Беларуси грозит правительственный кризис и новая девальвация. Беларуси грозит правительственный кризис и новая девальвация Альтернативный прогноз развития экономики от Дмитрия Ивановича

Лев Марголин, экономист:

– Значительных отличий в экономике страны по сравнению с этим годом не будет. Спад будет продолжаться. Возможно, меньше, чем в этом году, но роста не будет. Насколько значительным будет этот спад, зависит от итогов переговоров с Россией по нефти и газу.

Что касается курса белорусского рубля к доллару, то, если Нацбанк будет продолжать жесткую монетарную политику, движение доллара в следующем году будет в пределах 10% – максимум 20%. Если же скукоживающаяся экономика заставит сделать массовые денежные вливания в виде кредитов, то рост курса может быть и 50%, и даже 100%. Все в руках власти.

Зарплаты людей будут продолжать падать. Чтобы переломить эту тенденцию, стране нужны инвестиции, прежде всего иностранные. Но их не предвидится. Второй способ повышения зарплат – массированное сокращение рабочих мест. Но на это власть, скорее всего, не отважится.

Безработица, безусловно, вырастет. На предприятиях будут снижаться объемы производства, спрос на их продукцию продолжит падать, и они будут стараться избавиться от ненужного балласта в виде рабочей силы.

Антон Болточко, экономист:

– Следующий год – это год, в котором нужно будет принимать важные экономические и политические решения. Без них в очередной раз переждать или пересидеть сложившуюся в экономике ситуацию не получится.

Если же мы все-таки примем инерционный сценарий, при котором экономическая политика остается на том же уровне, в той же форме, что и сейчас, то нас ждет очередной год рецессии, падения ВВП. Экономическую картину можно будет назвать небрежневским современным белорусским экономическим застоем.

Снижение доходов населения продолжится, безработица, как регистрируемая, так и нерегистрируемая, увеличится в связи со сложным финансовым положением предприятий. В инфляцию в 9%, о которой говорят власти, я не верю. Она будет выше, и ее уровень повлияет на курс белорусского рубля к доллару.

В этом году он поддерживался за счет сдачи валюты населением. В следующем, к сожалению, средств у белорусов станет меньше, в итоге мы увидим ослабление национальной валюты. Обвальной девальвации не будет, и, скорее всего, белорусский рубль подешевеет на уровень инфляции с небольшими отклонениями.

Ярослав Романчук, экономист:

– Следующий год будет сложнее, чем этот. Рецессия в экономике не закончится. Насколько она упадет в 2017 – на 1% или на 4%, будет зависеть от того, сколько условных черных лебедей прилетит в Беларусь. Парочку, без сомнения, мы получим со стороны России в виде поставок нефти, газа, цен на калийные удобрения и условий торговли на российском рынке. Экспорт упадет, инвестиций ждать неоткуда.

Продолжится падение и на рынке недвижимости.

На госпредприятиях будут активно сокращать работников, и безработица в стране де-факто вырастет до 500 тысяч человек. Если предприятие будет работать хорошо, зарплата оставшихся его работников составит 250–400 долларов при очень хорошем сценарии. Если же предприятие попадет под реструктуризацию, 150–200 долларов покажется счастьем.

Нацбанк, скорее всего, не сможет продолжать жесткую монетарную политику, как в этом году, и инфляция будет больше 10%. Доллар будет стоить три белорусских рубля, а при пессимистичном сценарии даже больше.

Как и полтора года назад, глава Беларуси Александр Лукашенко 19 сентября пригрозил правительству страны отставкой в случае невыполнения его поручений. Тогда за подобными угрозами последовало увольнение многих чиновников. Что произойдет на этот раз?


В марте 2018 года была написана статья, в которой прогнозировался правительственный кризис и девальвация белорусского рубля.

Казалось бы, новое правительство должно было усвоить уроки своего предшественника и подобная ситуация не должна была повториться. Но вот прошло всего около года после его назначения, и ситуация повторяется, почти копируя события 2018 года: Лукашенко снова грозит правительству отставкой, причем, по сути, по той же причине, что и в прошлый раз.

Формально, конечно, ситуация выглядит по-другому – тогда правительство впало в немилость за саботирование поручения главы государства обеспечить заработную плату в размере 1 тыс. рублей, хотя бюджет был профицитным и деньги на рост зарплаты были.

Нынешнее правительство, создается впечатление, пытается саботировать поручение повысить ВВП в текущем году на 4% (бюджет по-прежнему профицитный, но правительство не тратит деньги на подъем экономики), что ставит под сомнение достижение цели по росту ВВП нашей страны до 100 млрд. долларов.

Впрочем, ситуация осложняется тем, что бюджет является профицитным с одобрения Лукашенко.

Лукашенко напомнил о выборах

Все это стало ясно после совещания у главы государства, состоявшегося 19 сентября. На нем рассматривались итоги текущего года и проекты прогнозных документов на 2020 год.

Как оказалось, пока не выполняются три прогнозных параметра на текущий год из семи: по росту экспорта, по росту ВВП и производительности труда. В связи с этим президент заявил, что «все запланированное должно быть реализовано», а если «не будут выполнены параметры развития на 2019 год, все ответственные - от премьер-министра - уйдете на покой».

Он также подчеркнул, что его настораживает то, что экономический рост в стране «не только скромный, но и крайне неустойчивый, если говорить мягко. Эту тенденцию нужно менять. Кто хочет и может, оставайтесь и меняйте».

Действительно, по итогам января-августа текущего года ВВП Беларуси увеличился всего на 1,1%, и это при целевом показателе на год в 4% и росте в январе-июле на 1,3%.

Лукашенко также отметил, что с ним продолжат работать те чиновники, которые умеют его слушать и исполнять его поручения, и предложил несогласным с такой практикой уйти: «Если Румас и Кочанова, вице-премьеры и министры меня не слышат, то вы лучше собирайте портфели и уходите сразу».

Лукашенко также заявил, что «мы не можем занять позицию сторонних наблюдателей и довольствоваться сбалансированностью. Выдуманной, прописанной на бумаге. Люди, оказывая доверие во время разного рода, в том числе политических, кампаний, не за это голосовали и не этого от нас требуют».

Премьер-министр РБ Сергей Румас после критики 19 сентября продемонстрировал хладнокровие и заявил, что в оставшиеся месяцы правительство приложит все усилия, чтобы наверстать упущенное. Можно отметить, что он не сказал, что планы по росту ВВП будут выполнены.

В этом проявилось коренное отличие отношения чиновников и главы государства к его поручениям. Чиновники считают, что их работа состоит в том, чтобы стараться изо всех сил, тогда как Лукашенко полагает, что важен результат. Это фундаментальное противоречие белорусской системы управления.

Нацбанк не рассчитывает на рост ВВП в 4%

Как оно разрешится на этот раз, пока неизвестно. С одной стороны, несмотря на обещание Сергея Румаса сделать все возможное, правительству вряд ли удастся поднять темпы роста ВВП до 4%.

Так, эксперты Евразийского банка развития считают, что существенного и устойчивого ускорения темпов прироста белорусского ВВП в краткосрочной перспективе не будет. Об этом они написали в ежемесячном информационно-аналитическом обзоре банка за август 2019 года.

Эксперты отметили, что ускорение темпов роста экономики РБ в январе-июле 2019 года до 1,3% с 0,9% за полугодие произошло за счет краткосрочных факторов, в частности, хорошей погоды, то есть продолжения данный процесс не получит.

И действительно, в январе-июле 2019 года темпы роста ВВП снизились до 1,1%, и это было вызвано уменьшением производства в сельском хозяйстве.

Даже в Нацбанке полагают, что ВВП увеличится в текущем году всего на 2,9%. Об этом Павел Каллаур сообщил в интервью британскому журналу для инвесторов fDi Magazine, где были размещены материалы об инвестиционных возможностях Беларуси, оплаченные Национальным агентством по инвестициям и приватизации РБ.

Глава Нацбанка вновь сказал о необходимости структурных изменений в стране и призвал иностранных инвесторов поверить в дальнейшее улучшение бизнес-климата в РБ и вкладывать свои средства в Беларуси.

Надеяться на это, конечно, можно, но в условиях наползания глобального экономического кризиса инвесторы сейчас больше стремятся не вкладывать средства в развивающиеся рынки, а выводить.

Впрочем, пока правительство изыскивает способы роста ВВП и экспорта. В частности, 24 сентября Сергей Румас провел совещание с транспортниками. На нем обсуждались меры, направленные на увеличение экспорта транспортных услуг.

Однако министр транспорта и коммуникаций РБ Алексей Авраменко честно сказал, что роста в текущем году не будет, экспорт сохранится на уровне прошлого года и составит около 4,5 млрд. долларов.

Прогноз: правительство еще поработает

Таким образом, шансов на резкий рост ВВП в ближайшие месяцы не видно. Но это не делает отставку правительства неизбежной. Имеется важное отличие текущего конфликта от прошлогоднего, указывающее на то, что Лукашенко вряд ли станет спешить предпринимать радикальные меры.

А именно, правительство и президент избегают каких-либо конкретных цифр. Не говорили они о ВВП в 100 млрд. долларов, не говорили и о плане роста ВВП в текущем году на 4%. Это делается не просто так, а для того, по-видимому, чтобы потом Лукашенко нельзя было упрекнуть в невыполнении своих угроз в случае, если он не отправит правительство в отставку.

Дело в том, что у правительства есть несколько сценариев развития экономики и рост в 4% соответствует самому оптимистичному. Поэтому Лукашенко всегда сможет сказать, что он имел в виду не 4%, а рост в рамках какого-то из пессимистичных сценариев.

То есть пока намерения главыы государства уволить правительство не кажутся очень серьезными. По-видимому, судьба правительства во многом зависит от настроений избирателей в ходе парламентских и президентских выборов.

Если Лукашенко сочтет настроения негативными для себя, то он вполне может устроить показательную отставку правительства. То есть, если правительству не удастся обеспечить народ хлебом, то президент обеспечит народ зрелищем отставки чиновников.

Что касается девальвации белорусского рубля, то она может быть осуществлена в качестве одной из мер поддержки белорусского экспорта , а также может быть следствием смягчения денежной политики Нацбанка и правительства.

Это вполне возможно, так как у них не так уж и много средств для ускорения темпов роста ВВП. И так они уже продержались достаточно долго без смягчения (если не считать увеличение зарплаты за счет бюджета), в результате чего темпы роста ВВП в нашей стране и держатся на таком низком уровне.

Китай и США вовсю стимулируют свои экономики, те и растут без всяких иностранных инвесторов. Китай при этом потихоньку девальвирует юань, и даже в США Дональд Трамп пытается ослабить доллар, хотя пока без особого успеха.


Своим взглядом на ситуацию в мировой и белорусской экономике и прогнозом развития событий со слушателями Радио TUT.BY в прямом эфире поделился декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев.

Аудиовариант телефонной беседы слушайте тут

Насколько, по вашему мнению, оправданны пессимистичные прогнозы относительно развития экономической ситуации в условиях кризиса?

Касательно ситуации в мире я умеренный пессимист, а вот в отношении Беларуси я скорее оптимист. Я не вижу больших оснований для дальнейшего падения белорусской экономики. То падение экспорта, которое произошло в конце прошлого года и в первые два месяца этого года, когда мы с ежемесячного экспорта в $3,5 млрд. опустились до $1,3 млрд., уже теперь начинает исправляться. Есть надежда, что, с учетом корректировки цен на нефть, к лету экспорт более-менее восстановится. А это для белорусской экономики главное.

Но откуда же возьмется экспорт, если пессимистичные прогнозы в мировой экономике все-таки сбудутся?

Да ведь самый пессимистичный прогноз говорит о том, что мировая экономика за этот год уменьшится, максимум, на 2%, то есть будет не $65 трлн. по паритету покупательской способности, а на пару триллионов меньше. А мировая торговля, действительно, из-за протекционистских мер, принимаемых практически каждым из государств, упадет в этом году больше - где-то на 10%. Так что от того, что белорусский экспорт, по сравнению с прошлым годом, упадет на те же 10%, ничего страшного не случится.

Пускай в этом году все будет не так уж плохо. Но самые пессимистичные прогнозы говорят о том, что кризис затянется на долгие годы…

Только что одним американским рейтинговым агентством был проведен опрос 52-х наиболее известных в мире экономистов. Так вот они сказали, что, похоже, кризис уже достиг своего дна. Ясно, что мы еще какое-то время будем на дне, ведь экономика, обессиленная кризисом, будет восстанавливаться не так быстро. Но мнение большинства таково, что дна мы уже достигли. Конечно, упасть всегда легче, чем подняться, и выход из кризиса будет непростым. Более того, по-видимому, этот выход создаст новую конфигурацию мировой экономики.

Значит, повальный дефицит и продукты по карточкам Беларуси не грозят?

Нет, этот кризис характеризуется не дефицитом, а, наоборот, перепроизводством. Не за что покупать! Купить есть что, но денег не хватает - вот главная проблема в годы кризиса. Потому что кризис - это не столько экономическое, сколько психологическое явление, явление недоверия друг другу субъектов хозяйствования, банков, даже правительств. Это приводит к дефициту одного из главных ресурсов рыночной экономики - капитала.

Правительство нашей страны заявляет о том, что последствия кризиса на белорусской экономике отражаются меньше, чем на других странах, ссылаясь на сохраняющийся, хоть и небольшой, но все же рост ВВП. Поможет ли нам рост ВВП в условиях кризиса?

Рост ВВП - это главное. Ведь мы можем разделить на зарплату, пенсию, пособия и инвестиции только то, что создали. Как мы видим, кризис и возник из-за того, что многие слишком долго жили в долг. Сейчас же жить в долг, "на халяву", не очень-то получится. Жить можно только на то, что сами произвели. Если мы будем меньше производить, мы и потреблять будем меньше. Народ почувствовал на себе уже и то, что рост ВВП замедлился с 10% до 1%. Так что рост ВВП - это фундамент для всего остального.

Как вы относитесь к мерам по ограничению импорта?

Мера эта вынужденная, принята она всего на полгода, правда, если того потребует экономическая ситуация, через полгода ее могут принять повторно. Одно скажу точно: если бы эту меру приняли год назад, то новогодней девальвации бы не было. Я убежден, что одной только этой меры хватило бы для того, чтобы сдержать потребительский импорт в страну. Причем год назад ее надо было принимать в еще более жестком режиме, чем приняли сегодня. Но из двух возможных мер правительство приняло разовую девальвацию.

Импорт сдержали, но экспорт-то все равно не наращивается, и отрицательное внешнеторговое сальдо уже достигло прогноза по году - минус $1,5 млрд. Не повлечет ли это в ближайшее время очередной девальвации?

Вот как раз такая мера как повышение цен на импортные товары, имеющие отечественные аналоги, и должна сократить сальдо, если не на полтора, то хотя бы на полмиллиарда. Приведу такие цифры. В прошлом году мы ввезли в страну на $6 млрд. потребительского импорта. Вот если бы мы из этих шести от полутора отказались, у нас бы уже было нулевое торговое сальдо. Думаю, что принятые меры потихоньку выровняют внешнеэкономическую ситуацию.

Что до девальвации, я убежден, что до конца года ее не будет. А вот к концу года проявится психологическая проблема. Думаю, правительство и Нацбанк сейчас как раз разрабатывают комплекс мер, который позволит избежать девальвации в конце года и, что еще важнее, убедить население в том, что ее не будет.

Чтобы преподнести "убежденному" населению очередной новогодний сюрприз?

Я думаю, мы сможем обойтись на этот раз без сюрпризов. Девальвация - это самый болезненный метод. Он сокращает наши зарплаты, увеличивает наши задолженности по кредитам и в целом снижает наш жизненный уровень. Уж лучше прибегнуть к таким, безусловно, тоже непопулярным, протекционистским мерам по сдерживанию импорта. А третьего выхода нет.

Как вы, в целом, оцениваете антикризисные меры, которые принимает белорусское правительство?

Правительство принимает, в целом, правильные меры, но нужно действовать более решительно и энергично. Как я уже говорил, сдерживать импорт надо было начинать еще год назад. Кроме того, нужно было прекратить кредитование покупки автомобилей и подобных товаров не первой необходимости. Если бы банки в прошлом году тормознули повальное кредитование импорта, о девальвации не нужно было бы даже думать. Ведь из 15-ти триллионов рублей, которые мы принесли в банки, большую часть умудрились отдать тем, у кого этих денег не было, чтобы они могли купить в кредит импортные товары. А благосостояние нашей страны еще не настолько было блестящим, чтобы ее население могло купить импортных товаров на 6 миллиардов долларов.

Каков ваш прогноз: когда закончится кризис?

Если смотреть на чисто экономические индикаторы, то снижения валового внутреннего продукта в Беларуси пока что нет, а значит, нет и рецессии. В других странах это снижение есть, причем довольно значительное. Если же говорить обо всех факторах в совокупности, на то, чтобы восстановить тот рост, который у нас был до кризиса, восстановить кредитование, в том числе и импортных товаров, на все это понадобится, как мне кажется, не менее двух лет. Для сравнения, российский дефолт 1998 года, с точки зрения восстановления экспорта, мы переживали пять лет. Так что мгновенного восстановления не произойдет.


4 января 2017, 08:44

Площадь Независимости в Минске

Ушедший год Беларусь закончила с растущими проблемами. В 2017-м власти страны ожидают мощного импульса для экономики. Эксперты говорят о нащупывании дна. собрала прогнозы для Беларуси.

Ушедший год Беларусь завершила со стагнирующей экономикой и продолжающимся нефтегазовым конфликтом с Россией. В новогоднем обращении президент Александр Лукашенко заявил, что возлагает большие надежды на 2017 год: "Он должен стать переломным и дать мощный импульс для развития страны". Опрошенные DW аналитики смотрят в будущее с заметно меньшим оптимизмом. Они сделали для DW свои прогнозы на наступивший год, обозначив основные тенденции в экономике и внутренней политике Беларуси.

1. Нащупывание дна в экономике

"Большая часть мер, запланированных правительством на 2017 год, была обещана еще несколько лет назад. Даже если они и будут реализованы, то уже запоздали" , - отметил в интервью DW главный редактор "Экономической газеты" Леонид Фридкин . Он полагает, что в наступившем году белорусам не следует ожидать роста экономики.

Руководитель проекта "Кошт урада" Владимир Ковалкин в беседе с DW высказал предположение, что 2017 год "готовит завершение периода макроэкономической стабилизации и нащупывания того самого заветного дна" . Вместе с тем эксперт указывает, что с большей долей вероятности "руководству Беларуси удастся удержать экономику в тех параметрах, которые заложены в бюджете".

2. Возврат к обещанию 500-долларовых зарплат

В новогоднем обращении Александр Лукашенко пообещал: "Чего бы нам ни стоило, мы уже в наступающем году существенно повысим доходы граждан". 21 декабря при назначении Натальи Кочановой новой главой президентской администрации Лукашенко озвучил более конкретную цель: "500 долларов в будущем году средняя зарплата. При всех сложностях, чего бы это ни стоило - украдите, откопайте, найдите, что угодно, но 500 долларов должно быть выполнено".

По данным Белстата, в ноябре средняя начисленная заплата в Беларуси составляла 717 рублей (366 долларов в пересчете). Выполнение аналогичного требования Лукашенко перед президентской кампанией 2010 года на следующий год после выборов привело к трехкратной девальвации рубля. Опрошенные DW экономисты не считают вероятным повторение того обвала.

Эксперт Белорусского института стратегических исследований (BISS) Александр Автушко-Сикорский предположил, что никто не будет всерьез выполнять данное устное поручение президента: "Насколько я понимаю, это (средняя зарплата в 500 долларов. - Ред.) нигде не прописано в целевых показателях программных документов. А значит, с чиновников не за что будет спросить" . Эксперт подчеркнул, что для достижении 500-долларовых зарплат придется снова включать печатный станок, запускать инфляцию и снижать стабильность курса рубля, "а на этом уже много раз обожглись".

Между тем 30 декабря Лукашенко, общаясь с журналистами, вернулся к теме 500-долларовых зарплат, уточнив: "Кто призван это сделать, но не хочет - с ними мы расстанемся. Чего бы нам это ни стоило, мы будем идти к этой цели".

3. Реформы и реструктуризации госкомпаний

Каждая накачка белорусской экономики деньгами заканчивалась очередным кризисом и девальвацией, загоняя накопленные структурные проблемы вглубь, напоминает Владимир Ковалкин. "Есть определенный риск, что власти поддадутся уговорам и искушению решить задачу роста с помощью эмиссии. Но такая вероятность минимальна, пока есть надежда получить кредиты от МВФ и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР)", - уверен Леонид Фридкин.

Структурные реформы, на необходимости которых настаивают независимые экономисты, с их точки зрения, возможны либо под воздействием внешних факторов (требования иностранных кредиторов), либо как реакция на развал экономики.

Павел Данейко, гендиректор минского Института приватизации и менеджмента, в интервью DW основным вопросом 2017 года назвал принятие белорусскими властями решения о реструктуризации госкомпаний. Данейко не видит для правительства другого выхода. Кстати, такая реструктуризация является и одним из главных условий предоставления Беларуси кредита от МВФ.

Опрошенные DW специалисты сомневаются, что власти в Минске отважатся на массовое банкротство неплатежеспособных предприятий. "Скорее они попытаются тянуть резину и искать способы исправить положение привычными административными мерами", - считает Фридкин.

4. Продолжение нефтегазового конфликта Беларуси и России

В новый год Беларусь вступила с неурегулированным спором с Россией относительно условий поставок углеводородов. В этой связи вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко 29 декабря заявил агентству БЕЛТА, что "мы не теряем оптимизма" . По словам Семашко, белорусское правительство надеется "достигнуть компромиссного решения по нефтегазовому вопросу не позднее первого квартала 2017 года".

Александр Автушко-Сикорский не разделяет оптимизма вице-премьера. По словам эксперта BISS, 2016 год был последним, когда Беларусь имела более или менее выгодные условия закупки нефти и газа в РФ. "Выгодность российских поставок будет падать, а договариваться станет все сложнее", - прогнозирует эксперт.

5. Депрессия, местные выборы и 100-летие Октябрьской революции

Белорусские левые намерены в 2017 году пышно отпраздновать 100-летие Октябрьской революции, а церковь и правые политики - помянуть жертв коммунистического террора. Глава варшавского Центра политического анализа и прогнозов Павел Усов в интервью DW отметил, что белорусы, с одной стороны, устали жить в состоянии постоянной политической депрессии, а с другой - не имеют сил на то, чтобы изменить ситуацию, и не надеются на лучшее.

"Вероятнее всего, население столкнется с новыми формами экономического принуждения (вроде налога "на тунеядство") со стороны властей, что будет усиливать протестные настроения и недовольство. Но оно вряд ли найдет выражения в открытом противодействии властям за исключением локальных бунтов", - полагает Усов.

Для председателя Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолия Лебедько 2017 год - преимущественно год рисков и вызовов: "Для граждан - кризис и тупиковая экономическая политика правительства. Для властей - российский фактор и окончательное разрушение социального контракта с населением. Для сторонников перемен - перезагрузка Западом отношений с официальным Минском".

В ноябре 2017 года начнется кампания по выборам в местные советы. Первый зампредседателя Либерально-демократической партии (ЛДП) Олег Гайдукевич и лидер кампании "Говори правду" Андрей Дмитриев высказали надежду, что выборы пройдут вместе с референдумом по изменению избирательной системы. С нынешней мажоритарной на смешанную, предусматривающую выборы в парламент по партийным спискам.