,5, в Швейцарии - 2,5, в Германии - от 4,14 до 12,1, во Франции - от 3 до 5,5, в Испании - 17, в Италии - 25%. В США нормативы резервных требований ФРС по трансакционным счетам (счетам до востребования) колеблются в зависимости от размера счета от 0 до 10%. Срочные счета предприятий и обязательства перед нерезидентами резервированию не подлежат. Во многих странах законодательно ограничены верхние уровни резервов.

    В России норматив обязательных резервов в разные годы устанавливался на различном уровне (максимальный уровень - 22% по счетам до востребования был установлен в 1995 г.). Далее он последовательно снижался, колеблясь по различным счетам. В период кризиса 2008 г. Банк России резко снизил нормативы, дабы обеспечить банки ликвидностью, а в 2009-2011 гг. вновь стал их увеличивать. В настоящее время норма резервов по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами, физическими лицами и иным обязательствам в валюте РФ составляет 5%; по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами и иным обязательствам в иностранной валюте - 7%; по обязательствам перед физическими лицами в иностранной валюте - 6%.

    В ряде стран введены штрафы за невыполнение банками норм обязательных резервов (Германия, Франция, Япония, РФ). В некоторых странах введена плата центральных банков за резервы банков - в Швеции в начале 1990-х гг. центральный банк за избыточные резервы платил банкам доход в размере 6% годовых (аналогично - в Испании, Италии, Финляндии).

    Процентные ставки. Процентные ставки - следующий, чрезвычайно важный инструмент денежно-кредитного регулирования. Процентные ставки являются предметом регулирования со стороны центральных банков. Устанавливая ставки по своим операциям, центральный банк задает ориентир всем остальным ставкам в экономике (кредитным, депозитным, ставкам доходность государственных и корпоративных ценных бумаг и пр.). Изменяя ставки, монетарная власть тем самым воздействует на экономическую активность. Через процентный канал возможно косвенно влиять на решения экономических субъектов о потреблении, сбережении и инвестировании и таким образом воздействовать на уровень совокупного спроса, экономическую активность и инфляцию. Повышение процентных ставок приводит к снижению деловой активности, снижению инфляции и удорожанию национальной валюты. Понижение процентных ставок приводит к прямо противоположным последствиям.

    В мировой экономике общепризнанную роль играют так называемые ключевые процентные ставки - это ставки центральных банков ведущих стран и ставки мирового денежного рынка. В условиях финансовой глобализации они имеют важное значение, не только в ареале их происхождения, но и для всех участников трансграничных финансово-кредитных потоков.

    Для стабилизации денежного рынка центральными банками ряда стран используется система коридора процентных ставок (interest rates conidor system ), или «система канала» (channel system). Процентный коридор образуют максимальная по рефинансированию и минимальная по абсорбированию ликвидности процентные ставки. В рамках коридора находятся все остальные ставки. Центральные банки, используя коридор ставок, могут ужесточать или смягчать денежно-кредитную политику, сдвигая коридор вверх или вниз, сохраняя его ширину неизменным. Для эффективного управления ценой ресурсов на межбанковском рынке процентный коридор должен быть достаточно узким. Удерживание ставок внутри процентного коридора, избежание избыточной волатильности процентных ставок на денежном рынке именуется механизмом тонкой настройки. В настоящее время в Российской Федерации верхней границей коридора является ставка кредита овернайт 10,25%, а нижней границей - депозитная ставка овернайт 8,25%.

    Среди развитых стран система процентного коридора действует в Австралии, Канаде, Исландии, Швеции, Норвегии, Новой Зеландии и еврозоне. Некоторые центральные банки развивающихся стран и государств с переходной экономикой также поддерживают коридор процентных ставок. Среди этих стран Чехия, Венгрия, Словакия, Индия, Бразилия, Египет, Катар, Таиланд, Шри-Ланка, Нигерия.

    В систему процентных ставок Банка России входят ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России, осуществляемым с кредитными организациями. В последнее время центральный банк упростил линейку процентных ставок за счет отказа от некоторых видов и унификации срочности ставок. В сентябре 2013 г. введена ключевая ставка - индикатор направленности денежно-кредитной политики. Ею стала единая ставка по основным рыночным операциям (ставка аукционов недельного РЕПО и депозитных аукционов) на срок - 1 неделя. Естественно, она является плавающей. Проводя операции по регулированию ликвидности банковского сектора, Банк России стремится к поддержанию однодневных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки, составляющей в первой половине 2017 г. 9,25%.

    Процентная политика зависит от соотношения рисков усиления инфляционного давления и замедления экономического роста. После кризиса в 2009-2010 гг. несколько раз произошло снижение процентных ставок, дабы обеспечить доступность кредита для реального сектора экономики и восстановления внутреннего спроса. В 2011-2014 гг. процентные ставки по операциям Банка России стали повышаться. Причины - повышение уровня инфляции, девальвация рубля, усиление оттока капитала. В 2015- 2017 гг. ставки стали медленно снижаться, реагируя на снижение инфляции. В 2018-2019 гг. по достижении цели по инфляции в 4% Центральный банк предполагает удержание ключевой ставки 7-8%.

    Именно управление процентными ставками становится для России важнейшим инструментом денежно-кредитного регулирования. Это обусловлено переходом к инфляционному таргетированию и режиму свободного плавания национальной валюты.

    Помимо обязательного резервирования и процентных ставок, Центральный банк использует и другие инструменты воздействия на денежное предложение. Их можно разделить на две группы - инструменты предоставления ликвидности, т.е. рефинансирование банков, и инструменты абсорбирования (стерилизации) ликвидности. Очевидно, что первая группа методов применяется при мягкой политике, вторая - при более жесткой. Представим их в более конкретном виде (табл. 13.2).

    Рефинансирование кредитных организаций. Рассмотрим более подробно механизм рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций. При рефинансировании Центральный банк выступает как кредитор последней инстанции (creditor of last resort). При предоставлении кредита коммерческому банку пассивная часть баланса Центрального банка увеличивается, и суммарные резервы в банковской системе возрастают. Одновременно увеличиваются активы Центрального банка на сумму ссуды. Таким образом, рост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег, а его сокращение - уменьшает.

    Таблица 13.2

    Инструменты денежного регулирования

    Предоставление ликвидности

    Абсорбирование ликвидности

    Кредиты overnight

    Депозиты кредитных организаций в Банке России:

    • на аукционной основе;
    • по фиксированной ставке

    Операции прямого РЕПО:

    • на аукционной основе;
    • по фиксированным ставкам

    Продажа государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа

    Ломбардные кредиты по фиксированной ставке

    Продажа долговых бумаг (облигаций) Банка России

    Сделки «валютный своп» с Банком России

    Кредиты, обеспеченные золотом

    Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами, в том числе на аукционной основе

    Действенным рефинансирование может быть только при соблюдении следующих принципов. Заимствования со стороны Центрального банка должны быть доступны только платежеспособным кредитным организациям. Обеспечение кредитов должно быть реальным и ликвидным, ставки по кредитам должны быть выше рыночных, чтоб не возникало стремления использовать их для финансирования текущей деятельности. Наконец, Центральный банк должен четко обозначить доступность своих ресурсов для банков, отвечающих критериям и имеющих требуемое обеспечение. После финансового кризиса концепция кредитора последней инстанции несколько модифицируется - экстренное кредитование должно предоставляться в первую очередь системно важным финансовым институтам и не по самым высоким ставкам. Требования к качеству обеспечения должны учитывать, помимо системной значимости заемщиков, и глубину стресса всей национальной финансовой системы.

    Механизм рефинансирования банков включает две группы кредитных сделок в зависимости от используемого обеспечения и механизма заключения:

    • кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России;
    • кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства или поручительства кредитных организаций.

    Активы, обеспечивающие ломбардные кредиты, указаны в Ломбардном списке Банка России. В структуре обеспечения наибольшая доля приходится на государственные облигации, что подтверждает их статус как наиболее надежных активов. Ломбардный список постоянно корректируется. Так, после кризиса Банк России расширил список активов, включив в него облигации с ипотечным покрытием, обязательства эмитента, обеспеченные солидарным поручительством ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и облигации эмитентов - системообразующих организаций (список, утвержденный Правительством РФ), включенные в котировальный список по крайней мере одной фондовой биржи в Российской Федерации, независимо от наличия у эмитентов международного рейтинга. Залогом может служить и золото в стандартных или мерных слитках.

    Ценные бумаги (кроме государственных бумаг и еврооблигаций) должны быть допущены к обращению на Московской бирже, еврооблигации - котироваться на биржах развитых стран. Банк России облегчает банкам доступ к ликвидности, снизив рейтинговые требования к ценным бумагам из ломбардного списка. Минимальный рейтинг бумаг должен быть не ниже ВВ/Ва2 (по классификации «Standard & Poor’s», «Fitch Ratings» или «Moody’s Investors Service»).

    Упрощен режим рефинансирования под обеспечение в виде кредитов с государственными гарантиями стратегическим предприятиям (таких 226), даже без наличия соответствующих рейтингов. Новые (точечные) инструменты рефинансирования включают кредиты банкам с капиталом не ниже 100 млрд руб. сроком до трех лет по ключевой ставке -1,5 процентных пункта иод залог инвестиционных проектов для развития импортозамещения. Реализуются специализированные программы рефинансирования для стимулирования кредитования малого и среднего предпринимательства, проектного финансирования, несырьевого экспорта, военной ипотеки.

    Популярной формой рефинансирования являются операции прямого РЕПО. Это наиболее востребованный банками рыночный инструмент тонкой настройки. Сделка РЕПО в общем виде (от англ, repurchase agreement) - это сделка покупки (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной цене. Соглашение прямого РЕПО представляет собой продажу банком Банку России бумаг с обязательством обратной покупки. По сути, это краткосрочный кредит банку от Банка России под залог ценных бумаг. Операции прямого РЕПО проводятся на аукционной основе и по фиксированной ставке. Участники аукционов РЕПО с Банком России могут подавать только конкурентные заявки (с указанием ставки). Банк России устанавливает максимальный объем предоставляемых на аукционе средств, а также минимальную процентную ставку.

    По фиксированной ставке можно получить прямой кредит на срок 1 день по ставке, превышающей минимальную процентную ставку, установленную для аукционных операций РЕПО. По этим операциям Банк России лимитов не устанавливает.

    Антиподом операций прямого РЕПО являются операции обратного модифицированного РЕПО, являющиеся инструментом абсорбирования ликвидности. Это продажа ценных бумаг, находящихся в портфеле центрального банка, коммерческим банкам с правом обратного выкупа. В России эти операции не применяются с 2004 г.

    В качестве примера гибкой политики центрального банка следует упомянуть о нетипичном, разовом, дискреционном инструменте - кредитах без обеспечения, применяемых в ходе кризиса. В России в 2008 г. 192 банка с установленными рейтингами ведущих международных и российских агентств получили беззалоговые кредиты на 6,58 трлн руб. После стабилизации обстановки с 2011 г. Банк России приостановил институт беззалогового кредитования на все сроки вследствие резкого сокращения спроса, что не исключает возобновления выдачи таких ссуд в случае необходимости.

    Каналом рефинансирования являются также операции «валютный свои» и «своп с золотом». В России они используются с сентября 2002 г. Суть их заключается в том, что центральный банк осуществляет покупку иностранной валюты за российские рубли сроком «сегодня» по действующему официальному курсу иностранной валюты к российскому рублю (базовому курсу) с ее последующей продажей сроком «завтра» по курсу, равному указанному базовому курсу, увеличенному на своп-разницу. В сущности, это однодневный кредит под залог валюты (золота). Сделки «валютный своп» заключаются Банком России на Единой торговой сессии Московской биржи либо на внебиржевом рынке с банками - контрагентами Банка России на внутреннем валютном рынке.

    Так устроена система рефинансирования. Сейчас кредиты ЦБ РФ банковской системе составляют менее 2% ее суммарных активов. Система рефинансирования должна строиться на принципах равного и максимально широкого доступа банков к инструментам Банка России. При этом кредитование должно обладать достаточной гибкостью, позволяющей получить кредит по четким критериям в короткие сроки под адекватное обеспечение, с предоставлением минимальной информации от банка.

    Имеет смысл расширение использования Генеральных кредитных договоров между Главными территориальными управлениями ЦБ РФ и банками для оперативного получения кредитов без дополнительного оформления разовых сделок. Важно также расширение перечня активов, принимаемых в обеспечение, а в перспективе - создание единого пула обеспечения (ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России, векселя, права требования по кредитным договорам, драгоценные металлы и иные виды активов).

    В России также действует дополнительный, помимо рефинансирования, канал предоставления ликвидности банкам - операции по размещению на тендерной основе временно свободных средств федерального бюджета на депозиты в кредитных организациях. Депозитные аукционы проводятся через валютные биржи, и доступ к ним имеют несколько десятков банков, среди которых ВТБ, РСХБ, ВТБ24, Газпромбанк. Предоставление банкам залогового финансирования снижает риски бюджета при размещении средств в банках и, как следствие, существенно расширяет круг банков, которые могут получить такое финансирование.

    Противоположностью рефинансирования является абсорбирование ликвидности (стерилизация), г.с. механизм се изъятия. К абсорбированию Банк России прибегает в ситуации устойчивого профицита ликвидности, которую банки не в состоянии транслировать в реальный сектор экономики. Как правило, механизм стерилизации используется в случае необходимости охлаждения экономики в рамках жесткой монетарной политики. В этих условиях используются следующие инструменты: эмиссия и размещение облигаций Банка России, депозитные операции, депозиты банков в Центральном банке на постоянной и аукционной основе.

    Наиболее популярным инструментом являются депозиты Банка России. В отличие от продажи бумаг на открытом рынке, они не уменьшают денежную базу. Депозиты связывают избыточные резервы банков, сдерживая рост денежной массы. При этом выдвигаются конкретные требования к кредитным организациям - контрагентам ЦБ РФ. Банк должен входить в первую или вторую классификационную группу (банки без нарушений или с отдельными недостатками), выполнять обязательные резервные требования Банка России, не иметь просроченных денежных обязательств перед ЦБ РФ.

    Банки могут использовать депозиты как инструмент постоянного действия, когда средства размещаются по фиксированным процентным ставкам, и на рыночной основе как инструмент тонкой настройки - при проведении депозитных аукционов по процентным ставкам, определенным на тендерной основе.

    Следующий трансмиссионный механизм - хорошо известные в практике центральных банков многих стран операции на открытом рынке (OOP). Они являются гибким, мобильным, оперативным инструментом регулирования денежного предложения и кредита через влияние на резервную базу банковской системы. На открытом рынке происходят сделки между центральным банком и кредитными институтами по покупке и продаже ценных бумаг. Бумаги из собственного портфеля центральный банк продает при избыточном денежном предложении, т.е. в рамках рест- крикционной денежно-кредитной политики, а покупает - при недостатке денежного предложения, т.е. при экспансионистской политике.

    В операциях на открытом рынке центральный банк выступает как равноправный контрагент кредитных институтов, в отличие от его более жесткой регулирующей позиции в других ситуациях, например при рефинансировании, применении обязательных резервов.

    Согласно ст. 39 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:

    • купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами;
    • купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами.

    На открытом рынке обращаются правительственные ценные бумаги, бумаги, гарантированные правительством, реже - корпоративные бумаги. В частности, в России на рынке обращаются рублевые государственные бумаги - облигации федерального займа (ОФЗ), государственные сберегательные облигации (ГСО), а также бумаги, номинированные в иностранной валюте, - еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). Важно подчеркнуть, что покупка государственных ценных бумаг Банком России может осуществляться только на вторичном рынке. Это необходимо с целью ограничения возможностей прямого эмиссионного финансирования бюджета, могущего спровоцировать инфляцию.

    Возможны два варианта проведения операций. Первый - фиксация курса, при достижении которого центральный банк предлагает любое количество бумаг (либо предлагает определенное количество ценных бумаг). Второй вариант - фиксация курса, при достижении которого центральный банк скупает любой предлагаемый объем бумаг (либо определяет количество бумаг, которое покупает независимо от курса предложения). Таким образом, либо центральный банк, желая изъять (увеличить) объем ликвидности, продает (покупает) определенное количество ценных бумаг и оставляет за банками право предлагать процентную ставку, либо он устанавливает процентную ставку и позволяет банкам определять объем.

    Операции на открытом рынке используются в практике большинства центральных банков. Банки Англии, Японии, ФРС США применяют их как антикризисный инструмент для пополнения банковской ликвидности и (или) воздействия на долгосрочную доходность государственных и корпоративных облигаций. В России операции на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах и нерегулярно как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности. Причиной тому является относительная узость и низкая ликвидность национального фондового рынка.

    Альтернативным каналом стерилизации ликвидности являются операции с собственными бумагами Центрального банка, т.е. эмиссия облигаций Банка России (ОВР) и их продажа коммерческим банкам. Как и в случае с депозитными операциями, выпуск ОВР, в отличие от продажи бумаг на открытом рынке или операций обратного РЕПО, не уменьшает денежную базу, а связывает избыточные средства кредитных организаций, сдерживая рост денежной массы.

    Банк России имеет право выпускать облигации, однако с 2010 г. это не практикуется.

    Эмиссия облигаций Банка России по сути является частным случаем операций на открытом рынке. Выпуская собственные ценные бумаги, центральный банк решает проблемы нехватки объектов операций на открытом рынке. Облигации Банка России выпускаются в форме бескупопных дисконтных облигаций. Они включены в Ломбардный список Банка России и принимаются в качестве обеспечения по кредитам Банка России, обеспеченным залогом (блокировкой) ценных бумаг, и операциям прямого РЕПО Банка России. В отличие от депозитных операций, облигации Банка России имеют более длительные сроки погашения и более высокие процентные ставки. Облигации Банка России могут свободно обращаться на вторичном рынке и использоваться в качестве залога при получении кредитов Банка России.

    Разные центральные банки выпускают различные типы долговых обязательств - долговые сертификаты (Европейский центральный банк, Банк Нидерландов, Национальный банк Дании, Банк Испании), финансовые векселя (Банк Англии, шведский Риксбанк, немецкий Бундесбанк, Банк Японии), облигации (Банк Кореи, Центральный банк Чили). Однако большинство центральных банков отказываются от выпуска собственных ценных бумаг. Это происходит из-за стремления избежать рыночной фрагментации, поддержать правительственные ценные бумаги как базовый ориентир для участников финансовых рынков. Центральные банки стараются излишне не вмешиваться в сферу финансового посредничества. Избирая как объект операций на открытом рынке не собственные, а правительственные бумаги, Центробанки сохраняют свою независимость, избегают обвинений в нелояльности и протекционизме по отношению к отдельным эмитентам.

    Завершают список основных инструментов денежно-кредитного регулирования валютные интервенции. В соответствии со ст. 41 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа ЦБ РФ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Фактически валютные интервенции являются аналогом операций Центрального банка на открытом рынке, только здесь объектом выступают нс ценные бумаги, а иностранная валюта. Механизм валютных интервенций практически не отличается от операций открытого рынка: продажа валюты Центральным банком уменьшает банковские резервы, покупка - увеличивает.

    Валютные интервенции проводятся по мере надобности, т.е. они являются инструментом не постоянного, а дискреционного действия. Объемы целевых интервенций определяются исходя из состояния внешнеторгового баланса страны, динамики мировых цен на энергоресурсы, движения капиталов и кредитов. Как правило, цель интервенции - нейтрализовать негативные курсовые ожидания участников валютного рынка. Зачастую валютные интервенции совершаются Банком России как бы с запасом, сверх установленного целевого объема, что позволяет сглаживать резкие колебания обменного курса рубля, не зависящие от фундаментальных экономических факторов и вредные для экономики. Банк России проводит также операции по покупке (продаже) иностранной валюты, связанные с пополнением (расходованием) средств суверенных фондов Федеральным казначейством.

    В настоящее время в условиях свободного курсообразования Банк России не проводит валютных интервенций. Но при этом не исключается проведение точечных операций. Интервенции не противоречат концепции режима плавающего валютного курса и успешно применяются развитыми странами в случае необходимости.

    В России законодательно установлено, что основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются следующие:
    1) процентные ставки по операциям Банка России;
    2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
    3) операции на открытом рынке;
    4) рефинансирование кредитных организаций;
    5) валютные интервенции;
    6) установление ориентиров роста денежной массы;
    7) прямые количественные ограничения;
    8) эмиссия облигаций от своего имени.
    Главными инструментами кредитной политики любого центрального банка (ЦБ) являются: операции на открытом рынке, изменение и установление норматива обязательных резервов, изменение учетной ставки (монетарная политика).
    Операции на открытом рынке, или на вторичном рынке казначейских ценных бумаг, в настоящее время в мировой экономической практике являются основным инструментом регулирования денежной массы. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами.
    Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда. Целью такой политики является регулирование кредитных ресурсов коммерческих банков.
    В интересах сохранения или восстановления равновесия в экономике ЦБ иногда навязывает свою политику остальным банкам. Суть ее заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и таким образом регулирует предложение денег на денежном рынке. При этом банки не могут отказаться от покупки предлагаемых ценных бумаг.
    Проведение Банком России операций на открытом рынке направлено на регулирование ликвидности банковской системы для достижения целей денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке осуществляются, как правило, через аукционную продажу и более эффективны в период повышения уровня инфляции.
    Установление норм обязательных резервов коммерческих банков. Норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России - установленный ЦБ размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации. Государство обязывает все банковские учреждения держать определенную часть собственных и депонированных у них средств на счетах центрального банка, который в зависимости от состояния конъюнктуры и целей государственного регулирования экономики периодически изменяет нормы минимальных резервов.
    Резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. На рис. 4.3 приведена принципиальная схема действия данного инструмента регулирования.

    Установление норм обязательных резервов решает экономические (обеспечение минимальной гарантированной стабильности банковской системы), социальные (обеспечение гарантий от полного разорения вкладчиков) и другие задачи. Хранение обязательных минимальных резервов в Центральном банке РФ введено в 1990 г. Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.
    В настоящее время резервная норма в США составляет 12%. В России регулирование размера обязательных резервов производится Банком России ежемесячно. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.
    Регулирование процентных ставок - это изменение (политика) учетной ставки, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка. Учетная ставка - ставка процента, по которой ЦБ кредитует комбанки или скупает их ценные бумаги.
    Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. ЦБ своей учетной ставкой определяет нижнюю границу ставки банковского процента. Уменьшение ее делает займы для коммерческих банков дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения. Низкий уровень процентных ставок стимулирует спрос на кредиты и ведет к оживлению хозяйственной активности.
    Система процентных ставок Банка России во многом соответствует мировой практике. В систему входят ставка рефинансирования и ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России, осуществляемым с кредитными организациями. Экономический рост в России в последние годы при относительно невысоком уровне инфляции свидетельствует о рациональности складывающегося текущего уровня процентных ставок.
    Вместе с тем для повышения влияния денежно-кредитной политики в обеспечении развития экономики требуется расширение роли банковского кредита в удовлетворении спроса на деньги, что позволит придать процентным ставкам более значимые функции в регулировании экономической деятельности.
    Важную роль среди процентных ставок Банка России играет ставка рефинансирования. По этой ставке Банк России кредитует коммерческие банки. Изменяемая в зависимости от экономической ситуации ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Центральным банком сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Однако задачей этой ставки не является оперативное влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке.За 1992-2005 гг. величина ставки рефинансирования менялась много раз и в больших пределах: от 210% (октябрь 1993 г.) до 12% (декабрь 2005 г.).
    Ломбардная ставка применяется для получения денежных средств под высоколиквидные финансовые активы. Центральный банк РФ проводит ломбардные аукционы. Ставка по ломбардным аукционам в связи с достаточным уровнем ликвидности коммерческих банков также пока существенно не влияет на ставки межбанковского кредитного рынка. В этих условиях наиболее значимую роль играют ставки по депозитным операциям Банка России и операциям по облигациям Банка России с коммерческими банками, в результате использования которых осуществляется абсорбирование свободной банковской ликвидности.

    Косвенные экономические методы и инструментыденежно-кредитного регулирования подразделяются цен­тральными банками исходя из двух основных признаков. При первой классификации в зависимости от сущности операции выделяются следующие группы.

    1. Инструменты эмиссионной политики, оп­ределяющие объем денежного предложения, включают как инструменты денежной эмиссии, так и антиэмиссионного характера (по «стерилизации» денежной массы).

    К основным эмиссионным инстру­ментам центрального банка относятся:

    Рефинансирование банков в целях регулирования текущей ликвидности банковской системы под залог ценных бумаг, а также их переучет в портфелях банков (как правило, век­селя);

    - покупка иностранной валюты для поддержания текущей ликвидности банков и воздействия на валютный курс;

    Кредитование дефицита бюд­жета;

    Участие в уставных фондах банков;

    Финансирование банков в чрезвычайных ситуациях.

    Центральными банками используются следующие антиэмиссионные инструменты:

    Привлечение ресурсов банков в фонд обязательных резервов;

    Продажа иностранной валюты;

    Привлечение ресурсов банков в платные депозиты центрального банка;

    Эмиссия краткосрочных ценных бумаг центрального банка и др.

    2. Инструменты процентной политики, влияющие на стоимость предоставляемых банкам кредитных ресурсов, объем и структуру денежной массы, уровень ликвидности банков и др.Среди основных инструментов процентной политики центральных банков следует отметить:

    Ставки рефинансирования, уровень которых учитывает динамику ин­фляции и направленность денежно-кредитной поли­тики (на кредитную рестрикцию или экспансию) и является таким образом ориентиром для участников рынка;

    Учетные ставки, используе­мые при осуществлении операций по переучету векселей юридических лиц (оп­ределяются исходя из базовой ставки рефинансирования);

    Ставки по основным (стандартным) операциям центрального банка (в частности, по операциям регулирования ликвидности банков);

    Ставки по нестандартным операциям (по льготным кредитам и др.).

    3. Политика минимальных резервных требований, воздействующая на банковский и денежный мультипликаторы, уровень ликвидности.

    В основу второй классификации методов и инструментов денежно-кредитного регулирования положена их группировка исходя из роли центрального банка (его инициативы) при проведении операций по поддержанию или изъятию ликвидности.

    Операции на открытом рынке проводятся центральным банком по собственной инициативе и являются основными в части оперативного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банков), а также краткосрочной и среднесрочной денежно-кредитной политики.


    Данные операции могут проводиться в соответствии с предварительно объявленными торговыми сессиями (включая аукционы) или по усмотрению центрального банка. Выделяют следующие виды операций на открытом рынке:

    Регулярные плановые операции, о проведении которых заранее объявляется (кредитный или депозитный аукцион);

    Нерегулярные операции, осуществляемые при возникновении необходимости, на­пример, неожиданных краткосрочных наруше­ниях экономического равновесия. При этом выделяют не­регулярные плановые операции (время проведения заранее неизвестно) и двусторонние операции (другие банки вообще не ставятся в известность).

    По цели проведения операции на открытом рынке состоят из:

    Корректирующих (защитных) операций по компенсированию краткосрочных нежелательных измене­ний в структуре банковских резервов;

    Структурных операций, направленных на дол­говременное качественное воздействие на денежно-кре­дитную сферу.

    Постоянные механизмы регулирования ликвидности банковской системы (постоянно доступные инструменты) используются банка­ми без получения согласия центрального банка. При возникновении необходимости существует автоматический доступ банков к ликвидности центрального банка без согласия последнего или его инициативы. Таким образом данный ме­тод денежно-кредитного регулирования применяется по инициативе банков при проведении соответствующих операций.

    В свою очередь получение требуемого результата является критерием эффективности используемых центральным банком методов и инстру­ментов денежно-кредитного регулирования.

    Вопросы для самоконтроля

    1. По каким признакам классифицируются цели денежно-кредитной политики?

    2. Назовите иерархию монетарных целей.

    3. Какие аспекты могут выступать в качестве тактических целей?

    4. Охарактеризуйте этапы процесса формирования целей денежно-кредитной политики.

    5. Виды денежно-кредитного регулирования, их характеристика.

    6. Назовите основные преимущества и недостатки применения административных инструментов денежно-кредитного регулирования.

    7. Классификация инструментов денежно-кредитного регулирования.

    8. Какие инструменты денежно-кредитного регулирования, применяемые в Республике Беларусь, можно отнести к экономическим инструментам монетарного регулирования?

    9. Какие изменения в политике минимальных резервных требований Национального банка Республики Беларусь отмечены в последнее время?

    10. Назовите структуру операций на открытых рынках в Республике Беларусь.

    11. Сущность политики валютных интервенций.

    12. Инструменты интервенционистской политики.

    13. Принципы осуществления валютных интервенций.

    14. Сущность учетной политики центрального банка.

    15. Зависимость выбора видов денежно-кредитного регулирования от приоритетов воздействия.

    16. Характеристика используемых Национальным банком монетарных методов.