Бюджетный план счетов бухгалтерского учета. Учет в бюджетных организациях

План счетов бухгалтерского учета 2016 года для коммерсантов отличается от плана, применяемого госструктурами. Что собой представляют планы счетов бухгалтерского учета 2016 года и как можно ознакомиться с ними?

Какие в 2016 году действуют планы счетов бухучета?

Фактически планов счетов бухгалтерского учета на 2016 год законодательством РФ установлено несколько.

В коммерческом сегменте применяются:

  • план счетов бухучета в коммерческих фирмах (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н);
  • план счетов, утвержденный для банковских структур;
  • план счетов, введенный для некредитных организаций.

ВАЖНО! По мнению Минфина (письмо от 15.03.2001 № 16-00-13/05), план, утвержденный приказом № 94н, не носит нормативно-правового характера, а является рекомендательным документом.

В государственной бюджетной системе утверждены и применяются:

  • планы бухгалтерских счетов для автономных, бюджетных и казенных учреждений;
  • единый план бюджетных субъектов (утвержден приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

Изучим специфику самого распространенного плана счетов бухгалтерского учета 2016 года - введенного приказом Минфина № 94н.

План счетов бухгалтерского учета (приказ Минфина № 94н)

Данный документ задействуется во всех коммерческих фирмах (кроме кредитных учреждений), где бухучет ведется посредством двойной записи. Используя счета из рассматриваемого плана, бухгалтеры отражают в регистрах бухучета проводки по дебету и кредиту двух корреспондирующих счетов.

Предприятию необязательно использовать все счета, введенные приказом об утверждении плана счетов бухгалтерского учета № 94н. Но те, что соответствуют хозяйственным процедурам, характерным для деятельности данной фирмы, задействовать необходимо. Утвержденный приказом № 94н план счетов бухгалтерского учета включает, не считая синтетических счетов, также субсчета. И те и другие субъект бухучета объединяет в рабочий план счетов.

Что он представляет собой?

Рабочий план счетов бухгалтерского учета организации

Рабочий план - обязательный компонент учетной политики фирмы. В нем содержатся счета бухучета из числа тех, что утверждены в приказе № 94, и соответствующие тем хозяйственным операциям, которые характерны для фирмы.

Счета, принятые в рабочем плане, могут быть представлены:

  • синтетическими;
  • субсчетами для синтетических счетов;
  • забалансовыми;
  • субсчетами для забалансовых счетов.

В качестве первых обязательно должны задействоваться те, что утверждены приказом № 94н. Вторые субъект бухучета может использовать любые - те, что отражены в основном плане счетов, или же свои собственные. Третьи - применяются те, что приведены в приказе № 94н (в случае если им соответствуют хозяйственные операции в фирме), или же те, которые разработаны субъектом бухучета самостоятельно. Счета четвертого типа фирма всегда формирует самостоятельно.

Есть ряд иных важных предписаний, касающихся использования счетов по основному плану - они закреплены в инструкции, прилагающейся к приказу № 94н.

Инструкция к приказу об утверждении плана счетов бухгалтерского учета № 94н

Главное назначение рассматриваемой инструкции - ознакомить бухгалтера с порядком составления корреспонденций между счетами бухучета. Используя данный порядок, предприятие формирует проводки по методу двойной записи.

В бюджетной сфере бухучет ведется с использованием особых планов счетов. Главным из них можно считать единый план, утвержденный приказом № 157н.

Бухучет в бюджетной сфере: единый план счетов бухгалтерского учета (утвержден приказом Минфина № 157н)

В рассматриваемом едином плане утверждены приведенные в особой структуре счета бухучета, которые подлежат использованию организациями бюджетной системы. Данные счета весьма значительно отличаются от тех, которые утверждены для коммерческих фирм. Они 5-разрядные и на практике могут отражаться в бухгалтерских регистрах с применением дополнительных аналитических разрядов, а также кодов вида финансового обеспечения - в соответствии с отдельными планами счетов учета для конкретных типов бюджетных организаций.

Независимо от целей ведения деятельности все организации в России обязаны вести бухгалтерский учет (исключение - индивидуальные предприниматели). Существует определенная специфика для каждого экономического субъекта. Например, для коммерческих предприятий, кредитных учреждений и некоммерческих предприятий разработаны собственные обособленные планы счетов.

Бюджетные учреждения - основные понятия и функции

На территории Российской Федерации для развития социально-культурной сферы жизни общества и решения наиболее остро стоящих вопросов в других сферах создаются некоммерческие предприятия, которые делятся на следующие категории:

  • Унитарные (план счетов по приказу 162н);
  • Бюджетные (приказ 174н);
  • Автономные (приказ 183н)

Согласно действующему законодательству под бюджетным учреждением в России понимается некоммерческое объединение, создаваемое Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями. Основное назначение данных учреждений - выполнение работ, оказание услуг в наиболее важных для населения сферах - образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения и т. д. Их функционирование полностью или частично финансируется государством.

Все функционирование бюджетных организаций осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а также Федеральном законом «О некоммерческих организациях».

Замечание! Деятельность некоммерческих организаций, помимо этого, осуществляется на основе ГК РФ.

Ведение бухгалтерского учета бюджетными предприятиями, план счетов

Для отображения финансово — хозяйственной деятельности при осуществлении бухгалтерского учета бюджетные предприятия руководствуются законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ. Согласно ему сохраняется главный элемент — принцип двойной записи (отображение на взаимосвязанных счетах всех операций с имеющимися активами, источниками финансирования и финансовых результатов деятельности).

Совет! В бухгалтерии должны быть отражены все сведения о финансах организации - как бюджетные доходы, получаемые из фондов, так и от осуществляемой дополнительной предпринимательской деятельности.

Особенности учета в бюджетной сфере:

  • контроль над исполнением заранее составленной сметы расходов;
  • организация всего учета должна происходить в соответствии со статьями классификации бюджетов;
  • работа в строгом соответствии с нормативными документами;
  • специфичность в зависимости от отрасли.

Для анализа фактов функционирования предприятия и для упорядочивания деятельности бюджетных и муниципальных организаций Приказом Минфина был утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий в управлении государственными внебюджетными фондами. Кроме того, была разработана инструкция по его применению (Приказ № 157н от 01.12.2010), которая в 2016 году претерпела значительные изменения. Этот Приказ можно скачать в конце статьи с внесенными изменениями, вступившими в силу в 2016 году.

Единый План счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций в общем виде состоит из пяти основных разделов, операции в которых группируются по своему экономическому содержанию для составления достоверной и точной финансовой отчетности и отражения показателей, которые учитываются при формировании государственного задания:

  1. Нефинансовые активы . Здесь содержатся основные данные об имеющихся активах организации: основные средства и НМА, условия начисления амортизации имущества, материалы, готовая продукция и капитальные вложения.
  2. Финансовые активы . Сосредоточена информация об имеющихся денежных средствах предприятия и его финансовых вложениях в акции других организаций, приобретениях ценных бумаг и открытии вкладов.
  3. Обязательства . Отражена вся информация об имеющейся кредиторской задолженности.
  4. Финансовый результат . Отражена эффективность деятельности организации. Учитывается не только разница между доходами и расходами текущего года, но и информация о финансовых результатах предыдущих лет, доходах будущих периодов.
  5. Санкционирование расходов . Указаны пределы получаемых и передаваемых бюджетных обязательств, в рамках которых осуществляется деятельность. Информацию по данным операциям учитывают распорядители денежных средств и казначейство.

Замечание! Все ценности, не принадлежащие данному некоммерческому учреждению, но находящиеся у него, должны быть учтены на забалансовых счетах.

При разработке рабочего плана счетов бюджетное учреждение имеет право на ввод дополнительной аналитики в целях формирования расширенной информации о текущем финансовом состоянии организации, которая, в свою очередь, необходима внешним и внутренним заинтересованным в бухгалтерской отчетности лицам.

Замечание! Ввод дополнительный аналитических кодов счетов следует производить на основании Инструкции к Единому Плану счетов.

Изменения в 2017 г.

С 2015 года были произведены коррективы в правила формирования экономически важных показателей (Приказ 124н). Существенные изменения вступили в силу с 2016 года.

  1. Изменения формирования учетной политики и учета объектов. С 2016 года определен перевод стоимости объектов, выраженный в иностранной валюте, в рублевый эквивалент (официальный курс ЦБ РФ или котировки на валютных рынках).
  2. Внесение корректировок с 2016 года в коды аналитического учета для отражения получаемой информации о деятельности. В бухгалтерском учете бюджетных предприятий используются 26 разрядные счета, разряды которого можно представить в виде следующей таблицы. Общую структуру счетов бюджетных учреждений можно скачать в конце статьи.

18-23 номера счетов Плана счетов - Код счета бухгалтерского учета

24-26 разряды - КОСГУ (с 2016 не применяются для составления и исполнения бюджетов, но необходимы при формировании отчетностей).

Заключение

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений - это сложная иерархическая система, позволяющая сгруппировать и проанализировать все активы и обязательства любого предприятия. Он представляет собой таблицу синтетических счетов, сформированную по определенным признакам. Для обеспечения функционирования бюджетных предприятий в соответствии с их целями утвержден свой Единый план счетов, на его основании разрабатываются рабочие планы в зависимости от вида деятельности некоммерческих учреждений.

Рабочий план отражения операций по функционированию бюджетных предприятий, требования к содержанию аналитического учета, которые утверждаются при формировании учетной политики некоммерческих предприятий, должны применяться постоянно и непрерывно. Это переменные величины, подлежащие изменению для обеспечения сопоставления данных бухгалтерских результатов и составленной отчетности с показателями текущего и очередного финансового года.

Аналитический учет бюджетными предприятиями разрабатывается самостоятельно с учетом их потребностей для более качественной оценки деятельности.

Post Views: 325

План счетов бюджетного учета 2016 года сложился после ряда корректировок и изменений в порядке применения, произошедших в последние годы. Особенности его разработки регулируются положениями ряда документов, изданных Минфином.

Бюджетный план счетов и правовая база для его формирования

Начиная с 2011 года организации, создаваемые и ведущие свою основную деятельность за счет целевого бюджетного финансирования, делят на 3 категории:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Для подобных хозяйственных институтов была утверждена специализированная законодательная база, включающая несколько документов, отражающих различные аспекты их деятельности. Одним из важнейших в списке актов будет приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, который содержит в себе план счетов, который необходимо применять для бухгалтерского учета.

Под действие указанного документа подпадают все организации бюджетного сектора. В то же время в силу специфики операций для отдельных их категорий существуют дополнительные законодательные положения:

  • В целях координации механизмов учета во внебюджетных фондах, правительственных органах и казенных учреждениях издан приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н.
  • Для отражения финансовых операций бюджетных организаций при разработке учетной политики необходимо руководствоваться приказом Минфина от 16.12.2010 № 174н.
  • Методы учета на бухсчетах для автономных компаний установлены приказом Минфина от 23.12.2010 № 183н.

Прежде чем переходить к рассмотрению содержания указанных документов, необходимо более детально ознакомиться с терминологией, которая применяется в них.

Пользователи плана счетов для бюджетных организаций 2016 года

Некоторая неопределенность возникает при более детальном рассмотрении определения плана счетов бюджетного учета . Формально толкование основных положений приказа № 157н предполагает, что его использование правомерно только для структур, поименованных в приказе № 162н, а именно казенных учреждений, фондов социального назначения и органов государственного управления.

Не входящие в данный перечень автономные и бюджетные организации должны использовать в своей работе иное понятие - план счетов бухгалтерского учета. Связано это с отсутствием для них строгих ограничений на занятие различными видами предпринимательской деятельности, не входящей в перечень их основных функций. Этот вывод следует из буквального прочтения пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Одновременно с этим нужно учитывать, что учреждения, проводящие расчетно-кассовое обслуживание автономных или бюджетных учреждений, также подпадают под действие приказа № 162н. В частности, в этой связи можно упомянуть управление Федерального казначейства, которое занимается осуществлением расчетных операций и никоим образом не может быть задействовано в каком-либо направлении бизнеса.

Итогом написанного является то, что формировать рабочий план счетов на основе бюджетного плана могут только казенные учреждения и иные структуры, на которые прямо распространяется действие приказа № 157н.

Основополагающий документ бюджетного счетоводства: приказ № 162н

Какова же сфера использования бюджетных счетов? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, на кого распространяется действие приказа № 162н. Итак, его положения обязательны к применению для:

  • казенных учреждений;
  • органов госуправления;
  • социальных внебюджетных фондов;
  • организаций, находящихся на бюджетном финансировании и подотчетных государственным органам;
  • институтов, обеспечивающих проведение расчетно-кассовых операций с бюджетными средствами;
  • органов казначейства.

Все указанные субъекты в обязательном порядке ведут учет на бюджетных счетах.

Политика учета в организациях бюджетной сферы: таблица

При составлении рабочего плана счетов бюджетные учреждения, если они не используют план счетов, утвержденный приказом № 162н, должны в обязательном порядке руководствоваться приказом № 157н. В соответствии с п. 21 указанного документа на них возложена обязанность создавать подобные перечни самостоятельно, но на основе имеющегося Единого плана счетов или специального учетного плана.

Оба приведенных источника содержат счета длиной 26 символов. Ниже приведем таблицу плана счетов бюджетного учета 2016 года, где рассмотрим структуру бюджетного счета:

Пример оформленного рабочего перечня бухгалтерских счетов муниципальной компании можно получить по ссылке ниже на сайте.

Правила образования кодов счетов в 2016 году

Наибольшие затруднения при использовании бюджетных счетов связаны с оформлением символов с 1-го по 17-й - аналитического счета, отвечающего за расшифровку видов операций. При этом основой для заполнения служат:

  • коды доходов;
  • коды расходов, закрепленные законодательно;
  • коды источников финансирования.

В качестве иллюстрации написанного приведем пример отражения кода расходов бюджета.

Структура обозначения затрат следующая:

  • 3 цифры для обозначения распорядителя средств на основе приказа Минфина РФ от 01.06.2013 № 65н;
  • символы с 4-го по 7-й отведены для обозначения кодов раздела и подраздела согласно приложению № 2 к приказу № 65н;
  • порядковые номера 8–14 обозначают код целевой статьи затрат по приложению № 10 к приказу № 65н;
  • завершающие номер счета 3 символа отражают название расхода и берутся из приложения № 3 к приказу 65н.

Если компания испытывает трудности с данной аналитикой счета, то эти символы можно заменить нулями. Данное послабление существенно упрощает разработку рабочего плана счетов и позволяет более плотно сосредоточиться на оформлении кодов с 18-го по 26-й символ.

Составление шифра счета с 18-го по 26-й символ

Тип финансирования находит свое отражение в 18-м символе. Наиболее часто при этом применяют цифру 1, обозначающую бюджетные средства, либо значение 3, дающее понять, что привлечены временно имеющиеся в бюджетной структуре средства. В отношении данного символа также, согласно приложению № 1 к Инструкции в приказе № 162н, действует правило, дающее возможность поставить 0. Значительное количество бюджетных организаций регулярно пользуются данной возможностью.

Начиная с 19-го и заканчивая 23-м номером представлены счета синтетического учета.

Последние 2 знака отведены под значение кода КОСГУ, его можно взять из приложения № 5 к приказу Минфина № 65н.

Необходимо учитывать, что нормы законодательства в отношении бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях довольно часто меняются, поэтому нужно постоянно отслеживать возникающие нововведения.

Изменения в бюджетном плане счетов бухгалтерского учета 2016 года

Наиболее значимыми с точки зрения организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях являются изменения, внесенные в приказ Минфина России от 1.12.2010 № 157н. Последние корректировки указанного документа были введены в действие приказом Минфина РФ от 06.08.2015 № 124н. В нем было зафиксировано переименование сч. 201 06 в Едином плане счетов. Текущее наименование звучит как «Денежные средства учреждения на специальных счетах».

Также преобразования коснулись сч. 502 01, получившего замену названия с «Принятые (принимаемые) обязательства» на «Принятые обязательства». Для сч. 502 02 применено наименование «Принятые денежные обязательства».

Появились новые внебалансовые счета 17 и 18 в дополнение к сч. 0 210 03 000, ранее такая возможность существовала только для сч. 0 201 00 000.

Не меньшее количество интересных изменений было внесено и во второй нормативный документ - приказ № 162н. Рассмотрим их в следующем разделе.

Организация учетных процедур в казенных учреждениях и внебюджетных фондах

Корректировки, содержащиеся в приказе Минфина РФ от 17.08.2015 № 127н, привели к тому, что из Инструкции по применению счетного плана, дополняющей приказ №162н, исчез счет 0 106 34 340. Это стало следствием его фактической невостребованности. Иными словами, операций, связанных с его применением, уже практически не осталось.

Новые положения Инструкции разрешили проводкой Дт 0 101 00 000 Кт 0 304 04 310 отражать транши от головного бюджетного учреждения своим отделениям, если они самостоятельно осуществляют учет своих операций.

Теперь разрешена запись Дт 0 102 30 320 Кт 0 401 10 180 для принятия на баланс бесплатно переданных нематериальных активов, таким образом минуется счет 0 106 32 320.

Право на использование земли с неограниченным периодом фиксируется в учете Дт 0 103 11 330 Кт 0 401 10 180.

Для случаев реорганизации управлений, учреждений введен вариант корреспонденции Дт 0 105 00 000 Кт 0 304 06 730, фиксирующей получение активов по их стоимости.

Ряд государственных организаций, фактически не занимающихся предпринимательством в силу специфики своих функций, должен отпускать со склада продукцию и товары. Для указанной операции рекомендуется делать запись Дт 0 401 10 130 Кт 0 105 38 440.

Учитываемые в составе доходной части бюджета, вновь созданные или приобретенные внеоборотные активы отражаются проводкой Дт 0 108 51 000 Кт 0 106 11 310.

Излишки активов, выявленные в результате проведенной инвентаризации, попадают на баланс при помощи проводки Дт 0 201 34 510 Кт 0 401 10 180.

Порядок применения плана счетов бюджетного учета регулируется несколькими документами и имеет разную степень обязательности для отдельных категорий государственных предприятий. Несмотря на стабильность нормативной базы, периодически в порядок организации бюджетных учетных процедур вносятся изменения, последние из них произошли в 2015 году. Их следует обязательно учитывать при формировании учетной политики, в частности при составлении рабочего плана счетов текущего периода.

План счетов бюджетного учета на 2018 год был несколько изменен. В данной статье мы расскажем о действующих нормах по применению плана счетов (ПС) бюджетными структурами.

Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

  • на автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Для каждой из них есть и свой частный ПС:

  • для автономных организаций он утвержден приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н;
  • бюджетных — приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
  • казенных — приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).

План счетов бюджетного учета — 2018

Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.

ПС состоит из 5 разделов:

  1. Нефинансовые активы.
  2. Финансовые активы.
  3. Обязательства.
  4. Финансовый результат.
  5. Санкционирование расходов.

В нефинансовые активы входят:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • материалы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • наценка;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • нефинансовые активы в пути;
  • нефинансовые активы имущества казны;
  • расходы.

Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте. Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.

Финансовые активы включают в себя:

  • денежные средства в различных местах хранения;
  • финансовые вложения в виде различных ценных бумаг и участия в других организациях;
  • дебиторскую задолженность различных контрагентов, работников, налоговых органов и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.

В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.

Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.

Подробнее об одном из разделов плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете - это…» .

Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:

  • ассигнований из бюджета;
  • лимитов обязательств, предоставляемых распорядителями бюджетов;
  • плановых доходов и расходов.

То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131-151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.

В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.

Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрен забалансовый счет 31. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.

Состав и структура счета бюджетного учета

Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.

Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Таблица 1

Рассмотрим пример: счет КРБ (код расходов бюджета) 1 102 3 0 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения».

Остановимся подробнее на составлении разрядов 1-17. Для этого используются коды бюджетной классификации. В инструкции к ПС бюджетного учета содержится отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой код аналитического учета по бюджетной классификации необходимо указать: код расходов бюджета (КРБ), код доходов бюджета (КДБ), код источников финансирования дефицита бюджета (КИФ) или 0. Причем для учреждений берутся 4-20-й разряды КБК, а для финансовых органов — 1-17-й.

КБК состоит из 20 разрядов. Как мы уже отметили, 4-20-й разряды КБК переносятся на место 1-17-го разрядов счета бюджетного учета учреждений. В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, можно найти структуру кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). Для наглядности в таблице 2 приведен состав кода бюджетных расходов.

Таблица 2

Номер разряда КБК (кода расходов)

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

Подгруппа

Приложение 9 к указаниям № 65н

Приложение 2 к указаниям № 65н

Приложение 10.1 к указаниям № 65н

Приложение 3 к указаниям № 65н

Для финансовых органов КБК в счете отражаются по-другому. В 1-17-й разряды счета попадают 1-17-й разряды КБК, а на место 24-26-го разрядов счета ставятся 18-20-й разряды КБК. Общее количество цифр в КБК осталось неизменным (20), так как в коды были добавлены 3 цифры: подвид дохода в классификации доходов, целевой статьи в классификации расходов и вид источников финансирования дефицита.

Изменения, актуальные в 2018 году

В Единый ПС приказом Минфина России от 27.09.2017 № 148н внесены следующие изменения. Исключены два счета: 204 51 «Активы в управляющих компаниях» и 215 51 «Вложения в управляющие компании». У трех счетов были заменены названия.

Старое название

Новое название

Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий

Участие в государственных и муниципальных предприятиях

Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному, и медицинскому страхованию

Расчеты по авансовым платежам (перечислениям) по обязательным видам страхования

Расчеты по авансам по пенсиям пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления

Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления

Изменения вступили в силу с 29.10.2017.

Приказом Минфина России от 31.10.2017 № 172н был обновлен план счетов и инструкция по бюджетному учету № 162н. В приказе № 172н, вступившем с силу 08.12.2017:

  • приведен порядок оформления бухгалтерскими записями внутреннего перемещения объектов основных средств при передаче имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение;
  • приведен порядок отражения на счетах учета изменения финансовых вложений в уставный фонд при преобразовании ГУП (МУП);
  • указано, какие значения должны быть приведены в разрядах 15-17 и 24-26 по счетам 0 401 20 000 и 0 401 60 000 в ситуации, когда источник образования задолженности, КБК и величина обязательств неизвестны;
  • приведены дополнительные операции, подлежащие отражению на счете 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства»; теперь на этом счете также отражаются суммы бюджетных обязательств, принимаемых при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • учтены изменения, недавно внесенные в инструкцию № 157н

Итоги

Государственные и муниципальные учреждения составляют рабочий ПС на основе уже утвержденных законодательно. В 2018 году необходимо внести соответствующие изменения в рабочий ПС и кодировку счетов, а также перенести на измененные счета остатки на начало года.

План счетов бюджетного учета на 2018 год был несколько изменен. В данной статье мы расскажем о действующих нормах по применению плана счетов (ПС) бюджетными структурами.

Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

  • на автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Для каждой из них есть и свой частный ПС:

  • для автономных организаций он утвержден приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н;
  • бюджетных — приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
  • казенных — приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).

План счетов бюджетного учета — 2018

Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.

ПС состоит из 5 разделов:

  1. Нефинансовые активы.
  2. Финансовые активы.
  3. Обязательства.
  4. Финансовый результат.
  5. Санкционирование расходов.

В нефинансовые активы входят:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • материалы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • наценка;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • нефинансовые активы в пути;
  • нефинансовые активы имущества казны;
  • расходы.

Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте. Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.

Финансовые активы включают в себя:

  • денежные средства в различных местах хранения;
  • финансовые вложения в виде различных ценных бумаг и участия в других организациях;
  • дебиторскую задолженность различных контрагентов, работников, налоговых органов и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.

В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.

Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.

Подробнее об одном из разделов плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете - это…» .

Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:

  • ассигнований из бюджета;
  • лимитов обязательств, предоставляемых распорядителями бюджетов;
  • плановых доходов и расходов.

То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131-151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.

В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.

Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрен забалансовый счет 31. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.

Состав и структура счета бюджетного учета

Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.

Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Таблица 1

Рассмотрим пример: счет КРБ (код расходов бюджета) 1 102 3 0 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения».

Остановимся подробнее на составлении разрядов 1-17. Для этого используются коды бюджетной классификации. В инструкции к ПС бюджетного учета содержится отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой код аналитического учета по бюджетной классификации необходимо указать: код расходов бюджета (КРБ), код доходов бюджета (КДБ), код источников финансирования дефицита бюджета (КИФ) или 0. Причем для учреждений берутся 4-20-й разряды КБК, а для финансовых органов — 1-17-й.

КБК состоит из 20 разрядов. Как мы уже отметили, 4-20-й разряды КБК переносятся на место 1-17-го разрядов счета бюджетного учета учреждений. В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, можно найти структуру кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). Для наглядности в таблице 2 приведен состав кода бюджетных расходов.

Таблица 2

Номер разряда КБК (кода расходов)

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

Подгруппа

Приложение 9 к указаниям № 65н

Приложение 2 к указаниям № 65н

Приложение 10.1 к указаниям № 65н

Приложение 3 к указаниям № 65н

Для финансовых органов КБК в счете отражаются по-другому. В 1-17-й разряды счета попадают 1-17-й разряды КБК, а на место 24-26-го разрядов счета ставятся 18-20-й разряды КБК. Общее количество цифр в КБК осталось неизменным (20), так как в коды были добавлены 3 цифры: подвид дохода в классификации доходов, целевой статьи в классификации расходов и вид источников финансирования дефицита.

Изменения, актуальные в 2018 году

В Единый ПС приказом Минфина России от 27.09.2017 № 148н внесены следующие изменения. Исключены два счета: 204 51 «Активы в управляющих компаниях» и 215 51 «Вложения в управляющие компании». У трех счетов были заменены названия.

Старое название

Новое название

Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий

Участие в государственных и муниципальных предприятиях

Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному, и медицинскому страхованию

Расчеты по авансовым платежам (перечислениям) по обязательным видам страхования

Расчеты по авансам по пенсиям пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления

Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления

Изменения вступили в силу с 29.10.2017.

Приказом Минфина России от 31.10.2017 № 172н был обновлен план счетов и инструкция по бюджетному учету № 162н. В приказе № 172н, вступившем с силу 08.12.2017:

  • приведен порядок оформления бухгалтерскими записями внутреннего перемещения объектов основных средств при передаче имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение;
  • приведен порядок отражения на счетах учета изменения финансовых вложений в уставный фонд при преобразовании ГУП (МУП);
  • указано, какие значения должны быть приведены в разрядах 15-17 и 24-26 по счетам 0 401 20 000 и 0 401 60 000 в ситуации, когда источник образования задолженности, КБК и величина обязательств неизвестны;
  • приведены дополнительные операции, подлежащие отражению на счете 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства»; теперь на этом счете также отражаются суммы бюджетных обязательств, принимаемых при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • учтены изменения, недавно внесенные в инструкцию № 157н

Итоги

Государственные и муниципальные учреждения составляют рабочий ПС на основе уже утвержденных законодательно. В 2018 году необходимо внести соответствующие изменения в рабочий ПС и кодировку счетов, а также перенести на измененные счета остатки на начало года.