Автомобильный стандарт исо 16949. Партнеры


Кудряшов Андрей.


Вопрос внедрения стандарта ISO/TS 16949 для предприятий российского автопрома является первостепенным. Без внедрения стандарта ISO/TS 16949 нельзя не только стать поставщиком автосборочных заводов, но и вообще остаться в отрасли. Но если внедрять ISO/TS -16949 не поняв его требований - значит пройти путь от неразберихи, до полного абсурда. Самая трудная работа при внедрении этого стандарта - это понять и правильно применять его требования.


Любую техническую проблему можно преодолеть, имея достаточно времени и денег. Вам всегда будет не хватать либо времени, либо денег. (Закон Мерфи).

Любую стоящую работу стоило делать ещё вчера. (Закон Мерфи).


Недавно немецкие автопроизводители поняли, что ремонт машин приносит больше денег, чем продажа новых надежных авто... А НАШИ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЭТО ЗНАЛИ ДАВНО! Может, незнание этого закона и лежало в основе высокого качества немецких автомобилей. Нам бы их проблемы. Но всякая проблема имеет множество решений, единственная трудность - выбрать правильные решения. Внедрение ISO/TS -16949 для поставщиков автопрома и есть одно из таких правильных решений.


Но в начале рассмотрим 8 признаков того, что вам необходимо внедрять ISO/TS -16949.

1. У вас много автокомпонентов, но вы не знаете, куда их девать.

2. Вы производите автокомпоненты на снятые с производства модели а/м.

3. У вас от 250 до 2500 ppm (или больше), в то время когда потребитель требует от 0 до 50 ppm.

4. Потребитель присылает запросы на РРАР, а вы делаете вид, что не знаете что это такое.

5. Объёмы поставок на главный конвейер автосборочного завода постоянно сокращаются.

6. Вы обеспечиваете качество продукции контролем, а не процессом.

7. Вы хотите поставлять автокомпоненты на ведущие автосборочные заводы и не горите желанием заняться изготовлением сахарной ваты и попкорна.

8. Вы работаете только на вторичный рынок запчастей.


Если хотя бы на один вопрос вы ответили "Да", значит, беритесь за внедрение ISO/TS -16949, завтра будет поздно.

Чем раньше вы отстанете от других, тем больше у вас будет времени их догнать. (Закон Мерфи). Лучше всего брать старт прямо с того места, где вы сейчас находитесь. (Закон Мерфи).


ISO/TS -16949 вещь замечательная, только её нельзя купить, скопировать, украсть, или внедрить, надеясь на авось, или только на консультантов. Придётся повозиться. Попробуем разобраться с "болевыми точками" внедрения ISO/TS -16949 с помощью законов Мерфи.

Особенность внедрения стандарта в том, что если при его внедрении пойти обычным путем, то окажется что:

Каждый новый проект требует такого проекта, которого у вас нет. (Закон Мерфи).

Проблемы разрастаются в геометрической прогрессии, решения в арифметической. (Закон Мерфи).

За те несколько лет, что ведётся внедрение СМК в соответствии с требованиями ISO/TS 16949 на предприятиях автопрома, получилась довольно пёстрая картинка. Некоторые отнеслись неформально к внедрению этого сложного стандарта и уже успели пройти сертификацию, кто-то "работает в этом направлении", а некоторые только приступают к внедрению. Почему так поздно? Многие несколько лет назад рассуждали: "К тому времени, или ишак сдохнет, или мулла". Хотя у каждого были свои причины. Где-то помешала многократная смена руководства, где - то хроническое выжидание "авось пронесёт", кто-то думал, что в связи с переменами на "ВАЗе" будет не до их предприятия, кто-то думал, что наш автопром развалится раньше, чем пройдет "эта компания" по внедрению ISO/TS 16949. Теперь все "выжидатели" оказались в незавидном положении. Представьте ситуацию: 10000 человек (взятых из 19 века), которые привыкли работать на счётах, посадили за ПК. Через достаточное количество времени, скорее всего, все освоят ПК. Но когда этим 100000 человек предлагают освоить ПК за 2 дня, то с этим справятся не все, многие в лучшем случае будут находиться в ступоре или вообще попадут в соответствующую лечебницу. То же самое происходит с предприятиями, которым, чтоб остаться поставщиком автокомпонентов необходимо срочно внедрить стандарт ISO/TS - 16949 (ИСО/ТУ-16949). Хотя почему срочно? У всех на это было как минимум 3-5 лет. Но, упустив несколько лет, директора пытаются внедрить новую СМК, такими же методами и в такие же сроки, как было с ISO 9001.

Сложная система, спроектированная наспех, никогда не работает, и исправить ее, чтобы заставить работать, невозможно. (Закон Мерфи).


Внедрение стандарта ISO/TS -16949 имеет свои особенности, отличные от внедрения привычного всем ISO 9001. Процесс разработки и внедрения ISO/TS 16949 хоть и базируется на стандарте ISO 9001, но значительно превосходит его по жесткости требований. Только из-за этого непонимания, предприятие, как правило, топчется на месте несколько лет. Кроме того, на предприятиях, где нет поддержки высшего руководства, и получается - разбитое корыто при сертификационном аудите. Некоторые руководители считают, что подготовиться к сертификации по ISO/TS -16949 - это как обычно - разработать комплект документации по СМК. А всей работой должен заниматься директор по качеству, консультанты и несколько своих специалистов. Документация конечно нужна (самому предприятию, а не аудитору), но проверять в первую очередь будут (и очень серьёзно) практическую работу по всем пунктам стандарта.


Маленькая историческая справка. Стандарт ISO/TS -16949 является отраслевым стандартом по СМК для автомобильной промышленности. Он описывает требования к системам управления качеством на тех предприятиях, которые занимаются проектированием, производством, наладкой и обслуживанием продукции, предназначенной для автомобильной промышленности. В основе стандарта лежит американский стандарт QS - 9000. В 1994 году автомобилестроительными компаниями Крайслер, Форд и Дженерал Моторс (США) была принята система QS-9000, устанавливающая требования к системам качества поставщиков. Сейчас все крупные мировые производители автомобилей работают по стандарту ISO/TS 16949:2002. Хотя все его основные моменты - это не изобретение велосипеда. Практически всё взято из американской и советской оборонки. Что интересно, американцы практически с 40-х годов для обеспечения качества и взаимозаменяемости в первую очередь деталей авиационных двигателей, пытались "привить" спец. методы европейцам (в первую очередь англичанам), но без особого успеха. В 80-х годах, видя успехи американского автопрома, европейцы всё переняли без долгих уговоров и споров. Взяв за основу QS - 9000, европейцы разработали свои национальные стандарты.

    Италия: FIAT (система AVSQ);

    Франция: Пежо, Ситроен (система EAQF);

    Германия: Опель, Ауди, Фольксваген, БМВ, Мерседес (система VDA 6.1).

ИСО/ТК 176 и Международная Автомобильная Целевая Группа (IATF) гармонизировали эти требования, выпустив в 1999 году международные технические условия ISO/TS 16949, которые опирались на требования ISO 9001:1994. В связи с принятием нового стандарта качества (ISO 9001:2000) IATF 26 июля 2001 г. подготовила окончательный проект новой версии ISO/TS 16949, который был успешно согласован 16 января 2002г. странами-членами ИСО и выпущен 1 марта 2002г. как второе издание ISO/TS 16949:2002.


Доказано, что действующая сложная система берёт начало из действующей простой системы. (Закон Мерфи).


Стандарт ISO/TS 16949 содержит полный текст стандарта ISO с дополнительными требованиями, которые в основном формально заменяют термин "может быть использовано" на "должно быть использовано".


Большая система, образованная увеличением размеров меньшей, ведет себя совсем не так, как ее предшественница. (Закон Мерфи). Увеличение приводит к осложнениям, а осложнения к распаду. (Закон Мерфи).


Сертификация по стандарту ISO/TS 16949 позволит поставщикам:

    Обеспечивать качество не контролем, а процессом. Повышать качество серийной продукции и процессов на предприятии. Причём, за счёт конкретных инструментов качества (APQP, PPAP, FMEA, SPC, MSA).

    Быстро и с требуемым уровнем качества проводить подготовку производства, оставаясь поставщиком ведущих автосборочных предприятий. Идти "в ногу" с потребителями а/к, а не уходить на вторичный рынок постепенно сворачивая производство.

    Участвовать в тендерах, на производство комплектующих, как для отечественных, так и для иностранных автосборочных заводов.

    Оценивать своих поставщиков. Переложить потери от качества своих поставщиков на этих самых поставщиков. Подтянуть своих поставщиков до своих требований и требований своих потребителей.

В стандарте ISO обязательными являются шесть процедур качества.

Процедуры, призванные облегчить понимание, практически не срабатывают. (Закон Мерфи).


Многие воспринимают конкретные инженерные методики не как мощные рычаги по улучшению качества выпускаемой продукции, а как огромную непонятную надстройку к СМК. По требованиям стандарта ISO/TS 16949 в процедурах должны быть прописаны все разделы стандарта, хотя допускается и их совмещение. Стандарт ISO/TS 16949 требует обязательного наличия инструкций на всех рабочих местах, разработку планов управления, диаграмм потока процесса, применения статистических методов, проведение FMEA, проведение анализа измерительных систем, прохождения одобрения на серийные поставки и внедрение такой глобальной процедуры APQP - "Планирование качества перспективной продукции".


Нет такой плохой ситуации, которая могла бы стать ещё хуже. (Закон Мерфи). Если что-то не заладилось, то это только начало. (Закон Мерфи).


А что, разве что-то может быть хуже, чем просто внедрять ТУ-16949? Да, и некоторые смогли это уже понять, многим из тех, кто не хочет и не может отвечать новым требованиям придётся:

Компенсировать потребителю потери как существующие, так и потерю от упущенной выгоды (если такое требование есть в договоре);

Компенсировать автосборочному заводу затраты на возврат и доработку нескольких тысяч автомобилей в которых был обнаружен дефект по вине фирмы поставщика (а ещё обиднее по вине субпоставщика);

Перестать быть поставщиком а/к.

Но все ранее известные схемы сертификации (хитрые и не очень) к которым привыкли наши россияне, тут не работают. Внедряя ISO-9001, многие подходили к этому формально, с упором на качественные методы, поэтому к внедрению ISO/TS -16949 пришли со своими "застарелыми" детскими заболеваниями. Статистика штука упрямая и она показывает:

Результативность внедрения СМК в соответствии с требованиями ISO-9001:


20% КОМПАНИЙ ИМЕЮТ РЕАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

40% КОМПАНИЙ НЕ ИМЕЮТ РЕАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, НО ЕСТЬ ПЕРСПЕКТИВЫ

40% КОМПАНИЙ НЕ ИМЕЮТ РЕАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ,
СМК СУЩЕСТВУЕТ НА БУМАГЕ.


При внедрении ISO/TS -16949 непросто приходится даже 20% "правильных" предприятий, которые имеют реальные результаты в сфере СМК.


Тот, кого прошлые ошибки ничему не научили, обязательно их повторит. (Закон Мерфи).


Сертификат по ISO/TS -16949 нельзя купить, нельзя купить комплект документации, так как при сертификации проверяют в первую очередь реальную работу. Нельзя основную часть работы поручить консультантам. Ни один консультант не обязан обучить всех сотрудников предприятия, включая кладовщиц и операторов, работать в соответствии с требованиями ISO/TS -16949. Ни один консультант не обязан довести ваши процессы до стабильного состояния по всем ключевым характеристикам.

Обычно директор предприятия даёт задание директору по качеству, тот приглашает консультантов, они честно консультируют, но ситуация не меняется. Приглашают другую консалтинговую фирму, платят опять большие деньги, но воз остаётся там, где и был. Пока руководство предприятия и все специалисты, не поймут сути новой системы менеджмента качества, ничего не изменится. С мышлением "бумажного" подхода внедрить ISO/TS -16949 не получится.


В технологических процессах доминируют два типа людей:

1) люди, которые понимают, что у них не получается;

2)люди, у которых получается то, чего они не понимают. (Закон Мерфи).


Что касается внедрения ISO/TS -16949, много тех у которых получается то, чего они не понимают.

Из ситуации все выходят своими путями, кто - то пытается комплектовать папки РРАР, не имея ни малейшего понимания о стат. методах и о APQP. Кто - то, пытается внедрять APQP, не имея ни малейшего понятия не только о стат. методах, но и анализе измерительных систем не говоря уже о проектном подходе и системном мышлении. У некоторых одна мысль: "Как технологов заставить писать Планы управления и ДПП".


Под давлением дела идут хуже. (Закон Мерфи).


Может, есть, какой то универсальный рецепт? Универсального рецепта, конечно, нет, но есть этапы внедрения ISO/TS -16949, которые нельзя проигнорировать. Не будем рассматривать все шаги внедрения СМК. Очень подробно и понятно это изложено в статье специалиста по подготовке производства Дирекции по развитию ЗАО "ВИС" Жуковой Елены в сборнике "Город Качества 2007". Но внедрение ISO/TS -16949 отличается от внедрения ISO-9001. Сосредоточимся на главных факторах:

    Разработка планов качества (некоторые умудряются путать планы качества с планами управления).

    Внедрение ISO/ТS-16949 во всей организации.

    Работа с поставщиками на принципах ISO/ТS-16949 .

    Внедрение APQP с учётом своих особенностей (для многих самый трудный момент).

Теперь об этом и о другом чуть подробнее.


Обучение и поддержка высшего руководства.

Обилие статистических специальных методик переплетённых в один клубок поставит в тупик любого, кто ранее не был знаком с такими требованиями. Даже директора по качеству некоторых предприятий, до этого поработав не один год консультантами иногда заходят в тупик. Так, что спрашивать с директора предприятия, который изучал математическую статистику как минимум 10-20 лет назад.

Кроме того, стандарты пишут не производственники, а специалисты по качеству, с одной стороны это правильно, но иногда требуется расшифровка для понимания обычными сотрудниками предприятий.


Поручать юристам творить законы- всё равно, что поручать врачам творить болезни. (Закон Мерфи).


Отдельно можно сказать, что даже иностранные консультанты и аудиторы, сетуют на качество переводов процедур ISO/TS -16949. Хотя если процедуры будут написаны простым, понятным языком, то наверное многие специалисты по консалтингу просто окажутся без работы.


Неразбериха в обществе постоянно возрастает. Только очень упорным трудом можно ее несколько уменьшить. Однако сама эта попытка приведет к росту совокупной неразберихи. (Закон Мерфи).


Если начать внедрять ISO/TS -16949 не поняв его требований- значит пройти путь от неразберихи, до полного абсурда. Самая трудная работа при внедрении этого стандарта - это понять и правильно применять его требования не только для аудитора или потребителя, но в первую очередь для себя. Это позволит найти новых потребителей, потеснить своих конкурентов, работать на экспорт.

Американцы считали и считают, что в любых, даже мелких вопросах, командный состав американской армии всех степеней должен обладать высокой компетентностью. В одном из уставов армии США записано категорическое требование: "Некомпетентность руководства недопустимо компенсировать героизмом солдат". Нашим бы некоторым "генералам производства" поучиться у американских военных! На многих предприятиях, высшие руководители не видят большой разницы между внедрением ISO 9001 и ISO/TS 16949 со всеми вытекающими последствиями. Разницу на себе ощутят технические специалисты. И если ваши технологи при увеличении работы в разы (за ту же зарплату) не спешат увольняться, то они просто повышают свою квалификацию в надежде уйти на другую фирму, но чуть позже.


Уточнение стратегических целей и бизнес - целей.

Если раньше на предприятии была внедрена СМК частично или полностью формально, то при внедрении ISO/TS -16949 стратегические цели и бизнес - цели необходимо, по крайней мере, уточнить. Иначе вся система ISO/TS -16949, даже при значительных затратах на её внедрение будет не пользу приносить, а просто оттягивать на себя ресурсы предприятия, внося путаницу и неразбериху.


Если работа уже проваливается, то всякая попытка её спасти только ухудшает дело. (Закон Мерфи).

Разработка программы обучения персонала.

Это один из главных факторов успеха. Японцы говорят, что качество начинается с обучения и заканчивается обучением. Внедрять систему будут конкретные люди, и их необходимо начать обучить до внедрения СМК. А в дальнейшем должен быть разработан непрерывный процесс обучения и повышения квалификации. Непонимание значимости фактора обучения и развития персонала встречается очень часто. Отсюда, как правило, не обеспеченность ресурсами и текучесть кадров. Но обучение надо начинать именно с высшего руководства.


Выбор консалтинговой компании.

Консультанты - загадочные люди. Они запрашивают у компании какой- нибудь показатель, а затем в своём отчёте выдают его компании. (Закон Мерфи). Если вы движетесь по инерции, то, стало быть, катитесь вниз. (Закон Мерфи).


Очень важный шаг. Прежде чем заключить договор узнайте, сколько предприятий подготовила к сертификации эта консалтинговая компания, сколько из них прошли сертификацию, какие были замечания при аудите, и каково мнение других предприятий об этой консалтинговой компании. Есть ли у предприятий претензии к этой фирме. Назовём это не промышленным шпионажем, а элементом бенчмаркинга. Компетентность консультантов - это одна из составляющих вашего успеха.


Чем больше затраты на выполнение плана, тем меньше шансов отказаться от него - даже если он окажется несостоятельным. Следствие: чем выше престиж людей, стоящих за планом, тем меньше шансов его отмены. (Закон Мерфи).

Удивительно, как некоторые директора по качеству пригласив некомпетентных консультантов, и убедившись в их некомпетентности продолжают сотрудничать с такой фирмой.


Иногда накапливается столько мусора, что выбрасывать его кажется расточительством. (Закон Мерфи). Большинство людей достойны друг друга. (Закон Мерфи).


Когда будет провален сертификционный аудит, директор по качеству объяснит генеральному директору, что виноваты технологи, поставщики или операторы, только не служба качества, которая занималась подготовкой к аудиту, потратив кучу денег родной фирмы на разных консультантов.


Ошибаться человеку свойственно, но сваливать ошибки на других - еще типичнее. (Закон Мерфи). Если не знаете хорошего решения, найдите хорошего козла отпущения. (Закон Мерфи).

Пересмотр процессного подхода и создание эффективной структуры.

Как правило, даже получив сертификат по ISO -9001, не всегда понимают суть процессного подхода (или не хотят понимать). И подходя к внедрению ISO/TS -16949 имеют чахоточные процессы. Показатели процессов в лучшем случае просто не увязаны между собой. В худшем процессы были выделены только для сертификации (процессы ради процессов). Не стоит с такими "хвостами" переходить от ISO-9001 к ISO/TS -16949.

Пересмотр ландшафта процессов - первоочередное направление деятельности при внедрении ТУ-16949.

Тут вам поможет внедрение "Системы сбалансированных показателей". Это одна из перспективных систем. В США, Канаде и Европе её внедряют даже в полиции. Очень эффективная система, которая увязывает в одну систему: финансы, потребителей, процессы, персонал. В этом случае "Процессный подход" работает как один из главных элементов "Системы сбалансированных показателей". Отдельно хочется сказать о создании эффективной структуры. Даже правильно внедрённый процессный подход не даёт конкретной пользы, если не внедрить эффективную структуру предприятия. Без этого даже "правильный" процессный подход так и останется навсегда "бумажным". Если внедрять ISO/TS -16949, в основе которой будет лежать "правильный" процессный подход и эффективная структура, то будет чёткость и лаконичность во всём. В противном случае нормативные документы и процедуры начнут "размножатся" в неуправляемом режиме как клетки раковой опухоли. На одном предприятии, где во главу угла поставили написание процедур ("а разберёмся после"), через 1 год после начала работы ответственный за внедрение СМК товарищ сказал: "Легче все документы СМК уничтожить и написать новые, чем попытаться разобраться в том, что сделали".


Разработка планов качества.

Некоторые предприятия упускают из вида, этот самый главный документ. Главная процедура ISO/TS -16949 - APQP. Главный (хоть и небольшой документ) APQP- план качества. Поэтому не удивляйтесь, если у вас при отсутствии планов качества, или при наличии "смешных" планов качества аудитор или потребитель спросит: "А что вы вообще тут делаете?". При разработке планов качества необходимо учитывать в первую очередь не только требования стандарта, но и требования конкретных потребителей. Особенно это касается подготовки производства, где можно сказать план качества для процедуры APQP является своеобразной печкой, от которой собственно и пляшут.


Внедрение SPC, FMEA, MSA, планов управления, рабочих инструкций.

Две крайности. Кто-то сводит всё ISO/TS -16949 к этим процедурам, пытаясь упростить себе жизнь, кто-то не понимает их значимости и взаимосвязи, особенно при подготовке производства. Смысл ISO/TS -16949 - снижение вероятности возникновения дефектов до их появления и снижение рисков. Самое больное место при внедрении этих методик - формальный подход. Вторая ошибка при внедрении спец. методов ISO/TS -16949 - внедрять их последовательно.


Усложнять - просто, упрощать сложно. (Закон Мерфи).


Как правило, через год (иногда позже) понимают, что все спец. методы очень сильно переплетены. В лучшем случае возвращаются назад, проводят обучение и начинают опять штурмовать высоты ISO/TS -16949 . В этом случае, по крайней мере, уже есть какой то опыт, но год потерян.


Даже самая небольшая практика во много раз ценнее любой теории. (Закон Мерфи).


В худшем случае, пытаются прорваться на сертификацию как партизаны с миной "нахалкой" под эшелон. Иногда это получается, но очень редко. Очень трудно признаться себе о проделанной в течении года (или больше) бесполезной работы, а ещё труднее признаться в этом высшему руководству.


Внедрение ISO/TS-16949 во всей организации.

Если в требованиях стандарта очень хорошо разбираются несколько человек (руководители, технологи, специалисты по качеству, внутренние аудиторы), а остальные сотрудники предприятия мало что в этом понимают, то считайте что у вас ничего нет. Одна из самых главных задач аудитора, проверить понятны ли требования стандарта всем сотрудникам и выполняются ли эти требования по факту, и может ли предприятие показать улучшения. Поэтому не удивляйтесь, что во всех подразделениях (включая склад, отдел кадров и например ООТиЗ) аудитор будет задавать вопросы которые касаются понимания таких терминов как "воспроизводимость" и "излишняя регулировка процесса". Любой оператор (контролёр ОТК, водитель погрузчика, работник склада) не должен плавать в Плане управления. Понятно, что всего этого невозможно добиться за несколько месяцев.

Организация работы с поставщиками.

Внедрить ISO/TS-16949 в своей фирме и не изменив в соответствии с новыми требованиями работу с поставщиками, значит, ничего не внедрить. Если вы не внедряете ISO/TS-16949 (или самые значимые элементы) у своих поставщиков, не оговорили с поставщиками в договорах на поставку внедрение ими APQP, PPAP, FMEA, SPC, MSA, значит, вы отнеслись к внедрению стандарта формально. Проверяется просто. Вас попросят показать воспроизводимость по ключевым характеристикам поставляемых на ваше предприятие деталей, как по действующему производству, так и по подготовке производства.


Внедрение APQP с учётом своих особенностей.


Информация, ведущая к обязательному изменению проекта, поступит к автору этого проекта тогда и только тогда, когда проект почти готов. Когда кажется, что все уже работает, все объединено в систему - вам еще осталось работы на четыре месяца. (Закон Мерфи).


Если недооценили роль APQP, работать придётся не четыре месяца, а как минимум ещё один год. APQP - является самой главной процедурой ISO/TS -16949 и самой трудной при внедрении. Ей, как правило, уделяют незаслуженно мало внимания.

У самого интересного экспоната не бывает таблички с названием. (Закон Мерфи).

Для многих эта процедура такая же, как все остальные, только менее понятная. К сожалению, что это не так, начинают понимать слишком поздно. При внедрении процедуры, необходимо увязать входы и выходы всех этапов с учётом особенностей предприятия. Особенность предприятий сейчас в том, что большинство работают по КД, разработанной предприятием потребителем. А это значит, что просто внедрить процедуру один к одному, как написано в стандарте нельзя, придётся подумать, особенно это касается первых этапов APQP. Очень часто начинают внедрять APQP в последнюю очередь (оставляя её на потом), как самую трудную процедуру, к своему ужасу обнаруживая, что с этой процедуры необходимо было начинать внедрение ISO/TS -16949!

После того как с защитной крышки снято 16 болтов, обнаруживается, что эта не та крышка. (Закон Мерфи). Когда завинчены все 16 болтов, обнаруживается, что забыли об уплотнителе. (Закон Мерфи).


Эти два закона Мерфи актуальны для тех предприятий, которые начинают внедрять процедуру APQP за пару месяцев до сертификационного аудита.

Качество обратно пропорционально времени, оставшемуся для завершения проекта. (Закон Мерфи).


APQP - состоит из пяти этапов:

I - планирование, разработка концепции и плана обеспечения качества продукции;

II - проектирование и разработка продукции;

III - проектирование и разработка процессов;

IV - утверждение продукции и процессов;

V - производство и действия по улучшению (обратная связь, оценка и корректирующие действия).

Все этапы APQP направлены на единую цель - достижение соответствия потребностям и ожиданиям потребителей.


Каждая вертикальная черта временного графика APQP - говорит о том, что должен быть пакет документов (включая чек-листы), которые показывают, что выполнены все требования потребителя и стандарта. Как правило, аудиторы по ISO/TS -16949 очень компетентные специалисты с большим опытом работы не только в системе СМК, но и на производстве, а особенно в подготовке производства. Поэтому если станете давать "неверную" информацию, то только "усугубите" своё положение.


Говорить правду - это всегда самая лучшая политика, если, конечно, вы не являетесь исключительно талантливым лгуном. (Закон Мерфи).


И ещё практический совет. Работая с российскими консультантами, старайтесь, как можно больше контактировать с коллегами с предприятий уже прошедших сертификацию. Спросите почему? Ответ простой, иногда российские консультанты стараются немного "обойти" те моменты, в которых они не имеют ещё практического опыта, особенно это касается APQP, PPAP. Как правило, многие поставщики а/к, поставляют свои детали разным потребителям, например ОАО "АВТОВАЗ", СП ЗАО "Джи-Эм АВТОВАЗ" и другим. Каждый потребитель имеет свои особенные требования, например при прохождении процедуры РРАР. Предприятие должно учитывать в СМК, требования всех потребителей. Поэтому не удивительно, что на некоторых предприятиях работают технологи и специалисты по качеству, которые оказываются иногда компетентнее тех консультантов, которые готовят их к сертификации. И ещё: некоторые предприятия, получив сертификат по ISO/TS -16949, считают, что они достигли всех своих целей. Это не совсем так. Во первых - аудиторы могут дать сертификат с учётом, того, что вы проходите сертификацию первый раз. Во вторых, получение сертификата означает, что вы должны теперь всё время так работать, а не как раньше, получив сертификат развивать СМК, от аудита до аудита! От аудита до аудита развивают СМК не только российские предприятия. Даже на некоторых ведущих европейских предприятиях не смогли пойти дальше внедрения СМК ради СМК.


В сложных системах всякая взаимосвязь между собранной информацией и принимаемыми решениями отсутствует. (Закон Мерфи).


Это можно отнести, в том числе к последнему этапу APQP, когда забывают про улучшения и обратную связь. При внедрении ISO/TS -16949 иногда забывают и о принципе "живого" РРАР. Часто пытаются забыть, что всё должно быть и работать на все 100% даже если нет требований потребителя. Все ключевые характеристики должны быть определены, процессы должны удовлетворять потребителя по воспроизводимости, ПЧРгр должно быть не более установленного потребителем, а полная изменчивость измерительных систем должна быть в соответствии с требованиями руководства по MSA.


Любой минимальный набор критериев потребует максимальный набор затрат. (Закон Мерфи).


Хотелось бы добавить, внедряя спец. методы, не забывайте про требования самого стандарта. Требования самого стандарта переплетены между собой не менее чем спец. методы.


Всякий раз, когда что-то начинает получаться, оказывается, что вы что-то не досмотрели. (Закон Мерфи). Если ничего не получается, читайте инструкцию. (Закон Мерфи).


В данном случае необходимо читать стандарт, с цветными карандашами. Всё станет понятно, но на это необходимо потратить много сил и времени. Что касается вопроса - необходимо ли разрабатывать всю необходимую документацию? На некоторых предприятиях (где специалистам по качеству всё понятно), дают ссылки на стандарты по спец. методам, а не разрабатывают свои процедуры. Это лёгкий путь, при условии, что каждый сотрудник чётко понимает, что и когда необходимо делать.


Любой приказ, который можно неправильно понять, всегда оказывается неправильно понятым. (Закон Мерфи).


Аудиторы проверив ваши процессы, работу с поставщиками, ПУ, ДПП, FMEA, воспроизводимость процессов, изменчивость измерительных систем, принцип постоянного улучшения, обновление комплектов РРАР, чек листы по APQP, перейдут, по крайней мере, на третий - четвёртый день к проверке собственно выполнений требований стандарта, и будет очень обидно получить критическое замечание по невыполнению "обычного" пункта требований ISO/TS -16949.

Подводя итог, можно сказать - внедрить ISO/TS -16949 можно только при:


Заинтересованности высшего руководства;

Участию в работе всего персонала предприятия;

Постоянном обучении персонала;

Обучении и развитии поставщиков;

Неформальном подходе;

Понимании взаимосвязи требований стандарта и спец методов.

Если хотя-бы один из этих факторов на вашем предприятии отсутствует, то ни большие затраты на внедрение, ни лучшие консультанты вам не помогут.

Конечно, в этой небольшой статье мы не обозначили все "болевые точки" внедрения ISO/TS -16949, да и такой цели и не ставили. В любом случае опыт внедрения ISO/TS -16949 на разных предприятиях будет полезен поставщикам автокомпонентов, которые ещё готовятся к сертификации, а так же для тех, кто только получил сертификат и на этом несколько успокоился.

На западе и на востоке поставщики автокомпонентов бегают за потребителями, а не наоборот.

И самое главное. ISO/TS -16949 вы внедряете не для аудитора или потребителя, а для себя. Для достижения своих стратегических целей, улучшения качества и конкурентоспособности своей продукции, заключения договоров на поставки с новыми потребителями. Если это понятно, то больших проблем при внедрении ISO/TS -16949 у вас не будет!

Предисловие

Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (органов-членов ИСО). Работа по подготовке международных стандартов обычно проводится через технические комитеты ИСО. Каждый орган-член ИСО, заинтересованный в предмете, для которого был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете.

В этой работе также принимают участие как правительственные, так и неправительственные международные организации, имеющие связи с ИСО. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам электротехнической стандартизации.

Проекты международных стандартов разрабатываются в соответствии с правилами, приведенными в Директивах ИСО/МЭК, часть 2. Основной задачей технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются органам-членам на голосование. Опубликование в качестве международного стандарта требует одобрения по меньшей мере 75% органов-членов, участвующих в голосовании. При других обстоятельствах, особенно когда имеется настоятельная потребность рынка в таких документах, технический комитет может принять решение опубликовать другие типы нормативных документов:

  • Публично доступная спецификация ИСО – ИСО/ПДС (ISO Publicly Available Specification – ISO/PAS) представляет собой соглашение между техническими экспертами рабочей группы ИСО и допускается к публикации, если ее одобряют более 50% членов головного комитета, участвующих в голосовании;
  • Техническая спецификация ИСО – ИСО/ТС (ISO Technical Specification – ISO/TS) представляет собой соглашение между членами технического комитета и допускается к публикации, если ее одобряют 2/3 членов комитета, участвующих в голосовании.

ИСО/TС 16949 была подготовлена Международной целевой группой автомобилестроения (IATF) при поддержке технического комитета ИСО/TК 176 «Менеджмент качества и гарантии качества».

Настоящее третье издание ИСО/ТС 16949 отменяет и заменяет второе издание (ИСО/ТС 16949:2002), которое было технически откорректировано в соответствии с .

Текст в рамках является оригинальным текстом . Дополнительные требования, специфические для отрасли, даны вне рамок. В настоящей Технической спецификации слово «должен» означает требование, а слово «следует» означает рекомендацию. Абзацы, отмеченные как «Примечание», являются руководством для понимания или разъяснения соответствующих требований.

Там, где используется термин «такие как», все предложения приводятся только для методического руководства. Приложение А образует нормативную часть настоящей Технической спецификации.

Ключевые слова: системы менеджмента качества, системы менеджмента качества 9001, системы менеджмента качества ИСО, гост системы менеджмента качества, системы менеджмента качества ISO.

Название документа:
Номер документа: ИСО/ТУ 16949-2009
Вид документа: ГОСТ Р
Принявший орган: Росстандарт
Статус: Действующий
Опубликован: официальное издание
Дата принятия: 30 июня 2009
Дата начала действия: 01 июля 2010
Дата редакции: 30 ноября 2010

ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части (с Изменением N 1, с Поправкой)

ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009. Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части (с Изменением N 1)

Название документа: ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части (с Изменением N 1, с Поправкой)
Номер документа: ИСО/ТУ 16949-2009
Вид документа: ГОСТ Р
Принявший орган: Росстандарт
Статус: Действующий
Опубликован: официальное издание

М.: Стандартинформ, 2009 год

Дата принятия: 30 июня 2009
Дата начала действия: 01 июля 2010
Дата редакции: 30 ноября 2010

ISO/TS 16949 – международный отраслевой стандарт, а также техническая спецификация, разработанная Международной организацией по стандартизации ISO. Стандарт описывает требования к системам менеджмента качества предприятий, занимающихся проектированием, разработкой, производством, установкой и обслуживанием продукции автомобильной промышленности.

История ISO/TS 16949

Стандарт ISO/TS 16949 был подготовлен Международной рабочей автомобильной группой IATF и Японской ассоциацией автомобилестроителей JAMA при поддержке технического комитета TC 176 ISO. Стандарт базируется на структуре стандарта ISO 9001:2008 и включает дополнения, характерные для автомобильной промышленности. Предшественником ISO/TS 16949 является американский стандарт QS-9000.

Текущая третья версия стандарта ISO/TS 16949 была выпущена в 2009 году вслед за переизданием ISO 9001:2008.

Этапы разработки:

1999 г. – принятие первой редакции ISO/TS 16949. Разработка велась ISO/TC 176 и созданной Международной автомобильной целевой группой IATF.

2002 г. – принятие второй редакции ISO/TS 16949. В основу стандарта положен процессный подход ISO 9001:2000. К разработке присоединилась Японская ассоциация автомобилестроителей JAMA.

2009 г. – принятие третьей редакции ISO/TS 16949 (В стандарт внесены лишь незначительные правки. Концепция осталась прежней)

Цели создания ISO/TS 16949

Целями создания ISO/TS 16949 является установка требований к системе менеджмента качества организации, которая направлена на:

Постоянное улучшение;

Предотвращение дефектов;

Снижение вариаций и потерь в цепи поставок.

Данные цели перестраивают систему менеджмента качества, созданную в соответствии с ISO 9001:2008 в инструмент качества фактически управляющий всей организацией.

Стандарт ISO/TS 16949 применим для всех организаций в цепи производства и поставок оборудования и комплектующих автомобильной промышленности.

Понятие «автомобильный» включает:

  1. автомобили,
  2. автобусы,
  3. мотоциклы,
  4. грузовики,
  5. но исключает специальную технику, например, тракторы, снегоуборочные машины и прочее.

Производители запасных частей для автомобилей или поставщики вспомогательных услуг, таких как складирование, транспортировка, калибровка и другие, не могут проходить сертификацию системы менеджмента качества на соответствие требованиям ISO/TS 16949.

Структура стандарта ISO/TS 16949

Требования стандарта представлены в пяти разделах (наименования разделов идентичны ISO 9001:2008):

  1. Система менеджмента качества,
  2. Ответственность руководства,
  3. Менеджмент ресурсов,
  4. Процессы создания продукции
  5. Измерение, анализ и улучшение.

В приложении A стандарта приводится форма Плана управления.

В каждом из разделов имеются дополнительные к ISO 9001 требования, характерные для автомобильной промышленности. Основные дополнительные требования содержатся в разделе 7 «Процессы создания продукции» и включают, например, такие пункты:

7.1.3 Конфиденциальность

7.2.1.1 Специальные характеристики, установленные потребителем

7.2.2.2 Возможность изготовления продукции организацией

7.3.1.1 Многодисциплинарный подход

7.3.6.2 Программа испытаний опытного образца

7.3.6.3 Процесс одобрения продукции

7.4.1.2 Развитие системы менеджмента качества поставщика

7.5.1.2 Рабочие инструкции

7.5.1.3 Верификация наладок

7.6.1 Анализ измерительных систем

7.6.3 Требования к лабораториям

Преимущества внедрения ISO/ TS 16949

Соответствие требованиям стандарта ISO/TS16949 влечет за собой определенные преимущества:

Уменьшение количества отходов и минимизация дефектов. Реализация данного пункта основана на внедрении процессного подхода. Благодаря его применению, компания имеет возможность повысить эффективность производственных процессов, и как следствие, сократить количество выпускаемого брака и затраты ресурсов и времени.

Лицензия на торговые операции. Сертификация является обязательным условием торговых отношений практически для всех автомобильных компаний, поскольку эта система значительно облегчает ведение бизнеса, так как считается общепризнанной во всем мире.

Простота и гибкость применения. Поскольку стандарт ISO/TS16949 разработан на основе стандарта ISO 9001, его легко совмещать с другими уже введенными системами менеджмента, например, OHSAS 18001 и ISO 14001. В итоге, введение ISO/TS16949 требует гораздо меньше финансовых и временных затрат, при этом обеспечивая хорошие перспективы для дальнейшего развития бизнеса.

Поддержание хорошей репутации торговой марки. Партнеры и клиенты организации заинтересованы в том, чтобы качество продукции компании-производителя было подтверждено. Поэтому наличие сертификата соответствия требованиям ISO/TS16949 влечет за собой неизменно высокое качество продукции и свидетельствует о стабильности компании-поставщика.

Сокращение расходов благодаря отсутствию необходимости дублирования. Получение сертификата соответствия ISO/TS16949 способствует освобождению от получения схожих документов, таких как EAQF, AVSF, QS-9000 и др. Также проведение аудита вторыми и третьими сторонами является необязательным.

Все крупные мировые производители автомобилей требуют от своих поставщиков автомобильных компонентов внедрения ISO/TS 16949:2009. Это также распространяется на поставщиков второго и последующих уровней (поставщики поставщиков и т.д.).

Статистика по ISO/ TS — 16949:20091

На начало 2012 года в 86 странах мира было выдано как минимум 47 512 сертификатов по ISO/TS — 16949:2009, увеличение на 8% (+ 3 566).Странами-лидерами по общему количеству выданных сертификатов ISO/TS 16949:2009 стали Китай, Республика Корея и США, по росту количества выданных сертификатов лидерами стали Китай, Индия и Республика Корея.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Страницы на КУЛ (тип: не указан)

ISO/TS 16949
Системы менеджмента качества. Частные требования по применению ISO 9001:2008 для производства автомобилей и комплектующих.
Издатель Международная организация по стандартизации (ISO)
Сайт
Комитет (разработчик) TC 176
Сайт комитета
Дата утверждения 2009 г.
Дата вступления в силу 12.06.2009 г.
Стадия действующий
Текущая редакция ISO/TS 16949:2009
Предыдущие редакции ISO/TS 16949:1999,

ISO/TS 16949:2002

Отмененный стандарт ISO/TS 16949:2002
Мировой аналог ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 (российский аналог)

ISO/TS 16949 (ИСО/ТУ 16949) – это международный отраслевой стандарт, а также техническая спецификация , разработанная Международной организацией по стандартизации ISO . Стандарт описывает требования к системам менеджмента качества предприятий, занимающихся проектированием, разработкой, производством, установкой и обслуживанием продукции автомобильной промышленности.

История создания

Стандарт ISO/TS 16949 был подготовлен Международной рабочей автомобильной группой IATF и Японской ассоциацией автомобилестроителей JAMA при поддержке технического комитета TC 176 ISO . Стандарт базируется на структуре стандарта ISO 9001:2008 и включает дополнения, характерные для автомобильной промышленности. Предшественником ISO/TS 16949 является американский стандарт QS-9000 .

Текущая третья версия стандарта ISO/TS 16949 была выпущена в 2009 году вслед за переизданием ISO 9001:2008 .

Российским аналогом ISO/TS 16949:2009 является ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 "Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части" .

В Белоруссии действует аналог СТБ ISO/TS 16949-2010 "Системы менеджмента качества. Особые требования по применению СТБ ISO 9001-2009 для организаций, производящих составные и запасные части, используемые в автомобилестроении" с изменением 1, которое распространяет национальный эквивалент на более широкий, по сравнению с ISO/TS 16949, спектр транспортных средств (включая сельскохозяйственную, коммунальную, строительную и другую специальную технику на колесном, гусеничном и шагающем ходу).

Цели создания

Целями создания ISO/TS 16949 является установка требований к системе менеджмента качества организации, которая направлена на:

  • постоянное улучшение;
  • предотвращение дефектов;
  • снижение вариаций и потерь в цепи поставок .

Понятие «автомобильный» включает:

  1. автомобили,
  2. автобусы,
  3. мотоциклы,
  4. грузовики,
  5. но исключает специальную технику, например, тракторы, снегоуборочные машины и прочее.

Производители запасных частей для автомобилей или поставщики вспомогательных услуг, таких как складирование, транспортировка, калибровка и другие, не могут проходить сертификацию системы менеджмента качества на соответствие требованиям ISO/TS 16949.

Разделы стандарта

Требования стандарта представлены в пяти разделах (наименования разделов идентичны ISO 9001:2008) :

2 Ответственность руководства,

5 Измерение, анализ и улучшение.

В приложении A стандарта приводится форма Плана управления.

В каждом из разделов имеются дополнительные к ISO 9001 требования, характерные для автомобильной промышленности. Основные дополнительные требования содержатся в разделе 7 "Процессы создания продукции" и включают, например, такие пункты:

7.1.3 Конфиденциальность

7.2.1.1 Специальные характеристики, установленные потребителем

7.2.2.2 Возможность изготовления продукции организацией

7.3.1.1 Многофункциональный подход

7.3.6.2 Программа испытаний опытного образца

7.3.6.3 Процесс одобрения продукции

7.4.1.2 Развитие системы менеджмента качества поставщика

7.5.1.2 Рабочие инструкции

7.5.1.3 Верификация наладок

7.6.1 Анализ измерительных систем

7.6.3 Требования к лабораториям

Особенность применения ISO/TS 16949

Особенностью применения ISO/TS 16949 является требование к организациям по обязательному использованию ряда инструментов:

  • APQP (Advanced product quality planning) – Перспективное планирование качества продукции и план управления.
  • PPAP (Production part approval process) – Процесс одобрения производства компонента.
  • FMEA (Failure mode and effects analysis) – Анализ видов и последствий потенциальных отказов.
  • SPC (Statistical process control) – Статистическое управление процессами .
  • MSA (Measurement System Analyses) – Анализ измерительных систем.

Данная особенность унаследована ISO/TS 16949 от американского стандарта QS-9000 . Современные наиболее широко распространенные методики APQP, PPAP, FMEA, SPC, MSA фактически переработанные методики QS-9000 американской автомобильной школы.

Однако применение именно методик QS-9000 не является обязательным и организации по согласованию с потребителем могут применять другие инструменты содержащие подобные требования, например методики немецкой автомобильной школы (VDA).

Преимущества внедрения стандарта для организации

На конец декабря 2011 года было выдано, по меньшей мере, 47 512 сертификатов ISO/TS 16949 в 86 странах. Страны с наибольшим количеством сертификатов: Китай, Республика Корея, США, в Европе лидер - Германия.

Напишите отзыв о статье "ISO/TS 16949"

Примечания

Отрывок, характеризующий ISO/TS 16949

Он нужен для того места, которое ожидает его, и потому, почти независимо от его воли и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки, которые он делает, он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом.
Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.
Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем то прекрасным и разумным.
Как бы примериваясь и приготовляясь к предстоящему движению, силы запада несколько раз в 1805 м, 6 м, 7 м, 9 м году стремятся на восток, крепчая и нарастая. В 1811 м году группа людей, сложившаяся во Франции, сливается в одну огромную группу с серединными народами. Вместе с увеличивающейся группой людей дальше развивается сила оправдания человека, стоящего во главе движения. В десятилетний приготовительный период времени, предшествующий большому движению, человек этот сводится со всеми коронованными лицами Европы. Разоблаченные владыки мира не могут противопоставить наполеоновскому идеалу славы и величия, не имеющего смысла, никакого разумного идеала. Один перед другим, они стремятся показать ему свое ничтожество. Король прусский посылает свою жену заискивать милости великого человека; император Австрии считает за милость то, что человек этот принимает в свое ложе дочь кесарей; папа, блюститель святыни народов, служит своей религией возвышению великого человека. Не столько сам Наполеон приготовляет себя для исполнения своей роли, сколько все окружающее готовит его к принятию на себя всей ответственности того, что совершается и имеет совершиться. Нет поступка, нет злодеяния или мелочного обмана, который бы он совершил и который тотчас же в устах его окружающих не отразился бы в форме великого деяния. Лучший праздник, который могут придумать для него германцы, – это празднование Иены и Ауерштета. Не только он велик, но велики его предки, его братья, его пасынки, зятья. Все совершается для того, чтобы лишить его последней силы разума и приготовить к его страшной роли. И когда он готов, готовы и силы.
Нашествие стремится на восток, достигает конечной цели – Москвы. Столица взята; русское войско более уничтожено, чем когда нибудь были уничтожены неприятельские войска в прежних войнах от Аустерлица до Ваграма. Но вдруг вместо тех случайностей и гениальности, которые так последовательно вели его до сих пор непрерывным рядом успехов к предназначенной цели, является бесчисленное количество обратных случайностей, от насморка в Бородине до морозов и искры, зажегшей Москву; и вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примеров.
Нашествие бежит, возвращается назад, опять бежит, и все случайности постоянно теперь уже не за, а против него.
Совершается противодвижение с востока на запад с замечательным сходством с предшествовавшим движением с запада на восток. Те же попытки движения с востока на запад в 1805 – 1807 – 1809 годах предшествуют большому движению; то же сцепление и группу огромных размеров; то же приставание серединных народов к движению; то же колебание в середине пути и та же быстрота по мере приближения к цели.
Париж – крайняя цель достигнута. Наполеоновское правительство и войска разрушены. Сам Наполеон не имеет больше смысла; все действия его очевидно жалки и гадки; но опять совершается необъяснимая случайность: союзники ненавидят Наполеона, в котором они видят причину своих бедствий; лишенный силы и власти, изобличенный в злодействах и коварствах, он бы должен был представляться им таким, каким он представлялся им десять лет тому назад и год после, – разбойником вне закона. Но по какой то странной случайности никто не видит этого. Роль его еще не кончена. Человека, которого десять лет тому назад и год после считали разбойником вне закона, посылают в два дня переезда от Франции на остров, отдаваемый ему во владение с гвардией и миллионами, которые платят ему за что то.

Движение народов начинает укладываться в свои берега. Волны большого движения отхлынули, и на затихшем море образуются круги, по которым носятся дипломаты, воображая, что именно они производят затишье движения.
Но затихшее море вдруг поднимается. Дипломатам кажется, что они, их несогласия, причиной этого нового напора сил; они ждут войны между своими государями; положение им кажется неразрешимым. Но волна, подъем которой они чувствуют, несется не оттуда, откуда они ждут ее. Поднимается та же волна, с той же исходной точки движения – Парижа. Совершается последний отплеск движения с запада; отплеск, который должен разрешить кажущиеся неразрешимыми дипломатические затруднения и положить конец воинственному движению этого периода.
Человек, опустошивший Францию, один, без заговора, без солдат, приходит во Францию. Каждый сторож может взять его; но, по странной случайности, никто не только не берет, но все с восторгом встречают того человека, которого проклинали день тому назад и будут проклинать через месяц.
Человек этот нужен еще для оправдания последнего совокупного действия.
Действие совершено. Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится.
И проходят несколько лет в том, что этот человек, в одиночестве на своем острове, играет сам перед собой жалкую комедию, мелочно интригует и лжет, оправдывая свои деяния, когда оправдание это уже не нужно, и показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им.
Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам.
– Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а Я двигал вас?
Но, ослепленные силой движения, люди долго не понимали этого.
Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад.
Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад?
Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами – государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.
Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели.
Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее?